Научная статья на тему 'КОМПЬЮТЕРНАЯ СЕМИОТИКА И ИНТЕРФЕЙС НОТНЫХ РЕДАКТОРОВ'

КОМПЬЮТЕРНАЯ СЕМИОТИКА И ИНТЕРФЕЙС НОТНЫХ РЕДАКТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ СЕМИОТИКА / WIMP-ИНТЕРФЕЙС / КОММУНИКАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / COMPUTER SEMIOTICS / WIMP-INTERFACES / COMMUNICATION / MUSICAL CREATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ситникова Ж.Ю.

Исследования в области компьютерной семиотики дают ключ к пониманию особенностей коммуникации человека и компьютерной визуальной системы. Особое внимание в статье уделяется специфике работы WIMP-интерфейсов при решении музыкально-творческих задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER SEMIOTICS AND THE INTERFACES OF THE SCORE EDITORS

Contemporary studies in computer semiotics give us a key to understand some specific features of communication between human beings and computer visual systems. Special attention in the article is paid to some peculiar traits of the WIMP-interfaces which are very helpful in solving musical tasks connected with creative processes.

Текст научной работы на тему «КОМПЬЮТЕРНАЯ СЕМИОТИКА И ИНТЕРФЕЙС НОТНЫХ РЕДАКТОРОВ»

Компьютерная семиотика и

УДК 004

Компьютерная семиотика - сравнительно недавно появившаяся область исследований. Вопросы, решаемые в рамках компьютерной семиотики, достаточно многообразны. В первую очередь это вопросы взаимодействия человека и компьютера, а также использование визуальных объектов в процессе данной коммуникации.

Взаимодействие человека с компьютерной системой осуществляется с помощью внешнего и внутреннего диалога. Внутренний диалог направлен на взаимодействие между управляющей программой и другими программами компьютерной системы. Внешний диалог обеспечивает диалог между компьютерной системой и человеком, он реализован с помощью пользовательского интерфейса. Пользовательский интерфейс - это та среда, посредством которой осуществляется взаимодействие человека с программными приложениями.

От того, как организован интерфейс программного приложения, будет зависеть успешность коммуникации человека с компьютерной системой. В основе взаимодействия человека с компьютерной системой лежит диалог, состоящий из отдельных процессов ввода (ввод информации и её изменение, запрос операции, запрос помощи и др.) и вывода (сообщения об ошибках, сообщения, требующие ответа или действия от пользователя).

Жанна Ситникова штерфейс нотных редакторов

По способу взаимодействия человека и компьютеров выделяют три вида пользовательских интерфейсов: командный, WIMP интерфейс и SILK интерфейс. Командный интерфейс реализован в виде пакетной технологии и технологии командной строки. SILK интерфейс наиболее приближен к обычной, человеческой форме общения. WIMP интерфейс построен на диалоге человека с компьютерной системой с помощью графических образов - меню, окон, пиктограмм. Команды в WIMP интерфейсе также подаются через графические образы. Данный интерфейс представляет собой сложную визуальную систему. WIMP интерфейс на сегодняшний день является наиболее распространённым видом интерфейса, в том числе и для нотных редакторов.

Для создания сложной компьютерной визуальной системы её разработчикам, наряду с традиционными для данной области знаниями теории информации, необходимы знания из компьютерной семиотики - семиотический анализ. Семиотический анализ компьютерной визуальной системы позволяет изучать существующие компьютерные визуальные системы и систематизировать проектирование новых визуальных сред. Так, при разработке интерфейса программного приложения необходимо учесть следующие эргосемиотические требования: прагматические, семантические, синтаксические. К прагматическим требовани-

III. ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ

ям относятся скорость изучения интерфейса программы, удобство его восприятия и соответствие конкретным профессиональным потребностям и задачам пользователей. Семантические требования включают в себя устойчивость к семантическим ошибкам, учёт системообразующих связей, существующих в той или иной предметной области, наличие обратной связи о результатах деятельности пользователя с максимальным учётом предметного языка пользователей. Для нотных редакторов - это музыкальный язык. Синтаксические требования -это гибкость и вариативность при работе с информацией, с учётом особенностей предметной области.

WIMP интерфейс - это иконический интерфейс, поскольку файлы, обозначаемые объекты и действия с объектами представланы в виде значков-иконок. При открытии иконки превращаются в окна. Иконические знаки часто называют - пиктограммами. Разработкой иконических знаков занимается наука иконика - одно из направлений компьютерной семиотики. Иконический интерфейс на сегодняшний день является преобладающим для большинства нотных редакторов. Сами пиктограммы в икони-ческом интерфейсе подразделяются на четыре типа, в зависимости от того, как графическое изображение соотносится с объектом или явлением, которое оно представляет. Первый тип - это пиктограммы, которые являются изображениями обозначаемых объектов. Второй тип - это пиктограммы, указывающие на характер выполняемых действий, для

чего используются изображения предметов, ассоциируемых с этими действиями. Третий тип - это пиктограммы, использующие функциональную аналогию предметов, которые применяются в быту или профессиональной деятельности для тех же целей. Четвёртый тип - это пиктограммы, обозначающие результат выполнения операции. На пиктограмме этого типа могут быть изображены характерные признаки объекта после применения к нему той или иной операции. Как правило, для этого используются группы пиктограмм.

Итак, в процессе коммуникации человека и компьютера, посредством икони-ческого интерфейса, большую роль играют визуальные объекты. Умберто Эко отмечал, что в процессе визуальной коммуникации иконический знак обретает значение по мере получения сообщения и является зависимым от контекста. Поэтому, подбирая или создавая знаки-пиктограммы для иконического интерфейса, необходимо учитывать контекст, в который они будут помещены. Этот контекст во многом определяется той предметной областью, для которой создаётся программа. В частности, для нотных редакторов таким контекстом является исторически сложившаяся система музыкальной нотации, чаще всего линейная.

Поскольку в системе музыкальной нотации были сформированы символические знаки музыкального языка в визуальной форме, постольку они и стали знаками-пиктограммами в нотных редакторах. По сути, перейдя из категории символических знаков в иконические1. В

связи с этим хотелось бы отметить, что У. Эко отмечал наличие в иконических знаках конвенциональных элементов. Это связано с тем, что иконический знак отражает не фактически существующий объект, а модель объекта, относящегося к определённому классу. Эта модель объекта создаётся разумом человека и всегда является порождением культуры. Кроме того, У. Эко показывает, что иконический знак не столько воспроизводит свойства отображаемого предмета, сколько условия его восприятия. Феномен восприятия заключается в том, что человек, при соотнесении знака с объектом, пользуется кодом узнавания. Код строится по свойству изоморфического подобия знака своему объекту. На языке математики две системы А и В называются изоморфными, если между их элементами, функциями, свойствами и отношениями, имеющими смысл для этих систем, существует или может быть установлено взаимно-однозначное соответствие. Иконический знак представляет собой модель, которая позволяет человеку увидеть в графической схеме (системе А) соответствие с объектом (системой В). Ключевым во всей этой цепочке является «наличие смысла» в свойствах, отношениях, функциях, элементах данных систем. Поэтому основной задачей для разработчиков WIMP интерфейсов становится выявление связи между смыслом некоторой ситуации в выбранной предметной области и его графическим представлением.

Задача выявления связи между смыслом некоторой ситуации в выбранной

предметной области и его графическим представлением делится на два класса. Прямая задача - построение графического образа на основе вербального описания ситуации, имеющий содержательно значимый смысл. Обратная задача - это описание ситуации, имеющей содержательно значимый смысл в терминах конкретной предметной области, на основе предъявленного графического образа. И хотя обратная задача, как правило, решается в области искусственного интеллекта, обычный пользователь компьютерной программы также сталкивается с ней. Так, в начале работы в нотном редакторе пользователь сталкивается с графическим образом партитуры, которую ему необходимо набрать. Поэтому первое, что ему необходимо сделать, это осуществить выбор тех параметров, которые составляют основу большинства нотных текстов: инструменты, тональность размер и другие. С этой задачей легко справляется большинство пользователей, поскольку у них имеет практический не компьютерный опыт решения данной задачи и параметров немного. Для задач с большим количеством параметров - решение затруднено. Интуитивно найти решение сложно, поскольку визуализации объектов нет.

Итак, скорость изучения интерфейса нотного редактора, удобство его восприятия во многом будет определяться соответствием визуальных объектов интерфейса музыкальным знакам современной линейной нотации, а также учётом системообразующих связей, характерных для музыкальной области. Интерфейсы нот-

III. ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ

ных редакторов будут меняться в сторону выше в сравнении с вербальным описани-

увеличения количества визуальных объ- ем. Исследования в области компьютер-

ектов в них, поскольку целостность, одно- ной семиотики дают ключ к пониманию

значность (при условии договоренностей), особенностей коммуникации человека и

скорость распознавания этих объектов компьютерной визуальной системы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 По классификации Ч. Пирса, отношения между означающим и означаемым можно условно разделить на три вида знаков. Так, в иконическом знаке отмечается фактическое сходство с означаемым объектом, в знаке-индексе - фактическая смежность формы знака и значения, в знаке-символе условная смежность (договоренность). К символическим знакам относят естественные языки и искусственные знаковые системы, в частности, сюда относится музыкальный язык.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеев В. Семиотика. М., 2002.

2. КоженковаА.С. Знаковая природа музыки // Молодой учёный. 2012. Т. 2, № 1. С. 159-162. URL: https://moluch.ru/archive/36/4173/ (29.10.2018).

3. ЛотманЮ.М. Культура и язык // Ю.М. Лотман. Семиосфера. СПб., 1992.

4. Мечковская Н.Б. Семиотика. Язык, природа, культура. М., 2007.

5. Постмодернизм-, энциклопедия / сост. и науч. ред. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. Минск, 2001.

6. Таратухина Ю.В., Авдеева З.К. Деловые и межкультурные коммуникации. учебник и практикум для академического бакалавриата. М., 2018.

7. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / пер. с итал. В. Резник, А. Погоняйло. СПб., 2004. 544 с.

References

1. Ageev V. Semiotika [Semiotics], Moscow, 2002.

2. KozhenkovaA.Si Znakovaya priroda muzyki [The sign nature of music], Molodoy uchenyy [The young scholar], 2012, vol. 2, no. 1, pp. 159-162. URL: https://moluch.ru/archive/36/4173/ (29.10.2018).

3. Lotman Yu.M. Kul'tura i yazyk [Culture and language], Yu.M. Lotman, Semiosfera [The semiosphere], St. Petersburg, 1992.

4. Mechkovskaya N.B. Semiotika. Yazyk, priroda, kul'tura [Semiotics: its language, nature and culture], Moscow, 2007.

5. Postmodernizm: entsiklopediya [An encyclopedia of postmodernism], Minsk, 2001.

6. Taratukhina Yu.V., AvdeevaZ.K Delovye i mezhkul'turnye kommunikatsii: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata [Business and intercultural communications: a manual and practical exercises for bachelors], Moscow, 2018.

7. Eko U. Otsutstvuyushchaya struktura. Vvedenie v semiologiyu [The absent structure: An introduction into semiology], St. Peersburg, 2004, 544 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.