Научная статья на тему 'Компрессорная станция Харьягинского месторождения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»'

Компрессорная станция Харьягинского месторождения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
422
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНЦИЯ / АГРЕГАТ / ГАЗОТУРБИННЫЙ ПРИВОД / STATION / UNIT / GAS-TURBINE DRIVE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Хисамеев И. Г., Ибрагимов Е. Р., Русланов С. Л., Яшин Ю. Н.

Утилизация попутного нефтяного газа является приоритетной задачей газоперерабатывающей промышленности. Создание компрессорных станций на основе большого опыта проектирования компрессорных агрегатов позволяет повысить конкурентоспособность ОАО «Казанькомпрессормаш» в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Хисамеев И. Г., Ибрагимов Е. Р., Русланов С. Л., Яшин Ю. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recovery of casing-head oil gas is a priority task for gas industry. Creation of compressor stations using its wide experience in development of compressor units helps OAO Kazancompressormash to increase its competitive power in present-day conditions.

Текст научной работы на тему «Компрессорная станция Харьягинского месторождения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»»

УДК 621.515

И. Г. Хисамеев, Е. Р. Ибрагимов, С. Л. Русланов,

Ю. Н. Яшин

КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ ХАРЬЯГИНСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ

ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ»

Ключевые слова: станция, агрегат, газотурбинный привод.

Утилизация попутного нефтяного газа является приоритетной задачей газоперерабатывающей промышленности. Создание компрессорных станций на основе большого опыта проектирования компрессорных агрегатов позволяет повысить конкурентоспособность ОАО «Казанькомпрессормаш» в современных условиях.

Key words: station, unit, gas-turbine drive.

Recovery of casing-head oil gas is a priority task for gas industry. Creation of compressor stations using its wide experience in development of compressor units helps OAO “Kazancompressormash” to increase its competitive power in present-day conditions.

Одним их объектов для решения задачи утилизации попутного нефтяного газа является Харьягинское месторождения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». Для этого потребовалось создание технологического комплекса, состоящего из компрессорной станции осушки попутного нефтяного газа на Харьягинском нефтяном месторождении и компрессорной станции для подачи бессернистого попутного нефтяного газа в технологическую линию на модернизируемом Усинском ГПЗ.

Поставленная задача была решена в проекте, учитывающем условия как Харьягинского нефтяного месторождения, так и Усинского ГПЗ. Проанализировав исходные данные, в том числе производительность и характеристики попутного нефтяного газа на обоих объектах, была выбрана схема компрессорной станции на основе турбокомпрессорного агрегата 6ГЦ2-260/2-38 ГТУ УХЛ1 с приводом от газотурбинного двигателя.

Турбокомпрессорный агрегат 6ГЦ2-260/2-38 ГТУ УХЛ1 (рис. 1) представляет собой блочно-контейнерный автоматизированный агрегат с центробежным двухсекционным компрессором с газотурбинным приводом, оснащенный микропроцессорной системой автоматического управления, обеспечивающей работу турбокомпрессорного агрегата на всех режимах без постоянного присутствия обслуживающего персонала, и антипомпажным регулированием.

Блок привода и компрессор агрегата размещены в укрытии с боковым выхлопом двигателя. Привод агрегата представляет собой газотурбинный двигатель ГТД-6,3 РМ на раме-маслобаке контейнера производства ОАО «Сатурн - Газовые турбины».

Система маслоснабжения агрегата включает в себя две независимые системы: маслосистему двигателя и маслосистему компрессора. Основное оборудование обеих маслосистем расположено в укрытии агрегата. Система охлаждения масла - воздушная. Аппараты охлаждения масла обеих систем расположены рядом с укрытием.

Также рядом с укрытием агрегата расположен блок электроснабжения и систем обеспечения. Над ним располагается блок вентиляции, предназначенный для охлаждения газотурбинного двигателя и поддержания избыточного давления в контейнере блока двигателя.

Турбокомпрессорный агрегат снабжен комплексным воздухоочистительным устройством, обеспечивающим очистку воздуха от пыли, возможность автоматического байпасирования при засорении системы воздухоочистки, защиту от атмосферных осадков, в том числе ото льда при помощи автоматической противообледенительной системы.

Рис. 1 - Агрегат турбокомпрессорный: 1 - система всасывания газотурбинного двигателя ГТД - 6,3 РМ; 2 - система выхлопа газотурбинного двигателя ГТД - 6,3 РМ; 3 - укрытие; 4 - блок охлаждения масла; 5 - блок электроснабжения и систем обеспечения; 6 - блок газотурбинного двигателя ГТД - 6,3 РМ; 7 - блок оперативного учета расхода топливного газа; 8 - система трубопроводов обеспечения; 9 -аварийный бак; 10 - агрегат смазки; 11 - система технологического газа; 12,14 -антипомпажный клапан; 13 - комплект лестниц и площадок обслуживания; 15 - система смазки; 16 - система регулирования и контроля сухих уплотнений; 17 - система уплотнений; 18 - агрегат компрессорный; 19 - утилизационный теплообменник; 20 - система вентиляции; 21 - блок вентиляции газотурбинного двигателя ГТД - 6,3 РМ

Газотурбинный привод спректирован с возможностью периодической промывки проточной части компрессора ГТД.

Выхлопная система турбокомпрессорного агрегата снабжена утилизационным теплообменником выхлопных газов, включенным в общую систему горячего водоснабжения для нужд каждого объекта эксплуатации, в том числе на поддержание заданной температуры в укрытии агрегата не ниже плюс 10 °С.

После каждой секции компримирования производится охлаждение газа для обеспечения теплового режима работы ступеней компрессора и газопровода. Для охлаждения газа применены аппараты воздушного охлаждения горизонтального типа с автоматическим регулированием температуры. Регулирование температуры обеспечивается изменением скорости вращения вентиляторов при помощи частотных преобразователей. Также конструкцией аппаратов предусмотрена возможность внутренней рециркуляции воздуха.

После компримирования газа и последующего его охлаждения на аппаратах воздушного охлаждения газ поступает в промежуточные и концевые сепараторы, где из охлажденного газа отделяется конденсат.

Для обеспечения топливопитания газотурбинного двигателя объектовым газом в составе каждой компрессорной станции предусмотрен блок подготовки топливного газа на основе компрессорного агрегата ТАКАТ 14,5-27 УХЛ1 (рис. 2).

Рис. 2 - Агрегат ТАКАТ 14,5-27 УХЛ1: 1 - установка ТАКАТ 14,5-27; 2 - газоохладители; 3 -система трубопроводов

В целях обеспечения пожарной безопасности на каждой компрессорной станции предусмотрено автоматическое газовое пожаротушения турбокомпрессорных агрегатов, в том числе контейнера газотурбинного двигателя, и контейнера блока подготовки топливного газа (ТАКАТ).

Базовой сборочной единицей турбокомпрессорного агрегата является агрегат компрессорный (рис. 3), выполненный в виде функционального завершенного блока полной заводской готовности.

Агрегат компрессорный состоит из компрессора, установленного на раме, конструктивно обеспечивающей жесткую стыковку агрегата с рамой блока двигателя, и размещенных на ней трубопроводов системы смазки, системы уплотнений и системы слива конденсата. Компрессор представляет собой цилиндрический корпус с вертикальным разъемом, с масляными (многоклиновыми) подшипниками и сухими (безмасляными) газодинамическими уплотнениями [1].

На агрегате реализована циркуляционная принудительная система смазки со свободным сливом масла в маслобак. Маслобак с системой фильтрации, подачи и подогрева масла и контроля параметров рабочей среды конструктивно выполнен в виде блока полной заводской готовности на несущей раме (агрегат смазки) (рис. 4) и связан с агрегатом компрессорным питающим и сливным трубопроводами.

Рис. 3 - Агрегат компрессорный: 1 - корпус; 2 - рама; 3,4 - кронштейн стыковочный; 5 -штифт стыковочный; 6 - трубопроводы системы смазки; 7 - трубопроводы системы уплотнений; 8 - трубопроводы системы слива конденсата

Рис. 4 - Агрегат смазки: 1 - рама; 2 - маслобак; 3 - пеногаситель; 4 - клапан регулирующий; 5 - устройство переключающие; 6 - стойка приборов; 7- фильтр; 8 -смотровое окно; 9 - блок нагревателей; 10 - клапан перепускной; 11 - установка насоса; 12 - предохранитель огневой; 13 - фильтр для заливки масла

При выполнении проектов привязки основного технологического оборудования на два разных объекта основная сложность была связана с расположением Харьягинского нефтяного месторождения в зоне вечной мерзлоты. Возникла необходимость переработки строительной части проекта, связанной с особенностями проектирования фундаментов и расположения

вспомогательного оборудования систем дренажа и сбора отработанных технологических стоков. Проектные работы выполнены специалистами ООО «ГК «РусГазИнжиниринг» в тесном сотрудничестве со специалистами ЗАО «НИИтурбокомпрессор им. В.Б.Шнеппа». В ходе выполнения проектных работ получен большой опыт по проектированию не только отдельного компрессорного оборудования, но и таких сложных в техническом и технологическом отношениях объектов, как компрессорная станция [2, 3].

В настоящее время все технологическое оборудование изготовлено, испытано в заводских условиях и отгружено в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».

Проведение монтажных и пусконаладочных работ под авторским надзором разработчиков проекта, проведение испытаний компрессорных станций и сдача их в эксплуатацию намечены на 2012 год.

Литература

1. Лашутина, Н.Г. Холодильные машины и установки / Н.Г. Лашутина. - М.: КолосС, 2007. - 440 с.

2. Максимов, В.А. Компрессорное и холодильное машиностроение на современном этапе /

B.А. Максимов, А.А. Мифтахов, И.Г. Хисамеев //Вестник Казан. технол. ун-та. - 1998. - №1. -

C. 104-113.

3. Кошкин, Н.Н. Холодильные машины/ Н.Н. Кошкин, И.А. Сакун, Е.М. Бамбушек и др. - Л.:

Машиностроение. - 1985.- 512 с.

© И. Г. Хисамеев - д-р техн. наук, проф., зав. каф. холодильной техники и технологии КНИТУ; Е. Р. Ибрагимов - канд. техн. наук, ст. преп. той же кафедры, mcx_kstu@rambler.ru; С. Л. Русланов -ЗАО «НИИтурбокомпрессор им. В.Б. Шнеппа»; Ю. Н. Яшин - ЗАО «НИИтурбокомпрессор им. В. Б. Шнеппа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.