Коврижкина О.В., доц.
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
КОМПОЗИЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА
architektura_bgty@mail.ru
Изучение нового формообразования в архитектуре и особенности его восприятия практикуется в дисциплине «Композиционное моделирование» на кафедре «Архитектура и градостроительство» Белгородского государственного университета имени В.Г. Шухова и предназначено для студентов младших курсов специальности «Архитектура». Методика композиционного моделирования легла в основу практической деятельности учащихся в овладении средствами композиции. На практических занятиях курса «Композиционное моделирование» выполняется ряд упражнений в макетировании и ряд упражнений в графике, т.е. в объемном и плоскостном моделировании, что развивает способность поэтапного преобразования объемной модели в плоскостную модель ортогонального изображения и обратный процесс. Переключение способов решения композиционной задачи способствует развитию пространственного воображения и мышления учащихся. Изучение поэтапного объемного и плоскостного моделирования в композиции и изучение приемов архитектурной графики позволяет практическому применению их в дисциплине «Архитектурное проектировани» на всех последующих курсах.
Ключевые слова: композиционное моделирование, объемно-пространственная композиция, архитектурная графика, формообразование, клаузура.
Введение. Архитектура как неотъемлемая часть общественно - социальной жизни участвует в формировании всестороннего развития человека и в воспитании профессионального мастерства будущих архитекторов. Многогранность архитектурной деятельности требует овладения передовой теорией архитектуры и ее важнейшей части - теории архитектурной композиции.
«Архитектурная композиция - это закономерное и оптимальное сочетание объемов и пространства в единую гармоничную архитектурную форму, отвечающую назначению произведения природным и социальным условиям [1]. Цель архитектурной композиции -достижение единства формы и содержания, т.е. создание с помощью композиционных средств архитектурной формы, адекватной содержанию. Идея в архитектурной композиции - это организующее звено, основанное на конкретности заказа, влияющее на творческий замысел архитектора и эстетическое воздействие на человека. Поэтапное воплощение идеи как неотъемлемой части произведения связано с задачами архитектурной композиции, которые определяются требованиями функционального, конструктивного и художественного порядка.
Средства архитектурной композиции - это объективные свойства материальной объемно-пространственной формы, с помощью которой достигается наиболее полное и яркое выражение идеи архитектурного произведения. Основы построения архитектурной композиции и изучение объективных свойств форм заложены в содержании объемно-пространственной композиции.
Если архитектурная композиция включает в себя ответ на целый ряд факторов (социальных, функциональных, экономических, конструктивных и др.), то цели объемно-пространственной композиции значительно скромней.
Объемно-пространственная композиция основана на количественных изменениях пространственных форм, и их сочетаний (величина, масса, положение в пространстве, геометрический вид и т.д.) и опирается на особенности зрительного восприятия человека, на его психофизиологические данные. «Архитектурная композиция является стержнем основной профилирующей дисциплины «Архитектурное проектирование», которая на младших курсах носит название «Основы архитектурного проектирования «и включает следующие разделы: архитектурная графика, объемно-пространственная композиция и начала архитектурного проектирования» [2].
Исследование специфических художественно-эстетических требований и законов в построения объемно-пространственной композиции практикуется в дисциплине «Композиционное моделирование».
Курс имеет узко профессиональную направленность и излагает теоретические основы объемно-пространственной композиции, реализуя их на практических занятиях.
«Композиция - это творчество. Нельзя овладеть композицией, не приобретя в ней собственного опыта. Основные принципы формообразования учащиеся должны испытать в ходе живой деятельности. Изучение программ многих отечественных и зарубежных
архитектурных школ показывает: нигде постижение композиции не ограничивается умозрительным освоением её основ, теоретических основ, везде оно сочетается с практической работой, причём практический раздел выступает в роли ведущего» [3].
Методика. Практическая подготовка по композиции на кафедре «Архитектура» в Белгородском государственном технологическом университете имени В. Г. Шухова начинается с творческих композиционных заданий курса «Композиционное моделирование», которые выполняются студентами первого и второго курсов в объемном и плоскостном моделировании, т. е. средствами макетирования и архитектурной графики. Макеты и графические упражнения композиционного моделирования собираются, классифицируются, сортируются и хранятся в методическом фонде кафедры. Содержание методического фонда стало важной задачей в повышении качества композиционной педагогики, а для профессиональных архитекторов и для начинающих студентов эти макеты могут служить источником накопления новых визуальных образов в поиске оригинальных, не опробованных формообразовательных решений.
«Методический подход в организации начальной композиционной подготовки дизайнеров выразился в способе постановки композиционного задания, формулировании условий, определений целей, установки ограничений» [4].
Методика курса «Композиционное моделирование» легла в основу его практических занятий. Первые задания композиционного практикума курса «ОПК» выполняются в макетах и дают студентам начальные понятия о средствах композиции и её основных видах. Композиционно-макетная форма упражнений отвлечена от условий реального архитектурного задания, чем открывает возможности для проявления свободы фантазии. В конце первого семестра обучения проводится результативное задание в макетировании - контрольная клаузура. Задание предусматривает самостоятельное решение проекта небольшого сооружения с выраженной информационной функцией - выставочный, рекламный стенд. Во втором и третьем семестрах обучения методические задачи заданий постепенно усложняются и в композиционный практикум вводятся художественно-графические упражнения экспериментального характера на основе использования типовой программы,
применительно к условиям периферийного вуза.
Графические упражнения, как плоскостная форма композиционного моделирования, начинают применяться в последовательной стадийной разработке практических заданий. Студенты изучают композиционное построение на плоскости, архитектурную графику и ее техники.
Архитектурная графика - это способ передачи архитектурно-графической информации посредством линии, тона, светотени, фактуры и цвета с целью наиболее полно выразить идею проекта в графической модели. Архитектурная графика на всех стадиях архитектурного проектирования от первоначального замысла - эскиза-идеи до окончательного доведения проекта до рабочей стадии является творческим процессом архитектора.
«Первые эскизы я всегда выполняю в небольшом масштабе - 1/500. Когда идея проясняется, я ее развиваю стараюсь сопроводить рисунки пояснительным текстом Макетом я проверяю свою работу, объемы, формы и свободные пространства» [5].
На первых стадиях - это средство быстрой фиксации начальных замыслов будущего проекта; здесь требуется умение обобщенно, без излишней деталировки выразить основную идею проекта. Далее, по мере уточнения деталировки, усложняются приемы графической модели проекта, который заканчивается стадией «рабочие чертежи» и «рабочие макеты». Это конечная цель архитектурного проектирования.
Графическая модель будущего объекта должна давать полное представление о назначении, композиционной и объемно-планировочной структуре сооружения, о его конструкциях, материалах, о целесообразности и экономичности избранного решения.
Изучение и применение архитектурной графики и её технических приемов, как средства выражения архитектурного замысла и его визуального воплощения в проектной документации практикуется на нашей кафедре архитектуры с первого года обучения студентов. В дисциплинах «Основы архитектурного проектирования», «Введение в профессию», «Композиционное моделирование» существует ряд заданий несущих графическую информацию.
Реализуя свой художественный замысел, архитектор пользуется методом моделирования. На практических занятиях курса «Композиционное моделирование»
выполняются упражнения в макетировании и упражнения в графике (рис. 1). Такое применение объемного и плоскостного
моделирования в учебном процессе, как этап построения композиции, выявляет
профессиональный подход к процессу моделирования и наиболее эффективным образом развивает пространственное мышление учащихся.
К объемному моделированию относятся объемные модели, которые изображаются на двухмерной плоскости листа бумаги, экрана, картины и др.
Трехмерное построение объемной модели делает её вполне соответствующей архитектурной форме, быстро и цельно воспринимается, показывает взаимосвязь всех поверхностей формы. Возможность
экспериментирования с объемной моделью показывает результаты поведения будущего объекта в различных условиях и с различных сторон.
Рис. 1. Несущие и несомые конструкции
Плоскостные модели используют для: фиксирования определенного состояния или положения объекта; мысли архитектора (эскизы); расчленения архитектурной формы на её составляющие (план, фасад, разрез и т.д.); для более гибкой проработки конкретных качеств объекта. Плоскостное композиционное моделирование выявляет наглядный характер модели в перспективе, аксонометрии, фасадах, развертках и т.д., дающих большую степень соответствия восприятия архитектурной формы натуре.
«Великое искусство не сводится к вопросу о форме и внешним виде, которые можно скопировать, нужны красивые решения
благородных задач; живая архитектура - это всегда стремление вперед - от одного переворота к другому» [6].
Основная часть. Семь графических упражнений, предложенных как
дополнительный материал, имеют конкретные разноплановые задачи и направленности. Одна из направленности упражнений строится на анализе выполненных заданий в макетах и на разборе выявленных ошибок совместно с учащимися. Такие упражнения имеют результативно-проверочный характер (рис. 2), который ведет к последующим исправлениям композиционных ошибок на графических работах.
Рис. 2. Контрасты в объемно - пространственной композиции
В этом направлении решаются задачи к практическим заданиям: «Контрасты в объёмно-пространственной композиции», «Композиционное упражнение на конструктивное взаимодействие объемно-пространственных форм», «Выявление фронтальной поверхности и объёмной формы» [2] .
Другая направленность графических заданий носит эскизный характер (рис. 3) построения композиции и выполняется перед макетированием, что развивает пространственное представление и умение преобразования ортогонального изображения в объемное, натуральное и обратно. Упражнения эскизного характера относятся к заданиям на решение пространственной композиции -«Композиционная организация открытого
пространства», «Композиционное сопоставление закрытых контрастных пространств».
Графические упражнения клаузурного характера являются итоговыми работами по темам практических заданий, таких как изучение метро-ритмических закономерностей в первом семестре обучения (рис. 4) и в третьем семестре обучения: «Взаимосвязь внутреннего пространства с его объемной формой и окружающей средой» [2].
В художественно-графических работах к практическим заданиям мы используем плоскостные визуальные модели, выполненные в перспективном построении, или же плоскостные геометрические модели, выполненные в ортогональном проецировании.
Рис. 3. Сопоставление закрытых контрастных пространств
Рис. 4. Композиция на плоскости. Метро-ритмические закономерности
«Основными средствами изображения объемно-пространственной модели служат геометрические, визуальные и объемные модели. Геометрические модели раскрывают композицию объекта с точки зрения основных видов пространственного расположения форм, их точных геометрических параметров и размеров. Визуальные модели выявляют характер восприятия композиции объемов, форм взаимоположения того или иного вида композиции со зрителем. Визуальные модели воплощают в себе основные качественные
характеристики формы - масштаб и масштабность объемно-пространственной
модели по отношению к человеку» [7].
Плоскостные модели и их элементы изображаются в композиции на плоскости посредством архитектурной графики. Но, прежде чем проанализировать композицию на плоскости, учащихся знакомят с природой самой плоскости, с воздействием сил сопротивления границ плоскости и напряжения ее частей на элементы композиции. В своей книге «Точка и линия на плоскости» В.В. Кандинский исследует
природу плоскости со стороны эмоционального восприятия напряжения её частей и границ. «Под основной плоскостью (ОП) понимается материальная поверхность, которая призвана воспринять содержание произведения. Схематическая основная плоскость ограничена двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями и тем самым выделена из окружающей её среды как самостоятельная сущность» [8] . Далее он приходит к выводу что, приближаясь к границе, формы подвергаются особому воздействию, что имеет для композиции решающее значение. Силы сопротивления границ отличны друг от друга лишь степенью сопротивления.
Василий Кандинский рассматривает противопоставление напряжений четырех частей плоскости исходящих из центра ОП в диагональных направлениях.
Обозначив «специфическое лицо» самой плоскости, далее в заданиях художественно-графических упражнений указываются цели и задачи композиций на плоскости. Предлагается формальный строй выразительных средств, ограниченных плоскостью, для построения данных композиций это - точки, линии, плоскости, простые геометрические формы. «В концептуальном смысле точку, линию, плоскость, объем можно увидеть лишь мысленным взором. Хотя они реально не существуют, мы тем не менее чувствуем их присутствие. Точку мы можем ощутить как место схода двух линий, линию - как контур плоскости, плоскость - как грань объема, а объем - как объект в пространстве. Будучи визуализированы, на бумаге или в трехмерном пространстве, эти элементы превращаются в форму, которая обладает характерными
очертаниями, размерами, цветом, фактурой, вещественностью» [9].
В заданиях художественно-графических упражнений указываются цели и задачи композиций на плоскости. Предлагается формальный строй выразительных средств, ограниченных плоскостью, для построения данных композиций это - точки, линии, плоскости, простые геометрические формы и шрифты.
Для выполнения графических упражнений выбирается:
- один из вариантов графического наброска плоскостных моделей, преобразованных из объемного моделирования;
- вид композиции в двухмерной плоскости - симметричный, ассиметричный, центральный, статичный, динамичный и т.д.
- основной способ изображения в плоскостном моделировании - аксонометрия, перспектива, фронтальная изометрия;
- шрифтовая композиция.
Необходимость ввода шрифтов в
графическое упражнение вызвана освоением их разнообразия для применения в архитектурном чертеже. Шрифт должен соответствовать характеру изображения, составляя с ним единое стилевое и композиционное целое (рис. 5). Основными требованиями, предъявляемые к шрифту в графических композициях на плоскости являются:
-четкость, ясность, удобочитаемость;
-стилевое единство шрифта и изображения на листе бумаги;
-композиционное единство всех букв с изображением архитектурных моделей и их элементов; согласованность масштаба шрифта и элементов композиции.
НТЛЗШС *
......
Рис. 5. Тренировочные упражнения шрифтовой композиции
После разработки эскиза композиционного решения графического упражнения выполняется первый этап его построения. Первый этап построения композиции начинается с последовательного вычерчивания основных и
вспомогательных линий построения форм и элементов чертежа твердыми карандашами -проведение линий по линейке, проведение окружностей и сопряжений геометрических фигур циркулями и другими инструментами.
Второй этап сводится к выявлению объема, пластики поверхности плоскостных моделей и глубины композиционного пространства с помощью архитектурной графики. Техника архитектурной графики выполняется тушью, чертежным пером от руки или другим способом.
В каждом задании упражнений предлагается определенная техника архитектурной графики. В первом упражнении используется графика свободного выбора учащихся или предлагаемая: тушь, перо, кисть. В последующих заданиях используются графические техники: линейно-штриховая, «завиток», «паркетик», «точечная», «сухая кисть», «торцевание», «набрызг» и т.д. Завершается курс из семи графических упражнений введением двух и более приемов архитектурной графики для тонового или линейного изображения элементов композиции и пространства. Соединение нескольких графических приемов в обработке одной композиции, применяется в заданиях на организацию открытых или закрытых пространств для показа пластической проработки поверхности земли, графического
изображения озеленения, типов мощения, рельефов, элементов благоустройства и объёмных сооружений (рис. 6).
При помощи средств архитектурной графики возможно выявлять объемы плоскостных моделей и глубину композиционного пространства на двухмерной плоскости в художественно-графических упражнениях.
Заключение. Творческий подход учащихся при выполнении данных упражнений показал их целенаправленный характер, основанный на этапности построения композиции, на выявлении таких её характеристик как красота и эстетическая выразительность. Задания практических занятий курса подводили учащихся к цели - «Пробудить творческие силы и вместе с ними художественные способности обучающихся. Сделать так, чтобы личные переживания и особенности восприятия каждого определяли своеобразие их работ. Постепенно студенты должны были избавится от всех мертвящих условностей и научится работать самостоятельно» [10].
Рис. 6. Соединение нескольких графических приемов в одной композиции
Большой объем теоретического материала курса «Композиционное моделирование», макетно-композиционная практика и
художественно-графические работы в совокупности играют ведущую роль в эффективности развития пространственных представлений учащихся на первом этапе их обучения в высшей архитектурной школе. Изображение и макетирование - работа руки и глаза увеличивают возможности профессионального восприятия, развивают визуальную форму мышления, наделяют чувством пространства, а без этого чувства архитектор не может соответствовать своей профессии.
«Композиция есть схема пространственного единства произведения. Только в произведении она осуществляется и облекается художественной плотью, и потому только при
наличие его будет представительницей некоторого пространства» [11].
Вывод. За эти годы на базе анализа собранного материала выявились положительные результаты не только в плоскостном моделировании, но и в макетировании, что было отмечено и утверждено на методических семинарах кафедры. В проведении занятий по данной программе участвовали преподаватели кафедры архитектуры О.В. Коврижкина, М.В. Перькова, Н.В. Алейникова, Ю.М. Калинин, Г.И. Тарасов. Графические задания и упражнения как дополнительный материал к курсу «Композиционное моделирование» разработала преподаватель О.В. Коврижкина на основе накопленного теоретического и графического материала в композиционно-проектном
моделировании.
Данная методика последовательной и стадийной разработки в композиционном моделировании характеризует частичную индивидуальность архитектурной школы начального обучения в Белгородском государственном технологическом университете имени В.Г. Шухова.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Тиц А.А. Основы архитектурной композиции и проектирования. Киев: издательское объединение «Вища школа», 1976. 64 с.
2. Степанов А.Ф. Объемно-пространственная композиция. М: Стройиздат, 2005 . С. 7. 249, 253.
3. Мелодинский Д.Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования. М: Изд-во «Архитектура-С», 2004. 143 с.
4. Коврижкина О.В. Основы дизайн-проекта и его ходожественно-копозиционный практикум в БГТУ им. В.Г. Шухова // В
сборнике. Керамика и огнеупоры: перспективные решения и нанотехнологии. Белгород, 2009. 333 с.
5. Оскар Нимейер. Архитектура и общество. М: Изд-во «Прогресс», 1975 . 180 с.
6. Хилари Френч. История архитектуры. М. Астрель. АСТ, 2003. 13 с.
7. Куликов А.Д. Введение в методику графического художественного-композиционного моделирования. Казань,1999 . 10 с.
8. Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости. С-Пб: Изд-во «Азбука-классика»,
2004. 173 с.
9. Франсис Д.К.Чинь. Архитектура. Форма, пространство, композиция. М. АСТ Астрель,
2005. С.2.
10. Иоханнес Иттен. Искусство формы. М. Изд-ль Д.Дронов, 2001. С.9.
11. Азизян И.А., Добрицына И.А., Лебедева Г.С. Теория композиции как поэтика архитектуры. М. Прогресс-Традиция, 2002. 217 с.
Kovrizhkina O.V.
COMPOSITIONAL MODELING AND ARCHITECTURAL GRAPHICS
Studying of the new shaping in architecture and features of its perception is practice at ' 'Composition modeling' ' discipline on the ' 'Architecture and town planning' ' department Belgorod State University named by V. G. Shyhov and it's intended for the young-courses students practical activity at mastering means of composition. On the practical classes of ' 'Compositional modeling' ' courses ranks of exercises at prototyping and graphical mastering are carried out, that is the volume and plane modeling develops ability of stage-by-stage transforming volume and plane models of orthogonal depiction and the other way round. Changeover the meaning of decision compositional task promotes evolution of dimensional fancy and intellection of students. Studying stage-by-stage volume and plane modeling at composition and architectural graphic meanings permits practical application of them at "Architectural planning' ' discipline for all following courses. Key words: compositional modeling, the volume and plane composition, architectural graphic, shaping, klausura.