Научная статья на тему 'КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
компьютерные игры / видеоигры / современные технологии / средства обучения / информационно-компьютерные технологии / неязыковой вуз / оптимизация / дистанционное обучение. / computer games / video games / modern technologies / teaching aids / information and computer technologies / non-linguistic university / optimization / distance learning.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Табуева И.Н., Кашицин И.А.

В статье рассматриваются вопросы с вязанные с применением компьютерных игр в процессе обучения иностранному языку в ВУЗе. Делается экскурс в историю создания и разработки компьютерных игр. В статье дано определение «компьютерной игре», рассмотрены основные преимуществ, направленные на формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции и недостатки данного метода в процессе обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER GAMES AS A MODERN TECHNOLOGY OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LANGUAGE UNIVERSITY

The article deals with the issues related to the use of computer games in the process of teaching a foreign language at a university. An excursion into the history of the creation and development of computer games is made in our article. In addition, it gives the definition of “computer game”, considers the main advantages aimed at the formation and improvement of foreign language communicative competence and the disadvantages of this method in the process of teaching students.

Текст научной работы на тему «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Табуева И.Н.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики,

старший преподаватель кафедры ИНО Кашицин И.А.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, студент 1 курса, факультет информационных систем и технологий

COMPUTER GAMES AS A MODERN TECHNOLOGY OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN

A NON-LANGUAGE UNIVERSITY

Tabueva I.

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education Povolzkiy State University of Telecommunication and Informatics, Senior Lecture, the department of foreign languages

Kashizin I.

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education Povolzkiy State University of Telecommunication and Informatics, The first year student, Faculty of Information Systems and Technologies

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы с вязанные с применением компьютерных игр в процессе обучения иностранному языку в ВУЗе. Делается экскурс в историю создания и разработки компьютерных игр. В статье дано определение «компьютерной игре», рассмотрены основные преимуществ, направленные на формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции и недостатки данного метода в процессе обучения студентов.

Abstract

The article deals with the issues related to the use of computer games in the process of teaching a foreign language at a university. An excursion into the history of the creation and development of computer games is made in our article. In addition, it gives the definition of "computer game", considers the main advantages aimed at the formation and improvement of foreign language communicative competence and the disadvantages of this method in the process of teaching students.

Ключевые слова: компьютерные игры, видеоигры, современные технологии, средства обучения, информационно-компьютерные технологии, неязыковой вуз, оптимизация, дистанционное обучение.

Keywords: computer games, video games, modern technologies, teaching aids, information and computer technologies, non-linguistic university, optimization, distance learning.

В условиях развития международных контактов, в связи с процессами интеграции и глобализации иностранный язык становится фундаментальной учебной дисциплиной не только в языковом ВУЗе, где иностранный язык является ведущим, но и в техническом ВУЗе. Овладение и использование иностранного языка в межкультурном и межличностном общении в профессиональной сфере одна из ключевых компетенций выпускника ВУЗа. Обучение иностранному языку сегодня не только сознательное овладение студентами навыками коммуникативного общения и коммуникативной рефлексии, а приобщение его к культуре, знакомство с нравственными ценностями англоязычных стран, воспитание толерантности к другим культурам. Безусловно, это способствует формированию конкурентоспособной личности, расширению кругозора их успешной социализации студентов.

Процесс информатизации общества и системы обучения в ВУЗе говорит о необходимости совершенствования технологий обучения иностранному

языку, что позволит расширить методы и современные подходы к языковой подготовке студентов.

В 1997 году компания Apple Computer представила миру свой Apple 2. У этого компьютера был цветной дисплей, мог воспроизводить звук и имел встроенный интерпретатор языка BASIC. Apple сделали персональный компьютер доступными для обычных пользователей, к примеру для преподавателей и студентов. Теперь возможностями компьютера пользовались не только опытные технические специалисты, что дало возможность разрабатывать доступное образовательное программное обеспечение для студентов.

Компания The Learning Company была основана психологом из Стэнфорда Тери Перл, программистом Джозефом Уорреном из Atari и учительницей Энн Маккормик родом из США, её беспокоило, что подростки, которых она обучала, медленно и неуверенно читали и в 1979 году она выиграла грант от Apple Education Foundation и вместе с Тери Перл и Джозефом Уорреном стала

разрабатывать обучающие программы для школьников.

К 1984 году The Learning Company разработала и выпустила 15 обучающих игр для детей, в которых они обучались чтению, грамматике и решению логических задач. Компания также заняла первое место в рейтинге торговой ассоциации Software Publishers. Своим примером Энн Маккормик показала учителям по всему миру насколько полезным образовательным инструментом могут быть компьютеры.

Компания Энн Маккормик не была единственной, которая занималась разработкой образовательного программного обеспечения. Игры такого жанра выпускали также Sierra On-Line, Optimum Resource, Daystar Learning Corporation и другие маленькие компании, но развиться до таких же масштабов удалось только компании братьев Дага и Гэри Карлстонов. Компания называлась Braderbund и в разработке приложений принимали участие преподаватели, которые также составляли планы занятий для обучения с помощью этого программного обеспечения. Она также проводила множество семинаров в разных школах для популяризации обучения с применением образовательного ПО и издавала бумажные руководства для пользователей.

К 1991 году компания братьев заняла четверть американского рынка образовательного ПО, после чего успех компании привлек внимание The Learning Company, которая выкупила компанию за 420 млн. долларов.

Интерес к образовательному ПО стали проявлять и предприниматели. В 1983 году поле ухода из Microsoft из-за разногласий с Биллом Гейтсом, Пол Аллен основал собственную компанию Asymetrix Learning Systems, которая разрабатывала среду для обучающего контента ToolBook. Эта среда давала возможность разрабатывать собственные мультимедийные продукты по типу тестов или курсов для проверки навыков и знаний, презентаций и справочных материалов. В 2001 году ToolBook признали одним из самых лучших интерактивных инструментов для электронного обучения.

Появилось понятие «дистанционного обучения». Приложение FirstClass, ставшее первопроходцем в этой области, разработали выходцы из Bell Northern Research - Стив Эсбёри, Джон Эсбёри и Скотт Уэлш. Программа включала в себя инструменты для работы с электронной почтой, конференции для учащихся с преподавателями, а также систему обмена файлами. Программой пользуются до сих пор, к ней подключены три тысячи образовательных учреждений и девять миллионов пользователей по всему миру. Разработки обучающего программного обеспечения продолжаются и получают новое развитие, как например, концепция «интерактивной учебной среды».

Компьютерные видеоигры, один из самых современных и эффективных способов самостоятельного изучения иностранного языка студентами, направленный на повышение их мотивации и заин-

тересованности в языке. Все под словом игра подразумевают какое-то развлечение, которое кроме эмоций ничего не приносит, но это не так. Погружаясь в языковую среду посредством видеоигр, студенты учатся получать необходимые знания, что способствует их самосовершенствованию. С помощью игр можно изучать, например, тонкости коммуникативного общения. Под понятием «компьютерная игра» мы понимаем форму развивающе-раз-влекательного взаимодействия пользователя и компьютера, имитирующую в виртуальном пространстве жизненные и воображаемые ситуации, имеющую значительный образовательный потенциал, который заключается в стимулировании познавательного интереса. [2]

Сегодня, компьютерные видеоигры - вид обучающей деятельности, направленный на развитие коммуникативных навыков у студентов, визуализацию языкового материала с помощью информационно-компьютерных технологий и искусственно созданной среды с помощью звука и графики.

Запоминание является сложным алгоритмом, который использует мозг. Для более лёгкого запоминания используются ассоциации, которые помогают запомнить информацию. В связи с этим, в играх, обучающих английскому языку, обычно используется множество картинок, связанных со словом или текстом которое нужно запомнить пользователю. Положительно на запоминание влияют эмоции, они, помимо лучшего запоминания, мотивируют игрока, ведь так приятно видеть долгожданную надпись «Успех». В играх, которые создаются для изучения языка обычно несколько уровней, в зависимости от сложности языкового материала. Компьютерные игры разработаны так, что они помогают исключить материал, с которым игрок уже знаком, или наоборот слишком много незнакомых слов, и сэкономить его время. Плюсом также является что можно начать с самых азов, и это даёт понимание того, что начать учить английский язык никогда не поздно.

Пользователю не обязательно играть в те видеоигры, которые нацелены исключительно на изучение английского языка. Английский язык является востребованным, поэтому практически все игры, любых жанров, имеют английское озвучивание и субтитры.

Предлагаем рассмотреть преимущества использования видеоигр для изучения английского языка.

1.Заинтересованность в изучении

1. Если игрок «погрузится» в атмосферу игры, то ему безумно будет интересен сюжет. Диалоги и субтитры на английском заставят игрока искать незнакомые слова, чтобы разобраться в сюжете и следить за развитием событий на протяжении всего прохождения игры. Для вовлечения студента в языковую видеоигру и мотивации его на дальнейшее изучение следует фвыбирать игру в соответствии с уровнем владения иностранным языком (A1 уровень 1 (Beginner Core), A2 уровень 2 (Elementary Practice), B1 уровень 3 (Pre-Intermediate

Practice, уровень 4 (Intermediate Practice), C1 Уровень 5 (Upper-Intermediate Core)) и исходя из интересов учащихся.

2. Большой словарный запас

Английский в играх затрагивает разные темы,

несколько игр могут говорить о разных вещах, и словарный запас игрока становится более широким. Интересные фразы и идиомы, возникающие в процессе игры, откладываются в памяти. Начиная играть студенту необходимо иметь доступ к электронному или напечатанному словарю для перевода незнакомых слов или выражений. Преподаватели рекомендуют выписывать все новые слова, для дальнейшего их изучения и отработки. Процесс обучения английскому языку посредством видеоигр необходимо строить от простых (например, «Dora's Big Birthday Adventure, "Influent", "Professor Garfield: Reading Ring"») поэтапно переходя к более сложным (например, «Fable», «Firewatch»)

3. Аудирование

Озвучивание происходит носителями языка, это помогает игроку на слух воспринимать слова, что способствует увеличению словарного запаса и улучшению навыков произношения. Если в диалогах встречаются непонятные пользователю акценты, всегда можно включить субтитры, а после прослушивания обязательно повторить фразу/слово/выражение за героем, который ее произнес.

4.Экономия времени

Делает изучение английского языка более простым с наличием положительных эмоций.

5.Улучшает работоспособность и повышает мотивацию.

Студент, сидящий за компьютером и играющий в любимую игру может провести больше времени чем за обычной книжкой, обучающей английскому языку или просто написанной на нём. У игрока появится желание разобрать новые фразы, слова или выражения, которые будут появляться в игре, чтобы полностью понимать задание или ход игры. Тем самым студент мотивируется на изучение игры не через традиционные упражнения из учебника, а через игру. Время, которое будет отведено на игру, будет параллельно изучаться язык.

6.Отсуствие наказания

Когда человек совершает ошибку в видеоигре и проигрывает, никто не наказывает его, никто не кричит на него, а наоборот игра предлагает попро-

бовать снова "Перезагрузиться", когда как в реальном мире человек из за негативного опыта получает наказание, что уменьшает желание продолжать пробовать, из за чего многие люди бросают свои хобби, а изучение языка это сложный процесс, в котором часто возникают ошибки. Игры избавляют человека от этого раздражителя и позволяют изучать язык в своем темпе, не боясь за наказание.

Компьютерные игры, как нетрадиционный метод обучения английского языка может существовать наравне с традиционными методами преподавания в ВУЗе. Задача преподавателя разъяснить студентами, что эффективность от компьютерной игры будет только в том случае, если студент проводит не больше, чем 1,5 час в сутки за компьютером.

Индустрия разработки компьютерных игр с целью изучения иностранных языков относительно новое направление и малоизученное. Применение информационно компьютерных технологий и распространение компьютерных игр среди учеников и студентов предполагает поиск новых методов с их применением и оптимизацию процесса обучения иностранных языков в ВУЗе.

Компьютерные игры способствуют самостоятельному изучению языка студентами, мотивируют их на совершенствование навыков аудирования и коммуникативного общения.

Список литературы

1. Азевич А.И. Дидактические и информационные аспекты обучающих компьютерных игр // Всероссийская научно-практическая конференция «Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе». -Томск: «ИТО», 2010. - 407 с.

2. Каткова, Алла Леонидовна. Компьютерные игры как средство стимулирования познавательного интереса будущих учителей к практическим занятиям информатикой. Электронный ресурс https://www.dissercat.com/content/kompyuternye-igry-kak-sredstvo -stimulirovaniya-poznavatelnogo-interesa-budushchikh-uchitelei [дата обращения 12.12.2020]

3. Соболева Е. В. Применение обучающих программ на игровых платформах для повышения эффективности образования / Е. В. Соболева [и др.] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - Т. 7. № 4. - С. 7-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.