Научная статья на тему 'Компьютерные игры в обучении иностранному языку'

Компьютерные игры в обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2165
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / ОБУЧАЮЩИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / COMPUTER GAMES / EDUCATIONAL COMPUTER GAMES / MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бодрова Елена Владимировна, Трубайчук Людмила Владимировна

Рассматриваются вопросы, связанные с преподаванием английского языка детям дошкольного возраста, с помощью обучающих компьютерных игр. Статья адресована преподавателям дошкольных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computer Games In Learning a Foreign Language

The article raises questions connected with teaching the English language to pre-school children (aged 3-7) via using educational computer games. The article is addressed to teachers of pre-school educational institutions.

Текст научной работы на тему «Компьютерные игры в обучении иностранному языку»

УДК 373.2 ББК 74.102.5

Е.В. Бодрова, Л.В.Трубайчук КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Рассматриваются вопросы, связанные с преподаванием английского языка детям дошкольного возраста, с помощью обучающих компьютерных игр. Статья адресована преподавателям дошкольных учреждений.

Ключевые слова: компьютерные игры, обучающие компьютерные игры, современные обучающие технологии, эффективность образования.

XXI век - это век высоких компьютерных технологий. Информационно -коммуникационные технологии (ИКТ) входят в образовательный процесс на всех этапах [6], даже в дошкольном образовании [2, 5]. Вопросы использования новых информационных технологий освещены в работах

А.И. Азевича, И.Г Белавиной, В.В. Гра-молина, И.В. Бурлакова, Я. Марголиса. Е.И. Машбиц отмечает, что использование компьютера ведет к «повышению эффективности образования» [6, с. 3]. А.И. Азевич считает использование компьютерных обучающих игр одним из «актуальных направлений современной педагогики» [1, с. 39].

Применение ИКТ (информационнокоммуникационных технологий) при обучении иностранным языкам детей дошкольного возраста с 3-х до 7-ми лет, имеет свою специфику. В зависимости от целей и выбранной стратегии их реализации используют различные средства ИКТ:

• обучающее видео;

• компьютерные программы;

• мультимедийные программы;

• интернет (сетевые, обучающие игры,

Skype).

Логика нашего исследования предполагает определение понятия «компьютерная игра», которое мы понимаем как -средство, относящиеся к веку информационных технологий, интернета и современных способов организации учебного процесса.

Обратимся к словарям и определим понятие и роль компьютерной игры.

И.Г Белавина под компьютерной игрой понимает «компьютерную программу или часть компьютерной программы, служащую для организации игрового процесса, связи с партнерами по игре или саму выступающую в качестве партнера» [2, с. 65].

Энциклопедический словарь относит компьютерную игру к «одному из основных и массовых применений микропроцессорной вычислительной техники, относящейся к досугу, воспитанию и образованию» [8].

Таким образом, под компьютерной игрой в образовательном процессе будем понимать такой вид деятельности, который характеризуется взаимодействием игроков (ребенок или группа детей), где компьютерная игра выступает в роли одного из партнеров. И в традиционную схему «педагог-ребенок-учеб-ник» вводится новое звено - компьютер. Взаимодействие педагога и ребенка выглядит следующим образом: «педагог-компьютер-ребенок».

В научной литературе существует несколько классификаций компьютерных игр. Традиционно все игры разделяют на обучающие, развивающие и развлекательные.

Дж. Скандура предлагает выделить закрепляющие (drill-and-practice), наставнические (tutorial), имитационные с педагогическим моделированием [5].

Компьютерные игры в обучении иностранному языку

Е.В. Бодрова, Л.В.Трубайчук

В.В. Грамолин, исходя из мотивационного участия в игре, классифицирует игры на подражательные и выигрышные [3].

В рамках данного исследования для нас представляет интерес обучение детей дошкольного возраста (3-7) лет. Рассмотрим классификацию М.Б Патрушевой, которая предлагает разделить игры по степени обучающего воздействия: тренирующие, закрепляющие и контролирующее [7]. А.И. Азевич отмечает, что в настоящее время недооценены сетевые игры [1].

Таким образом, придерживаясь традиционных взглядов и проанализировав рынок отечественных и зарубежных компьютерных игр, просмотрев игры в интернет ресурсе, классифицируем обучающие игры английскому языку для до-

школьников на интерактивные, сетевые (flash игры) и мотивирующие. Все эти игры выполняют главную функцию - освоение английского языка в увлекательной, игровой форме, а так же повышают мотивацию детей к изучению языка.

Интерактивные игры, как правило, многоуровневые. Они развивают детей и помогают им освоить английский язык с помощью интересных заданий. Сетевые игры ориентированы на освоение или закрепление определенного лексического, грамматического материала в рамках одной flash игры. Мотивирующие игры имеют развлекательный характер. Они озвучены «носителями языка», и являются стимулом для освоения языка.

Представим классификацию обучающих игр в виде рисунка.

Рис. Классификация обучающих игр

Освоение английского языка детьми дошкольного возраста - это интересный и увлекательный процесс. Для эффектив -ности развития и воспитания ребенка, необходимо учитывать возрастные и физические возможности детей.

Мы считаем, что компьютерные игры, обучающие английскому языку, предназначены для детей с 4-х лет. С 3-х летнего возраста можно знакомить детей с компьютером, учить управлять клавишами и мышкой; выучить основные команды на английском языке: «Push the button, please», «Start the game», «Switch on/off the computer», «Click on the button»,..^ так же привлекать компьютерные игры с целью развития мелкой моторики кисти рук, развивать координацию глаз. Это различные виртуальные пазлы, раскрашивание картинок, мани-

пуляции с предметами, например, игры «мечта снеговика», «построй домик».

Рынок компьютерных игр, обучающих детей с 4-х лет английскому языку, разнообразен. Представим содержание игр в виде таблицы (с. 125).

В качестве примера, рассмотрим практическое занятие по английскому языку на тему «My farm» с детьми в возрасте 4-5 лет с использованием ИКТ. Продолжительность занятия - 25 минут.

Задачи занятия: 1) освоить лексику по теме «Ферма»; 2) развить фонетические, лексические навыки, навыки аудирования; 3) формировать интерес к английскому языку.

1. Организационная беседа (3 мин). Hello, How are you today? How do you feel? Are you happy? Yes/No. Take «smile» cards, please and sing a song.

Таблица. Содержание обучающих игр

Название компьютерной игры Содержание игры Задания Игры Умения навыки Возраст ребенка

Инте эактивные игры

Playway to English Лексическое: my world, school, fruit, animals, toys, weather, holidays, my stuff, food Listen and click, listen and click on the picture, listen and drag, find a pair, listen a song, memory game. Развитие памяти, мышления, увеличение лексики по темам, развитие фонематического слуха с 6-ти лет

Tillys Word Fun 1, Tillys Word Fun 2 Лексическое: animals, family, my face, toys, school, food, farm, body, holiday, cloths, food, at home Listen and click, read and match, colors and numbers Увеличение словарного запаса, восприятие на слух, моторные навыки с 4-х лет

Несерьезные уроки (серия игр) Алфавит, счет, цвета, геометриче ские формы. Лексика: семья, животные, мой мир, овощи, фрукты, погода и т. д. Разгадай головоломку, собери пазл, составь рассказ, послушай историю Знакомство с английским алфавитом и счетом, пополнение словарного запаса, навыки правописания иностранных слов и понимание английской речи на слух с 4-х лет

Занимательный английский. Сборник познавательных игр (Антошка - рецепты английского языка, баба - Яга за тридевять земель, английский с дядей Федором, трое из Простоква-шино) Лексическое содержание: my family, school, food, animals, weather, my body, face, my world, shapes, numbers, colors.. .etc Listen and click, read and match, colors and numbers. Послушай, и назови, Составь. пазл, картинку, слово, словосочетание. Позволяет приобрести практические навыки чтения и значительно расширить запас английских слов. с 6-ти лет

Сетевые (Flash) игры

Leam ABC, Tiger ABC, Where is ABC Poohs Match Изучение алфавита (A,B,C,D,E,F,G,...) Find a letter, click on the letter, put letters in the right order. Развитие памяти, изучение алфавита с 6-ти лет

Memory games Лексическое содержание: Parts of the body, face, sport, animals. Find a pair Развитие памяти, фонематического слуха, отработка лексики с 4-х лет

Компьютерные игры в обучении иностранному языку

Е.В. Бодрова, Л.В.Трубайчук

Мотивирующие игры

Ice Age: Continental Drift. Arctic Games. Серия игр Freddi Fish. Dora’sBig Birthday Adventure Dora’s Lost and Found Adventure Diego & Dora Лексика бытовая, специальная (предметы, которые надо найти по ходу игры). Guitar, seed, shell, stars, etc. Задания больше интуитивного характера. Go and find, collect, shake it, dig out, move, etc Развитие фонематического слуха, восприятие монологической и диалогической речи. Формирование активного и пассивного словарного запаса с 6-ти лет

2. Фонетическая зарядка (3 мин). Story about Mr. Tongue. Сегодня наш друг Mr. Tongue приглашает нас прогуляться с ним по лесу (учитель включает кассету с записью шумов леса). Итак, мы с вами в лесу. Под ногами у нас шуршат литья и ветки, иголки и шишки: [sh-sh-sh]. И вдруг на нас нападают комары и жужжат: [z-z-z]. А мы их отгоняем вот так (дети хлопают в ладоши). Комары испугались и улетели, и мы дальше идем по лесу: [sh-sh-sh]. Вдруг на нас нападают пчелы и жужжат: [th-th-th]. Мы стараемся не делать резких движений, и пчелы улетают, а мы с вами выходим на красивую полянку, на ней много разноцветных бабочек и мы говорим: [wau-w-wau]. Мы ложимся на травку и отдыхаем: [o:-o:-o:]. Very good!

3. Речевая разминка (5 мин). Now let’s move a little bit and play the game «What can you do». Создается ритм (дети хлопают в ладоши). What, what, what can you do?^) Maria what can you do? I can ... (run, jump, swim, fly.. .etc).

В это время дети изображают деятельность, которую выбрала Мария (прыгают, бегают, летают).

4. Введение нового материала (7 мин). Now we can go to a Farm:

• Учитель предлагает узнать, кто же живет на ферме. На доске плакат с животными, живущими на ферме (cow, duck, chicken, horse, hare, frog, dog, goat, sheep). Дети называют известных им животных (если такие есть).

• Педагог показывает карточки с изображением животных и произносит название по-английски. Дети повторяют.

• Let’s play the game: Go and Find. Карточки лежат вверх картинкой. Учитель дает команду Go and Find

a...duck, please. Дети ее выполняют по очереди. Very good! Well done!

• Песня «Old McDonald had 4ducks... 4 cows.. .4 dogs.. .4 frogs.. .4 chickens» Дети сначала пытаются услышать и отгадать, кто живет на ферме, а потом поют.

5. Закрепление нового материала (7 мин):

• Давайте вспомним, кто живет на ферме Who lives on the farm?

• Дети смотрят на плакат и называют животных по-английски.

• Компьютерная игра «Tally’s Word Fun 1» раздел «Animals».

Задания:

Listen and click, read and match colors and numbers.

В игровой форме дети закрепляют материал урока.

В качестве домашнего задания можно предложить нарисовать животное, которое живет на ферме, и поиграть дома в игру «Tally’s Word Fun 1».

Классификация обучающих компьютерных игр дает возможность педагогу более тщательно подготовить занятие и наиболее эффективно внедрить ИКТ на нужном этапе.

Подбор компьютерных игр и заданий зависит от учета возрастных особенностей ребенка, например в 3 года мы рекомендуем, такие игры как: «мечта снеговика», пазлы и т. д. С 4-х лет можно использовать игры, обучающие английскому языку: «Tillys Word Fun 1», «Несерьезные уроки».

Таким образом, использование компьютерных обучающих игр - одно из актуальных направлений современной педагогики. Существует ряд преимуществ, при включении обучающих и развивающих игр в процесс овладения иностранным языком: освоение компьютера, интенсификация образовательного процесса, интересная форма подачи материала, визуальные образы наряду с аудио поддержкой, интерактивные задания. Библиографический список:

1. Азевич А.И. Дидактические и информационные аспекты обучающих компьютерных игр // Всероссийская научно-практическая конференция «Развивающие информационные технологии в образовании: исполь-

зование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе». - Томск: «ИТО», 2010. - 407 с.

2. Белавина И.Г. Восприятие ребёнком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии. 1993. N° 3. С. 62.

3. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры // Информатика и образование. 1994. № 4. С. 56.

4. Марголис Я. Компьютерная игра в учебном процессе // Информатика и образование. 1991. № 3. С. 85.

5. Машбиц Е.И. Психолого-педаго-гические проблемы компьютеризации обучения. - М., 1988. - С. 3.

6. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. - М.: Филоматис, 2004. - 407 с.

7. Патрушева М.Б. Обучающие компью -терные игры // [Электронный ресурс]: http:www.i-gnom.ru/

8. Большая электронная энциклопедия // [Электронный ресурс]: http:www. vedu .ru/BigEncDic/

Компьютерные игры в обучении иностранному языку

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.