Научная статья на тему 'Компьютерное моделирование самолета-амфибии Бе-200'

Компьютерное моделирование самолета-амфибии Бе-200 Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
549
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / МЕТОД ЛОФТИНГА / ТОНИРОВАНИЕ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / MODELING / METHOD OF THE LOFT / SHADING / RENDERING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Аббасов Ифтихар Балакишиевич

Работа посвящена моделированию самолета-амфибии с использованием графической системы AutoCAD. Рассматриваются вопросы моделирования конструктивных частей самолета-амфибии. Представлены варианты тонирования и визуализации разрабатываемой модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER MODELLING AMPHIBIAN BE-2001

Article is devoted modeling of the amphibian with use of graphic system AutoCAD. Questions of modeling of constructive parts itself are considered. Variants of shading and rendering are presented a developed model.

Текст научной работы на тему «Компьютерное моделирование самолета-амфибии Бе-200»

Раздел V. Точные и естественные науки

УДК. 744 (075.8)

И.Б. Аббасов

КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ САМОЛЕТА-АМФИБИИ

БЕ-200

Работа посвящена моделированию самолета-амфибии с использованием графической системы AutoCAD. Рассматриваются вопросы моделирования конструктивных частей самолета-амфибии Представлены варианты тонирования и визуализации разрабатываемой модели

Моделирование; метод лофтинга; тонирование; визуализация.

I.B. Abbasov COMPUTER MODELLING AMPHIBIAN BE-200

Article is devoted modeling of the amphibian with use of graphic system AutoCAD. Questions of modeling of constructive parts itself are considered. Variants of shading and rendering are presented a developed model.

Modeling; method of the loft; shading; rendering.

B данной работе рассматривается вопросы трехмерного моделирования самолета-амфибии Бе-200, разработанной Таганрогским авиационным научнотехническим комплексом (ТАНТК) им. Бериева. Для моделирования используется графическая система AutoCAD.

В настоящее время существует достаточное количество графических систем трехмерного моделирования и САПР: Mechanical Desktop, CATIA, Maya, 3 ds max, Light Wave, Solid Works, T-Flex, КОМПАС и др. [1,2]. Гра-AutoCAD ,

также в нем существует возможность трехмерного моделирования и создания реалистичных изображений [3,4].

Т рехмерная модель самолета-амфибии можно создавать методами твердо.

( . 1).

Для моделирования самолет разбиваем на составные части: фюзеляж ( ), , , , . -зуется в основном метод лофтинга. Это по технологическим соображениям наиболее подходящий метод, используемый как в самолетостроении, так и в судостроении. В качестве плоских сечений используются шпангоуты фюзеля-, .

Плоские сечения можно строить на основе сплайна, и необходимо распределить их по длине лодки. Аналогичным способом строится крыло и хво-. -линии. На рис. 2 представлен результат моделирования конструктивных час- .

Рис. 1. Плоские формы лодки на основе чертежей

Рис. 2. Конструктивные части самолета-амфибии

Необходимо отметить, что проектирование самолета началось в 1990 году на основе самолета-амфибии А-40 "Альбатрос", от которого Бе-200 отличается уменьшенными размерами. Впервые проект был представлен в 1991 г. на авиационно-космической выставке в Париже. Для осуществления программы самолета Бе-200 было образовано совместное предприятие ЗАО "БЕТА ИР", в состав которого вошли Иркутское авиационно-производственное объединение, ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" и швейцарская фирма "ИЛТА Трейд Файненс С.А.". Серийное производство Бе-200 начато в г. Иркутске.

Разработаны следующие модификации самолета-амфибии Бе-200: пожарный, пассажирский, грузовой. Пожарный вариант оборудован водяными баками общей емкостью 12 м3, заполнение которых производится в режиме

глиссирования самолета над водной поверхностью с помощью водозаборни-ков, расположенных за реданом лодки.

В нижней части баки имеют автоматически открываемые люки для сброса воды. За одну заправку топливом при взлетной массе 37,2 т самолет способен доставить к очагу пожара до 270 т воды при удалении очага пожара от аэродрома 100 км, а от водоема 10 км.

Размах крыла самолета-амфибии Бе-200 составляет 32,78 м, длина 32,05 м, высота 8,9 м, максимальный диаметр фюзеляжа 2,86 м, экипаж 2 человека. Самолет-амфибия Бе-200 оснащен двигателями ТРДД Д-436ТП Запорожского МКБ "Прогресс" (существует модификация с двигателями BR-715 фирмы Rolls-Royce).

. 3. - , -

рый был автоматически построен на основе созданной параметрической модели. Для разработки данного конструкторского документа использовалась графическая система Mechanical Desktop, являющейся трехмерной надстройкой системы AutoCAD.

Максимальная взлетная масса самолета-амфибии составляет 37200 кг,

43000 . -

ская скорость на высоте 8000 м составляет 710 км/ч, практический потолок 11000 м, дистанция взлета с воды 1000 м, дистанция посадки на воду 1300 м,

дальность полета с нагрузкой 6500 кг - 1850 км.

AutoCAD 2007 -

альный интерфейс для трехмерного моделирования. В режиме 3D Modeling

(3 ) , -

ется панель Dashboard (Инструментальная панель), которая состоит из панелей управления:

♦ 2D Make (2М построения), по умолчанию она скрыта;

♦ 3D Make (3М построения);

♦ 3D Navigate (3М навигация);

♦ Visual Styles (Стили визуализации);

♦ Light (Освещение;

♦ Materials (Материалы);

♦ Render (Тонирование).

Для изменения внешнего вида поверхностных и твердотельных моделей используется панель Visual Styles (Визуальные стили). Опции Visual Styles ( ) -

ных объектов: двухмерный каркас, трехмерный каркас, реалистичный, кон.

На рис. 4 представлена твердотельная модель самолета-амфибии в режиме отображения Realistic (Реадистичный).

Рис. 4. Твердотельная тонированная модель самолета-амфибии

Рис. 5. Визуализация сцены взлета с воды самолета-амфибии

На рис. 5 представлена визуализация сцены взлета самолета-амфибии [5]. Следует отметить, что самолет-амфибию можно смоделировать и в других трехмерных системах, однако, данная графическая система позволяет изготовить конструкторскую документацию моделируемого объекта.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Красильникова Г., Самсонов В., Тарелкин С. Автоматизация инженернографических работ. - СПб.: Питер, 2000. - 256 с.

2. Чекмарев A.A., Верховский A.B., Пузиков A.A. Начертательная геометрия. Инженерная и машинная графика / Под ред. АЛ. Чекмарева. - М.: Высш. шк., 1999. - 154 с.

3. Аббасов КБ. Создаем чертежи на компьютере в AutoCAD 2007/2008: Учебное пособие. - М.: ДМК Пресс, 2007. - 136 с.

4. ТкачевДА. AutoCAD 2007. - СПб.: Питер; Киев, BHV, 2007. 464 с.

5. . . - // -

вание 2008: Труды IX международной научно-технической конференции (Санкт-Петербург, 24-25 июня 2008). - СПб.: СПбГПУ. Изд-во Политехи. ун-та. 2008. - С. 45-47.

Аббасов Ифтихар Балакишиевич

Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: igkd@egf.tsure.ru.

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: 8(8634)371-794.

Кафедра инженерной графики и компьютерного дизайна.

.

Abbaasov Iftikhar Balakishi

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”

E-mail: igkd@egf.tsure.ru.

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: 8(8634)371-794.

Department of Engineering Drawing and Computer Design.

Associate professor.

УДК 621.515+669:539.67

В.И. Бутенко, АД. Захарченко, JI.В. Гусакова, Р.Г. Шаповалов,

В.Н. Подножкина

ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМИ СВОЙСТВАМИ ДЕТАЛЕЙ МАШИН

Рассмотрены основные направления обеспечения требуемых эксплуатационных свойств деталей машин, дано им физическое обоснование и определены области их возможного применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.