Научная статья на тему 'Компьютерное моделирование механических систем в среде "Model Vision"'

Компьютерное моделирование механических систем в среде "Model Vision" Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
132
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЗУБЧАТОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ / ШАРНИР ТУКА / ПЛАТФОРМА СТЮАРТА

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Петров Геннадий Николаевич

Показано несколько примеров моделирования механических систем в среде "Model Vision" с использованием ЗО-анимации (зубчатое зацепление, задний мост автомобиля, шарнир Тука, платформа Стюарта и др.).A method of precise measurements of coordinates and velocities of moving objects based on high-speed digital photography data analysis is observed. We investigate forced oscillations of pendulum and system of two coupled pe-ndula. Parameter of models, which were used to describe these systems, were identified using computer processing of experimental data. Discovered difference of model and experiment led to more accurate definition of original model (transition from viscous damping to turbulent damping). Described method is a high-informative approach for mechanical motions analysis and identification of mechanical systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Петров Геннадий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерное моделирование механических систем в среде "Model Vision"»

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бусленко Н.П., Голенко Д.И., Соболь И.М. и

др. Метод статистических испытаний (метод Монте-Карло). М.: Физматгиз. 1962. 322 с.

2. Соболь И.М., Статников Р.Б. Выбор оптимальных параметров в задачах со многими критериями. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дрофа. 2006. 175 с.

3. Хомченко В.Г., Гебель Е.С., Солонин Е.В., Соломин В.Ю. Кинематический синтез и анализ рычажных механизмов IV класса с выстоем выходного звена по заданной циклограмме // Proc. 12th World Congr. on the TMM. France, Beanson. 2006. P. 6.

4. Хорунжин В.С., Бакшеев В .А, Шариков А.Н. и др.

К определению углов давления и критериев качества передачи движения в рычажных механизмах IV класса с остановками выходного звена по заданным циклограммам // Омский научный вестник. Сер. Приборы, машины и технологии. 2008. № 1 (64). С. 27-30.

5. Статников И.Н., Фирсов Г.И. Планирование вычислительного эксперимента в задачах многокритериального моделирования динамических систем // Компьютерное моделирование 2005. СПб.: Изд-во Политехи. ун-та. 2005. С. 104-112.

УДК 621.01

Г.Н. Петров

КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В СРЕДЕ MODEL VISION

В последние десятилетия машиностроение развивалось быстрыми темпами, в нём происходили качественные изменения. В частности, поиск новых технологий производства привел к появлению широкого класса многодвигательных машин. К существовавшим ранее подъёмно-транспортным машинам добавились разнообразные роботы с открытыми и замкнутыми кинематическими цепями, многооперационные станки с программным управлением, механизмы относительного манипулирования, всевозможные позиционирующие платформы и т. д. При моделировании этих механических систем важным условием является возможность визуального наблюдения за моделью, управления параметрами модели с помощью виртуального пульта управления. В данной статье приведено описание нескольких моделей механических систем, созданных с помощью пакета Model Vision.

Пакет Model Vision разработан Д.Б. Ино-ховым, Ю.Б. Колесовым, Ю.Б. Сениченковым (регистрационное свидетельство Роспатента № 990643 от 6 сентября 1999 г.). Подробно с этим

программным комплексом можно ознакомиться на сайте http://www.xjtek.com Пакет позволяет:

проводить вычислительный эксперимент, базирующийся на принципах объектно-ориентированного программирования. Действующая модель может быть разбита на множество отдельных устройств, взятых из имеющейся библиотеки или созданных самим пользователем. Связи между устройствами устанавливаются с помощью легко осваиваемого графического интерфейса;

решать алгебраические, дифференциальные уравнения. Запись алгебродифференциальных уравнений производится на языке, близком по форме к языку пакета MATH CAD;

создавать для каждого устройства карты поведения, которые способны описывать смену поведения динамических систем;

использовать встроенную в пакет 2D-ани-мацию. С её помощью можно создавать "пульт управления" с различными индикаторами, кнопками, бегунками, позволяющими в процессе эксперимента дискретно или плавно менять отдельные параметры модели;

использовать 3Б-анимацию для наблюдения за движением исследуемого объекта в пространстве во время проведения вычислительного эксперимента;

создавать окна графиков временных и фазовых диаграмм.

Среда легко осваивается, удобна в использовании. Приведем описание нескольких моделей.

Миксер (рис.1, а). Показана работа замкнутого пространственного шестизвенного механизма. Механизм связывает две параллельные оси 1 и 5. Пять подвижных звеньев соединены между собой шестью вращательными кинематическими парами. Механизм имеет одну избыточную (лишнюю) связь за счет того, что оси кинематических пар, соединяющих каждое подвижное звено с

соседними, взаимно перпендикулярны. Звено 3 выполнено в виде полого герметичного цилиндра. При сложном пространственном движении этого звена жидкость или сыпучие материалы, помещенные внутрь цилиндра, перемешиваются.

Платформа Стюарта (рис. 1, б). Механизм предназначен для позиционирования платформы в пространстве. Ноги платформы выполнены в виде гидроцилиндров, связанных сферическими шарнирами с самой платформой и с основанием. Для нормальной работы механизма необходимо шесть входов, поэтому в каждый момент времени два гидроцилиндра должны быть отключены (их штоки имеют более светлый тон). Выбор шести активных приводов, обеспечивающих оптимальную работу механизма, описан в работе [1].

Сгойкэ ХР

Паск

Длчкы. ОА АЕ ВС СО

В

О_1

л 0 1 Д1Ш (' ......1 о'........1

|аз |_.Е

Поворот:

ГХ2 Р17 СХЗ РТЗ ГтЧ

J и шш Щ

В вгс о 8,к и еа 0 еге 6.28 0 6.26

Р 1» || 57П17Э

М Э& лмлЛм! ИТТНГк!

С:

В

/'"Г

X С:

Рис. 1. Рычажные механизмы: а — миксер; б — платформа Стюарта; в, г — пространственный механизм

Пространственный механизм. На рис. 1, в показана панель 2Б- анимации, которая позволяет установить нужные длины звеньев (ОА, АВ, ВС, СВ) и координаты присоединения шарнира В к стойке (ХВ, УВ, ZВ) пространственного пятизвенного механизма с одной степенью подвижности (рис. 1, г). Четыре подвижных звена составляют замкнутую кинематическую цепь.

Шарниры О, А, С, В цилиндрические, шарнир В сферический. Для цилиндрических кинематических пар на панели 2Б-анимации указывается ориентация относительно локальных систем координат (ГХ, ГУ). На данном примере нетрудно убедиться, что даже при незначительном изменении размеров механизм часто попадает в так называемые "особые положения", когда он не может провернуться.

Муфта Ольдгейма передаёт вращение между двумя валами с параллельными осями. На рис. 2, а показано окно 2Б-анимации. Установим с его помощью угол скрещивания осей Г = 0, расстояние между направляющими к = 1,5; несоосность по осям йх = 1, йу = 1. На рис. 2, б показана конструктивная схема муфты, а на рис. 2, в — её кинематическая схема (переход от одной схемы к другой осуществляется нажатием соответствующей кнопки в окне 2Б-анимации). Оси 1 и 3 соединены двумя взаимно перпендикулярными поступательными кинематическими парами со вкладышем 2 и имеют одинаковую угловую скорость вращения.

Шарнир Гука предназначен для передачи вращения между валами со скрещивающимися осями. В том же окне 2Б-анимации (рис. 2, а) установим угол скрещивания осей Г = 1, йх = йу = к = 0. На рис. 2, г, д показаны конструктивная и кинематическая схемы шарнира. В данном случае звенья 1 и 3 соединены с вкладышем 2 вращательными кинематическими парами, оси которых скрещиваются под углом 90°.

Задний мост автомобиля. На рис. 3, а показана панель 2Б-анимации, на рис. 3, б—конструктивная схема заднего моста заднеприводного автомобиля. Кнопками "Корпус" и "Дифференциал" на панели 2Б-анимации можно "снять" (сделать невидимыми) корпус моста и крышку автомобильного дифференциала. Соответствующими бегунками можно сместить рисунок по координатам X, У, Z и изменить масштаб (рис. 3, в). Коэффициент Кг ("Поворот") показывает соотношение

скорости левого колеса и средней скорости моста (-2 < KV < 2). Изменяя этот коэффициент, можно наблюдать работу дифференциала при вращении левого и правого колес с разными скоростями. Бегунок "Скорость" позволяет увеличить или уменьшить среднюю скорость двигателя.

Зубчатое зацепление. На рис. 3, г изображено зацепление зубчатого колеса 1 с колесом 2 и инструментальной рейкой 3. Модуль зубчатого зацепления m принят равным 1 мм. С помощью панели 2Б-анимации (рис. 3, д) можно изменять следующие параметры:,

x1n, x2n — номинальные коэффициенты смещения при нарезании колес (для беззазорного зацепления);

dx1, dx2 — добавочные коэффициенты смещения при нарезании колес (они не приводят к изменению межосевого расстояния, т. е. появляется боковой зазор в зацеплении);

X, Y, "Масштаб" - можно сместить рисунок по координатам X, Yи изменить масштаб;

"beta" - угол наклона линии зуба (для косо-зубого зацепления); S — толщина зуба;

dra 1, dra2 — добавки к радиусам вершин. Нажатием соответствующих кнопок можно сделать видимыми различные радиусы колес, линию зацепления, точки входа профилей в зацепление и пр. На рис. 3, г показана только линия зацепления и точки входа профилей в зацепление. На панель 2Б-анимации (рис. 3, д) выводится также следующая справочная информация: числа зубьев колес, коэффициенты смещения, радиусы окружностей - делительных, основных, начальных, вершин, впадин; минимальные радиусы с эвольвентным профилем; межосевое расстояние, коэффициент перекрытия, коэффициенты удельного скольжения, наличие интерференции и подрезания. В среде Model Vision (до создания выполняемого файла) можно также задать нужные числа зубьев колес. Указанные в статье примеры можно найти на портале "Теория механизмов и машин" по адресу: http://tmm.spbstu.ru .

Рассмотренные примеры показывают, что использование пакета Model Vision позволяет сделать вычислительный эксперимент более наглядным. Можно наблюдать за поведением модели в режиме реального времени и управлять её поведением с помощью виртуального пульта управления.

а)

б)

г)

Г: 241 зп ш

Сме щение по оси X (с(х)

-□-1

; 2

I1

Смешение по от У (с]у)

■П

1 1 1

1

Угол поворота (1=)

о | i

а

Расстояние межпу напр. (Ы

и

и 3

и?

Конструктивная тема

Р=0 ск=О,0/=О.Ь=О

□ ]

Рис. 2. Муфты: а, б, в — муфта Ольдгейма; г, д — шарнир Гука

а)

б)

4 2D - d Г1 i lliâlitlll

Œl

Работа автомобильного Л и фф е jj е [] ц ] [ ала

¡Масштаб Поворот Скорость

1

1_d

а

■г

1

Смещение: пдХ по Y noZ Корпус

J

Дифферент [пл

1

LJ 0

■1

с

_! Е

_J

д)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. 20-лплтл1тп

z2=

■Зубчаггое зацепление

Масштоб У ЫголЬв1л Й Коэффициенты смещения XI- 0_ О

К)П ЙП с!х1 СМ

10 1 3

■ _d a U 0

L3 0 ■ПО -1 0

[ai 0 о (.5

I 3

-го ù 20

(т jo

i 25 25

П и : 0

13

-1 ■1 -1 ■1

0 0 0 0

Радиусы зубчатых колес

радиусы в подкн начольк. радиусы мин.рад.эв род;|усы вершин

■al I m I

i^eJ Щ | JÏÏLÎ

î.a з 75 if s

inl 1 _DSj|

7E179S

Э

с сновные радиусы делительные радиусы

гН

■¡.ггда

MJ

1.4 С

Боковой зазпр dn-

riQupeaswwe

1 1TLE 2 mue

□ гя2

1

р у

-1

Уд. скпльхвние Ксэфф. перэкрытия total- Е.1360Е| В- 1.1193373 |

_ :ata2- -7.2449 1.4183373

Интерференция 1 tue 1 Е Éer-&e

eh- J

Рис. 3. Зубчатые механизмы: а, б, в — задний мост автомобиля; г, д — зубчатая передача

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коловский М.З., Петров Г.Н., Слоущ А.В. Об

управлении движением замкнутых рычажных механизмов с несколькими степенями свободы // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2000. №4.

2. Евграфов А.Н., Петров Г.Н. Компьютерное моделирование механических систем // Труды СПбГПУ. 2007. № 504.

3. Евграфов А.Н., Петров Г.Н. Компьютерная анимация кинематических схем в программах EXCEL и MATHCAD // Теория механизмов и машин.

Периодический научно-методический журнал. Изд. СПбГПУ. 2008. № 1.

4. Евграфов А.Н., Петров Г.Н. Геометрический и кинетостатический анализ плоских рычажных механизмов второго класса // Теория механизмов и машин. Периодический научно-методический журнал. Изд. СПбГПУ. 2003. № 2.

5. Петров Г.Н. Определение реакций в шарнирах плоских многоподвижных механизмов с учетом сил трения // Периодический научно-методический журнал. Изд. СПбГПУ. 2003. № 1.

УДК. 534.014.2;004.93

М.С. Скляренко, М.А. Марценюк, В.Г. Сивков

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫНУЖДЕННЫХ МЕХАНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ МЕТОДОМ СКОРОСТНОЙ ФОТОСЪЁМКИ

Появление современной компьютерной техники, такой, как скоростная фотосъёмка, и новых возможностей цифровой обработки фотографий позволяют получать высокоточные количественные данные о координатах и скоростях движения механических систем. До этого подобные эксперименты требовали так много времени и сил, что осуществлялись только в исключительных случаях. Сейчас мы значительно приблизились к тому, чтобы такие исследования стали доступны даже для студенческой лаборато -рии, что качественно изменит сам характер обучения, делая его приближенным к реальности.

В предыдущих наших работах [1-3] компьютерные методы были использованы для изучения свободных колебаний физического маятника в поле тяжести при наличии трения. Количественно была исследована область линейного приближения в описании колебаний, а также начало области проявления нелинейных эффектов, возрастающих с ростом амплитуды колебаний. Получены данные, описывающие поведение конкретного маятника, для обработки данных использовались определённые теоретические модели.

Цель настоящей статьи - экспериментальное исследование вынужденных механических колебаний, основанное на анализе данных скоростной цифровой фотосъёмки колебательного процесса. Описаны особенности установки для исследования вынужденных механических колебаний, приведены методика идентификации параметров данной колебательной системы, а также результаты экспериментов, их обработки и интерпретации. Как и для случая свободных колебаний, большое значение имеет именно получение характеристик, описывающих данную механическую систему: резонансной кривой, фазовых траекторий, идентификация основных параметров маятника и метода возбуждения. В заключительной части статьи приводятся данные об исследовании колебаний со многими степенями свободы (с двумя) и на основе экспериментальных данных проводится выделение отдельных колебательных мод.

Экспериментальная установка

Схема установки для исследования вынужденных колебаний в системе с одной степенью свободы показана на рис. 1,а. В качестве осцил-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.