Научная статья на тему 'Компьютерные информационные технологии и профессиональное образование студентов в современных условиях'

Компьютерные информационные технологии и профессиональное образование студентов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
544
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдрахманова Зульфия Амуровна

В статье обосновывается актуальность решения проблемы внедрения компьютерных инфор мационных технологий в современное профессиональное образование; анализируется состояние указанной проблемы на основании нормативно правовой базы и методологии образовательного процесса; предлагаются пути решения проблемы в образовательном пространстве вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерные информационные технологии и профессиональное образование студентов в современных условиях»

Библиографический список 2, Педагогические технологии / под общей ред.

1. Концепция высшего педагогического обра- B.C. Кукушкина. - Ростов н/Д, 2004. зования Республики Казахстан. - Астана, 2005.

З.А. АБДРАХМАНОВА

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье обосновывается актуальность решения проблемы внедрения компьютерных информационных технологий в современное профессиональное образование; анализируется состояние указанной проблемы на основании нормативно правовой базы и методологии образовательного процесса; предлагаются пути решения проблемы в образовательном пространстве вуза.

Мировое сообщество переживает сегодня информационную революцию, которая затрагивает практически все слои общества, включая сферу культуры и искусства. Стремительное развитие компьютерных информационных технологий меняет сложившиеся требования, предъявляемых к современному специалисту, делая их жесткими и более объемными. В связи с этим ему необходимо совершенствовать свои знания, для того чтобы стать конкурентоспособным в современных условиях, которые постоянно изменяются на основе научных достижений. Внедрение новых информационных технологий во всех сферах современной жизни привело к тому, что умение работать на компьютере является необходимым атрибутом профессиональной деятельности любого специалиста и во многом определяет уровень его востребованности в обществе.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» указаны основные тенденции, которые определили задачи и направления деятельности профессиональных образовательных учреждений, в число которых входят: 1) интенсивное, опережающее развитие образования, следовательно, особенности профессиональной подготовки будущих специалистов детерминированы потребностями общества в повышении качества их образования, а динамизм социальных явлений требует от него по-

стоянного приращения знаний, профессионального стиля мышления и умения подходить к анализу действительности, оперативно решать любые производственные вопросы; 2) повышение профессиональной квалификации и переподготовки специалистов, рост их профессиональной мобильности, что обусловливается динамичным развитием экономики, ростом конкуренции, сокращением сфер неквалифицированного или малоквалифицированного труда, глубокими структурными изменениями в сфере занятости

[Ц.

Решение этих задач базируется на понимании субъектом социальной значимости труда по специальности, осознании потребностей в активном овладении профессиональными знаниями и умениями, развитии способностей по преодолению возникающих затруднений.

В процессе профессиональной подготовки происходит осознание личностью мотивов учения, взаимосвязи учебной и профессиональной деятельности, формирование профессиональной направленности и готовности к производственной деятельности.

Одной из задач вуза - является овладение будущим специалистом современной информационной базой, привитие ему навыков и умений, которые помогут в определении путей достижения поставленных целей, принятии оптимальных решений при осуществлении профессиональных

©З.А. Абдрахманова, 2008 81

планов, развитии и реализации творческого потенциала. Подготовка такого специалиста невозможна в условиях информационно-сообщающе-гося обучения, что требует существенного пересмотра прежних подходов к целям, содержанию и структуре обучения.

В контексте Болонского соглашения подчеркивается значимый вклад сферы высшего образования в процесс реализации обучения в течение всей жизни, указывается на необходимость улучшения способов обучения в соответствии со склонностями и возможностями граждан.

Многие аспекты проблемы профессиональной подготовки специалистов посредством использования возможностей компьютерных информационных технологий разрабатывались психологами, педагогами, специалистами в области информационных технологий: вопросы методологии и практики использования компьютерных информационных технологий (А.Г. Гейн, А.П. Ершов, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчики др.); проблемы моделирования и технологизации профессиональной подготовки (В.П. Беспалько, Б.С. Гер-шунский, И.Я. Лернер и др.); подготовка студентов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности (М.И. -Жалдак, Е.М. Разинкина, С. А. Удалов и др.); вопросы использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов разных специальностей (Ю.С. Брановский, Л.И. -Долинер, Ю.М. Корниенко, Е.В. Потехина и др.); вопросы подготовки современных специалистов и изучение влияния компьютерных информационных технологий на содержание подготовки (Г.М. Клейман, А.А. Кузнецов, Е.И. Машбиц, И.В. Роберт и др.).

Анализ изучения компьютерных информационных технологий в высших учебных заведениях показал, что уровень подготовки студентов для профессиональной деятельности не вполне соответствует остро обозначившимся в последние годы потребностям общества.

Будущему специалисту предстоит принимать ответственные решения в условиях неопределенности и, возможно, в кризисных ситуациях. Поэтому очень важно формировать у выпускников способность самостоятельно анализировать ситуацию, опираясь на понимание общих закономерностей и тенденций развития природных, экономических, социальных, культурных процессов, а также научить прогнозированию возможных

последствий принимаемых решений, что составляет высший уровень информационной культуры.

Информационная культура - это умение использовать соответствующим образом набор информационных технологий в своей повседневной деятельности. Так как обучение - это процесс накопления личностью опыта предыдущих поколений, то, обучая студентов компьютерным информационным технологиям, преподаватель может не только передавать знания, но и формировать культуру обучаемых. Именно при изучении дисциплин, на занятиях которых используется компьютер, можно развивать готовность к самообразованию и развивать психические функции, связанные с информационной и алгоритмической деятельностью, усиливать мотивацию к дальнейшему овладению информационной культурой.

Очевидно, что комплекс информационных умений относится к общеучебным и, следовательно, должен формироваться не только на занятиях информатики (хотя здесь ее роль нельзя недооценивать), но и при изучении предметов как естественно-математического, так и гуманитарного циклов.

Учитывая фундаментальность и универсальность, понятия «информация» и методов ее обработки, а также современные тенденции развития компьютерных информационных технологий, становится актуальным применение информационного подхода к проектированию содержания обучения.

Особое значение приобретает процесс построения информационных моделей изучаемых объектов, характерными чертами которого является с одной стороны, существование жестко регламентированных правил построения (которые необходимо разработать), с другой стороны, присутствие творческого начала. Следовательно, выработка умений у студентов неразрывно связана с уровнем развития их творческих способностей. Формирование информационных умений приводит к совершенствованию творческих способностей, что подтверждает творческий характер самой учебной деятельности. Они направлены на формирование и развитие индивидуальных творческих способностей каждого студента и доказывает необходимость применения личностно-деятельно стного подхода в обучении. Результатом чего, в частности, является формирование инфор-

8 2 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова • 2008, том 14

мационных умений у студентов [1, с. 72].

Информационные навыки у студентов базируются на теории, включающей весь предыдущий опыт, а также ранее господствовавших идей и гипотез. Необходимо учить будущих специалистов анализировать информацию, полученную с использованием компьютерных информационных технологий, чтобы из нее с учетом всего предыдущего опыта и личности студента появилось новое знание.

Основными проблемами в преподавании различных дисциплин в настоящее время являются, во-первых, переработка различных учебных курсов для возможности использования компьютера; во-вторых, определение вида и количества информации, которую целесообразнее давать с помощью компьютерных технологий.

Ддя переложения курса на компьютерную технологию обучения преподаватель, ставящий курс, обязан иметь представление не только о предметной области, но и быть компетентным методистом, а также иметь навыки систематиза-при знаний, хорошо ориентироваться в вопросах о возможностях информационных технологий, в совершенстве владеть средствами компьютерной поддержки для достижения того или иного дидактического приема. Кроме этого, ему необходимы сведения о тех технических средствах и программных продуктах, которые будут доступны и полезны как для создания прикладного программного обеспечения, так и для сопровождения учебного процесса [2].

В целом компьютерные технологии обучения представляют собой обучение, основанное на принципах информатики и реализуемые с помощью компьютеров. Главной отличительной особенностью, используемых технологий от традиционных является применение компьютера в качестве нового и динамично развивающегося средства обучения, которое способно радикально изменить систему форм и методов образования [3].

Педагоги-новаторы и исследователи, внедряющие инновации в образовательный процесс,

часто сталкиваются с таким вопросом: почему в некоторых случаях изменения в преподавании предмета осуществляется легко и приводят к повышению эффективности обучения, тогда как в других случаях этот процесс становится болезненным, сопровождается длительным переходным периодом? Готовность и желание человека обучаться - один из ключевых факторов успеха образовательного процесса. Механическое принуждение не может дать положительного результата. Если хорошо знать и понимать, что движет человеком, что побуждает его к действиям и к чему он стремится, то можно построить обучение, таким образом, при котором человек будет стремиться выполнить свою работу наилучшим и наиболее ре зультативным образом. Мы согласны с утверждением Дж. Локка о том, что можно сберечь много времени и усилий, если человек настроен благоприятно, чем при затрате двойного количества времени и усилий, если он это делает неохотно или по принуждению [4], особенно учитывая, что студенты творческих специальностей не всегда понимают, - чем им могут помочь в работе компьютерные информационные технологии.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от

11.02.2002. ~№ 393.

2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 192 с.

3. Матвеева М.А. Компьютерные технологии в профессиональной подготовке учащихся // Компьютерные учебные программы и инновации. ~М., 2000.-№0.- С. 52-62.

4. Юдаков С.Г. Формирование информационных умений и развитие творческих способностей учащихся // Информатика и образование. -2000. -№ 6. -С. 70-74.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 3, 2008 83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.