Научная статья на тему 'Компьютерная графика и ее приоритеты в изучении графических дисциплин'

Компьютерная графика и ее приоритеты в изучении графических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
184
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Савельев Юрий Федорович, Шевченко Валерий Яковлевич, Шилер Валерий Викторович, Кохан Нелли Алексеевна, Ведякин Федор Филиппович

В статье рассматривается проблема преподавания компьютерной графики в ВУЗе. Предложены пути совершенствования учебного процесса по инженерной графике с использованием элементов компьютерной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER DRAWING AND ITS PRIORITES IN THE STUDY OF GRAPHIC DISCIPLINES

The article is devoted to the problem of teaching computer drawing in the Academy. It is offered in engineering drawing using elements of computer drawing.

Текст научной работы на тему «Компьютерная графика и ее приоритеты в изучении графических дисциплин»

Образование

Изучаются строения диаграмм, состав-свойство и графические методы решения экстремальных задач. В перспективе возможно обобщение последних в направлении построения диаграмм, изображающих зависимость нескольких свойств от состава и разработки методов решения задач многокритериальной оптимизации.

Литература

1. Volkov V. Y., Yurkov V.Y. An Axiomatic Theory of Graphic Models of Polydimensional Spaces / Proceedings of 6th ICECGDG- 19-23 August 1994,-Tokyo. Japan.-P.84-88.

2. Volkov V.Y., Yurkov V.Y., Liashkov A.A., Kulikov L.K. Linear graphic models of extended multidimensional

Euclidean spaces / Proceeding of 7th ICECGDG.- 23-27 August 1996-Cracow. Poland.-P.241-244.

15.03.99 r.

ВОЛКОВ Владимир Яковлевич - доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой инженерной и компьютерной графики Омского государственного технического университета.

ЮРКОВ Виктор Юрьевич- кандидат технических анук, доцент кафедры инженерной и компьютерной графики Омского государственного технического университета.

УДК 539.3

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА И ЕЕ ПРИОРИТЕТЫ В ИЗУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Ю.Ф. Савельев, В.Я. Шевченко, В.В. Шилер, Н.А. Кохан, Ф.Ф. Ведякин

В статье рассматривается проблема преподавания компьютерной графики в ВУЗе. Предложены пути совершенствования учебного процесса по инженерной графике с использованием элементов компьютерной.

Разработанные в настоящее время системы автоматизированного проектирования позволяют эффективно решать вопросы конструирования, проектирования и тиражирования полученных результатов.

Компьютерная графика как самостоятельное научное и прикладное направление возникла 25-30 лет назад. В качестве подсистемы САПР она включает семь направлений:

1. Математическое - основано на геометрической версии математического моделирования;

2. Лингвистическое - языки машинной графики;

3. Программное - пакеты прикладных программ;

4. Информационное - архивы стандартных проектных решений;

5. Техническое - компьютерная техника;

6. Методическое - документальное обеспечение графики;

7. Организационное - взаимодействие компьютерной графики и САПР.

Основные задачи, стоящие перед компьютерной графикой и САПР:

1. Формирование геометрической модели;

2. Описание геометрической модели;

3. Отображение геометрической модели на чертеже:

а) выбор аппарата проецирования;

б) чтение чертежа;

в) определение оптимального состава изображений;

г) построение изображений;

д) оформление чертежа;

4. Решение позиционных и метрических задач с помощью геометрической модели.

Творческий процесс при решении инженерных и научных задач во всех отраслях промышленности осуществляется посредством моделирования геометрических образов в пространстве. Процесс продуктивен в том случае, если инженер свои мысли в виде геометрических моделей может воспроизвести на чертеже, схеме, и, наоборот, представить в пространстве то, что нарисовано на бумаге. Эти способности формируются у студента в процессе изучения начертательной геометрии и инженерной графики. Компьютерная графика используется только в роли инструмента, с помощью которого значительно увеличивается производительность изготовления технической документации. Слабое знание

методов геометрического моделирования и недостаточное развитие пространственного мышления студентов снижает способность восприятия и усвоения знаний технических дисциплин и их использование на практике.

Изучение компьютерной графики в условиях специфики нашего вуза сводится к изучению в основном программного обеспечения, имеющегося в компьютерных залах (AutoCAD, КОМПАС). Целью преподавания является научить студента пользоваться графическим пакетом AutoCAD.

AutoCAD широко используется в проектных организациях, в конструкторских и технологических отделах предприятий, в том числе на транспорте. В среде графического редактора AutoCAD создаются чертежи с использованием графических примитивов и фрагментов конструкторских элементов. В этом случае компьютер используется как «электронный кульман», облегчающий трудоемкую работу. При этом имеется возможность пространственного моделирования геометрических объектов и образов с последующим двумерным представлением. Таким образом, эффективность применения программных продуктов, подобных AutoCAD, при разработке конструкторской документации обеспечивается: средствами преобразования; использованием готовых фрагментов; получением чертежей высокого качества, оформленных по стандартам ЕСКД, путем вывода на графопостроитель, принтер и другие устройства.

Вследствие широкого использования ЭВМ в процессе проектирования и конструирования необходимо при подготовке специалистов в ВУЗе знакомить их не только с основами программирования, но и с типовыми элементами систем автоматизированного проектирования.

Существовавшее мнение об увеличении доли преподавания компьютерной графики за счет уменьшения инженерной было предметом обсуждения на многочисленных конференциях и совещаниях различного уровня. Большинство специалистов признало это мнение ошибочным, что следует из задач компьютерной графики как подсистемы САПР. Специалист - пользователь должен владеть навыками проектирования, правилами чтения и построения чертежа, иметь определенное пространственное мышление, уметь решать по чертежу позиционные и метрические задачи. Компьютерная и ин-

Образование

женерная графика должны изучаться в комплексе, но ни в коем случае не за счет последней.

Заслуживает внимания подход к изучению графических дисциплин в американских высших учебных заведениях, где практически не преподается курс черчения, а изучаются начертательная геометрия и компьютерная графика. Это обоснованно, если принять во внимание, что американские технические вузы проводят приемные экзамены по инженерной графике, причем длительность экзамена 6-7 часов.

В наших условиях для обеспечения нормального учебного процесса по компьютерной графике по всем специальностям требуется минимум 16 часов аудиторного времени. Кафедра должна располагать современным компьютером с соответствующим программным обеспечением. В этом случае у студентов появляется возможность овладеть современными компьютерными технологиями. Это позволит смежным кафедрам эффективней вести процесс конструирования, проектирования и оформления конструкторской документации с применением компьютерной техники, что, в конечном счете, скажется на качестве выпуска специалистов.

13.04.99 г.

САВЕЛЬЕВ Юрий Федорович - кандидат технических наук, зав. кафедрой начертательной геометрии и инженерной графики Омского государственного университета путей сообщения.

ШЕВЧЕНКО Валерий Яковлевич - кандидат технических наук, доцент кафедры начертательной геометрии и инженерной графики Омского государственного университета путей сообщения.

ШИЛЕР Валерий Викторович - кандидат технических наук, доцент кафедры начертательной геометрии и инженерной графики Омского государственного университета путей сообщения.

КОХАН Нелли Алексеевна - кандидат технических наук, доцент кафедры начертательной геометрии и инженерной графики Омского государственного университета путей сообщения.

ВЕДЯКИН Федор Филиппович - кандидат технических наук, доцент кафедры начертательной геометрии и инженерной графики Омского государственного университета путей сообщения.

УДК 808.2+82.09

АНАЛИЗ ИЛИ ПЕРЕСКАЗ? К ПРОБЛЕМЕ СОЧИНЕНИЙ ПО ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТАМ

Вернадская Ю. С.

Статья посвящена проблемам подготовки учащихся к написанию сочинения по поэзии на вступительных экзаменах. Главная трудность состоит в неумении анализировать поэтический текст. Автор считает необходимым на занятиях по литературе не просто в той или иной форме давать теоретические сведения, а прививать учащимся навыки целостного анализа поэтического текста с учетом литературоведческого, лингвистического и стилистического аспектов.

Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Некрасов... Как часто преподавателям, проверяющим сочинения, попадаются работы, содержащие анализ поэтического текста? Вопрос можно считать риторическим. По большей части мы сталкиваемся с пересказом, слегка разбавленным биографическими данными, идеологией, шаблонными литературоведческими выкладками. Учащиеся не умеют читать, понимать и оценивать с художественной точки зрения произведения русских писателей вообще и русских поэтов в частности. Чтобы не быть голословными, приведем несколько отрывков из сочинений, посвященных лирике Пушкина:

«Необыкновенное чувство дружбы Пушкин испытывал к Чаадаеву: "Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!" В этом стихотворении Пушкин показал свое уважение к этому человеку за его необыкновенный ум, мужество, пламенное сердце".

"Пушкин был против крепостного права и надеялся, что царь его отменит. В стихотворении "Деревня" поэт высказывает свое отношение к этому явлению в России".

"Пушкин верил в силу своих стихов, в силу поэзии, в свое бессмертие. Примером этому служит стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." Это стихотворение было написано за год до его смерти. Оно подчеркивает народность Пушкина среди всех народов России".

Неужели несколько путаных, отвлеченных фраз - это все, что можно сказать о стихах Пушкина? Учащиеся привыкли бездумно повторять заученные когда-то фразы, не утруждая себя обращением к тексту. А необходим комплексный филологический анализ художественного произведения, включающий в себя не только литерату-

роведческий, но и лингвистический и стилистический аспекты.

Анализ - это путь к синтезу художественного произведения и восприятию его целостной художественной системы, в которой все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы. Лингвистический анализ наглядно показывает, насколько далеко так называемое "глобальное" понимание художественного произведения от его истинного осознания. И чем богаче знания учащихся о языковой природе эстетического эффекта, тем глубже их понимание художественного текста.

Написание сочинения на уровне современных требований невозможно без умения анализировать художественный текст, особенно текст поэтический. По справедливому замечанию Ю.М. Лотмана, "методика рассмотрения отдельно "идейного содержания", а отдельно "художественных особенностей" с гипертрофированным вниманием к "идейному содержанию" зиждется на непонимании искусства и вредна, ибо прививает ложное представление о литературе как о способе длинно и украшенно излагать те же самые мысли, которые можно сказать просто и коротко"(1). Полный содержательный лингвистический анализ текста предполагает выяснение форм взаимодействия всех языковых уровней текста в их соотношении с идейно-тематическим содержанием произведения. Учащиеся должны не запоминать теоретические сведения, а наблюдать за текстом, обнаруживая в нем соответствующие языковые явления, с помощью которых достигается выразительность и образность художественного высказывания.

В поэзии язык предстает перед человеком во всем своем величии. И ритмика, и рифмовка, и обнажение "внутренней формы" слова, и прочие "формальные"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.