Т. Ю. Лопатина
Алтайский государственный университет пр. Ленина, 61, Барнаул, 656099, Россия E-mail: [email protected]
КОМПОЗИЦИОННАЯ СЕМАНТИКА КОНСТРУКЦИЙ N + N КАК РЕЗУЛЬТАТ ИНТЕГРАЦИИ МЕНТАЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВ
Композиционная семантика комплексных знаков представляет собой результат образования нового смыслового содержания, создание нового интегрированного концепта. Изучение смыслового содержания конструкций N + N осуществляется с учетом положений теории концептуальной интеграции.
The article is devoted to the problem of compositional semantics of Noun+Noun constructions. The interpretation of the meaning of Noun+Noun construction is not derived from a simple combination of the constituent nouns. It can be explained in terms of conceptual integration or blending.
Когнитивное направление в лингвистике, учитывая достижения отечественной и зарубежной науке о языке, предоставляет возможность по-другому взглянуть на языковые факты, непосредственно обращаясь к нашему сознанию. Именно исследуя язык, человек апеллирует к структурам сознания, т. е. через язык человек получает доступ к различным знаниям о мире. Воспринимая и осмысляя окружающий мир, человек отражает его в виде определенных структур знания, которые получают языковое воплощение. Таким образом, ментальные сущности приобретают знаковые формы, тем самым давая возможность оперировать ими на уровне языка, а именно создавать различные языковые конструкции, изучение которых позволяет предположить, как происходит связь различных ментальных пространств, концептов, фреймов.
Так, проблемы взаимодействия знаков в композиционных конструкциях языка разного типа (производного слова, словосочетания, предложения, в нашем случае - конструкций N + К) рассматриваются в русле когнитивной науки. Теория концептуальной интеграции ментальных пространств Ж. Фо-конье и М. Тернера, грамматика конструк-
ций и фреймовый подход Ч. Филлмора и его последователей помогают сделать новые важные шаги в разъяснении правил семантической композиции знаков и, как считает Е. С. Кубрякова, признать, что при анализе каждой комплексной единицы необходимо выявить, как именно взаимодействуют (не складываются!) значения ее составляющих и какие типы взаимодействия наблюдаются в комплексных знаках разного порядка [Кубрякова, 2002а; 2002б].
Неаддитивность смыслов легла в основу современного понимания принципа композиционности, разрабатываемого как отечественными когнитологами в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы
[Кубрякова, 1997; 2004], так и зарубежными лингвистами, главным образом, в контексте теории концептуальной интеграции [Fauconnier, 1997; Fauconnier, Turner, 2002]. Композиционность комплексного выражения понимается как форма, предоставляющая коммуникантам тот семантический костяк, который «обрастает плотью» под воздействием менее предсказуемых прагматических факторов,
ББЫ 1818-7935. Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2006. Том 4, выпуск 2 © Т. Ю. Лопатина, 2006
в том числе контекста и фоновых знаний говорящих [Ирисханова, 2002. С. 339].
Конструкция N + N представляет собой комплексный знак, композиционная семантика которого отражена в интеграции двух ментальных пространств и образовании новой концептуальной структуры. Изучить композиционную семантику языковой единицы - значит установить вклад каждого компонента (концепта) в результативное интегративное значение (бленд). Однако внимание уделяется при этом моделируемому, вновь появившемуся значению (новому концепту-бленду).
Композиционность, как утверждает О. К. Ирисханова, служит своего рода гарантией некоторой предсказуемости структурных и смысловых свойств языковых единиц, а интегративность - залогом эври-стичности, т. е. творческого характера и интуитивности речевой деятельности [Ирисханова, 2002. С. 340]. Подтверждением
этому является конструкция N + N как пример концептуальной интеграции, поскольку в данной конструкции четко проявляется слияние не менее двух языковых форм, без которых не осуществим сам процесс концептуальной интеграции. Кроме того, прослеживается создание нового смыслового содержания, в рамках которого все же отражены значения компонентов конструкции, являющиеся теми семантическими константами, которые составляют основу компози-ционности, а также испытывают на себе влияние фоновых знаний.
Используемое в данном исследовании понятие концептуальной интеграции подразумевает под собой процесс построения смыслового содержания конструкции N + N связывающий два ментальных пространства, выраженных в языке существительными. В ходе данного процесса на языковом уровне создается конструкция N + N фиксирующая новое когнитивное образование, определенную структуру знания. Следовательно, исследование конструкции N + N с позиций когнитивного подхода представляет собой выявление тех структур знания, которые стоят за данной конструкцией.
Теория концептуальной интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера является развитием теории ментальных пространств Ж. Фоконье. Ментальные пространства -это своеобразные концептуальные пакеты, создаваемые по мере того, как мы думаем и
говорим [Fauconnier, 1996. Р. 113]. Таким образом, ментальные пространства ассоциируются с концептами, так как и те, и другие представляют собой информационные области, кванты знания в человеческом сознании, которыми человек оперирует в процессе мышления и, которые закрепляются в языке значениями слов. В процессе мышления и коммуникации концепты взаимодействуют друг с другом и претерпевают постоянные изменения. Ментальные пространства призваны организовывать наше мышление и в языковом воплощении представлять возможные варианты тех модификаций, которые осуществляются в нашем сознании.
Именно взаимодействие пространств между собой и появление аномалий в теории метафоры определили дальнейшее развитие теории Ж. Фоконье и появление теории концептуальной интеграции. Совместно с М. Тернером в рамках новой теории рассматриваются процессы взаимодействия четырех ментальных пространств (mental spaces), два из них - это вводные, или исходные, ментальные пространства (input spaces), а два других - это пространство обобщения и бленд. Третье пространство - пространство обобщения, или общее пространство (generic space), связанное с двумя вводными, отражает то общее в структуре и организации, что существует между двумя вводными пространствами [Fauconnier, Turner, 1998. Р. 270]. Четвертое пространство, появившееся в результате концептуальной интеграции или концептуального смешения (conceptual blending), составляет бленд. Бленд наследует частичные структуры от входных пространств и имеет собственную новую структуру [Ibid. P. 269].
М. В. Никитин, изучая возможности концептуальной интеграции в осмыслении метафорических выражений, определяет исходные (вводные) пространства как ассоциативные структуры сознания, данности, подлежащие обработке сознанием, вместе с тем общее пространство и бленд характеризует как операциональные, динамические структуры сознания, возникающие в нем в ходе обработки исходной информации. На этом этапе в результате проекции одного исходного (вводного) пространства на другое происходит интеграция концептов, и появляются промежу-
точные мыслительные образования, обеспечивающие мыслительный процесс и понимание речи на переходе от одного значения имени к другому. Соответственно, наложение исходных (вводных) пространств формирует, по мысли автора, пространство обобщения (generic space) с концептом, соединяющим в своем содержании общее для концептов на входе. Метафори-зация действительно связана с обобщением и имеет одним из своих результатов образование операционального обобщенного концепта [Никитин, 2002. С. 264-265].
Кроме того, М. В. Никитин отмечает, что формируется пространство смешения, или бленд, представлений об аргументах - того, что сравнивают, и того, с чем сравнивают. Именно здесь происходит интеграция исходных пространств (концептов) в некое временное операциональное образование: в результате смешения исходных пространств на время возникает промежуточная ментальная структура - смешанный концепт (бленд), на время сочетающий в себе и отбирающий для себя признаки, необходимые и достаточные для осмысления события и понимания сообщения о нем - сверх тех, что являются общими для двух денотатов [Никитин, 2002. С. 266].
В своих работах М. Тернер и Ж. Фоконье приводят конструкции N + N в качестве наглядных примеров применения своей теории. Традиционно ссылаются на следующие N + N конструкции в описании механизма концептуальной интеграции: land yacht, boat house, house boat, jail bait, trashcan basketball и некоторые другие.
Ж. Фоконье описывает образование trashcan basketball как наглядный случай представления концептуальной интегрированной сети (conceptual integration network) [Fauconnier, 1999. Р. 103]. В данном случае отношения, характерные для класса предметов (object being thrown into a container by someone), участвуют в образовании пространства обобщения (generic space). Другие пространства определяют систему отбора концептуальных составляющих моделей: баскетбол рассматривается как спортивная игра, показывается специфика данной игры в общежитии, когда средством игры является не баскетбольный мяч, а лист скомканной бумаги, забрасываемой в мусорную корзину. В бленде (в интегрированном, новом пространстве) рождается
структура концепта «игра», примененная для возникающих условий и в новых обстоятельствах. Симбиоз исходных (вводных) пространств происходит на основе метафорического переноса.
Е. Суитсер в своей работе о композицио-нальности подчеркивает, что способность языка к новым сочетаниям знаков - это его центральное свойство. Е. Суитсер отмечает, что формальные теории семантики не в полной мере способны дать ему адекватное истолкование, однако теория концептуальной интеграции ментальных пространств Ж. Фоконье и М. Тернера может пролить свет на этот феномен. По ее мнению, даже в простейших случаях сочетания прилагательного с существительным наблюдается совсем не простое сложение смыслов, но нечто гораздо более сложное. При объяснении подобных случаев необходимо использовать и представления о слиянии разных ментальных пространств, и идеи об активных зонах у описываемых объектов, и мысли о профилировании, и понятия о фреймах и т. п. [Sweetser, 1999. Р. 131].
Теория концептуальной интеграции соотносится с универсальными принципами человеческого познания и языка как способа его выражения. Интегрированные пространства отражают одно из фундаментальных свойств человеческого мышления и языка -свойство композициональности, или структурной сложности. Композиционную семантику конструкций N + N следует рассматривать как особое ментальное образование -результат семантической композиционно-сти, представленный лексико-семантической и понятийной сочетаемостью компонентов конструкции, а именно как результат взаимодействия семантических про-
странств, репрезентированных значениями двух существительных.
Моделирование нового семантического пространства конструкций N + N осуществляемое с применением теории концептуальной интеграции, проводится с учетом значений входящих в конструкцию единиц, а также под влиянием экст-ралингвистических факторов. Непосредственно структурная модель N + N т. е. ее графическая представленность, является первой ступенью концептуальной интеграции.
Лексические единицы в составе данных конструкций определяют ментальные про-
странства, но их значения, бесспорно участвующие в создании интегрированного пространства, не являются достаточными для структурно и семантически сложного нового пространства (бленда). Лексические единицы играют роль «путеводителей», направляющих создание ментальных пространств на когнитивном уровне и подтверждающих модификацией своих значений участие фоновых знаний в создании интегрированного концептуального пространства.
Формирования смысла конструкций N + N осуществляется с опорой на концептуальные интегрированные сети (conceptual integration networks) - пропозиции, которые создаются взаимосвязью концептов. Широко применяемое понятие пропозиции как в логике, так и в лингвистике понимается нами как некое концептуальное объединение, некое содержательное целое с определенными компонентами этого целого [Панкрац, 1996. С. 137]. По нашему мнению, мысленное связывание двух ментальных пространств компонентов Ni и N2 в единую структуру осуществляется с помощью восстановления предиката, не отраженного или частично отраженного в поверхностной структуре конструкции N + N и выявления трехчленной структуры. Предикат является центральным звеном (компонентом) пропозиции, на когнитивном уровне - концептуальным элементом, связывающим два ментальных пространства N1 и N2, а на языковом уровне - словом, семантика которого латентно присутствует и организует компоненты в конструкции, что, в общем, позволяет восстановить смысловые отношения между существительными. В связи с этим необходимо провести когнитивный (концептуальный) анализ, одним из важных моментов которого является восстановление скрытого предиката, соединяющего два субстантивных элемента (аргумента), указывающего на определенный тип семантических отношений.
Концептуальная интегрированная сеть формируется концептами, которые взаимосвязаны друг с другом. В интеграции двух концептов принимает участие третье пространство, пространство обобщения -
промежуточная ступень между вводными пространствами и блендом в создании смысла конструкции N + N, которое фиксирует общее для двух концептов. Именно в
пространстве обобщения происходит сравнение концептов, выделение общностей и различий. В пространстве обобщения происходит совпадение (соприкосновение) общих компонентов концептов, однако прежде чем перенести их в пространство обобщения, необходимо провести картирование. «Картирование - ментальная операция, подготавливающая перенос... в возникающую новую структуру, обобщающую или даже невозможную для вводных пространств» [Залевская, 2004. С. 60]. В момент картирования происходит выбор компонентов в интегрируемых концептах, которые получают возможность соприкосновения в пространстве обобщения или независимого проецирования в бленд. Хотя возникают случаи, когда невозможно найти соприкасающиеся или общие компоненты для двух концептов, что затрудняет выбор интерпретации конструкции N + N. М. Кин и Ф. Костелло отмечают, что выбор интерпретации более ограничен, если соотносимые концепты имеют больше точек соприкосновения, а чем больше различий, тем больше выбор интерпретаций, которые нельзя предугадать [Costello, Kean, 2001]. Перенос компонентов в пространство обобщения и образование абстрактной концептуальной структуры (общей для двух концептов) происходит параллельно формированию бленда, в состав которого попадают как общие, так и различные для двух вводных пространств компоненты. Бленд сочетает в себе признаки, которые являются общими для двух денотатов, и те, которые отбираются из фоновых знаний, с которыми говорящие вступают в общение, но не все они идут в дело, а только те, что релевантны для целей наложения концептов - иные нейтрализуются и выходят из коммуникативной игры (см.: [Никитин, 2002. С. 266]).
Соответственно происходит построение четырехпространственной модели, отражающей те когнитивные операции, которые происходят в сознании человека при восприятии и интерпретации конструкции N + N. Точками на схеме обозначаются компоненты, активизируемые в двух интегрируемых концептах - вводных пространствах, и проецируемые в пространство обобщения и бленд, образуя тем самым межпространственные концептуальные связи, которые представлены линиями.
Вводные пространства вносят определенный вклад в новое пространство - бленд, хотя в зависимости от степени участия каждого из них появляются два возможных способа создания бленда и смысла конструкции. Один из способов выразить смысловое содержание конструкции N + N - представить ее как двухсторонний бленд, сформированный двухсторонней сетью, а именно проекцией компонентов из двух ментальных пространств. В данном случае можно говорить практически о равноценном участии двух концептов в создании нового концепта и нового смысла. По мнению Е. Свитсер, существует возможность представить конструкцию как особый односторонний бленд, в котором структура вводного пространства области-источника (source-domain input space) используется для перестройки или присоединения к структуре вводного пространства области-цели (target-domain input space), тем не менее основная внутренняя структура бленда в основном определяется областью-целью. Бленд понимается как новый способ толкования и представления области-цели [Sweetser, 2000. Р. 321-322]. Создание одностороннего бленда - это еще один способ взглянуть на метафору, учитывая достижения в теории метафоры Дж. Лакоффа, М. Джонсона и объясняя сложные случаи взаимодействия концептов на основе аналогии. Теория концептуальной интеграции появилась на основе описания аномалий, наблю-
даемых в теории метафоры, и в процессе рассмотрения проекции области-источника на цель [Баисопшег, 1999. Р. 103]. Таким образом, важно учитывать то, что теория концептуальной интеграции, опираясь на работы Дж. Лакоффа, Ч. Филлмора и Е. Свитсер, предлагает свой способ объяснения как простых, так и сложных случаев метафоризации.
Несмотря на то что конструкция N + N может представлять модель метафорического взаимодействия концептов, отсутствует необходимость подробного изложения теории метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона, так как она, по мнению М. В. Никитина, относится только к случаю смешанной предметно-признаковой метафоры, когда предметное имя с высоким метафорическим потенциалом используется в качестве базы метафорического описания и аналогического моделирования другого денотата (денотатов) по ряду признаков последнего. В метафорике этого рода денотат аналогически уподобляется другому денотату - базе сравнения по ряду признаков в силу их (денотатов) схожести [Никитин, 2002. С. 259].
Итак, представляется возможным в терминах концептуальной интеграции показать взаимодействие концептов и образования одностороннего бленда, тем самым раскрывая процесс метафоризации. В примерах, выбранных для анализа, прослеживается сходство между разными классами объектов и индивидов.
1) «She looks like an X ray, and don’t you think her head is too big to her body? She looks like a lollipop lady», giggled Wendy, and the three of them bit into their jelly doughnuts and roared with laughter (J. Collins, p. 325).
2) She laughed nervously as she spoke, and watched him with her vague forget-me-not eyes (O. Wilde, p. 62).
3) No aphids were there, no sow bugs or snails or cutworms. Her terrier fingers destroyed such pets before they could get started (J. Steinbeck, p. 9).
Каждый из примеров можно развернуть в модель, содержащую четыре пространства. Вводное пространство 1 в конструкции N + N представлено компонентом N1, в анализируемых примерах - следующими лексическими единицами: lollipop, forget-me-not, terrier.
Вводное пространство 2 в конструкции N + N представлено компонентом N2, в анализируемых примерах - lady, eyes, fingers.
Пространство обобщения как часть концептуальной интегрированной сети показывает, в каких компонентах происходит совпадение (соприкосновение) концептов, а также в рамках своей структуры отражает межпространственные связи (связь между двумя аргументами) при помощи восстановления предиката. Данное пространство соотносит два вводных концепта, создавая концептуальную структуру типа N2 is like (as) N1 (in shape, size, colour, activity and etc). В примере a lollipop lady общим компонентом для двух концептов является форма (shape), т. е. lady is like (as) lollipop in shape. В конструкции forget-me-not eyes два концепта совпадают на основе общности компонентов цвета, т. е. eyes are like (as) forget-me-not in colour. Соприкосновение концептов в конструкции terrier fingers осуществляется выявлением общих компонентов деятельности, т. е. fingers are like (as) terrier in activity (very active, quick).
Компоненты интегрируемых пространств вычленяются в ходе исследования содержания концептов. Содержание концептов раскрывается значениями языковых единиц (существительных), т. е. их словарными толкованиями, а выделение в концептах соотносимых компонентов осуществляется при помощи анализа словарных дефиниций, а также использования фоновых знаний о денотатах.
Однако содержание концепта лишь частично представлено языковыми средствами и отражается в значении языковых единиц.
Концепт как оперативная единица сознания неизменно оказывается шире и богаче словарного значения слова, очевидно, потому, что в формировании концепта участвует не только языковой, но и весь чувственный, физический, географический, исторический и социальный опыт человека, приобретаемый им в процессе освоения окружающего мира [Козлова, 2001. С. 31].
Тем не менее отношения между концептами выстраиваются вокруг предиката, отражая межпространственные связи, как в пространстве обобщения, так и в бленде. Однако бленд сжимает информацию о концептах и превращает межпространственные отношения во внутрипространственные, являясь той новой концептуальной областью, которая фиксирует смысловое содержание конструкции N + N. Бленд сжимает межпространственные связи до уровня связей в пределах одного концепта, содержащего компоненты вводных концептов в различных пропорциях. В образовании одностороннего бленда, отражающего метафорическое значение конструкции, принимают участие оба концепта, однако базой для бленда является вводное пространство 2. Вводное пространство 1 определенным образом приспосабливается к вводному пространству 2, активизируя определенные компоненты значения (концепта).
Следовательно, можно предположить, что если базой для бленда является вводное пространство 2, то бленд содержит мало нового, т. е. Ni только в некоторой степени определяет N2. Проанализированные Ж. Фоконье конструкции house boat и boat house представляют соответственно лодку определенного типа, похожую на дом (boat is like house), и дом для хранения лодок (house is for boat). Наше предположение частично подтверждается, так как при первом прочтении данные конструкции можно представить в виде одностороннего бленда, хотя полученные бленды не соотносятся ни с обычной лодкой (так как она приспособлена для долгого и комфортного пребывания на ней), ни с нормальным домом (так как он плавучий). В конструкциях house boat и boat house происходит реальная интеграция концептов, не имеющая никакого отношения к метафоризации, так как у нового концепта-бленда появляется свой денотат. Условием, по мнению М. В. Никитина, при котором сознание принимает интегративный концепт, является наличие у кон-
цепта своего денотата, не тождественного денотатам сочетающихся концептов [Никитин, 2002. С. 268].
В процессах метафоризации ярко прослеживается взаимодействие концептов, однако не происходит формирования двухстороннего бленда или концепта-гибрида со своим особым денотатом. Пользуясь терминологией Е. Свитсер, подтверждением взаимодействия концептов на метафорической основе служит создание одностороннего бленда, который по-новому высвечивает один из вводных концептов.
В ходе анализа композиционной семантики конструкций N + N в большинстве случаев происходит взаимодействие концептов компонентов N1 и N2 и образование одностороннего бленда, в свою очередь создание двустороннего бленда - единого концепта со своим денотатом, не является частотным, хотя существует возможность его реализации в конструкции N + N.
Список литературы
Залевская А. А. Концептуальная интеграция как базовая ментальная операция // Слово и текст: психолингвистический подход / Отв. ред. А. А. Залевская. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2004. Вып. 2. С. 56-71.
Ирисханова О. К. Концептуальная интеграция в событийных именах существительных (к проблеме языковой композици-онности) // С любовью к языку.
Посвящается Е. С. Кубряковой / Отв. ред. В. А. Виноградов. М.; Воронеж: Изд-во Ин-та языкознания РАН, 2002. С. 339-340.
Козлова Л. А. Концепт личного пространства и способы его языковой представленности // Вестн. Барнаул. гос. пед. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2001. № 1. С. 30-36.
Кубрякова Е. С. Части речи с когнитивной точки зрения. М.: Ин-т языкознания РАН, 1997. 327 с.
Кубрякова Е. С. Когнитивная лингвистика и проблемы композиционной семантики в сфере словообразования // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 2002а. Т. 61, № 1. С. 13-24.
Кубрякова Е. С. Композиционная семантика: цели и задачи // Композиционная семантика: Материалы Третьей междунар. шк.-семинара по когнитивной лингвистике. 18-20 сентября 2002 г. Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та им. Г. Р. Державина, 2002б. Ч. 1. С. 4-6.
Кубрякова Е. С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке. Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.
Никитин М. В. Метафора: уподобление vs. интеграция концептов // С любовью к языку. Посвящается Е. С. Кубряковой / Отв. ред. В. А. Виноградов. М.; Воронеж: Изд-во Ин-та языкознания РАН, 2002. С. 255-270.
Панкрац Ю. Г. Пропозиция // Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1996. С. 137-140.
Fauconnier G. Blending as a central process of Grammar // In Conceptual Structure, Discourse, and Language. California, 1996. P. 113-131.
Fauconnier G. Mappings in Thought and Language. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. 205 p.
Fauconnier G. Methods and Generalizations // Cognitive Linguistics: Foundations, Scope, and Methodology. N. Y., 1999. P. 95-127.
Fauconnier G., Turner M. Principles of Conceptual Integration // Discourse and Cognition: Bridging the Gap. California, 1998. P. 269-287.
Fauconnier G., Turner M. The Way We Think: Conceptual Blending and the Mind’s Hidden Complexities. N. Y., 2002.
Costello F., Kean M. T. Testing two theories of conceptual combination: Alignment versus diag-nosticity in the comprehension and production of combined concepts // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2001. Vol. 27, № 1. P. 255-271.
Sweetser E. Compositionality and Blending // Semantic Composition in a Cognitively Realistic Framework // Cognitive Linguistics: Foundations, Scope, and Methodology. N. Y., 1999. P. 129-162.
Sweetser E. Blended spaces and performa-tivity // Cognitive Linguistics. Vol. 11, № 3/4. 2000.P.305-333.
Список источников
Collins J. Star Quality. N. Y.: Hyperion, 2002.354 p.
Steinbeck J. The Red Pony and other stories. Moscow: Raduga Publishers. 2002. 272 p.
Wilde O. The Picture of Dorian Gray. L.: Penguin Books Ltd., 1994. 256 p.
Материал поступил в редколлегию 25.09.2006