Научная статья на тему 'Компоновка генерального плана промышленного предприятия'

Компоновка генерального плана промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
456
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компоновка генерального плана промышленного предприятия»

На Урале марганец представлси следующими месторождениями: в настоящее время около 20 средних и мелких марганцевых месторождений (Бурманговскос, И вдел ьс кос. Дын Лозьвинское, Юркинское, Полуночное, Березовскос. Вишсрское, Марсятское, Колинскос и руды которых представлены в основном кальциевым родохрозитом. Суммарные разведанные этих месторождений составляют окаю 40 млн т, пропюзные запасы оцениваются в 110 млн т. содержание маршнца в рулах - 21.20 %. Опыты но обогащению карбонажых мар1 анцевых руд С Урала гюказали возможность получения из них качественных мар< анцевых концентратов для ферромарганца и силикомарганца.

Исходя ит вышеизложенною. необходимо формирование собсгвенной минерально-сырьевой марганца в Российской Федерации, при этом главную роль в создании такой ба!Ы ;юлжны иIрать кокачео ненные мар1анцевые руды со средним содержанием 25 % и выше.

Нами проведены исследования брикетируемости мар1апцсвою концентрата крупностью мм с массовой датей марганца 42 %. В качестве связующего использован портландцемент марки 500. Провели исследования по изучению влияния влажности на прочность брикетов. Он влажность шихты, предназначенной для брикетирования, составила 8 %. Прочность брикетов при составляет более 3,5 М11а и доааточна для использования в металлурги. Оптимальное время шихты перед брикетированием изменяется в широком диапазоне и составляет по результатам ментов 15-180 минут, что хорошо в рамках производства. Расход цемента, при котором наблю, обходимая прочность брикета, составляет от 4 % и более.

КОМПОНОВКА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

САНДР И Г'АЙЛО Е. А., СТЕПАНОВА Н. Р. Уральская государственная горно-геологическая академия

Современные промышленные предприятия представляют собой комплекс разнооб видов зданий и сооружений, связанных между собой технологическим процессом.

В состав промышленных предприятий могут входить производственные основные и собные цехи, вспомогательные, складские и энергетические здания и объекты, гранено инженерные коммуникации, элементы блаюуоройива и озеленения и др.

Все эти и связанные с ними обслуживающие здания и объекты располагают на отве территории в определенном порядке согласно генеральному плану промышленного предп проектируемого в соответствии с указаниями СНиП и других нормативных документов. Г ральный план представляет собой проектный документ, определяющий отводимую под зас территорию, размещение и размеры зданий и сооружений, которые на ней будут воздвигнуты, женерные сети и благоустройство.

Выбор места строительства предприятия должен соответствовать конкретным техг экономическим особенностям промышленности. Основными положениями, которыми рско ется руководствоваться при определении места строительства предприятия, являются: пер редное вовлечение в производство наиболее выгодных природных ресурсов; рациональное пользование трудовых ресурсов; спсциалитация и комплексное развитие хозяйства пункта тсльства предприятия; развитие наиболее эффективных связей между проектируемым про ятисм и другими объектами, располагаемыми в районе строительства. Детально требо предъявляемые к месту строительства предприятий, изложены в Положении о порядке в района и пункта строительства новых промышленных предприятий и об основных пока' технико-экономическою обоснования размещения предприятий.

Выбор площадки для строительства предприятия и связанных с ним обслу*ИЯЯЮ|чи* вспомогательных объектов, а также жилых и общественных зданий должен производиться в ветствии с имеющимся или разрабатываемым проектом планировки и застройки данного ленного пункта и проектом (схемой) районной планировки.

К числу вопросов по районной планировке, в частности, непосредственно или косвенно заиных с задачами размещения промышленных предприятий, относятся: комплексное ос природных и сырьевых ресурсов; целесообразное размещение комплексов различных

^нмышленности; освоение ресурсов мсоных строительных материалов и ортаиизация сети пред-■рвггий строительной промышленности; организация железнодорожных, безрельсовых и водных ^Ьсй сообщения данного района, а также их связи с сетью общегосударственных дорог; условия ^■■гтия энергетической базы района и направление ее использования; условия водоснабжения и Ьклизации; условия рационального расселения; определение перспектив и факторов развития Ьвслснных мест, улучшение общих санитарных условий в районе; озеленение населенных мест и ^рмещение лесных и лесопарковых массивов в районе и т. д.

При выборе площадки и проектировании генерального плана предприятий учитывают ха-Ьпер их производства, мощность, грузооборот и другие условия производственного процесса, а Ьске местные условия - климат, рельеф местности, окружающую застройку, водные системы, вмрхностные и подземные воды и др. Промышленные предприятия обычно располагают в промышленном районе населенного пункта или рядом с ним, вблизи существующих источников или ^шем энерго- и водоснабжения. Промышленная площадка должна располагаться на некотором Ьсстоянии от жилых районов по направле1«ию господствующих в этой местности ветров с тем, Кэбы дым и вредные газы относились в сторону от жилых районов. При этом господствующие ветры принимаются по средней розе ветров летнего периода года. Расстояние между промышлен-■ь« предприятием и населенным местом зависит от степени вредности, огнеопасности и других ■вобенностсй производства и устанавливается нормами проектирования генеральных планов.

Размеры территории строительства должны быть достаточными для размещения предприятия с учетом его перспективного развития, но не излишне большими. При выборе территории «сдует принимать во внимание ближайшие существующие или намечаемые к строительству промышленные предприятия с целью выяснения возможности произволе венного и хозяйственного кооперирования с ними в области использования сырьевых ресурсов, устройства и эксплуатации -щжнепортных связей, электростанций, главных понизительных подстандий, водопровода и других ■екснерных сетей, строительства жилых и общественных зданий, создания материально-технической базы строительства. При во)можности такого кооперирования площадку для строи-жльства необходимо располагать вблизи этих предприятий. При этом предприятия, связанные между собой технологическим процессом, источниками сырья, его подготовкой или переработкой рт. д., рекомендуется объединять в одну группу (промышленный узел).

В группу рекомендуегся включать основное предприятие и связанные с ним производства •о подготовке сырья, по переработке продукции основного предприятия, энергетические, инженерные и обслуживающие объекты. В отдельных случаях с целью кооперирования по энергоснабжению и инженерным сетям, коммуникациям и транспорту в одну групп) могут быть включены шоке предприятия, не связанные общей технологией производства.

Промышленные площадки предприятий, требующих подъездных железнодорожных путей, лэлжны быть расположены по отношению к железнодорожной станции общей сети таким образом, чтобы можно было правильно, в соответствии с нормами, проложить подъездной путь, подмети его к обслуживаемым объектам предприятия и примкнуть к общей сети железных дорог.

При выборе площадки строительства необходимо учитывать геологические особенности территории, расположение на ней полезных ископаемых, памятников архитектуры, искусства, истории, археологии, а также других охранных зон.

Основным требованием, предъявляемым к вертикальной планировке территории промышленного предприятия, является выбор площадки с относительно ровной поверхностью, не требующей больших земляных работ, незабо/оченной, обеспечивающей отвод поверхностных и сточных вод. Уровень фунтовых вод на площадке должен находиться, по возможности, ниже пола подвалов, туннелей и т. п. Уровень пола первого этажа производственных зданий или сооружений по нормам принимается, как правило, иа 15 см выше планировочной отметки примыкающих участков территории.

При возведении предприятий должны быть предусмотрены мероприятия, устраняющие или снижающие влияние на население производственных вредностей до предельно допустимых конце! праций и оеличин. К таким мероприятиям, в частности, относятся пылеулавливание, газоочистка, увеличение высоты труб, шумопоглощение, герметизация аппаратуры и коммуникаций, рекуперация и т. д. Между местами выделения в атмосферу производственных вредностей и жилыми и общественными зданиями, располагаемыми в населенных местах, устраиваются санитарные защитные зоны. Санитарная классификация производств по классам устанавливается СНиН. Площадь санитарно-защитной зоны подлежит благоустройству и озеленению.

Таким образом, требования, предъявляемые к площадке для строительства предприятии весьма многогранны, а порой и противоречивы. Поэтому удовлетворение их является сложнаИ планировочной задачей, решение которой возможно при технико-экономическом сравнении нескольких вариантов размещения предприятия на различных площадках в данном районе. В результате таких сравнений для каждого предприятия еыбирают площадку определенных размера*.! формы, рельефа и ориентации, приемлемых для правильного размещения заводских зданий и р»-| ционалыюй организации технологического процесса. Планировка территории, то есть размещеюп на ней зданий и сооружений, а также транспортных и инженерных сетей, должна обеспечивпы наиболее экономичный и целесообразный производственный процесс на минимальной плоиилш территории с учетом применения совершенной технологии и прогрессивных видов транспорта.

Проектируя генеральный план, следует стремиться к тому, чтобы количество рагличн« объектов на нем было минимальным и располагались они компактно с наиболее полным испс.ъ-1 зованисм выделенных площадей. Это может быть достигнуто, прежде всего, объединением (б.*>1 кированисм) однородных по характеру производственных цехов и других зданий в крупные кем пуса или единое здание - завод-цех. При блокировании, помимо снижения расходов на возведен» самих зданий, сокращаются размеры промышленной территории, а вместе с ними и протяже»*' ность внутризаводских транспортных путей, инженерных сетей, а также расходы на благоустроМ ство и эксплуатацию территории.

При расположении на территории предприятия нескольких производственных зданий и сооружений их надлежит группировать по зонам в соответствии с производственным процессом и с учетом одинаковых для данной группы зданий и сооружений санитарных и противопожарные*] требований, грузооборота, видов обслуживающего транспорта, людских потоков и потреблен« энергии.

В целях увеличения плотности застройки территории промышленного предприятия ре« мендуется между отдельными зданиями и группами зданий назначать минимально допустимее санитарными и противопожарными >юрмами разрывы. Рекомендуется также всюду, где это возможно по характеру оборудования и климатическим условиям, практиковать размещение технологического, энергетического и санитарно-технического оборудования на открытых площадках.

Кроме плотности застройки, на технико-экономические показатели генерального пла« предприятия существенное влияние оказывает связанная с плотностью застройки протяженность железных и автомобильных дорог, инженерных сетей и др.

Здания на площадке должны располагаться с учетом направления ветров и стран света с те«, чтобы здания или их фонари не подвсогались снсжньм заносам, а в помещениях были обеспечен наиболее благоприятные условия для естественного освещения и проветривания. Разрывы межд? зданиями должны назначаться минимальных размеров, но не менее величин, предусматриваема санитарными и противопожарными нормами.

При проектировании и возведении производственных предприятий должны предусматрик ваться конструктивные и планировочные мероприятия, уменьшающие пожарную опасность.

Одной из особенностей 1енерального плана промышленных предприятий является наличие большой сети различных инженерных коммуникаций. К ним относятся трубопроводы холодной ■ горячей воды, газа, сжатого воздуха, нефти, фекальных, производственных и дождевых вод. электросиловые, телефонные, сигнализационные кабели н др. Кроме того, на некоторых предприятиях, по подземным трубопроводам транспортируются продукты производства. Совершенно очевидиц, что при недостаточно четкой организации сетевого хозяйства, особенно при неправильном ста размещении, будут создаваться большие неудобства при эксплуатации коммуникаций, в частности, в обнаружении повреждений, в проведении ремонтных работ, в организации транспорта«! операций при вынужденных вскрытиях сетей и др.

Прокладка сетей коммуникаций для более целесообразного их размещения и сокращен« расходов на производство работ должна вестись по совмещенным планам как единое, взаимоув»-занное хозяйство Способ прокладки сетей, так же, как выбор территории ДЛЯ промышленное« предприятия и проектирование плана его застройки, определяются на основе технико-экономического сравнения вариантов с учетом не только строительных, но и эксплуатационных затрат.

Генеральный план промышленного предприятия должен предусматривать рациональное размещение проездов и транспортных путей, озеленение и другие элементы благоустройства территории.

В заключение отмстим, что компоновка генерального плана промышленного предприятие является одной из важнейших частеР проекта промышленного предприятия. Основные вопросы.

1кающис при разработке генерального плана промышленного предприятия, прорабатываю гея 1сксно с привлечением специалистов разного профиля, однако большую часть из них прихо-решать тсхноло! ам и инженерам-строителям.

ТОВАРНЫЙ БАЛАНС НА АСБОФАБРИКАХ

КОЖЕВНИКОВА В. А. Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт асбесювой промышленности

Товарный баланс охватывает работу и состояние всей фабрики. Основное его назначение -мь производства с целью устранения возможных потерь ценного компонента и опрелсле-показателей работы фабрики. Для товарного баланса определяют невязку - разницу между »ми полезного компонента, поступившего и выходящего за пределы фабрики в учтенных

При извлечении из ссрпснтинитовых руд металлического магния, оксида магния, диоксида ния и других минералов составление товарного и технологического балансов будет понят-и обычным. Специфика составления технологического и товарного балансов асбеста заклю-я в наличии расчетного коэффициента (прироста асбеста +0,5 мм), который показывает уве-ние массовой доли асбеста в процессе вскрытия волокна в операциях дробления и рас пушки +0,5 мм и класса (-0,5+0,25) мм, имеющегося в исходной руде и в качестве наполнителя онично входящего в волокно класса +0,5 мм. За счет изменения удельной поверхности того волокна происходит в разной степени адсорбирование тонкодисперсной фракции -75 мм, что также приводит при анализе к увеличению массовой доли асбеста +0,5 мм. Массо-доля асбеста +0,5 мм в исходной руде, цюдукгах обогащения определяется согласно утвержденной методике с привлечением ручного труда (после каждой операции дробления и классификации продукта на механическом сите волокно вручную извлекается волосяной щеткой). В зязи с этим лабораторный анализ определения массовой доли асбеста можно хараюеризовать пх щадящий, без переизмельчения и псрсраспушки асбестового волокна с достижением удель-яой поверхности волокна на уровне 4,5-8.0 тыс. см /г. В промышленных условиях в процессе •скрытия и извлечения асбеста, транспортирования концентратов разного качества системами •мевмотранспорта со скоростью от 18 до 25 м/с происходит увеличение удельной поверхности юлокна в хвостах обобщения и готовой продукции в сравнении с удельной поверхностью волокна в исходной руде при лабораторном анализе в 1,7-2,0 раза, или с 4,5-8,0 до 9,0-14,0 тыс. см /г, и дополнительное вскрытие коротковолокнистого асбеста класса (-0,5+0,25) мм. массовая лат я которого в исходной руде изменяется от 1,0 до 5,0 %, поэтому в продуктах обогащения доля этого класса также будет изменяться.

Разрыв в товарном балансе, как и в технологическом, обусловлен превышением массы асбеста в готовой продукции и хвостах обогащения в 1,5-2,0 раза в сравнении с массой асбеста в ■сходной руде. Поэтому товарный баланс асоссга составляется согласно отраслевой инструкции с применением расчетного коэффициента, т. с. отношения суммарной массы асбеста в конечных продуктах обогащения (асбест шести групп, хвосты обогащения, щебень) к массе его в исходной руде по лабораторному анализу:

Товарный баланс асбеста на базе гидроклассификации, по фракции +0,071 мм в волокне (М. А. Белов. В. А. Шалюгина), составляется также с применением расчетного коэффициента:

Кис, .0,071 X Кр = Кт«о.07| +Км <0.071 •

Плюсовая невязка 2-3 %, согласно Правилам рациональной комплексной переработки минерального сырья (твердые полезные ископаемые), утвержденным I осгортехнадзором России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.