Научная статья на тему 'КОМПОЗИЦИОННЫЕ СВОЙСТВА И СРЕДСТВА ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ'

КОМПОЗИЦИОННЫЕ СВОЙСТВА И СРЕДСТВА ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
44
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
построение произведения / организация элементов / визуальное восприятие / свойства и качества / композиционные средства / гармоничное построение и восприятие

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алиев Парвиз Наджаф

Создание художественного произведения сложный и многогранный процесс, успех которого во многом зависит от правильной организации и взаимодействия элементов, составляющих композицию. Эта организация может меняться в зависимости от условий, поставленных задач, специфики элементов, инрдивидуальности восприятия. Поэтому очень важно выделить универсальные и объективные критерии оценки качества композиции. Теория дает нам такие критерии для оценки свойства и качества композиции. Определив свойства и качества композиции автор должен решить какими средствами он может воспользоваться для достижения наилучшего результата. Эти средства так же носят универсальный характер. Однако небор этих средств может меняться в зависимости от вида искусства и многих других факторов, дополняясь характерной спецификой. В данном случае, мы говорим о фотографической композиции, ее свойствах и качествах, средствах и специфических рсрбенностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМПОЗИЦИОННЫЕ СВОЙСТВА И СРЕДСТВА ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ»

КОМПОЗИЦИОННЫЕ СВОЙСТВА И СРЕДСТВА ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ

КОМПОЗИЦИИ

АЛИЕВ ПАРВИЗ НАДЖАФ

Старший преподаватель, кафедры «Графический и медиа дизайн» Азербайджанского Архитектурно-Строительного Университета, Баку, Азербайджан

Аннотация. Создание художественного произведения сложный и многогранный процесс, успех которого во многом зависит от правильной организации и взаимодействия элементов, составляющих композицию. Эта организация может меняться в зависимости от условий, поставленных задач, специфики элементов, инрдивидуальности восприятия. Поэтому очень важно выделить универсальные и объективные критерии оценки качества композиции. Теория дает нам такие критерии для оценки свойства и качества композиции. Определив свойства и качества композиции автор должен решить какими средствами он может воспользоваться для достижения наилучшего результата. Эти средства так же носят универсальный характер. Однако небор этих средств может меняться в зависимости от вида искусства и многих других факторов, дополняясь характерной спецификой. В данном случае, мы говорим о фотографической композиции, ее свойствах и качествах, средствах и специфических рсрбенностях.

Ключевые слова: построение произведения, организация элементов, визуальное восприятие, свойства и качества, композиционные средства, гармоничное построение и восприятие

Прежде чем начать говорить о композиционных средствах фотографической композиции неоходимо выяснить, что такое композиция в искусстве в принципе и какова ее роль в создании произведения.

Само понятие «композиция» происходит от латинского composition - «составление», «сочинение» и может употребляться по отношению к произведению в двух значениях. В своем первом значении композиция определяет построение художественного произведения исходя из его содержания, назначения и характера. В своем втором значении композицией называют и само произведение, то есть конечный результат деятельности художника.

В искусстве термин «композиция» относится к организации элементов (таких как цвета, формы, пропорции, пространство и т.д.) в работе искусства, будь то живопись, скульптура, фотография, дизайн и другие виды творчества. Она обуславливает организацию элементов в произведении искусства, создает гармоничное, визуальное или звуковое, целостное впечатление. Композиция помогает создать гармонию и порядок, управляя визуальным и аудиальным восприятием произведения.

Композиция помогает художнику организовать элементы работы таким образом, чтобы привлечь внимание зрителя, создать определенное настроение или передать определенное сообщение. Хорошо спроектированная композиция может направлять внимание зрителя, воздействовать на восприятие произведения в целом.

Таким образом композиция является основой для создания художественного произведения, и важно понимать ее принципы и методы для успешной передачи своих идей и эмоций через искусство [4].

Начиная разговор о композиции необходимо прежде всего разобрать какими свойствами и качества должна обладать композиция, чтобы оказывать на зрителя максимально благоприятное воздействие. Какие ее свойства помогают нам достигнуть наебольшей гармонии восприятия элементов и объединяющих их связей, характеристики форм, художественного замысла и многого другого, составляющего для нас понятие «композиция».

В различных источниках можно встретить различный подход к классификации свойств композиции, но мы выделим те основные, которые присущи всем копозициям в принципе и фотографической композиции в частности, ибо речь идет непосредственно о ней.

Первое из свойств, которое мы назовем, это баланс и композиционное равновесие форм. Баланс в фотографической композиции относится к равномерному распределению визуального веса элементов на фотографии. Это означает, что элементы, такие как объекты, цвета, формы и текстуры, должны быть распределены таким образом, чтобы создать визуальное равновесие. Баланс в фотографии важен для создания интересной и гармоничной композиции, что в свою очередь помогает удерживать внимание зрителя и делать фотографию более привлекательной.

Композиционное равновесие может быть достигнуто путем размещения элементов на фотографии таким образом, чтобы они создавали на фотографии гармоничную целостность. Это может быть достигнуто с помощью правила третей, баланса элементов в рамках фотографии, игры с масштабом и пропорциями, а также использования линий и форм для создания равновесия. Создание композиционного равновесия важно для того, чтобы фотография выглядела уравновешенной и легко воспринимаемой зрителем [5].

Второе свойство фотографической композиции органично вытекает из первого, это единство элементов в кадре. Единство в фотографической композиции относится к гармоничному сочитанию всех элементов в кадре, чтобы создать цельное и сбалансированное изображение. Это может включать в себя сочетание цветов, форм, линий, текстур, светотени и прочих деталей, которые совпадают и согласуются между собой. Единство в композиции позволяет создать восхитительное и привлекательное изображение, которое привлекает внимание зрителя и передает нужную эмоцию или сообщение. Единство в фотографической композиции также означает, что все элементы в кадре работают вместе для обеспечения гармонии и цельности изображения. Это может включать в себя балансировку пространства, распределение объектов в кадре, создание глубины и перспективы, а также использование повторяющихся элементов для установления связи между различными частями фотографии. В итоге, единство фотографической композиции помогает зрителю легче воспринимать и понимать изображение, создавая удовольствие от наблюдения за ним.

Третье свойство гармонично связано с балансом в фотографии. Мы говорим и выделяем два типа баланса: симметричный баланс и асимметричный баланс. Разберем каждый из них.

Симметричный баланс, это когда эдементы на фотографии распределены симметрично, создавая впечатление равномерности и стабильности. Например, центральная композиция или зеркальное огтражение объектов. Симметричный баланс означает, что элементы в кадре распределены симметрично относитель но оси или точки. Это создает ощущение гармонии и равновесия в изображении. Этот прием часто используется для создания устойчивой и уравновешенной композиции, которая может привлечь внимание зрителя. Симметричный баланс может быть особенно эффективным в архитектурной фотографии, при съемке зеркальных отражений или в природе, где можно найти естественные симметричные элементы, такие как отражение горных вершин в воде.

Однако симметричный баланс также может создавать статическое и предсказуемое впечатление, поэтому важно использовать его с умом и в сочетании его с другими методами композиции для создания интересного и запоминающегося изображения [3].

Асимметричный баланс в фотографической композиции отличается от симметричного тем, что элементы в кадре не распределены симметрично относительно оси или точки. Вместо этого, в асимметричной композиции элементы распределены таким образом, чтобы создать ощущение баланса и гармонии, несмотря на отсутствие точной симметрии.

Данный баланс может быть достигнут путем размещени я разнообразных элементов в кадре, например, большого объекта на одной стороне и нескольких меньших объектов на

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

другой стороне, или путем использования различных цветов, текстур или яркости для создания визуального равновесия [3].

Этот прием обычно используется для создания интересной и динамичной композиции, которая может привлечь внимание зрителя и вызвать интерес. Асимметричный баланс помогает создать ощущение движения или направления в изображении, что делает его особенно эффективным для съемки динамичных сцен, портретов или природы. Важно отметить, что асимметричный баланс требует тщательного подхода к композиции, чтобы достигнуть желаемого эффекта. Он также может быть более сложным в исполнении, чем симметричный баланс, поэтому требует внимательной оценки элементов в кадре и их взаимодействия для создания гармоничного визуального впечатления.

Говоря о балансе мы уже частично затронули еще одно свойство фотографической композиции. Речь идет о динамике и статике кадра.

Динамика в фотографической композиции относится к способу передачи чувства движения, энергии и действия через изображение. Она создается путем использования различных элементов композиции, технических средств и трюков, которые придают фотографии ощущение движения.

Одним из ключевых элементов динамики в фотографии является выбор ракурса съемки. Угол, с которого снимается фотография, может создавать ощущение движения или направлять взгляд зрителя по фотографии. Например, низкий угол съемки может придать изображению более динамичный и энергичный вид, в то время как высокий угол может создавать ощущение покоя и спокойствия [3].

Другим способом создания динамики в фотографии является использование размытости движения. При съемке с медленной выдержкой камеры движущиеся объекты будут размыты, что передаст ощущение динамики и скорости. Это можетбыть особенно эффективно при съемке спортивных мероприятий или динамичных сцен.

Динамика также сосдается с помощью динамичных линий или форм в фотографии. Линии, идущие в направлении движения, могут придать изображению ощущение траектории или перемещения. Формы, имеющие динамичный или энергичный вид, также способствуют созданию динамичной композиции. Само понятие динамики в фотографии используется для того, чтобы вызвать у зрителя чувство движения и неожиданных моментов, акцентируя внимание на ключевых деталях и создавая интерес к изображению.

В противоположность динамики, статика в фотографической композиции относится к расположению объектов, элементов и пространства на фотографии, которое создает ощущение неподвижности и устойчивости. Она означает отсутствие движения или динамики в композиции и привлекает внимание к статическим формам, линиям и объектам. Элементы статики в фотографической композиции могут включать в себя:

1 .Горизонтальные и вертикальные линии, которые могут быть прямыми, паралельными или перпендикулярными, создавая чувство устойчивости и порядка.

2.Статичные объекты, такие как здания, статуи, архитектурные элементы, которые не демонстрируют движения или активности.

3.Фиксированное место ракурса и точка зрения, которые создают впечатление неподвижности и устойчивости в кадре.

Использование статики в фотографической композиции создает впечатление спокойствия, уравновешенности и стабильности. Этот прием часто применяется в архитектурной и пейзажной фотографии, где целью является передача пространственной гармонии и упорядоченности.

Безусловно, можно было бы и дальше расширить список свойств фотографической композиции, но это, на мой взгляд, самые основные. Однако для предания фотокомпозиции тех или иных свойств фотограф должен иметь в своем арсенале определенный набор средств, которые сделают ее наиболее гармоничной и привлекательной для зрителя. Давайте

определим круг наиболее значимых и используемых средств в фотографической композиции.

На мой взгляд, начать стоит с выбора кадра или кадрирования. Кадрирование - это процесс выбора и обрезки определенной части сцены или объекта с целью создания определенного композиционного эффекта. Этот процесс позволяет фотографу управлять тем, что будет включено в кадр, и как оно будет представлено[9]. Основные аспекты кадрирования включают в себя:

1.Выбор области кадрирования. Фотограф определяет, какая часть сцены будет включена в кадр. Это может быть весь объект или лишь его часть, в зависимости от целей фотографии.

2.Определение композиции. Кадрирование позволяет установить, как элементы сцены будут распределены внутри кадра. Это включает в себя выбор основных объектов, определения центра внимания и распределение элементов в соответствии с принципами композиции.

3. Управление пропорциями. Фотограф может выбрать соотношение сторон кадра, что важно для достижение определенного визуального эффекта. Например, можно выбрать горизонтальный или вертикальный формат кадра.

4.Исключение нежелательных элементов.Кадрирование позволяет фотографу исключить ненужные или отвлекающие элементы, которые могут портить визуальное восприятие фотографии.

5.Коррекция композиционных ошибок. Если при съемке возникают композиционные ошибки или неожиданные элементы, кадрирование позволяет фотографу внести коррективы и выделить главные элементы сцены.

Используя кадрирование фотографы эффективно контролируют визуаль ное воздействие своих снимков, создают более привлекательные и сбалансированные композиции, а также акцентируют внимание зрителя на ключевых деталях.

Следующим средством, о котором мы будем говорить, является масштаб и масштабность в фотографической композиции.

Масштаб в фотографии определяет относительный размер объектов на снимке и способ, которым они взаимодействуют друг с другом. Масштаб может быть крупным (борльшие объекты занимают много места в кадре) или мелким (маленькие объекты на фоне широкого пространства). Контроль масштаба позволяет фотографу передать ощущение размеров и пространства в кадре. Применение масштаба включает в себя, во-вервых, выделение объектов. Увеличение масштаба на объекте может привлечь внимание к нему, сделав главным элементом в кадре. Во-вторых, создание перспективы. Изменение масштаба при фотографировании объектов вдали и близко может помочь создать ощущение трехмерности и перспективы в изображении. В-третьих, эмоциональное воздействие. Большие объекты могут вызывать чувство величия или мощи, в то время как мелкие объекты создают ощущение уединения или нежности.

Масштабность же в фотографии связана с представлением объектов в их естественном размере и реалистичном отображении пространства. Масштабность позволяет передать зрителю ощущение того, как объекты соотносятся с окружающим миром. Масштабность выражается в естественности представления. Фотограф стремится к представлению объектов в их естественных масштабах, чтобы сохранить реализм и передать ощущение присутствия. Масштабность выражается в сравнении размеров. Включение в кадр объектов различных размеров может помочь зрителю лучше оценить масштаб и расстояние между ними. Масштабность играет с восприятием. И ногда фотограф может использовать изменение масштаба для создания удивительных эффектов и игр с восприятием зрителя[3].

Использование масштаба и масштабности в фотографии помогает создавать более выразительные и интересные снимки, подчеркивая важные аспекты сцены и воздействуя на восприятие зрителя.

Пропорции также являются одним из важнейших композиционных средств. Они играют важную роль в создании сбалансированных и гармоничных изображений.Выбор соотношения сторон кадра может существенно влиять на визуальное восприятие и эмоциональное воздействие фотографии. Мы выделим несколько ключевых аспектов пропорций в фотографической композиции:

1.Соотношение сторон. Стандартные и наиболее распространенные соотношения сторон включают 3:2 (стандарт для большенства зеркальных камер), 4:3, 16:9 и другие.Выбор соотношения может зависеть от предпочтений фотографа и характера снимка.

2.Горизонтальные и вертикальные пропорции. Горизонтальные кадры часто используются для пейзажей и сцен с широким обзором. Вертикальные кадры наиболее эффективны для вертикальных объектов, портретов или сцен с высокими вертикальными элементами.

3.Композиционные принципы. Широкое применение пропорций, связанных с золотым сечением, может улучшить баланс и гармонию в кадре. Созданию баланса и гармонии способствует и использование «правила третей», основанного на разделении кадра на девять частей по горизонтали и вертикали для размещения ключевых элементов.

Пропорции в фотографии являются важным элементом композиции, и их выбор зависит от творческих намерений фотографа и особенностей сйены. Они помогают создать уравновешенные и привлекательные визуальные композиции.

Следующим средством композиции, о котором пойдет речь, является ритм. Ритм в фотографии играет важную роль, создаваю визуальную гармонию и порядок. В тфотографической композиции он может проявиться различными способами. Первый из них, и наиболее часто встречаемый, это повторяющиеся линии, формы, объекты, которые создают ритм, например, однотипные объекты или узор. Ритм может быть создан и систематическим размещением объектов в кадре, например, вдоль одной проскости или линии. Другим способом проявления ритма является контраст. Это может быть как контраст размеров, так и контраст форм, цвета и других. К ним добавляется ритм образованный варьированием светотени и тона, когда создается визуальный эффект чередования света и тени. Ну и, в дополнении к сказанному, следует добавить ритм образующийся при захвате момента движения или изменение во времени, когда делается серия кадров, отражающих движение объекта.

Переходим к еще одному средству композиции, которое мы только что затронули. Речь идет о контрасте. Он играет ключевую роль в создании визуального интереса и выделении объектов на фотографии. Проявление контраста очень многообразно, но мы выделим его основные виды[3].

1.Цветовой контраст, когда используются яркие и насыщенные цвета против нейтральных или противоположных. Это привлекает внимание и создает эффектный контраст.

2.Тональный контраст, когда используются различия между светлыми и темными участками кадра, например яркие подсветки на фоне темных теней.

3.Контраст размеров и форм. Это противопоставление крупных и мелких объектов, а также различных форм, что может привнести динамизм и интерес в композицию.

4.Текстурный контраст, когда идет сравнение различных текстур в кадре, таких как гладкие поверхности и шершавые детали в кадре, что создает тактильный контраст.

5.Контраст с использованием фокусировки, когда размытие в комбинации с четкостью объектов создает глубинный контраст, привлекая внимание к конкретным деталям.

б.Эмоциональный контраст, который создается использованием различных эмоций, например, радость и грусть. Это усиливает эм оциональное воздействие и восприятие фотографии.

Следующее средство, которое мы отметим, является одним из важнейших в понимании фотографической композиции. Речь, конечно, идет о перспективе и всем, что так или иначе

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

связано с ней. О перспективе много написано и нет нужды описывать ее смысл. Нас интересует какие виды перспективы использыутся в фотографии.

1.Линейная перспектива. Визуально уходящие вдаль линии, такие как дороги, железные дороги, здания создают глубину и направляют взгляд зрителя в определенном направлении.

2.Световая перспектива. Воздействие света на объекты и его использование в композиции. Распределение и изменен6ие света в пространстве создает перспективный эффект и плановость в кадре.

3.Тональная перспектива. Изменение тона объектов и распределение их в пространственном удалении создает перспективное удаление и глубину в кадре

4.Цветовая перспектива. Неразрывно связанная со световой и тональной, дополняя их изменением цвета в тространстве, что дополнительно усиливает эффект перспективы.

Для создания перспективного эффекта может быть использовано изменение глубины резкости, когда выделяются определенные объекты, делая остальные более размытыми. Это создает чувство глубины и привлекает внимание зрителя. Почувствовать перспективу помогает и использование человеческой фигуры в кадре. Она помогает передать масштаб и помогает зрителю оценить размеры объектов и расстояния[8].

С перспективой неразрывно связаны такие понятия как точка съемки и ракурс. Их даже выделяют как еще одно средство композиции. Заключается оно в том, что выбор точки, с которой ведется съемка и угол зрения (ракурс), имеют огромное значение, создавая интересные перспективные эффекты. Например, съемка с низкой точки создает перспективное сокращение к верху, делая объекты более великими, а съемка с высокой точки создает перспективное сокращение к низу, делая их менее значимыми.

Подводя общие итоги мы отмечаем, что процесс создания фотографической композиции чрезвычайно сложен, богат, разнообразен и многогранен. Он основывается на основных законах композиции, дополняясь специфическимио аспектами, которые привносятся особенностями фотографического процесса. Все это наделяет фотографическую композицию определенными свойствами, формирование и изменение которых зависит от используемых средств. Понимание свойств и умение использовать нужные средства и делает работу фотографа над композицией максимально креативной и творческой, а восприятие его работы зрителем интересным, эмоциональным и запоминающимся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1.Адамчик М.В. Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии. -Минск: Харвест,- 2010.- 192 с.

2.Гринберг С. Цифровая фотография. Самоучитель.-СПб.: Питер.-2004.-352 с.

3.Дегтярев А.Р. Фотокомпозиция: Средства. Формы. Приемы.-М.:«Издательство ФАИР»,-2009.-272 с.

4.Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии.- Издательский дом «Высшая школа».-1988.-78 с.

5.Левкина А.В. Фотодело: учебное пособие,-М.Альфа-М: ИНФРА-М,-2013.-3 20 с.

6.Меледин А.Б. Журба Ю.И. Анцев В.Г. Справочник фотографа.-Москва: Издательство «Высшая школа».-1989.-288 с.

7.Панфилов Н.Д. Фомин А.А. Краткий справочник фотолюбителя.- М.: Искусство.- 1985.368 с.

8.Фисун П. Фотокомпозиция. Иллюстрированный самоучитель.- М.: АСТ: Астрель.- 2012.112 с.

9.Фриман М. Школа фотографии Майкла Фримана. Композиция.-М.: Издательство «Добрая книга».-2012.-160 с.

10.Хаас К. Фотошкола. Композиция снимка и техника цифровой съемки.- СПб.:БХВ-Петербург.- 2011.- 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.