Таблица 7
Лрофессиогралшы руководителей промышленных предприятий (I группа) и государственных
служащих (II группа')
Обозначения: ++ - свойство ярко выражено, + - присутствует, О - отсутствует.
ные решения и использовать в интересах дела предложения, противоположные своей точке зрения. Они не всегда могут оценить достоинства других людей, субъективны. С другой стороны, они склонны к налаживанию хороших межличностных отношений, сопереживанию. При принятии решения учитывают мнение подчиненных. Особо выделяются в данной группе руководители с ориентацией на будущее, генераторы идей, для которых неприемлема рутинная работа.
Изменения, происходящие в нашей стране, предъявляют новые требования к функции руководства. Сегодня требуются люди, способные воспринимать новое, изобретательные, предприимчивые, с гибким логическим мышлением. Таким требованиям в большей степени соответствуют руководители промышленных предприятий.
Основное свойство личности I и
Коммуникабельность + ++
Способность к лидерству + +
Ригидность 0 +
Агрессивность поведения + 44-
Социальная нормативность 0 +
Наличие тревожности 0 0
Завышенная самооценка 0 +
Доброжелательность, эмпатия + +
Литература
1. Андреева И.М. Система управления кадрами в здравоохранении, Киев, 1986.
2. Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Соционика - межвозрастной педагогике, Новосибирск, 1998.
3. Дмитриева М.А, и др. Психология труда и инженерная психология: Учеб. пособие / Под ред. A.A. Крылова. Л., 1979.
4. Дынин А., Кацман Ю. Отрасли выбирают менеджеров // Секрет фирмы. 2001. № 3.
5. Кононова В.Н. Применение теории психологических типов К.Г. Юнга к изучению личностных особенностей профессионалов /,' Вести. Моек, ун-та. Сер. 14: Психология. 1994. № 3.
S, Курс для высшего управленческого персонала / Под ред. В.И. Терещенко, М., 19,70.
7. Поляков S.A. Технология карьеры. М., 1995.
8. Практическая психология для менеджеров / Под ред. М.К. Тутушшюй. М,, 1996.
9. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. A.A. Крылова, С,А. Маничева. СПб., 2000.
10. Психологические аспекты управления / Под рад. Ф.М, Русикоеа, В,И. Антонюка. М., 1984.
11. Родина O.A. О понятии успешность трудовой деятельности /У Вест. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. 1995, № 8,
12. Собчик Л,. Волкова Т. Психодиагностика на службе кадровика // Управление персоналом. 2001. № 2.
13. Тигер Д., Бэррон-Тигер Д, Делай то, для чего ты рожден. М., 1996.
14. Толочек B.Ä. Стили профессиональной деятельности: Организация компонентов и взаимодействие субъектов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. 1995. № 3.
15. Шмелёв А.Г. и др. Разработка экспресс-теста менеджерского потенциала // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14: Психология. 1993. №3.
В.А. Власов*, A.A. Орлов*, О.Г. Берестнева*
КОМПЬЮТЕРНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ПЕРСОНАЛА
ПРОИЗВОДСТВ ПО РАЗДЕЛЕНИЮ ИЗОТОПОВ
"Томский политехнический университет "Томский государственный педагогический университет
Современные производства по разделению изотопов представляют собой сложные технические и технологические комплексы, оснащенные дорогостоящим, точным, наукоемким оборудованием. Эти производства характеризуются высокой знергонапряжеяностыо всех элементов технологической схемы, режимом работы оборудования на номинальных параметрах, взаимодей-
ствием специалистов различного профессионального уровня, высокой централизацией управления, повышенными требованиями к надежности оборудования и ядерной безопасности производства. Наличие таких особенностей требует проведения проверки профессиональной пригодности принимаемых на работу специалистов, периодической оценки подготовки работающего тех-
н«логического персонала разделительных производств и в случае необходимости прохождения курсов переподготовки.
Разработанная нами компьютерная система тестирования предназначена для оценки профессиональной пригодности различных категорий технологического персонала разделительных производств (инженеров-исследователей, инженеров-технологов, аппаратчиков и т.д.).
Профессиональная пригодность - это вероятностная характеристика. отражающая возможности человека в овладении какой-либо профессиональной деятельностью. Она может оцениваться по нескольким критериям [1]:
- медицинским (в том числе по показателям физической подготовленности);
- образовательному цензу или конкурсным экзаменам;
- результатом психологического обследования (психологический отбор);
- уровню профессиональной адаптации и др.
Все оцениваемые качества были объединены
нами в три основных блока:
- личностные (психологические);
- психофизиологические;
- навыки и умения, необходимые для успешной профессиональной деятельности.
Как известно, задача профотбора решается в несколько этапов.
1. Психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку. При этом должна быть раскрыта внутренняя структура деятельности и дан не просто перечень психических и психомоторных процессов» находящихся под наибольшей нагрузкой, а целостная картина их взаимосвязи и воплощения в профессиональной эффективности. Такое изучение (про-фессиография) завершается подробной характеристикой профессии - нрофессиограммой и пси-хограммой.
2. Выбор психодиагностических методов исследования (тестов), в наибольшей мере характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность.
3. Психодиагностика - психологическое изучение обследуемых, оценка их общего развития,
направленности на овладение профессией, степени развития у них качеств, наиболее важных для успехов в овладении профессией, и оценка способности выполнения ими элементов целостной деятельности в различных условиях.
4. Психологический прогноз успешности профессиональной деятельности на основе сопоставления сведений о требованиях к профессии и полученных психодиагностических данных, с акцентом на оценку личностных характеристик. Заклю-
чение о возможности целенаправленного совершенствования и компенсации профессионально значимых качеств.
Исходным пунктом для исследования профессиональной пригодности являлось построение профессиограммы, и в частности ее психологической части - психограммы. Психограмма определяет «центр тяжести» профессии в отношении нагрузки на психофизические функции и требования к личностным чертам работника-специалиста в данной профессии. Перечень таких требований для интересующих нас профессий был составлен нами на основе анализа литературных источников [2-4] с учетом мнения экспертов. В качестве экспертов выступали ведущие специалисты разделительных производств и профессорско-преподавательский состав кафедры «Технической физики» физико-технического факультета Томского политехнического университета, осуществляющий подготовку специалистов данного профиля.
Оценка психологических качеств
При выборе методик компьютерного тестирования мы исходили из того, что, с одной стороны, набор тестов должен быть достаточно полным, позволяющим оценить не только каждое качество в отдельности, но и индивидуальный стиль деятельности в целом, а с другой стороны, выбранные методики должны представлять собой экспресс-методы психодиагностики.
В настоящее время существует огромное количество методик для оценки личностных качеств. Наиболее распространенными являются тесты Айзенка, Кеттелла и ММР1. Эти тесты широко используются при решении задач профотбора [I, 5], Однако перечисленные опросники разработаны зарубежными авторами и при их использовании необходимо учитывать, что существуют значительные различия в структуре личностных шкал в русской и американской популяциях, что подтверждается многочисленными исследованиями [6]. В связи с этим в компьютерную систему тестирования нами был включен адаптированный вариант 8-факторного опросника Кеттелла, разработанный сотрудниками Института психологии академии наук [6]. Результаты проведенных нами экспериментальных исследований [7] показали, что все 8 факторов данного теста входят в число профессионально значимых качеств персонала разделительных производств.
В последние 10-15 лет исследованиями рада авторов установлено, что существует тесная взаимосвязь между социотипом человека и его профессиональной успешносгью в той или иной сфере деятельности [3, 8, 9]. В предлагаемой компьютерной системе для определения социотипа использует-
ся экспресс-методика В, Мегедь и А. Овчарова [3]. Авторами разработаны диагностические таблицы для прогноза успешности профессиональной деятельности (по специальностям разделительных производств) для всех 16 социотипов личности [7].
При решении задачи оценки профессиональной пригодности необходимо определять также диагностические коэффициенты («веса») данных качеств (либо пороговые значения исследуемых характеристик для каждой профессии [10]).
Эта задача может быть решена двумя путями:
- величина диагностических коэффициентов (или пороговых значений) задается эмпирически, если имеется большой опыт профотбора на данные специальности, или на основе анализа литературных источников;
- диагностические коэффициенты (или пороговые значения) определяются на основе результатов статистических исследований, заключающихся в сопоставлении тестовых показателей с показателями внешних критериев профессиональной эффективности.
На данном этапе работы нами реализован первый подход к решению данной задачи. На основе анализа литературных источников [11] определены пороговые значения личностных качеств (определяемых по -тесту Кеттелла) для специальностей, включенных в компьютерную систему тестирования, которые затем скорректированы с учетом личного опыта экспертов.
Для повышения надежности результатов тестирования в состав программного обеспечения системы включена методика, построенная на основе метода независимых характеристик К.К. Платонова. Метод независимых характеристик заключается в том, что в соответствии с разработанной программой опрашиваются коллеги по работе, непосредственное начальство и другие работники, в силу тех или иных обстоятельств хорошо знающие тестируемого специалиста. Оценка каждой черты личности проводится по специальной шкале [10].
Авторами разработан специальный программный модуль, реализующий методику независимых характеристик [7] и представляющий собой модификацию методик Платонова [10], Фукуямы [2], Борейши [4]. Уровень владения тем или иным качеством оценивается следующим образом: 5 - очень высокий, 4 - высокий, 3 - средний, 2 - низкий, 1 - очень низкий, 0 - данное качество отсутствует. На первом этапе тестирования испытуемый сам оценивает себя по всем профессионально значимым качествам. Кроме того, для каждого из этих качеств он указывает, необходимо ли оно для успешной профессиональной деятельности по выбранной специальности. Эти данные необходимы для определения того, на-
сколько полными являются представления испытуемого о требованиях, предъявляемых к данной специальности, что особенно важно при использовании разработанной компьютерной методики в целях профориентации. На следующем этапе тестирования испытуемого по этим же качествам оценивают эксперты (работники, хорошо знающие данного специалиста). Оптимальное количество экспертов 5-6 человек, минимальное 2-3 человека. В выходном документе указывается степень соответствия испытуемого выбранной специальности, а также перечень качеств, на развитие которых ему следует обратить внимание для успешной профессиональной деятельности по данной специальности.
Для оценки психофизиологических качеств и профессиональных качеств кроме методики независимых характеристик в компьютерной системе тестирования используются методы и подходы, изложенные ниже.
Оценка психофизиологических качеств
В настоящее время существует множество методик и их модификаций [12, 13] для решения задач по оценке психофизиологических качеств персонала, больше всего методик разработано для отдельных видов операторских профессий. Все эти методики прежде всего предназначены для диагностирования подвижности нервных процессов.
При выборе принципа сопоставления показателей различных психических функций с показателями функциональной подвижности нервных процессов мы исходили из положения о единстве психической и нервной деятельности.
Исследования Н.Е. Мелкова [5] показали, что для испытуемых с высокими нейродинамически-ми показателями характерны большая скорость и точность выполнения формализованных заданий, а также выносливость к умственному напряжению, большая длительность непрерывного сосредоточения внимания. Испытуемые с низкими нейродинамическими показателями даже самые простые умственные операции выполняют медленно и с ошибками. Им были свойственны низкая работоспособность, неустойчивость и ограниченность объёма внимания. Установлено, что типологические свойства высшей нервной деятельности определяют динамику функционирования процессов восприятия и мышления [1, 5].
В качестве приёмов исследования и оценки психофизиологических функций используются методики субъективной и объективной оценки личности. Первые основаны на получении сведений о тех или иных свойствах человека, проявляющихся в различных жизненных или экспериментальных ситуациях, либо от самого индивида
(самонаблюдение и самоанализ), либо непосредственно экспериментатором (анализ внешних проявлений этих свойств у конкретного человека или данных, полученных от него). В нашем случае это методика независимых характеристик, описанная выше.
Объективная оценка личности проводится на основании анализа результатов выполнения определённых (как правило, стандартных) заданий или функциональных проб, направленных на изучение основных познавательных психических процессов и состояний различных психофизиологических функций индивида.
Наряду с субъективными использованы также и объективные оценки, характеризующие психофизиологические функции. Из имеющегося сравнительно большого количества методик нами были отобраны такие, которые, по мнению большинства специалистов, считаются наиболее адекватными [1, 5, 10, 14], - это время реакции на звук и свет, теппинг-тест, тест быстроты и точности реакции на движущийся объект.
Время простой сенсомоторной реакции человека на звук и свет характеризует возбудимость анализаторов, временные показатели нервных процессов, являющиеся основными в управляющих действиях человека [15]. Выбор теста «время реакции на световые раздражители» для оценки функционального состояния человека в процессе адапташш-деадаптации обусловлен его ин-
формативностью как показателя функции «целостного мозга» [13]. Известно, что время реакции является объективным критерием работоспособности человека-оператора, возбудимости соответствующего сенсорного звена [12], функционального состояния организма в целом [16]. Именно с этих позиций нами рассмотрено применение данного теста в наших исследованиях. Наряду с этим время реакции связано с интимными механизмами функционирования коры больших полушарий, ответственных за распознавание и кодирование соответствующих сигналов, сохранение информации в кратковременной памяти [16]. Обоснование применения этого теста подробно изложено в [7].
Кроме того, для оценки общих свойств нервной системы (силы процессов возбуждения и торможения; их уравновешенности и подвижности) в систему включен тест на определение типа темперамента. Нами разработаны таблицы «совместимости» специальностей и типов темперамента на основе анализа литературных источников [5, 17] и мнения экспертов [7].
Заключение по блоку качеств «Навыки и умения, необходимые для успешной профессиональной деятельности» формируется на основе результатов тестирования и экспертной оценки по методике независимых характеристик.
На рисунке приведена структурная схема программного обеспечения разработанной компью-
Объем оперативной памяти
Реакция на движущийся объект
Реакция
на звук
Реакция на свет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Схема компьютерного тестирования на профпригодность персонала разделительных производств
терной системы. Как видно из рисунка, в системе наряду с формированием общего заключения об уровне профессиональной пригодности предусмотрена выдача заключения о степени соответствия той или иной специальности но каждому отдельному блоку.
Таким образом, в результате проведенной нами работы сформирован набор тестов для выявления личностных и психофизиологических качеств, характеризующих профессиональную пригодность человека для работы на разделительном производстве, а также его навыков и умений, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Разработанная схема компьютерного тестирования приведена на рисунке. Сфор-
мулирован набор качеств, которыми должны обладать различные категории персонала разделительного производства, и разработана гибкая система оценки профессиональной пригодности.
Предусмотрен вариант использования компьютерной системы для решения задач профориентации (71.
В настоящее время система прошла апробацию в ПО «Электрохимический завод» г. Зеленогорс-ка. В Томском политехническом университете с использованием данной системы ежегодно проводится профориентационное тестирование абитуриентов физико-технического факультета и оценка уровня профпригодности выпускников специальности «Физика кинетических явлений».
Литература
1. Дмитриева М.А, и др. Психология труда и инженерная психология: Учеб. пос. / Под ред. A.A. Крылова. Л., 1979.
2. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности: Организация компонентов и взаимодействие субъектов // Вестн, Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. 1995. № 3.
3. Гулен ко В.В., Тыщенко В.П. Соционика - межвозрастной педагогике. Новосибирск, 1998,
4. Борейша В.Б. ТомПИКС - ловушка для подходящих профессий, Томск, 1904.
5. Психофизиологические функции человека и операторский труд, Киев, 1981.
6. Русалов В.М., Гусева О,В, Сокращённый вариант личностного опросника Кэттелла (8 PF) // Психол. журн, Т, 11,1390. № 1.
7. Власов В.А., Орлов A.A., Тихонов Г.С, и др. Компьютерная система оценки профессиональной пригодности персонала для разделительных производств ,// Научный отчет. Per. Ms 02200005350. Томск, 2000.
8. Кононова З.Н, Применение теории психологических типов К.Г. Юнга к изучению личностных особенностей профессионалов /7 Вест. Моск. ун-та. Сер, 14: Психология. 1994. № 3,
9 Самойлова ИТ, йнтегаальвый тип информационного метаболизма малой группы в производственной организации // Автореф, дне.... канд. психол. наук, Ярославль, 1396.
¡0. Марищук BJ, Критерии профессиональной пригодности в отборе // Методам», мселед. по инженерной психол, и психол. труда. Л., 1974. Ч, 1,
11. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера. Л,, 1991.
12. Анохин П.К, Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем //Принципа системной организации функций. М., 1973.
13. Лоскутова Т.Д. Оценка функционального состояния центральной нервной системы по параметрам простой двигательной реакции /'/ Физиол. журн. СССР. 1975. Т. 11. № 1.
14. (Хпьхов О.Г, Опросник психофизиологического состояния рабочих горячих цехов металлургической промышленности // Психол. журн. Т. 11. 1990. № 5.
15. Белоус З.В. К исследованию влияния типов темперамента на эффективность индивидуальной и совместной деятельности // Вопр. психол, 1986. № 3.
16. Методические указания по проведению научно-исследовательских работ по физиологическому обоснованию рациональных режимов труда и отдыха / Под ред. В.И. Медведева. Л,, 1984,
17. Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений /,/ Соционика, ментология и психология личности. Киев, 1997. Nä 1.