Научная статья на тему 'Компьютерная стабилография в исследовании статокинетической устойчивости в пулевой стрельбе'

Компьютерная стабилография в исследовании статокинетической устойчивости в пулевой стрельбе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУЛЕВАЯ СТРЕЛЬБА / СТАТОКИНЕТИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СМЕЩЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ / BULLET SHOOTING / STATOKINETIC STABILITY / FRONTAL AND SAGITTAL GRAVITY CENTER SHIFT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабирова Ирина Александровна, Седоченко Светлана Владимировна, Ломакин Артур Александрович

В статье рассматривается проблема совершенствования устойчивости системы «стрелок-оружие-мишень» современными методами исследования. Представлены результаты изучения устойчивости квалифицированных спортсменов в позе стояния и с оружием при прицеливании по мишени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сабирова Ирина Александровна, Седоченко Светлана Владимировна, Ломакин Артур Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computer stabiligraphy in the research of statokinetic stability in bullet shooting

The article deals with the problem of mastering of stability of the shot-weapontarget system with the help of contemporary research techniques. The results of the qualified sportsmen's stability in a vertical posture and with the weapon while target aiming have been presented.

Текст научной работы на тему «Компьютерная стабилография в исследовании статокинетической устойчивости в пулевой стрельбе»

более эффективной в экспериментальной группе. В этой группе нами была отмечена существенная динамика приобретения двигательных умений детьми, и на более высоком уровне происходит освоение ими базовых технических элементов игры мини-футбол. В контрольной группе результаты были значительно ниже. Применение методики обучения детей 6-7 летнего возраста в мини-футболе с использованием, преимущественно, игровых методов (которые практикуются в настоящее время) не выявило преимуществ, в сравнении с предлагаемой нами методикой обучения в мини-футболе. Наблюдаемый рост результатов тестирования в контрольной группе, мы связываем в большей степени не с воздействием тренировочного процесса на усвоение вышеизложенных технических элементов игры мини-футбола, а с естественным развитием двигательного анализатора детей это возраста.

Применение нашей методики, основанной на использовании в тренировочном процессе разнообразных упражнений направленных, в первую очередь, на освоение сложных двигательных технических элементов игры мини-футбол в сочетании с развитием у детей физических качеств, позволяет более последовательно и качественно обучать детей этим процессам. В то же время, соблюдение, предлагаемого нами строго дозированного распределения тренировочных нагрузок на каждом тренировочном занятии при проведении тренировочного процесса с детьми 6-7 лет в мини-футболе также положительно способствовало достижению цели нашего исследования. Применение и использование мяча при выполнении всех упражнений в тренировочном процессе позволяет поддерживать у детей стойкий интерес к занятиям мини-футболом.

Исследователями, изучающими проблему двигательной активности детей, было ранее доказано, что дети в возрасте 5-7 лет способны к освоению движений спортивного характера, представляющих собой сложные виды двигательных навыков [1,3].

Таким образом, результаты наших исследований показали, что при обучении детей 6-7 летнего возраста игре в мини-футбол, мы подтверждаем, что дети в этом возрасте вполне готовы и могут осваивать сложные двигательные технические элементы этой игры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волошина, Л.Н. Игры с элементами спорта в системе физического воспитания дошкольников : монография / Л.Н. Волошина ; Уральский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во УрГПУ, 2004. - 204 с.

2. Годик, М. А. Физическая подготовка футболистов / М. А. Годик. - М. : Терра-Спорт : Олимпия Пресс, 2006. — 272 с. : ил.

3. Петухов, А.В. Футбол. Формирование основ индивидуального техникотактического мастерства юных футболистов. Проблемы и пути их решения : монография / А.В. Петухов. - М. : Советский спорт, 2006. - 232 с.

Контактная информация: metelkinviktor@mail.ru

УДК 799.3

КОМПЬЮТЕРНАЯ СТАБИЛОГРАФИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ СТАТОКИНЕТИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЕ

Ирина Александровна Сабирова, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Владимировна Седоченко, заведующий научно-исследовательской

лабораторией,

Артур Александрович Ломакин, аспирант,

Воронежский государственный институт физической культуры

Аннотация

В статье рассматривается проблема совершенствования устойчивости системы «стрелок-оружие-мишень» современными методами исследования. Представлены результаты изучения

устойчивости квалифицированных спортсменов в позе стояния и с оружием при прицеливании по мишени.

Ключевые слова: пулевая стрельба, статокинетическая устойчивость, смещение центра тяжести.

COMPUTER STABILIGRAPHY IN THE RESEARCH OF STATOKINETIC STABILITY IN BULLET SHOOTING Irina Alexandrovna Sabirova, the candidate of pedagogical science, senior lecturer,

Svetlana Vladimirovna Sedochenko, the head of scientific researching laboratory.

Artur Alexandrovich Lomakin, the post-graduate student,

Voronezh State Institute of Physical Culture

Annotation

The article deals with the problem of mastering of stability of the “shot-weapon- target” system with the help of contemporary research techniques. The results of the qualified sportsmen’s stability in a vertical posture and with the weapon while target aiming have been presented.

Keywords: bullet shooting, statokinetic stability, frontal and sagittal gravity center shift.

ВВЕДЕНИЕ

Соревновательная деятельность стрелка происходит в условиях статических нагрузок. Статическое напряжение при поддержании позы усиливается под воздействием веса оружия, которое стрелок должен не только многократно поднять, но и относительно долго удерживать для наведения в цель.

Одним из критериев точной стрельбы является устойчивость системы «стрелок-оружие-мишень», что, безусловно, является результатом взаимодействия вестибулярного и зрительного анализаторов, суставно-мышечной проприорецепции (ощущения положения частей собственного тела относительно друг друга), высших отделов центральной нервной системы, а также различных морфофункциональных образований.

Целью настоящего исследования явилось изучение позной устойчивости квалифицированных стрелков-пистолетчиков.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

1. Изучить фоновый уровень статокинетической устойчивости квалифицированных стрелков-пистолетчиков.

2. Исследовать показатели устойчивости по методике «Стабилографический тест» при работе с оружием.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На первом этапе изучался фоновый уровень устойчивости испытуемых в позе стояния руки вниз с использованием компьютерного стабилоанализатора.

Для решения поставленных задач исследования были привлечены женщины-пистолетчики уровня спортивной квалификации: I разряд-КМС - 12 человек, МС - 10 человек. Возраст испытуемых 19-25 лет.

Полученные данные показывали, что общий центр тяжести (ЦТ) в позе стояния руки вниз у спортсменов МС смещен по фронтали в среднем на -2,75±0,54 мм, по сагит-тали на -2,12±0,55 мм. Разброс по фронтали и сагиттали в среднем составлял соответственно 2,11±0,36 и 1,84±0,21 мм, при средней скорости перемещения ЦТ 5,16±0,42мм/с и скорости изменения площади стотокинезиаграммы 4,36±0,69 мм/с. Зафиксировано среднее направление колебаний в районе 70±11,2°, при индексе скорости равном 3,11±0,53 и коэффициенте кривизны 0,36±0,062рад/мм. Длина траектории ЦТ по фронтали в среднем составляла 175,8±22,1мм, а по сагиттали 165,5±31,2мм.

У испытуемых I разряд-КМС отмечено смещение по фронтали в среднем на 2,02±0,30 мм, а по сагиттали на -2,47±0,64 мм. Разброс по фронтали и сагиттали в сред-

нем составлял соответственно 2,24±0,88 и 2,86±0,53 мм., при этом средняя скорость перемещения ЦТ соответствовала 4,76±0,48мм/с, при этом скорость изменения площади стотокинезиаграммы составляла 1,93±0,41 мм/с.

Зафиксировано среднее направление колебаний в районе -25,1±17,3°, при индексе скорости равном 2,58±0,52 и коэффициенте кривизны: -0,75±0,79рад/мм. Длина траектории ЦТ по фронтали в среднем составляла 126,8±26,3 мм, а по сагиттали 158,7±49,3 мм.

На втором этапе наших исследований проводилось изучение показателей статокинетической устойчивости спортсмена с оружием в позе «изготовка» с точно определенной зоной прицеливания. Испытуемым предлагалось в течение 75 с выполнять прицеливание с дистанции 10 м по пистолетной мишени №9 (имитация выполнения выстрела в финальной серии). Полученные данные показали, что общий центр тяжести у спортсменов МС еще более смешается по фронтали и в среднем составлял - 2,89±0,51 мм, а по сагиттали -6,18±1,42 мм. Разброс по фронтали становился меньше в среднем на 8,76% и составлял соответственно в среднем 1,94±0,12 мм, а по сагиттали увеличивался на 35,8% и составлял 2,5±0,12 мм., при этом средняя скорость перемещения ЦД возрастала всего лишь на 0,54 мм/с, а скорость изменения площади стотокинезиаграммы на 0,51мм/с. Зафиксировано значительное уменьшение среднего направления колебаний в среднем на 50% или 18,8±1,31°, при индексе скорости равном 3,6±0,56 и коэффициенте кривизны -1,48±0,036рад/мм. Зафиксировано уменьшение результатов длины траектории по фрон-тали в среднем на 4,3% или на 7,3 мм и незначительное увеличение по сагиттали в среднем на 17,2% или на 28,51мм. Коэффициент асимметрии относительно нуля при этом был практически равен как во фронтальной так и в сагиттальной плоскости и составлял соответственно -0,97 и -0,99.

Анализ полученных результатов у спортсменок квалификации КМС показал, что общий центр тяжести при работе в позе прицеливания также смещался по фронтали в среднем на -0,14±0,08 мм, по сагиттали на 1,54±0,22 мм. Разброс по фронтали становился меньше в среднем на 47,3% и составлял соответственно в среднем 1,52±0,77мм, по саги-тали уменьшался на 11,2% или 4,28±1,52 мм., при этом средняя скорость перемещения ЦД незначительно возрастала на 0,14 мм/с, падала скорость изменения площади стотокинезиаграммы на 30,6 мм/с.

Зафиксировано уменьшение среднего направления колебаний в среднем на 4,6%, что составляло -24±3,12°, при индексе скорости равном 3,18±0,36 и коэффициенте кривизны 0,17±0,42 рад/мм. Зафиксировано увеличение результатов длины траектории по фронтали в среднем на 19,3% или на 24,6 мм и значительное увеличение по сагиттали в среднем на 41% или на 65,2 мм.

Сравнительный анализ показателей спортсменок в позе стояния руки вниз и в позе прицеливания по мишени не вывил достоверных различий по всем предложенным характеристикам, но достоверен тот факт, что при работе с оружием при прицеливании параметры, характеризующие статокинетическую устойчивость заметно увеличивались в среднем на 16,6%. Проведенный корреляционный анализ выявил прямую и обратную взаимосвязь результатов в упражнениях стрелковой программы с показателями статокинетической устойчивости спортсменов. Так, результат в упражнении ПП-2 и МП-5 взаимосвязан с показателями смещения по сагитали, разброса по фронтали, средней скорости перемещения ЦД и обратно взаимосвязан с разбросом по сагитали (от г=-0,69 до г=0,79). Отмечено, что у высококвалифицированных спортсменов при работе с оружием разброс по фронтали значительно уменьшался, а сагиттальной плоскости незначительно увеличивался при значительном уменьшении среднего направления колебаний.

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведенное исследование показало, что чем выше тренированность спортсмена, тем лучше устойчивость системы «стрелок-оружие» и «стрелок-

оружие-мишень». Причем основную роль в механизме регуляции позы «изготовка» и «прицеливание» принадлежит суставно-мышечной проприорецепции, при непосредственном участии зрительного и вестибулярного анализатора. Основная поза стрелка и ее устойчивость достигается путем включения в работу наиболее сильных групп мышц, при минимальных усилиях. В тоже время мышцы, которые непосредственно участвуют в работе загружены в наименьшей степени и находится в наиболее выгодных условиях для своей деятельности.

Контактная информация: sabirova27.02@mail.ru

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНОСПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

Николай Николаевич Северин, кандидат педагогических наук, доцент,

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Алексей Витальевич Кондыков, соискатель,

Орловский государственный аграрный университет

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по обоснованию педагогических условий, необходимых для повышения эффективности подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований. К числу основных из них авторы относят: формирование у членов НАСФ интереса к занятиям; обеспечение взаимосвязи процесса обучения с решаемыми на практике задачами; развитие оперативной памяти для решения задач во время ликвидации чрезвычайных ситуаций; включение в содержание подготовки специального курса: «Действия членов аварийно-спасательных формирований при тушении пожаров и ликвидации других чрезвычайных ситуаций»; определение последовательности этапов подготовки с учетом сложности решаемых задач при ликвидации пожаров; подбор средств подготовки, которые в наибольшей степени влияют на уровень готовности членов НАСФ к действиям в чрезвычайных ситуациях; учет уровня индивидуальной профессиональной подготовленности членов НАСФ к действиям в чрезвычайных ситуациях; разработка объективных критериев оценки уровня готовности членов НАСФ к действиям в чрезвычайных ситуациях. В ходе педагогического эксперимента была установлена высокая эффективность применения выявленных педагогических условий в процессе подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований.

Ключевые слова: педагогические условия; подготовка; нештатные аварийно-спасательные формирования.

PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR INCREASE OF EFFICIENCY OF PREPARATION OF SUPERNUMERARY RESCUE FORMATIONS

Nikolay Nikolaevich Severin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Belgorod Shukhov State Technology University,

Alexey Vitalevich Kondykov, the competitor,

Oryol State Agrarian University

Annotation

The article presents the results of researches on substantiation of the pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of preparation of supernumerary rescue formations. The authors point out the following as basic: formation among the members of supernumerary rescue formations of interest to lessons; securing the interrelation of process of training with problems solved in practice; development of operative memory for the solution of problems during liquidation of emergency situations; inclusion in the content of preparation the special course: «Actions of members of rescue formations at suppression of fires and liquidation of other emergency situations»; definition of sequence of stages of preparation taking into account the complexity of solved problems at liquidation of fires; selection of means of preparation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.