Научная статья на тему 'КОМПЬЮТЕР, ИНТЕРНЕТ И РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

КОМПЬЮТЕР, ИНТЕРНЕТ И РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
335
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
дислексия / дисграфия / эмоциональное и физическое напряжение / психика

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Задорожная Виктория Викторовна

В статье проводится анализ влияния на здоровье детей дошкольного возраста компьютера и интернета. Автором приведена характеристика пагубных влияний компьютера на личность дошкольника в эмоциональном и физическом плане. Помимо односторонне-негативного воздействия интернета и компьютера, приводится перечень позитивных моментов, которые имеют место быть, но при условии соблюдения определенных рекомендаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМПЬЮТЕР, ИНТЕРНЕТ И РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Щ SCIENCE TIME Щ

(jj II < 5л ' 1-1Ф -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) КОМПЬЮТЕР, ИНТЕРНЕТ И РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Задорожная Виктория Викторовна, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30, г. Армавир E-mail: alexkat_salnikov@mail. ru

Аннотация. В статье проводится анализ влияния на здоровье детей дошкольного возраста компьютера и интернета. Автором приведена характеристика пагубных влияний компьютера на личность дошкольника в эмоциональном и физическом плане. Помимо односторонне-негативного воздействия интернета и компьютера, приводится перечень позитивных моментов, которые имеют место быть, но при условии соблюдения определенных рекомендаций.

Ключевые слова: дислексия, дисграфия, эмоциональное и физическое напряжение, психика.

Взрослые черпают информацию, общаются и используют интернет в качестве развлечения. А что делают дети? Так ли необходим компьютер в детской комнате и зачем ребенку интернет? Современный мир сейчас не представляется без компьютера, сотовой связи и интернета. Научно -техническая революция расширила понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.

Сегодня педагоги бьют тревогу, по поводу того, что среди детей дошкольного возраста все чаще и чаще после знакомства с пресловутым интернетом меняются их поведение и психика. Все это связывают с тем, что ребенок сидит перед монитором компьютера.

Полезно ли малышу в раннем возрасте знакомиться с виртуальным миром? На сегодняшний день по данному поводу нет однозначного мнения. Педиатры повторяют, что сидение за компьютером длительное время портит осанку, зрение. До конца неизвестно какое влияние оказывает компьютерное излучение

| SCIENCE TIME |

на неокрепший детский организм. Педагоги-дефектологи бьют тревогу из-за катастрофического роста дислексии и дисграфии, который связывают с повышенным интересом детей дошкольного возраста к компьютеру.

Психологи говорят о том, что у детей, которые проводят за компьютером много времени, развивается агрессия, они чрезмерно возбудимы, выходя из мира виртуального, с трудом ориентируются в реальном мире. Но с другой стороны, если человек не умеет пользоваться компьютером, он не сможет в наше время добиться в любой сфере профессионального роста. Кроме этого он лишится и других возможностей: быстро передавать и получать любую информацию, находить и общаться с друзьями и др.

Но проблему длительного нахождения детей за компьютером, надо рассматривать, как и любой вопрос, с двух позиций: негативной и более-менее положительной.

Вред интернета для ребенка

1. Проблемы со здоровьем. Маленький ребенок - непоседа. Постоянно двигаясь, он тем самым тренирует свое тело. Компьютер же вынуждает ребенка сидеть на одном месте. Таким образом, подолгу находясь возле компьютера, ребенок теряет время, которое мог бы потратить на бег, прыжки и подвижные игры.

Самые явные проблемы, которые грозят детям, подолгу сидящим у экранов, - это неправильная осанка и ухудшение зрения. Чтобы не возникло проблем с позвоночником и осанкой, родителям нужно позаботиться о правильном стуле и столе. Высота стула должна быть такой, чтобы ноги ребенка стояли на полу, согнутые в коленях под прямым углом, а руки лежали на столе, согнутые под прямым углом в локтях.

Чтобы избежать проблем со зрением, ребенку необходимо делать частые перерывы. Дети дошкольного возраста могут непрерывно «работать» за компьютером 7-10 минут, в зависимости от возраста. Во время перерыва следует поморгать, а также посмотреть в окно на удаленные предметы, чтобы изменить фокус зрачка.

2. Психические проблемы. Психика ребенка только формируется, поэтому информация, которую он получает, должна быть отфильтрована. Если родители не контролируют, что смотрит ребенок, во что он играет на компьютере, всегда есть шанс, что малыш столкнется с тем, к чему не будет готов.

3. Третья проблема - социальная. Ребенок, который погрузился в компьютерный мир, выпадает из мира реального. Время, которое он проводит у экрана, он не общается с родителями и сверстниками. Получается, что интернет заменяет ребенку живого человека, что для малышей не допустимо. Ребенку нужно человеческое общение. Интересный мультик не должен заменять

| SCIENCE TIME |

ему маму и папу.

Говорить о пользе интернета можно лишь тогда, когда он используется как дополнительное средство в обучении и развитии детей. Главными же должны оставаться родители. Они отвечают за воспитание ребенка, а не интернет.

Полезные свойства интернета для ребенка

1. Интернет - это бездонный источник информации, который всегда под рукой, если уметь им пользоваться. На все ли детские вопросы родители могут дать ответ? Скорее всего, нет. Что-то можно узнать из энциклопедий, если они есть в доме. Что-то спросить у сведущих знакомых, если вспомнить таковых. Сколько придется потратить времени на поиск ответа? Воспользовавшись интернетом, родители скорее удовлетворят любопытство малыша и собственный пробел в знаниях.

Умение добывать нужную информацию - ценное качество, которое пригодится ребенку в будущем. Посредством интернета можно развивать любознательность малыша и обучать его алгоритмам поиска.

2. Интернет - это возможность тренировать внимание и память, решать логические задачки, развивать мыслительные процессы (анализ и синтез). Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Развивающие компьютерные игры - это отличный тренажер для юных непосед. Главное - дозировать время у экрана и подбирать игры, соответствующие возрасту.

3. Через игру ребенок быстрее познает мир. С помощью компьютерных обучающих игр он узнает много полезной информации и расширит свой кругозор. На специальных сайтах может увидеть панорамы разных уголков мира, побывать в музеях, рассмотреть различных представителей животного мира. Но, как и в предыдущем пункте, родителям следует контролировать и время, и подбор интернет-ресурсов.

4. Интернет - отличный помощник при изучении иностранных языков. Благодаря интернету родители могут подобрать не только обучающие программы и игры, но также песни, мультфильмы, передачи для детей на иностранном языке. Более того, давно практикуются занятия и консультации по скайпу. Этот вариант обучения используют чаще взрослые, но для некоторых детей он тоже возможен.

5. Посредством интернета мы получаем возможность общаться с родными и близкими, как бы далеко они ни находились. Благодаря программам ребенок может слышать и видеть бабушек и дедушек, братьев и сестер, а также родителей, когда они по каким-либо причинам не рядом.

Однако существуют жесткие требования к организации режима работы на компьютере детей дошкольного возраста, обустройству рабочего места.

I

SCIENCE TIME

I

Соблюдение этих норм и требований позволит не доводить ребенка до состояния переутомления, перенапряжения, а поможет сделать работу на компьютере полезной и развивающей:

- не рекомендуется допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще 2-3 раз в неделю, больше одного раза в течение дня, а также поздно вечером или перед сном;

- продолжительность разовой работы ребенка на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, 15 минут - для детей 6 лет;

- после игры за компьютером полезно провести с ребенком в течение 1 минуты зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса;

Специально должно быть обустроено и рабочее место ребенка.

1. Очень важно правильно организовать рабочее место ребенка, чтобы не навредить его здоровью и физическому развитию. Ребенок при работе на компьютере должен сидеть правильно:

- стул должен быть со спинкой и желательно с подножкой;

- монитор нужно устанавливать только на верхнюю столешницу, клавиатура и мышь должны располагаться перед монитором так, чтобы было место на столе для опоры предплечий рук ребенка;

- глаза должны быть на уровне середины или 2/3 экрана монитора;

- расстояние от глаз до экрана монитора должно быть в пределах 60-70 см;

- источники освещения в комнате не должны вызывать блики на экране, поэтому монитор нельзя располагать напротив окна или прямого источника света;

- провода и кабеля компьютера должны подводиться к задней панели и не быть в прямом доступе для ребенка.

2. В комнатах, где включен компьютер, достаточно быстро теряет влагу воздух, поэтому чаще проветривайте эти комнаты, проводите влажную уборку, используйте искусственные увлажнители воздуха.

Бесспорно, вышеупомянутые рекомендации позволяют снизить эмоциональную и физическую напряженность, но большинство психологов склонны считать, что ребенку не стоит «знакомиться» с компьютером, не достигнув трехлетнего возраста.

Литература:

1. Зворыгина Е.В. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников // Информатика и образование. - 1990. - № 6. - С. 80-86.

I

SCIENCE TIME

I

2. Зворыгина Е.В., Яворончук Л.А. Развивающие творческие компьютерные игры в дошкольном детстве // Игра и развивающие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы международной научно-практической конференции 11-14 апреля 1995. - М., С. 23-36.

3. Леонова Л.А., Бирюкович А.А., Изотова Т.А. Дошкольник и компьютер: Медико-гигиенические рекомендации. Учебно-методическое пособие. Иркутск. -

2004. - С. 89-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.