Научная статья на тему 'Композиционные модификации репортажа на российском телевидении'

Композиционные модификации репортажа на российском телевидении Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1119
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / ЖУРНАЛИСТИКА / КОМПОЗИЦИЯ / РЕПОРТАЖ / СМИ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Астахова Татьяна Юрьевна

Статья посвящена эволюции жанра репортажа. Выявляются модификации классических стандартов репортажа в типологической системе современных российских СМИ. Исследование касается очень важных для российской журналистики вопросов, которые до сих пор не имеют однозначных ответов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the development of the reportage genre. The author reveals the modifications of classical reporting standards in the typological system of modern Russian media. The study deals with the issues that are very important for the Russian journalism but still do not have clear-cut answers.

Текст научной работы на тему «Композиционные модификации репортажа на российском телевидении»

АСТАХОВА Т. Ю.

КОМПОЗИЦИОННЫЕ МОДИФИКАЦИИ РЕПОРТАЖА НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ Аннотация. Статья посвящена эволюции жанра репортажа. Выявляются модификации классических стандартов репортажа в типологической системе современных российских СМИ. Исследование касается очень важных для российской журналистики вопросов, которые до сих пор не имеют однозначных ответов.

Ключевые слова: репортаж, журналистика, СМИ, жанр, композиция, телевидение.

ASTAHOVA T. YU.

COMPOSITIONAL MODIFICATIONS OF REPORTAGE ON RUSSIAN TELEVISION Abstract. The article considers the development of the reportage genre. The author reveals the modifications of classical reporting standards in the typological system of modern Russian media. The study deals with the issues that are very important for the Russian journalism but still do not have clear-cut answers.

Keywords: reportage, journalism, media, genre, composition, television.

В телевизионной журналистике сейчас активно происходит процесс жанрообразования. Многие жанры трансформируются, заменяются другими, либо взаимодействуют и синтезируются. Становление отечественного репортажа происходит в лучших произведениях таких публицистов и журналистов конца XIX-начала XX вв., как В. Гиляровский (см. [3]), М. Кольцов, Л. Рейснер, под влиянием творчества которых репортаж приобретает свои индивидуальные признаки и черты, ставшие основой теории современного репортажа [4].

Дальнейшая история репортажа связана с развитием системы средств массовой коммуникации: появляются медиа-варианты репортажа, различающиеся каналом передачи информации, - радиорепортаж, телевизионный репортаж, сетевой репортаж. Формирование репортажа на радио и телевидении является не только результатом адаптации сложившегося печатного жанра - оно происходит на основе прямой радио- и телетрансляции [2; 7; 10] и представляет собой последовательное развитие прямого (некомментированного и комментированного), а затем - записанного, смонтированного вариантов репортажа [10; 11, с. 241]. Анализ жанровой структуры телевидения и особенностей телерепортажа представлен в исследованиях Р. А. Борецкого, С. А. Муратова и др.

Классическая типология журналистских жанров уже не может адекватно отражать картину современной реальности. М. М. Бахтин писал о необходимости учитывать жанровые изменения, отмечая, что «в каждую эпоху задают тон определенные жанры» [1, с. 103]. Главная задача информационных жанров - быстро проинформировать аудиторию о событиях и явлениях в мире, причем сделать это надо оперативно, поскольку люди могут получить информацию из других источников и не всегда правдивую. Этой задаче в информации подчинено все: время, законы жанра, работа журналистов. Людям важна новость. «Индустрия новостей» всегда играла значительную роль в политической и экономической жизни общества, в культурных и социальных процессах. В истории известны случаи, когда журналистские новости использовались для дезориентации противника, например, во время мировых войн. В мире происходит масса событий, и задача журналиста -представить зрителям наиболее полную картину происходящего.

Слово «репортаж» возникло от латинского «reportage», которое означает «передавать», «сообщать». Изначально репортажи были посвящены судебным заседаниям, парламентским дебатам и собраниям, но позднее репортажи такого содержания стали называться просто «отчетами». А. А. Тертычный в своей работе о жанрах журналистики пишет, что российская школа журналистики и западная школа несколько по-разному представляют себе жанр репортажа: «выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хэмингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет в виду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их «имени», и являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего российского репортажа» [2, с. 128].

Исследователи жанра репортажа сходятся во мнении, что основная задача репортера -создать эффект присутствия, то есть дать возможность аудитории быть очевидцем события. Эффект присутствия помогает доказать то, что репортер описывает то, что видел своими глазами. Поэтому лучшей «почвой» для репортажа становятся предметные ситуации, события, и, уверен А. А. Тертычный, именно «быстро развивающиеся». Но репортер должен не только подробно описать событие, создать эффект присутствия, но и вызвать у читателя сопереживание о рассказываемом (эмпатию). Этого можно достичь, используя изложение динамики события или изложение динамики авторских переживаний. Первый способ применим к быстроразвивающимся событиям, когда журналист-репортер просто показывает читателю это развитие. Второй же способ относится к репортажам о событиях, развивающихся менее динамично. Здесь журналист может или описать внутреннее развитие, внутреннюю динамику события, или рассказать о динамике своих переживаний, которые вызвало данное событие.

Отличительная черта репортажа - динамично развивающееся действие. И для журналиста-репортера развитие события важнее его итога, журналисту важно показать как на его глазах развивается событие [4]. В связи с этим М. Н. Ким выделяет некоторые сложности сюжетно-композиционного построение журналистского текста в этом жанре: выбор отображаемого отрезка события, выбор и расстановка участников, отбор и расположение фактического материала, отбор и компоновка наиболее ярких эпизодов, отбор характерных деталей, отбор авторских впечатлений. «Журналистский репортаж помимо исходного требования фиксации непосредственных наблюдений очевидца или участника события требует той структурной строгости и цельности воплощения итогов наблюдения в тексте, которая переводит его в особый способ выражения из совокупности того или иного числа авторских заметок, необходимой «цепочки» впечатлений, суммы эпизодов. Жанр репортажа требует достаточно строгой фокусировки точки зрения наблюдателя, искусного отбора и взаимоподчинения деталей наблюдения с одновременной передачей «сиюминутных» ощущений и ассоциаций наблюдателя-автора. В таком сочетании достаточно противоречивых требований кроется, по нашему мнению, творческий «нерв» специфических сложностей репортажного жанра» [3, с. 236]. Журналист-репортер сталкивается с тем, что различные компоненты репортажа (факты, мнения, впечатления, детали и прочее) нужно как-то организовать, чтобы получился структурный текст. Это, по мнению М. Н. Кима, обусловлено необходимостью свернуть событие до нескольких наиболее значимых эпизодов - только в этом случае репортеру удастся показать событие наиболее понятно для читателя.

Сложность написания репортерского текста - собрать различные эпизоды так, чтобы получилась целостная картина. В. В. Ученова уверена, что журналистский репортаж - это не прямая проекция происходящего события. «Между методом познания и его жанровым воплощением существует «зазор», уверена исследователь. Этот «зазор» различен в каждом репортажном решении, и благодаря этой многозначности появляются «оттенки жанровых вариантов» [цит. по: 6, с. 56].

В арсенале журналиста-репортера есть и различные композиционные решения. Журналист может выстраивать события в хронологическом порядке или же может задать другую последовательность. М. Н. Ким отмечает, что в практике выработана «устойчивая схема репортажного описания». Сначала репортер дает «зарисовочную заставку» - какой-либо яркий эпизод, который помогает ввести читателя в курс дела. Такая заставка должна привлечь внимание к репортажу. После зарисовочной заставки идет «репортажное описание». Это основная часть репортажа, где присутствуют и отступления, и диалоги, и впечатление, и прочие элементы. Именно этими элементами создается эффект присутствия в

тексте. Так как репортерский текст должен вызывать у читателя еще и чувство соучастия в событии, репортер должен обращаться еще и к чувствам читателя. В репортажном описании важно правильно подобрать детали, которые помогут воссоздать отображаемое репортером событие. Весь текст удачного репортажа должен быть пронизан действием, все детали должны быть взаимосвязаны. Концовка репортажа - обобщение впечатлений, оценок и мнений. Эта структурно-композиционная схема репортажа, считает М. Н. Ким, при желании может быть изменена автором - репортаж может быть построен на ассоциативных связях или исторических параллелях. Но все же чаще всего репортерский текст строится по вышеописанному принципу.

Самое главное в репортерском тексте, то, что делает его выразительным - это удачно подмеченные детали, пейзажные и портретные зарисовки, диалоги, яркие впечатления и прочие элементы). «Стержнеобразующий жанровый элемент» репортажа - отражение события так, как оно происходило на самом деле. Также репортажу свойственно особое воспроизведение времени и пространства - в репортерском тексте время прерывисто, условно - по продолжительности оно не соответствует реальному времени описываемого события, но время в репортаже всегда динамично, оно движется от начала описания к концу.

Журналист-репортер не обязательно действующее лицо происходящего, хотя в некоторых случаях может быть им, но журналист всегда активный наблюдатель события [5, с. 89]. Это помогает репортажу дать читателю наглядное представление о том или ином событии через восприятие репортера, который выступает очевидцем или участником описываемого события. В репортаже должна быть динамика повествования, связанная с протяженностью действия во времени и пространстве; наглядность, которая помогает создавать образную картину происходящего, предельная документальность - никакой реконструкции, ретроспектив и творческого вымысла; эмоционально окрашенный стиль повествования, который придает рассказу убедительность; активная роль личности журналиста-репортера.

В современных реалиях российских средств массовой информации жанр репортажа несколько видоизменяется. Проведенный анализ показал, что репортаж зарождался как сугубо информационный жанр и развивался также в этом векторе. Теоретически считается, что главная задача репортажа - сделать читателя очевидцем события, предоставив ему всесторонние факты и мнения, описав детали происходящего и мнения экспертов, которые опишут ситуацию с разных сторон, что поможет читателю сформировать о событии свое собственное мнение, которое не будет никем продиктовано, а станет результатом его собственных размышлений, основанных на взвешивании всех фактов и мнений.

Несмотря на то, что и раньше, в контексте существования репортажа как информационного жанра, в материалах при желании можно было вычленить авторскую позицию, она читалась только лишь между строк и открыто и прямо не озвучивалась. Сейчас присутствие автора в тексте становится все более навязчивым и ощутимым, а за автором чаще всего скрывается редакционная политика издания.

В материалах увеличивается степень присутствия и самого автора, и героев, наделенных собственным мнением. Эта «персонализация» не случайна - она обусловлена необходимостью средств массовой информации донести до своего читателя не объективную картину произошедшего, а свое видение этого. Что, в свою очередь, обусловливается нарастающей в обществе поляризацией мнений. Кроме этого, авторская позиция, отвечающая и редакционной политике издания, озвучивается в репортажах открыто, путем построения текста, выбора спикеров и героев, необоснованных суждений, использования нехарактерной для информационного текста лексики и прочих атрибутов выражения авторской позиции. Если же авторская позиция не выражена явно, то репортер выражает ее, делая текст эмоциональным. Таким образом, классические стандарты жанра модифицируются.

Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что стандартное представление о репортаже как исключительно информационном жанре, исключающем любую авторскую оценку или комментирование, не соответствует современной российской профессиональной практике. Сегодня редакционная политика и позиция автора напрямую влияют на выбор темы, отбор источников информации, спикеров, а также формы подачи материала - от заголовка до иллюстраций.

В условиях современных реалий и политических событий формируется новый тип жанра, который, в первую очередь, меняет свою задачу и становится не столько объективным свидетельством, сколько еще одной платформой для выражения мнения. Несмотря на то, что репортаж все еще несет в себе некую информационную функцию, рассказывая о событии, делается это в определенном ключе и называться объективным освещением события не может.

Сделаем некоторые выводы.

1. Несмотря на то, что репортаж исторически считался информационным жанром, современным условиям это положение не отвечает.

2. Взамен классического репортажа сегодня формируется новый тип репортажа.

3. На репортаж сегодня существенное влияние оказывает редакционная политика издания, которая тесно переплетается с авторским мнением и находит выход в репортаже.

4. Для современного репортажа (так называемого «репортажа нового типа») характерно явное выражение авторской позиции, эмоциональное повествование, а также «предоставления» слова только одной стороне, мнение которой согласуется с мнением редакции. Несмотря на это формально репортаж нового типа отвечает классическим канонам жанра.

5. Сегодня основной функцией репортажа является не объективное свидетельство, а выражение чьей-либо позиции или мнения о произошедшем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. - М.: Просвещение, 1994. -511 с.

2. Борецкий Р. А. Беседы об истории телевидения. Лекции, прочитанные на факультете журналистики МГУ в феврале - мае 2010 г. - М.: Икар, 2011. - 178 с.

3. Есин Б. И. Репортажи В. А. Гиляровского. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 112 с.

4. Ким М. Н. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Питер, 2011. -400 с.

5. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. - 320 с.

6. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / ред-сост. С. Г. Корконосенко. - СПб: Знание, 2000. - 384 с.

7. Новиков К. Ю. Радиорепортер и радиорепортаж в XXI веке. - М.: ВК, 2005. - 88 с.

8. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 245 с.

9. Ученова В. В. Метод и жанр: диалектика взаимодействия // Методы журналистского творчества. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 65-91.

10. Хараидзе К. Г. Репортаж как жанр советской радиопублицистики: дис. ... канд. филол. наук [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/reportazh-kak-zhanr-sovetskoy-radiopublitsistiki (дата обращения: 01.12.2018).

11. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 382 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.