Научная статья на тему 'Компьютерная стабилография как средство реабилитации студентов специальных медицинских групп на занятиях лечебной физической культурой'

Компьютерная стабилография как средство реабилитации студентов специальных медицинских групп на занятиях лечебной физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компьютерная стабилография / лечебная физическая культура / реабилитация

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хатуев Залим Анатольевич

Состояние здоровья учащейся молодежи взывает серьезную озабо-ченность. Не смотря на устоявшееся мнение что молодежь наиболее здоровая ка-тегория населения, именно в возрасте 15–17 лет наблюдаются самые высокие темпы роста заболеваемости практически по всем классам болезней, причем пре-имущественно по тем, которые формируют хронические болезни (заболевания ор-ганов дыхания, нервной, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного ап-парата, нарушение иммунитета)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерная стабилография как средство реабилитации студентов специальных медицинских групп на занятиях лечебной физической культурой»

DOI: 10.24412^-37273-2024-1-177-179 Хатуев Залим Анатольевич,

старший преподаватель ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет

им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик

zalm-kbsu@mlru

Компьютерная стабилография как средство реабилитации студентов специальных медицинских групп на занятиях лечебной физической культурой

Аннотация. Состояние здоровья учащейся молодежи взывает серьезную озабоченность. Не смотря на устоявшееся мнение что молодежь наиболее здоровая категория населения, именно в возрасте 15-17 лет наблюдаются самые высокие темпы роста заболеваемости практически по всем классам болезней, причем преимущественно по тем, которые формируют хронические болезни (заболевания органов дыхания, нервной, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нарушение иммунитета)

Ключевые слова: компьютерная стабилография, лечебная физическая культура, реабилитация.

Вопрос формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья учащейся молодежи имеет особую социальную значимость, так как, от состояния здоровья этой категории населения зависит здоровье нации. Наше общество должно быть заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины.

Процесс физического воспитания ослабленных студентов очень сложен. Ограничение мышечной активности (гипокинезия) сопровождается ослабление мышечных усилий. Рациональные занятия физическими упражнениями имеют большое значение для развития систем организма и в сочетании с твердым режимом дня служат надежным профилактическим средством против многих заболеваний.

Мышечная работа способствует мобилизации жизненно важных свойств организма - выносливости, силы, гибкости, быстроты, а также воспитанию волевых качеств, необходимых для преодоления физических, эмоциональных и умственных напряжений.

Положительное воздействие физических упражнений выражается в развитии доброты, жизнерадостности, энергичности, собранности, уверенности в себе.

Лечебная физическая культура является одним из методов неспецифической терапии, использующий средства физической культуры для восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса; раздел клинической медицины, изучающий рациональное применение физической культуры и изменения, возникающие у больных под влиянием физических упражнений.

В Кабардино-Балкарском Государственном университете более 6000 студентов охвачены на занятиях элективными дисциплинам по физической культуре и спорту. Из них более двухсот человек переведены в специальные медицинские группы. Где в зависимости от заболевания проходят реабилитацию средствами лечебной физической культуры.

Для повышения эффективности занятий, отслеживания динамики выздоровления и объективного контроля состояния студентов, в сочетании рекомендуемыми комплексами упражнений ЛФК мы используем стабилографический комплекс с обратной биологической связью «Стабилан - 1».

Компьютерная стабилография, как методика точного, количественного, пространственного и временного анализа устойчивости человека при поддержании вер-

тикальной позы, была разработана группой ученных института проблем передачи информации под руководством В.С. Гурфенкеля в 1952 году. Однако только с развитием компьютерных технологий и ее широким использованием при съеме и обработке ста-билографичеких сигналов эта методика стала перспективной для широкого практического использования в физической культуре и спорте.

Обязательным для компьютерных стабилографичеких комплексов является наличие силокоординатной платформы, которую чаще называют стабилоплатфор-мой. На такой платформе располагается испытуемый человек в положении стоя или сидя, что определяется реализуемой методикой. С помощью трех или четырех датчиков силы, встроенных в стабилоплатформу, измеряется реакция опор затем вычисляются координаты цента давления на опору. Фактически с помощью компьютерного стабилографа регистрируется траектория центра давления человека на плоскость опоры, то есть на силовоспроизводящую поверхность стабилоплатформы.

Удержание равновесия человеком в вертикальной позе является динамическим феноменом, проявляющимся в непрерывном движении его тела, которое является результатом взаимодействия вестибулярного и зрительного анализаторов, опорно- двигательного аппарата и центральной нервной системы. Поэтому представляется очевидной связь характера этих движений с психофизиологическим состоянием человека. (рис. 1).

Тест на устойчивость

_

Рисунок 1 - Тест на устойчивость

К достоинствам компьютерной стабилографии в сравнении со всеми известными средствами съема и оценки показателей процесса поддержания вертикальной позы и психофизиологического состояния человека следует отнести сочетание таких свойств, как:

• комфортность, исключающую специальную подготовку человека, крепления н нем датчиков при его обследовании, а также проведения методик с реализацией биологической обратной связи;

• малое время обследования, которое обычно лежит в пределах от 30 секунд до 2 минут, но может быть и реализован мониторинг, то есть длительное наблюдение с обновлением результатов обработки через заданный интервал времени;

• информативность обследования, позволяющую оценить, как общее состояние человека, так и состояние отдельных физиологических систем, участвующих в процессе удержания вертикальной позы;

• многофункциональность, позволяющую использовать компьютерную стабило-графию как диагностическое и реабилитационное средство, как средство объективного контроля, как тренажеры в спорте.

На базе компьютерного стабилографа сформировано программно-методическое обеспечение, позволяющее проводить:

• диагностику и медико-биологические исследования;

• реабилитацию и тренировку устойчивости человека;

• мониторинг состояния человека;

• исследования в ортопедии:

• исследования в сочетании со съемом и оценкой различных физиологических сигналов.

Решение задач реабилитации при нарушениях опорно-двигательного аппарата обеспечивается пакетом прикладных программ компьютерного стабилографического тренажерного комплекса. В его состав входят компьютерные игры, построенные на решение задач со зрительной обратной связью. В Зависимости от выбранной игры и уровня сложности добиваются реабилитационного эффекта или эффекта тренировки и совершенствования координации тренируемого, а также оценки соответствия показателей координации его лучшим показателям или персональной норме.

Суть стабилографических реабилитационных методик сводится к тренировки двигательных навыков студентов, выполняющих задание компьютерной игры изменением положения центра давления на стабилографичеких платформу с целью захвата и перемещения фигур по экрану монитора в соответствии со сценарием выбранной игры. При этом реализуется визуальная обратная связь, которая позволяет произвольно корректировать вертикальную позу самим студентом, что в свою очередь формирует двигательный навык сохранения равновесия в критических, неустойчивых для него положениях.

При использовании адаптивных тренажеров на основе компьютерного биоуправления с использованием обратной связи по стабилограмме, реализуется дифференцированная коррекция различных звеньев афферентного контроля движений и активации мышечной деятельности.

Применение компьютерного стабилографического комплекса с обратной биологической связью на занятиях в специальных медицинских группах значительно повышает эффективность воздействия на занимающихся, что позволяет значительно сократить период реобилитации.

Список литературы

1. Устинов К.И., Черникова Л.А., Иоффе М.Е., Слива С.С.Нарушения обучения произвольному контролю вертикальной позы при корковых поражениях различной локализации: к вопросу о крковых механизмах регуляции позвы // ЖВНД. -2000. -№3.-с.421-423.

2. Шевченко А.В., Хатуев З.А., Коноплева А.Н., Маламатов А.Х., Тлакадугова М.Х.. Лечебная физическая культура: методические рекомендации к практическим занятиям, Нальчик 2018 с. 5-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.