Научная статья на тему 'Компьютерная игра как средство развития орфографической зоркости у третьеклассников'

Компьютерная игра как средство развития орфографической зоркости у третьеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
орфографическая зоркость / критерии сформированности орфографической зоркости / компьютерная игра / третьеклассники / русский язык / spelling vigilance / criteria for the formation of spelling vigilance / computer game / third graders / Russian language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мария Александровна Коврова, Ольга Борисовна Сюзева

В статье рассмотрена актуальность развития орфографической зоркости у третьеклассников. Приведен анализ наиболее известных и часто используемыми учителями программ: В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (УМК «Школа России»), С.В. Иванова, А.О. Евдокимовой, М.И. Кузнецовой, Л.В. Петленко (УМК «Начальная школа XXI века»), Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой, Т.В. Бабушкиной («Перспектива»), Т.Г. Рамзаевой («РИТМ»). Описана современная образовательная технология (компьютерная игра) для развития орфографической зоркости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мария Александровна Коврова, Ольга Борисовна Сюзева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computer game as a means of developing spelling vigilance in third graders

The article views the importance of the spelling vigilance development among third-graders. The analysis of the most famous and frequently used programs by teachers is given: V.P. Kanakina, V.G. Goretsky (“School of Russia”), S.V. Ivanova, A.O. Evdokimova, M.I. Kuznetsova, L.V. Petlenko (“Primary School of the 21st century”), L.F. Klimanova, S.G. Makeeva, T.V. Babushkina (“Perspective”), T.G. Ramzaeva (“Development. Individuality. Creativity. Thinking”). A modern educational technology (computer game) for the development of spelling vigilance is described.

Текст научной работы на тему «Компьютерная игра как средство развития орфографической зоркости у третьеклассников»

УДК 373.3 DOI: 10.52772/25420291_2022_2_71

Мария Александровна Коврова, Ольга Борисовна Сюзева

г. Киров

Компьютерная игра как средство развития орфографической зоркости

у третьеклассников

В статье рассмотрена актуальность развития орфографической зоркости у третьеклассников. Приведен анализ наиболее известных и часто используемыми учителями программ: В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (УМК «Школа России»), С.В. Иванова, А.О. Евдокимовой, М.И. Кузнецовой, Л.В. Петленко (УМК «Начальная школа XXI века»), Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой, Т.В. Бабушкиной («Перспектива»), Т.Г. Рамзаевой («РИТМ»). Описана современная образовательная технология (компьютерная игра) для развития орфографической зоркости.

Ключевые слова: орфографическая зоркость, критерии сформированности орфографической зоркости, компьютерная игра, третьеклассники, русский язык.

Maria Alexandrovna Kovrova, Olga Borisovna Syuzeva

Kirov

Computer game as a means of developing spelling vigilance in third graders

The article views the importance of the spelling vigilance development among third-graders. The analysis of the most famous and frequently used programs by teachers is given: V.P. Kanakina, V.G. Goretsky ("School of Russia"), S.V. Ivanova, A.O. Evdokimova, M.I. Kuznetsova, L.V. Petlenko ("Primary School of the 21st century"), L.F. Klimanova, S.G. Makeeva, T.V. Babushkina ("Perspective"), T.G. Ramzaeva ("Development. Individuality. Creativity. Thinking"). A modern educational technology (computer game) for the development of spelling vigilance is described.

Keywords: spelling vigilance, criteria for the formation of spelling vigilance, computer game, third graders, Russian language.

Введение.

Среди требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) к результатам освоения предмета «Русский язык» указаны сформиро-ванность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека, овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка ...; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач [18, п. 12.1]. Эти требования конкретизированы через планируемые результаты освоения различных разделов русского языка, в том числе раздела «Орфография и пунктуация»: выпускник научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное [15]. Кроме того, изучая русский язык, у обучающихся появится возможность научиться осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; подбирать примеры с определенной орфограммой; ... при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах [15]. Указанные результаты связаны, прежде всего, с формированием и развитием у обучающихся начальной школы орфографической зоркости.

Орфографическая зоркость, являясь базовым компонентом орфографического навыка, предполагает умение видеть орфограмму, опознавать её, т. е. соотносить с правилом, грамматической основой.

Впервые понятие орфографической зоркости как пристальное внимание при чтении и списывании к орфографической стороне слова, умение замечать те места в слове, которые могут затруднить пишущего ввел В.П. Шереметевский [20]. П.С. Же-дек определяет орфографическую зоркость как выработанную способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением... [8]. М.Р. Львов орфографической зоркостью называет способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы [13].

Таким образом, существенными характеристиками орфографической зоркости являются умение обнаруживать орфограмму и определять ее тип.

Обнаружение орфограмм облегчают их опознавательные признаки, или приметы. Впервые обобщённый перечень опознавательных признаков применительно к типам орфограмм был предложен Н.Н. Алгазиной в 1970 году. М.Т. Баранов относит к опознавательным признакам орфограмм следующие приметы слов: фонетические (безударность гласной, шипящие и др.), лексико-грамматические (собственные имена и собственные наименования и др.), лексические (предлоги, союзы, частицы), структурные (наличие некоторых приставок, суффиксов, сложные слова). Подробная характери-

стика опознавательных признаков основных орфограмм, изучаемых в начальной школе, представлена в пособии М.Р. Львова «Правописание в начальных классах» [13]. В статье Л.А. Фроловой также описаны группы опознавательных признаков, над которыми следует организовать работу при обучении орфографии в начальной школе [19].

Орфографическая зоркость, по словам М.Р. Львова, требует значительного объёма памяти, чёткого знания грамматики и орфографических правил. Узнавание орфограммы, соотнесение её с правилом должны протекать с большой скоростью, чтобы не задерживать письма, не отвлекать школьника от содержания того, что он пишет [13].

Формирование орфографической зоркости является процессом постепенным, длительным и требует особого внимания, целенаправленной и систематической работы со стороны учителя. Её формирование происходит в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих, как отмечает Л.А. Фролова, зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала [19]. В методике начального языкового образования описаны традиционные упражнения по развитию орфографических умений, в том числе орфографической зоркости, связанные с языковым анализом слов с целью установления расхождения между произношением и написанием, использованием двух видов чтения: орфографического и орфоэпического, грамматико-орфографическим разбором, списыванием, диктантами, лексико-орфографическими упражнениями, запоминанием.

Количественный и качественный анализ современных учебников по русскому языку для 3 класса (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (УМК «Школа России»), С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко (УМК «Начальная школа XXI века»), Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева, Т.В. Бабушкина («Перспектива»), Т.Г. Рамзаева («РИТМ»)) с точки зрения их направленности на формирование и развитие орфографической зоркости показал, что такие упражнения в них есть, но их количество в разных учебниках отличается. Как правило, задания носят традиционный характер и связаны с поиском орфограмм в словах, их подчёркиванием, представлены задания для списывания, различные диктанты. Чаще всего задания по развитию орфографической зоркости встречаются в качестве дополнительных к основным. Для всех учебников характерно, к сожалению, отсутствие целенаправленности и систематичности в развитии орфографической зоркости. Наш анализ подтверждается выводами, сделанными Е.А. Сундаревой по результатам анализа шести учебно-методических комплектов по русскому языку. Исследователь отмечает, что во всех рассмотренных ею учебниках представлены упражнения на орфографическую зоркость, хотя количество их различно и зависит от того, в какой степени авторы учебников оценивают важность данного умения. Именно это

72

определяет, что в учебниках УМК «Гармония» и УМК «Школа 2100» упражнения на орфографическую зоркость составляют около половины от общего числа правописных упражнений; в учебниках УМК «Перспектива», «Начальная инновационная школа» и «Планета знаний», «Перспективная начальная школа» упражнения на орфографическую зоркость представлены в таком количестве и так расположены в системе упражнений, что не могут в полной мере обеспечивать первоначальный этап формирования данного правописного умения. При этом в учебниках УМК «Планета знаний», «Перспективная начальная школа» для этапа совершенствования данного умения заданий существенно больше; в качестве основного метода обучения орфографической зоркости авторы учебников русского языка для начальной школы предлагают метод нахождения орфограмм в словах на языковом материале без пропуска букв; наиболее разнообразные методы формирования орфографической зоркости представлены в учебниках русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (УМК «Школа России»); в части учебников задания на орфографическую зоркость даются как дополнительные, которые выполняются после основного задания (письмо по памяти, списывание), что позволяет использовать их лишь на этапе совершенствования данного умения [17].

Современные исследователи и учителя-практики ведут поиск актуальных и эффективных средств развития орфографической зоркости младших школьников. Основными направлениями поиска становятся повышение мотивации детей к орфографической работе, привлечение современных информационно-коммуникационных технологий. Так, М.А. Коврова и С.И. Алексеева рассматривают упражнения с фразеологизмами как средство развития орфографической зоркости младших школьников [10]. Г.Х. Агапова предлагает развивать орфографическую зоркость на материале стихотворений [1]. Е.С. Банина рассматривает развитие орфографической зоркости посредством игр и игровых упражнений [4]. М.В. Юрьева и М.М. Захарова советуют использовать графические пятиминутки [21]. Л.А. Исаева предлагает использовать этимологический анализ слов [9]. В свою очередь Е.С.Артёмова применяет дидактические игры [2]. В.В. Емельяненко и Е.Е.Сухорева используют зрительные диктанты [7].

Актуальной в условиях создания цифровой образовательной среды школ становится разработка специализированных цифровых средств учебного назначения, позволяющих решать задачи цифровой трансформации и улучшения образовательных результатов [16]. С этой точки зрения, у современной школы имеется потребность в цифровых образовательных ресурсах в целом. Не является исключением и потребность в цифровых средствах по развитию орфографической зоркости. Анализ работ исследователей и учителей-практиков за последние годы показал, что такие средства

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022

разрабатываются, но их количество недостаточно. Т.Н. Петрова и Е.А. Жесткова описывают применение компьютерных технологий при развитии орфографической зоркости [14]. Д.В.Асеева разработала интерактивные тренажёры в Microsoft Office PowerPoint по наиболее трудным для детей темам [3]. В.В. Кокухина также разработала электронное пособие «Тренажеры по русскому языку на развитие орфографической зоркости для 2 класса» [11].

Причинами снижения уровня орфографической грамотности являются, с одной стороны, несистематичная и нецеленаправленная работа по развитию орфографической зоркости в учебниках по русскому языку [17]. С другой стороны, низкая мотивация обучающихся к орфографической работе, связанная, во-первых, с низкой концентрацией внимания современных детей [12, С.54]. Во-вторых, с недостаточным количеством современных средств обучения, учитывающих особенности современных школьников. Необходимость обеспечения учебного процесса современными средствами обучения, и, прежде всего, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, продиктована и созданием цифровой образовательной среды (далее ЦОС) для современных школ. Одним из средств обеспечения ЦОС является разработка средств обучения, в том числе компьютерных игр.

Это говорит о необходимости поиска новых средств развития орфографической зоркости у младших школьников, которые учитывали особенности современных детей и способствовали повышению их мотивации к орфографической работе.

Для повышения качества образования создаётся Цифровая образовательная среда (далее ЦОС). ЦОС обеспечивает индивидуализацию процесса обучения и персонификацию обучения т.е. учащийся выступает субъектом учебной деятельности.

Компьютерная игра - техническая игра, в которой игровое поле находится под управлением ЭВМ или воспроизводится на экране дисплея. Компьютерная игра - одно из основных и массовых применений микропроцессорной вычислительной техники, относящейся к досугу, воспитанию и образованию [6].

Компьютерные игры представляют собой интерактивную среду и обеспечивают погружение в нее, имеют эстетическое моделирование и узнаваемые черты для привлечения к себе внимания обучаемого с визуальной обратной связью, а также имеют простой принцип: победа или поражение с мгновенным результатом.

Н.Е. Богданович предлагает использовать информационно-коммуникационные технологии (Интернет-ресурсы; презентации; применение интерактивной доски; использование мобильного класса; электронные тренажеры) [5].

Проверка сформированности орфографических умений детей начальной школы осуществляется при написании Всероссийских проверочных работ (далее ВПР) по русскому языку.

Таблица 1

Исследовательская часть

Учитывая потребность современной школы в цифровых образовательных ресурсах, мы провели педагогическое исследование с целью выявления педагогических условий развития орфографической зоркости у третьеклассников в процессе использования компьютерной игры «ОрфоЗорро. По следам изученных орфограмм.» на уроках русского языка.

Базой исследования стала одна из школ города Кирова. В исследовании приняли участие обучающиеся двух третьих классов в количестве 59 человек.

На констатирующем этапе с помощью диагностических методик «Диктант» и модифицированной диагностики по выявлению уровня осознанности орфографических действий Т.Г. Рамзаевой было выявлено, что обучающиеся контрольной и экспериментальной групп в основном обладали средним и низким уровнями развития орфографической зоркости.

При написании диктанта в большинстве случаев были допущены ошибки в написании мягкого знака на конце имен существительных после шипящих (лещ, луч, глушь), проверяемого безударного гласного в корне слова (гостил, заиграет), встречались ошибки в выборе правильного написания слов с парными согласными в корне слова (ёрш, гриб). Полученные результаты по модифицированной диагностике Т.Г. Рамзаевой показали, что у обучающихся возникали трудности с определением типа орфограммы, подбором проверочного слова, обоснованием выбора проверочного слова и подбором слов с такими же орфограммами.

В ходе проведения педагогического эксперимента мы сформулировали следующую гипотезу исследования: развитие орфографической зоркости у третьеклассников в процессе использования компьютерной игры возможно при соблюдении следующих условий:

1) если содержание игры будет разработано в соответствии с изучаемыми в 3 классе орфограммами и будет отражать актуальный для большинства программ по русскому языку языковой материал;

Результаты ВПР (задание № 1К1)

Год 2018 2019 2020 2021

Обучающиеся (%) 71 68 59,6 66,59

I высоким уровень ■ средним уровень _ низким уровень Рис. 1. Результаты констатирующего этапа исследования

2)если игра будет предусматривать разнообразные виды деятельности детей для поддержания их интереса к ней;

3)если каждое задание будет разработано с учетом структуры орфографической зоркости.

На формирующем этапе в соответствии с условиями гипотезы была разработана и внедрена в учебный процесс компьютерная игра «Орфо-Зорро. По следам изученных орфограмм», предусматривающая целенаправленное развитие орфографической зоркости третьеклассников.

Компьютерная игра представляет собой игровое поле, созданное в презентации Microsoft Power Point, а интерактивные задания в онлайн - сервисах: leamingapps, wordwall, jigsawplanet, etreniki. Игровое поле в данной игре представлено в виде галактики с планетами. Каждая планета - определенная орфограмма.

Сюжет игры: главным персонажем в игре является Орфозорро - страж галактики Орфограм-мия. ОрфоЗорро предстоит освободить планеты от вирусов, уничтожающих правила орфографии. Как следствие, жители галактики начали писать с ошибками и перестали понимать друг друга. Чтобы спасти Орфограммию от вирусов нужно отправиться по их следам, выполнить все задания и восстановить правила орфографии.

Правила игры: перед началом игры необходимо выбрать планету с определенной орфограммой. Перейдя на одну из планет, откроется маршрутный лист, который поможет двигаться в верном направлении. Количество человек в игре не ограничено. Компьютерная игра используются как в индивидуальной, так в групповой и коллективной

формах работы. Присутствуют упражнения, которые ограничены по времени. Нужно внимательно следить за временем и выполнением заданий. Пройдя задание, вы получаете пазл. Победит тот, кто откроет дополнительный уровень и соберёт все кусочки пазлов.

Игровые действия: чтобы начать игру нажмите на кнопку «Старт». Выберите планету с орфограммой, нажав на соответствующую планету. Появится маршрутный лист. Чтобы открылось задание необходимо нажать сначала на вирус, а затем на звезду. Нажав на звезду, вам откроется задание в отдельном окне. После прохождения всех заданий откроется новый уровень, где необходимо собрать пазл и повторить правило определенной орфограммы. Чтобы вернуться к игровому полю, необходимо нажать на главного героя.

В игре присутствуют такие задания как: заполни таблицу, соотнеси, исправь ошибки, спиши вставляя пропущенные буквы/слова, прослушай и запиши, разгадай кроссворд, удали неправильные варианты, придумай подходящее слово и др., направленные на формирование орфографической зоркости обучающихся третьих классов.

Приведем несколько примеров упражнений из компьютерной игры «ОрфоЗорро. По следам изученных орфограмм».

Упражнение 1. Данное упражнение направлено на развитие умения находить опознавательные признаки и по ним определять типы орфограмм.

Задание: Используй касания или клавиатуру, чтобы лететь в правильные ответы и избегать неправильных.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022

PEDAGOGY

и мягкии знак

Упражнение 2. Данное упражнение направ- безударный гласный и на умения подбирать прове-

ленно на развитие умения определять проверяемый рочные слова.

at

Ф

О Audio О

О Audio В

О Audio N

О Audio I

О Audio L

О Audio С

Задание

Прослушайте слово. Определите проверяемый безударный гласный. Запишите его в соответствующее поле. Устно подбери проверочное слово.

OK

О Audio Н

О Audio М

О Audio J

О Audio G

О Audio А

О Audio F

О Audio D

О

Упражнение 3. Данное упражнение направлено Задание: приведи примеры слов с выпавшей

на развитие умения определять типы орфограмм и на орфограммой. умения подбирать собственные примеры.

Раскрутить Его

Игру можно использовать на уроках русского языка как орфографические пятиминутки, во время закрепления учебного материала или в качестве проверки, а также во внеурочное время и для индивидуальной работы дома.

В ходе формирующего этапа эксперимента в экспериментальном классе было проведено 10 уроков. 2 раза в неделю проводились уроки русского языка, в которые были включены орфографические пятиминутки с использованием данной компьютерной игры. Компьютерная игра была проведена в разных формах работы (индивидуальная, парная и групповая). Использовали карточки, телефоны (с помощью QR-кодов/ ссылок) и компьютер для выполнения некоторых заданий. При коллективном прохождении компьютерной игры предварительно 100%

90%

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

работали на карточках/листочках, а потом проверяли фронтально.

Несмотря на возникающие трудности, обучающиеся проявляли большой интерес к выполнению упражнений, у них повысилась мотивация работать на уроках, выполнять дополнительные домашние задания, связанные с компьютерной игрой. В ходе выполнения заданий третьеклассники запоминали написания трудных слов, учили словарные слова, отрабатывали орфографические правила на практике.

Результаты повторных диагностик на контрольном этапе подтвердили эффективность компьютерной игры «Орфозорро. По следам изученных орфограмм», которая была составлена и реализована в соответствии с условиями гипотезы.

контрольная группа экспериментальная контрольная группа экспериментальная (диктант) группа (диктант) (диагностика группа (диагностика

РамзаевойТ.Г.) Рамзаевой Т.Г.)

■ высокий уровень ■ средний уровень ■ низкий уровень Рис. 2. Результаты контрольного этапа исследования

Обучающиеся обеих групп показали результаты по развитию орфографической зоркости выше, чем на констатирующем этапе. Однако в экспериментальной группе результаты оказались более значительными: высокий уровень орфографической зоркости в экспериментальной группе показало на 17,2% больше обучающихся, чем на констатирующем этапе исследования, в то время как в контрольной группе количество детей с высоким уровнем увеличилось на 3,3%. Низкий уровень в контрольной группе не изменился, а в экспериментальной уменьшился на 3,4%. Полученные данные подтверждены. Мы рассчитали в- критерий Знаков: Нулевых сдвигов 6 Исключаем нулевые сдвиги. п =23

Убедились, что 5<23<300 «Отрицательных» сдвигов 5; «положительные» сдвигов 18.

«Положительных» сдвигов больше, значит, будем считать их «типичными».

На основании этого сформулируем гипотезу: преобладание сдвига в сторону повышения уровня орфографической зоркости является значимым.

вэмп = 5 (равно количеству сдвигов, которых меньше, т.е. отрицательных).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вкр = 7 (для p<0,05); вкр = 5 (для ^0,01) Оэмп < Окр (т.к., 5< 7;). 5=5 Следовательно, экспериментальная гипотеза подтверждается. Значит, преобладание сдвига в сторону развития орфографической зоркости является достоверным. Заключение

Проведенная нами работа по развитию орфографической зоркости у третьеклассников в процессе использования компьютерной игры «Орфо-Зорро. По следам изученных орфограмм» оказалась эффективной. Можно сделать вывод, что поставленные нами задачи выполнены и цель достигнута.

Компьютерная игра может использоваться на уроках русского языка (на орфографических пяти-

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022_2542-0291

минутках, в качестве закрепления учебного материала, при подготовке к словарным диктантам и проверочным работам), во внеурочной деятельности, в качестве домашнего задания.

На наш взгляд, если систематически использовать компьютерную игру в уроки русского языка, то у обучающихся возрастет мотивация к изучению орфографической стороны речи, следовательно, со

временем значительно повысится уровень развития орфографической зоркости. Это связано с тем, что наличие мотивации у младших школьников на уроках русского языка является одним из важнейших средств повышения качества обучения.

На основе полученных данных планируются исследования, связанные с созданием компьютерной игры для 2 и 4 классов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агапова, Г.Х. Формирование орфографической зоркости на материале стихотворений поэтов Оренбургской области / Г.Х. Агапова. - Текст : непосредственный // Начальная школа. - 2019. - № 12. - С. 32-36.

2. Артёмова, Е.С. Развитие орфографической зоркости младших школьников посредством дидактических игр / Е.С. Артёмова. - Текст : непосредственный // Традиции и инновации в начальном образовании : материалы рос. науч. -практ. конф. - Елец, 2018. - С. 7-10.

3. Асеева, Д.В. Электронные тренажеры как средство развития орфографической зоркости обучающихся / Д.В. Асеева. - Текст : непосредственный // Современные технологии в преподавании русского языка : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., к 60-летию каф. методики преподавания рус. яз. Моск. пед. гос. ун-та. - Москва, 2020. - С. 131-135.

4. Банина, Е.С. Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка посредством игр и игровых упражнений / Е.С. Банина. - Текст : непосредственный // Современные тенденции развития начального и эстетического образования : сб. ст. Междунар. науч. -практ. конф., посвященной 60-летию фак. нач. и муз. образования. - Могилев : Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова, 2019. - С. 73-75.

5. Богданович, Н.Е. Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка посредством применения информационно-коммуникационных технологий / Н.Е. Богданович. - Текст : непосредственный // Дидактика сетевого урока : материалы II Междунар. науч.-практ. онлайн-конф. - Минск, 2018. - С. 93-99.

6. Большой энциклопедический словарь. - URL: https://rus-big-enc-dict.slovaronline.com/ (дата обращения 10.03.2021). - Текст : электронный.

7. Емельяненко, В.В. Развитие орфографической зоркости у младших школьников через зрительные диктанты / В.В. Емельяненко, Е.Е. Сухорева. - Текст : непосредственный // Инновационная траектория развития современной науки: становление, развитие, прогнозы. - Петрозаводск, 2021. - С. 21-26.

8. Жедек, П.С. Орфографическая зоркость будущего учителя / П.С. Жедек, В.В. Репкин. - Текст : непосредственный // Начальная школа. - 1980. - № 10. - С. 63-66.

9. Исаева, Л.А. Этимологический анализ как средство развития орфографической зоркости на уроках русского языка / Л.А. Исаева. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6. - С. 312-314.

10. Коврова, М.А. Развитие орфографической зоркости младших школьников на основе использования фразеологизмов / М.А. Коврова, С.И. Алексеева. - Текст : непосредственный // Вестник Вятского государственного университета. - 2021. - №. 2. - С. 80-91.

11. Кокухина, В.В. Применение тренажеров на уроках русского языка как инструмент для развития орфографической зоркости у младших школьников / В.В. Кокухина. - Текст : непосредственный // Педагогическая наука и практика. - 2019. - № 4 (26). - С. 50-52.

12. Колыхматов, В.И. Новые возможности и обучающие ресурсы цифровой образовательной среды : учеб-метод. пособие / В.И. Колыхматов. - Санкт-Петербург : ЛОИРО, 2020. - 157 с. - Текст : непосредственный.

13. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах: пособие для учителей / М.Р. Львов. - 2-е изд., испр. и доп. -Москва : Флинта : Наука, 1998. - 207 с. - Текст : непосредственный.

14. Петрова, Т.Н. Компьютерные игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе / Т.Н. Петрова, Е.А. Жесткова. - Текст : непосредственный // Электронное обучение в непрерывном образовании : V Междунар. науч.-практ. конф. - Ульяновск, 2018. - С. 447-452.

15. Примерная основная образовательная программа начального общего образования : одобрена решением федер. учеб.-метод. объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15 (ред. от 04.02.2020). - URL: https://fgosreestr.ru/poop/%D0%BF%D0%BE%D0%BE%D0%BF_%D0%BE%D0%BE%D0%BE_06-02-2020. - Текст : электронный.

16. Российская Федерация. Министерство просвещения. Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий : распоряжение от 18.05.2020 N Р-44. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст : электронный.

17. Сундарева, Е.А. Возможности упражнений учебников русского языка в работе по обучению орфографической зоркости младших школьников / Е.А. Сундарева. - Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 2. - С. 87.

18. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - Москва : Просвещение, 2021. - 41 с. - Текст : непосредственный.

19. Фролова, Л.А. Структура орфографической зоркости и условия ее развития у младших школьников / Л.А. Фролова. - Текст : непосредственный // Начальная школа. - 2001. - № 5. - С. 41 -47.

20. Шереметевский, В.П. Об орфографии вообще и о письме под диктовку, как упражнении элементарном, в особенности / В.П. Шереметевский. - Текст : электронный // Сочинения. - Москва : Товарищество типографии А.Н. Мамонтова, 1897. - 330 с. - URL: http://elib.gnpbu.ru/text/sheremetevsky_cochineniya_1897 (дата обращения: 12.01.2022).

21. Юрьева, М.В. Графические пятиминутки как средство развития орфографической зоркости у младших школьников / М.В. Юрьева, М.М. Захарова. - Текст : непосредственный // Наука и образование. - 2020. - № 3, т. 3.

REFERENCES

1. Agapova G.H. Formirovanie orfograficheskoj zorkosti na materiale stihotvorenij pojetov Orenburgskoj oblasti [Formation of spelling vigilance on the material of poems of poets of the Orenburg region]. Nachal'naja shkola [Primary shool], 2019, no. 12, pp. 32-36.

2. Artjomova E.S. Razvitie orfograficheskoj zorkosti mladshih shkol'nikov posredstvom didakticheskih igr [Development of spelling vigilance of younger students through didactic games]. Tradicii i innovacii v nachal'nom obrazovanii: materialy ros. nauch.-prakt. konf. [Traditions and innovations in primary education]. Elec, 2018, pp. 7-10.

3. Aseeva D.V. Jelektronnye trenazhery kak sredstvo razvitija orfograficheskoj zorkosti obuchajushhihsja [Electronic simulators as a means of developing students' spelling vigilance]. Sovremennye tehnologii v prepodavanii russkogo jazyka: sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt. konf., k 60-letiju kaf. metodiki prepodavanija rus. jaz. Mosk. ped. gos. un-ta [Modern technologies in teaching the Russian language]. Moscow, 2020, pp. 131-135.

4. Banina E.S. Razvitie orfograficheskoj zorkosti mladshih shkol'nikov na urokah russkogo jazyka posredstvom igr i igrovyh uprazhnenij [Development of spelling vigilance of younger schoolchildren in Russian language lessons through games and game exercises]. Sovremennye tendencii razvitija nachal'nogo i jesteticheskogo obrazovanija: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvjashhennoj 60-letiju fak. nach. i muz. obrazovanija [Modern trends in the development of primary and aesthetic education]. Mogilev: Mogilevskij gosudarstvennyj universitet imeni A. A. Kuleshova, 2019, pp. 73-75.

5. Bogdanovich N.E. Formirovanie orfograficheskoj zorkosti na urokah russkogo jazyka posredstvom primenenija infor-macionno-kommunikacionnyh tehnologij [Formation of spelling vigilance in the lessons of the Russian language through the use of information and communication technologies]. Didaktika setevogo uroka: materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. onlajn-konf. [Online lesson didactics]. Minsk, 2018, pp. 93-99.

6. Bol'shoj jenciklopedicheskij slovar' [Big Encyclopedic Dictionary]. URL: https://rus-big-enc-dict.slovaronline.com/ (Accessed 10.03.2021).

7. Emel'janenko V.V., Suhoreva E.E. Razvitie orfograficheskoj zorkosti u mladshih shkol'nikov cherez zritel'nye diktanty [Development of spelling vigilance in younger students through visual dictations]. Innovacionnaja traektorija razvitija sov-remennoj nauki: stanovlenie, razvitie, prognozy [Innovative trajectory of development of modern science: formation, development, forecasts]. Petrozavodsk, 2021, pp. 21-26.

8. Zhedek P.S., Repkin V.V. Orfograficheskaja zorkost' budushhego uchitelja [Spelling vigilance of the future teacher]. Nachal'naja shkola [Primary school], 1980, no. 10, pp. 63-66.

9. Isaeva L.A. Jetimologicheskij analiz kak sredstvo razvitija orfograficheskoj zorkosti na urokah russkogo jazyka [Etymological analysis as a means of developing spelling vigilance in Russian language lessons]. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [The world of science, culture, education], 2020, no. 6, pp. 312-314.

10. Kovrova M.A., Alekseeva S.I. Razvitie orfograficheskoj zorkosti mladshih shkol'nikov na osnove ispol'zovanija frazeolo-gizmov [Development of spelling vigilance of younger schoolchildren based on the use of phraseological units]. Vestnik Vjatskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of Vyatka State University], 2021, no. 2, pp. 80-91.

11. Kokuhina V.V. Primenenie trenazherov na urokah russkogo jazyka kak instrument dlja razvitija orfograficheskoj zorkosti u mladshih shkol'nikov [The use of simulators in the lessons of the Russian language as a tool for the development of spelling vigilance in younger students]. Pedagogicheskaja nauka i praktika [Pedagogical science and practice], 2019, no. 4 (26), pp. 50-52.

12. Kolyhmatov V.I. Novye vozmozhnosti i obuchajushhie resursy cifrovoj obrazovatel'noj sredy: ucheb-metod. posobie [New opportunities and learning resources of the digital educational environment]. Sankt-Peterburg: LOIRO, 2020. 157 p.

13. L'vov M.R. Pravopisanie v nachal'nyh klassah: posobie dlja uchitelej [Spelling in primary grades: a guide for teachers]. Moscow: Flinta: Nauka, 1998. 207 p.

14. Petrova T.N., Zhestkova E.A. Komp'juternye igrovye tehnologii na urokah russkogo jazyka v nachal'noj shkole [Computer gaming technologies in Russian language lessons in elementary school]. Jelektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii: V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [E-learning in lifelong education]. Ul'janovsk, 2018, pp. 447-452.

15. Primernaja osnovnaja obrazovatel'naja programma nachal'nogo obshhego obrazovanija: odobrena resheniem feder. ucheb.-metod. ob#edinenija po obshhemu obrazovaniju, protokol ot 08.04.2015 № 1/15 (red. ot 04.02.2020) [Exemplary basic educational program of primary general education]. URL: https://fgosreestr.ru/poop/%D0%BF%D0%BE%D0%BE%D0%BF_%D0%BE%D0%BE%D0%BE_06-02-2020.

16. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo prosveshhenija. Ob utverzhdenii metodicheskih rekomendacij dlja vnedrenija v os-novnye obshheobrazovatel'nye programmy sovremennyh cifrovyh tehnologij : rasporjazhenie ot 18.05.2020 N R-44 [On the approval of methodological recommendations for the introduction of modern digital technologies into the main educational programs]. - Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

17. Sundareva E.A. Vozmozhnosti uprazhnenij uchebnikov russkogo jazyka v rabote po obucheniju orfograficheskoj zorkosti mladshih shkol'nikov [Possibilities of exercises of Russian language textbooks in the work on teaching spelling vigilance of younger students]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2021, no. 2, pp. 87.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 78_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022_2М2-0291

18. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo obrazovanija i nauki. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart na-chal'nogo obshhego obrazovanija [Federal State Educational Standard of Primary General Education]. Moscow: Prosveshhenie, 2021. 41 p.

19. Frolova L.A. Struktura orfograficheskoj zorkosti i uslovija ee razvitija u mladshih shkol'nikov [The structure of spelling vigilance and the conditions for its development in younger students]. Nachal'naja shkola [Primary school], 2001, no. 5, pp. 41 -47.

20. Sheremetevskij V.P. Ob orfografii voobshhe i o pis'me pod diktovku, kak uprazhnenii jelementarnom, v osobennosti [On spelling in general and on writing from dictation, as an elementary exercise, in particular]. Sochinenija [^orks]. Moscow: Tovarishhestvo tipografii A. N. Mamontova, 1897. 330 p. - URL: http://elib.gnpbu.ru/text/sheremetevsky_cochineniya_1897 (Accessed 12.01.2022).

21. Jur'eva M.V., Zaharova M.M. Graficheskie pjatiminutki kak sredstvo razvitija orfograficheskoj zorkosti u mladshih shkol'nikov [Graphic five minutes as a means of developing spelling vigilance in younger students]. Nauka i obrazovanie [Science and education], 2020, no. 3, vol. 3.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

М.А. Коврова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: mariya.m8888@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5922-5560.

О.Б. Сюзева, студентка факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: syuzeva20@gmail.com, ORCID: 0000-0002-8738-2966.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

M.A. Kovrova, Ph. D. in Pedagogic Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Methods of Preschool and Primary Education, Vyatka state University, Kirov, Russia, e-mail: mariya.m8888@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5922-5560.

O.B. Syuzeva, Student of the School of Pedagogy and Psychology, Vyatka state University, Kirov, Russia, e-mail: syuzeva20@gmail.com, ORCID: 0000-0002-8738-2966.

УДК 373.3.016:75 DOI: 10.52772/25420291_2022_2_79

Никита Юрьевич Котеленец, Ольга Александровна Жестовская, Филипп Николаевич Солдатенков, Марина Евгеньевна Снигур г. Сургут

Конкурс «Лучший по предмету физическая культура» как индикатор теоретической подготовленности учащихся младших классов

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на базе БУ «Сургутский государственный педагогический университет был проведен региональный конкурс «Лучший по предмету физическая культура» среди учащихся 4-ых классов школ региона. Конкурс был направлен на выявление теоретических знаний по физической культуре. Вопросы конкурса были подобраны на основе рекомендуемой учебной программы по физической культуре в начальных классах и заданий школьных олимпиад по физической культуре. По итогам конкурса были выявлены разделы программы предмета «физическая культура», требующие дополнительного внимания со стороны учителей физической культуры. Затруднения у участников конкурса вызвали вопросы, связанные с олимпийским движением и закаливанием. В целом уровень теоретической подготовленности обучающихся младших классов в ХМАО по предмету «физическая культура» можно оценить как высокий.

Ключевые слова: физическая культура, школа, конкурс, Югра, младшие классы.

Nikita Yurievich Kotelenets, Olga Alexandrovna Zhestovskaya, Filip Nikolaevich Soldatenkov, Marina Evgenievna Snigur

Surgut

Competition "The best in PE lessons" as an indicator of the theoretical preparedness of

primary school students

In the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra, on the basis of the Surgut State Pedagogical University, a regional competition "The best in PE lessons" was held among 4th grades students. The competition was aimed at identifying theoretical knowledge on physical culture. The questions were selected on the basis of the recommended curriculum for physical education in primary school and the tasks of school Olympiads in physical culture. Acc ording to the results of the competition, sections of the program requiring additional attention from physical education teachers were identified. The contestants' difficulties

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.