Научная статья на тему 'Композиционно-графическая модель литературно-художественного журнала «Дон»'

Композиционно-графическая модель литературно-художественного журнала «Дон» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
композиционно-графическая модель / журнал / литературно-художественный журнал / шрифты / цветовая гамма / средства выделения / полоса / compositional and graphic model / magazine / literary and artistic magazine / fonts / color scheme / highlighting tools / stripe

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Елена Николаевна Клемёнова, Анжела Викторовна Муха

В исследовании рассмотрены изменения в композиционно-графической модели журнала «Дон». Также проанализированы разные определения термина «композиционно-графическая модель», на основе которых определено, что это модель издания, некая система регулирования, которая отражает существенные характеристики облика периодического издания. Выделены критерии для анализа композиционно-графической модели литературно-художественного журнала: 1) бренд и логотип; 2) модель оформления обложки; 3) оригинальное оформление материалов на полосах; 4) шрифтовое оформление рубрик, заголовков и текстов; 5) дополнительные средства выделения; 6) цветовая гамма издания. На основе отобранных характеристик проведён анализ оформительской модели журнала «Дон» в период с 1945 по 2022 г. Проанализирована трансформация композиционно-графической модели литературно-художественного журнала «Дон». Для реализации этой цели рассмотрены композиционно-графические модели издания в разные периоды существования журнала «Дон»: 1945–1949 гг., 1950–1952 гг., 1953–1957 гг., 1958–1963 гг., 1963–1976 гг., 1977– 1979 гг., 1980–1989 гг., 1990–1993 гг., 1994–2000 гг., 2001–2022 гг. На завершающем этапе исследования рассмотрена современная композиционно-графическая модель издания, которая, по мнению исследователей, не способствует узнаваемости бренда «Дон». В ходе исследования сделан вывод, что в современных выпусках журнала отсутствует оригинальная оформительская концепция, которая могла бы привлекать новую аудиторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Compositional and graphic model of the literary and artistic magazine “Don”

The study examined changes in the compositional and graphic model of the Don magazine. Various definitions of the term “compositional-graphic model” were also analyzed, on the basis of which the authors determined that this is a publication model, a kind of regulatory system that reflects the essential characteristics of the appearance of a periodical. The work identifies criteria for analyzing the compositional and graphic model of a literary and artistic magazine: 1) brand and logo; 2) cover design model; 3) original design of materials on the strips; 4) font design of headings, headings and texts; 5) additional means of selection; 6) color scheme of the publication. Based on the selected characteristics, an analysis was carried out of the design model of the magazine “Don” in the period from 1945 to 2022. The transformation of the compositional and graphic model of the literary and art magazine “Don” was analyzed. To achieve this goal, compositional and graphic models of the publication were considered in different periods of the existence of the Don magazine: 1945–1949, 1950–1952, 1953–1957, 1958–1963, 1963–1976, 1977–1979, 1980–1989, 1990–1993, 1994–2000, 2001–2022 At the final stage of the study, the modern compositional and graphic model of the publication was considered, which, according to the researchers, does not contribute to the recognition of the Don brand. During the study, the authors came to the conclusion that modern issues of the magazine lack an original design concept that could attract a new audience.

Текст научной работы на тему «Композиционно-графическая модель литературно-художественного журнала «Дон»»

2023;9(4):902-913 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК / UDC 070

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-902-913 Шифр научной специальности 5.9.9

Композиционно-графическая модель литературно-художественного журнала «Дон»

Елена Николаевна КЛЕМЁНОВА , Анжела Викторовна МУХА Н

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» 344022, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69 Н ekstazi15@mail.ru

Аннотация. В исследовании рассмотрены изменения в композиционно-графической модели журнала «Дон». Также проанализированы разные определения термина «композиционно-графическая модель», на основе которых определено, что это модель издания, некая система регулирования, которая отражает существенные характеристики облика периодического издания. Выделены критерии для анализа композиционно-графической модели литературно-художественного журнала: 1) бренд и логотип; 2) модель оформления обложки; 3) оригинальное оформление материалов на полосах; 4) шрифтовое оформление рубрик, заголовков и текстов; 5) дополнительные средства выделения; 6) цветовая гамма издания. На основе отобранных характеристик проведён анализ оформительской модели журнала «Дон» в период с 1945 по 2022 г. Проанализирована трансформация композиционно-графической модели литературно-художественного журнала «Дон». Для реализации этой цели рассмотрены композиционно-графические модели издания в разные периоды существования журнала «Дон»: 1945-1949 гг., 1950-1952 гг., 1953-1957 гг., 1958-1963 гг., 1963-1976 гг., 19771979 гг., 1980-1989 гг., 1990-1993 гг., 1994-2000 гг., 2001-2022 гг. На завершающем этапе исследования рассмотрена современная композиционно-графическая модель издания, которая, по мнению исследователей, не способствует узнаваемости бренда «Дон». В ходе исследования сделан вывод, что в современных выпусках журнала отсутствует оригинальная оформительская концепция, которая могла бы привлекать новую аудиторию.

Ключевые слова: композиционно-графическая модель, журнал, литературно-художественный журнал, шрифты, цветовая гамма, средства выделения, полоса

Для цитирования: Клемёнова Е.Н., Муха А.В. Композиционно-графическая модель литературно-художественного журнала «Дон» // Неофилология. 2023. Т. 9. № 4. С. 902-913. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-902-913

Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная OPEN ACCESS

902

© Клемёнова Е.Н., Муха А.В., 2023

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(4):902-913 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

Compositional and graphic model of the literary and artistic magazine "Don"

Elena N. KLEMENOVA , Angela V. MUKHA H

Rostov State University of Economics 69 Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344022, Russian Federation H ekstazi15@mail.ru

Abstract. The study examined changes in the compositional and graphic model of the Don magazine. Various definitions of the term "compositional-graphic model" were also analyzed, on the basis of which the authors determined that this is a publication model, a kind of regulatory system that reflects the essential characteristics of the appearance of a periodical. The work identifies criteria for analyzing the compositional and graphic model of a literary and artistic magazine: 1) brand and logo; 2) cover design model; 3) original design of materials on the strips; 4) font design of headings, headings and texts; 5) additional means of selection; 6) color scheme of the publication. Based on the selected characteristics, an analysis was carried out of the design model of the magazine "Don" in the period from 1945 to 2022. The transformation of the compositional and graphic model of the literary and art magazine "Don" was analyzed. To achieve this goal, compositional and graphic models of the publication were considered in different periods of the existence of the Don magazine: 1945-1949, 1950-1952, 1953-1957, 1958-1963, 1963-1976, 1977-1979, 1980-1989, 1990-1993, 1994-2000, 2001-2022 At the final stage of the study, the modern compositional and graphic model of the publication was considered, which, according to the researchers, does not contribute to the recognition of the Don brand. During the study, the authors came to the conclusion that modern issues of the magazine lack an original design concept that could attract a new audience.

Keywords: compositional and graphic model, magazine, literary and artistic magazine, fonts, color scheme, highlighting tools, stripe

For citation: Klemenova, E.N., & Mukha, A.V. Compositional and graphic model of the literary and artistic magazine "Don". Neofilologiya = Neophilology, 2023;9(4):902-913. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-902-913

This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License OPEN /7] ACCESS

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день для увеличения результативности журналистской работы, эффективной реализации журналистских материалов всё большее значение приобретает оформление печатного периодического издания.

Каждое средство массовой информации в современном мире борется за узнаваемость, и как следствие - за аудиторию. Для этого они используют новые средства привлечения внимания, которыми в том числе является композиционно-графическая модель издания, наполненная такими характеристиками, как

бренд и логотип, модель оформления обложки и материала на полосах, шрифтовое оформление рубрик, заголовков и текстов, средства выделения и цвет. На данный момент трансформация оформительской модели издания считается продуктивным способом привлечения внимания качественной аудитории.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Рассмотрев разные определения, предлагаемые исследователями, мы будем понимать под композиционно-графической моделью

2023;9(4):902-913 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ЙБЫ 2587-6953 (Рпп^, ISSN 2782-5868 (Оп!те) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

издания определённую систему регулирования, которая отражает существенные характеристики облика периодического издания [1, с. 110; 2, с. 154].

В отечественной науке имеется достаточное количество научных трудов, в которых содержится определение термина «композиционно-графическая модель», большая часть из которых рассматривает данное определение как систему или свод правил единого стиля [3, с. 249].

Исследователи О.В. Мыскова и К.С. Ма-чалина рассматривают композиционно-графическую модель периодического издания как некий стиль, который создаётся на основе современных технологий и тенденций [4, с. 56-57].

Композиционно-графическая модель издания неотъемлема от стиля издания. Об этом упоминает в своих работах Е.А. Зверева, которая рассматривает «фирменный стиль издания» как «комплекс характеристик содержания и формы» [5, с. 56].

Другие учёные связывают композиционно-графическую модель с типом издания. Например, А.С. Сундуков и М.Н. Яковлев в одной из своих работ по оформлению литературного журнала «Нива» отмечают, что вслед за журналами мод в конце XIX века литературные журналы начинают использовать двухколонную вёрстку [6, с. 153].

Неотъемлемой частью композиционно-графической модели любого периодического издания является визуальный ряд [7, с. 136]. О визуальной составляющей медиа неоднократно в своих работах упоминает С.И. Симакова. Учёный утверждает, что современный медиапродукт должен быть наглядным, удобочитаемым и лёгким в восприятии аудитории, именно тогда медиапродукт будет популярен [8, с. 163].

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

В работе рассматривается композиционно-графическая модель литературно-художественного журнала «Дон». Для реализации этой цели была рассмотрена трансформация композиционно-графической модели журнала в период с 1945 по 2022 г. На завершаю-

щем этапе исследования проанализирована современная композиционно-графическая модель издания.

В исследовании используются такие методы, как описательный, сопоставительный, классификации, а также метод сплошной выборки. Базовой методикой послужил качественный анализ элементов композиционно-графической модели журнала «Дон».

Эмпирической базой в исследовании послужили номера журнала с 1945 по 2022 г., а именно, по 12 номеров каждый год.

Объектом исследования стал литературно-художественный журнал «Дон», а предметом - композиционно-графическая модель издания.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Опираясь на определения термина «композиционно-графическая модель», нами были выделены критерии для её анализа:

1) бренд и логотип;

2) модель оформления обложки;

3) оригинальное оформление материалов на полосах;

4) шрифтовое оформление рубрик, заголовков и текстов;

5) дополнительные средства выделения;

6) цветовая гамма издания [9, с. 642; 10, с. 167; 11, с. 273; 12, с. 124].

В исследовании нами была проанализирована композиционно-графическая модель литературно-художественного журнала «Дон» в период с 1945 по 2022 г. Композиционно-графическая модель в этот журнале рассматривалась по десяти периодам, которым были характерны изменения в оформлении издания.

Журнал «Дон», несмотря на свою значительную литературную составляющую, являлся энциклопедическим изданием Дона, выходившим ежемесячно и содержащим большое количество изображений и текстов для самой широкой аудитории. В первые годы своего существования «Дон» был изданием для массовой аудитории, но не выражал никаких критических взглядов, и общественные события комментировал сдержанно. В «Доне» использовались различные иллюстрации:

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(4):902-913 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

рисунки местных художников, фотографии скульптур, репродукции картин [13, с. 163].

Редакционная политика на популяризацию искусства себя оправдала. Невысокая стоимость номера, разнообразие материалов и изображения позволили «Дону» стать одним из самым популярных журналов в Донском крае. В конце XX века он стал своеобразной «энциклопедией Донского края», отражающей быт и традиции региона.

В данном исследовании нами предпринята попытка рассмотреть композиционно-графические особенности модели литературно-художественного журнала «Дон» в разные годы. Композиционно-графическая модель литературно-художественного журнала

«Дон» заключается в следующем:

- название «Дон» ассоциативно относит к Донскому региону;

- логотипом журнала является «словесный товарный знак в оригинальном начертании», то есть стандартизированный формат написания названия издания;

- основные цвета журнала меняются (от голубого до красного);

- шрифтовые начертания, используемые в журнале, не превышают двух-трёх гарнитур.

Рассмотрим подробнее трансформацию композиционно-графической модели в журнале «Дон». В апреле 1945 г. выходит первый номер журнала «Дон» в твёрдом переплёте форматом А5 (рис. 1). Обложка выполнена в белом цвете, на которой располагается на треть страницы название журнала «Дон» синего цвета. Логотип журнала выполнен в стилистике XX века. Слово «Дон» набрано декоративным шрифтом с засечками. Ниже названия расположен декоративным элемент в виде волн, который являлся фирменным знаком журнала до 1990-х гг., которые в разные годы то исчезал со страниц издания, то возвращался вновь. С выключкой вправо ниже содержится информация о типе издания - «Литературно-художественный альманах». Для издания был выбран класс шрифтов «Антиква» [14, с. 110]. Внизу на обложке справа напечатан номер издания и год, а слева - учредитель. Эта информация отделена дополнительным декоративным элементом - линейкой. Больше в номерах

Рис. 1. Обложка журнала «Дон», 1945 г.

Fig. 1. Cover of Don magazine, 1945

журнала в период с 1945 по 1949 г. никаких декоративных элементов не представлено. В первом номер журнала «Дон» превалирует беллетристика, но она не сопровождается никакими изображениями и декоративными элементами. Данное оформление использовалось в журнале до 1949 г. включительно.

В 1950 г. журнал «Дон» меняет композиционно-графическую модель, обложка приобретает синие оттенки (рис. 2). На обложке журнала также помещено название издания синего оттенка, которое является и логотипом журнала, однако меняется шрифт написания слова «Дон». Теперь он декоративный. Под названием располагается название типа издания «Литературно-художественный альманах» на белой подложке. Внизу обложки по центру помещается порядковый номер журнала и название издательства с годом выхода, которые отделены белой линейкой, предположительно, в 20 пунктов. Во всех выпусках журнала с 1950 по 1952 г. присутствует книжная вёрстка,

2023;9(4):902-913 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

Рис. 2. Обложка журнала «Дон», 1950 г. Fig. 2. Cover of Don magazine, 1950

Рис. 3. Обложка журнала «Дон», 1955 г. Fig. 3. Cover of Don magazine, 1955

в которой практически отсутствуют декоративные элементы, шрифтовые и цветовые выделения. Однако каждый материал заканчивается щедро украшенными растительными виньетками. В некоторых номерах «Дона» в эти годы помещены изображения, например, в № 2 1950 г., которые дополняют текстовый комплекс издания. С 1951 г. в журнале «Дон» появляются иллюстрации местных художников.

С 1953 г. происходят изменения в дизайне журнала (рис. 3). Для названия журнала выбирается рисованный шрифт и голубой цвет, информацию о типе издания начинают печатать золотым цветом и размещают по центру. Несколько волн теперь сменяет одна полужирная волна, которая располагается сразу под типом журнала и разделяет заголовочный комплекс и данные об издателе и номере. Над информацией об учредителе и годе расположена золотая линейка. Отметим, что использование золотого цвета в дизайне журнала являлось удачным решением, так

как золото ассоциируется с богатством, процветанием и хлебными полями Донского края.

С 1958 г. снова происходит смена в оформления журнала «Дон». В эти годы обложка журнала становится иллюстрированной, и «Дон» начинает выходить в формате А4. Название журнала переносят в правый нижний угол, уменьшается кегль и начитают использовать типографическую группу шрифтов «Гротеск» [15, с. 217]. Нам кажется, такое решение не совсем удачным, так как сразу в глаза не бросается название журнала (оно отходит как бы на второй план). С обложки также на некоторое время исчезает узнаваемый декоративный элемент - волна. Значительные изменения в оформлении журнала происходят и в содержании, теперь оно печатается с использованием цвета и дополнительных декоративных элементов - плашек, линеек [16, с. 22]. Хочется отметить, что с 1960-х гг. в журнале появляется новый фирменный цвет издания - красный (рис. 4). Выбран данный цвет не случайно, так как он

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(4):902-913 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

Рис. 4. Обложка журнала «Дон», 1960 г. Fig. 4. Cover of Don magazine, 1960

Рис. 5. Обложка журнала «Дон», 1970 г. Fig. 5. Cover of Don magazine, 1970

у читателей прежде всего мог ассоциироваться с яркой коммунистической символикой. В этот период в журнале начинают использовать фирменные буквицы [17, с. 130]. А каждый материал отделяет линейка в виде волны, правда, уже чёрного цвета. Иногда в названии рубрики присутствовали рисованные изображения. Например, в № 10 за 1961 г. рубрика «Проза» содержала картину природы. В некоторых выпусках журнала «Дон» с 1960-х гг. на обложке были размещены портреты писателей, фотографии скульптур, памятников, картин или рисунки художников. Например, в № 12 за 1960 г. размещён рисунок Н. Драгунова. Иногда в издании печатали рисунки к рассказам и анекдотам, шуткам, фотографии к статьям. В № 12 за 1960 г., например, опубликована фотография Ф. Нансена к материалу Р. Фатуева «Фрить-оф Нансен в Дагестане». Данная композиционно-графическая модель просуществовала в издании до 1963 г.

Следующие изменения в дизайне журнала «Дон» коснулись периода 1964-х гг. (рис. 5). Снова название журнала было возвращено на верх обложки, но с уменьшенным интерлиньяжем, и было выполнено в синем цвете. Слева практически на всю длину обложки размещается изображение красной волны и солнца. Внизу по центру размещают год издания, а номер справа в нижнем углу. Информация о типе, издателе, месяце переносится на вторую полосу журнала и отделяется квадратами красного и чёрного цветов. В содержании каждая рубрика отделяется чёрной тонкой линейкой, а в правом углу располагается красное изображение солнца. В этотпериод все названия рубрик были выполнены в красном цвете. Такая композиционно-графическая модель просуществовала в журнале «Дон» до 1976 г.

В ноябре 1977 г. выходит тематический выпуск журнала «Дон», который был посвя-щён юбилею Октябрьской революции и оз-

Клеменова Е.Н., Муха А.В. Композиционно-графическая модель литературно-художественного журнала «Дон» 2023;9(4):902-913 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

Рис. 6. Обложка журнала «Дон», 1977 г. Fig. 6. Cover of Don magazine, 1977

Рис. 7. Обложка журнала «Дон», 1984 г. Fig. 7. Cover of Don magazine, 1984

наменовал смену прошлой композиционно-графической модели (рис. 6). С 1977 г. изменяется обложка издания таким образом, что название переносится в нижний правый угол, уменьшается расстояние с буквами, а фон становится пастельно-розовым. Под названием располагается рантовая линейка и возвращается узнаваемый для читателей декоративный элемент - волна. Ниже расположен год и текущий номер, которые выполнены в синем цвете. В литературных произведениях этого периода всегда присутствуют рисунки, а в названии произведений используются авторские шрифты. Такое оформление у издания было до 1979 г.

В 1980 г. выходит журнал «Дон» в новом оформлении. Обложка приобретает узнаваемый для большинства ростовчан вид: пастельный розовый цвет, увеличивается кегль в названии и возвращается фирменный знак журнала - голубые волны. Снова основным цветом журнала становится синий. На обложке появляются сведения о типе и учредителе издания. В содержание включены несколько

видов линеек: полужирные и тонкие. Вёрстка выполнена то в одну, то в две колонки, что напоминает больше книгу, а не журнал. Например, № 3 за 1984 г. полностью свёрстан в одну полосу (рис. 7).

В январе 1990 г. выходит новый выпуск журнала «Дон» с обновлённой композиционно-графической моделью (рис. 8). Название издания теперь выполнено белым шрифтом с голубой обводкой и располагается по центру обложки. Внизу с выключкой вправо располагается год издания, а по левому краю текущий номер. Ниже напечатана линейка, по которой проходят две синие волны. Хочется отметить, что в 1990-е гг. в журнале появляется ещё один цвет - розовый. Каждый материал в издании начинает сопровождаться колонтитулами, в которых размещено название журнала, год и порядковый номер. В номере практически отсутствуют декоративные элементы, а материалы размещены в одну колонку. Такое оформление журнала «Дон» сохранилось до 1993 г.

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(4):902-913 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

Рис. 8. Обложка журнала «Дон», 1990 г.

Fig. 8. Cover of Don magazine, 1990

В 1994 г. меняется обложка журнала, она становится минималистичной (рис. 9). В номерах пропадают какие-либо дополнительные цвета, остаётся лишь узнаваемый синий цвет. В целом, композиционно-графическая модель в эти годы не претерпела никаких изменений в сравнении с предыдущим периодом.

С 2001 г. журналу «Дон» свойственно новое минималистичное оформление. На сегодняшний день у журнала белая обложка с красно-чёрной надписью и орденом Дружбы народов на названии. В журнале вообще отсутствуют какие-либо оформительские элементы. В номерах журнала «Дон», выходивших после 1985 г., совсем отсутствуют иллюстрации.

В современных выпусках издания название журнала выполнено жирным шрифтом красного цвета и перед ним присутствует ещё раз название, но уже в чёрном цвете (рис. 10). Это двойное написание названия затрудняет прочтение. Кроме того, на обложке

Рис. 9. Обложка журнала «Дон», 1994 г. Fig. 9. Cover of Don magazine, 1994

Рис. 10. Обложка журнала «Дон», 2016 г. Fig. 10. Cover of Don magazine, 2016

2023;9(4):902-913 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

отсутствуют данные о типе издания и учредителе. Все элементы на первой полосе расположены в центре близко друг другу, что перегружает внимание читателя, и он не может выделить для себя главное. Региональная принадлежность, которая была выражена в издании в изображении элегантной волны на обложке журнала и вызывала ассоциации с широтой реки Дон, на сегодняшний день утрачена.

Как мы выяснили, редакция журнала «Дон» неоднократно предпринимала попытки трансформации композиционно-графической модели. На наш взгляд, на сегодняшний день выбрана неудачная композиционно-графическая модель издания, которая не способствует узнаваемости бренда, не отвечает современный трендам в оформлении периодических изданий и не может привлекать качественную аудиторию. За всю историю существования журнала это наименее удачное оформление, которое не способствует поддержанию имиджа издания.

ВЫВОДЫ

Подводя итог, можно смело говорить о том, что композиционно-графическая модель любого печатного периодического издания -это этап проектирования дизайна, в котором содержательные характеристики обретают некую форму в соответствии с определёнными задачами издания и восприятием читательской аудитории. Проанализированное в данной статье средство массовой информации, литературно-художественный журнал «Дон» с 1945 по 2022 г. несколько раз меняло оформление, на данном этапе существования издания, на наш взгляд, выбрана композиционно-графическая модель, которая не соответствует современным трендам в оформлении печатных периодических изданий, так как двойное написание названия «Дон» затрудняет прочтение, отсутствие оригинально оформленных полос не может вызывать интерес у аудитории, а цветовая гамма не ассоциируется с Донским краем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В дальнейшем хотелось бы сравнить композиционно-графическую модель журнала «Дон» с моделями других региональных литературных журналов для выявления удачных параметров композиционно-графической модели журнала на современном этапе.

Список источников

1. Кащук А.А. Композиционно-графическая модель печатного и сетевого издания // Коммуникации в эпоху цифровых изменений: сб. материалов 4 Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А.Д. Кривоно-сова. Париж: L"Harmattan; Санкт-Петербург: С.-Петерб. гос. эконом. ун-т, 2020. С. 110-113. https://elibrary.ru/aimkqb

2. Топчий И.В., Иванова Д.О. Особенности инфографики в спецпроектах на научно-популярную тематику // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 3 (45). С. 153-163. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10315, https://elibrary.ru/lpxtpc

3. Дукова З.Т., Балова И.М. Композиционно-графическая модель «Газеты Юга» // Перспектива-2016: материалы Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных. Нальчик: Кабардино-Балкарский гос. ун-т, 2016. Т. 2. С. 248-252. https://elibrary.ru/yncctc

4. Мыскова О.В., Мачалина К.С. Композиционно-графическая модель промышленных периодических изданий, тенденции оформления // Вектор развития промдизайна. Актуальные тренды: сб. материалов науч.-практ. семинара. М.: РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2020. С. 55-59. https://elibrary.ru/ubyhwt

5. Зверева Е.А. Дизайн периодических изданий. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2011. 71 с.

6. Сундуков А.С., Яковлев М.Н. Композиционно-графическая модель журнала «Нива» // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2015. № 2. С. 153-154. https://elibrary.ru/ttdsp

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(4):902-913 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

7. Симакова С.И. Визуализация в СМИ: вынужденная необходимость или объективная реальность? // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. Т. 23. № 1-2. С. 135-139. https://elibrary.ru/ytosjf

8. Симакова С.И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). С. 163-169. https://elibrary.ru/tqssvh

9. Карпенко И.И. Структурно-композиционные приёмы инфотейнмента в медиатекстах региональных печатных СМИ // Неофилология. 2023. Т. 9. № 3 (35). С. 641-656. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-641-656, https://elibrary.ru/ojocbk

10. Корешков В.В., Константинова С.В. Художественные особенности формообразования фирменного стиля периодического печатного издания // Дизайн. Пространство. Архитектура: материалы Между-нар. науч.-практ. конф. Уфа: УГНТУ, 2016. С. 162-168. https://elibrary.ru/xsekzj

11. Кузьмина М.А. Типографика медиа: технические характеристики, сравнительный анализ UX/UI-дизайна сайта и полиграфической вёрстки (на примере русского издания Esquire) // Известия ТулГУ. Технические науки. 2021. № 3. С. 272-276. https://doi.org/10.24412/2071-6168-2021-3-272-276, https://elibrary.ru/grnoau

12. Луценко Е.Ю., Лынова Е.П. Подготовка композиционно-графической модели периодического издания для детей // Традиции и инновации в массовой коммуникации: материалы 1 Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2021. С. 123-126. https://elibrary.ru/hxtwbu

13. Муха А.В. Региональный литературно -художественный журнал «Дон» в исторической перспективе // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2021. Т. 1. № 1 (34). С. 162-169. https://doi.org/10.51965/2076-7919_2021_2_2_183, https://elibrary.ru/hgyugt

14. Арсененко И.П., Мусинова А.А. Визуализация медиаконтента как способ завоевать лояльность читателей в целях устойчивости СМИ // Вестник Казахского национального университета. Серия журналистики. 2022. Т. 63. № 1. С. 106-118. https://doi.org/10.26577/HJ.2022.v63.i1.11, https://elibrary.ru/amsybc

15. Епифанова А.Г. Актуальные аспекты дизайн-деятельности в коммуникационном пространстве визуальной айдентики современных российских образовательных журналов // Общество: философия, история, культура. 2022. № 6 (98). С. 215-221. https://doi.org/10.24158/fik.2022.6.37, https://elibrary.ru/puznqq

16. Татаринцева И.В., Постникова Н.А. Визуально-графическая коммуникация образовательного дизайна в социально-культурном контексте // Социально-экономические явления и процессы. 2020. Т. 15. № 1 (108). С. 21-29. https://doi.org/10.20310/1819-8813-2020-15-1(108)-21-29, https://elibrary.ru/bhtfnf

17. Тышецкая А.Ю. Дизайн современной газеты и новые подходы к формированию ее содержания // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2012. № 2 (18). С. 130-138. https://elibrary.ru/oxvlbt

References

1. Kashchuk A.A. Compositional and graphic model of printed and online publications. In: Krivonosov A.D. (ed.). Sbornik materialov 4 Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Kommunikatsii v epokhu tsifrovykh izmenenii» [Collection of Materials of the 4th International Scientific and Practical Conference]. Paris, St. Petersburg, L"Harmattan, St. Petersburg State Economic University Publ., 2020, pp. 110-113. (In Russ.) https://elibrary.ru/aimkqb

2. Topchii I.V., Ivanova D.O. Features of infographics in special projects for popular science. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya = Sign: Problematic Field in Mediaeducation, 2022, no. 3 (45), pp. 153-163. (In Russ.) https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10315, https://elibrary.ru/lpxtpc

3. Dukova Z.T., Balova I.M. Kompozitsionno-graficheskaya model' «Gazety Yuga» [Composition and graphic model of "Newspapers of the South"]. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh «Perspektiva-2016» [Proceedings of the International Scientific Conference of Students, Graduate Students and Young Scientists "Perspective-2016"]. Nalchik, Kabardino-Balkarskii gosudarstvennyi universitet, 2016, vol. 2, pp. 248-252. (In Russ.) https://elibrary.ru/yncctc

4. Myskova O.V., Machalina K.S. Kompozitsionno-graficheskaya model' promyshlennykh periodicheskikh izdanii, tendentsii oformleniya [Compositional and graphic model of industrial periodicals, design trends].

2023;9(4):902-913 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

Sbornik materialov nauchno-prakticheskogo seminara «Vektor razvitiya promdizaina. Aktual'nye trendy» [Proceedings of the Scientific and Practical Seminar "Vector of Industrial Design Development. Current Trends"]. Moscow, The Kosygin State University of Russia Publ., 2020, pp. 55-59. (In Russ.) https://elibrary.ru/ubyhwt

5. Zvereva E.A. Dizainperiodicheskikh izdanii [Design of Periodical]. Tambov, Derzhavin Tambov State University Publ., 2011, 71 p. (In Russ.)

6. Sundukov A.S., Yakovlev M.N. Composite and graphical model of the magazine "Niva". Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika = Proceedings of Voronezh State University. Series: Philology. Journalism, 2015, no. 2, pp. 153-154. (In Russ.) https://elibrary.ru/ttclsp

7. Simakova S.I. Visualization in the media: forced necessity or objective reality? Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya = Vestnik of Samara University. History, Pedagogics, Philology, 2017, no. 23, no. 1-2, pp. 135-139. (In Russ.) https://elibrary.ru/ytosjf

8. Simakova S.I. Impact of new technologies on visual journalism content. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University, 2015, no. 5 (360), pp. 163-169. (In Russ.) https://elibrary.ru/tqssvh

9. Karpenko I.I. Structural and compositional techniques of infotainment in media texts of regional print media. Neofilologiya = Neophilology, 2023, vol. 9, no. 3 (35), pp. 641-656. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-641-656, https://elibrary.ru/ojocbk

10. Koreshkov V.V., Konstantinova S.V. Khudozhestvennye osobennosti formoobrazovaniya firmennogo stilya periodicheskogo pechatnogo izdaniya [Artistic features of the formation of the corporate style of a periodical printed publication]. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Dizain. Prostranstvo. Arkhitektura» [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Design. Space. Architecture"]. Ufa, Ufa State Petroleum Technological University Publ., 2016, pp. 162-168. (In Russ.) https://elibrary.ru/xsekzj

11. Kuz'mina M.A. Media typography: technical characteristics, comparative analysis of UX/UI design of the site and printing (on the example of the Russian edition of esquire). Izvestiya TulGU. Tekhnicheskie nauki = Izvestiya Tula State University. Technical Sciences, 2021, no. 3, pp. 272-276. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2071-6168-2021-3-272-276, https://elibrary.ru/grnoau

12. Lutsenko E.Yu., Lynova E.P. Podgotovka kompozitsionno-graficheskoi modeli periodicheskogo izdaniya dlya detei [Preparation of a compositional and graphic model of a periodical for children]. Materialy 1 Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Traditsii i innovatsii v massovoi kommunikatsii» [Proceedings of the 1st All-Russian Scientific and Practical Conference "Traditions and innovations in mass communication"]. Krasnodar, Kuban State University Publ., 2021, pp. 123-126. (In Russ.) https://elibrary.ru/hxtwbu

13. Mukha A.V. Regional literary and artistic journal "Don" in historical perspective. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva = Vestnik of Volzhsky University after V.N. Tatischev, 2021, vol. 1, no. 1 (34), pp. 162-169. (In Russ.) https://doi.org/10.51965/2076-7919_2021_2_2_183, https://elibrary.ru/hgyugt

14. Arsenenko I.P., Musinova A.A. Visualization of media content as a way to gain reader loyalty for media sustainability. Vestnik Kazakhskogo natsional'nogo universiteta. Seriya zhurnalistiki = Herald of Journalism,, 2022, vol. 63, no. 1, pp. 106-118. (In Russ.) https://doi.org/10.26577/HJ.2022.v63.i1.11, https://elibrary.ru/amsybc

15. Epifanova A.G. Actual aspects of design activity in the communication space of visual identity of modern Russian educational journals. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura = Society: Philosophy, History, Culture, 2022, no. 6 (98), pp. 215-221. (In Russ.) https://doi.org/10.24158/fik.2022.6.37, https://elibrary.ru/puznqq

16. Tatarintseva I.V., Postnikova N.A. Visual and graphic communication of educational design in socio-cultural context. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Social-Economic Phenomena and Processes, 2020, vol. 15, no. 1 (108), pp. 21-29. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1819-8813-2020-15-1(108)-21-29, https://elibrary.ru/bhtfnf

17. Tyshetskaya A.Yu. Contemporary design of newspaper and new approaches to structure of its content. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya = Tomsk State University Journal of Philology,, 2012, no. 2 (18), pp. 130-138. (In Russ.) https://elibrary.ru/oxvlbt

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(4):902-913 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

Информация об авторах

Клемёнова Елена Николаевна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, https://orcid.org/0000-0002-2281-8976, klemenova@yandex.ru

Вклад в статью: разработка общей концепции статьи, проведение исследования и обработка его результатов, окончательное редактирование статьи.

Муха Анжела Викторовна, старший преподаватель кафедры журналистики, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, https://orcid.org/0000-0002-4477-4046, ekstazi15@mail.ru.ru

Вклад в статью: идея исследования, сбор и анализ эмпирического материала, обзор научных источников, написание и оформление текста статьи.

Конфликт интересов отсутствует.

Поступила в редакцию 09.08.2023 Поступила после рецензирования и доработки 12.09.2023 Принята к публикации 12.10.2023

Information about the authors

Elena N. Klemenova, Dr. habil. (Philology), Professor, Head of Journalism Department, Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russian Federation, https://orcid.org/0000-0002-2281-8976, klemeno-

va@yandex.ru

Contribution: general manuscript concept development, research conducting and its results processing, final manuscript editing.

Angela V. Mukha, Senior Lecturer of Journalism Department, Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russian Federation, https://orcid.org/0000-0002-4477-4046, ekstazi15@yandex.ru

Contribution: study idea, empirical material acquisition and analysis, scientific resources review, manuscript text drafting and design.

There is no conflict of interests.

Received August 9, 2023 Approved after reviewing and revision September 12, 2023 Accepted October 12, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.