КОМПРОМИССЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Халиков М.С.
Аннотация. Статья посвящена исследованию компромисса как одного из социальных факторов, влияющих на эффективность государственной службы. Компромисс широко распространенное социальное явление как в общественной жизни, так и в практике осуществления коммуникации на всех уровнях управленческой деятельности, в том числе и государственной службе, но мало изученное общественными науками явление. Обращается внимание на осмысление компромисса. Автор предлагает рассматривать его в широком смысле слова как принципа, подразумевающего распространение его не только на сферу взаимодействия отдельных индивидов, но и широких социальных масс.
Ключевые слова: компромисс, коммуникация, гражданская служба, социальное явление, соглашение, взаимные уступки, конфликт, конфликт интересов, партнерские отношения, стадии компромисса, бескомпромиссность.
Для цитирования: Халиков М.С. Компромиссы в системе государственной службы // Коммуникология: электронный научный журнал. 2018. Том 3. №4. С.6-16.
Сведения об авторе: Халиков Манир Саидович, доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом института государственной службы и управления персоналом Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации: [email protected]),
Статья поступила в редакцию: 12 10.2018. Принята к публикации: 18.12.2018.
Проблема эффективности государственного управления и поиск путей ее повышения является чрезвычайно актуальной. Главным механизмом с помощью которого осуществляется управление страной является государственная служба. Основной функцией института государственной службы является управление. Однако реальные управленческие функции находятся в руках государственных гражданских служащих. Именно они управляют и от имени государства воздействуют на общественную жизнедеятельность людей для ее упорядочения, а также для удовлетворения наиболее общих потребностей индивидов и социальных слоев населения. Однако, в действительности, реализация институтом государственной службы управленческой функции в нашей стране происходит крайне неэффективно [Шарков: 112].
Об этом свидетельствуют материалы социологического исследования проведенного социологами РАНХиГС в 2016-2017 годах по актуальным проблемам кадровой политики и управления персоналом предприятий, организаций и учреждений различных направлений
7
деятельности и форм собственности в Российской Федерации. Отвечая на вопрос о том, как бы вы оценили уровень профессионализма государственных служащих в России, 52,1% из числа опрошенных экспертов дали оценку «скорее низкий, чем высокий». Респондентам также было предложено назвать причины столь невысокого профессионализма государственных служащих. Были названы следующие причины:
-привлечение кадров на государственную службу по знакомству (61,7%);
- недостатки в работе по формированию профессионального кадрового состава государственных органов (45,4%);
- низкое качество профессиональной подготовки выпускников вузов по профильным для государственной службы специальностям (35,5%)[ Актуальные проблемы...: 24 ].
Государственная служба как подсистема в системе государственного управления занимает одно из ведущих мест и является, пожалуй, одним из важнейших механизмов, обеспечивающих эффективность управления государством [Халиков: 60-61]
В этой связи возникает вопрос о факторах, влияющих на эффективность функционирования этого сложнейшего механизма. Может ли выступать в качестве фактора, влияющего на эффективность деятельности государственных гражданских служащих, компромисс, если рассматривать его как социальное явление, которое обеспечивает согласованное взаимодействие субъектов государственного управления в системе государственной службы?
Отвечая на данный вопрос следует подчеркнуть, что проблематика компромисса стала объектом пристального внимания ученых, прежде всего среди социологов и психологов, сравнительно недавно. Некоторые исследователи, к примеру, считают ХХ1 век, веком компромиссов. И это не случайно. В выступлениях Президента РФ В.В. Путина и Докладе Группы высокого уровня «Альянс цивилизаций» говорится о начале формирования важнейшего нового направления в общественных науках и практиках: концепции, методологии, технологии, институты, процедуры и механизмы объединения толерантности, диалога, культуры мира, культуры безопасности, культуры компромисса, высоких гуманитарных технологий, конценсуса в новую науку - культуру компромисса, «компромиссологию» [Кузнецов: 30].
Рассматривая культуру компромисса как одного из новых направлений в общественных науках, попытаемся выяснить сущность этого социального явления. Компромисс происходит от лат. compromissum - согласие, единодушие, согласованность и трактуется как наличие между двумя и более индивидами сходных познавательных и поведенческих ориентаций, позволяющих им установить взаимопонимание или взаимодействие в коллективном отношении. Например, в словаре Даля
понятие компромисс раскрывается через такие ключевые категории как согласие, сделка, взаимные уступки, а в новейших словарях русского языка понятие компромисс трактуется как «соглашение между противоположными мнениями, направлениями и т.д., достигнутое путем взаимных уступок» [Словарь...: 344].
Так или иначе компромисс - это согласие значимого большинства всякого сообщества относительно каких-то важных сторон общественной жизни, выражающихся в согласованных действиях людей, обеспечивающих существование и функционирование этого сообщества. Поскольку та или иная степень согласия в действиях субъектов общественных отношений необходима для любой формы социального общения, то проблема компромисса возникает практически всегда и является центральной для большинства теоретических разработок современной западной и отечественной науки.
Анализ библиографических источников по данной проблематике показал, что процесс накопления знаний о сущности компромисса идет главным образом в гуманитарных науках. Однако следует признать, что отечественные исследователи, полагаясь на зарубежный опыт, пытаются сосредоточить внимание на абстрактно-теоретическом характере данного явления, поскольку рассматривают компромисс лишь как средство достижения цели. Видимо это связано с тем, что в нашем обществе долгое время превалировало представление об одномерности социальной жизни общества и сегодня оно еще продолжает существовать.
На наш взгляд, следует особое внимание обратить на осмысление компромисса в его онтологическом, широком смысле. Это означает рассмотрение компромисса как принципа, который подразумевает распространение его не только на сферу взаимодействия отдельных индивидов, но и широких социальных масс. Этот подход позволит исследовать компромисс в диалектическом единстве как в ситуации конфликта, так и партнерства. В ситуации конфликта компромисс может выступать как технология разрешения противоречий. Следует признать, что в социальных отношениях, где активная роль принадлежит индивидам, нередко встречается попытка разрешить противоречия путем доведения их до конфликта и устранить, таким образом, одну из противоположностей. Такая практика, на наш взгляд, неприемлема. Компромиссу не свойственно устранение противоположности как таковой, здесь идет процесс поиска конценсуса, согласия. Но и нахождение всеобщего идеального единства взглядов тоже практически невозможен. Отсюда становится очевидным необходимость осмысления понятия «компромисс» как емкой и универсальной категории, позволяющий в практическом плане добиться положительного результата. Хотя в научной литературе можно встретить трактовку понятия компромисс и в узком смысле слова. Чаще всего в этом смысле компромисс понимается как стиль поведения в конфликтной
ситуации, как один из основных способов разрешения конфликтов, означающий урегулирование разногласий на основе взаимных уступок, частичного удовлетворения интересов противостоящих сторон [Управление организацией...: 716-717].
Здесь речь идет о согласовании принципов, правил и механизмов, регулирующих разрешение конкретных конфликтов. В данной трактовке компромисс рассматривается как метод разрешения конфликтных ситуаций.
Интересен, на наш взгляд, позиция К.Р. Поппера, австрийского и британского философа и социолога, который рассматривал компромисс с разных сторон:
• компромисс как «разумный метод» (в контексте обсуждения наиболее общих проблем управления обществом);
• компромисс как «метод частных социальных решений» или «постепенная реформа» (в контексте рассмотрения основных подходов к общественному переустройству);
• компромисс как «демократический метод» (в контексте исследования соотношения насильственных и ненасильственных средств в политической борьбе).
По мнению ученого, «... из конфликта существуют только два выхода. Один состоит в том, чтобы использовать эмоции и, в конечном счете, насилие, а другой - в использовании разума, беспристрастности, разумного компромисса» [Поппер: 273].
Поппер справедливо полагал, что в «деле управления обществом», в регулировании и разрешении конфликтов необходимо использовать методы, основанные на разуме. Таким методом он выбрал именно компромисс, который может и должен быть использован в качестве способа управления общественными процессами, а также средства регулирования и разрешения конфликтов [Поппер].
Таким образом, Поппер демонстрирует технологический подход к компромиссу, хотя, как мы уже отмечали, это понятие гораздо шире и носит универсальный характер. Об этом кстати пишет Г.Саймон, когда исследует принцип достижения удовлетворительного результата и придает ему универсальный характер. По его мнению, «человек -удовлетворяющееся живое существо, которое решает проблему путем поиска, исследования, для того, чтобы удовлетворить определенный уровень устремлений, а не максимизирующее существо, которое при разрешении проблемы пытается найти наилучшую (на основе определенного критерия) альтернативу» [Саймон: 71 ].
Этот поиск приводящий к удовлетворительному результату и есть компромисс. Для системы государственной службы Саймон интересен и тем, что выдвинул модель «административного человека», в которой управленец на основе известной информации стремится найти не
оптимальное, а лишь удовлетворительное решение проблемы. Такое решение как правило принимается не отдельным человеком, а группой людей, которые ставят перед собой неодинаковые цели и преследуют разные интересы. Компромисс как раз и представляет собой принятие рационального решения, имеющего не строго определенный, но лишь удовлетворяющий стороны результат. Конфликты и расхождения, в процессе поиска взаимоприемлемого решения, возникают неизбежно, поэтому их пытаются смягчить путем принятия компромисса. В системе государственной службы состояние конфликтности исследователи изучают через призму конфликта интересов.
Проблема конфликта интересов на государственной службе актуализировалась в зарубежной и российской науке с конца ХХ века в связи с распространением коррупции, которая была осознана общественным мнением и учеными как глобальная проблема, представляющая серьезную опасность для правового государства, прав человека, справедливости, в том числе и социальной, стабильности демократических институтов и нравственных устоев общества [Рекомендация].
Если конфликт в организации может рассматриваться, как считает конфликтолог В. Н. Шаленко, как «препятствие, возникающее при столкновении позиций двух разно ориентированных и целенаправленных социальных систем в рамках организации» [Шаленко: 4], то конфликт интересов в государственной службе, представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интереса других лиц, способное привести к причинению вреда таким законным интересам. Однако в том и другом случае в основе конфликта лежит противоречие, которое препятствует эффективной деятельности и требует своего разрешения.
Материалы социологических исследований свидетельствуют о том, что причинами конфликта интересов в государственной гражданской службе чаще всего бывает:
- размытость границ должностных полномочий - 46,5%;
- постоянные реорганизации в системе государственной службы -44,7%;
- низкое денежное содержание государственных служащих - 41,9%; - нравственный климат в обществе - 31,2%;
- служебное поведение руководителей - 28,4%;
- -отсутствие механизма эффективного контроля за доходами и имуществом чиновников - 16,7% [11].
Таким образом, конфликт интересов это, прежде всего, ситуация, с которой нормы права связывают определенные правовые последствия. Более того, это ситуация, в которой присутствует в обязательном порядке личная заинтересованность. Наконец, необходимым условием конфликта интересов является возможное влияние государственного служащего на исполнение должностных обязанностей. Эти обязанности, как правило, определяются должностной инструкцией, но могут быть законодательно определены, например, по отдельным видам руководящих должностей. Более того, конфликт интересов должен приводить к противоречиям между личным интересом государственного служащего и интересами иных участников общественных отношений, способных привести к причинению вреда их интересам [Актуальные проблемы...: 84]. Безусловный интерес представляет и профилактика конфликтов. Социологические опросы показали, что наиболее действенными мерами по урегулированию конфликтов является компромисс (на это указало 46,9% из числа опрошенных респондентов).
Однако компромиссы возникают не только в условиях конфликта, но и в обычной рабочей обстановке партнерских отношений, когда осуществляется поиск наиболее оптимального управленческого решения. Об этом свидетельствуют материалы социологических исследований. Так на вопрос о том, существуют ли компромиссы в партнерских отношениях в органах государственной и местной власти в области реализации государственной кадровой политики, утвердительно ответили 39,6% из числа опрошенных респондентов. Социологический опрос позволил выявить и ситуации, в которых чаще всего возникает компромисс:
- 14,0% из числа опрошенных респондентов указали на ситуацию выбора;
- 10% - отметили ситуацию соперничества;
- 20,7% - указали на ситуацию конфликта;
- 20,7% - сослались на ситуацию партнерства;
- 32,6% - указали на ситуацию поиска решения проблемы [Турчинов, Магомедов, Каноненко: 90-91
Как видно из материалов исследования, компромисс возникает в одинаковой степени часто, как в условиях конфликта, так и в условиях партнерства. Надо сказать, что компромисс тесно связан с партнерством, поскольку социальное партнерство является условием и следствием компромисса. Остановимся на рассмотрении толкования российскими учеными этого феномена: «это такое отношение между классами, социальными общностями с различными социально-экономическими интересами, при котором не преследуется цель сближения или, скажем, полного совмещения этих интересов, что само по себе невозможно. Однако частично, в отдельных аспектах достигается определенный - а точнее, оптимальный - баланс в реализации этих интересов» [Киселев,
Смольков:11]. Можно утверждать, что партнерство, влияет на эффективность деятельности государственной службы. Доказательством этого является практика управленческой деятельности, из которой следует, что социальное партнерство создает условия бесконфликтной реализации бюрократических интересов государственных служащих. Но этому способствует компромисс, позволяющий перейти от конфронтации к консенсусу. Другими словами, компромисс выступает и как средство достижения социального партнерства.
Обращаясь к материалам социологического исследования, мы находим подтверждение того, что именно компромисс снимает социальное напряжение и приводит к полному или частичному разрешению противоречий. В этом уверены 30,7% из числа опрошенных респондентов [Турчинов, Магомедов, Каноненко:91]. Таким образом можно утверждать, что компромисс, в данном случае, является тем коммуникативным инструментом, который позволяет в результате переговорного процесса перейти от конфликта к партнерству. Однако этот переход не так прост, как кажется на первый взгляд, поскольку компромисс является многоэтапным процессом.
В теоретических изысканиях сущности компромисса на это обратил внимание член-корреспондент, доктор социологических наук, профессор В.Н.Кузнецов. Он в частности, указывает на существование трех стадий компромисса: до компромиссная стадия, собственно компромисс и после компромиссная стадия. Он также подчеркивает, что для понимания новых подходов к формированию методологии и теории компромисса, для понимания стадии собственно компромисса, важно рассмотреть характер изменений в трактовке рисков, а соответственно предотвращения и безопасности [Кузнецов: 233].
Дело в том, что каждая стадия компромисса отличается тем, что субъект компромисса, имея свою стратегическую цель, ценности, мировоззрение и т.д. всегда стоит перед рациональным выбором. На каждой стадии компромисса индивид выбирает. Так, на до компромиссной стадии индивид стоит перед выбором: идти ему на компромисс или нет. В этом случае определяющими факторами в принятии решения являются: интересы субъекта, его мировоззрение, ценностная ориентация. Именно на этом этапе осуществляется окончательный выбор. Если все-таки компромисс отвергается, то возникает ситуация бескомпромиссности. Поскольку нас интересует государственная служба, то здесь субъектами государственного управления являются чиновники разных уровней, которые взаимодействуют между собой. Интересы их могут не совпадать, хотя они делают общее дело, но именно в этот момент осуществляется поиск компромисса. На до компромиссной стадии, как правило, закладываются стратегические цели субъектов государственного управления. Затем следует собственно сама стадия компромисса, на
которой в результате уступок и соглашений находится консенсус. На этой стадии особое значение придается вероятным рискам, императивам реагирования и предвидения, на которые указывает В.Кузнецов в своей книге «Социология компромиссов». Он в частности пишет «Совместный анализ свойств, предотвращения, опережения и рисков, позволяет отметить глубокую взаимосвязь компромиссного и рискованного в современной жизни» [Кузнецов: 236].
Для анализа содержательной стороны компромисса он предлагает сетевой подход, как наиболее продуктивный в социологическом измерении. «Сетевой подход к анализу феномена «компромисс» обуславливает особую значимость именно социологического анализа процессов и механизмов, так как только их исследование формирует возможность регулирования компромиссного, управления ими» [Кузнецов: 237].
Действительно, на стадии компромисса возникают определенные отношения между несколькими субъектами и объектами компромисса, образуя, таким образом, определенный тип общественных отношений. Именно на этой стадии запускается сам механизм компромиссности. Здесь происходит своеобразное «очеловечивание» компромиссности как процесса, характеризующего относительно устойчивую совокупность изменений с пространственно-временной конкретизацией [Кузнецов: 238].
На стадии компромисса можно наблюдать со всей полнотой взаимодействие субъектов компромисса в управленческой сфере, их действия приобретают социальную окраску, субъекты компромисса начинают коммуницировать друг с другом, определенным образом вести себя, т.е. здесь уже происходит формирование компромиссного мышления и как следствие компромиссного поведения. Можно ли утверждать, что компромиссное поведение в настоящее время получает предпочтение как результативный способ достижения цели? Скорее всего да, поскольку информационное пространство в наше время глобализируется, технологии обработки информации совершенствуются и потребителю предоставляется широкий простор выбора. А это значит всегда будет место для поиска и принятия компромиссного решения. Но для государственного служащего компромиссное поведение не всегда гарантирует положительный результат, поскольку принятие управленческого решения на государственном уровне сопряжено с императивом нравственности, который предполагает бескомпромиссное поведение государственного служащего.
ИСТОЧНИКИ
Актуальные проблемы функционирования и развития государственной гражданской службы Российской Федерации, М. 2017.
Халиков М.С. (2018). Государственная служба как субъект государственного управления. Труд и социальные отношения №2.
Кузнецов В.Н. (2007). Социология компромисса. М.
Словарь иностранных слов в русском языке. URL: Ozon.ru. С. 344.
Управление организацией: энциклопедический словарь// под ред. А.Г. Поршнева, А.Я. Кибанова. М.: Инфра-М, 2001. С. 716-717.
Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. М., 1992. Т. 2. С. 273.
Саймон Г.А. (1995). Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении//Теория фирмы. СПб., С. 71.
Рекомендация NR10 (2000) Комитета министров Совета Европы о кодексах поведения для государственных служащих (принята на 106-й сессии Комитета министров 11 мая 2000 года) //http://docs.cntd.ru/document/901802716
Шаленко В.Н. (1992). Конфликты в трудовых коллективах. М..
Актуальные проблемы государственной и муниципальной службы: Сборник научных трудов/под ред. К.О. Магомедова. М., 2010.Выпуск 7.С.84
Турчинов А.И., Магомедов К.О., Каноненко Т.А. (2011). Социологический анализ проблем кадровой политики и управления персоналом в российских организациях. М., С.90-91.
Киселев В.Н., Смольков В.Г. (2002). Социальное партнерство в России. 2изд., М.: Экономика.
Шарков Ф.И. Информационно-коммуникационная парадигма развития российской государственности//Коммуникология. 2014. Т. 3. № 1. С. 111-118.
Global Knowledge (2008). "Methods of Dealing with Conflict. Part II". PM Hut. Margalit, Avishai. On Compromises and Rotten Compromises (Princeton University Press, 2009).
Gutmann, Amy, and Dennis Thompson (2012). The Spirit of Compromise (Princeton University Press.
Thompson, Leigh; Hastie, Reid (October 1990). "Social perception in negotiation". Organizational Behavior and Human Decision Processes. 47 (1): 98123. doi:10.1016/0749-5978(90)90048-e. 2014.
Opricovic, Serafim. (2009). "A Compromise Solution in Water Resources Planning". Water Resources Management, Vol. 23. No 8. P. 1549-1561.
TRADE-OFFS IN THE PUBLIC SERVICE Manir S. Khalikov
Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Annotation.
This article is dedicated to the study of compromise as one of the social factors, affecting the authority of the state service. Compromise is a widespread social phenomenon both in social life and in communication practice at all levels of management environment, including state service, though staying underexplored on the part of social sciences. The importance of reasoning the compromise itself is particularly emphasized within the study. The author suggests considering it in broad sense as a principle, extending not only to interaction of certain individuals, but also to people at large.
Key words: compromise, state service, social phenomenon, agreement, mutual concessions, conflict situation, conflict of interests, atmosphere of partnership, stages of compromise, uncompromising stand.
For citation: Khalikov M.S. Trade-offs in the public service//Communicology: electronic scientific journal. 2018. Vol. 3. No. 4. P.6-16.
Inf. about the authors: Khalikov Manir Saidovich, Dr. Sc. (Soc.), professor of academic department of human resources of the Institute of State Service and Human Resources of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Received: 12 10.2018. Accepted: 18.12.2018.
References
Current problems of State and Municipal Service: Digest of scientific articles/ K.O.Magomedov. M., 2010.Issue 7. P.85. (In Rus.).
Current problems of functioning and developing of state civil service in Russian Federation. M.2017. (In Rus.).
Currentproblems of Stateand Municipal Service: Digest of scientific articles/ K.O.Magomedov. M., 2010.Issue 7. P.84. (In Rus.).
Dictionary of foreign words in Russian. URL: Ozon.ru. (In Rus.).
Global Knowledge (2008). "Methods of Dealing with Conflict. Part II". PM Hut. Margalit, Avishai. On Compromises and Rotten Compromises (Princeton University Press, 2009).
Gutmann, Amy, and Dennis Thompson (2012). The Spirit of Compromise (Princeton University Press.
Khalikov M. S. (2018). Civil Administration as a subject of State Management. (In
Rus.).
Kisselev V.N., Smolkov V.G.Socaial partnership in Russia - 2 -nd edition., M.:Economics, 2002. (In Rus.).
Kouznetsov V.N. (2007). Compromise Sociology. M. P.30. (In Rus.).
Opricovic, Serafim. (2009). "A Compromise Solution in Water Resources Planning". Water Resources Management, Vol. 23. No 8. P. 1549-1561.
Popper K. Open society and its enemies. In 2 vol. M., 1992. Vol. 2. P. 273. (In Rus.).
Recommendation of NR(2000)10 of Minister Chamber of European Counci labout behaviorrules for state executives (adopted on 106-th session of Minister Chamber on May 11, 2000) //http://docs.cntd.ru/document/901802716 (In Rus.).
Saimon G.A. (1995). Theory of decision making in Economical theory and inbehavior//Theory of a firm. St.Petresburg. (In Rus.).
ShalenkoV.N..Conflicts in workteams. M.. 1992. P.4. (In Rus.).
Sharkov F.I. Information and communication paradigm of the Russian state//Communicology. 2014. Vol. 3. No 1.P. 111-118. (In Rus.).
Thompson, Leigh; Hastie, Reid (October 1990). "Social perception in negotiation". Organizational Behavior and Human Decision Processes. 47 (1): 98123. doi:10.1016/0749-5978(90)90048-e. 2014.
Tourchinov A.I., Magomedov K.O., KanonenkoT.A. Sociological Analysis of personnel policy and work for cemanagementin Russian companies. M.,2011. (In Rus.).
Upravlenie organizatsiey encyclopaedia// A.G.Porshnev, A.J. Kibanova. M., Infra-M, 2001. C. (In Rus.).
Work process and social relations №2. P.60-61. (In Rus.).
ИНТЕЛЛЕКТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА САМОРЕАЛИЗАЦИЮ
ЛИЧНОСТИ
Ткач Е.А.
Муниципальное образовательное учреждение гимназия №4, Лыткарино, Московская область, Российская Федерация
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема оценки уровня интеллектуального развития, традиционно занимающая центральное место среди проблем психологической диагностики. Актуальность данной темы исследования заключается в том, что с конца XIX века для оценки интеллекта человека используются стандартизированные психологические тесты, основанные на вычислении коэффициента интеллектуальности Но стоит отметить, что развитие и работа
интеллекта зависят от влияния целого ряда факторов, что не входит в компетенцию стандартизированного теста на 1^.В современном мире ^ становится показателем всех интеллектуальных данных человека, что не является правдой. Цифра, число, результат теста определяют будущее человека. Это неправильно. Полагаю, что - это не полноценный показатель интеллекта, а всего лишь часть огромной головоломки. Данная работа позволяет выявить особенности, теоретическую и практическую значимость изучения мышления человека, его интеллекта, возможностей и способностей, и соотнести их с проблемой самореализации личности. Представленная статья может быть использована всеми возрастными категориями для корректировки самооценки и создания индивидуальной стратегии развития личности в рамках формирования «я - концепции».
Ключевые слова: интеллект, типы интеллекта, понятие 1^, историко-психологический анализ, взаимосвязь личностных достижений,
историко-логический анализ, исследование, «я-концепция», программа.
Для цитирования: Ткач Е.А. Интеллект и проблемы его влияния на самореализацию личности//Коммуникология: электронный научный журнал. 2018. Том 3. №4. С. 16-39.