Научная статья на тему 'Компьютерные технологии и интернет в современном образовании'

Компьютерные технологии и интернет в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
3823
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / COMPUTER TECHNOLOGIES IN EDUCATION / РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ / ROLE OF COMPUTER TECHNOLOGIES IN EDUCATION / ПРЕДЕЛЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ / LIMITS OF USE OF COMPUTER TECHNOLOGY IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ванюхина Надежда Владимировна

Статья посвящена анализу роли и возможностей использования компьютерных технологий и интернета в современном образовании, а также возникающих в связи с этим пределов и противоречий. Описано использование компьютерных технологий и интернета в образовании в качестве средства познавательной деятельности, хранения и предъявления информации, усиления мотивации учения, систематического самоконтроля и рефлексии деятельности. Названы негативные эффекты использования компьютерных технологий и интернета, связанные с отсутствием современной компьютерной базы в школах и университетах, неготовностью педагогов изменить традиционные методы обучения, некачественными интернет-материалами, а также с возникновением интернет-аддикции у постоянных пользователей интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ванюхина Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER TECHNOLOGY AND INTERNET IN MODERN EDUCATION

The article analyzes the role and possibilities of using computer technology and the Internet in modern education, and also limits and contradictions arising in connection with these. There are described the use of computer technology and the Internet in education as a means of cognitive activity, storage and presentation of information, strengthening of learning motivation, systematic self-monitoring and reflection activities. There are identified negative effects of using computer technology and the Internet, related to the lack of modern computer facilities in schools and universities, unwillingness of teachers to change traditional teaching methods, poor quality of Internet materials, as well as emergence of Internet addiction among regular users of the Internet.

Текст научной работы на тему «Компьютерные технологии и интернет в современном образовании»

Н.В. Ванюхина

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНТЕРНЕТ ...

УДК 37:004

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНТЕРНЕТ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

© 2015

Н.В. Ванюхина, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Психология развития и психофизиология»

Институт экономики, управлении я и права (г.Казань), Россия

Аннотация. Статья посвящена анализу роли и возможностей использования компьютерных технологий и интернета в современном образовании, а также возникающих в связи с этим пределов и противоречий. Описано использование компьютерных технологий и интернета в образовании в качестве средства познавательной деятельности, хранения и предъявления информации, усиления мотивации учения, систематического самоконтроля и рефлексии деятельности. Названы негативные эффекты использования компьютерных технологий и интернета, связанные с отсутствием современной компьютерной базы в школах и университетах, неготовностью педагогов изменить традиционные методы обучения, некачественными интернет-материалами, а также с возникновением интернет-аддик-ции у постоянных пользователей интернета.

Ключевые слова: образование, компьютерные технологии в образовании, роль компьютерных технологий в образовании, пределы использования компьютерных технологий в образовании.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Наше общество становится информационным обществом, в котором информационные и коммуникационные технологии играют все возрастающую роль. Установлено, что в 2015 году 50 миллионов людей в 153 странах пользуются интернетом [11]. Реагируя на возникновение потребности в новых навыках и базовых знаниях информационного общества, учебные заведения внедряют новые учебные программы и методы обучения.

Актуальность исследования компьютерных технологий и интернета в современном образовании заключается в наличии нескольких противоречий и неясностей в вопросе возможностей их использования в учебно-воспитательном процессе. Первое противоречие заключается в том, что ведя борьбу с «болезнью XXI века» - интернет-зависимостью, педагоги призываются к поощрению большего погружения в интернет обучающихся. Второе противоречие составляет разница между поколениями учителей и учеников, усугубляющаяся тем, что современные ученики являются digital natives (рожденными в цифровом мире), в то время как учителя - digital immigrants (пришедшие к цифровому миру) [4].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблема рассмотрения компьютерных технологий и интернета в современном образовании исследуется рядом зарубежных и отечественных исследователей. Причем рассматриваются как положительные (Г.В.Садыкова, Т.Э.Бондарева, А.В.Кучай, В.А.Трайнев и др.), так и отрицательные (S.Medenica, Е.Г.Афанасьева и др.) аспекты широкого вовлечения компьютерных технологий и интернета в образовательный процесс. Однако, остается недостаточно ясным вопрос, насколько широко возможно применение компьютерных технологий и интернета при обучении иностранному (английскому) языку.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью работы являлось исследование компьютерных технологий и интернета в современном образовании.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

1. Описать роль и возможности использования компьютерных технологий и интернета в современном образовании.

2. Проанализировать пределы и противоречия использования компьютерных технологий и интернета в современном образовании.

Объектом исследования являются компьютерные технологии и интернет. Предметом исследования - использование компьютерных технологий и интернета в современном образовании.

В работе использовался метод анализа литературных источников.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Развитие информационных технологий дало возможность миллионам людей не просто искать информацию во всемирной паутине, но и стать активными участниками недавно возникшей культуры участия (термин Х.Дженкинс) [цит. по 9], то есть стать создателями информации. Новые компьютерные технологии позволяют не профессионалам создавать собственные сайты и публиковать информацию онлайн. Использование социального программного обеспечения (вики, блоги, веб-конференции и др.) используются в образовании, так как делают возможным синхронное (в режиме реального времени) и асинхронное (отсроченное) общение участников, находящихся друг от друга на значительном расстоянии, а также поощряет совместное конструирование знаний [9].

Н.В.Максимов с соавторами называют время с 1990 года гуманитарным периодом или «золотым веком» развития информатизации. Это обусловлено резким возрастанием круга пользователей компьютерами и интернетом, появлением большого разнообразия электронных устройств, развитием систем коммуникации и повышением роли интерфейсных, коммуникационных и навигационных возможностей соответствующих систем [7]. Р.А. Фахрутдинова и Р.Р.Фахрутдинов определяют рубеж XX-XXI вв. веком технологической культуры [20]. Г.В.Садыкова считает, что это же время использование компьютера для изучения иностранного языка вступает в интегративную стадию. Она характеризуется направленностью внимания, в первую очередь, на содержимое, и лишь потом - на форму и стратегии; студентоцентри-рованностью, в противоположность педагогоориентиро-ванности. Она позволяет организовать интегративную деятельность по отработке навыков, обогатить традиционные методы изучения языка [9].

Внедрение технологий в образование во многом зависит от их качества, цены и доступности. Современные компьютерные технологии стали не только легкими в использовании, но и бесплатными или практически бесплатными. Выигрыш образовательных институтов от данной тенденции состоит в том, что они могут вкладывать свои ограниченные средства не в приобретение технологий, а в обучение педагогов их применению. Более того, ширится практика распространения информации. Многие ведущие университеты мира публикуют онлайн собственные разработки (учебные планы, программы, описание курсов и пр.), распространяя таким образом качественные образовательные материалы среди всех заинтересованных лиц.

Растущая социальная роль информации в современном обществе ставит новые цели и задачи перед системой образования, возлагает новые обязанности на педагогов, студентов и их родителей. Во времена стремительного

Н.В. Ванюхина

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНТЕРНЕТ .

развития информационных технологий и глобальной цифровизации информации формирование технологической грамотности членов общества становится особо важным. Необходимо обучать граждан искать, анализировать и эффективно использовать ненапечатанные источники информации. В данном вопросе решающая роль принадлежит образованию. Именно в системе образования первоочередное значение обретают вопросы адекватной подготовки педагогов, способных эффективно интегрировать технологии в учебно-воспитательных процесс и преподать основы медиаграмотности [8].

Важно отметить, что понятие грамотности так же стремительно меняется, как и развиваются компьютерные технологии. В своем взрывном развитии компьютерные технологии затрагивают такие социальные черты общества, которые постепенно формировались веками. Учитывая данную тенденцию, можно назвать современное общество информационным, несмотря на то, что не все стороны социума еще затронуты данным шагом научно-технического прогресса [12].

В связи с этим, Г.В.Садыкова подчеркивает, что если раньше под грамотностью понималась способность расшифровывать печатные тексты, то сейчас это более сложное понятие, включающее в себя такие навыки, как понимание методов медиавоздействия, расшифровку политической информации по телевидению, манипулирование цифровыми устройствами и текстами 9]. В.С.Безрукова дает следующее определение компьютерной грамотности - «совокупность знаний об информационном обществе и компьютеризации, умений и навыков пользования компьютером и личностных качеств, обеспечивающих успешность создания гибридного интеллекта» [3, с.383].

Вместе с развитием информационных технологий и трансформацией понятия «компьютерная грамотность» меняется и понимание роли компьютера и интернета в образовании [13-19]. С момента появления компьютеров педагоги начали искать пути использования открывающихся возможностей для обучения. Притягательность подобных инструментов признается многими педагогами и побуждает их интегрировать компьютерные технологии в учебный процесс. В развитых странах цифровые технологии применяются во многих аспектах образования: выставление оценок в электронный журнал, электронные базы личных данных, студенты выполняют задания в электронном виде, родители получают отчет об успеваемости детей по электронной почте.

Использование компьютерных технологий и интернета позволяет образовательным учреждениям получить следующий ряд выгод [11]:

1. Образовательные учреждения будут лучше готовить обучающихся к жизни в цифровом обществе, что необычайно важно сейчас, когда люди делятся на «компьютерно-грамотных» и «компьютерно-неграмотных».

2. Использование информационных технологий позволит значительно повысить эффективность образовательного процесса.

3. Сформированные идеи толерантности и уважения к другим культурам будут способствовать искоренению предрассудков по отношению к меньшинствам.

4. Использование интернета поможет связать абстрактный изучаемый материал с реальной жизнью.

Анализ исследований влияния компьютера на обучение позволяет сделать следующие выводы [6, 8]:

Наилучшие результаты достигаются при использовании компьютера в качестве дополнения к традиционному обучению.

- Использование компьютера улучшает навыки письма.

- Использование компьютера уменьшает время, затрачиваемое на обучение.

- Использование компьютера улучшает отношение обучающихся к учебному процессу и усиливает их мотивацию.

- Использование компьютера приносит наибольшую пользу ученикам младшего возраста и ученикам с посредственной успеваемостью.

- Использование компьютера менее затратно, чем занятия с репетитором.

- Использование мультимедийных технологий стимулирует когнитивные аспекты обучения.

- Использование мультимедийных технологий помогает в развитии навыков совместной работы и коллективного познания.

Компьютерные технологии и интернет могут стать не только эффективным инструментом обучения и значительно повысить его результативность, но также являются исследовательским инструментом, который позволяет сформировать всемирную исследовательскую сеть. Россия наряду с другими странами стремится создать унифицированную информационно-интеллектуальную среду, основанную на сетевых технологиях [8]. Республика Татарстан является лидером в развитии информационных технологий и внедрении их в повседневную жизнь граждан. Единый портал госуслуг, позволяющий с помощью интернета отслеживать множество сфер жизни, начиная с записи к врачу, и заканчивая данными налоговой инспекции и ГИБДД, значительно облегчает организацию жизнедеятельности. Массовые курсы повышения компьютерной грамотности обеспечивают широкое распространение применения данных технологий среди различных возрастных и социальных слоев населения.

Рост компьютерной грамотности населения позволяет широко использовать компьютер в качестве средства познавательной деятельности, расширяет возможности хранения и предъявления информации, усиливает мотивацию учения, позволяет осуществлять систематический самоконтроль и рефлексию деятельности, выполняет психотерапевтические функции, повышает самочувствие и самоутверждение [3]. Однако, чрезмерное использование компьютера и интернета порождает отрицательные явления в психологических, социально-психологических и социальных характеристиках людей и общества в целом [21-25].

Неверно считать, что электронные устройства применяются только для работы и обучения, а также используются в течение рационального количество времени. 36% россиян признаются, что проводят в Сети слишком много времени, причем 38% из них используют интернет не для работы, а для развлечения [5]. Из-за скуки люди вступают в чрезмерные бессодержательные разговоры с виртуальными друзьями и устанавливают сомнительные контакты. Это означает, что данных людей затрагивают, в основном, негативные явления информатизации, по сравнению с возможным положительным эффектом. Также это показывает размер проблемы взаимоотношения человека и виртуального мира, которая возникла в связи с информатизацией общества.

Одним из существенных негативных последствий компьютеризации К. Янг считает игроманию (гемблинг-зависимость) - нездоровое увлечение компьютерными играми, в которых игрок берет на себя роль виртуального персонажа и живет его жизнью, чувствуя себя в реальности дискомфортно, которая в 25% случаев приобретается в течение полугода после начала систематических игр, в 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по окончании года [цит. по 2]. Игромания является частью более широкого феномена - интернет-зависимости (интернет-аддикции).

Причиной возникновения данного вида зависимостей является то, что развитие интернета сделало общение между людьми быстрым, легким и эффективным, позволило получить доступ к большому массиву информации в любое время. Подобное использование интернета оказывает пагубное влияние на психическое здоровье, ежедневное социальное и экономическое функционирование множества пользователей и может привести

Н.В. Ванюхина

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНТЕРНЕТ ...

к развитию интернет-аддикции - патологического желания использовать интернет [1]. Насколько широко распространена интернет-аддикции, можно судить по результатам исследования, опубликованного в 2006 году в Южной Корее, в котором говорится, что примерно 210 тысяч южнокорейских детей (в возрасте от 6 до 19) имеют подобного рода зависимость и нуждаются в лечении [1, с. 70].

Наиболее эффективной формой противостояния ин-тернет-аддикцции является профилактика, которая состоит в осведомленности о сути проблемы, поиске причин ухода о реальности, устранении данных причин и уменьшении времени, проводимом за компьютером. При активном использовании компьютерных технологий и интернета в обучении данные принципы профилактики интернет-зависимости оказываются нарушенными, что может привести к возникновению заболевания у обучающегося.

При изучении иностранного языка пользователь интернета сталкивается со множеством негативных аспектов. Среди массива информации бывает сложно найти нужную, а после обнаружения трудно определить степень ее надежности и достоверности, так как публиковать информации может любой пользователь, в том числе - не имеющий никакого представления об обсуждаемой проблеме. Кроме того, в интернете обучающийся может столкнуться с некорректным использованием языка, ошибками в произношении, написании и грамматике, сленгом, нецензурными выражениями и пр. [11]

Значительной проблемой остается и подготовленность педагогов к изменению методов преподавания. Несмотря на достижения в области применения информационных технологий в обучении, в настоящее время недостаточно разработаны информационные технологии обучения гуманитарным дисциплинам. В основном, проблема состоит в недостаточном учете специфики содержания предметной области знания [10]. Также затруднение педагогов бывают вызваны либо чрезмерными ожиданиями, либо неготовностью модернизировать традиционные подходы к обучению [11].

Использование мультимедийных средств ограничивается отсутствием современной компьютерной базы в школах и университетах, пренебрежением новыми информационными средствами в педагогической деятельности, недостаточной поддержкой интернета и др., что не может не влиять на отношение педагогов к компьютерным технологиям [6].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Со стремительным развитием компьютерных технологий наше общество вступает в «золотой век» развития информатизации, век технологической культуры, гуманитарный период, когда резко возрастает число пользователей интернета и большого разнообразия электронных устройств. Данная тенденция ставит новые цели и задачи перед системой образования, дает новые возможности и обязанности педагогам, студентам и их родителям. Компьютерные технологии и интернет позволяют организовать интегративную деятельность по отработке навыков, обогатить традиционные методы обучения. Особенно эффективно использование информационных технологий для отдельных групп обучающихся.

Вместе с более широким использованием компьютерных технологий и интернета в образовании в качестве средства познавательной деятельности, хранения и предъявления информации, усиления мотивации учения, систематического самоконтроля и рефлексии деятельности. Вместе с тем, возникает ряд негативных эффектов и ограничений использования компьютерных технологий и интернета, связанных с отсутствием современной компьютерной базы в школах и университетах, неготовностью педагогов изменить традиционные методы обучения, некачественными интернет-материалами, а также с возникновением интернет-аддикции у посто-

янных пользователей интернета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Medenica S. Internet and computer addiction: "new age" disease of the 21st century = Интернет и компьютерная зависимость: новая болезнь XXI века / S.Medenica, M.Racic, V.Joksimovic // BIOMEDICINSKA ISTRAZIVANJA. - 2015. - Июнь. - С.69-75

2. Афанасьева Е.Г. Гемблинг-зависимость учащихся СОШ от компьютерных игр: опыт реализации программы социально-педагогической профилактики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - №2(11) - С.13-17

3. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). - Екатеринбург, 2000. - 937 с.

4. Бондарева Т.Э. Дидактические возможности социальных сетей в обучении английскому языку в школе / Материалы XIII Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» / ИТО-Ростов-2013 // URL: http://rostov.ito.edu.ru/2013/ section/210/97589/index.html

5. Добрынина Е. Россияне стали интернет-зависимыми / Российская газета. - 01.04.2013 // URL: http:// www.rg.ru/2013/04/01/internet-site.html

6. Кучай А.В. Интеграция мультимедийных технологий в процесс обучения // Карельский научный журнал. - 2013. - №4(5) - С.22-24

7. Максимов Н.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие / Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - М.: Форум, 2010.

- 496 с. // http://znanium.com/bookread.php?book=180612

8. Садыкова Г.В. Information-Communication Technologies in Language Teaching = Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: Методическое пособие для студентов и аспирантов отделения английского языка и литературы / Казан. гос. ун-т. Филол. фак-т. Каф. романо-герм. филол.; Сост. Г. В. Садыкова. - Казань: Казан. гос. ун-т им. В. И. Ульянова - Ленина, 2009.- 38 с.

9. Садыкова Г.В. Инновационные технологии преподавания английского языка: Методическое пособие для студентов IV курса отделения английского языка и литературы (На английском языке). / Сост. Г.В. Садыкова. - Казань: Казан. гос. ун-т им. В. И. Ульянова

- Ленина, 2003.- 30 с.

10. Сергушина О.В. Информационное обеспечение учебной деятельности студентов вуза по педагогике: постановка проблемы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2014. - №4(9) - С.112-113

11. Смирнова Е.В. Перспективы преподавания иностранного языка в условиях информационного поликультурного и мультилингвального общества России // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - №2(11) - С.105-110

12. Трайнев В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании [Электронный ресурс] / В. А. Трайнев, В. Ю. Теплышев, И. В. Трайнев.

- 2-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2013. - 320 с. // http://znanium.com/ bookread.php?book=430429

13. Митин А.Н. Компетентностный подход в обучении информационным технологиям с использованием электронных образовательных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 93-96.

14. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Повышение познавательной активности студентов в профессиональном обучении с применением новых информационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 123-125.

15. Сальников И.И. Информационные технологии в вузовской науке на современном этапе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 10 (14).

КВ. Ванюхина

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНТЕРНЕТ .

С. 10-12.

16. Назмиева Э.И. развитие социокультурной компетенции будущих специалистов с использованием информационных технологий (на примере иноязычной подготовки в вузе) // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 99-102.

17. Шкиль О.С. Профессиональная компетентность дизайнеров в решении профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 137-140.

18. Богданова А.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с применением технологии учебных полей как научная проблема // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 46-50.

19. Сергушина О.В., Евсеева О.А. Информационное обеспечение учебной деятельности студентов вуза по педагогике: постановка проблемы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 112-113.

20. Фахрутдинова, Р.А. Социально-педагогическое

проектирование формирования личности / Р.А. Фахрутдинова, Р.Р. Фахрутдинов // Известия КГАСУ. -2012. - № 2 (20). - С. 195-199

21. Григорьева О.В., Ванюхина Н.В. Психоэмоциональная сфера подростков с зависимостью от интернета // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 32-35.

22. Моталлеби М. Связь между проблематичным использованием интернета и метапознавательными возможностями студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 152-154.

23. Ярушкин Н.Н., Сатонина Н.Н. Информационный экстремизм в интернете как средство манипулирования сознанием // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 140-144.

24. Нелюбина Е.А., Амитрова М.В., Гусарова Ю.В. Языковые особенности интернет-дискурса // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 21-23.

25. Белкина Ю.А., Куценко Е.В. Мем как часть интернет-дискурса // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 77-79.

COMPUTER TECHNOLOGY AND INTERNET IN MODERN EDUCATION

© 2015

N.V. Vanyukhina, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of the chair «Developmental psychology and psychophysiology»

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Abstract. The article analyzes the role and possibilities of using computer technology and the Internet in modern education, and also limits and contradictions arising in connection with these. There are described the use of computer technology and the Internet in education as a means of cognitive activity, storage and presentation of information, strengthening of learning motivation, systematic self-monitoring and reflection activities. There are identified negative effects of using computer technology and the Internet, related to the lack of modern computer facilities in schools and universities, unwillingness of teachers to change traditional teaching methods, poor quality of Internet materials, as well as emergence of Internet addiction among regular users of the Internet.

Keywords: education, computer technologies in education, role of computer technologies in education, limits of use of computer technology in education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.