Научная статья на тему 'Компьютерная лингвистика как Наука автоматической обработки информации'

Компьютерная лингвистика как Наука автоматической обработки информации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1207
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ЯЗЫК / КОМПЬЮТЕР / ЛИНГВИСТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сабиржанов Равшан Анварович

Компьютерная лингвистика ориентирована на использование компьютерных технологий и обработки данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерная лингвистика как Наука автоматической обработки информации»

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА АВТОМАТИЧЕСКОЙ

ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ Сабиржанов Р.А.

Сабиржанов Равшан Анварович — старший преподаватель, кафедра современных информационных технологий, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: компьютерная лингвистика ориентирована на использование компьютерных технологий и обработки данных.

Ключевые слова: информация, язык, компьютер, лингвистика.

Компьютерная лингвистика - это направление в прикладной лингвистике, ориентированное на использование компьютерных инструментов - программ, компьютерных технологий организации и обработки данных - для моделирования функционирования языка в тех или иных условиях, ситуациях, проблемных сферах и т.д., а также вся сфера применения компьютерных моделей языка в лингвистике и смежных дисциплинах. Компьютерное моделирование языка может рассматриваться и как сфера приложения информатики и теории программирования к решению задач науки о языке. На практике к компьютерной лингвистике относят практически все, что связано с использованием компьютеров в языкознании. Компьютерная лингвистика как особая прикладная дисциплина выделяется, прежде всего, по инструменту, т.е. по использованию компьютерных средств обработки языковых данных.

Компьютерные программы моделируют те или иные аспекты функционирования языка, могут использовать самые различные средства программирования. Существуют общие принципы компьютерного моделирования мышления, которые реализуются в любой компьютерной модели. В их основе лежит теория знаний, первоначально разрабатывавшаяся в области искусственного интеллекта, а в дальнейшем ставшая одним из разделов когнитивной науки.

Важнейшими понятийными категориями компьютерной лингвистики являются такие структуры знаний, как «фреймы» (понятийные или концептуальные структуры для декларативного представления знаний о типизированной тематически единой ситуации), «сценарии» (концептуальные структуры для процедурного представления знаний о стереотипной ситуации или стереотипном поведении), «планы» (структуры знаний, фиксирующие представления о возможных действиях, ведущих к достижению определенной цели). Категория сцены преимущественно используется по компьютерной лингвистике как обозначение концептуальной структуры для декларативного представления актуализованных в речевом акте и выделенных языковыми средствами (лексемами, синтаксическими конструкциями, грамматическими категориями и пр.) ситуаций и их частей. Значит, компьютерная лингвистика как наука занимается проблемами использования естественного языка в системах автоматической обработки информации. Поначалу, в период своего становления, у нее были различные названия: математическая лингвистика, вычислительная лингвистика, инженерная лингвистика. Но в начале восьмидесятых годов прошлого века закрепилось название - компьютерная лингвистика. За прошедшие полвека в области компьютерной лингвистики были получены значительные научные и практические результаты: были созданы системы машинного перевода текстов с одних естественных языков на другие, системы автоматизированного поиска информации в текстах, системы автоматического анализа и синтеза устной речи и многие другие. Но, к сожалению, не всё удаётся сделать так, как хотелось бы создателям. К примеру, проблема машинного перевода текстов с одних языков на другие оказалась значительно сложнее, чем это представляли себе создатели. То же самое можно сказать об автоматизированном поиске информации в текстах и о задаче анализа и синтеза устной речи. Компьютерная лингвистика является областью знаний, связанной с решением задач автоматической обработки информации, представленной на естественном языке. Центральными научными проблемами компьютерной лингвистики являются проблема моделирования процесса понимания смысла текстов (перехода от текста к формализованному представлению его смысла) и проблема синтеза речи (перехода от формализованного представления смысла к текстам на естественном языке).

Большинство элементов понятий инструментария компьютерной лингвистики омонимично: они одновременно обозначают некоторые реальные сущности когнитивной системы человека и способы представления этих сущностей, используемые при их теоретическом описании и моделировании.

В инструментальном аспекте знание может быть воплощено в совокупности описаний, в наборе данных, с одной стороны, и в алгоритме, инструкции, которую выполняет компьютерная или какая-либо другая модель когнитивной системы, с другой. Сфера компьютерной лингвистики весьма разнообразна и

включает такие области, как компьютерное моделирование общения, моделирование структуры сюжета, гипертекстовые технологии представления текста, машинный перевод, компьютерная лексикография. По своей внутренней форме словосочетание «обработка естественного языка» охватывает все области, в которых компьютеры используются для обработки языковых данных.

Список литературы

1. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1991. 140 с.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПОПОЛНЕНИЯ СЛОВАРНОГО СОСТАВА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Салиева С.М.

Салиева Сурайё Мансуржоновна - старший преподаватель, кафедра теории и практики английского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: с точки зрения современности вопросы словообразования в английском языке имеют определенные правила. В статье названы основные способы словообразования. Ключевые слова: иностранный язык, вуз, студент, преподаватель.

Проблемы словообразования активно обсуждаются в работах ряда зарубежных ученых: В. Дресслера, Х. Брекле, Д. Кастовского, Л. Липки, Э. Уильямса, Т. Репера и других. В трактовке словообразования широкое распространение получила так называемая лексикалистская гипотеза, согласно которой место словообразования в системе языка определяется его принадлежностью лексическому компоненту, внутри которого словообразование существует в виде набора определённых словообразовательных правил (В. Мотш, М. Халле, Скализ, Дреслер и другие).

Будучи, учением о создании новых названий как мотивированных однословных знаков языка, словообразование рассматривается как часть ономасиологии, которая изучает производные и сложные слова в динамическом («как делаются слова») и в статическом («как они сделаны») аспектах, как в диахроническом, так и в синхронном отношениях. Существует вместе с тем точка зрения, что словообразование всегда диахронно [1, с. 74]. Однако фактически теория словообразования может предсказывать появление новых слов и условия такого появления, а также выявлять правила, по которым говорящий создаёт новые производные и сложные слова в синхронии на данном этапе развития языка. К основным способам словообразования относится словообразовательный тип, который можно признать основной единицей в системе словообразования. Он представляет собой схему построения слов, характеризующуюся общностью деривативного значения словообразовательного элемента, который в сочетании со словами одной или разных частей речи и флексиями образует производные определенного лексико-грамматического, семантического, акцентного и экспрессивно-стилистического ряда, а также заданной сферы преимущественного употребления. В большинстве своем словообразовательные типы включают более мелкие единицы. При наличии четких оттенков в словообразовательном значении аффиксов эти типы распадаются на семантические подтипы. При различной частеречной принадлежности производящих слов типы вычленяют словообразовательные модели.

Различные морфологические явления, сопровождающие соединение аффиксов с производящими, определяют словообразовательный образец. Такой подход к рассмотрению этих способов и средств мотивируется тем, что многие аффиксы используются для образования не слов, а грамматических форм. Они называются словоизменительными или формообразовательными. Грамматические формы слов разных частей речи рассматриваются в рамках разных частей речи, потому что у каждой из них они различны. Производные и сложные образования слов происходят на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации, словосложения, конверсии и других формальных средств. Раздел языкознания изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов. Словообразование, обеспечивая процесс номинации и его результаты, играет важную роль в классификационно-познавательной деятельности человека и выступает как одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а также установления связей между отдельными частями речи. В лингвистике английского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.