Научная статья на тему 'КОМПРОМИСС КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ'

КОМПРОМИСС КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
401
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПРОМИСС / КОНФЛИКТ / КОЛЛЕКТИВ / ПЕРСОНАЛ / РУКОВОДИТЕЛЬ / УСТУПКИ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федоряк Д.А.

В статье рассматривается компромисс как способ разрешения конфликтов в трудовом коллективе. Конфликт в коллективе - неоднозначное явление, которое может сказаться как позитивно, так и негативно на трудоспособности работников и весь производственный процесс в целом. В статье показывается, что компромисс как одна из стратегий поведения в конфликтной ситуации является самым выгодным решением. В этом случае, обе стороны не являются победителями или проигравшими, т.к. требования обоих будут соблюдаться частично, то есть удовлетворение от ситуации в конечном итоге в какой-то степени будет. Возможно, компромисс не может полностью удовлетворить интересы конфликтующих, но в рамках трудового процесса, где основная цель работника и коллектива в целом - выполнение своих обязательств и получение прибыли, такая стратегия поведения является оптимальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Федоряк Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPROMISE AS A WAY TO RESOLVE CONFLICTS IN LABOR COLLECTIVES

The article considers compromise as a way to resolve conflicts in the labor collective. Conflict in the team is an ambiguous phenomenon that can affect both positively and negatively the ability to work of employees and the entire production process as a whole. The article shows that compromise as one of the strategies of behavior in a conflict situation is the most profitable solution. In this case, both sides are not winners or losers, because the requirements of both will be partially met, that is, satisfaction from the situation will eventually be to some extent. Perhaps a compromise cannot fully satisfy the interests of the conflicting parties, but within the framework of the labor process, where the main goal of the employee and the team as a whole is to fulfill their obligations and make a profit, such a behavior strategy is optimal.

Текст научной работы на тему «КОМПРОМИСС КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ»

КОМПРОМИСС КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ТРУДОВЫХ

КОЛЛЕКТИВАХ

Д.А. Федоряк, преподаватель

Академия маркетинга и социально-информационных технологий (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-2-38-41

Аннотация. В статье рассматривается компромисс как способ разрешения конфликтов в трудовом коллективе. Конфликт в коллективе - неоднозначное явление, которое может сказаться как позитивно, так и негативно на трудоспособности работников и весь производственный процесс в целом. В статье показывается, что компромисс как одна из стратегий поведения в конфликтной ситуации является самым выгодным решением. В этом случае, обе стороны не являются победителями или проигравшими, т.к. требования обоих будут соблюдаться частично, то есть удовлетворение от ситуации в конечном итоге в какой-то степени будет. Возможно, компромисс не может полностью удовлетворить интересы конфликтующих, но в рамках трудового процесса, где основная цель работника и коллектива в целом - выполнение своих обязательств и получение прибыли, такая стратегия поведения является оптимальной.

Ключевые слова: компромисс, конфликт, коллектив, персонал, руководитель, уступки, общество.

Общественная жизнь России в последние десятилетия характеризуется высоким уровнем социальной напряженности и нестабильности, что определяет наличие большого количества неразрешенных противоречий и, как следствие, приводит к конфликтам. Конфликт как способ взаимодействия индивидов и групп, когда встречаются их несовместимые взгляды, позиции и интересы, характерен для всех сфер жизни человека, и социально-трудовые отношения в этом смысле не являются исключением [1, с. 148].

Конфликт в коллективе - неоднозначное явление, которое может сказаться как позитивно, так и негативно на трудоспособности работников и весь производственный процесс в целом. Рассмотрим преимущества и недостатки конфликтных ситуаций.

Конфликт полезен тем, что:

- выступает отличным способом выплеска негативных эмоций и снятия напряжения;

- является мотиватором пересмотра своих взглядов и жизненных установок;

- способствует объединению персонала при борьбе с внешним врагом (например, компания конкурентов).

Негативное влияние конфликтной ситуации на коллектив может быть выражено в виде:

- порчи репутации одного из работников или управляющего фирмы;

- частые мысли о недопониманиях среди коллег может отвлекать от трудового процесса и вызывать рассеянность, которая при работе с оборудованием, рождает риск получения трудовых травм;

- в зависимости от типа темперамента, одна или обе стороны конфликта могут вести себя неэтично, что чревато выговором или увольнением вследствие нарушения трудовой дисциплины [2, с. 112].

С целью устранения конфликта и стабилизации взаимоотношений работников в коллективе, одна из сторон может предложить такой метод урегулирования ситуации как компромисс. Именно этот психологический инструмент будет детально изучен в работе в совокупности с составлением доказательной базы эффективности его практического применения.

Компромисс - это метод решения конфликта, суть которого состоит в установлении соглашения путем достижения взаимных уступок. То есть, обе стороны отказываются от части предъявленных требо-

ваний взамен на аналогичные условия оппонента. Приход к компромиссному решению учитывает интересы всех сторон участника конфликта, согласовывается с ними и по факту выступает справедливым исходом негативного события [3, с. 54-61]. Однако, некоторые психологи склонны к мнению о том, что компромисс выступает только промежуточным этапом в решении конфликта, так как обе стороны не получают желаемый результат полностью.

Выбрать рассматриваемый метод решения конфликта могут работники с такими качествами личности как общительность, открытость, коммуникабельность и т.д., то есть трудовые единицы, готовые к открытому диалогу, умеющие грамотно выразить свое мнение и принять конструктивную критику.

Чаще всего, при составлении компромиссных предложений, в конфликте может участвовать третья сторона - руководитель отдела или компании, цель которого заключается в быстром урегулировании ситуации. Грамотный лидер может помочь выяснить истинные мотивы недовольств и принять меры, которые помогут лучше понять друг друга [5, с. 201].

Главная составляющая компромисса -создание по-настоящему равных уступок дл обоих сторон. В случае если ущемление взглядов одной из стороны будет больше, чем другой, а не равноценно, то такой компромисс может только усугубить и обострить ситуацию, т.к. недовольства сторон возрастут. При правильном формировании компромиссной позиции рождается новое «третье» мнение, которое вы-

ступает совокупностью взглядов обеих конфликтующих сторон.

Эволюционным видом компромисса является сотрудничество, которое помимо получения общего решения дополнительно подразумевает установление деловых или дружественных отношений в трудовом процессе, т.е. этот метод решения конфликтов более конструктивен. Однако если недопонимания достигли крайней точки и у сторон конфликта различаются типы мышления, темперамента и мировоззрения, то наилучшим и самым выгодным способом выступает именно компромисс, который затрагивает только конкретную рабочую ситуацию, а не личность человека в целом [4, с. 22].

Вся вышерассмотренная информация будет полезна для изучения трудовым коллективам в целях формирования общего рационального трудового поведения и мышления. То есть каждый работник, изучая основы конфликтологии, в случае возникновения недопонимания, сможет самостоятельно и грамотно решить конфликтную ситуацию, не прибегая к вовлечению третьей стороны.

Быстрое и правильное улаживание конфликта путем составления взаимных уступов - залог оптимального взаимодействия работников в коллективе без ущерба трудовой деятельности.

Автором работы был проведен опрос среди одногруппников, которые после окончания учебного учреждения станут рудовыми ячейками общества. Цель опроса - анализ мнений по поводу выбора оптимального метода решения конфликта. Данные представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Итоги опроса о выборе оптимального метода решения конфликта в трудовом коллективе среди студентов ИМСИТ

Большая часть студентов склонны к такой стратегии поведения в конфликтной ситуации как компромисс и сотрудничество, что является одним из показателей их эффективного получении знаний и обучения в образовательном учреждении.

Подводя итоги исследования, хочется отметить следующее: компромисс как одна из стратегий поведения в конфликтной ситуации является самым выгодным решением. В этом случае, обе стороны не являются победителями или проигравши-

даться частично, то есть удовлетворение от ситуации в конечном итоге в какой-то степени будет. Возможно, компромисс не может полностью удовлетворить интересы конфликтующих, но в рамках трудового процесса, где основная цель работника и коллектива в целом - выполнение своих обязательств и получение прибыли, такая стратегия поведения является оптимальной, т.к. затрагивает только решение рабочих ситуаций без привлечения личностных отношений, чувств и эмоций трудящихся.

ми, т.к. требования обоих будут соблю-

Библиографический список

1. Базаров Т.Ю. Психология управления персоналом. - М.: Юрайт, 2020. - 381 с.

2. Валиуллова А.А. Управление конфликтами в современных российских организациях // Научный журнал. - 2021. - № 3 (26). - С. 110-114.

3. Петров И.Ф., Петрова С.И. Детерминизм культурных процессов и их динамика // Вестник ИМСИТ. - 2015. - №1 (61). - С. 54-61.

4. Петрова С.И. Актуальные проблемы изучения социальной среды // Вестник ИМСИТ. - 2017. - №1 (69). - С. 21-23.

5. Шарков Ф.И., Сперанский В.И. Общая конфликтология. - М.: Дашков и К. 2020. -236 с.

COMPROMISE AS A WAY TO RESOLVE CONFLICTS IN LABOR COLLECTIVES D.A. Fedoryak, Lecturer

Academy of Marketing and Social and Information Technologies (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article considers compromise as a way to resolve conflicts in the labor collective. Conflict in the team is an ambiguous phenomenon that can affect both positively and negatively the ability to work of employees and the entire production process as a whole. The article shows that compromise as one of the strategies of behavior in a conflict situation is the most profitable solution. In this case, both sides are not winners or losers, because the requirements of both will be partially met, that is, satisfaction from the situation will eventually be to some extent. Perhaps a compromise cannot fully satisfy the interests of the conflicting parties, but within the framework of the labor process, where the main goal of the employee and the team as a whole is to fulfill their obligations and make a profit, such a behavior strategy is optimal.

Keywords: compromise, conflict, team, staff, manager, concessions, society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.