Научная статья на тему 'КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети старшего дошкольного возраста / компьютерные игры / развитие познавательных процессов дошкольников. / older preschool children / computer games / preschool development.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилипенко М.Ю., Ломаева М.В.

В статье актуализируется проблема использования компьютерных игр в развитии старших дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций. Включение компьютерных игр в познавательную деятельность облегчает решение образовательных задач, а также обеспечивает психологическую готовность детей к работе с современными техническими устройствами. В настоящее время в сети интернет существуют специализированные порталы, которые могут использовать педагоги дошкольных образовательных организаций в работе с детьми по каждой отдельной образовательной области. Компьютерные игры способствуют формированию и развитию новых представлений и умений, а также их закреплению и тренировке. Компьютерные игры являются средством развития ребенка старшего дошкольного возраста, так как способствуют достижению целевых ориентиров, заданных образовательной программой во всех пяти образовательных областях, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пилипенко М.Ю., Ломаева М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER GAMES IN THE DEVELOPMENT OF OLDER PRESCHOOLERS

the article actualizes the problem of using computer games in the development of older preschoolers in the conditions of preschool educational organizations. The inclusion of computer games facilitates the solution of educational tasks, and also ensures the psychological readiness of children to work with modern technical devices. Currently, there are specialized narrowly focused portals that teachers of preschool educational organizations can use in their work on each individual educational area. Computer games contribute both to the formation and development of new knowledge, skills and abilities among preschoolers, as well as to the consolidation of knowledge and training of skills acquired during the entire educational process. Computer games are a means of developing a child of senior preschool age, as they: contribute to the achievement of the targets set by the educational program: the manifestation of initiative and independence in various activities, a positive attitude to the world, the ability to empathize, show their feelings, the development of imagination, the ability to follow rules and norms, express clearly their thoughts and desires; contribute to development of senior preschoolers in all five educational areas defined by the Federal State Educational Standard of Preschool Education.

Текст научной работы на тему «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 373.2

Пилипенко М.Ю. студент

Ломаева М.В., кандидат педагогических наук, доцент декан факультета психолого-педагогического образования

Нижнетагильский государственный социально -педагогический

институт (филиал)

Российский государственный профессионально -педагогический

университет Россия, г.Нижний Тагил

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье актуализируется проблема использования компьютерных игр в развитии старших дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций.

Включение компьютерных игр в познавательную деятельность облегчает решение образовательных задач, а также обеспечивает психологическую готовность детей к работе с современными техническими устройствами. В настоящее время в сети интернет существуют специализированные порталы, которые могут использовать педагоги дошкольных образовательных организаций в работе с детьми по каждой отдельной образовательной области. Компьютерные игры способствуют формированию и развитию новых представлений и умений, а также их закреплению и тренировке.

Компьютерные игры являются средством развития ребенка старшего дошкольного возраста, так как способствуют достижению целевых ориентиров, заданных образовательной программой во всех пяти образовательных областях, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, компьютерные игры, развитие познавательных процессов дошкольников.

Pilipenko M. Y. student

Lomaeva M. V., candidate of pedagogical sciences

associate professor

Dean of the Faculty of Psychological and Pedagogical Education

Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (branch)Russian State Vocational Pedagogical University Nizhny Russia, Tagil

COMPUTER GAMES IN THE DEVELOPMENT OF OLDER

PRESCHOOLERS

Abstract: the article actualizes the problem of using computer games in the development of older preschoolers in the conditions of preschool educational organizations.

The inclusion of computer games facilitates the solution of educational tasks, and also ensures the psychological readiness of children to work with modern technical devices. Currently, there are specialized narrowly focused portals that teachers of preschool educational organizations can use in their work on each individual educational area. Computer games contribute both to the formation and development of new knowledge, skills and abilities among preschoolers, as well as to the consolidation of knowledge and training of skills acquired during the entire educational process.

Computer games are a means of developing a child of senior preschool age, as they: contribute to the achievement of the targets set by the educational program: the manifestation of initiative and independence in various activities, a positive attitude to the world, the ability to empathize, show their feelings, the development of imagination, the ability to follow rules and norms, express clearly their thoughts and desires; contribute to development of senior preschoolers in all five educational areas defined by the Federal State Educational Standard of Preschool Education.

Key words: older preschool children, computer games, preschool development.

Дошкольное образование в современной России основано на принципах, перечисленных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Деятельность педагогов дошкольных образовательных организаций направлена на поддержку разнообразия детства, на создание условий для сохранения уникальности и самоценности периода детства, на лично-развивающее и гуманистическое взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса и уважение личности дошкольника. Именно поэтому в образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций применяются только специфичные для дошкольного возраста формы работы - игра и разнообразные варианты внесения элементов игры во все виды детской деятельности [ФГОС ДО, 2013].

Современный дошкольник очень рано начинает взаимодействие с компьютером и разнообразными девайсами. Сейчас уже не ведутся споры о пользе и вреде компьютера для детей, так как цифровые устройства являются неотъемлемой часть жизни как взрослых, так и детей. Основной вопрос, который привлекает внимание педагогов и родителей заключается в создании условий для безопасного и полезного взаимодействия

дошкольников с цифровыми устройствами, в формировании отношения дошкольников к компьютеру как к средству развития, к источнику новых знаний и умений [Лебедева, 2015, с. 25].

Развивающий потенциал компьютерных игр достаточно полно рассмотрен отечественными и зарубежными деятелями науки. О. А. Нохрина, Л. И. Рыжечкина, Е. В. Колышкина отмечают, что компьютерно-игровая деятельность помогает решать задачи коммуникативного и речевого развития детей, а также творческого, интеллектуального, физического [Нохрина, 2018, с. 58]. Включение компьютерных игр облегчает решение образовательных задач, а также обеспечивает психологическую готовность детей к работе с современными техническими устройствами. Вместе с тем мало внимания уделено потенциалу компьютерных игр в развитии познавательных процессов и личностных качеств дошкольников.

Целью нашей статьи является рассмотрение потенциала компьютерных игр в развитии дошкольников.

Ключевым принципом организации дошкольного образования в нашей стране является «поддержка разнообразия детства» во всех его проявлениях, создание благоприятных условий для естественного и беспрепятственного развития и социализации дошкольников. На этом этапе важным является не натаскивание ребенка на достижение определенных результатов, а погружение его в среду, где процессы его развития, личностного становления, а также формирования интеллектуальных качеств будут эффективными. Именно поэтому результаты освоения программы имеют несколько иную основу, в отличие от результатов на других уровнях общего образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования они представлены как целевые ориентиры, характеристики возможных возрастных достижений и социально-психологических качеств дошкольников [ФГОС ДО, 2013].

Образовательный процесс в дошкольной образовательной организации направлен на развитие у ребенка личностных качеств и формирование возрастных достижений, сформулированных в виде целевых ориентиров. В условиях детского сада, в опыте работы каждой возрастной группы важным является учет особенностей возрастного развития современных детей, учет изменения условий протекания детства, связанных с техническим прогрессом, который, несомненно, влияет на скорость и качество развития познавательных процессов, личностных качеств, интересов детей и создание оптимальных условий для развития детей и их адаптации к новшествам технического прогресса, и на основе этого внесение корректив в образовательный процесс и предметно-пространственную среду.

Для подтверждения актуальности применения компьютерных игр в развитии детей в условиях дошкольных образовательных организаций было проведено исследование на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 18 «Родничок» города Карпинск Свердловской области, в котором приняли участие старшие дошкольники. На базе детского сада была организована компьютерная студия, и сформирована экспериментальная группа из десяти детей в возрасте от пяти до шести лет. В рамках дополнительного образования с согласия родителей с детьми проводились развивающие занятия с использованием компьютерных игр по всем пяти образовательным областям, представленным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Контрольную группу составляли десять дошкольников того же возраста, осваивающие образовательную программу детского сада только в традиционных формах. При проведении диагностики было установлено, что дошкольники, которые в детском саду имеют доступ к компьютерным играм на занятиях, более часто могут проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Путем наблюдения было установлено, что дети, которых в детском саду обучают с использованием компьютерных игр, могут самостоятельно организовывать свою деятельность, чаще занимают лидерские позиции, чаще выбирают более сложные задачи, поскольку чувствуют себя увереннее. Эти дети проявляют положительное отношение к миру, любознательность, желание получать новые знания и умения, познавательную активность. В общении со сверстниками у них на высоком уровне проявляется умение сопереживать и проявлять свои чувства. Они с большим энтузиазмом участвуют в разнообразной игровой деятельности, в том числе, в театрализованных играх, где хорошо умеют передавать ролевое поведение.

Компьютерные игры помогают развивать воображение и креативность. Дети легко переносят умения и навыки в новые условия, владеют механизмами создания образов. Легче, чем сверстникам, детям дается решение логических задач, построение алгоритмов, планирование и самоконтроль.

У детей, которых обучают с помощью компьютерных игр, высоко развиты способности следовать правилам и нормам, что проявляется в образовательной деятельности, в режимных моментах, в играх с правилами, в общении. Отличительной чертой детей является умение ясно выражать свои мысли и желания. По сравнению со сверстниками, дети, которые свободно обращаются с компьютером, могут четко формулировать цели, детально описывать задачи своей деятельности и предполагать результат, которого хотят достичь.

Исходя из этого, мы считаем важным введение компьютерных игр в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций во всех пяти образовательных областях.

По определению В. Р. Гайнутдиновой компьютерные игры - это электронные образовательные ресурсы, предназначенные для детей, функционирующие на основе информационно -коммуникационных технологий, и созданные как цепочка заданий по принципу развивающего обучения [Гайнутдинова, 2021, с. 296].

Ю. В. Батенова определяет компьютерную игру как интерактивную мультипликационную компьютерную программу, имеющую обучающий или развлекательный характер [Батенова, 2016, с. 105].

Для компьютерных игр характерны следующие особенности, обуславливающие эффективность их использования в образовательном процессе дошкольной образовательной организации:

— звуковое сопровождение, динамичность и цветовая насыщенность изображений привлекают внимание дошкольников и увеличивают качество наглядности, доступность информации;

— новизна игр, возможность их изменения, усложнения поддерживают интерес ребенка;

— практическая деятельность, активное управление объектами в игре обеспечивают реализацию деятельностного подхода в обучении, способствуют наилучшему усвоению информации и закреплению пройденного материала;

— индивидуальное выполнение игровых заданий позволяет каждому ребенку выполнять задания в удобном для него темпе;

— разнообразие областей знания, которые охвачены компьютерными играми, способствует расширению кругозора, любознательности, познавательных способностей [Васенина, 2018, с. 10].

В настоящее время в сети интернет существуют специализированные порталы, которые могут использовать педагоги дошкольных образовательных организаций в различных образовательных областях.

К примеру, игры социально -коммуникативной направленности представлены на портале «Iqsha.ru». Здесь создана подборка онлайн-игр по безопасному поведению на дороге, личной безопасности, использованию интернета, обращению с огнем и электричеством, поведению в общественном месте, дома, на природе (https://goo.su/6IEH5f).

В образовательном портале «Kids-smart» (https://kids-smart.ru/) собраны игры на развитие памяти и внимания, на формирование математических представлений, освоение грамоты, развитие логического мышления. Большая часть игр является компьютерной версией традиционных дидактических игр, что облегчает понимание детьми игровых задач.

Речевое развитие может быть успешно организовано с помощью

компьютерных игр портала «Мерсибо» (https://mersibo.ru/). Педагоги могут воспользоваться играми по развитию звуковой культуры речи и произношения, интонации, расширению лексического запаса, формированию грамматического строя речи и связной речи, развития умений строить монолог и вести диалог, овладения чтением и основами грамматики, звука-буквенным анализом.

Для художественно-эстетического развития можно использовать сайт «Разумейкин» (https://www.razumeykin.ru/). Здесь собраны компьютерные игры для дошкольников о видах искусства (изобразительное, скульптура, архитектура, хореография, виды прикладного искусства, зрелищные виды искусства, литература, музыка), о музыкальных жанрах (песня, танец, марш), музыкальных профессиях, высоких и низких звуках, музыкальных инструментах (струнных, духовых, ударных, клавишных), о видах живописи (картины, фрески, мозаика, пейзаж, портрет, натюрморт, иллюстрация, графика), материалах изобразительного творчества (краски, карандаши, мелки и др.). Все игры красочно оформлены, сопровождаются озвученным текстом и объяснением правильных ответов.

В области физического развития также можно использовать несколько сайтов с компьютерными играми. К примеру, на официальном сайте детского сада № 466 г. Екатеринбурга создана вкладка «Интерактивные физминутки и глазные гимнастики», где в открытом доступе имеются материалы для проведения подвижных игр (https://466.tvoysadik.ru/?section_id=45&ysclid=lo8w0ytykz211508009). Большое разнообразие интерактивных физминуток для дошкольников представлено на портале «Учительский портал» (https://www.uchportal.ru/). На сайте «Gamaverse.ru» (https://gamaverse.ru/c/sports/for-6-year-olds/?ysclid=lo8w5izmx6741496369) собраны игры, в которых дети могут освоить правила командных спортивных игр: футбола, баскетбола, хоккея.

Таким образом, в каждой из образовательных областей образовательной программы целесообразно использовать компьютерные игры, направленные на освоение программного содержания, формирование и развитие познавательных процессов, личностных качеств детей дошкольного возраста.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в настоящее время компьютерные игры для дошкольников являются доступным и эффективным развивающим средством. Примерами сайтов, на которых представлены игры для детей дошкольного возраста являются: «Iqsha.ru», «Kids-smart», «Мерсибо», «Разумейкин», «Gamaverse.ru» и так далее. Авторские компьютерные игры, разработанные практикующими педагогами, представлены на официальных сайтах образовательных организаций, к примеру, на официальном сайте детского сада № 466 г. Екатеринбурга. Компьютерные игры являются средством развития ребенка старшего дошкольного возраста, так как способствуют достижению

целевых ориентиров, заданных образовательной программой, развитию старших дошкольников во всех пяти образовательных областях, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Использованные источники:

1. Батенова, Ю. В. Традиционная и компьютерная игра современного дошкольника: сравнительный анализ / Ю. В. Батенова. - Текст: непосредственный // Актуальные проблемы психологического знания. -2016. - № 4. - С. 95-108

2. Васенина, С. И. Развивающие компьютерные игры как средство математического развития детей дошкольного возраста / С. И. Васенина. -Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - №20. - С. 8-10.

3. Гайнутдинова, В. Р. Компьютерные игры как средство развития элементарных математических представлений у дошкольников / В. Р. Гайнутдинова. - Текст: непосредственный // Новаум. - 2021. - № 31. - С. 296-298.

4. Комарова, О. А. Практика реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / О. А. Комарова. -М.: Московский государственный педагогический университет, 2016. - 120 с. - Текст: непосредственный.

5. Лебедева, Т. Ю. Влияние компьютерной игры на развитие детей дошкольного возраста / Т. Ю. Лебедева. - Текст: непосредственный // Бакалавр. - 2015. - № 7-8. - С. 25-28.

6. Нохрина, О. А. Использование компьютерных игр в развитии личности дошкольника / О. А. Нохрина, Л. И. Рыжечкина, Е. В. Колышкина. - Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной науки. - 2018. - № 1. - С. 58-61

7. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов / И. П. Подласый. - М.: Владос-Пресс, 2004. - 365 с. - Текст: непосредственный.

8. Полякова, О. Д. Федеральный государственый образовательный стандарт дошкольного образования: основные идеи и принципы / О. Д. Полякова. -Текст: непосредственный // Научный поиск. - 2014. - № 2. - С. 22-24.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) / - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с. - Текст: непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.