ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА КАК СПОСОБ РАЗНООБРАЗИТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКЕ
И ТВОРЧЕСТВА
Дворянчикова Наталья Сергеевна, Кошкина Ирина Владимировна, Тимофеева Анна Геннадьевна, Саратовский государственный университет, г. Саратов
E-mail: [email protected]
Аннотация. В настоящей статье рассматривается возможность использования компьютерной игры на уроке, приводятся примеры подобных • игр.
Ключевые слова: компьютерная игра, интерактивная доска.
Сегодняшняя ситуация гласит: «21 век - век компьютерных технологий», именно поэтомуумение использовать информационные технологии ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.
Мощный поток новой информации, использование компьютерных технологий в средствах массовой информации, распространение игровых приставок, электронных игрушек и портативных мобильных компьютеров оказывают огромное влияние на восприятие ребенком окружающего мира [1].
Однако, к сожалению, современный школьник бессмысленно тратит собственное время за компьютером, как правило, за компьютерной игрой, поэтому учителю стоит познакомить ребенка с широкими возможностями техники.
Раскрыть перед ребенком широкий спектр ИКТ - возможностей мы предлагаем на основе следующих заданий.
Так, в 1 классе на уроке литературного чтения (УМК «Перспектива») [2] по теме урока «Пословицы и поговорки разных народов» детям предлагается найти в сети Интернет и принести на урок 3 - 4 пословицы или поговорки разных народов.
На уроке математики во 2 классе (УМК «Перспектива») [3] по теме «Вычитание двухзначных чисел» детям предлагается выполнить задание № 8
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
стр.17 (составь краткую запись условия, схему и реши задачу) в программе «MicшsofЮfficeWord» и принести распечатку на урок.
- На уроке окружающего мира в 3 классе (УМК «Перспектива») [4] по теме «Страны и народы на политической карте мира» детям можно предложить следующее задание, представленное ниже.
Подготовь доклад (5 - 7 мин.) о любой стране по плану:
- название
- население
- родной язык
- достопримечательности
Принеси в электронном виде изображения достопримечательностей.
На уроке русского языка в 4 классе (УМК «Школа России») [5] в качестве выполнения проекта «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина» детям можно предложить оформить проект в печатном виде.
Стоит помнить, что на начальном этапе обучения (1 - 2 классы) ребенок не может в продуктивном объеме выполнять предложенные задания, на этом этапе ребенку необходима помощь со стороны родителей. В последующих классах • важно свести роль родителей к минимуму, ребенок должен выполнять большую часть работы самостоятельно.
Современные технические средства - это огромный помощник для учителя в образовательном процессе. Например, использование презентаций, компьютерных игр, выставка электронных книг, электронная (онлайн) экскурсия, музыкальное сопровождение, видеоматериал, тестовые задания, самостоятельные и контрольные работы (на слайде), которые могут быть использованы не только на этапе объяснения нового материала, но и на этапе закрепления и контроля полученных знаний [6].
Так, на сегодняшний день существует огромное количество заданий, которые при умелом использовании, например, в сочетании с интерактивной или мультимедийной доской способствуют развитию познавательного интереса у младшего школьника.
Приведем примеры компьютерных игр с использованием интерактивной доски (УМК «Школа России», предмет «Окружающий мир»).
3 класс. Тема урока « В царстве грибов». Игра « А что это за гриб»?
Слайд 1. Представлены 3 гриба: подосиновик, мухомор и подберезовик. К доске вызывается ученик, который демонстрирует электронной указкой, из каких элементов состоят указанные грибы (шляпка, ножка, грибница).
Слайд 2. На слайде представлены 2 корзины и грибы (белый гриб, подосиновик, лисичка, шампиньон, навозник, мухомор, ложный подберезовик). Детям с помощью маркера необходимо «собрать» 2 корзины грибов, тем самым
61
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
перенести в 1 корзину - съедобные, а во 2 - несъедобные. 3 класс. Тема урока «Полезные ископаемые».
На материале [1] нами разработана обучающая компьютерная игра «Искатели» с использование интерактивной доски.
Миссия 1 уровня «Отыщи слова-ключи»
Миссия 2 уровня «Открой волшебные сундуки с сокровищами»
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
На слайде представлены полезные ископаемые (глина, железная руда, известняк, каменный уголь, гранит) необходимо указать название ископаемому, подписав каждый рисунок. Учащимся сообщается: «В случае если вы выполнили задание правильно и правильно отыскали слово-ключик, то для вас откроется волшебный сундук с сокровищами. Будьте внимательны, поскольку каждый сундук имеет свой ключ».
глина
Рис. 1. Пример готового слайда с использованием анимации Подобная работа осуществляется со следующими картинками (рис. 2).
Рис. 2. Изображения, использу емые в дидактической игре «Искатели» Миссия 3 уровня «клад для эрудита». Задание:
«Гномику Марине грустно, потому что она потеряла ключик от волшебного сундука, в котором спрятаны несметные сокровища. Помоги ей отыскать ключик. Для этого вспомни, как люди называют сокровища, как называется то, что добывается из-под земли. (Появляется надпись «полезные ископаемые»). Теперь ты знаешь, где искать ключик, но знаешь ли ты, как его искать? Подумай и укажи способы, которыми возможно добыть «полезные ископаемые». После того, как дети указывают: «добыча открытым способом (карьер)», «добыча с помощью скважин (бурение скважин)» и «добыча шахтным способом (сооружение подземных предприятий)» - появляется картинка с открытым сундучком, и продолжается интерактивный диалог: «Ты помог малышке-гному отыскать ключ. Спасибо! Ты - большая умница! Но, может быть, ты разочарован из-за того, что видишь в сундуке всего лишь камни? Не
63
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
грусти! Дело в том, что сокровищами эти камни станут только для тех, кто знает, как их применяют люди. Ты-то, безусловно, из тех, кто знает! Ну-ка, перечисляй!». После того, как высвечиваются надписи: «строительство домов и сооружений», «отопление помещений», «создание украшений и лекарств» -камни в сундуке «сверкают» и звучит победный туш.
Таким образом, использование компьютерных игр в комплексе с интерактивной доской позволит учителю разнообразить работу на уроке, рационально организовать учебную деятельность и отдых учащихся. Яркие образы, впечатляющие краски, использование музыкальных ресурсов и рисунков позволяют ученикам младших классов в форме игры с легкостью овладеть учебным материалом.
Литература:
1. Дворянчикова Н.С. Методика контроля знаний с применением интерактивной доски на уроках «Окружающий мир» // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. 2015. № 5 (32). С. 166-167.
2. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. М.: Просвещение, 2011. С. 38.
3. Петерсон Л.Г. Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3
4. / Л. Г. Петерсон. М.: Ювента, 2013. С. 17.
4. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. М.: Просвещение, 2013. С. 43 - 48.
5. Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2013. С. 28.
6. Дворянчикова Н.С., Кошкина И.В. Из опыта работы по формированию ИКТ компетентности обучающихся на начальном этапе обучения // Вестник Науки и Творчества. 2016. № 3 (3). С. 78-83.
64