21. Инновационные процессы в высшей школе //Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции /Кубан. гос. технол. ун-т. -Краснодар, 2002. -213 с. //Ю.Г.Репьев, С.А.Соболев, А.В.Платонов. Информационная лаборатория по теории электрических цепей.
22. Современные технологии обучения «СТО-2004» //Материалы X международной конференции / Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ». - Санкт-Петербург, 2004 // Ю.Г.Репьев, А.В.Платонов. Информационная электротехническая лаборатория.
КОМПЬЮТЕР И ТЕКСТ (мобильность информации)
С.В.Селеменев, учитель истории, «Отличник народного просвещения» Тел.: 8-3832-3436637, E-mail: semenev2003@mail.ru школа №175, г. Новосибирск
The author considers the problem of the creation of " the text for a computer". The basic characteristic of the electronic text is its mobility. The key element of the new information environment becomes the graphic menu. The text of the menu is the result of work with
electronic documents.
Ноев ковчег современности - персональный компьютер. Он - средство индивидуального спасения в постоянно прибывающих водах информационного потопа. На его электронных палубах-дисках найдется место «каждой твари по паре». Самое почетное должны занять тексты - важнейшие свидетельства от человечества.
Электронный текст неравнозначен печатному. Его содержание демонстрируется на экране. Это неизбежно влечет изменения как в устоявшейся системе предъявления материала, так и в привычных способах восприятия его смысла. Компьютер перестает быть только вспомогательным средством обработки печатного текста. Обычной становится организация текста, позволяющая быстро найти необходимое в информационном месиве (гипертекст). «Перейти по ссылке» в наше время звучит так же привычно, как в свое время звучало - «отправить в ссылку». Наметилась тенденция к оформлению книг (пока по информационной тематике) в стиле компьютерных программ.
Слова «фреймовые технологии», «кластерное содержание», «интерактивное обучение» и т.д., все чаще появляющиеся в материалах педагогических изданий, уже не кажутся только данью моде. Они говорят о начале конвергенции электронного и печат-
ного учебного текста. И речь может идти не только о более выразительной форме последнего. Печатные тексты прокладывают коридор в информационной среде. Электронные - отправляют в безбрежное пространство. Ной осмотрелся, открыв окно ковчега только на седьмой день. Мы, оказавшись в водовороте информации, должны научиться нужные факты видеть сразу. Сегодня важнейшее свойство информации - ее мобильность.
Уровень мобильности определяется временем, затраченным на поиск необходимых фактов, их организацию и понимание в электронной среде. Он становится важнейшим показателем производительности информационного труда. Данные извлекаются посредством компьютера в виде особым образом оформленных текстов. Ниже излагается один из возможных вариантов создания и прочтения мобильного электронного текста.
Информационная электронная среда (е) автором определяется следующей системой понятий:
е-документ - файл, содержащий любые сведения,
е-текст - несколько документов, объединенных общей темой и связанных авторским меню,
е-массив - открытая совокупность текстов, содержащая большое количество документов, связанных системой авторских меню,
е-страница - часть (фрагмент) документа, отформатированная для показа на экране.
Электронный текст
Фаланга букв, несокрушимая на печатной странице, оказалась весьма уязвима на пересеченной местности электронного поля. Здесь над ней одержали победу маневренные когорты символов и обозначений. Выход информации на экран объективно потребовал смещения акцента на знаково-символьную составляющую текста. Понимание печатного текста начинается с прочтения отдельного слова. Полное уяснение всего содержания — долгий путь (по-настоящему быстро читать умеют немногие). На экранной диагонали сплошной печатный текст чувствует себя неуютно. Показывая графический образ смысла, можно значительно ускорить процесс восприятия.
Текст для компьютера необходимо превратить в сгусток смысла. Он не должен содержать лишних слов. Их сомкнутые ряды-строки заменяются прозрачной словесно-графической конструкцией из обозначений. Вся информация по теме (локальная и сетевая), к которой обеспечен доступ с данного компьютера, рассматривается как единый текст. Только наглядная конструкция способна одномоментно показать большую или меньшую часть этого содержания, сделать видимыми очертания всего текста. Количество его страниц-документов произвольно и зависит только от параметров графической оболочки. Прочитаны внимательно будут те из них, которые актуальны в данный момент.
Рис.1
Наглядной конструкцией возвышается на экране компьютера айсберг электронного текста (рис.1) Объем считанной с него информации будет разным. «Рисунок» е-текста также индивидуален. Он предопределяется балансом слов и графики. Большое значение для восприятия текста имеет электронный формат составляющих файлов-документов. Границы этого текста виртуальны, к нему всегда можно прикрепить новые страницы-документы. «Шапка» НК сохраняет целостность содержания и намечает порядок его прочтения. Обширный текст, посвященный
разностороннему представлению какой-либо темы, проблемы - е-массив. Это -своеобразная электронная монография.
Можно все документы образовательного Интернета превратить в некий супертекст. Очевидно, для этого необходим инструмент, который позволил бы из отдельных блоков быстро и легко (как в детском конструкторе) выстраивать сколь угодно большие информационные системы заданной конфигурации. Механизм структурирования и оформления е-документов в е-текст произвольного объема напоминает файловую систему (например, КТБ8). Она мгновенно выводит на экран как единое целое разбросанные по разным кластерам фрагменты файла. Только в нашем случае процесс должен происходить не механически, а творчески. Условием этого является свобода в определении методической концепции е-текста (культурологический, исследовательский, развивающий), уровня сложности его содержания (базовый, специальный, элементарный), и конечно, профильной направленности (универсальный, гуманитарный, естественно-математический).
Период первоначального накопления электронной информации пройден. Пора ее упорядочить, сознательно регулируя значимые потоки, направляя их в нужное русло (необходимость таких действий, по крайней мере, в образовательном секторе Интернета уже назрела). Техническая инфраструктура для этого достаточно развита.
Меню электронного текста
По-настоящему новое качество информационная электронная среда приобретет, если изменятся параметры содержания составляющих ее документов. Только гипертекстовой организации (системы ссылок) уже недостаточно. Наряду со связями «документ-документ» необходимо обеспечить связи «содержание-содержание». Для этого е-документ должен получить служебную информацию, обеспечивающую не только его быстрый поиск, но и форсированное усвоение содержащихся в нем сведений. Такая информация — меню. В сугубо компьютерном значении: список команд, которые используются для выполнения различных задач.
Сегодня этот термин нередко применяют к текстам, позволяющим отобрать необходимые факты или смыслы, содержащиеся в других материалах. Создавая документы такого рода, мы задаем смысловой контекст, в котором материал находится, и от-
части раскрываем его содержание. Наиболее оперативный способ компактно сказать о содержании - показать его графически. Я считаю, что «меню-граффити» являются самыми подходящими для е-текстов. Меню для электронного текста - совокупности избранных документов - становится зримой квинтэссенцией понимания рассматриваемой темы.
Пользователь, изучив электронный материал, оставляет указатели движения своей мысли. Пункты меню рассказывают об увиденном пути постижения смысла. По форме текст меню может быть и привычным оглавлением, и небольшой иконкой на рабочем столе компьютера (рис.2), и развернутой наглядной конструкцией (рис.3). Чем настойчивее составитель электронного текста пытается передать понятый им смысл, тем более графичным становится меню. Именно это определяет баланс слов и графики в его тексте. На усвоение представляемого материала отводится минимум времени, что также заставляет делать меню максимально выразительным (рис.4).
Это, в свою очередь, накладывает жесткие ограничения на его объем. Меню целиком должно находиться в зоне внимания. Крайняя лаконичность, жесткая структура и выразительная форма - обязательные требования к тексту меню. Их выполнение -важнейшие условие быстрой обработки большого количества информации.
Меню - капля воды, в которой отражается информационное море. Это системообразующий элемент новой электронной среды. Оно способно указывать путь к содержанию документа, одновременно раскрывая его смысл. Создание системы меню, на мой взгляд, - главное условие придания информации большей мобильности.
Меню - интерфейс электронного текста
Смыслы составляющих е-тексты документов аккумулируются прежде всего за счет графических построений, превращающих меню в наглядную конструкцию. В то же время в меню мы привычно видим инструмент поиска. Для того, чтобы работала эта функция, в его текст необходимо включить элементы навигации. Современная система навигации позволяет не только ссылаться на какой-либо документ, она связывает пользователя с содержанием, превращает меню в интерфейс. Этот компьютерный термин применим к меню, когда оно обеспечивает позиционирование е\текста в пространстве,
управление документами, взаимодействие с их содержанием.
В последнем случае меню позволяет:
- предложить порядок прочтения документов (в пределах текста),
- представить содержание в нужном ракурсе,
- прочитать как авторское произведение электронный текст.
Продуманная конфигурация навигационного аппарата делает меню программой для прочтения - *1ех1;*.ехе. Нынешние электронные книги лишь облегчают процесс чтения на экране. Недалек тот день, когда появятся специальные форматы для е-текстов, позволяющие сразу в одном содержании увидеть разные смыслы. Пока же интерфейс придает целостность е-тексту, составленному из разнородных элементов, и включает эту конструкцию в е-массив. Авторское прочтение-понимание отдельных документов в границах целостного текста может фиксироваться как графическим ядром меню, так и оригинальной системой ссылок. Варианты оформления меню как интерфейса могут различаться в зависимости от характера его основного текста. В графическом лучше использовать закладки, в структурированном - уместны специальные обозначения и контекстные меню (рис.5). Система обозначений должна быть предельно простой и унифицированной.
Например, для того чтобы обозначить уровни предъявления материала, используется следующая символика.
ATA
Меню, содержащее элементы навигации, организует текст как локальную информационную систему, «связывая» в определенных границах какую-то часть информационной среды.
В «дорожную карту» превращают меню элементы интерфейса, обеспечивающие навигацию «по содержанию», вкупе с графикой наглядной конструкции, позволяющей ориентироваться «по смыслу». С помощью меню мы получаем более или менее детальную «картинку», находясь в любом месте информационного пространства.
Мобильность содержания (документа)
Мобильность обеспечивается не только гибкими структурными связями (внутренними и внешними), но и «быстрым» содержанием отдельных документов. Формат А4
- наследие «печатного прошлого» - мало пригоден для оперативной работы в электронной среде. Необходимы новые экранные параметры страницы документа. Страница, выводимая на экран с большей визуализацией смысла, соответственно быстрее прочитывается/просматривается. Как известно, быстрое чтение идет сверху вниз, а не слева направо, содержание «захватывается» крупными фрагментами и т.д. Что нам мешает заранее подготовить текст к рациональному прочтению?
Сделать содержание печатного текста более мобильным (с учетом характера излагаемого материала) можно:
а) расставив акценты, сохраняя исходный объем текста
■ намечаем фрагменты за счет отступов, пробелов и интервалов;
■ используем фоновую заливку отдельных частей;
■ манипулируем гарнитурой шрифта: курсив, жирный шрифт, кегль;
■ подчеркиваем самое значимое;
б) разделив на части, сохраняя смысловую основу текста (набор ключевых слов и нескольких фраз):
■ преобразуем в таблицу, разделяющую его на части;
■ превращаем в схему, упрощенно намечающую логику изложения;
■ обрамляем отдельные элементы;
в) обозначив структуру, используя только ключевые слова и словосочетания текста:
■ выделяем особо взаимосвязи и взаиморасположение элементов;
■ применяем сокращения и аббревиатуры;
■ используем обозначения на уровне графических примитивов (круг, квадрат, треугольник) и пиктограмм;
■ обыгрываем свободное, «фигурное», написание и расположение слов наклоном, намеренным нарушением стройности букв и т. п.
Документ делится на страницы [информационные окна], соразмерные экрану. Их оформление отвечает требованиям графического дизайна: три части, диагональ, контраст и т.д. Каждое окно представляет завершенный по смыслу фрагмент содержания. Весь е-документ легко фрагментирует-ся, и его части свободно внедряются в другой текст.
Увидеть, чтобы понять. Для реализации этого основополагающего принципа в
формат содержания изначально закладываются предпосылки форсированного узнавания. Наиболее последовательно этот подход отражается в текстах меню, представляемых если не графикой, то жестко структурированным текстом.
Работа с электронным текстом
Необходима целостная концепция творческого поиска информации. До сих пор, работая в Интернете, мы не столько ее усваиваем (делаем понятной для себя), сколько присваиваем (обнаружив необходимые сведения, скачиваем и выдаем за свое). Такое «творчество» вызывает все большее неприятие. Надо научиться не только просматривать и брать оцифрованные страницы, но и успевать по ходу дела оформлять свое понимание извлекаемой информации. Нынешний репродуктивный подход объясняется тем, что мы не успеваем за компьютером, вследствие того, что работаем с электронным материалом, как с печатным.
«Сеть» все более насыщается самыми разнообразными сведениями. Оказавшись на всем готовеньком, мы рискуем разучиться размышлять (определять свое отношение). Изменив приемы осмысления фактов, сводимых в е-тексты, мы скорость нашей «умственной реакции» сделаем адекватной компьютеру, получим возможность думать. Что должно стать итогом работы/поиска в электронном пространстве Интернета? Ответ может быть один: текст. Каким он будет? Я полагаю, что его сердцевину составит компактное и быстрое меню (чаще графическое). Компилятивный е-текст, консолидируемый авторским материалом,- итог творческой работы в Сети.
Подчеркну, нам важна не компиляция, а самостоятельно составленное меню для данного текста. Именно содержание меню будет тем материалом, использование которого изменит электронный ландшафт. Это -продукт взаимодействия со средой, отражающий личное видение, личное отношение. Налаживая взаимодействие с машиной, надо уйти от механического перенесения компьютерной терминологии на работу с печатным текстом. Логику работы компьютера надо согласовать с логикой обработки текста. Это согласие (в частности графический интерфейс) будет компромиссом допустимого и необходимого.
Необходимость подчинения компьютерной логике обработки информации будет постоянно возрастать. Памятуя об уроках луддитского движения (разрушители
машин), не будем считать компьютеры первопричиной бед информационного века. Качественно новая основа взаимодействия с умной машиной - реальная потребность.
Историей потомков одного из сыновей Ноя проиллюстрируем предложенный материал. Как известно, средний сын - Иафет стал родоначальником славян, наших предков. Историческое повествование начнем с 862 года. Какое знаковое изображение может вобрать в себя все наше прошлое с IX века по XXI век? Во все времена из красных углов взирали на нас то сострадательно, то укоризненно лики святых с потемневших икон. Об этих образах должен напомнить графический образ на рабочем столе (иконка), открывающий электронную версию событий. Уже первое прикосновение к теме показывает суть предлагаемой автором концепции.
Наше прошлое - это история Государства (□) под сенью благодатного Креста и манящей Звезды (она была путеводной последнее, наиболее памятное нам столетие). Этот образ, на мой взгляд, обозначает всю российскую историю, в которой было много парадоксального, подчас кажущегося несовместимым.
ш
Рис. 2
Прочитав заголовок-изображение, переходим в текст графического меню. Перед нами уже настоящий иконостас - восемь образов отдельных периодов Истории российской (рис.3 - см. цв. вставку). Остановившись на миниатюре «XVIII век», предоставляем ей весь экран. Это - рабочее меню с навигационным аппаратом в виде закладок (рис.4). Они открывают:
- игровые, мультимедийные, иллюстративные ресурсы по теме,
- словесный формат меню (рис.5),
- последующий и предыдущий временные периоды,
- одну из исторических эпох «безумного и мудрого столетья».
Более детальное картинное меню получаем, выбрав, например, время Петра Великого (рис.6 - см. цв. вставку). Отличие этой конструкции от предыдущей в том, что ссылки делаются уже с составляющих ее
обозначений и слов на другие е-тексты и документы. Закладки заостряют внимание на важных аспектах темы (здесь - оценка деятельности царя). Так может выглядеть графический уровень авторского меню. С него переходим в меню электронных текстов, подаваемых в форме:
-тезисов, если по данной теме собраны монографические материалы,
-сложных планов, если в тексте разнородные документы.
И уже с этого уровня переход может осуществляться в меню е-документа, выполненного как план - оглавление отдельных частей. Подобная организация электронных материалов может быть универсальной: распространяться как на сведения частного характера, так и на большие сегменты информационной среды, превращая их в супертексты.
Пока же мы, как лягушки на кочках, сидим на своих сайтах в трясине Интернета. Требуются практически применимые технологии создания открытых информационных систем. Тогда, актуализируя необходимые для себя сведения, оставляя свой след в информационном пространстве, мы работалн бы и на других.
игра_у мультимедиа у иллюстрации
Рис. 4
Насколько своевременно и оправдано электронное «переформатирование» текста? Последний раз обратимся к Библии.
Корабль спасения наш герой начал строить на голой земле под палящим солнцем. Над ним смеялись. Известно, что чертеж ковчега Ной получил от Создателя. Как все обстояло с Н.Винером или пресловутым
Б.Гейтсом, остается загадкой. Того, чем мы уже располагаем в образовательной сфере, достаточно, чтобы приступить к планомерному созданию электронной образовательной среды.
Есть оцифрованные тексты для компьютера, есть приложения, которые по-новому предлагают их ученику. Любой электронный текст сам превращается в подобие программы, если к нему присоединяются метаданные.
Выбирая тот или иной, ученик получает не только необходимый набор фактов - он выполняет набор операций, предопределяемый меню. Как мы все уже успели убедиться, элементарное разглядывание немногое дает. Надо не только смотреть, но искать и размышлять. Делая информацию более мобильной, мы создаем для этого необходимые условия. Продуманная система текстов-меню для компьютера может превратить элементарную поисковую работу в интеллектуальную деятельность.
Рис. 5
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ
А.И. Попов, к.пед. н., доц., член методической комиссии Центральной группы управления Всероссийской студенческой олимпиады Тел.: (0752) 729293,факс (0752) 715514, E-mail:postmaster@kma.tstu.ru Тамбовский государственный технический университет http:// olimp@olimp.tstu.ru
The summary: theoretical and methodical bases of the organization of system Olympiad movements of students as means of formation of creative competence of the specialist and his creative self-development are considered, the structure of management by Olympiad
movement is developed.
Интенсификация жизненного и профессионального пространства человека обуславливает необходимость расширения диапазона его способностей и поиск резервных профессиональных возможностей. Неиссякаемым резервом профессионального роста и личностного развития человека является его творческая активность, поэтому задача развития креативности личности в период профессионального становления является социально значимой.
Первоочередной задачей системы высшего профессионального образования становится формирование творческой компетентности специалиста, включающей наличие креативности мышления, которая, основываясь на имеющейся совокупности знаний, умений, навыков в своей профессиональной области, дает специалисту возможность разрабатывать творческие конкурентоспособные решения проблемных ситуаций с целью прогрессивного преобразования действительности, и психологической готовности к такому преобразованию в современных экстремальных внешних и внутренних условиях индивидуально и в трудовом коллективе.