Научная статья на тему 'Композиционные особенности философского познания'

Композиционные особенности философского познания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
674
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИОННОСТЬ / ПОЗНАНИЕ / KNOWLEDGE / КОНЦЕПТ / CONCEPT / ФОРМА / FORM / СОДЕРЖАНИЕ / CONTENTS / COMPOSITIONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зверева Ю. Ю.

В статье поднимается метафилософская проблема анализа философского знания. Специфику философского познания предлагается исследовать с помощью композиционного принципа. В статье ставятся и решаются две взаимосвязанные задачи. Первая раскрыть методологическое значение принципа композиционности на основе анализа философского знания; обосновать его метафилософский статус. Вторая определить сущностную специфику философского познания с позиции его композиционности; обосновать значение композиционности как критерия философского знания в аспекте его концептуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Compositional specific of philosophy knowledge

In the article the metaphilosophical problem of the analysis of philosophical knowledge rises. Specific character of philosophical knowledge is offered to be investigated by means of a composite principle. In the article two interconnected problems are put and solved. The first is to open methodological value of the principle compositionality on the basis of the analysis of philosophical knowledge; to prove its metaphilosophical status. The second is to define intrinsic specificity of philosophical knowledge from its position compositionality; to prove value compositionality as criterion of philosophical knowledge in its aspect compositionality.

Текст научной работы на тему «Композиционные особенности философского познания»

УДК 101.1

Ю. Ю. ЗВЕРЕВА

Омский автобронетанковый инженерный институт

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ

В статье поднимается метафилософская проблема анализа философского знания. Специфику философского познания предлагается исследовать с помощью композиционного принципа. В статье ставятся и решаются две взаимосвязанные задачи. Первая — раскрыть методологическое значение принципа композиционности на основе анализа философского знания; обосновать его метафилософский статус. Вторая — определить сущностную специфику философского познания с позиции его композиционности; обосновать значение композиционности как критерия философского знания в аспекте его концептуальности.

Ключевые слова: композиционность, познание, концепт, форма, содержание.

Исследование философского знания — предмет метафилософии. С метафилософских позиций такое исследование всегда сталкивается с рядом объективных трудностей, выступающих сущностными чертами философии как вида познания. Во-первых, это предельная абстрактность философских учений и категориального аппарата. Во-вторых, уникальность и неповторимость стиля философствования как отдельных ее представителей, так и целых исторических эпох. В-третьих, гносеологический статус философского познания, который можно обозначить как трансгносеологический, то есть удовлетворяющий в части своих существенных признаков разным видам познания — научному, художественному и даже обыденному. Вместе с тем специфика самой философии, как типа знания, не растворяется в разнообразии оригинальных способов его репрезентации и не сводится ни к одному из тех видов познания, с которыми имеет общие признаки.

На эту особенность философских текстов обращал внимание М. К. Мамардашвили: «Допустим, что перед нами несколько текстов совершенно разной природы и характера — житейский, художественный, научный, философский, религиозный и т.д. Разумеется, мы безошибочно определим, какой из них философский» [1]. М. К. Мамардашви-ли в качестве критерия идентификации предлагает полагаться на чувство интуиции и утверждает, что рациональные критерии, если они и существуют, то в своем бесконечном многообразии только запутывают голос интуиции. Тот факт, что даже критерии демаркации научного знания — методологически сложная и исторически изменчивая проблема для эпистемологии может оказаться психологически непреодолимым для исследователя метафилософии.

Хорошими методологическими ориентирами в исследовании специфики философского знания являются постнеклассические требования, предъявляемые к облику современного познания, такие как тенденциальная реализация критериев демаркации, гибкость и вариативность методологических принципов. Опираясь на данные требования, для исследования особенностей философского познания предлагается использовать принцип композицион-ности. В основе композиционности как принципа познания лежит идея об априорной композицион-

ности мышления, которая реализуется в разных гносеологических практиках, и в том числе во всех видах познания.

Принцип композиционности включает три аспекта: творческий, характеризующий композицию как процесс создания неповторимых, уникальных единиц — произведений; прагматический, реализующийся как процесс упорядочивания разнородного материала при помощи единых правил; и концептуальный, который характеризует композицию как сложную целостность, системное образование. Каждый из трех аспектов проявляется через ключевой признак. Творческий аспект — через доминантность, которая выражает активный, целостный и целенаправленный характер сознания субъекта, формирующий ключевую оппозицию «центр —периферия». Прагматический аспект — через структурность, которая фиксирует момент упорядочивания, подчинения частей целому. Концептуальный аспект — через взаимосвязь формы и содержания, которая обеспечивает адекватность познавательного инструментария содержательной составляющей познания.

Многообразие видов познания обусловлено доминированием того или иного аспекта и соответствующего признака в конкретной познавательной практике. В целях обнаружения композиционной специфики философского познания необходимо рассмотреть его в сопоставлении с другими видами познания.

Как уже отмечалось, у философии есть общее и с обыденным знанием, и с художественным, и с научным познанием, однако она не есть в чистом виде ни то, ни другое, ни третье.

1. С обыденным знанием философию объединяет понятие «мировоззрение». Философию чаще всего определяют как высший теоретический уровень мировоззрения, содержащий руководство к формированию определенного образа жизни, направленного на раскрытие ее смысла. Таким образом, философия — это своего рода предел обыденного знания, а обыденное знание, выраженное в мировоззрении, есть базовый исходный уровень знания философского.

Жизненный опыт является одним из важнейших источников философствования. Собственно,

это и позволяет относить интеллектуальное творчество мыслителя к тому или иному периоду истории философии не просто хронологически, но парадиг-мально, в соответствии с характером постановки и решения ключевых проблем. Поэтому Фалеса называют одним из первых античных философов, Боэция именуют «последним римлянином», а И. Канта считают родоначальником немецкой классической философии, и т. д.

У своих истоков философское знание, зародившееся в античной Греции, выступало в форме мировоззрения, оно выражало стремление человека упорядочить знания об окружающем мире, гармонично встраивая индивида в структуру общества, а последнее, в свою очередь, в структуру Космоса. В дальнейшем эта тенденция, наиболее близкая обыденному знанию, сохраняет свою значимость в религиозной философской традиции, усилившейся в средневековье и характерной, в частности, для русской философской мысли, часто находившей выражение в жанрах проповеди, исповеди, поучения.

Мировоззренческие черты обыденного знания сохранились и в светской философской традиции, реализуясь преимущественно в этической составляющей философского учения. Философия предписывает систему правил поведения, способствует самоопределению человека в мире и помогает органично сосуществовать с окружающими людьми. Поэтому в качестве мировоззрения философское знание, как и обыденное, основано на преобладании структурности, то есть прагматического аспекта композиционности.

2. Существует ряд аргументов в пользу научности философского знания. Эталону классической научной рациональности в полной мере соответствуют философские трактаты Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Канта, Г. Гегеля, Б. Рассела, Л. Витгенштейна, К. Поппера, Т. Куна и др.

В качестве науки философия стремится к все-охватности и универсальности, претендуя стать объяснительной моделью мира. Язык философии — это язык категорий, благодаря которым философ стремится выявлять универсальные принципы, и закономерности, следуя при этом определенной методологии. Это выражается в современной дисциплинарной дифференциации философского знания, позволяющей структурировать философское учение, обнаруживая в нем онтологическую, гносеологическую, антропологическую, этическую, эстетическую и другие составляющие.

На этом уровне тоже доминирует прагматический аспект композиционности, так как философское знание должно быть логически выстроенным. Однако если бы в ней был выражен лишь этот аспект, то невозможно было бы разграничить философию и науку.

3. Нередко философия тесно смыкается с искусством, переходя на язык повествования и метафор, ярко выражающих авторский стиль мышления философа, который мы видим в произведениях Платона, Ф. Ницше, Ф. Достоевского, Ж.-П. Сартра и др.

С художественным знанием философию объединяет, во-первых, выраженность индивидуального начала. Это позволяет говорить о том, что в философском знании доминирует субъект-кре-атор. У философской системы всегда есть автор со своим уникальным стилем рассуждения и подходом к решению проблем.

Во-вторых, еще одна общая точка, объединяющая философию и художественное знание, — это текстуальная организация. Философский текст должен пониматься широко, как совокупный результат интеллектуальной деятельности философа, то есть его учение. В отличие от художественного знания, выражающегося в реальности художественного текста, философский текст по форме может быть и художественным, и научным.

М. К. Мамардашвили предлагает разделять все философские тексты на две большие группы: прямые (аналитические), требующие определенного набора знаний, приложения интеллектуальных усилий для их понимания, и косвенные (выразительные), направленные к эмоциональной стороне восприятия, нуждающиеся в расшифровке и интерпретации. Последние он называет текстами-«проповедями». «Прямой текст обращен к нашей способности рассуждения и понимания. Объект и текст здесь как бы едины... «Проповедь» есть передача некоего состояния, внушение нам его. В этого рода текстах. не столько формируется понимаемое только самим автором содержание, сколько присутствует желание заразить им своего читателя» [2]. В этом смысле к косвенным выразительным текстам можно отнести различные группы философских текстов:

— художественные тексты, написанные филосо-фами-иррационалистами, (например, «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше);

— литературные формы философии (например, художественные произведения представителей русской философской мысли — Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, «Философские повести» Ф. Вольтера, «Похвала глупости» Э. Роттердамского, философская афористика А. Шопенгауэра, Б. Паскаля, С. Кьеркегора); работы некоторых экзистенциалистов (например, «Стена», «Тошнота» Ж.-П. Сартра, «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек» А. Камю);

— религиозно-философские трактаты и тексты, имеющие ярко выраженную этическую направленность (например, «Исповедь» Августина, «Смысл творчества» Н. А. Бердяева, «Размышления» Марка Аврелия, «Опыты» М. Монтеня), или попытки рационализации мистического опыта (например, «Аврора. » Якоба Беме) и апофатические труды (например, «Об ученом незнании» Н. Кузанского, «Непостижимое.» С. Л. Франка);

— автобиографические трактаты (например, «История моих бедствий» П. Абеляра, «Племянник Рамо» Д. Дидро) и художественные реконструкции реальных событий (например, «Апология Сократа» Платона, «Разговор Д'Аламбера с Дидро» Д. Дидро) и другие.

С другой стороны, некоторые, казалось бы, по своей тематике косвенные тексты, реализуются как прямые, поражая своей наукообразностью. Например, «Этика» Б. Спинозы, написанная «геометрическим» стилем, «Трактат о принципах человеческого знания» Дж. Беркли, задуманный как апология христианской религии, произведения некоторых иррационалистов, оперирующих вполне рациональным категориальным аппаратом, как, например, «Творческая эволюция» А. Бергсона, «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэра. К этой же категории можно отнести рациональный анализ нравственного и эстетического у И. Канта в «Критике практического разума» и «Критике способности суждения», теологические трактаты, в которых

подвергается рационализации религиозная вера (например, в «Суммы» Фомы Аквинского, «Про-слогион» Ансельма Кентерберийского) и многие другие.

Важно отметить, что некоторые тексты, имеющие вполне рациональное содержание, реализуются как иррациональные по форме (например, диалоги Платона). Точно так же справедливо и обратное, многие философы, говорящие об иррациональном, делают это на языке понятий и категорий (например, исследование бессознательного З. Фрейдом).

В первом приближении кажется очевидным, что если текст художественный по форме, то он должен подчиняться композиционным закономерностям художественного текста. Для такого текста структура — не самоцель, значит, прагматический аспект композиционности отходит на второй план. Для этого типа философских текстов не обязательно быть жестко структурированными и тотально логичными. Намного важнее внутренняя логика повествования, логика художественного образа, художественная правда.

В том случае, когда текст по форме аналитический, то он должен конструироваться в соответствии с критериями научной рациональности.

С вышеописанных позиций, предлагаемых М. К. Мамардашвили, понятие собственно философского текста растворяется в своих полярных противоположностях — аналитическом и выразительном. Однако это не всегда так, поскольку не все многообразие философских текстов может быть бинарно отсортировано. Таким образом, вопрос о критериях философичности текста таким делением не снимается.

Поскольку ни прагматический, ни творческий аспект композиции не являются специфицирующим для философского познания, можно предположить, что на первый план в нем выходит концептуальный аспект. Однако это еще надо обосновать. Если это так, то специфика философского текста может быть обнаружена через соотношение формы и содержания.

В своей этимологии «концепт» выступает как аналог понятия: «концепт является калькой с латинского сопсер1;и8 «понятие», от глагола сопареге «зачинать», т. е., значит, буквально «поятие, зачатие»; понятие от глагола пояти, др.-рус. «схватить, взять в собственность, взять женщину в жены» буквально значит, в общем, то же самое» [3]. Будучи изначально термином математической логики, сегодня термин «концепт» широко применяется в лингвистической науке, искусствоведении, культурологии, философии, где обрастает различными коннотациями. В математической логике под концептом подразумевается исключительно содержание понятия, то есть синонимом концепта является смысл. В культурологии, напротив, о концепте говорят, когда подразумевают структуру, абстрагированную от конкретного эмпирического содержания. Этот же смысл сохраняется и в языкознании.

Исследования в области лингвистики показали, что концепт сложен по структуре и многоаспектен, он представляет собой ««пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождает слово...». «Концепты не только мыслятся, они переживаются. Они — предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений» [3]. Таким образом, понятие «концепт» констатирует гибридность философского знания, снимая вышеописанную двойственность философских тек-

стов: образность роднит его с художественным, а дискурсивность — с научным познанием.

Таким образом, философский концепт репрезентирует определенное соотношение формы и содержания. Опираясь на типологию текстов М. К. Мамардашвили, можно разделить формы философских концептов на два типа — рациональную и иррациональную.

Рациональная форма философского концепта опирается на структурообразующий категориальный аппарат, и оперирует при этом преимущественно формально-логическим инструментарием в обосновании. В рациональную форму облекались теологические концепции средневековых философов-богословов — Фомы Аквинского, Ансельма Кентерберийского, в Новое время в индуктивист-ские и дедуктивистские поиски универсальной методологии знания Ф. Бэкона, Р. Декарта, в истории новейшего периода — позитивистской философии. Категориальный аппарат рационализма исторически развивался, при этом они всегда имели сторгую логическую дефиницию в пределах концепции. В качестве примера можно назвать априорные формы чувственности и рассудка, описанные И. Кантом в «Критике чистого разума», диалектические триады Г. Гегеля и т. п.

Иррациональная форма философского знания оперирует иным набором принципов и инструментов построения концепции. Эту линию можно назвать платоновской. Для концепции Платона характерно изложение философских идей в литературной форме диалогов, наличие персонажей, высокая образность и метафоричность повествования, сюжетность и другие черты, которые позволяют квалифицировать эти тексты не только как философские, но и как литературные.

Эта линия имела свое развитие как в жанре диалогов, так и в других литературных жанрах — автобиографических, эссеистских, утопических и др. повествованиях, например у Августина Аврелия, Алкуина, в Возрождении — у Данте Алигьери, Дж. Пико делла Мирандола, Э. Роттердамского, Т. Мора, в Просвещении — у Ф. Вольтера, Д. Дидро, в новейшей философии — у Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра и др.

Иррациональная форма философского знания тоже предполагает наличие категорий, специфичных для иррациональных концепций: «душа», «жизнь», «воля», «тоска», «тошнота» и т. п. Причем отношения между этими категориями не всегда однозначны и очевидны. В тех случаях, когда такие категории получают определение в рамках концепции, это определение, как правило, не дискурсивное, а художественное (описательное, метафорическое, аллегорическое и т. п.). В целом, для иррациональной формы философского знания характерны различные комбинации художественных приемов и черт литературного творчества: аналогия, аллегория, метафора, афористика, образность, эмоциональность и т. д.

Кроме того, одни и те же категории могут присутствовать в философских концепциях обоих типов, однако содержание их может существенно различаться. Из этого можно сделать вывод о том, что содержание имеет не меньшее значение для концепции, нежели ее форма.

Таким образом, если под формой философского знания понимается способ, которым категории представлены в философской концепции, то под содержанием — то, каким образом эти категории

трактуются, каким смыслом они наполняются. Этот смысл тоже может быть двояким — как рациональным, так и иррациональным. К иррациональным по содержанию концептам относятся области эмоционального и чувственного, в которых предметом осмысления становятся объекты религиозного, морального, психологического порядков, например, вера, любовь, творчество, воля и др.

Можно сказать, что концепт есть некая устойчивая структурированная целостность, которая предстает как результат визуализации понятия или же рационализации образа. В рамках конкретного концепта возможны различные комбинации рационального и иррационального. Имея в виду соотношение формы и содержания философского знания, как ключевой аспект его композиционности, воплощенный в философской концепции, можно произвести следующую классификацию философских концептов (текстов).

1. Концепции иррациональные по форме (способу исследования) и рациональные по содержанию (предмету исследования). В таких концептах при помощи художественных средств презентуются дискурсивные смыслы. Типичный пример — диалоги Платона, которые в художественной форме описывают интеллегибельную картину бытия — мир идей, постигаемых при помощи разума. Платон активно употребляет метафоры (например, тело — «гробница души») и аллегории (например, трех-частная структура души в виде колесницы с двумя конями и возницей), использует композиционные вставки (например, миф о пещере) и т. п.

2. Концепции рациональные по форме и иррациональные по содержанию. В этом типе концептов при помощи логических приемов (анализ, синтез, дедукция, индукция и др.) исследуются иррациональные объекты. В качестве примера можно указать на исследование бессознательного З. Фрейдом или доказательства бытия христианского Бога Ансельмом и Фомой. Возможно, одним из самых показательных примеров выступает логически отчеканенная формула нравственного поведения — категорический императив И. Канта.

3. Концепции иррациональные по форме и иррациональные по содержанию. Для этих концептов характерно использование разнообразных выразительных средств применительно к иррациональным объектам. Например, трактаты мистиков о божестве, в частности «Аврора.» Я. Беме, критика религии и нравственности в «Заратустре» Ф. Ницше.

4. Концепции рациональные по форме и рациональные по содержанию. Этот тип концептов стро-

го придерживается категориальной матрицы, где каждому понятию дано определение и строго выдерживаются логические требования обоснования. В качестве примера можно рассмотреть трактаты Аристотеля, исследование закономерностей познания И. Кантом в «Критике чистого разума», «Науку логики» Г. Гегеля.

Таким образом, концептуальность философского мышления обусловлена третьим аспектом компо-зиционности — диалектикой формы и содержания, хотя механизм философского познания объемлет и прагматический аспект, выражающийся в наличии структуры, а также доминанту, которая реализуется субъектом — креатором, то есть философом. Философский концепт является законченным целым, которое содержит обоснование именно такого соотношения своих элементов. Поэтому концепт является критерием верификации философского знания. Таким образом, композиционность философского познания определяется его концептуаль-ностью.

Концептуальный аспект композиционности в философском познании подчиняет прагматический и творческий. Это значит, что философское познание может реализовываться на всех трех уровнях — мировоззренческом, текстуальном и концептуальным. При всем многообразии философских концепций, специфика философского знания не растворяется именно благодаря его композиционным особенностям.

Библиографический список

1. Мамардашвили, М. К. Введение в философию [Электронный ресурс] / М. К. Мамардашвили. — Режим доступа : http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/MaM/01.php (дата обращения: 05.06.2015).

2. Мамардашвили, М. К. Современная европейская философия (ХХ век) / М. К. Мамардашвили // Логос. — 1991. — № 2. - С. 109-110.

3. Степанов, Ю. С. Концепт [Электронный ресурс] : слов. литературоведч. терминов / Ю. С. Степанов. — Режим доступа : //http://genhis.philol.msu.ru/article_120.shtml (дата обращения: 07.06.2015).

ЗВЕРЕВА Юлия Юрьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Адрес для переписки: the_besti@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.07.2015 г. © Ю. Ю. Зверева

Книжная полка

Ан, С. Философия / С. Ан, В. Маркин, В. Фомин. - 2-е изд., стер. - М. : Флинта, 2014. - 400 с. -ISBN 978-5-9765-1745-5.

Учебное пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта третьего поколения. Пособие раскрывает основные этапы становления человеческих представлений о мире и очерчивает круг проблем, стоящих перед философией сегодня. Обращение к философско-антропологической проблематике есть концептуальная позиция авторов, ориентировавших свои лекции на будущих педагогов.

Для преподавателей, студентов, магистрантов, аспирантов и всех интересующихся мировоззренческими и методологическими проблемами философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.