Научная статья на тему 'Композиционно-семиотические особенности архитектурного ансамбля исторической застройки середины XIX - начала XX В. Бульвара Гагарина'

Композиционно-семиотические особенности архитектурного ансамбля исторической застройки середины XIX - начала XX В. Бульвара Гагарина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
365
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАСТРОЙКА / HISTORIC BUILDINGS / КОМПОЗИЦИОННАЯ СТРУКТУРА / COMPOSITIONAL STRUCTURE / СЕМИОТИКА ЕДИНСТВА / SEMIOTICS OF THE UNITY / СОВРЕМЕННЫЙ ДИССОНАНС / MODERN DISSONANCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Быкова Мария Александровна

Исследуются композиционно-семиотические особенности исторической застройки берега Ангары на участке современного бульвара Гагарина методами анализа композиционной структуры, выявления семиотического единства и диссонанса архитектурного пространства в контексте исторического развития города Иркутска. Определяется значение исследуемого пространства в системе идентификации, индивидуализации современного Иркутска. Архитектурный ансамбль исторической застройки бульвара Гагарина определяется как упорядоченная система исторически сложившегося пространства. Выявляются композиционно-семиотические закономерности построения архитектурного ансамбля, подчиненные единой концепции, отражающей значимость Транссибирской железнодорожной магистрали для России середины XIX начала ХХ в.: соединение Запада и Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Быкова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOSITIONAL AND SEMIOTIC FEATURES OF THE ARCHITECTURAL ENSEMBLE OF HISTORIC BUILDINGS OF MID XIX - EARLY XX CENTURY ON GAGARIN BOULEVARD

Using the methods of compositional structure analysis, identification of semiotic unity and architectural space dissonance in terms of Irkutsk city historical development the author studies the compositional and semiotic features of the historical buildings located on the bank of the Angara river in the area of the modern Gagarin Boulevard. The significance of the area under investigation in the system of modern Irkutsk identification and individualization is determined. The architectural ensemble of historic buildings on Gagarin Boulevard is defined as an ordered system of historically formed space. Revealed compositional and semiotic construction patterns of the ensemble are subordinated to a single idea reflecting the importance of the Trans-Siberian railway for mid XIX XX century Russia: connection of the West and East.

Текст научной работы на тему «Композиционно-семиотические особенности архитектурного ансамбля исторической застройки середины XIX - начала XX В. Бульвара Гагарина»

УДК 7.08

КОМПОЗИЦИОННО-СЕМИОТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛА XX в. БУЛЬВАРА ГАГАРИНА

© М.А. Быкова1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Исследуются композиционно-семиотические особенности исторической застройки берега Ангары на участке современного бульвара Гагарина методами анализа композиционной структуры, выявления семиотического единства и диссонанса архитектурного пространства в контексте исторического развития города Иркутска. Определяется значение исследуемого пространства в системе идентификации, индивидуализации современного Иркутска. Архитектурный ансамбль исторической застройки бульвара Гагарина определяется как упорядоченная система исторически сложившегося пространства. Выявляются композиционно-семиотические закономерности построения архитектурного ансамбля, подчиненные единой концепции, отражающей значимость Транссибирской железнодорожной магистрали для России середины XIX - начала ХХ в.: соединение Запада и Востока. Ключевые слова: формирование; архитектура; историческая застройка; композиционная структура; семиотика единства; современный диссонанс.

COMPOSITIONAL AND SEMIOTIC FEATURES OF THE ARCHITECTURAL ENSEMBLE OF HISTORIC BUILDINGS OF MID XIX - EARLY XX CENTURY ON GAGARIN BOULEVARD M.A. Bykova

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Using the methods of compositional structure analysis, identification of semiotic unity and architectural space dissonance in terms of Irkutsk city historical development the author studies the compositional and semiotic features of the historical buildings located on the bank of the Angara river in the area of the modern Gagarin Boulevard. The significance of the area under investigation in the system of modern Irkutsk identification and individualization is determined. The architectural ensemble of historic buildings on Gagarin Boulevard is defined as an ordered system of historically formed space. Revealed compositional and semiotic construction patterns of the ensemble are subordinated to a single idea reflecting the importance of the Trans-Siberian railway for mid XIX - XX century Russia: connection of the West and East. Keywords: formation; architecture; historic buildings; compositional structure; semiotics of the unity; modern dissonance.

В 2012 г. отмечалось 75-летие Иркутской области. Годом ранее праздновалось 350-летие Иркутска. Иркутяне активно интересуются богатейшей историей своего города и края. Не составляет исключение и исторически-архитектурное наследие. К юбилею областного центра была проделана большая работа по обновлению фасадов зданий, реставрации исторических памятников, благоустройству прилегающих к ним территорий. В дни празднования на главной площади города (в сквере им. Кирова) была развернута ретроспективная фотоэкспозиция видов старого Иркутска, вызвавшая огромный интерес у жителей и гостей города. Экскурсии по историческим местам города стали неотъемлемой частью культурной программы, пользующейся большой популярностью у туристов, посещающих Иркутск.

Во все времена наиболее выразительные по форме, вместе с тем содержательные по смыслу архитектурные ансамбли строились в основном в центральной части города. «Композиционные приемы в архитектуре разных эпох обнаруживают специфические социокультурные связи между архитектурной формой и ее содержанием на уровне культурных

смыслов и идей, которые вкладывались зодчими в их творения» [1]. Перед архитекторами, выполняющими работы в историческом центре города, всегда стоит сложная задача создания городской среды, гармонично сочетающей в себе природный ландшафт и историческую застройку, которая диктует свои условия и правила построения современных зданий, сооружений в уже сложившейся архитектурной среде. Прежде чем приступить к проектированию чего-то нового в исторически сложившейся среде, было бы неплохо изучить наряду со спецификой архитектурно-пространственной композиции семиотические особенности, смысловую суть данного архитектурного пространства.

Исследование семиотики исторически сложившегося архитектурного пространства подразумевает изучение процесса формирования исследуемой части города, а также анализ происходящих в ней архитектурных процессов.

Для анализа нами выбрана набережная правого берега реки Ангары, а именно, современный бульвар Гагарина, точнее, участок исторической застройки от ул. им. Ярослава Гашека (от здания «Иргиредмет») до ул. Кожова, поскольку именно этот архитектурный ан-

1 Быкова Мария Александровна, старший преподаватель кафедры монументально-декоративной живописи, тел.: 89501419665, e-mail: bikovamari2010@mail.ru

Bykova Maria, Senior Lecturer of the Department of Monumental and Decorative Painting, tel.: 89501419665, e-mail: bikovamari2010@mail.ru

самбль является наиболее художественно выразительным и цельным.

Задачами данного исследования являются: изучение композиционно-семиотических особенностей исторической застройки правого берега Ангары на участке современного бульвара Гагарина методом анализа композиционной структуры, выявления семиотического единства и диссонанса архитектурного пространства в контексте исторического развития города; определение значения данного пространства в системе характеристик, выявляющих индивидуальность Иркутска. А так как уникальность, неповторимость облика городской среды Иркутска - основной вектор развития города, отвечающий важнейшей современной тенденции сохранения характерной для города функционально-художественной целостности, то заявленная тема исследования представляется актуальной.

Формирование исторической застройки бульвара Гагарина

Издревле русские города (крепости-остроги) строились преимущественно на берегах рек, которые служили источником жизни, защищали от внешних врагов, являлись транспортными артериями. В архитектурном убранстве города прибрежные территории всегда играли особую эстетическую роль. Береговая панорама нередко становилась символом города. Так, для Иркутска архитектурный ансамбль набережной Ангары, на участке современного бульвара Гагарина, является знаковым местом, имеющим глубокие исторические корни, раскрывающиеся через семантику архитектурных образов.

Об истории формирования интересующего нас объекта мы находим следующие факты: «Набережная улица начала формироваться в конце XVII века как западная часть Иркутского посада. К 1729 году набережная доходила до современной улицы Карла Маркса, где в то время находился внешний палисад города. Здесь располагались рыбные лавки, пристани, дома иркутян» [3]. Во второй половине XVIII века на набережной реки Ангары строятся первые каменные здания (некоторые сохранились до наших дней). При пожаре 1879 г. выгорела большая часть построек набережной, представленная деревянной архитектурой. Дальнейшее строительство домов производилось в камне. «Строительство в столь дорогом материале мог позволить себе лишь весьма обеспеченный заказчик, и для купеческого города, каковым был Иркутск, каменный дом становится одним из атрибутов богатства, свидетельством благосостояния» [5]. С разработкой золотых месторождений возросло благосостояние иркутских купцов, что повлекло активное строительство особняков и магазинов, а также общественных гражданских зданий, возводившихся на пожертвования купцов. «Представители местной губернской администрации, именитые купцы, из соображений престижности, нередко строили свои дома по индивидуально разработанным для них проектам, обращаясь к услугам столичных архитекторов». Так, образцом подобной постройки является особняк, построенный в начале XIX в. для именитого иркутского купца

М.В. Сибирякова [7] (в начале XIX в. в этом особняке разместилась резиденция иркутских градоначальников, генерал-губернаторов Восточной Сибири).

Основными компонентами архитектурного ансамбля исторической застройки современного бульвара Гагарина стали выдающиеся постройки каменного зодчества: дом-усадьба купца 1-й гильдии М.В. Сибирякова2 - ныне научная библиотека Иркутского государственного университета («Белый дом»); Девичий институт Восточной Сибири (Институт благородных девиц) (1855-1861) - ныне физико-математический факультет Иркутского государственного университета; Кузнецовская больница (1863-1871) - ныне ГУЗ «Иркутская государственная областная детская клиническая больница»; ВосточноСибирский отдел императорского русского географического общества (ВСОРГО) (1883-1891) - ныне Иркутский областной краеведческий музей; памятник императору Александру III (1903-1908); павильон-буфет в Александровском сквере (1912; в начале ХХ в. утрачен).3

Отметим, что Девичий институт и Кузнецовская больница, построенные по проектам архитектора А.Е. Разгильдеева, - одни из самых ранних общественных зданий «допожарного» периода истории развития Иркутска, дошедшие до наших дней.

Для размещения музея, сгоревшего в 1879 г., в 1883-1891 гг. по проекту архитектора Г.В. Розена был возведен комплекс построек ВСОРГО, включавший здание музея, небольшой флигель и размещенные между ними въездные ворота. Архитектурный комплекс ВСОРГО расположился рядом с домом генерал-губернатора и Девичьим институтом.

Важно отметить, что в названных зданиях исторической застройки набережной располагались учреждения, выполнявшие образовательные, просветительские функции, поэтому и сам архитектурный ансамбль являлся средоточием, центром культурно-просветительской жизни Иркутска.

Перспективы дальнейшего развития города были связаны с проведением через Иркутск Великого Сибирского пути (Транссибирской железнодорожной магистрали). В результате пересечения Транссиба с одной из главных водных артерий Сибири Иркутск, наряду с Омском, Новосибирском и Красноярском, становится перевалочной базой по сбору и отправлению в Европейскую Россию сельскохозяйственных продуктов и промышленного сырья [7]. В 1908 г. в честь завершения строительства Великого Сибирского пути на набережной в месте ее пересечения с Боль-

2 Точная дата постройки и автор неизвестны. Наиболее вероятное время строительства 1799-1804 гг. Авторство традиционно приписывают Дж. Кваренги либо его школе [4].

3 Деревянные постройки, небольшие каменные строения, существующие в рассматриваемом пространстве исторической застройки, несущественны в качестве ведущих композиционных элементов: они имеют относительно небольшой масштаб, их фасады в большинстве случаев скрыты насаждениями. Данные архитектурные сооружения выступают здесь в качестве фонового заполнения композиции.

шой улицей (ныне - улица Карла Маркса) на народные пожертвования был воздвигнут памятник императору Александру III работы известного российского скульптора Р. Баха, вокруг которого был разбит сквер, впоследствии названный Александровским. С этих пор набережная Ангары становится излюбленным местом отдыха иркутян, местом массовых гуляний.

Формирование архитектурного ансамбля набережной шло осмысленно и постепенно. Строения XIX в. дополняли и развивали композиционную структуру архитектурного пространства набережной.

Таким образом, историческая застройка бульвара Гагарина как часть культурного наследия Иркутска имеет неоспоримую художественную ценность. Одно из главных достоинств данной архитектурной среды -художественно выстроенная пространственная композиция, элементы которой подчинены единой концепции, отражающей значимость Транссибирской железнодорожной магистрали для России середины XIX -начала ХХ в.: соединение Запада и Востока.

В советский предвоенный период на набережной шла фрагментарная застройка жилыми домами и крупными общественными сооружениями, начиная от здания «Иргредмет» (1930) до Глазковского моста. Эта застройка велась бессистемно, видимо, архитекторы того времени не преследовали цели создания единого, композиционно осмысленного архитектурного пространства берега Ангары.

Композиционное построение архитектурного ансамбля

Застройка набережной Ангары в районе бульвара Гагарина представляет собой линейное локальное образование, границами которого с одной стороны служит берег реки, с другой - череда фасадов зданий. Фронтальная композиция ансамбля, состоящая из фасадов зданий, развивается преимущественно в горизонтальном направлении и рассчитана на восприятие со стороны открытого пространства набережной - с воды, а также с противоположного берега Ангары. Доминантой в организации данного пространства является участок пересечения ул. Карла Маркса и бульвара Гагарина (рис. 1). Завершение оси одной из главных градообразующих улиц - ул. К. Маркса - выгодно подчеркнуто излучиной реки.

Семиотические характеристики архитектурного

пространства несут кодированную информацию исторической эпохи, ее архитектурных стилей и направлений. Особняк М.В. Сибирякова, Девичий институт, Кузнецовская больница построены в стилистике, близкой к русскому классицизму. Мавританский архитектурный стиль здания ВСОРГО, построенного позже, скорее всего, задумывался автором в качестве контраста по тектоническим характеристикам, по пластике и насыщенности декором со строгостью вышеупомянутых зданий. Эта постройка вносит некоторое разнообразие в художественный образ ансамбля. Ее яркая в цвете, насыщенная деталями архитектура претендует на роль акцента в композиции ансамбля. И действительно, красно-коричневый насыщенный цвет здания ВСОРГО на фоне бледных оттенков охры и серого остальных зданий привлекает к себе внимание, тем самым подчеркивая свое особое значение в цветовом решении ансамбля. Этимологическое значение слова красный (красивый) вкладывает в семантику объекта определенный смысловой пласт: здание музея - как символ нарядности, красоты, торжественности. Главный фасад здания, а также вход в него ориентированы на улицу Карла Маркса. Областной краеведческий музей и «Белый дом» как бы обрамляют с двух сторон участок ул. К. Маркса, тем самым подчеркивают значимость улицы в системе композиционного построения пространства данного участка набережной. «Белый дом» также выступает в качестве акцента в композиции ансамбля. Привлекает внимание массивность деталей декора выделенной центральной части здания (портик с треугольным фронтоном и колоннами).

Памятник Александру III (в советский период фигура царя заменялась шпилевидной формой), появившийся на набережной позже всех перечисленных построек (1903-1908), является доминантой в композиции ансамбля, а также триумфальным завершением исторической центральной улицы города - Большой (ныне ул. Карла Маркса). Здание Кузнецовской больницы - конечный пункт в формировании композиционной оси построения исторической застройки бульвара Гагарина (рис. 2). Остальные здания решены более лаконично и сдержанно и не претендуют на ведущие позиции в архитектурно-пространственной композиции ансамбля.

Рис. 1. Место пересечения ул. К. Маркса и б-ра Гагарина (здесь и далее фото автора)

Семиотика единства пространства

Все архитектурные объекты набережной объединены природной пластикой насаждений, пронизывающих все пространство берега. Ритм колонн в архитектурном декоре «Белого дома» и Областного краеведческого музея отождествляется с ритмом стволов деревьев, что положительно сказывается на семантике единства пространства бульвара Гагарина (рис. 3).

Рис. 2. Схема архитектурно-пространственной композиции исторической застройки берега Ангары

современного бульвара Гагарина (черные линии - композиционные оси (ул. К. Маркса, б-р Гагарина), черный кружок - доминанта (памятник Александру III), серые кружки - акценты («Белый дом», Иркутский областной краеведческий музей, Кузнецовская больница - элемент, завершающий композицию ансамбля))

Эмоциональное восприятие ансамбля меняется в зависимости от времени года: летом, весной и осенью колористические характеристики листвы создают различные цветовые образы, влияющие на настроение воспринимающего, например, зимой - строгость, аске-тичность, осенью - нарядность, парадность. За пышными кронами деревьев, которые значительно выросли со времени их посадки, скрываются фрагменты конструкций застройки, а также все здание бывшего Девичьего института, тем самым нарушается выразительность пространственной композиции архитектурного комплекса. Зимой, когда нет листвы, ансамбль прочитывается наиболее полно и выразительно, можно отследить декор каждого здания.

Еще одним элементом семиотического единства пространства набережной является набор повторяющихся деталей архитектурной пластики: арки, фронтоны (аттики), характерные для архитектуры XIX - начала XX в. (рис. 3-5).

Рис. 3. Насаждения вдоль прогулочно-пешеходной дороги набережной

в г

Рис. 3. Форма арки, используемая в декоре зданий: а, б - Иркутский областной краеведческий музей; в - физико-математический факультет ИГУ; г - ГУЗ «Иркутская государственная областная детская клиническая больница»

Рис. 4. Портики (фронтоны, аттики), используемые в декоре зданий (в том же порядке, что и на рис. 3)

а б

Рис. 5. Колонны зданий: а - Иркутский областной краеведческий музей; б - «Белый дом»

в

По мнению А.А. Барабанова, в основе композиционно-образного моделирования среды исторических эпох зачастую лежит образ-метафора. «Семантика, отвечающая за смысловую сторону архитектуры как искусства, а не ремесла, дает большие образно-знаковые и символические возможности архитектуре не только в плане смысловыражения, но и в плане смыслообразования, превращая "говорящую" архитектуру в материальный выразитель социокультурных идей, господствующих в человеческом обществе на разных уровнях в конкретные эпохи у разных народов в различных странах и регионах в частности. При этом архитектура становится своеобразной "раковиной-слепком", по которой можно судить о социокультурных и политических идеалах того или другого общества в ту или другую эпоху, как можно судить по форме слепка о форме содержимого» [1].

Функциональное назначение исторических зданий с течением времени почти не изменилось. Исключение составляет здание «Белого дома»: из резиденции иркутских градоначальников оно превратилось в хранилище знаний - библиотеку (в настоящее время фонды научной библиотеки ИГУ планируется перенести в новое, специально построенное для этого зда-

ние, сегодня рассматривается предложение по переносу резиденции губернатора в освобождающееся здание «Белого дома»). Это преобразование в некоторой мере повлияло на семиотику пространства, объединило его. Краеведческий музей (ВосточноСибирский отдел императорского русского географического общества, ныне - Иркутский областной краеведческий музей), библиотека (особняк К.М. Сибиря-кова, затем резиденция иркутских градоначальников, ныне - научная библиотека ИГУ), вуз (Девичий институт Восточной Сибири, ныне - физико-математический факультет ИГУ), обсерватория (в здании Иркутского областного краеведческого музея) - все перечисленные учреждения и сегодня объединены общей функционально-смысловой направленностью: в них происходят процессы, связанные с сохранением знаний, накопленных человечеством, их передачей и приумножением.

Иркутск начала ХХ в. с появлением Транссибирской магистрали предстает перед нами в качестве объединяющего элемента двух противоположностей: Запада и Востока. Архитектурный ансамбль набережной является главным, центральным элементом пространственной композиции бульвара Гагарина, рас-

крывающим особенности исторического развития города, и отражает одно из основных значений Иркутска в масштабах страны - опорный пункт соединения пути с запада на восток [4].

Как уже отмечалось, памятник Александру III в системе композиционно-семиотического построения пространства служит смысловой доминантой, завершающей ось одной из главных улиц города. Образ монумента символизирует Транссибирскую железнодорожную магистраль, «артерию жизни», означавшую для Иркутска того времени возрождение. С появлением железной дороги «ожили» некоторые отрасли промышленности, а также торговля - основной источник дохода купеческого города. Не случайно элементы дизайна ограды, находящейся у подножия памятника Александру III, представляют собой буйную растительность: массивные листья, вьющиеся стебли, цветы, что может символизировать достаток, процветание. Памятник расположен на излучине Ангары - это благоприятно влияет на его восприятие с разных видовых точек набережной. Постамент ориентирован гранями по сторонам света. Фигура царя развернута с запада на восток, по направлению развития Великого Сибирского пути. На гранях пьедестала памятника имеются бронзовые горельефные портреты выдающихся исторических деятелей, которые внесли заметный вклад в освоение и развитие Сибири. На восточной грани монумента находится герб Российской империи с двуглавым орлом, устремленным на восток. В лапах орла - свиток с рескриптом для наследника -цесаревича Николая Александровича. Эксплицитные знаки (тексты) имеются и на фасадах здания бывшего ВСОРГО - это имена известных ученых-исследователей восточных окраин России. Таким образом, в семиотике данного архитектурного пространства эксплицитные и имплицитные знаки существуют в русле образа-метафоры: соединение Востока и Запада.

Семиотика архитектурного стиля основных конструкций и декора «Белого Дома» представляет собой культуру западной цивилизации - античности. Метрический ряд ордерной системы вместе с осевой симметрией придают сооружению статичность, устойчивость и ощущение спокойствия. Здание Областного краеведческого музея выполнено в мавританском стиле, имеет в пластике архитектурных членений и декоративной отделке черты восточной орнаментики. В основе плана построения здания, а также в силуэте его архитектурной массы заложена асимметрия, что придает общему облику здания музея динамичный характер. Устремленность, нагнетание, увеличение массивности формы здания направлено в сторону ул. К. Маркса (к «Белому дому»). Памятник Александру III, позиция которого указывает направление развития Транссибирской железнодорожной магистрали, с запада на восток, или от «Белого Дома» в сторону здания музея, служит главным звеном, объединяющим противоположные части света в семиотике организации пространства.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Пространство набережной формиро-

валось на протяжении длительного времени, на каждом этапе его формирования архитектурно-пространственная композиция уточнялась и переосмысливалась с позиции новых задач, диктуемых временем. Ансамбль исторической застройки набережной соответствует лучшим традициям русского классицизма, его позднего периода, для которого характерно создание целостных архитектурных комплексов с активной ролью монументальной скульптуры. Историческая застройка правого берега Ангары середины XIX - начала ХХ в. в районе современного бульвара Гагарина имеет упорядоченную систему организации композиционно-семиотического построения, подчиненную общей идее, транслируемой зрителю через образ-метафору - единение двух противоположностей: Запада и Востока.

Современный диссонанс

С развитием технического прогресса, различных отраслей науки и искусства меняется пространство, окружающее нас. Это в первую очередь касается архитектуры. Общество всегда стремилось сохранить наследие предыдущих поколений, в особенности оставить в первозданном виде архитектурные ансамбли исторической застройки. Сохранить исторический контекст архитектурного пространства, в котором здания имели определенное звучание, смысл, - задача непростая.

Современный бульвар Гагарина (до 1961 г. -Набережная, Вузовская набережная) - улица и пешеходный бульвар в Правобережном округе города Иркутска, проходит вдоль правого берега реки Ангары от улицы Кожова до Глазковского моста, после которого переходит в Цэсовскую набережную. Протяженность бульвара - 2,3 км. На бульвар выходит одна из главных улиц города - ул. Карла Маркса, и ряд других улиц, имеющих для города немаловажное значение. В общей планировке Иркутска бульвар воспринимается как «фасад города» (вид с противоположного берега реки и с воды), он также служит рекреационной зоной [3].

Архитектурный ансамбль исторической застройки берега Ангары в районе современного бульвара Гагарина является одним из немногих памятников архитектуры, которому удалось избежать участи забвения, разрушения того композиционно-семиотического единства, в каком он создавался несколькими поколениями (к сожалению, на сегодняшний день некоторые архитектурные сооружения безвозвратно утрачены). Однако некоторые изменения в облике зданий и их окружения вступают в диссонанс с историческим содержанием, семиотикой ансамбля. Прежде всего, это изменение общего силуэта архитектурной застройки: надстройка дополнительного этажа бывшей Кузнецовской больницы (рис. 6, а), пристрой к обсерватории башне здания бывшего ВСОРГО (рис. 6, б), установление антенн на крыше здания физико-математического факультета ИГУ (рис. 6, в) и др. А кроны деревьев (посадки Александровского сада значительно выросли) скрывают часть исторической застройки, а именно, здание бывшего Девичьего института_

а б в

Рис. 6. Современные надстройки исторических зданий: а - Кузнецовская больница (надстройка 3-го этажа); б - задание Областного краеведческого музея (дополнение - обсерватория); в - антенны на крыше здания ИГУ

Как видим, данные «новшества» нарушают исторически сложившуюся архитектурно-пространственную композицию набережной (см. рис. 6). Диссонируют со стилистикой ансамбля и обезображивают общий силуэт исторической застройки торчащие из-за здания Областного краеведческого музея конструкции прожекторов стадиона «Труд» (рис. 7). Современные элементы обустройства набережной, имеющие свою систему кодов (торговые фургоны и киоски, насыщенные средствами визуальной рекламы (рис. 8), знаки, регулирующие дорожное движение (рис. 9)), являются чужеродными семиотике исторической архитектуры. Нарушают общую гармонию исторически сложившегося пространства бульвара Гагарина и постройки на острове «Юность».

Рис. 7. Прожекторы стадиона «Труд», виднеющиеся из-за здания Областного краеведческого музея

г д

Рис. 8. Размещение на набережной рекламных тумб (а), охранного пункта (б), перевозных торговых киосков (в), мест общего пользования (г); современный памятник

у исторического здания (д)

б

а

в

Рис. 9. Система современного освещения; знаки, регулирующие дорожное движение

Не так давно появившиеся в конце бульвара Гагарина учреждения - развлекательный комплекс «Акула», клубный дом «Весна» не соответствуют исторически сложившейся атмосфере места, хотя по масштабу не выбиваются из общей картины, но в своем содержании несут, несомненно, дух современной эпохи. В архитектуре зданий ресторана «Нежный бульдог» и банкетного зала «Александровский сад» предпринята попытка соответствовать историческим архитектурным стилям пространства набережной: некоторые детали выполнены в традициях классицистического декора. По своим масштабам здания соответствуют утраченному павильону-буфету, выполненному по проекту архитектора В.А. Рассушина в 1912 г. Названные постройки находятся совсем недалеко от места расположения бывшего павильона-буфета. Считаю, что было бы целесообразнее вместо существующих сооружений воссоздать предшествующее на его историческом месте. Тем более функциональное назначение современных построек (ресторан и банкетный зал) по сути совпадает с ранее существо-

вавшим павильоном-буфетом.

Охрана исторически ценных составляющих городской среды: фрагментов пространственной композиции исторической застройки, природного ландшафта, элементов планировочной структуры Иркутска, призвана сохранить лицо города, его самобытность. Убеждена в необходимости более внимательного отношения к архитектурному наследию Иркутска. В зонах исторической застройки, представляющих историческую, культурную, художественную ценность для города, считаю нужным максимально нивелировать современную атрибутику, элементы, диссонирующие с исторической архитектурной средой, по возможности исключить из данного пространства города. Желательно разработать систему дизайнерских решений, позволяющих органично внедрять в контекст существующего пространства предметы современного мира, необходимые для комфортного существования человека.

Статья поступила 28.09.2015 г.

Библиографический список

1. Барабанов А.А. Нужна ли семиотика архитекторам и архитектуре? [Электронный ресурс] // Стройэксперт. URL: http://expert74.com/ (20.05.2015).

2. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М.: Изобразительное искусство, 1983. 264 с.

3. Иркутский государственный университет. Научная библиотека [Электронный ресурс]. URL: nb@library.isu.ru (8.01.2013).

4. Корзун А.В. Планировочная структура Иркутска: факторы устойчивого развития (ретроспективный анализ) // Вестник

ИрГТУ. 2011. № 2 (49). С. 79-83.

5. Ладейщиков А.Ю., Ладейщикова Е.Р. Каменное жилое зодчество XIX - начала XX в. [Электронный ресурс] // Полезные статьи о Байкале. URL: http://www.magnit-baikal.ru/publ/5-1 -0-46 (15.12.2012).

6. Страутманис И.А. Информативно-эмоциональный потенциал архитектуры. М.: Стройиздат, 1978.

7. Щербин В.Т. Обзор архитектурного наследия Иркутска [Электронный ресурс] // Полезные статьи о Байкале. URL: http://www.magnit-baikal.ru/publ/5-1 -0-42 (15.12.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.