Научная статья на тему 'Компьютерная игра как способ разнообразить деятельность младшего школьника на уроке'

Компьютерная игра как способ разнообразить деятельность младшего школьника на уроке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворянчикова Наталья Сергеевна, Кошкина Ирина Владимировна, Тимофеева Анна Геннадьевна

В настоящей статье рассматривается возможность использования компьютерной игры на уроке, приводятся примеры подобных игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дворянчикова Наталья Сергеевна, Кошкина Ирина Владимировна, Тимофеева Анна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерная игра как способ разнообразить деятельность младшего школьника на уроке»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА КАК СПОСОБ РАЗНООБРАЗИТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКЕ

И ТВОРЧЕСТВА

Дворянчикова Наталья Сергеевна, Кошкина Ирина Владимировна, Тимофеева Анна Геннадьевна, Саратовский государственный университет, г. Саратов

E-mail: natalya-dvoryanchikova@mail.ru

Аннотация. В настоящей статье рассматривается возможность использования компьютерной игры на уроке, приводятся примеры подобных • игр.

Ключевые слова: компьютерная игра, интерактивная доска.

Сегодняшняя ситуация гласит: «21 век - век компьютерных технологий», именно поэтомуумение использовать информационные технологии ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.

Мощный поток новой информации, использование компьютерных технологий в средствах массовой информации, распространение игровых приставок, электронных игрушек и портативных мобильных компьютеров оказывают огромное влияние на восприятие ребенком окружающего мира [1].

Однако, к сожалению, современный школьник бессмысленно тратит собственное время за компьютером, как правило, за компьютерной игрой, поэтому учителю стоит познакомить ребенка с широкими возможностями техники.

Раскрыть перед ребенком широкий спектр ИКТ - возможностей мы предлагаем на основе следующих заданий.

Так, в 1 классе на уроке литературного чтения (УМК «Перспектива») [2] по теме урока «Пословицы и поговорки разных народов» детям предлагается найти в сети Интернет и принести на урок 3 - 4 пословицы или поговорки разных народов.

На уроке математики во 2 классе (УМК «Перспектива») [3] по теме «Вычитание двухзначных чисел» детям предлагается выполнить задание № 8

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

стр.17 (составь краткую запись условия, схему и реши задачу) в программе «MicшsofЮfficeWord» и принести распечатку на урок.

- На уроке окружающего мира в 3 классе (УМК «Перспектива») [4] по теме «Страны и народы на политической карте мира» детям можно предложить следующее задание, представленное ниже.

Подготовь доклад (5 - 7 мин.) о любой стране по плану:

- название

- население

- родной язык

- достопримечательности

Принеси в электронном виде изображения достопримечательностей.

На уроке русского языка в 4 классе (УМК «Школа России») [5] в качестве выполнения проекта «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина» детям можно предложить оформить проект в печатном виде.

Стоит помнить, что на начальном этапе обучения (1 - 2 классы) ребенок не может в продуктивном объеме выполнять предложенные задания, на этом этапе ребенку необходима помощь со стороны родителей. В последующих классах • важно свести роль родителей к минимуму, ребенок должен выполнять большую часть работы самостоятельно.

Современные технические средства - это огромный помощник для учителя в образовательном процессе. Например, использование презентаций, компьютерных игр, выставка электронных книг, электронная (онлайн) экскурсия, музыкальное сопровождение, видеоматериал, тестовые задания, самостоятельные и контрольные работы (на слайде), которые могут быть использованы не только на этапе объяснения нового материала, но и на этапе закрепления и контроля полученных знаний [6].

Так, на сегодняшний день существует огромное количество заданий, которые при умелом использовании, например, в сочетании с интерактивной или мультимедийной доской способствуют развитию познавательного интереса у младшего школьника.

Приведем примеры компьютерных игр с использованием интерактивной доски (УМК «Школа России», предмет «Окружающий мир»).

3 класс. Тема урока « В царстве грибов». Игра « А что это за гриб»?

Слайд 1. Представлены 3 гриба: подосиновик, мухомор и подберезовик. К доске вызывается ученик, который демонстрирует электронной указкой, из каких элементов состоят указанные грибы (шляпка, ножка, грибница).

Слайд 2. На слайде представлены 2 корзины и грибы (белый гриб, подосиновик, лисичка, шампиньон, навозник, мухомор, ложный подберезовик). Детям с помощью маркера необходимо «собрать» 2 корзины грибов, тем самым

61

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

перенести в 1 корзину - съедобные, а во 2 - несъедобные. 3 класс. Тема урока «Полезные ископаемые».

На материале [1] нами разработана обучающая компьютерная игра «Искатели» с использование интерактивной доски.

Миссия 1 уровня «Отыщи слова-ключи»

Миссия 2 уровня «Открой волшебные сундуки с сокровищами»

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

На слайде представлены полезные ископаемые (глина, железная руда, известняк, каменный уголь, гранит) необходимо указать название ископаемому, подписав каждый рисунок. Учащимся сообщается: «В случае если вы выполнили задание правильно и правильно отыскали слово-ключик, то для вас откроется волшебный сундук с сокровищами. Будьте внимательны, поскольку каждый сундук имеет свой ключ».

глина

Рис. 1. Пример готового слайда с использованием анимации Подобная работа осуществляется со следующими картинками (рис. 2).

Рис. 2. Изображения, использу емые в дидактической игре «Искатели» Миссия 3 уровня «клад для эрудита». Задание:

«Гномику Марине грустно, потому что она потеряла ключик от волшебного сундука, в котором спрятаны несметные сокровища. Помоги ей отыскать ключик. Для этого вспомни, как люди называют сокровища, как называется то, что добывается из-под земли. (Появляется надпись «полезные ископаемые»). Теперь ты знаешь, где искать ключик, но знаешь ли ты, как его искать? Подумай и укажи способы, которыми возможно добыть «полезные ископаемые». После того, как дети указывают: «добыча открытым способом (карьер)», «добыча с помощью скважин (бурение скважин)» и «добыча шахтным способом (сооружение подземных предприятий)» - появляется картинка с открытым сундучком, и продолжается интерактивный диалог: «Ты помог малышке-гному отыскать ключ. Спасибо! Ты - большая умница! Но, может быть, ты разочарован из-за того, что видишь в сундуке всего лишь камни? Не

63

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

грусти! Дело в том, что сокровищами эти камни станут только для тех, кто знает, как их применяют люди. Ты-то, безусловно, из тех, кто знает! Ну-ка, перечисляй!». После того, как высвечиваются надписи: «строительство домов и сооружений», «отопление помещений», «создание украшений и лекарств» -камни в сундуке «сверкают» и звучит победный туш.

Таким образом, использование компьютерных игр в комплексе с интерактивной доской позволит учителю разнообразить работу на уроке, рационально организовать учебную деятельность и отдых учащихся. Яркие образы, впечатляющие краски, использование музыкальных ресурсов и рисунков позволяют ученикам младших классов в форме игры с легкостью овладеть учебным материалом.

Литература:

1. Дворянчикова Н.С. Методика контроля знаний с применением интерактивной доски на уроках «Окружающий мир» // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. 2015. № 5 (32). С. 166-167.

2. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. М.: Просвещение, 2011. С. 38.

3. Петерсон Л.Г. Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3

4. / Л. Г. Петерсон. М.: Ювента, 2013. С. 17.

4. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. М.: Просвещение, 2013. С. 43 - 48.

5. Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2013. С. 28.

6. Дворянчикова Н.С., Кошкина И.В. Из опыта работы по формированию ИКТ компетентности обучающихся на начальном этапе обучения // Вестник Науки и Творчества. 2016. № 3 (3). С. 78-83.

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.