Научная статья на тему 'Компьютерные средства как педагогический феномен'

Компьютерные средства как педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА / COMPUTER ENVIRONMENT / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН / PEDAGOGICAL PHENOMENON / НОСИТЕЛИ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / ALTERNATIVE EDUCATION CARRIERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насс О.В.

В статье показано, что современные компьютерные средства несут в себе педагогическую функцию как таковую и, объединенные в информационную среду учебного заведения, выступают как педагогический феномен, изменяющий подходы к образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER ENVIRONMENT AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON

The article shows that modern computer environment bears a pedagogical function as such and, incorporated into the infomedia of an educational institution, constitutes a pedagogical phenomenon changing approaches to educational activity.

Текст научной работы на тему «Компьютерные средства как педагогический феномен»

От математической модели системы «линейный ИЗН - Я-элемент» в графической форме (рис. 2б) перейдём к модели в форме аналитических уравнений. Вычитая из одного уравнений другое, приходим к ЗНК:

u =(R i

u =1Ухх

и =ТУхх - Г 1 0 = ихх - г 1 -

Я 1.

Расчёт режима по точке пересечения графиков даёт координаты - силу тока и напряжения в цепи, собственно, «закон Ома для полной цепи» как часть решения системы уравнений Кирхгофа:

1 = Ухх /(Я + г); и = УххЯ/(Я + г).

Из анализа второго уравнения можно сказать, что напряжение холостого хода делится на две части между внешней нагрузкой и потерями в резистивном источнике. Из анализа графика следует, что при работе на внешнюю нагрузку задающее напряжение всегда меньше напряжения холостого хода (ЭДС напряжения). При аналитическом методе расчёта «контура» в системе уравнений также присутствует уравнение ЗТК 1! = 12 = 1.

Спецкурс «Введение в учебное проектирование электронных устройств» предусматривает участие студента в учебно-методических проектах (УМП). Актуальным вопросом начального этапа радиотехнической подготовки студента младшего курса является технология учебного проектирования линейных четырёхполюсников и цепей смещения. Обсуждение этого вопроса связано с практическими действиями и учебным экспериментом. Теоретическая и практическая возможность представления ЭУ типовыми структурами заданного функционала позволяет перейти к процессу учебного проектирования электронных схем через создание библиотеки двух- и трехэлементных четырёхполюсников. Библиотека шаблонов простейших ЭУ как «чёрных ящиков» с заданным функционалом позволяет осуществлять обучение чтению принципиальных схем ЭУ.

Технология проектирования ЭУ - важный вопрос, который также, с нашей точки зрения, требует обсуждения в рамках спецкурса. Методики эффективного соединения теории и практики, на наш взгляд, должны опираются на УМП на всех уровнях обучения будущих учителей в высшей школе. Компоненты УМК можно рассматривать в качестве значимого изделия проектной деятельности, как средство обучения и предмет обучения. Одним из главных компонентов УМК яв-

УДК 374.1 ББК 74.00.73

ляется учебное пособие, в котором реализуется содержательная составляющая и модель обучения. Для реализации программы спецкурса нами разработан и внедряется в практику УМК, ориентированный на применение наборов «Электроника» лаборатории L-микро®. Основным структурным элементом УМК является учебное пособие «Введение в учебное проектирование электронных устройств» [4]. Содержание учебного пособия соответствует дисциплинам предметной подготовки «Электрорадиотехника» и «Физическая электроника» ГОС ВПО РФ по направлениям «физико-математическое образование» и «технологическое образование». В пособии рассмотрены основы учебного проектирования ЭУ: математическое и информационное моделирование. Модели простейших элементов цепи и электронных систем описаны на языке графического анализа. Переход от моделей элементов цепи к структуре электронной системы выполнен на основе графического представления структурных законов Кирхгофа методом «опрокинутой характеристики». Каждая глава содержит примеры и технические задания для организации учебного проектирования средств обучения и электронных схем. Учебное пособие предназначено для студентов физико-математических и индустриально-технологических факультетов педагогических университетов и учителей, которым предстоит работать в условиях профильного обучения школьников направлению «Электротехника/радиоэлектроника».

Степень освоения студентами-физиками учебной технологии математического и информационного моделирования ЭУ оценивалась нами по результатам выполнения творческих заданий и мини-проектов на разработку модулей элективных курсов по электронике, ориентированных на условия профильного обучения. Эффективность учебной технологии подтверждается результатами проведённого нами эксперимента.

Литература

1. Сборник нормативных документов: физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.

2. Королёва Л.В. О подготовке учителя к преподаванию в условиях профильного обучения / Л.В. Королёва, М.Ю. Королёв, Н.И. Одинцова, Н.С. Пурышева, И.М. Смирнова // Наука и школа. - 2006. - № 6.

3. Гомоюнов К.К. Транзисторные цепи. - СПб: БХВ-Петербург, 2002.

4. Венславский В.Б. Обучение основам радиоэлектроники будущих учителей профильных классов / Материалы VII Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». - Ч. 2. - М.: Школа будущего, 2008.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИИ ФЕНОМЕН

О.В. Насс, кандидат педагогических наук, докторант кафедры аудиовизуальных технологий обучения МПГУ (499)246-44-78

В статье показано, что современные компьютерные средства несут в себе педагогическую функцию как таковую и, объединенные в информационную среду учебного заведения, выступают как педагогический феномен, изменяющий подходы к образовательной деятельности.

Ключевые слова: компьютерные средства, педагогический феномен, носители альтернативного обучения.

COMPUTER ENVIRONMENT AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON

Nass O.V.

The article shows that modern computer environment bears a pedagogical function as such and, incorporated into the infomedia of an educational institution, constitutes a pedagogical phenomenon changing approaches to educational activity. Keywords: computer environment, pedagogical phenomenon, alternative education carriers.

Развитие средств вычислительной и телекоммуникационной техники, широкое распространение компьютерных средств - все это сформировало сегодня предпосылки для появления в учебных заведениях информационной среды. Она формируется совокупностью компьютерных средств, созданных для совершенствования и повышения эффективности административной, учебной и научной деятельности. Данная среда предполагает наличие электронных библиотек, создание системы дистанционного и смешанного обучения, предоставляет необходимые современному учреждению информационные сервисы, создает условия и предпосылки [2] для самовоспитания и саморазвития обучающихся, формирования у них знаний и умений в повседневной жизни в ходе постоянной работы с компьютером.

В этих условиях обучающиеся имеют большую свободу выбора, ведь они могут получить знания и умения, проконтролировать качество их усвоения не только с помощью педагога и непосредственно в его присутствии, но и самостоятельно с применением компьютерных средств.

Необходимость физическое посещение учебных классов не стоит так остро, ведь достаточно опытные в использовании компьютера обучающиеся могут, исходя из собственных запросов, обращаться к компьютеру, в том числе к глобальной сети Интернет как к носителю значительного объема информации.

При этом педагогу необходимо дать обучающимся опорные знания и умения, с помощью которых, на уровне своей реальной подготовленности, они смогут обучаться самостоятельно с применением компьютерных средств. Отношение между традиционным и самостоятельным обучением с применением компьютерных средств строятся в соответствии с принципом дополнительности.

Как видим, современное образование нельзя понять без изучения педагогического феномена компьютерных средств объединенных в информационную среду учебного заведения.

Под феноменом (от греч. рЬатошепоп - являющееся) обычно понимают [1] необычайный, исключительный факт, явление, данное нам в опыте, чувственном познании или философское понятие, в котором обнаруживается сущность чего-нибудь.

Существует такое научное направление, как «феноменология» исследующая теорию и практику познания, анализа и систематизации феноменов. Изучаются [1, 3] педагогические феномены: образовательной среды, гуманизации, информатизации, компьютеризации, интенсификации обучения, антро-пологизации, переориентации ценностных смыслов и управления педагогическим процессом.

Под педагогическим феноменом компьютерных средств мы понимаем то, что они несут в себе педагогическую функцию как таковую и, объединенные в информационную среду учебного заведения, выступают носителями альтернативного обучения.

Это в значительной степени меняет походы к образовательной деятельности в целом:

• уменьшается количество аудиторных часов, увеличивается объем самостоятельной работы, выполняемой обучающимися, в связи с этим пересматривается содержание преподаваемых дисциплин, изменяются формы и методы

обучения, увеличивается учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

• компьютерные средства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса, они используются при формировании знаний и умений, контроля качества образовательной деятельности:

о для повышения информационной емкости и наглядности занятий, усиления познавательно-мыслительной деятельности обучающихся, индивидуализации и дифференциации их обучения;

о для оперативности связи, активизации включения обучающихся в образование, для достижения максимальной эффективности управления их образовательным процессом;

о для эффективности организации самостоятельной работы, выполняемой обучающимися, и обеспечения ее контроля;

• изменяется место педагога в учебном процессе - от единственного источника знаний и умений, когда занятия проходят при его участии и непосредственном присутствии, к роли организатора и методического руководителя образовательной деятельности обучающихся;

• у педагога появляются дополнительные функции: тьютора, побуждающего обучающихся к образовательной деятельности, эдвайзера, оказывающего содействие в выборе траектории обучения, создателя компьютерных средств, - все это требует от учителя значительно более высокой профессиональной квалификации.

Сформируем основные принципы применения компьютерных средств как педагогического феномена:

• принцип добровольности их использования;

• принцип развития познавательного интереса и способностей обучающихся;

• принцип занимательности и систематичности;

• принцип индивидуального подхода к каждому обучающемуся;

• принцип создания положительного эмоционального фона, психологического комфорта для обучающихся;

• принцип взаимосвязи занятий с применением компьютерных средств и традиционных занятий.

Выводы: современные компьютерные средства представляют собой педагогический феномен, так как несут в себе педагогическую функцию как таковую и, объединенные в информационную среду учебного заведения, выступают носителями альтернативного обучения, что в значительной степени меняет походы к образовательной деятельности.

Литература

1. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен: Монография. -Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2006.

2. Овакимян Ю.О., Полозов Б.Н. Системный подход к анализу использования ТСО на уроке // Технические средства обучения и моделирование учебного процесса. - М., 1981.

3. Харченко Л.Н., Редько Л.Л. Феномены современного высшего образования в России / Ставропольский региональный государственный педагогический институт детства // Ставропольская краевая библиотека для слепых имени В. Маяковского. - 2008 (http://www.skbs.ru/search/textview).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.