ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
SUMMARY
E. P. Stanko, S. A. Igumnov, D. E. Stanko, A. P. Helda
Social functioning and quality of life of patients with opiate addiction and with different HIV status
Low indices of social functioning, physical and psychological components of the health of patients with opiate addiction with a
different HIV status, as well as direct and inverse effect between the parameters of subjective (SF-36) and objective (SF) scales on survey of quality of life and social functioning on drug addicts with different HIV status have been found.
Key words: opiate addiction, HIV, quality of life, social functioning.
© Ж. И. Трафимчик, А. О. Болбасов, 2011 г.
УДК 316:687.016
Ж. И. Трафимчик, А. О. Болбасов
КОМПЬЮТЕРНАЯ АДДИКЦИЯ У МОЛОДЕЖИ: СПЕЦИФИКА И ПРОФИЛАКТИКА
Белорусский государственный университет, Минск
ВВЕДЕНИЕ
Аддиктивное (зависимое) поведение рассматривается в качестве одной из форм деструктивного поведения, которое выражается в стремлении к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций [4]. Современный мир сталкивается со все новыми разновидностями аддик-тивного поведения личности, а именно - гемблинг, гад-жет, кибераддикция и зависимость от компьютерных игр, или игровая компьютерная аддикция. В последние годы, в связи с развитием информационных технологий и рынка компьютерных игр, проблема изучения их влияния на психику человека становится весьма актуальной. На сегодняшний день игровая компьютерная аддикция определяется большинством исследователей (Е. В. Змановс-кая, М. С. Иванов, Е. А. Репринцева и др.) как форма психологической зависимости [1-3]. В нашем исследовании мы подробнее остановимся на изучении феномена игровой компьютерной зависимости, так как пока отсутствует полная картина понимания причин возникновения и последствий влияния игровой компьютерной зависимости на личность игроков.
Цель исследования: в рамках проведенного нами исследования (при поддержке БРФФИ ГР № Г11М-111) изучение особенностей Я-концепции, отражающей особенности социализации, систему отношений к себе и внешнему миру и ее структурно-содержательных характеристик у лиц с игровой компьютерной зависимостью, является важным аспектом с точки зрения определения предмета психологического воздействия с целью дальнейшей профилактики и коррекции игровой компьютерной зависимости.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 348 молодых людей в возрасте 16-25 лет. Использовались следующие методы: тест Т. А. Никитиной, А. Ю. Егорова для определения игровой компьютерной зависимости; авторский опросник «Методика исследования Я-концепции», методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, Г. Лефо-жа, Р. Сазека.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На первом этапе исследования с помощью теста Т. А. Никитиной, А. Ю. Егорова была выявлена выраженная компьютерная зависимость у 15 % испытуемых. На втором этапе эмпирического исследования с помощью авторского опросника «Методика исследования Я-кон-цепции» было проведено изучение следующих структурно-содержательных особенностей Я-концепции молодых людей с выраженной игровой компьютерной зависимостью: изучение «горизонтального» среза Я-концепции, в частности, таких образов, как Я как социальный, семейный, физический и телесный, морально-этический и религиозно-нравственный. Также с помощью указанного авторского опросника было проведено изучение «вертикального» среза Я-концепции, а именно - когнитивного, оценочного и поведенческого компонентов в общей структуре Я-концепции личности. С помощью методики диагностики межличностных отношений Т. Лири, Г. Ле-фожа, Р. Сазека было проведено изучение образов реального и идеального Я, а также сделана попытка выявить и изучить новый образ Я-концепции - Я-виртуальное.
Я-концепция юношей с выраженной игровой компьютерной зависимостью существенно отличалась от Я-концепции юношей, не зависимых от компьютерных игр содержательно и по ряду структурных особенностей.
Анализ содержательной части Я-концепции отразил наличие у них низкого уровня самооценки и самоуважения, ригидности Я-концепции и отсутствие продуктивных поведенческих реакций с целью самосовершенствования и личностного роста; внутриличностной конфликтности, тревожности и чувства одиночества, низкой самоуверенности, отсутствие выраженного чувства симпатии к себе и ценности собственной личности, а также предполагаемой ценности собственного Я для других; трудностей в установлении межличностных контактов, социальной изолированности и неловкости, отсутствие эмоциональ-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XVIII • N04 • 2011
ного тепла и поддержки со стороны своей семьи, а также трудностей в соответствии собственного поведения и деятельности морально-нравственным законам и принципам, принятым в обществе.
Анализ структурных элементов Я-концепции юношей показал наличие незначительной представленности в Я-концепции самохарактеристик, отражающих социальный, семейный и морально-этический аспекты Я; незначительной представленности эмоционального и поведенческого компонентов в общей структуре Я-концеп-ции личности; значительной представленности нового образа Я-виртуальное в структуре целостной Я-концеп-ции, характеризующегося гипервыраженностью противоположных реально присущим индивидуально-личностным свойствам доминантных, агрессивных и независимых черт поведения в виртуальной реальности компьютерной игры; значительных рассогласований между образами реального и идеального Я, реального и виртуального Я, а также виртуального и идеального Я в структуре целостной Я-концепции юношей. Образ Я-реальное характеризуется преобладанием конформных установок, конгруэнтности в контактах с окружающими, неуверенности в себе, податливости мнению окружающих, склонности к компромиссам; образ Я-идеальное значительно отличается от образа реального Я и характеризуется большей независимостью собственного мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству.
К таким факторам, были отнесены неудовлетворенность собой как социальным субъектом, ощущение социальной изолированности, отчужденности и неловкости, трудности в установлении межличностных контактов; присутствие чувства отчужденности и разочарованности существующими отношениями внутри семьи и собой как членом данной семьи; внутренняя конфликтность, обусловленная рассогласованностью реальных и идеальных самопредставлений; низкий уровень ощущения ценности собственной личности, самооценки и самоуважения, а также показателя целостной Я-концепции, ригидность Я-концепции; преобладание конформных установок, конгруэнтности в контактах с окружающими, неуверенности в себе, податливости мнению окружающих людей; присутствие чувства одиночества и тревожности в реальной жизни и прямо пропорциональное доминирование ощущения азарта, расслаблении, радости и эйфории в виртуальной реальности компьютерной игры; использование механизма психологической защиты по типу регрессии посредством ухода от реалистического мышления в виртуальную реальность компьютерной игры с целью уменьшения тревоги и получения положительных эмоций радости, эйфории и расслабления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные в ходе эмпирического исследования результаты позволили нам выявить факторы, способствую-
щие формированию и развитию игровой компьютерной зависимости, которые могут быть положены в основу профилактической работы среди молодежи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Змановская, Е. В. Психология девиантного поведения : структурно-динамический подход / Е. В. Змановская. - СПб. : Санкт-Петербург. ун-т МВД России, 2005. - 274 с.
2. Иванов, М. С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека / М. С. Иванов // Психология зависимости : хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. - Миснк : Харвест, 2004. - С. 223-230.
3. Игровая аддикция школьников: природа, формы проявления, способы преодоления : сборник научных статей / под общей ред. Е. А. Репринцевой. - Курск : Курский гос. ун-т, 2008. -159 с.
4. Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц. П. Короленко // Обозрение психиатрии и мед. психол. - 1991. - № 1. - С. 8-15.
РЕЗЮМЕ
Ж. И. Трафимчик, А. О. Болбасов
Компьютерная аддикция у молодежи: специфика и профилактика
Статья посвящена изучению структурно-содержательных характеристик Я-концепции молодых людей на этапе юношеского возраста, находящихся на стадии зависимости от компьютерных игр. Описывается интегративный подход к изучению и диагностике Я-концепции личности. Содержится информация об основных факторах, способствующих формированию и развитию игровой компьютерной зависимости у молодежи. В результате изучения Я-концепции лиц с игровой компьютерной зависимостью на этапе юношеского возраста было определено соотношение понятий «Я-реальное» и «Я-идеальное», уточнена их взаимосвязь в структуре личности. Представлены результаты эмпирического исследования нового образа Я-концепции личности с игровой компьютерной зависимостью - Я-виртуального. Полученные данные могут быть использованы в работе психологов, занимающихся профилактикой и коррекцией компьютерной аддикции у молодежи.
Ключевые слова: игровая компьютерная аддикция, компьютерная игра, Я-концепция.
SUMMARY
Z. I. Trafimchik, A. O. Bolbasov
Computer addiction among young people: specificity and prevention
The paper deals with structural and substential features of self-conception in young people with computer game addiction (CGA) during adolescence. Description is given to integrative approach to the study and diagnosis of self-conception of a personality. The paper contains information about the main factors contributing to formation and development of CGA. The study of self-concept in teenagers with CGA clarified correlation between the concepts of Ego-real and Egoideal and their interdependence in the structure of a personality. The paper presents the results of the empirical search for a new type of self-conception in people with CGA and that is Ego-virtual. The data obtained can be used in the work of psychologists in prevention and correction of computer addiction among young people.
Key words: computer game addiction, video game, self-conception.