Раздел V. Точные и естественные науки
УДК. 744 (075.8)
И.Б. Аббасов
КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ САМОЛЕТА-АМФИБИИ
БЕ-200
Работа посвящена моделированию самолета-амфибии с использованием графической системы AutoCAD. Рассматриваются вопросы моделирования конструктивных частей самолета-амфибии Представлены варианты тонирования и визуализации разрабатываемой модели
Моделирование; метод лофтинга; тонирование; визуализация.
I.B. Abbasov COMPUTER MODELLING AMPHIBIAN BE-200
Article is devoted modeling of the amphibian with use of graphic system AutoCAD. Questions of modeling of constructive parts itself are considered. Variants of shading and rendering are presented a developed model.
Modeling; method of the loft; shading; rendering.
B данной работе рассматривается вопросы трехмерного моделирования самолета-амфибии Бе-200, разработанной Таганрогским авиационным научнотехническим комплексом (ТАНТК) им. Бериева. Для моделирования используется графическая система AutoCAD.
В настоящее время существует достаточное количество графических систем трехмерного моделирования и САПР: Mechanical Desktop, CATIA, Maya, 3 ds max, Light Wave, Solid Works, T-Flex, КОМПАС и др. [1,2]. Гра-AutoCAD ,
также в нем существует возможность трехмерного моделирования и создания реалистичных изображений [3,4].
Т рехмерная модель самолета-амфибии можно создавать методами твердо.
( . 1).
Для моделирования самолет разбиваем на составные части: фюзеляж ( ), , , , . -зуется в основном метод лофтинга. Это по технологическим соображениям наиболее подходящий метод, используемый как в самолетостроении, так и в судостроении. В качестве плоских сечений используются шпангоуты фюзеля-, .
Плоские сечения можно строить на основе сплайна, и необходимо распределить их по длине лодки. Аналогичным способом строится крыло и хво-. -линии. На рис. 2 представлен результат моделирования конструктивных час- .
Рис. 1. Плоские формы лодки на основе чертежей
Рис. 2. Конструктивные части самолета-амфибии
Необходимо отметить, что проектирование самолета началось в 1990 году на основе самолета-амфибии А-40 "Альбатрос", от которого Бе-200 отличается уменьшенными размерами. Впервые проект был представлен в 1991 г. на авиационно-космической выставке в Париже. Для осуществления программы самолета Бе-200 было образовано совместное предприятие ЗАО "БЕТА ИР", в состав которого вошли Иркутское авиационно-производственное объединение, ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" и швейцарская фирма "ИЛТА Трейд Файненс С.А.". Серийное производство Бе-200 начато в г. Иркутске.
Разработаны следующие модификации самолета-амфибии Бе-200: пожарный, пассажирский, грузовой. Пожарный вариант оборудован водяными баками общей емкостью 12 м3, заполнение которых производится в режиме
глиссирования самолета над водной поверхностью с помощью водозаборни-ков, расположенных за реданом лодки.
В нижней части баки имеют автоматически открываемые люки для сброса воды. За одну заправку топливом при взлетной массе 37,2 т самолет способен доставить к очагу пожара до 270 т воды при удалении очага пожара от аэродрома 100 км, а от водоема 10 км.
Размах крыла самолета-амфибии Бе-200 составляет 32,78 м, длина 32,05 м, высота 8,9 м, максимальный диаметр фюзеляжа 2,86 м, экипаж 2 человека. Самолет-амфибия Бе-200 оснащен двигателями ТРДД Д-436ТП Запорожского МКБ "Прогресс" (существует модификация с двигателями BR-715 фирмы Rolls-Royce).
. 3. - , -
рый был автоматически построен на основе созданной параметрической модели. Для разработки данного конструкторского документа использовалась графическая система Mechanical Desktop, являющейся трехмерной надстройкой системы AutoCAD.
Максимальная взлетная масса самолета-амфибии составляет 37200 кг,
43000 . -
ская скорость на высоте 8000 м составляет 710 км/ч, практический потолок 11000 м, дистанция взлета с воды 1000 м, дистанция посадки на воду 1300 м,
дальность полета с нагрузкой 6500 кг - 1850 км.
AutoCAD 2007 -
альный интерфейс для трехмерного моделирования. В режиме 3D Modeling
(3 ) , -
ется панель Dashboard (Инструментальная панель), которая состоит из панелей управления:
♦ 2D Make (2М построения), по умолчанию она скрыта;
♦ 3D Make (3М построения);
♦ 3D Navigate (3М навигация);
♦ Visual Styles (Стили визуализации);
♦ Light (Освещение;
♦ Materials (Материалы);
♦ Render (Тонирование).
Для изменения внешнего вида поверхностных и твердотельных моделей используется панель Visual Styles (Визуальные стили). Опции Visual Styles ( ) -
ных объектов: двухмерный каркас, трехмерный каркас, реалистичный, кон.
На рис. 4 представлена твердотельная модель самолета-амфибии в режиме отображения Realistic (Реадистичный).
Рис. 4. Твердотельная тонированная модель самолета-амфибии
Рис. 5. Визуализация сцены взлета с воды самолета-амфибии
На рис. 5 представлена визуализация сцены взлета самолета-амфибии [5]. Следует отметить, что самолет-амфибию можно смоделировать и в других трехмерных системах, однако, данная графическая система позволяет изготовить конструкторскую документацию моделируемого объекта.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Красильникова Г., Самсонов В., Тарелкин С. Автоматизация инженернографических работ. - СПб.: Питер, 2000. - 256 с.
2. Чекмарев A.A., Верховский A.B., Пузиков A.A. Начертательная геометрия. Инженерная и машинная графика / Под ред. АЛ. Чекмарева. - М.: Высш. шк., 1999. - 154 с.
3. Аббасов КБ. Создаем чертежи на компьютере в AutoCAD 2007/2008: Учебное пособие. - М.: ДМК Пресс, 2007. - 136 с.
4. ТкачевДА. AutoCAD 2007. - СПб.: Питер; Киев, BHV, 2007. 464 с.
5. . . - // -
вание 2008: Труды IX международной научно-технической конференции (Санкт-Петербург, 24-25 июня 2008). - СПб.: СПбГПУ. Изд-во Политехи. ун-та. 2008. - С. 45-47.
Аббасов Ифтихар Балакишиевич
Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: igkd@egf.tsure.ru.
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
Тел.: 8(8634)371-794.
Кафедра инженерной графики и компьютерного дизайна.
.
Abbaasov Iftikhar Balakishi
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”
E-mail: igkd@egf.tsure.ru.
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: 8(8634)371-794.
Department of Engineering Drawing and Computer Design.
Associate professor.
УДК 621.515+669:539.67
В.И. Бутенко, АД. Захарченко, JI.В. Гусакова, Р.Г. Шаповалов,
В.Н. Подножкина
ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМИ СВОЙСТВАМИ ДЕТАЛЕЙ МАШИН
Рассмотрены основные направления обеспечения требуемых эксплуатационных свойств деталей машин, дано им физическое обоснование и определены области их возможного применения.