Научная статья на тему 'КОМПРОМИСС В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ: ПОТСДАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ'

КОМПРОМИСС В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ: ПОТСДАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1099
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА / ДИПЛОМАТИЯ / КОМПРОМИССЫ / МЕЖДУНАРОДНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ / ПОТСДАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вагапова Фирдаус Габдуллазяновна, Вагапов Ренат Наильевич, Устинкин Сергей Васильевич

Высшей целью Потсдамской конференции 1945 г. было достижение мира во имя стабильности и безопасности планеты после завершения Второй мировой войны. Компромисс как метод политического действия использовался лидерами стран-победительниц, интересы которых частично совпадали и частично сталкивались. Но «Большая тройка» еще не находилась в жестко антагонистических отношениях, поэтому компромисс достигался путем взаимных уступок. Конструктивный характер международно-политического компромисса отражается в итогах Потсдамской конференции: это создание Совета министров иностранных дел, решение германской проблемы, польского вопроса, вопроса о репарациях, о допуске в ООН бывших союзников Германии, заключение мирных договоров между государствами с разным политическим строем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Вагапова Фирдаус Габдуллазяновна, Вагапов Ренат Наильевич, Устинкин Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPROMISE IN INTERNATIONAL POLITICS: THE POTSDAM CONFERENCE

The ultimate goal of the 1945 Potsdam Conference was to achieve peace for the stability and security of the planet after the end of World War II. The leaders of the victorious countries, whose interests partially coincided and partially collided, used compromise as a method of political action. However, the Big Three were not yet in a rigidly antagonistic relationship, so they reached a compromise through mutual concessions. The constructive nature of the international political compromise is reflected in the results of the Potsdam Conference: they are the creation of the Council of Foreign Ministers, the solution of the German problem and the Polish question, the agreement on reparations, admission of Germany's former allies to the UN, conclusion of peace treaties between states with different political systems.

Текст научной работы на тему «КОМПРОМИСС В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ: ПОТСДАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ»

Экспертиза

УДК: 327

ВАГАПОВА Фирдаус Габдуллазяновна — кандидат филологических наук, доцент кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета (420008, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Пушкина, 1/55, корп. 312; yaktashlar@mail.ru)

ВАГАПОВ Ренат Наильевич — кандидат политических наук, советник отдела профилактики экстремизма на религиозной почве управления мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений Федерального агентства по делам национальностей России (125039, Россия, г. Москва, Пресненская наб., 10, стр. 2; renariov@gmail.com)

УСТИНКИН Сергей Васильевич — доктор исторических наук, профессор; директор Приволжского филиала ФНИСЦРАН(603000, Россия, г. Нижний Новгород, Холодный пер., 4); начальник международной междисциплинарной научно-исследовательской лаборатории изучения мировых и региональных социально-политических процессов Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (603155, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а); научный руководитель Высшей школы международных отношений и мировой политики Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а; sv.ustinkin@gmail.com)

КОМПРОМИСС В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ: ПОТСДАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Аннотация. Высшей целью Потсдамской конференции 1945 г. было достижение мира во имя стабильности и безопасности планеты после завершения Второй мировой войны. Компромисс как метод политического действия использовался лидерами стран-победительниц, интересы которых частично совпадали и частично сталкивались. Но «Большая тройка» еще не находилась в жестко антагонистических отношениях, поэтому компромисс достигался путем взаимных уступок. Конструктивный характер международно-политического компромисса отражается в итогах Потсдамской конференции: это создание Совета министров иностранных дел, решение германской проблемы, польского вопроса, вопроса о репарациях, о допуске в ООН бывших союзников Германии, заключение мирных договоров между государствами с разным политическим строем.

Ключевые слова: международная политика, дипломатия, компромиссы, международно-политические коммуникации, Потсдамская конференция

Обращение к результатам итогов Потсдамской (Берлинской) конференции), которая насчитывает более чем 75-летнюю историю опыта взаимодействия стран с разным политическим устройством после Второй мировой войны, является, на наш взгляд актуальным. Можно сказать, что Потсдамская конференция - это всецело конференция компромисса, где компромисс является методом, инструментом, технологией, орудием согласия.

Использование компромисса как метода выбора политического действия возможно в том случае, если участники решения не находятся друг с другом в резко отрицательных взаимоотношениях, т.е. когда их интересы частично совпадают и одновременно частично сталкиваются1.

В Толковом словаре Д.Н. Ушакова дается такое определение компро-

1 Политический компромисс: взгляды западных политологов на данную проблему. Доступ: https://megalektsii.ru/s49105Ш.htmI (проверено 21.07.2021).

мисса: (лат. compromissum - соглашение (книжн.). Соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-нибудь интересов, стремлений1.

Понятие «компромисс» вызывает большой интерес у исследователей потому, что, несмотря на разнонаправленность определений, они отождествляют компромисс с эффективной стабильностью, равновесием, преемственностью, сбалансированной социальной структурой, политической демократией... Взаимная отчужденность и непонимание цельности картины мира девальвировали компромисс как форму международной политической коммуникации [Рахматов 2009].

Показательно, что из последнего издания многотомной американской Энциклопедии социальных наук исчезла статья о компромиссе. Между тем в энциклопедии, вышедшей в 30-е гг. ХХ столетия, содержалась интересная трактовка компромисса: «Компромисс, - писал видный американский политолог Г. Лассуэлл, - это способ решения конфликтов, в котором все партии соглашаются отказаться от некоторых своих требований или уменьшить их». Политический компромисс у Лассуэлла - инструментальное средство достижения практических соглашений между субъектами политической борьбы2.

Свое видение компромисса сформулировал Ю. Хабермас, настаивающий на разделении инструментального и коммуникативного действия. Ю. Хабермас показал, что коммуникативное действие ориентировано на взаимопонимание. По Хабермасу, «консенсус в диалоге возможен только при условии обобщения интересов его участников. Однако нельзя забывать, что в случае политического диалога аргументируют не только от знания-компетенции, но также от власти-интереса. Вопрос, стало быть, в том, как понимать достигаемые в диалоге обобщения» [Хабермас 2007].

Сходное определение можно найти у В.И. Ленина в статье «О компромиссах»: он называет компромиссом в политике уступку некоторых требований, отказ от части своих требований в силу соглашения с другой партией. «Сторонник пролетарской революции может заключать компромиссы или соглашения с капиталистами. Все зависит от того, какое соглашение и при каких обстоятельствах заключается. В этом и только в этом можно и должно искать разницы между соглашением, законным с точки зрения пролетарской революции, и соглашением предательским, изменническим (с той же точки зрения). <...> Нельзя зарекаться от компромиссов»3. «Компромисс должен быть выгоден как коммунистам, так и тем классам и партиям, которым он предлагается. Это, скажем так, вопрос взаимных интересов»4.

«О компромиссах» представляет собой начало незаконченной статьи Ленина, в которой он остановился на определении «политического компромисса». Но целостная теория политической стратегии и тактики и определение политического компромисса были изложены и более подробно развиты Лениным в его книге «Детская болезнь "левизны" в коммунизме».

В.И. Ленин четко определяет границы политических компромиссов, подчеркивая, с одной стороны, «безусловную необходимость... для коммунистиче-

1 Толковый словарь Д.Н. Ушакова 1935- 1940. Словари и энциклопедии на Академике. Доступ: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/838366/КОМПРОМИСС (проверено 21.07.2021).

2 Лассуэлл Г Энциклопедия социальных наук. Нью-Йорк. 1934; Энциклопедия социальных наук (под ред. А. Купера, Д. Купер). Нью-Йорк: Routledge. 2005.

3 Ленин В.И. О компромиссах. Доступ: http://www.revarchiv.narod.ru/vladimilitch/ leшn40/o_kompromissah.html (проверено 21.07.2021).

4 Газета «Правда» о статье В.И. Ленина «О компромиссах». Доступ: https://kprf.ru/history/ party/168326.html (проверено 21.07.2021).

ской партии прибегать к лавированию, соглашательству, компромиссам». Но к компромиссам не ради компромиссов, не как к самоцели, а исключительно - и это самое главное! - ради «повышения, а не понижения, общего уровня... революционности, способности к борьбе и к победе»1.

Именно потому советские коммунисты в целом и советские дипломаты в частности (причем как первого - чичеринского, так и второго - молотов-ского и последующего - громыкинского поколений) и добивались поистине фантастических по современным меркам результатов в, казалось бы, абсолютно неблагоприятных международных ситуациях, что в своей практической деятельности руководствовались ленинскими положениями о том, что есть вопросы, где можно уступить ради главного результата, а есть такие, где уступать нельзя ни в коем случае2.

В обобщенном (обыденном) понимании политический компромисс представляет собой некоторую договоренность, к которой после переговоров приходят две стороны или более, имеющие несхожие позиции по обсуждаемым вопросам и делающие взаимные уступки ради достижения согласия.

Политические компромиссы могут носить позитивный (конструктивный), негативный (деструктивный) и неоднозначный (обоюдоострый) характер. Конструктивный характер компромисс имеет в тех случаях, когда он означает устранение угрозы разрастания широкого конфликта в обществе или на международной арене либо является оптимальным в данных условиях политическим решением, либо представляется одной из нескольких приемлемых альтернатив.

Деструктивный характер имеет компромисс мнимый, игнорирующий сложившиеся политические реалии и ведущие тенденции политического развития, а также компромисс, явившийся результатом самообмана заключивших его политиков.

Обоюдоострый характер носит компромисс, консервирующий имеющиеся противоречия, и компромисс как тактическая уловка; оценка этих двух видов компромисса как конструктивных или деструктивных зависит от конкретных политических последствий их реализации3.

В рамках внешнеполитической субструктуры СМО конфронтационные связи образуют конфликтные процессы, кооперативные - процессы сотрудничества, а нейтральные - переговоры [Война и конфликт... 2009: 113]. В таких ситуациях оказывается возможным принять компромиссное политическое решение, которое не гарантирует ни одной из сторон выполнения их полных требований, но обеспечивает реализацию консолидированной или высшей цели.

Если говорить о результатах и итогах Потсдамской конференции, которая прошла с 17 июля по 2 августа 1945 г., то этой высшей целью было достижение мира, стабильности и безопасности планеты. Лидеры «Большой тройки», отодвигая на задний план личные амбиции, осознавали всю меру ответственности перед миром в принятии адекватного аргументированного международно-политического решения.

Выбор места проведения Потсдамской конференции в освобожденном советскими войсками Берлине в Советской оккупационной зоне был компро-

1 Ленин: революционер, мыслитель, человек. Доступ: http://Ienmism.su/works/79-tom-40/622-about-compromisse.htmI (проверено 21.07.2021).

2 Черковец О. Ленинское учение о компромиссах. Доступ: https://maxpark.com/ community/129/content/7129328 (проверено 21.07.2021).

3 Толчинский Б. Политический компромисс. Доступ: https://boristoIchinsky.ru/ poИticheskij-kompromiss/ (проверено 21.07.2021).

миссом - как признание заслуг и вклада Советского Союза и его армии в разгром фашизма и освобождение народов Европы от нацистов.

Конференция в Потсдаме (кодовое название - «Терминал») была встречей победителей фашистской Германии и ее союзников. Лидеры антигитлеровской коалиции - И.В. Сталин, Г. Трумэн, У. Черчилль и сменивший британского премьер-министра в ходе конференции К. Эттли - собрались в пригороде столицы разгромленного Третьего рейха, чтобы заложить основы послевоенного мира. Их сопровождали министры иностранных дел трех правительств - В.М. Молотов, г-н Д.Ф. Бирнс и г-н А. Иден, начальники штабов и другие советники1.

Потсдамская конференция как конструктивный компромисс однозначно положительно оценена в историческом плане, т.к. достигнуты практические соглашения между субъектами политической борьбы. Основными ее результатами были: создание Совета министров иностранных дел, решения по германской проблеме, польскому, югославскому вопросам, по вопросу о репарациях и допуске в ООН бывших союзников фашистской Германии, заключение мирных договоров.

Польский вопрос был одним из наиболее важных вопросов во взаимоотношениях между союзными державами. Обращает на себя внимание то, что острые споры и дискуссии шли по двум проблемам: а) формированию польского правительства; б) послевоенным границам Польского государства [Гришин 2017: 9].

Профессор Я.Я. Гришин, основываясь на материалах рассекреченных и опубликованных документов польской политики, на мемуарной и монографической литературе, присоединяется к исследователям, стремящимся к объективному освещению внешней политики Польши [Гришин 2020: 7].

При формировании нового правительства Польши У. Черчилль видел в своих планах прозападное правительство, основу которого составляло бы лондонское эмигрантское правительство Польши и которое было крайне негативно настроено против СССР. Ранее, на Ялтинской конференции в начале 1945 г. это мнение выдвигал и Рузвельт. В Потсдаме за польское правительство в изгнании выступали дуэтом американский президент Гарри Трумэн и британский премьер-министр Уинстон Черчилль. Однако Сталин твердо отстаивал позицию, что в Польше должно быть правительство национального единства, куда могут войти и представители лондонского правительства, но лояльно настроенные к СССР. Так, Станислав Миколайчик от лондонского правительства вошел в него, а затем и участвовал в московских переговорах с И.В. Сталиным и польскими коммунистами по созданию временного правительства национального единства.

Политический компромисс Сталина привел к тому, что США и Англия после Ялты до Потсдамской конференции признали польское правительство национального единства. Более того, Америка и Великобритания обязывались оказывать поддержку временному правительству Польши и содействовать в передаче всех ценностей и имущества, которые находились под контролем правительства в изгнании. Это привело к тому, что конференция приняла решение о роспуске польского правительства в изгнании и защите интересов временного польского правительства.

Также были установлены новые границы Польши, которые вызвали продолжительные дебаты между членами «Большой тройки». В Ялте и Потсдаме Сталин поставил вопрос о том, что граница СССР должна проходить по линии

1 Берлинская (Потсдамская) конференция. - Энциклопедия Всемирной истории. Доступ: https://w.histrf.ru/articles/article/show/bierlinskaia_potsdamskaia_konfierientsiia_n (проверено 21.07.2021).

Керзона. Ни Черчилль, ни Рузвельт не были против, т.к. были исторические объективные основания для этого (об этом Уинстон Черчилль писал в своих воспоминаниях). Сталин считал, что т.к. по линии Керзона территория Польши урезается, то ей следует компенсировать это за счет земель, некогда захваченных Германией (северные и западные земли -Познань, Гданьск, Сопот). Польская территория должна быть приращена этими землями.

Г. Трумэн (США) и У. Черчилль (позднее, с 28.06.1945 г., на конференции вместо Черчилля Великобританию представлял Клемент Эттли) были против, но затем вынуждены были согласиться с мнением И.В. Сталина. Именно благодаря компромиссной позиции Сталина Польша обрела земли, захваченные Германией, получила через портовый город Гданьск выход к Балтийскому морю.

Заслуживает рассмотрения и результат международно-политического компромисса в решении вопроса по Югославии, на территории которой хотел закрепиться Черчилль. Однако там было развернуто мощное партизанское движение, сформированное коммунистом Броз Тито, из которого выросла Национально-освободительная армия. Она оттягивала немецкие войска, и в 1943 г. 1/3 территории Югославии была освобождена от фашистов. А в 1944 году уже 2/3 были освобождены собственными силами. Черчилль, желая закрепиться в Югославии, действовал исходя из своих интересов и поддерживал временное эмигрантское правительство Югославии в Лондоне под руководством Д. Михайловича и И. Шубашича. Он был заинтересован в сохранении прозападного эмигрантского правительства и предлагал ввести в новое правительство своих людей. Броз Тито предложил компромиссное решение: ввести Ивана Шубашича в качестве министра иностранных дел нового правительства Югославии. Шубашич обещал повлиять на западных союзников в целях оказания помощи Национально-освободительной армии, а также отказывался от ведения каких бы то ни было переговоров с коллаборационистом Д. Михайловичем.

Первое соглашение между сторонами носило компромиссный характер и было заключено 16 июня 1944 г. на о. Висе (Висское соглашение), на котором располагался верховный штаб Народно-освободительной армии (НОА) и партизанских сил Югославии. Подписание подобного соглашения, с одной стороны, должно было окончательно решить вопрос с двумя центрами движения сопротивления в Югославии (коммунистов и четников), а с другой -стать компромиссом между союзниками (Великобританией, США и СССР), оказывавшими помощь разным центрам сопротивления и поддерживавшими королевское правительство в Лондоне (Великобритания) и прокоммунистическое правительство на территории Югославии (СССР)1. В октябре 1945 г. Шубашич ушел со своего поста, когда стало окончательно ясно, что коммунисты не намерены делить власть с довоенными политическими партиями).

В решении вопроса о репарациях также использовался политический компромисс. На переговорах в Ялте в начале 1945 г., в которых участвовал Рузвельт, были достигнуты определенные согласования по территориям. В Потсдаме Трумэн и Черчилль решили подвергнуть ревизии и отменить прежние договоренности с СССР. В ходе продолжительных дискуссий между лидерами стран антигитлеровской коалиции было решено получать репарации по следующему

1 Соглашения между председателем Национального комитета освобождения Югославии (НКОЮ) И. Броз Тито и премьером югославского правительства в эмиграции И. Шубашичем. «Висское соглашение». - Энциклопедия Всемирной истории. Доступ: https://w.histrf.ru/articIes/articIe/show/tito_shubashicha_sogIashieniia_ 1944 (проверено 21.07.2021).

принципу: каждая из четырех оккупировавших Германию стран возмещала свои репарационные претензии только в своей зоне. Таким образом, Советский Союз не получил, что планировал, а под его ведение была определена восточная часть Германии, которая была слабой, экономически неразвитой. В данной ситуации компромисс в виде уступки западным странам по репарациям проявил Сталин. Однако, исходя из того, что СССР понес наибольший урон, Сталину и советской дипломатии удалось добиться того, чтобы из западных регионов оккупации Россия получала 15% изымаемого в них промышленного оборудования, давая взамен немцам необходимое продовольствие с территории, подконтрольной СССР. Также к Советскому Союзу отходил город Кенигсберг (ныне - Калининград), что было оговорено «Большой тройкой» еще в Тегеране, а также чтобы Москва получала репарации еще из соответствующих вложений Германии за рубежом - в Болгарии, Венгрии, Румынии, Финляндии и Восточной Австрии.

Международно-политический компромисс на Потсдамской конференции нашел свое отражение при заключении мирных договоров и допуске в ООН тех государств, которые были союзниками нацистской Германии в период Второй мировой войны (1939-1945), но потом порвали с ней и внесли свой вклад в борьбу с Третьим рейхом.

В частности, Италия была признана страной, которая в разгар войны внесла свою лепту в уничтожение фашизма. В связи с этим все стороны согласились принять ее в состав новообразованной Организации Объединенных Наций, созданной для поддержки мира и безопасности на всей планете. Однако Запад по отношению к Болгарии, Венгрии, Румынии, Финляндии проявил цинизм, отказывая этим странам во вхождении в ООН, т.к. они находились в «красной» зоне влияния. Но политическая заслуга Сталина и советских делегатов (В.М. Молотова, А.А. Громыко) состояла в том, что позиции этих стран не только отстояли, но были подписаны мирные договоры с ними, и они были приняты в ООН. В отношении Польши тоже были разногласия с Черчиллем, который не хотел принимать ее в ООН (в Ялте не было выполнено решение о временном правительстве), но в конечном итоге полякам оставили место в Соглашении для их подписи (все время, до 2 августа шло это решение). Польша вошла в состав ООН благодаря дипломатической выдержке И.В. Сталина как великого государственного деятеля, который выдержал политическую затяжку начала конференции (она началась не 15.06, а 17.07) со стороны Трумэна (который в то время ожидал результатов проекта по созданию атомной бомбы, чтобы диктовать свои условия).

По предложению британских дипломатов было достигнуто решение удовлетворить запросы о принятии в ООН стран, сохранявших в ходе войны нейтралитет.

В Австрии, оккупированной 4 странами-победительницами, был введен союзнический контрольный механизм, вследствие чего были основаны 4 зоны оккупации.

Сирия и Ливан обратились к ООН с просьбой о выводе с их территорий оккупационных войск Франции и Великобритании. В результате их просьбы были удовлетворены. Кроме этого, делегаты Потсдамской конференции рассмотрели вопросы, связанные с Югославией, Грецией, Триестом и другими регионами1.

Вопрос вступления СССР в войну с Японией также был политическим компромиссом. Президент США Теодор Рузвельт еще в Ялте об этом договари-

1 Интересные факты. Доступ: https://interesnyefakty.org (проверено 21.07.2021).

вался со Сталиным. В Потсдаме советский лидер подтвердил свое обещание начать войну против Японии не позднее трех месяцев после капитуляции Германии. Важно отметить, что Америка и Великобритания были крайне заинтересованы в том, чтобы СССР объявил войну Японии. Прибывшему в мае 1945 г. в Москву специальному представителю американского президента Г. Гопкинсу И.В. Сталин заявил: «Капитуляция Германии произошла 8 мая. Следовательно, советские войска будут находиться в полной готовности к 8 августа». Сталин был верен своему слову, и 8 августа 1945 г. народный комиссар иностранных дел СССР В.М. Молотов сделал японскому послу в Москве следующее заявление для передачи правительству Японии: «Учитывая отказ Японии капитулировать, союзники обратились к Советскому правительству с предложением включиться в войну против японской агрессии и тем самым сократить сроки окончания войны, сократить количество жертв и содействовать скорейшему восстановлению всеобщего мира. Советское правительство заявляет, что с завтрашнего дня, то есть с 9 августа, Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией»1.

В итоге Сталин выполнил обещание: советским войскам удалось всего за 3 недели (с 9 августа по 2 сентября 1945 г.) разгромить японцев, заставив их капитулировать. Так 2 сентября 1945 г. завершились две войны - Вторая мировая и советско-японская 1945 г. Фактическим результатом войны стал политический компромисс как инструмент соглашения в политике стран Запада и Советского Союза, в ходе которого был возвращен в состав СССР отторгнутый в 1905 г. Японией у России Южный Сахалин, присоединены принадлежавшие Японии с 1875 г. Курильские острова и были возобновлены арендные права на Квантдунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним (уступленные Россией Японии в 1905 г.)2. (Впоследствии, 14 февраля 1950 г. в Москве состоялось подписание Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР, при этом КВЖД, Порт-Артур и Дальний были Сталиным безвозмездно переданы «братскому» Китаю3.)

Ключевым международно-политическим компромиссом в Потсдаме было решение по германской проблеме. Политические условия обращения с Германией на послевоенный период, знаменитые четыре «Д» - демократизация, демилитаризация, денацификация и декартелизация, были легко согласованы между участниками конференции. Наибольшее внимание на Потсдамской конференции уделялось вопросам немецкого разоружения, демократизации и ликвидации любых проявлений нацизма. В Германии предстояло уничтожить всю военную промышленность и даже те предприятия, на которых теоретически могла изготавливаться военная техника или боеприпасы.

Одновременно с этим главы СССР, США и Великобритании обсудили вопрос относительно дальнейшей политической жизни Германии. После ликвидации военного потенциала стране предстояло сконцентрироваться на развитии сельскохозяйственного сектора и мирной промышленности для внутреннего потребления.

Союзники намеревались дать немецкому народу возможность подготовиться

1 Кемеров И. 8 августа 1945 года Советский союз объявил войну Японии. Доступ: https:// fishki.net/3052584-8-avgusta-1945-goda-sovetskij-sojuz-objaviI-vojnu-japonii.html (проверено 21.07.2021).

2 Советско-японская война (1945 г). - Энциклопедия Всемирной истории. Доступ: https://w. histrf.ru/articles/article/show/sovietsko_iaponskaia_voina_ 1945_gh_n (проверено 21.07.2021).

3 Подписано русско-китайское соглашение об аренде Россией у Китая Ляодунского п-ва с городами Порт-Артур и Дальний (сроком на 25 лет). Доступ: https://rusidea.org/25032803 (проверено 21.07.2021).

к тому, чтобы в дальнейшем осуществить «реконструкцию своей жизни на демократической и мирной основе». Политики пришли к единогласному мнению в том, чтобы не допустить возрождения нацизма, а также чтобы не дать Германии возможности когда-либо нарушить мировой порядок.

На Потсдамской конференции было утверждено, что вся верховная власть в Германии будет вестись под строгим контролем Советского Союза, Америки, Британии и Франции. Каждой из стран предоставлялась отдельная зона, которая должна была развиваться по оговоренным правилам.

Стоит заметить, что участники конференции рассматривали Германию как единое экономическое целое, стремясь создать такой механизм, который бы позволил контролировать различные отрасли: промышленность, аграрную деятельность, лесоводство, автотранспорт, коммуникации и т.д.1

Конференция в Потсдаме в первую очередь рассмотрела вопросы, связанные с мирным послевоенным устройством в Европе, в т.ч. вопрос о порядке подготовки мирных договоров с бывшими вражескими государствами. На данной встрече «Большая тройка» согласовала образование Совета министров иностранных дел (СМИД)2. Он был необходим для обсуждения послевоенного устройства Европы. Новообразованному Совету предстояло разработать мирные соглашения со странами-союзницами Германии. Стоит заметить, что в составе этого органа находились представители СССР, Британии, Америки, Франции и Китая.

Три правительства в духе взаимопонимания обсудили документ США по этому вопросу, а также некоторые поправки делегации СССР к документу и приняли решение об учреждении Совета министров иностранных дел (СМИД) «для проведения необходимой подготовительной работы по мирному урегулированию» и для обсуждения других вопросов, которые по соглашению между участвующими в Совете правительствами могут время от времени передаваться Совету. Совет учреждался из министров иностранных дел СССР, Англии, США, Франции и Китая, т.е. стран - постоянных членов Совета Безопасности. Первой и важнейшей задачей Совета министров было признано составление мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии. Кроме того, на Совет возлагалась подготовка «мирного урегулирования для Германии, с тем чтобы соответствующий документ был принят пригодным для этой цели правительством Германии, когда такое правительство будет образовано»3.

При подготовке проектов мирных договоров Совет министров должен был состоять из представителей тех держав, которые продиктовали условия капитуляции тому или иному государству. При подготовке мирного урегулирования с Италией Франция рассматривалась как подписавшая условия капитуляции Италии. Таким образом, исходя из принятого в Потсдаме решения, подготовку проекта мирного договора для Италии должны были провести министры иностранных дел СССР, США, Англии и Франции, проектов мирных договоров

1 Потсдамская конференция. Доступ: https://infonotes.ru/potsdamskaia-konferenciia/ (проверено 21.07.2021).

2 Создание Совета министров иностранных дел. 1945. Потсдамская конференция. - Международные отношения. ХХ век. Доступ: http://virezkipress.ru/dir/potsdamskaja_ konferencija_17_ijulja_2_avgusta_ 1945/sozdaшe_soveta_mmistrov_mostrannykh_del/133-1-0-234 (проверёно~21.07Г2021).

3 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XI: Действующие договоры, соглашения и конвенции, вступившие в силу между 22 июня 1941 года и 2 сентября 1945 года. М.: Госполитиздат. 1955. С. 122, 123.

для Болгарии, Румынии и Венгрии - министры иностранных дел СССР, США и Англии, а проекта мирного договора для Финляндии - министры иностранных дел СССР и Англии.

На Совет министров иностранных дел возлагалась также подготовка вопросов, связанных с проведением мирной конференции. Совет министров мог быть использован и для выработки предложений по урегулированию территориальных вопросов, возникших в связи с окончанием войны в Европе. Конференция оговорила, что остается в силе Крымское соглашение о периодических консультациях министров иностранных дел СССР, США и Англии. Европейская консультативная комиссия прекращала свою деятельность1.

Говоря о значении международно-политических компромиссов во время проведения Потсдамской (Берлинской) конференции (17.07-02.08.1945 г.) следует обратиться к ее итогам. Итак, был заключен ряд важнейших соглашений, где установлены нормы мира и безопасности в Европе, началась программа послевоенного периода развития Германии (знаменитые четыре «Д» - демократизация, демилитаризация, денацификация и декартелизация).

Лидеры стран-победительниц с различным социально-политическим строем сошлись на том, что межгосударственные отношения должны строиться на принципах независимости, равноправия и невмешательства во внутренние дела.

Современные эксперты выражают мнение, что эта конференция стала последней, где демонстрировалось военное сотрудничество и дипломатическая этика. «Потсдамская конференция была заключительной точкой во внешнем оформлении того мирового устройства, которое складывалось в годы Второй мировой войны. Для нее более характерно было решение германского вопроса. Но она стала и последней конференцией, которая демонстрировала военное сотрудничество. При том, что там присутствовал Гарри Трумэн, который считал, что с СССР сотрудничать нельзя. Потсдам стал переходным этапом от военного сотрудничества к выстраиванию взаимоотношений эпохи Холодной войны», - отметил заведующий кафедрой международных организаций и мировых политических процессов МГУ им. М.В. Ломоносова А. Сидоров2.

Конструктивный характер Потсдамской конференции состоял в том, что, несмотря на конфронтацию, которая получила развитие много позже Потсдама, сама конференция запомнилась значительным числом компромиссов. При условии учета исторической ценности международно-политических компромиссов в Потсдаме в деле выстраивания современной международной политики, думаем, международные отношения носили бы более конструктивный характер и имели сейчас больший успех. Тот порядок мироустройства, который достался от взаимоотношений держав-победительниц в Потсдаме, по сути, как наследство сохраняется и в наши дни, реализуясь в деятельности ООН и других межгосударственных соглашениях (хотя некоторые их положения носят уже формальный характер).

Список литературы

1 Берлинская (Потсдамская) конференция. - Энциклопедия Всемирной истории. Доступ: https://w.histrf.ru/articIes/articIe/show/bierIinskaia_potsdamskaia_konfierientsiia_n (проверено 21.07.2021).

2 Килина В. Эксперты: Конференция в Потсдаме - последняя, где демонстрировалось военное сотрудничество и дипломатическая этика. Доступ: https://www.nakanune.ru/ news/2015/07/16/22408008/ (проверено 21.07.2021).

Война и конфликт между государствами. 2009. - Современная мировая политика: прикладной анализ (отв. ред. А.Д. Богатуров). М.: Аспект Пресс. С. 113-117.

Гришин Я.Я. 2017. Польский вопрос в политике союзных государств в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) (по страницам документов). Казань: Яз. 376 с.

Гришин Я.Я. 2020. На пути к Декларации 24 января 1934 г. и национальной катастрофе. Казань: Грумант. 416 с.

Рахматов А.А. 2009. Политический компромисс как инструмент соглашения в политике: дис. ... к.полит.н. М. 181 с.

Хабермас Ю. 2007. Теории коммуникативного действия. - Вопросы социальной теории. Т. I. Вып. 1. С. 229-245.

VAGAPOVA Firdaus Gabdullazyanovna, Cand.Sci. (Philol.), Associate Professor of the Chair of International Relations, World Politics and Diplomacy, Institute of International Relations, Kazan (Volga Region) Federal University (bld. 312, 1/55 Pushkina St, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia, 420008; yaktashlar@mail.ru) VAGAPOV Renat Nail'evich, Cand.Sci. (Pol.Sci), Advisor to the Department for the Prevention of Extremism at Religious Grounds, Office for Monitoring Interethnic and Interfaith Relations of the Federal Agency for Nationalities of Russia (bld. 2, 10Presnenskaya Emb, Moscow, Russia, 125039; renariov@gmail.com)

USTINKIN Sergey Vasilyevich, Dr.Sci. (Hist.), Professor; Director of the Volga Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology, Russian Academy of Sciences (4 Holodny Lane, Nizhny Novgorod, Russia, 603000); Head of the International Cross-Disciplinary Laboratory for Studies of Global and Regional Sociopolitical Processes, Scientific Director of the Higher School of International Relations and World Politics, Dobroljubov State Linguistics University of Nizhny Novgorod (31a Minina St, Nizhny Novgorod, Russia, 603155);sv.ustinkin@gmail.com)

COMPROMISE IN INTERNATIONAL POLITICS: THE POTSDAM CONFERENCE

Abstract. The ultimate goal of the 1945 Potsdam Conference was to achieve peace for the stability and security of the planet after the end of World War II. The leaders of the victorious countries, whose interests partially coincided and partially collided, used compromise as a method of political action. However, the Big Three were not yet in a rigidly antagonistic relationship, so they reached a compromise through mutual concessions. The constructive nature of the international political compromise is reflected in the results of the Potsdam Conference: they are the creation of the Council of Foreign Ministers, the solution of the German problem and the Polish question, the agreement on reparations, admission of Germany's former allies to the UN, conclusion of peace treaties between states with different political systems.

Keywords: international politics, diplomacy, compromises, international political communications, Potsdam conference

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.