Научная статья на тему 'КОМПУЛЬСИВНЫЙ ШОПИНГ КАК ЧАСТНЫЙ ВАРИАНТ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ АДДИКЦИЙ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ'

КОМПУЛЬСИВНЫЙ ШОПИНГ КАК ЧАСТНЫЙ ВАРИАНТ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ АДДИКЦИЙ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1008
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПУЛЬСИВНЫЙ ШОПИНГ / НЕХИМИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / РАССТРОЙСТВА (ПАТОЛОГИЯ) ИМПУЛЬСНОГО КОНТРОЛЯ / COMPULSIVE SHOPPING / NON-CHEMICAL ADDICTION / IMPULSE CONTROL (PATHOLOGY) DISORDERS

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Анцыборов Андрей Викторович, Дубатова Ирина Владимировна

Компульсивный шопинг, или сompulsive buying disorder (CBD в англо-язычной литературе) рассматривается как один из вариантов аддиктивного поведения, характеризующегося чрезмерными, ненужными тратами, т.н., стереотипным «покупательским поведением», что влечет за собой развитие различных эмоциональных нарушений и экономических проблем. Коморбидность компульсивного шопинга связана с аффективными нарушениями, тревожными расстройствами, нарушением пищевого поведения, расстройствами, связанными употреблением психоактивных веществ и другой патологией импульсного контроля. Общность патогенетических механизмов, клинической картины, подходов к лечению позволяет отнести компульсивный шопинг к одному из вариантов нехимической зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPULSIVE SHOPPING AS A PRIVATE VARIANT OF BEHAVIORAL ADDICTION. THE CURRENT STATE OF THE PROBLEM

Compulsive shopping, or compulsive buying disorders (CBD in English-language literature) is characterized by excessive, unnecessary spending, also known stereotypical «consumer behavior», which entails the development of various emotional disturbances and economic problems. The prevalence of disorder varies widely among countries and depends on socio-economic and cultural factors. Scattered data for Russia does not allow to reliably estimate the scale of the problem. Comorbidity of compulsive shopping is associated with various mental disorders: affective disorders, anxiety disorders, substance use disorders, eating disorders, and other pathology of impulse control. The generality of the pathogenetic mechanisms, the clinical picture, the treatment approaches makes it possible to attribute compulsive shopping to one of the variants of non-chemical dependence.

Текст научной работы на тему «КОМПУЛЬСИВНЫЙ ШОПИНГ КАК ЧАСТНЫЙ ВАРИАНТ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ АДДИКЦИЙ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ»

УДК 61

DOI 10.21661/r -496503

Анцыборов А.В., Дубатова И.В.

Компульсивный шопинг как частный вариант поведенческих аддикций. Современное состояние проблемы

Аннотация

Компульсивный шопинг, или ^impulsive buying disorder (CBD в англо-язычной литературе) рассматривается как один из вариантов аддиктивного поведения, характеризующегося чрезмерными, ненужными тратами, т.н., стереотипным «покупательским поведением», что влечет за собой развитие различных эмоциональных нарушений и экономических проблем. Коморбидность компульсивного шопинга связана с аффективными нарушениями, тревожными расстройствами, нарушением пищевого по-ведения, расстройствами, связанными употреблением психоактивных веществ и другой патологией импульсного контроля. Общность патогенетических механизмов, клинической картины, подходов к лечению позволяет отнести компульсивный шопинг к одному из вариантов нехимической зависимости.

I Ключевые слова: компульсивный шопинг, нехимическая зависимость, расстройства (патология) импульсного контроля.

Antsyborov A.V., Dubatova I. V.

Compulsive shopping as a private variant of behavioral addiction. The current state of the problem

Abstract

Compulsive shopping, or compulsive buying disorders (CBD in English-language literature) is characterized by excessive, unnecessary spending, also known stereotypical «consumer behavior», which entails the development of various emotional disturbances and economic problems. The prevalence of disorder varies widely among countries and depends on socio-economic and cultural factors. Scattered data for Russia does not allow to reliably estimate the scale of the problem. Comorbidity of compulsive shopping is associated with various mental disorders: affective disorders, anxiety disorders, substance use disorders, eating disorders, and other pathology of impulse control. The generality of the pathogenetic mechanisms, the clinical picture, the treatment approaches makes it possible to attribute compulsive shopping to one of the variants of non-chemical dependence.

■ Keywords: compulsive shopping, non-chemical addiction, impulse control (pathology) disorders.

Введение

Компульсивный шопинг впервые был описан в психиатрической литературе немецким психиатром Эмилем Крепелиным более 100 лет назад как особый тип поведения, называемый онио-мания («мания покупок») [2]. Несколько позднее швейцарец Е. Блейлер в своем известном учебнике Lehrbuch der Psychiatrie (1924 г.) писал: «...Особый элемент этого состояния (ониомании) - импульсивность; они (пациенты) ничего не могут с собой поделать, что иногда выражается в том, что они мыслят, как младшие школьники... абсолютно неспособны мыслить иначе» [1]. Э. Крепелин и Е. Блейлер рассматривали «манию покупок» в качестве «реактивного импульса» или «импульсивного безумия» и помещали расстройство в

один ряд с клептоманией и пироманией. Отчасти подобное единство взглядов можно объяснить влиянием идей французского психиатра Жана Эскироля, ранняя концепция которого о «мономании» долго занимала умы психиатров [3]. Данным термином Эскироль описывал здоровых людей, у которых имелась какая-либо форма «патологической озабоченности». Вместе с тем, эта тематика не была актуальной в науке вплоть до 90-х годов прошлого столетия. В начале 90-х годов в специализированных психиатрических журналах стали появляться первые исследования, посвященные компуль-сивному шопингу [4-10]. МсЕ1гоу et а1., одними из первых разработали определение компульсивного шо-пинга, в которое, наряду с поведенческими нарушениями, были включены «эмоциональные расстройства,

свойственные пациентам с компульсивным шопингом (ощущение внутреннего дистресса, при невозможности совершить покупки; нарушение социального, и профессионального функционирования; финансово-правовые проблемы)» [7]. Несколько другие определения компульсивного шопинга в различное время пытались дать социальные психологи и исследователи поведенческих проблем. Faber R. J., и O'Guinn T.C. описывают компульсивный шопинг как расстройство, при котором «постоянные эпизоды покупок носят стереотипный характер, при этом потребитель ощущает себя неспособным остановиться или изменить свое поведение» [11]. Согласно определению Edwards E.A. (1993), компульсивный шопинг - «это патологическая форма покупок и расходов, при которой у человека возникает непреодолимое, неконтролируемое, постоянно повторяющееся желание делать покупки и тратить. Перечисленные нарушения выступают средством смягчения негативных эмоций, стрессовых ситуаций и тревоги» [12]. Dittmar H. в качестве основных критериев диагностики компульсивного шопинга описывает следующие: непреодолимое импульсивное желание к совершению покупок, утрата контроля и продолжение ненужных покупок, несмотря на неблагоприятные последствия [13]. В некоторых работах, посвященных поведенческим аспектам компульсивного шопинга, исследователи считают, что компульсивный шопинг -это часть аберрантного потребительского поведения, в которое входят патологический гемблинг, шоплифтинг и кредитная зависимость [14]. Компульсивный шопинг не включен в DSM-V и МКБ-10 в виде отдельной нозологической единицы [15, 16]. Данное обстоятельство в профессиональном сообществе вызвало многочисленные дискуссии [17]. По мнению McElroy et al., компульсивный шопинг необходимо включить в группу «расстройств настроения, обсессивно-компуль-сивных расстройств или нарушений импульсного контроля» [8, 18]. Сходной точки зрения придерживаются Lejoyeux et al., предлагающие рассматривать компуль-сивный шопинг в группе аффективных расстройств [19, 20]. Несколько иного взгляда придерживаются те авторы, которые считают, что компульсивный шопинг необходимо рассматривать в одной категории с расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ [21, 22].

Эпидемиология Эпидемиологические исследования свидетельствуют о том, что последние годы отмечены тенденцией к росту распространенности СВВ. При этом следует отметить, что в настоящее время существует мало достоверных данных, относительно распространенности расстройства в различных странах мира. Мета-анализ 40 исследований посвященных распространенности компульсивного шопинга показал, что общая распространенность CBB в репрезентативных выборках для взрослых находится в доверительном интервале 3,46,9% [23]. Также высокая распространенность CBB отмечается среди студентов университетов (5,9-11,5%) [23]. Среди лиц среднего возраста, представителей ма-

лого и среднего бизнеса распространенность CBB достигает от 7,6 до 19,1%[23]. Наибольшая распространенность CBB достигает среди домохозяек (от 8,8 до 27,8%) [23]. Как отмечалось ранее, несмотря на приведенные цифры распространенности компульсивного шопинга, относится к ним следует с определенной осторожностью. Эпидемиологические исследования в различных странах весьма разнятся в оценках и варьируются от 1 до 30%[24].Так, например, Koran et al., оценили распространенность компульсивного шопин-га в 5,8% среди респондентов [25]. Оценка основывалась на результатах телефонных опросов 2513 взрослых граждан США [25]. Согласно другим данным, где в качестве психометрического инструмента использовалась Compulsive Buying Scale (CBS), распространенность компульсивного шопинга достигает от 12% до 16% [26-28]. Исследования, проведенные в анонимных группах шопоголиков, убедительно показывают, что от 80% до 95% обследуемых составляют женщины [26, 29-31]. Следует принимать во внимание, что высокое гендерное различие, в данном случае, может носить «артефактный» характер. Женщины почти всегда охотно признают, что им «нравится делать покупки». Мужчины чаще демонстрируют «психологизацию» ситуации, говоря о том, что они «собирают» и «коллекционируют». По мнению Koran et al., гендерные различия при компульсивном шопинге незначительны (5.5% мужчин, и 6.0% женщин) [25]. Словно в противовес, Dittmar Н., основываясь на данных опроса населения Соединенного Королевства, пришла к выводу, что женщины составляют 92% от общего числа респондентов с компульсивным шопингом. По ее мнению, гендерное различие является реальным и не является артефак-том[13].Основной возрастной диапазон пациентов с компульсивным шопингом, составляет от 20 до 28 лет [30-32]. McElroy et al. считают, что средний возраст формирования явлений компульсивного шопинга приходится на 30 лет. Это можно объяснить началом самостоятельной жизни, и периодом, когда открываются дебетовые банковские и кредитные карты [29]. Результаты подобных исследований в большей степени зависят от следующих факторов: тип исследуемой выборки (студенты, население страны в целом или клиническая выборка); размеры выборки (численность человек); социо-культуральные факторы; временные рамки исследования (кратковременные, или продолжительные); инструменты выборки; методики интерпретации полученных данных.

Этиологические теории компульсивного шопинга

Основные этиологические теории возникновения компульсивного шопинга базируются на социо-культу-ральных и нейробиологических факторах.

В пользу социо-культуральных факторов в этиологии CBB говорят многочисленные данные о том, что компульсивный шопинг встречается в основном среди жителей экономически развитых стран [47]. Социально-экономическими предпосылками формирования CBB является рыночная экономика, наличие на полках магазинов широкого ассортимента товаров, ста-

бильные доходы населения, хорошо организованный досуг (сеть кинотеатров, театров, парков развлечений, спортивных комплексов, и т.д). Исходя из этого, трудно предположить, что распространенность компуль-сивного шопинга среди жителей бедных стран будет высокой (Имельда Маркос и ее гардероб из трех тысяч пар туфель является исключением). По мнению психоаналитиков развитию компульсивного шопинга способствует сексуальное насилие в детском возрасте [33, 37, 38]. Однако при анализе семейной обстановки пациентов с CBB не было выявлено значимых паттернов в период раннего детства, что идет в разрез с психоаналитической теорией [33]. В последние десятилетия появляются работы, описывающие формирование компульсивного шопинга у лиц с семейной отягощен-ностью аффективными нарушениями, тревожными расстройствами и расстройствами, связанными с употреблением различных ПАВ. В частности, исследования McElroy et al показывают, что из 18 пациентов у 17 человек с CBB выявлены один и более родственников первой степени родства (first-degree relatives (FDRs) с большой депрессией (MDD), у 11 человек из общего числа выявлена отягощенность тревожными расстройствами, а также проблемами, связанными с употреблением алкоголя или наркотиков, в трех случаях выявлены родственники с CBB [20]. Black et al., на основании анализа генеалогического дерева 137 человек, где учитывалось родство первой степени (FDRs), выявили 31 пациента с клиникой CBB [34]. Среди родственников первой степени родства значительно чаще, чем в контрольной группе выявлялись аффективные нарушения, расстройства, связанные с употреблением ПАВ, различной формы психические расстройства, а также «более одного психического расстройства» [34]. Диагноз CBB был установлен в 9,5% случаев у родственников пробандов первой степени родства. Практически все нейробиологические теории возникновения компуль-сивного шопинга, базируются на процессах нарушенной нейротрансмиссии в серотонинергической, до-фаминергической и опиоидной системах организма. Косвенным подтверждением этого является применение селективных ингибиторов обратного захвата серо-тонина (СИОЗС) в терапии пациентов с компульсив-ным шопингом [32, 39-43]. Выбор тимоаналептиков данного класса во многом обусловлен тем, что во многих исследованиях отмечается коморбидность CBB и обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР), при котором применение СИОЗС является наиболее эффективным [40]. При этом молекулярно-генетические исследования Devor et al., (1999) не обнаружили связи между двумя полиморфизмами гена-переносчика серо-тонина и CBB [35]. Результаты исследования Comings (1998) доказывают ассоциацию CBB с рецепторами гена DRD1 [36], что может указывать на главенствующую роль дофамина в развитии «зависимости от вознаграждения», что, в свою очередь, приводит к формированию поведенческих (нехимических) зависимостей таких как компульсивный шопинг и гемблинг [44]. Однако отдельные клинические случаи применения анта-

гонистов опиатных рецепторов при терапевтических вмешательствах у пациентов с компульсивным шопингом не позволяют в полной мере говорить о заинтересованности эндогенной опиатной системы в этиологии CBB [45, 46].

Психометрические инструменты и вопросы диагностики

В настоящее время в распоряжении специалистов имеется несколько валидных психометрических инструментов диагностики и степени выраженности компульсивного шопинга [26]. С их помощью возможно оценить «патологическое покупательское поведение», его мотивы, эмоциональный фон, связанный с компульсивными покупками, что позволяет провести грань между «стандартным» покупательским поведением и расстройством. Edwards разработал эффективную 13-бальную шкалу оценки компульсивного покупательского поведения. С ее помощью можно оценить основные переживания пациентов и эмоциональный фон, связанные с покупками и расходами [48]. Monahan et al. модифицировали шкалу Yale Brown, применяемую для оценки обсессивно-компульсивного расстройства, создав версию YBOCS-Shopping Version (YBOCS-SV). Инструмент позволяет оценивать когнитивные и поведенческие нарушения, а также степень тяжести основных проявлений у пациентов с компуль-сивным шопингом [49]. В Таблице N1 представлены основные психометрические инструменты диагностики компульсивного шопинга. Существующие диагностические критерии CBB были разработаны в середине прошлого столетия McElroy et al [29]. McElroy et al. предлагали следующие критерии [29]:

1. Одержимость (влечение) к покупкам или бессмысленные (нелепые покупки) основываются на сиюминутных «покупательских импульсах» и включают в себя хотя бы один из следующих признаков:

a) эпизоды влечения к покупкам носят непреодолимый характер, сопровождаются навязчивыми мыслями и носят характер бессмысленных финансовых затрат;

b) совершаемые покупки осуществляются без учета текущего финансового положения; характер финансовых затрат гораздо больший, чем можно себе позволить. Совершаются покупки ненужных вещей, а нахождение в торговых центрах занимает более длительное временя, чем предполагалось ранее.

2. Покупательское поведение вызывает заметные проблемы, отнимает много времени, мешает социальному и профессиональному функционированию, приводит к финансовым проблемам (например, банкротству или закредитованности).

3. Эксцессивное покупательское поведение или компульсивный шопинг не связано с состояниями ги-помании или мании.

Данные критерии получили широкое признание в профессиональном сообществе. Несмотря на это, некоторыми авторами отмечается необходимость их доработки и совершенствования [57]. Отдельно следует сказать о том, что данные критерии CBB до настоящего не приняты в качестве диагностических (DSM-V,

Шкала Количество вопросов Наличие рубрик/разделов Валидизация Год Источник

Канадская шкала оценки компульсивного шопинга (Canadian Compulsive Buying Measurement Scale) 13 нет Пациенты с диагностированным компульсивным шо-пингом (п = 38). Контрольная группа (п = 38) 1988 [50]

Немецкая шкала аддикции к покупкам (German Addictive Buying Scale (GABS) 16 нет Репрезентативнаявыборка (п = 1527; п = 1017) 1990 [51,52]

Шкала оценки компульсивного шопинга (Compulsive Buying Scale (CBS)) 7 нет Пациенты с диагностированным компульсивным шо-пингом (п = 388) 1992 [26]

Шкала Эдвардса для оценки компульсивного шопин-га (Edwards Compulsive BuyingScale (ECBS)) 13 1. Склонность к растратам (5); 2. Компульсия к растратам (2); 3. Сожаление о покупках, и растратах (2); 4. Неоправданные расходы (2); 5. Чувство вины после совершения покупок (2) Общая выборка (п=292). Пациенты с диагностированным компульсивным шопингом (BD) (п=104). Контрольная группа (п=101). 1993 [12]

Опросник покупательского поведения (Questionnaireabout Buying Behavior (QABB)) 19 нет Общая выборка (п = 143) 1994 [53]

Шкала компульсивных покупок Ричмонда (Richmond Compulsive BuyingScale (RCBS)) 6 1. Оценка импульсного контроля (3); 2. Оценка обсессив-но-компульсивного компонента (3) Студенты-бакалавры (п = 352). Преподаватели и работники университета (п = 551). Онлайн-покупате-ли магазинов женской одежды (п = 309) 2008 [54]

Шкала Бергена для оценки аддиктивного шопинга (Bergen Shopping Addiction Scale (BSAS)) 7 нет Участники онлайн-анкети- рования (п = 23537) 2015 [55]

Скрининг компульсивного шопинга (Pathological BuyingScreener (PBS)) 13 1. Утрата контроля/ оценки возможных последствий (10); 2. Оценка степени несдержанности при совершении покупок (3). Репрезентативная выборка (п=2403) 2015 [56]

МКБ-10). В связи с данной ситуацией в настоящее вре- «отношение к покупкам, связанные с этим эмоции, мя рекомендуется диагностировать CBB посредством мысли и степень влечения к покупкам и покупатель-подробного изучения психического статуса пациентов, ское поведение» [58]. в процессе чего необходимо тщательно рассматривать

Таблица 1

Психометрические инструменты диагностики компульсивного шопинга

Клиническая картина Компульсивный шопинг, как частный вариант поведенческих аддикций, имеет характерный стереотип развития и динамику основных клинических проявлений. Согласно Black D., в клинической картине ком-пульсивного шопинга можно выделить основные четыре фазы: 1) фаза ожидания (предвкушения) покупок; 2) фаза подготовки; 3) фаза покупок; 4) фаза расходов [59]. В первой фазе обычно появляются мысли о совершении определенной покупки. Данные мысли сопровождаются подготовкой к покупке, строятся планы о покупке, что относится ко второй фазе клинической картины. За данной фазой следует совершение реальных покупок, которое многие пациенты с CBB, описывают как «мощное, и интенсивное ощущение» [10]. После совершения акта покупки многие пациенты описывают возникновение чувства сожаления о приобретении или разочарования в купленном товаре, так как, это привело к финансовым расходам [60]. Одной из главный отличительных черт CBB является озабоченность (одержимость/влечение) предстоящими покупками и финансовыми тратами. По данной причине большинство пациентов с компульсивным шопингом проводят много часов еженедельно в торговых центрах [9, 10]. Частыми жалобами пациентов также являются нарастающее внутреннее напряжение и тревога, которые уменьшаются после совершения покупок. Компуль-сивное покупательское поведение зачастую не зависит от времени года. Однако неконтролируемые покупки могут иметь динамику роста в период общенациональных праздников (Новый Год, Рождество, 8 марта, 23 февраля, и т. д.), дней рождения членов семьи и друзей. Большая часть пациентов с компульсивным шопингом проявляет интерес к различным потребительским товарам (одежда, обувь, предметам искусства, украшениям, косметики, CD, DVD, BlueRay диски) [9, 10]. В исследовании, проведенном Christenson et al., пациенты с компульсивным шопингом в самоотчетах сообщали, что тратят в среднем 110 долларов США, во время «типичного эпизода покупок». Schlosser et al. приводят цифру в 92 доллара США [9, 10]. Компульсивное покупательское поведение, по мнению некоторых авторов, не имеет корреляций с общим уровнем развития интеллекта, уровнем образования и культуральными особенностями. Описаны случаи развития CBB у пациентов с умственной отсталостью [61]. Уровень финансовой состоятельности также не оказывает заметного влияние на развитие CBB. Пациенты с низкими доходами стремятся (испытывают влечение) к различным покупкам и финансовыми расходами наряду с теми, чей уровень доходов достаточно высок [61, 62]. Nataraajan и Goff в динамике развития CBB выделяют два независящих друг от друга фактора:

1) желание и влечение к покупкам; 2) наличие/отсутствие контроля («степень контроля») над совершением покупок [63]. Данная точка зрения коррелирует с данными самоотчетов пациентов. Большинство из них описывают стремление (влечение) к покупкам и расходам наряду с сопротивлением своим желаниям,

в большинстве случаев безуспешным [30, 62]. В большинстве кросс-секционных исследований особо отмечается, что CBB является хроническим расстройством, различающееся по степени тяжести и прогредиентно-сти [29, 10]. Lejoyeux et al. считают, что CBB может выступать в роли мощного предиктора суицидального поведения, при этом авторы отмечают, что случаев завершенных суицидальных попыток у пациентов с CBB в литературе не описано [65].

Коморбидность

Данные многочисленных клинических исследований подтверждают высокий уровень коморбидной психической патологии и CBB, особенно в отношении аффективной патологии (от 21% до 100%), тревожных расстройств (от 41% до 80%), употребления психоактивных веществ (от 21% до 46%) и расстройств пищевого поведения (от 8% до 35%) [62]. Нарушения импульсного контроля также не является редкой ко-морбидной патологией (от 21% до 40%) [62]. Schlosser et al., исследовали частоту коморбидных нарушений у пациентов с CBB. Для оценки полученных данных использовался метод клинического интервью и данные самоотчетов пациентов [10]. У 60% из 46 испытуемых был выявлен, по крайней мере, один тип расстройства личности, соответствовавший диагностическим критериям. Наиболее частыми типами расстройства личности выступали: обсессивно-компульсивный тип (22%), избегающий тип (15%) и пограничный тип (15%) [10].

Возможности терапевтического вмешательства

При анализе существующих источников посвященных компульсивному шопингу нам не удалось найти рекомендаций по лечению расстройства, основанных на принципах доказательности. Основное внимание в литературе уделяется применению когнитивно-поведенческой терапии (CBT) и психофармакологических средств (в основном тимоаналептиков) [66]. Большинством авторов наиболее эффективной моделью CBT у пациентов с компульсивным шопингом признается групповая терапия [67-70]. Одно из первых упоминаний групповой терапии у пациентов с CBB принадлежит Damon [67]. Модификации групповых моделей принадлежат Burgard и Mitchell, Villarino et al., Benson и Gengler

[68-70]. Также издано несколько книг самопомощи (библиотерапия), которые стали полезны для пациентов с CBB [71-73]. В некоторых европейских странах и США с успехом функционируют добровольные непрофессиональные группы взаимной помощи и поддержки пациентов с CBB, «Анонимные должники» и «Анонимные шопоголики». Данные группы созданы по образу «Анонимных алкоголиков», принципы их работы и функционирования во многом сходны [74]. Многочисленные попытки применения психофармакологических препаратов с целью лечения пациентов с CBB демонстрируют порой противоречивые результаты. Первые публикации, посвященные терапии CBB, в основном ограничивались применением тимоаналептиков [8]. По мнению Aboujaoude et al., на фоне терапевтического вмешательства с использованием

тимоаналептиков класса СИОЗС, возможно достижение годовой ремиссии в клинике CBB [64]. В частности, хорошие результаты были достигнуты при применении флувоксамина [39]. Однако два последующих рандомизированных контролируемых исследования продемонстрировали, что применение флувоксамина при CBB не отличается от плацебо [40, 41]. В другом открытом исследовании изучалась возможность применения циталопрама в терапии CBB [64]. Девяти-недельное рандомизированное плацебо-контролиру-емое исследование циталопрама у пациентов с CBB продемонстрировало хорошие результаты. Симптомы компульсивного шопинга рецидивировали у пяти из восьми пациентов, принимавших плацебо в сравнении с семью пациентами, кто принимали циталопрам [43]. В рамках другого исследования проводилось исследование эффективности применения эсциталопрама у пациентов с CBB. Достигнутые результаты терапии продемонстрировали незначительный клинический эффект [44]. Идея применения антагонистов опиатов базировалась на возможной роли эндогенной опиоид-ной системы в патогенезе CBB [45, 46]. Grant и Kim изучали возможность применения налтрексона у пациентов с CBB. Разработка оптимальных схем терапевтического вмешательства при CBB во многом осложняется высокой частотой ответа при применении плацебо (в пределах до 64%) [40]. Реалиями сегодняшнего дня являются отсутствие документированных, основанных на доказательствах руководств по терапии компульсив-

ного шопинга и других поведенческих аддикций. По данной причине пациенты должны быть информированы лечащим врачом о том, что в процессе терапии необходимо полагаться и на лекарства и принимать во внимание различные психотерапевтические методики [75].

Заключение

Накопленные научные данные в отношении поведенческих зависимостей позволяют говорить о том, что компульсивный шопинг, наряду с патологическим гемблингом и другими поведенческими зависимостями следует рассматривать как гетерогенные расстройства [75]. Идея включения поведенческих зависимостей в группу обсессивно-компульсивных расстройств критикуется многими исследователями по всему миру [76]. Несмотря на то, что между СВВ, PG (патологическим гемблингом) и ОКР существуют феноменологические сходства, накопленные данные свидетельствуют о том, что расстройства не связаны между собой (гендерные различия, возраст начала, клиническое течение, и ко-морбидность). В дальнейшей разработке нуждаются диагностические критерии компульсивного шопинга и других малоизученных поведенческих аддикций. Оптимизация скрининговых программ профилактики поможет ускорить данный процесс. Разработка общих принципов терапии поведенческих аддикций, основанных на доказательствах является одной из приоритетных задач современной аддиктологии.

References

1. Bleuler E., Brill A. A. Textbook of psychiatry. - 1924.

2. Kraepelin E. Psychiatrie. 8th ed. Leipzig, Germany- 1915.

3. Esquirol JED. Des maladies mentales. Paris, France- 1838.

4. O'Guinn, T. C., & Faber, R. J. (1989). Compulsive buying: A phenomenological exploration. Journal of consumer research, T. 16, 2, 147-157.

5. Elliott, R. (1994). Addictive consumption: Function and fragmentation in postmodernity. Journal of consumer policy, T. 17, 2, 159-179.

6. Magee, A. (1994). Compulsive buying tendency as a predictor of attitudes and perceptions. ACR North American Advances.

7. Mcelroy, S. L. (1996). et al. compulsive Buying: A Report of 20 Cases. Year Book of Psychiatry & Applied Mental Health, T., , 338.

8. (1991). McElroy S. L. et al. Treatment of compulsive shopping with antidepressants: a report of three cases. Annals of Clinical Psychiatry, T. 3, 3, 199-204.

9. Christenson, G. A. (1994). et al. Compulsive buying: descriptive characteristics and psychiatric comorbidity. The Journal of clinical psychiatry.

10. Schlosser S, Black DW, Repertinger S, Freet D. Compulsive buying: demography, phenomenology, and comorbidity in 46 subjects. Gen Hosp Psychiatry. 1994; 16:205-212.

11. Faber, R. J. (1992). O'guinn T. C. A clinical screener for compulsive buying. Journal of consumer Research, T. 19, 3, 459-469.

12. Edwards, E. A. (1993). Development of a new scale for measuring compulsive buying behavior. Financial counseling and planning, T. 4, 1, 67-84.

13. Dittmar, H. (2004). Understanding and diagnosing compulsive buying. Handbook of addictive disorders: A practical guide to diagnosis and treatment, T. 42, 04, 411-450.

14. Budden, M. C. (1996). Griffin III T. F. Explorations and implications of aberrant consumer behavior. Psychology & Marketing, T. 13, 8, 739-740.

15. American Psychiatric Association. Diagnostic Criteria from DSM-V - American Psychiatric Pub, 2003.

16. World Health Organization. International statistical classification of diseases and related health problems. - World

Health Organization, 2004. - Т. 1.

17. Hollander E., Allen A. Is compulsive buying a real disorder, and is it really compulsive? - 2006.

18. Black, D. W. (2001). Compulsive buying disorder. CNS drugs, Т. 15, 1, 17-27.

19. Lejoyeux, M. (1996). et al. Phenomenology and psychopathology of uncontrolled buying. The American journal of psychiatry, Т. 153, 12, 1524.

20. (1996). McElroy S. L. et al. Are impulse-control disorders related to bipolar disorder?. Comprehensive psychiatry, Т. 37, 4, 229-240.

21. Glatt, M. M., & Cook, C. C. (1987). H. Pathological spending as a form of psychological dependence. British Journal of Addiction, Т. 82, 11, 1257-1258.

22. Benson A. L. (ed.). I shop, therefore I am: Compulsive buying and the search for self. - Jason Aronson, 2000.

23. Maraz, A. (2016). The prevalence of compulsive buying: a meta-analysis. Addiction, Т. 111, 3, 408-419.

24. Basu, B., Basu, S., & Basu, J. (2011). Compulsive buying: an overlooked entity. Journal of the Indian Medical Association, Т. 109, 8, 582-585.

25. Koran, L. M. (2006). et al. Estimated prevalence of compulsive buying behavior in the United States. American Journal of Psychiatry, Т. 163, 10, 1806-1812.

26. Faber, R. J. (1992). O'guinn T. C. A clinical screener for compulsive buying. Journal of consumer Research, Т. 19, 3, 459-469.

27. Magee, A. (1994). Compulsive buying tendency as a predictor of attitudes and perceptions. ACR North American Advances.

28. Hassay DN, Smith CL. Compulsive buying: an examination of consumption motive. Psychol Marketing 1996;13:741-52.

29. (1994). McElroy S. L. et al. Compulsive buying: a report of 20 cases. The Journal of clinical psychiatry.

30. Christenson, G. A. (1994). et al. Compulsive buying: descriptive characteristics and psychiatric comorbidity. The Journal of clinical psychiatry.

31. Schlosser, S. (1994). et al. Compulsive buying: Demography, phenomenology, and comorbidity in 46 subjects. General Hospital Psychiatry, Т. 16, 3, 205-212.

32. Koran, L. M. (2002). et al. Citalopram treatment of compulsive shopping: an open-label study. The Journal of clinical psychiatry.

33. Lawrence, L. (1990). The psychodynamics of the compulsive female shopper. The American Journal of Psychoanalysis, Т. 50, 1, 67-70.

34. Black, D. W. (1998). et al. Family history and psychiatric comorbidity in persons with compulsive buying: preliminary findings. American Journal of Psychiatry, Т. 155, 7, 960-963.

35. Devor, E. J. (1999). et al. Serotonin transporter gene (5-HTT) polymorphisms and compulsive buying. American journal of medical genetics, Т. 88, 2, 123-125.

36. Comings, D. E. (1998). The molecular genetics of pathological gambling. CNS spectrums, Т. 3, 6, 20-37.

37. Krueger, D. W. (1988). On compulsive shopping and spending: A psychodynamic inquiry. American journal of psychotherapy, Т. 42, 4, 574-584.

38. Winestine, M. C. (1985). Compulsive shopping as a derivative of childhood seduction. Psychoanal Q, Т. 54, 1, 70-72.

39. Black, D. W., Monahan, P., & Gabel, J. (1997). Fluvoxamine in the treatment of compulsive buying. The Journal of clinical psychiatry, Т. 58, 4, 159-163.

40. Black, D. W. (2000). et al. A double-blind comparison of fluvoxamine versus placebo in the treatment of compulsive buying disorder. Annals of clinical psychiatry, Т. 12, 4, 205-211.

41. Ninan, P. T. (2000). et al. Placebo-controlled study of fluvoxamine in the treatment of patients with compulsive buying. Journal of clinical psychopharmacology, Т. 20, 3, 362-366.

42. Koran, L. M. (2003). et al. Citalopram for compulsive shopping disorder: an open-label study followed by doubleblind discontinuation. The Journal of clinical psychiatry, Т. 64, 7, 793-798.

43. Koran, L. M. (2005). Escitalopram treatment evaluated in patients with compulsive shopping disorder. Primary Psychiatry, Т. 12, 12, 13.

44. Holden C. "Behavioral" addictions: do they exist? - 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45. Grant, J. E. (2003). Three cases of compulsive buying treated with naltrexone. International Journal of Psychiatry in Clinical Practice, Т. 7, 3, 223-225.

46. Kim, S. W. (1998). Opioid antagonists in the treatment of impulse-control disorders. The Journal of clinical psychiatry.

47. Black, D. W. (2001). Compulsive buying disorder. CNS drugs, Т. 15, 1, 17-27.

48. Edwards, E. A. (1993). Development of a new scale for measuring compulsive buying behavior. Financial counseling and planning, Т. 4, 1, 67-84.

49. Monahan, P., Black, D. W., & Gabel, J. (1996). Reliability and validity of a scale to measure change in persons with compulsive buying. Psychiatry Research, Т. 64, 1, 59-67.

50. Valence, G., & Fortier, L. (1988). d'Astous A., Compulsive buying: Concept and measurement. Journal of consumer policy, Т. 11, 4, 419-433.

51. Raab G. Screeningverfahren zur Erhebung von kompensatorischem und süchtigem Kaufverhalten: SKSK. - Hogrefe, 2005.

52. Scherhorn, G., Reisch, L. A., & Raab, G. (1990). Addictive buying in West Germany: An empirical study. Journal of consumer policy, T. 13.

53. Lejoyeux, M., & Ades, J. (1994). Les achats pathologiques: une addiction comportementale. Neuro-Psy, T. 9, 1, 25-32.

54. Ridgway, N. M., Kukar-Kinney, M., & Monroe, K. B. (2008). An expanded conceptualization and a new measure of compulsive buying. Journal of Consumer Research, T. 35, 4, 622-639.

55. Andreassen, C. S. (2015). et al. The Bergen Shopping Addiction Scale: Reliability and validity of a brief screening test. Frontiers in psychology, T. 6, 1374.

56. Muller, A. (2015). et al. The pathological buying screener: Development and psychometric properties of a new screening instrument for the assessment of pathological buying symptoms. PLoS One, T. 10, 10.

57. Tavares, H. (2008). et al. Compulsive buying disorder: a review and a case vignette. Revista Brasileira de Psiquiatría, T. 30, 16.

58. Muller, A., Mitchell, J. E., & Zwaan, M. (2015). de Compulsive buying. The American Journal on Addictions, T. 24, 2, 132-137.

59. Black, D. W. (2007). Compulsive buying disorder: a review of the evidence. CNS spectrums, T. 12, 2, 124-132.

60. Koran, L. M. (2006). et al. Estimated prevalence of compulsive buying behavior in the United States. American Journal of Psychiatry, T. 163, 10, 1806-1812.

61. Otter, M., & Black, D. W. (2007). Two cases of compulsive buying behavior in mentally challenged persons. Primary care companion to the Journal of clinical psychiatry, T. 9, 6, 469.

62. Black, D. W. (2011). Epidemiology and phenomenology of compulsive buying disorder. Oxford handbook of impulse control disorders.

63. Nataraajan, R., & Goff, B. G. (1991). Compulsive buying: toward a reconceptualization. Journal of Social Behavior and Personality, T. 6, 6, 307.

64. Aboujaoude, E., Gamel, N., & Koran, L. M. (2003). A 1-year naturalistic follow-up of patients with compulsive shopping disorder. The Journal of clinical psychiatry, T. 64, 8, 946-950.

65. Lejoyeux, M. (1997). et al. Study of compulsive buying in depressed patients. The Journal of clinical psychiatry.

66. Black, D. W., Shaw, M., & Blum, N. (2010). Pathological gambling and compulsive buying: do they fall within an obsessive-compulsive spectrum?. Dialogues in Clinical Neuroscience, T. 12, 2, 175.

67. Damon J. E. Shopaholics: serious help for addicted spenders. - Price Stern Sloan, 1988.

68. Burgard, M., & Mitchell, J. E. (2000). Group cognitive behavioral therapy for buying disorder. I shop, therefore I am. New Jersey: Jason Aronson, C. 367.

69. Rodriguez, R., & Otero-Lopez, J. (2001). Adicción a la compra: análisis, evaluación y tratamiento. Madrid: Pirámide.

70. Benson, A. L., & Gengler, M. (2004). Treating compulsive buying. Addictive disorders: a practical handbook. New York: Wiley, C. 451.

71. Arenson G. Born to spend: how to overcome compulsive spending. - Human Services Institute, 1991.

72. Catalano E. M., Sonenberg N. Consuming passion: Help for compulsive shoppers. - New Harbinger Publications, 1993.

73. Women who shop too much: overcoming the urge to splurge. - New York: St. Martin's Press, 1991.

74. Andrews, C. (2000). Simplicity circles and the compulsive shopper. I shop, therefore I am-compulsive buying and the search for self. New York: Aronson, C. 484.

75. Black, D. W. (2007). A review of compulsive buying disorder. World Psychiatry, T. 6, 1, 14.

76. Granero, R. (2016). et al. Compulsive buying behavior: characteristics of comorbidity with gambling disorder. Frontiers in psychology, T. 7, 625.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.