Научная статья на тему 'Композитный торовый баллон для дыхательных аппаратов с продольно-поперечно схемой армирования силовой оболочки'

Композитный торовый баллон для дыхательных аппаратов с продольно-поперечно схемой армирования силовой оболочки Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
431
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Комков М. Л., Тхань Ч. Н.

Рассматривается двуслойная торовая оболочка с продольно-поперечной схемой армирования. Получены уравнения, определяющие напряжения в нитях продольного к поперечного ее слоев, с учетам ширины наматываемой лепты. Представлены результаты испытаний, характер и место разрушения стеклопластиковой оболочки торового баллона, приведены экспериментальные и расчетные значения относительных деформаций оболочки в зависимости от величины внутреннего давления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Комков М. Л., Тхань Ч. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Two-layer torus shell with the wedge-reed system of reinforcement is examined The equations determining voltages in longitudinal and transverse of its filaments sections taking into account tape width were obtained. Test results, as welt as character and a trouble spot of a glass-fiber shell in a torus container are presented, experimental and design values of strains in a shell depending on quantity of interior pressure are given.

Текст научной работы на тему «Композитный торовый баллон для дыхательных аппаратов с продольно-поперечно схемой армирования силовой оболочки»

678.067: 621.763 (075,8)

КОМПОЗИТНЫЙ ТОРОВЫЙ БАЛЛОН ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ С ПРОДОЛЬНО-ПОПЕРЕЧНОЙ СХЕМОЙ

АРМИРОВАНИЯ СИЛОВОЙ ОБОЛОЧКИ

Д-р техн. наук. проф. MA. КОМКОВ, сту<). Ч.Н. ТХЛНЬ

Рас см отрывается д вусл о иная m ор ов œi a юл очка с продольно-поперечна ù сх ем о й армирования. Получены уравнения, определяющие напряжения а нитях продольного и поперечного ее слоев, с учетам ширины наматываемой ленты. Представлены результаты испытаний, характер и место разрушения стеклопластикошш оболочки торового баллона, приведены 'экспериментальные и расчетные значения относительных деформаций оболочки в зависимости от величины внутреннего дарения.

Tw о-1 ayer torus s hall with ihe wedge-reed svstem of reinjorceme/it is examinée/. The équations cletermining voltages in longitudinal and tr ans ver se oj its filaments sections taking into account tape width were obtained\ Test results\ as well as char acier and a t rouh/e spot of a glass-fiber she/l in a torus container are présentai, experimental and design values of strains in a shell depending on quant i ty of interior pressure are given

Композитные и металлокомпозитные хоровые баллоны для дыхательных аппаратов относятся к новым перспективным баллонам высокого давления. Они удачно компонуются в дыхательных аппаратах различного назначения, обладают хорошими массовыми характеристиками, имеют большие возможности для дальнейшего совершенствования и организации серийного производства.

В настоящее время потребности мирового рынка в баллонах для дыхательных аппаратов всех типов [1] составляет 350 ООО штук в год. В основном это стальные, металлокомпозитные или полимерно-композитные 2-х...9-ти литровые цилиндрические баллоны массой 2,5... 12,0 кг, эксплуатируемые при давлениях 20...24 или 30 МПа. В то же время эргономические испытания дыхательных аппаратов с баллонами торовой формы на спине человека (подъем по лестницам, перемещения ползком, прохождение люков, водных стоков, разбор завалов) показали значительные их преимущества по сравнению с цилиндрическими аналогами.

Равные по объему торовые баллоны имеют меньший диаметр сечения, чем цилиндрические, для них не требуется спинная крепежная пластина и поэтому они меньше выступают наружу от спины человека, а для регулятора давления не требуется защитный колпак, так как регулятор размещается в центре тора (баранки). При этом у человека освобождается (разгружается) плечевой пояс и обеспечивается более устойчивое положение баллона на спине, повышается маневренность в ограниченном пространстве.

Хотя замена цилиндрических баллонов на равновеликие композитные и металлокомпозитные торовые баллоны дает значительные эргономические преимущества и выгоды, а также снижение веса аппарата, для зарубежных производителей [I] в настоящее время остаются еще не решенными задачи проектирования и технология намотки композитных торовых баллонов с требуемыми параметрами.

В то же время теоретические и экспериментальные исследования по созданию композитных торов в МГТУ им. Н.Э. Баумана проводятся сравнительно давно. Получены положительные результаты как в вопросах проектирования [2—4] и конструирования [5, 6], так и в разработке технологии и средств изготовления намоткой [5, 7, 8] композитных торовых баллонов (рис. 1) на торонамоточном станке (рис. 2) оригинальной конструкции [9, 10].

2006

№3

. >/.V •. . .. •.

Рис. I. Стекло пластиковый торовыП баллон, изготовленный спиральной намоткой нитей

Рис. 2. Общий вид торонамоточного станка СНТ-2А с кольцевой шпулей.Намотка нитей на торовую оправку

Разработанная технология, спроектированное оборудование и оснастка позволяют изготовить намоткой из композиционных и комбинированных материалов опытные и натурные образцы торовых баллонов, сравнительные характеристики которых представлены в таблице [8].

Анализ результатов исследований показывает, что замена металлического торового баллона на аналогичный металлокопозитный (сталь + эпоксидный углепластик) дает экономию массы в 1,9 раза. Еще больший технический эффект достигается при использовании в качестве материала герметика полимерных пленок [11]. В этом случае стеклопластиковые торо-вые баллоны имеют в 3,25...3,75 раза больший параметр конструктивного совершенства И^, чем стальные торовые баллоны одинаковых объемов и геометрических размеров.

Однако процесс изготовления композитных торов спиральной намоткой с применением песчано-полимерных одноразовых оправок [5, 8] весьма трудоемок, а процесс изготовления металлокомпозитных торовых баллонов — дорогостоящий. Поэтому в основу создания технологичных, легких и недорогих полимерно-композитных торовых баллонов положено два принципа их проектирования и изготовления.

№3

2006

Таблица

Характеристики торовых баллонов, испытанных внутренним давлением

Параметры баллонов Материал Силовая оболочка торовых баллонов

металлическая комбинированная стеклопластиковая

сталь Х18Н1 ОТ Х18Н10Т + УКН-300 ВМ-1+ ЭДТ-10 ВМ-1+ ЭДТ-10

ц=гя/го 0,65 0,63 0,6 0,67

Апах, ММ 480 482 403 485

¿/сехи мм 82 82/88 76/82 85

Уоб, ДМ"* 6,7 6,9 4,8 6,8

мм 1,0 1,0 0,72 * 0,75 *

1гк0, мм — 1,66 0,93 1,64

Мм, кг — 1,01 0,63 1Д7

МСд, кг 2,05 3,11 1,01 1,62

Рргъ МПа 9,3 25,5 24,0 25,2

кДж/кг 31,0 60,0 183,0 145,0

И^д, кДж/кг 30,4 58,6 114,0 105,0

* —толщина слоя герметика из намотанного термопласта; ]Уо6 = Р,УЛ-У^ /Моб — параметр конструктивного совершенства силовой оболочки; 1¥сд — то же сосуда давления; УкН-300 и ВМ-1 — соответственно марка углеродного и стеклянного волокна; ЭДТ-10 -марка эпоксидного связующего; \х — относительное отверстие тора.

1. Применение в конструкции баллона эластичной герметизирующей оболочки-лей-нера (резина, полимер), обеспечивающей полную реализацию прочности однонаправленного КМ, например, стеклопластика.

2. Исключение из технологического процесса намотки использования одноразовых удаляемых песчано-полимерных оправок, что существенно сокращает трудоемкость и цикл изготовления силовой композитной оболочки торового баллона.

Предлагается альтернативная работе [7] конструкция и технология изготовления торового баллона с двухслойной стеклопластиковой силовой оболочкой (СО), которая наматывается за две операции. Сначала на многоразовые металлические оправки наматываются элементы внутреннего продольного слоя СО, а после отверждения связующего и сборки продольного слоя с герметизирующей оболочкой на него, как на неудаляемую оправку, на торонамоточном станке наматывается поперечный слой СО торового баллона.

Рассмотрим композитный торовый баллон, силовая оболочка которого изготовлена одновременной намоткой продольных и поперечных лент [12] шириной и Г,. Чтобы торовая оболочка с продольно-поперечной (ПП) схемой армирования полностью воспринимала нагрузку от внутреннего давления, продольный слой должен располагаться

№3

2006

между герметизирующей оболочкой и поперечным слоем (рис. 3) или между двумя поперечными слоями. Для создания композитного торового баллона с ГШ схемой армирования необходимо определить напряженное состояние и толщину слоев силовой торовой оболочки (рис. 4) с учетом ширины [13] наматываемой ленты.

Рис. 3. Схема намотки слоев композитной оболочки торового баллона: / — нити (лента) поперечного слоя, 2 — нити (лента) продольного слоя, 3 — герметизирующая оболочка-лейиер, 4 — песчано-полимерная

оправка

Рис.4, Расчетная схема круговой торовой оболочки с ПП схемой армирования: /

2 — продольный слой

поперечный слой,

№3

2006

Под действием внутреннего давления Р в круговой торовой оболочке радиуса /? возникают меридиональные N1 и окружные усилия /У2. Учитывая, что второй главный радиус кривизны тора Л2 = га/сова, для определения сил в круговой торовой оболочке получим

PR

/ ~ , _____N

V

2а + cos а а + cos а

(i)

/

PR

N2=a2ah2a= —

(2)

где а — угловая координата или широта тора; ra = R (а + cosa) — текущим радиус вращения оболочки; a = cJR —геометрический параметр кругового тора; а1ц и ст2и —-напряжение в нитях поперечного и продольного слоев на широте а; Л1а и h2a — соответственно толщины слоев оболочки.

Из уравнения (2) следует, что расчетная толщина продольного слоя оболочки, без учета ширины наматываемой ленты, постоянна и равна

/ / V

К = 1г2а =■

2^]

(3)

где Р - давление разрушения; [стк2] — допустимое напряжение на растяжение однонаправленного КМ в продольном слое.

Толщина поперечного слоя намотки изменяется вдоль меридиана тора. Из условия непрерывности намотки в поперечном направлении: raha = const, можем записать

rn , а +1

к = /г,„ —= Л

1 Ma '40 '"10

ra а + cos a

(4)

где йш, г0 — соответственно толщина слоя намотки и радиус вращения оболочки при угле а = 0. Подставив значения для к1а из (4) в уравнение (1), найдем напряжение, действующее в нитях поперечного слоя без учета влияния продольного слоя

= 1«

PR (2a + cos a) 2 hl0(a +1)

(5)

Напряжения (5) достигают своего максимума при а = 0, следовательно, расчетная

толщина поперечного слоя намотки в этой точке будет

2,0 2[с , ](а + 1)

(б)

где [ак|] — допустимое напряжение на растяжение однонаправленного КМ в поперечном слое на большом экваторе тора при угле а = 0.

Подставив значения для начальной толщины /?10 из (6) в (4), найдем переменную

толщину поперечной намотки

_ 2я + 1

\

la

V I гг ,

KUV" ' —

2[akl]l ci + cosa

(7)

Однако под давлением, после растрескивания связующего, когда слои торовой оболочки перестают работать совместно как единое целое, каждый виток ленты поперечного слоя будет удерживаться в равновесии за счет напряжения межслойного сдвига, создающего дополнительную силу, действующую на продольный слой. На внутренней сторо-

2006

№3

не тора при углах а > л/2 поперечный слой должен еще воспринимать и отрывные силы витков ленты продольного слоя.

В соответствии со сказанным и из рассмотрения рис. 4 суммарная сила действующая на поперечный слой с учетом влияния продольного слоя на внешней стороне тора в диапазоне углов: 0 < а < я/2, будет

W V = tffu Л,а = Ni + N'x = N> + М,

j

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i

R

\

\

/

sina,

(8)

и

)

где

сила межслойного сдвига в поперечном направлении за счет влияния сил

продольного слоя.

Подставив значения N. и из (1), (2) и гц = R (а + qosol) в (8), получим*.

= Кt

pr

i

/

2а + cos a + sin a ^

4

a + cosa

(9)

7

После подстановки h{a из (7) в (9) с учетом (б), найдем

V Pmft( 2rt + cosa + sina

ОТ = -J-

I и.

2/7

JU

V

а +1

х r J 2« + cos a + sin a

= tCTJ

J

\

2a +1

(10)

На внутренней стороне тора в диапазоне углов: п/2 < а < п, суммарная сила

действующая на поперечный слой, будет

A'.v = сг„ л>« = + + Л?,

2" = N. + N2

R

\

sina - N,

)

\

r

(JL

cosa,

(id

j

где N:f>

сила, действующая в поперечном слое за счет отрывных сил витков ленты

продольного слоя в нормальном направлении. Подставив значения /V, и N. из уравнений (Г) и (2) в зависимость (11) и учитывая (7) и (6), получим

a

V

Р R

L _ ра J

tu

( 1

Ii

10

la -f-sina а +1

\

/

i®.,]

f 2a +sina ^

\

2a +I

(12)

/

Анализируя (10) и (12) замечаем, что напряжение в нитях поперечного слоя а^ достигают своего максимума при а-я/4. Приравняв в (10) при а = я/4 максимальные напряжения ст^ пределу прочности однонаправленного КМ на растяжение сг11К, найдем допустимое (расчетное) напряжение на растяжение в поперечном слое на большом экваторе тора при а = 0

/

faja-

О

а

вк

2а+ 1

\

V

2а + 1,414 j

(13)

Напряжение в нитях продольного слоя с учетом ширины наматываемой ленты зависит от места их расположения на торовой поверхности, т. е. от радиуса вращения оболочки га = R (д + собоО.

Рассмотрим положение ленты (рис. 5) на широте тора от угла а = алв до угла а = алв + Да, где Аа = /,//? = 2т - угловая ширина ленты. Длина крайних витков нитей в ленте

Д(8 =2к R {а + cosct.lh), Дш = 2 я R [ а + cos( a + 2т],

а текущая длина витка нитей с координатой a

№3

2006

Da =27ttf(fl + cosot), алв <а<а .

(15)

Da = 2;г£

Рис. 5. Положение натянутой ленты продольного слоя на поверхности кругового тора

(к определению деформации ленты продольного слоя)

При намотке с натяжением нити ленты растягиваются неравномерно с увеличением степени деформирования от правого края ленты до левого (14), поэтому относительная деформация нити на левом краю ленты будет

£ = —-^ =---1 (16)

0Пр а + со3(а;ш + 2т)

а текущее значение относительной деформации нитей по ширине ленты в диапазоне углов алв <а<апп с учетом (15), определяется формулой

»I ^ I 1| *

8 (а) = ~= fl + cosa__i

Интегрируя уравнение (17) в диапазоне углов алв < а < а (рис

(17)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

деформации

гке на шиюоте тога ос = а

л в

ГА

-им 1 Г / х, sin(°L, +2x)-smami а

ет =— вт(а)<г/а = —^-----1. (18)

Да * 2% а + costo + 2т)| ¿z + cosía-. + 2т)

tt:Th

Под действием внутреннего давления Р нити ленты будут растягиваться вплоть до разрушения. Считаем, что закон деформирования нитей продольного слоя от давления (рис. 6) такой же, как и при намотке (17). Найдем среднее реализуемое значение относительной деформации нитей по ширине ленты в момент разрушения крайней из них

е," =8 ~8 + б"\

2к к л в т '

где ек — относительная разрушающая деформация однонаправленного КМ.

мз

2006

6

Рис. 6. Закон деформирования ленты продольного слоя на поверхности тора: а — при намотке на торовую

оболочку, б —- под действием внутреннего разрушающего давления

Подставив в равенство (19) значения елц из (16) и еГ из (18), найдем среднее реализуемое напряжение в продольной ленте шириной /2 = 2 т /?, уложенной на широте тора

а = а

ли

—Л

СТ2и ~ £2К

а

со5а + [5П7а-5т(а + 2т)]/2т

вк

а +С05

(а + 2т)

Е - ал

(20)

где Ек — модуль упругости однонаправленного КМ. Из анализа выражения (20) следует, что средние напряжение ап1а в нитях ленты продольного слоя постоянной толщины достигают своего минимального значения при а = я/2.

Приравняв напряжения ст^ в (20) при а = я/2 допустимому значению напряжения на растяжение [ак2] и считая угловую ширину ленты 2 т малым углом, найдем расчетное (разрушающее) напряжение однонаправленного КМ в продольном слое на вершине тора

1-е05 2т 2т (а -2т) '

(21)

Подставив значение [ак3] из (21) в (3), определим необходимую (расчетную) толщину продольного слоя А2 = 1г2а.

Были проведены испытания торового баллона с максимальным диаметром 403 мм и диаметром сечения 83 мм (рис. 8). Стеклопластиковая торовая оболочка ( а = 4) изготовлена одновременной намоткой продольного и поперечного слоев (два + три). Ширина и толщина наматываемых лент, набранных из 10 нитей с линейной плотностью Текс - 14,4мг/м, составляли: гп = 2мм, /;л = 0,055 мм. Механические характеристики однонаправленного СП по результатам испытаний кольцевых образцов-свидетелей: авк = 1620 МПа, Е = 58...60 ГПа, £к = (2,3 ± 0,1) %. Торовые баллоны разрушились при

АУМАНА

мьпиоиа

№3

2006

давлениях Р = 4,12 и 3,75 МПа. При этом реализация прочности однонаправленного СП в продольном слое на вершине торовой оболочки (а = тс/2) составила 61,5%.

При испытаниях торового баллона измерялись относительные деформации в поперечном и продольном направлениях с помощью тензодатчиков КБ-10-20011. Результаты измерений на трех ступенях нагружения торовой оболочки давлением 1,0 МПа, 2,0 МПа и давлением 3,0 МПа представлены на рис. 7, а и рис. 7, б в сравнении с рассчитанными кривыми, полученным по выше найденным уравнениям. Экспериментальные значения относительных деформаций е, и е2а в достаточной мере отражают вид и степень изме-

1.4

е-,. %

1,8

1.2

1 .

0.8

0.6

0,4 .

0.2

1.6

1.4

1.2

1

0.0

0.6

0,4 .

0.2

О

180

180

а)

а, град

а, град

б)

Рис. 7. Относительные деформации поперечного (а) и продольного (б) слоев торового баллона с ПП схемой армирования композитной оболочки под давлением: У — давление в оболочке 1,0 МПа; 2 — давление в

оболочке 2,0 МПа; 3 — давление в оболочке 3,0 МПа; — расчетные кривые;

О — экспериментальные значения оболочки № 1; [] — экспериментальные значения оболочки № 2

нения расчетных кривых вдоль меридиана тора. Общий вид и характер разрушения торового баллона представлены на рис. 8. Как и следовало ожидать, торовые оболочки с продольно поперечной схемой армирования разрушались вблизи вершины тора в районе

углов а

фотографии

деформац

жений) и характер разрушения торового баллона показали, что метод определения напряжений в композитной торовой оболочке с продольно-поперечной схемой армирования по выражениям (10), (12) и (20) является удовлетворительным.

№3

2006

Г7;. У'

? , Л.

,. т/

A*äPTV«'•• V-. • • : « : г.:-jm ;/ f.•. . .

Рис. 8. Общий вид и характер разрушения торового баллона с ПП схемой армирования: а — на большом

экваторе тора при а - 0; б — на вершине тора при а ~ я/2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Cook J., С h a m b e г s J. Toroidal pressure vessels for breathing apparatus. Paris, 19- International Conference SAMPE Europe, April 1098, Pp. 125—132.

2. Нехорош и x Г. E., Комков М. А,, М у л ю г и и a М. В. Влияние различных схем намотки на весовые характеристики трубопроводов //Применение пластмасс в машиностроении. — 1976. — № 15. — С. 33—39.

3. Комков М. А., Ш и ш а ц к и й В. А. Анализ массы комбинированной торовой оболочки кругового сечения // Применение пластмасс в машиностроении. — 1981. — № 18. — С. 92—100.

4. Комков М.А. Проектирование конструкции и технологии изготовления намоткой из композиционных материалов оболочек торовых сосудов давления // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». — 2004. — № 3. — С. 5 1—65.

5. Сосуды давления из композиционных материалов в конструкциях Л А / И.М. Буланов, М.А. Комков, В.М. Кузнецов, В.И. Смыслов. — М.: ЦНИИ информации, 1985. — 308с.

6. К о м к о в М. А., Б у л а н о в И. М. Определение конструктивно-технических параметров оболочек, намотанных из композиционных материалов: Учебное пособие. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1992. — 84 с.

7. Буланов И. М.Дом ков М.А. Изготовление конструкций метолом намотки. Оборудование, режимы, оснастка: Учебное пособие. — М.: МВТУ им. Н.Э. Баумана, 1987. — 40 с.

8. Комков М. А. Определение конструктивных и технологических параметров намотки композитных баллонов торовой формы. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000. — 24 с.

9. A.c. №825439 СССР, МКИ 53 0 В 65. Устройство для оплетки изделий торовой формы /А.К. Добровольский, В.М. Кузнецов, М.А. Комков и др. // Б.И. — 1981. — № 16.

10. Патент № 2243091 РФ, В 28В 21/00 Устройство для изготовления изделий торообразиой формы / В.И. Кол-ганов, A.B. Колганов, М.А. Комков // Б.И. — 2004. — № 36.

М.Буланов И. М., Комков М. А. Применение жестких полимерных пленок в криогенных топливных системах аэрокосмической техники // Вестник МГТУ, Машиностроение. — 1992. — № L — С. 14—24.

12. A.c. №876475 СССР, МКИ 53 0 В 29. Способ намотки торовых оболочек из композиционно-волокнистого материала / Б.Н. Крутиков, В.Н. Кузнецов, М.А. Комков и др. // Б.И. — 198 1. — № 40.

□ .Комков М, А., Б у л а н о в И. М., Ш и ш а ц к и й В. А. Выбор ширины однонаправленных лент для плотной намотки торовых оболочек // Применение пластмасс в машиностроении. — 1986. — № 21. — С. 55—63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.