Научная статья на тему 'КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА'

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов С.П., Николаева Е.Г., Рупасова Г.Б.

Неотъемлемой частью процесса информатизации общества, стала информатизация образования, представляющая собой совокупность методов, процессов и программно-технических средств, необходимых для сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации . Статья посвящена рассмотрению отдельных проблемам этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER LITERACY AS A BASIS FOR THE FORMATION OF MODERN INFORMATION CULTURE OF MODERN MAN

An integral part of the process of Informatization of society has become the Informatization of education, which is a set of methods, processes and software and hardware necessary for the collection, processing, storage, distribution and use of information. The article is devoted to the consideration of certain problems of this process.

Текст научной работы на тему «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА»

обучения и воспитания (физика) : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Часовских Николай Сергеевич ; Горно-Алтайский государственный университет. - Горно-Алтайск, 2006. - 261 с.

7. Часовских, Н. С. Развитие познавательной самостоятельности студентов на лабораторных занятиях по общей физике : учебно-познавательное пособие для преподавателей и студентов / Н. С. Часовских ; под редакцией А. В. Петрова. - Горно-Алтайск, РМНКО,2006. - 160 с.

8. Часовских, Н. С. Самостоятельность как приоритетная ключевая компетенция в комплексной системе развивающего обучения / Н. С. Часовских // Информация и образование: границы коммуникаций: сборник научных трудов IX Международной научно-практической конференции. - Горно-Алтайск, 2017. - № 9 (17). - С. 31-37.

УДК 378.147

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА COMPUTER LITERACY AS A BASIS FOR THE FORMATION OF MODERN INFORMATION CULTURE OF MODERN MAN

Михайлов С. П., канд. физ.-мат. наук, профессор Николаева Е. Г., ст. преподаватель Рупасова Г. Б., канд. пед. наук, доцент Физико-математический и инженерно-технологический институт ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск bezruchenkova.e@mail.ru, guly.rup@yandex.ru

Аннотация. Неотъемлемой частью процесса информатизации общества, стала информатизация образования, представляющая собой совокупность методов, процессов и программно-технических средств, необходимых для сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации . Статья посвящена рассмотрению отдельных проблемам этого процесса.

Ключевые слова: информационная культура, компьютерная грамотность, образование, обучение , информатизация общества.

Abstract. An integral part of the process of Informatization of society has become the Informatization of education, which is a set of methods, processes and software and hardware necessary for the collection, processing, storage, distribution and use of information. The article is devoted to the consideration of certain problems of this process.

Key words: information culture, computer literacy, education, training, Informatization of society.

Информационные технологии, на сегодняшний день, стали неотъемлемой частью не только современного общества, но и образования. С каждым днем поток новой информации стремительно растет, сориентироваться, в нем всё сложнее. Запущен активный процесс информатизации общества. Неотъемлемой его частью, стала информатизация образования, представляющая собой совокупность методов, процессов и программно-технических средств, необходимых для сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации [3].

В наши дни, когда практически каждый человек пользуется всевозможными гаджетами, а так же имеет доступ в сеть Интернет, необходимо знать и соблюдать основы информационной культуры. Информационная культура, как и любая другая, имеет свои составляющие. Для нее, в числе прочих, ими являются компьютерная грамотность и информационная этика. Именно эти компоненты входят в основу современного формирования информационной культуры.

Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; единство информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных (книги, журналы, газеты), так и новых информационных технологий (компьютеры, и прочие гаджеты). Информационная культура рассматривается как информационная направленность сформированной личности, имеющая стремление к познанию и использованию новых знаний и умений в области информатики, а также как одна из сторон личностного развития, а не только ограничивается знаниями и умениями работы с компьютером.

Проблемой формирования информационной культуры занимается достаточно широкий круг исследователей. К примеру, необходимость разработки обучающих интеллектуальных систем для студентов доказана в работах Е. Б. Плотниковой [1].

Компьютерная грамотность - это способ думать, учитывая особенности компьютеров и компьютерных сетей и открывая для себя новые особенности. Компьютерная грамотность требует не

знания огромного количества фактов, а умения этими фактами оперировать. Компонентами компьютерной грамотности являются:

- знание основных терминов и их определение. Данный компонент позволяет не тратить время на поиск определений к терминам, а также находить взаимопонимание с разными службами поддержки пользователей;

- понимание возможностей компьютера. Данный компонент дает понимание того, что компьютер не заменяет человека, а лишь является инструментом для работы;

- технологические принципы работы интернета. Например, для подключения к сети интернет необходимо специальное устройство;

- представление о том, что такое персональный компьютер, операционная система Windows, уметь работать в приложениях Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint) [2].

Сегодня уже сложно представить доклады, защиты курсовых, дипломных и прочих научных работ учащихся, без использования компьютерных технологий. Приобрел актуальность девиз: «Не важно всё знать, важно знать, где найти». Таким образом, обучение компьютерной грамотности является крайне важным и обязательным для любого человека.

Важное место в этом обучении занимает информационная этика - дисциплина, исследующая проблемы, возникающие в связи с развитием и применением информационных технологий. Она тесно связана с компьютерной этикой и философией информации. Каждый человек должен знать свои права и обязанности в этой области. Они прописаны в Конституции РФ и во всеобщей декларации прав человека. Этические принципы включают в себя право на свободу слова, право на выражения своего мнения, всеобщий питуп к информации, а так же право на личную и культурную жизнь, право на образование и т.д.

Общество пришло к тому, что имеет практически неограниченный и бесплатный доступ к информации. Широкие возможности, которые открываются людям с прогрессом в области информационных технологий, приводят не только к развитию и положительным результатам, но и к возникновению новых проблем этического характера. К таковым, например, относится появление людей не соблюдающих этические нормы, которые, пользуются информацией в целях нанесения вреда обществу. Зачастую в группе риска оказываются подростки, которые в поисках нового и неизведанного могут нанести вред своему здоровью и здоровью окружающих.

Серьезной проблемой общества стала игровая зависимость - предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми, как утверждается в Википедии [4]. Играми, вызывающими самую сильную зависимость, чаще всего считаются сетевые. Известны случаи, когда слишком долгая игра приводила к фатальным последствиям. Компьютерные игры часто становятся объектом критики. Ряд учёных считают, что они вызывают зависимость, наравне с алкоголем и наркотиками.

Не соблюдение норм этики становится основной проблемой современного общества.

Для того чтобы обезопасить своих граждан от различных угроз, многие страны создают компании, программы, направленные на обеспечение безопасности общества в сети Интернет.

Формирование компьютерной грамотности и информационной этики происходит еще в школе на уроках информатики. Помимо плановых занятий учителя проводят все возможные конкурсы, викторины, классные часы, посвященные безопасности в сети Интернет. На данных мероприятиях ученикам дается информация, как о пользе Интернета, так и вреде, который он может нанести. О вирусных атаках, киберпреступлениях, различных видах мошенничества. Проводятся занятия, на которых рассказывается как обезопасить себя и своих близких от данных угроз, а также как самому не стать преступником.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование информационной культуры зависит не только от полученных знаний, но и в большей степени от воспитания, от уровня самосознания каждого человека и от отношения общества к существующей проблеме. Владение компьютерной грамотностью, ее формирование - одна из важнейших задач современного общества. От того, насколько успешно она будет решена, считаем мы вслед за Салимьяновой З. Р., в конечном счете, зависит эффективность перспективы научно-технического, экономического и социального развития общества.

Библиографический список:

1. Плотникова, Н. Ф. Формирование умений критически мыслить и работать в команде при обучении студентов вуза / Н. Ф. Плотникова, Д. М. Шакирова // Educational Technology & Society. - 2007. -№ 9 (4). - С. 306-314.

2. Зиновьева, Н. Б. Информационная культура личности: Введение в курс / Н. Б. Зиновьева ; под редакцией И. И. Горловой. - Краснодар, 1996. - 135 с.

3. Еременко, Т. В. Формирование информационной культуры современного университетского сообщества: опыт проектного развития / Т. В. Еременко // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества : материалы Х Международная конференция (Крым, 2003 г.). - URL: http://www.gpntb.ru/win/inter events/crimea2003/. - Текст: электронный.

4. Википедия : свободная энциклопедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/. - Текст: электронный.

5. Салимьянова, З. Р. Компьютерная грамотность и информационная культура лиц третьего возраста / З. Р. Салимьянова // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Международной научной конференции (Уфа, ноябрь, 2013 г.). - Уфа : Лето, 2013. - . 214-217. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4453/ (дата обращения: 31.01.2020). - Текст: электронный.

УДК 37.036.5, 372.851

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОЛИМПИАД FORMATION OF SCHOOLCHILDREN CREATIVE THINKING THROUGH MATHEMATICAL OLYMPIADS

Темербекова А. А., д-р пед. наук, профессор Деев М. Е., канд. физ.-мат. наук, доцент Байгонакова Г. А., канд. физ.-мат. наук, доцент Физико-математический и инженерно-технологический институт ФГБОУ ВО Горно-Алтайский государственный университет Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск tealbina@yandex.ru, mihdeev@mail.ru, galyaab@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования творческого мышления учащихся, проанализированы ошибки, которые допускают школьники в решениях заданий математических олимпиад, даны рекомендации для учителей, готовящих школьников к олимпиадам по математике.

Ключевые слова: мышление, творчество, обучение, олимпиады, математика, задача, пример, оценка, нестандартные задачи.

Abstract. The article discusses the features of the formation of creative thinking of students, analyzes the mistakes that students make in solving tasks of mathematical olympiads, gives recommendations for teachers preparing students for olympiads in mathematics.

Key words: thinking, creativity, training, olympiads, mathematics, task, example, assessment, nonstandard tasks.

В настоящее время олимпиадное движение приобретает массовый характер. Сегодня олимпиады проводятся по всем предметам, изучаемым в общеобразовательной школе. Отметим, что олимпиадное движение постоянно расширяется, результаты некоторых олимпиад учитываются при поступлении абитуриентов в вузы.

История проведения всероссийских предметных олимпиад насчитывают десятилетия. Начало Всероссийских предметных олимпиад школьников связывают со становлением России как суверенного государства после распада СССР в 1991 году. Однако история олимпиадного движения в России начинается гораздо раньше. В XIX веке «Олимпиады учащейся молодежи» проводило Астрономическое общество Российской империи. К сожалению, до нас не дошли подробности олимпиадного движения того времени.

Олимпиада по математике имеет давнюю историю. В 1886 году был проведен первый очный математический конкурс для выпускников лицеев в Румынии, а первая олимпиада по математике состоялась в 1894 году в Венгрии по инициативе Венгерского физико-математического общества, возглавляемого будущим Нобелевским лауреатом по физике Л. Этвешом. Считается, что первая математическая олимпиада в России состоялась в 1934 году в Ленинграде. С тех пор олимпиады по техническим предметам стали традиционными.

История олимпиадного движения в России позволяет увидеть, как расставлялись приоритеты в системе образования, по ней можно проследить, какие учебные предметы и в какое время считались главными, а какие - второстепенными, какие новые предметы активно входили в жизнь, а какие утрачивали свои позиции.

Обычно, всероссийская олимпиада школьников проходит в четыре этапа: I - школьный, II - муниципальный, III - региональный, IV - заключительный. На каждом этапе олимпиада школьников решает свои задачи. Продвижение олимпиад на статус выше влечет за собой сокращение ее участников, выделяя среди них наиболее способных и талантливых.

Формирование творческого математического мышления учащихся является одной из актуальных проблем математического образования [1; 2].

В последнее время этой проблеме уделяется очень мало внимания, так как процесс обучения теперь направлен на заучивание формул, схем и применение уже готовых алгоритмов решения задач. Этим же объясняется и тот факт, что большинство учащихся не умеют доказывать математические утверждения, причем не могут даже воспроизвести готовое доказательство, не говоря уже о том, чтобы его придумать. Конечно, не всякий школьник способен решать сложные нестандартные задачи,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.