УДК 159.9.072
КОМПОНЕНТЫ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОТЕРАПЕВТОВ
© 2016
Тарасова Екатерина Владимировна, соискатель, лаборатория психологии труда Институт психологии Российской академии наук
(129366, Россия, г. Москва, ул. Ярославская 13, корп.1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Деятельность по оказанию квалифицированной психологической помощи является необходимой для современного общества. Актуальными являются исследования в психологии труда, отражающие специфику профессиональной деятельности и особенностей личности психологов и психотерапевтов. Профессиональная деятельность специалистов в сфере оказания психологической помощи часто связана со стрессом, работой с негативной информацией и эмоциональным выгоранием. В связи с этим перспективным является изучение жизнеспособности, её структуры и компонентов у профессионалов. Среди компонентов жизнеспособности у психологов (психотерапевтов) были рассмотрены: духовность, самоэффективность, локус контроля, настойчивость, семейные взаимосвязи, совладание и адаптация, а также жизнестойкость. Для специалистов в сфере оказания психологической помощи характерны следующие компоненты жизнеспособности: семейные и социальные взаимосвязи, локус контроля, самоэффективность, совладание и адаптация, жизнестойкость. Жизнеспособность у психологов (психотерапевтов) отражает умение доверять, просить и получать помощь от коллег и близких, адаптироваться в условиях профессиональной деятельности и способность выдерживать стрессовые ситуации в процессе работы. Дальнейшие исследования жизнеспособности у специалистов психологов (психотерапевтов) откроют новые горизонты в изучении профессии, в интеграции знаний в психологии труда и других областях науки, в практическом использовании знаний о жизнеспособности специалистов с целью проведения грамотных супервизий, профориентации и разработке методических рекомендаций для деятельности психологов в организациях.
Ключевые слова: жизнеспособность, жизнестойкость, устойчивость, психотерапевт, психолог, профессиональная деятельность.
COMPONENTS VIABILITY PSYCHOLOGISTS AND PSYCHOTHERAPISTS
© 2016
Tarasova Ekaterina Vladimirovna, competitor, Laboratory of Labor Psychology Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences (129366, Russia, Moscow, Yaroslavl Str 13, building 1, e-mail: [email protected])
Abstract. Activities to provide qualified psychological assistance is necessary for a modern society. Relevant studies are in the psychology of work, reflecting the specific professional activity and personality traits of psychologists and psychotherapists. Professional activities of specialists in psychological support is often associated with stress, work with negative information and emotional burnout. In connection with this perspective is to study the resilience of its structure and components of the professionals. Among the components of resilience psychologists (psychotherapists) were considered: spirituality, self-efficacy, locus of control, perseverance, family relationships, coping and adaptation, as well as vitality. For specialists in the provision of psychological assistance is characterized by the following components of resilience: family and social relationships, locus of control, self-efficacy, coping and adaptation, resilience. The resilience of psychologists (psychotherapists) reflects the ability to trust, to ask for and receive help from colleagues and friends, to adapt to the conditions of professional activity and ability to withstand stressful situations in the process. Further studies of resilience psychologists (psychotherapists) experts will open new horizons in the study of the profession in the integration of knowledge in occupational psychology and other fields of science, the practical use of knowledge about the resilience of experts to conduct competent supervision, counseling and development of guidelines for the activities of psychologists in organizations .
Keywords: resilience, hardiness, stability, psychotherapist, psychologist, professional activity.
Современная профессиональная деятельность специалистов в сфере оказания психологической помощи является важной составляющей здоровья и благополучия общества. В связи с этим возникает необходимость исследований профессиональной деятельности и личности специалистов в психологии труда. Интеграция знаний в психологии труда и в смежных областях науки (психология личности, социальная психология и пр.) способствует многогранному изучению эффективности профессиональной деятельности, а также изучению личности психологов и психотерапевтов.
При этом многие исследователи соглашаются с тем, что личность профессионала является основным «инструментом» в работе [11].
Вместе с тем профессиональная деятельность психологов-консультантов и психотерапевтов часто связана с риском, стрессом и эмоциональным выгоранием, депрессией и тревогой [17], травматическим стрессом [17], усталостью [17]. В связи с этим возникает проблема сохранения устойчивости, жизнеспособности специалистов, оказывающих психологическую помощь.
Говоря об изучении жизнеспособности человека, в основном называют шесть взаимосвязанных ее компонентов (пять внутренних и один внешний) - самоэффективность, настойчивость, совладание и адаптацию, внутренний локус контроля, духовность, семейные/социальные взаимоотношения [9]. Оценив наличие этих компонентов в структуре личности профессионала, по нашему мнению, мы сможем описать взаимосвязи
компонентов жизнеспособности психологов и психотерапевтов. Мы предполагаем, что жизнеспособность в профессии отражает процесс адаптации в профессиональной среде, осмысленность профессиональной деятельности, этические аспекты в работе, жизнестойкость, успешность в решении профессиональных задач.
Экспериментальная выборка и методы исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие 65 специалистов (56 человек - психологи и психотерапевты, имеющие медицинское образование, - 2 человека; психотерапевты без медицинского образования - 7 человек) из 28 городов России, 2-х городов Белоруссии (Минск, Гомель) и Казахстана (Алма-Ата).
Средний возраст специалистов составляет 40,9 лет. Чаще всего встречаются специалисты в возрасте 30-40 лет (45%) и 50-55 лет (15%). В основном участники исследования - женщины (86%). Стаж работы по специальности менее 10 лет имеют 63% специалистов, а опыт свыше 25 лет - всего 5% профессионалов. Разброс показателей стажа работы респондентов составил от 4 месяцев до 30 лет.
В настоящем исследовании для оценки жизнеспособности психологов и психотерапевтов мы используем тест «Жизнеспособность взрослого человека», разработанный А.В. Махначем [9], с помощью которого исследуются указанные выше шесть компонентов этой инте-гративной характеристики человека. Жизнестойкость респондентов определялась с помощью Теста жизнестойкости Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой [5], где
жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром [5].
Статистическая обработка материала проводилась с помощью программы STATISTICA 10. В работе использовались методы статистической обработки данных (Статистическая обработка данных была осуществлена А.Д. Черемухиным, преподавателем кафедры «Физико-математические науки» Нижегородского государственного инженерно-экономического университета), включавшие корреляционный анализ г-Пирсона и описательную статистику (выделено 2 группы с верхним и нижним значением показателя, для каждой посчитано среднее и отклонение).
Результаты исследования и их обсуждение. Анализируя данные по тесту «Жизнеспособность взрослого человека» (А.В. Махнач), отмечаем, что у респондентов по шкале «Социальные и семейные взаимосвязи» в подгруппе с низкими значениями показателя средняя составляет 59,43+5,34 баллов, с высокими - 72,17+3,98. Это свидетельствует о том, что для улучшения своей жизни, а так же для совладания со стрессом, психологи и психотерапевты используют социальную поддержку (семья или коллеги). Всего у 9% респондентов значения показателя по этой шкале находятся существенно ниже нормы - от 40 до 55 баллов (анализ распределения показателя). По-видимому, респонденты склонны обращаться за помощью в трудных ситуациях, искать поддержку у других людей. Данный факт подтверждается исследованиями, в которых отмечается активность в социальных контактах у психотерапевтов с медицинским образованием [10]. Несомненно, это является важным профессионально значимым качеством, характеризующим жизнеспособность психологов и психотерапевтов.
Можно предположить, что в этом случае, «способность человека к эффективному функционированию» (Ананьев, 1968) в неблагоприятных условиях возникает не потому, что «риски (дестабилизирующие события, трудные условия жизни и деятельности, серьезны травмы) неопасны для этих людей, потому что защитные факторы окружающей среды, аннулируют весь их негативный эффект» [9, с. 110] и, таким образом, сохраняют жизнеспособность в профессии.
По нашим данным, показано, что специалистам в некоторой степени свойственно использование когнитивных, поведенческих и эмоционально-ориентированных стратегий для решения проблем (по шкале «Совладание и адаптация» в подгруппе с низкими значениями показателя средняя составляет 58,2+3,21, с высокими -70,13+3,82). Следовательно, профессионалы склонны адекватно оценивать ситуацию, находить решения профессиональных задач, успешно адаптироваться к невзгодам (материальные трудности, изменения в направлениях деятельности, профессиональная перегрузка, «трудные» клиенты и т.п.).
Результаты опросника так же показали, что у респондентов наблюдается вера в себя, в свои способности и ресурсы для оказания влияния на жизненные и профессиональные события (по шкале «Самоэффективность» - в подгруппе с низкими значениями показателя средняя составляет 58,83+3,76, с высокими - 69,17+4,4). Характерны адекватные ожидания и представления для реализации поставленных целей, профессиональных задач.
Показатель по шкале «Локус контроля» составляет в подгруппе с низкими значениями показателя: 55,89+3,31, с высокими - 66,63+4,4 и указывает на наличие внутреннего локуса контроля в обследуемой выборке.
Внутренний локус контроля отражает то, насколько индивид верит в то, что он инициатор ответственен посредством своих действий за то, что случается в его жизни [14]. Результаты исследования подтверждают данные литературы [15], где указано, что по результатам 16PF-опросника Р. Кеттела наблюдается, что для психотерапевтов с медицинским образованием и психотерапевтов 426
с базовым психологическим образованием характерна ответственность и точность [15]. Таким образом, можно говорить о склонности к ответственности, самостоятельности у специалистов в сфере оказания психологической помощи.
Наиболее низкие показатели по результатам опросника наблюдается у респондентов по шкалам «Настойчивость» (в подгруппе с низкими значениями показателя средняя составляет 55,13+5,42, с высокими - 66,74+3,88) и «Духовность» (в подгруппе с низкими значениями показателя средняя составляет 40,63+9, с высокими - 66,44+7,26). Данные свидетельствуют о незначительной активности в разработке ими новых целей и планов, если их первоначальные варианты не оказались успешными. Показатели компонентов, отражающие этические аспекты профессиональной деятельности (духовность и нравственность) у профессионалов, оказались самыми низкими по сравнению с другими компонентами. Можно предположить, что духовность является «слабым звеном» жизнеспособности специалистов. Следовательно, можно констатировать, что существует этическая уязвимость среди психологов и психотерапевтов (шкала «Духовность»: в подгруппе с низкими значениями показателя средняя составляет 40,63+9,0; с высокими - 66,44+7,26).
По результатам опросника «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой [5] наблюдается следующие показатели по шкале «Вовлеченность»: в подгруппе с низкими значениями показателя средняя составляет 35,47+3,68, с высокими - 45,24+2,97. Выборка характеризуется активностью, стремлением в получении опыта. «Вовлеченность в происходящее даёт максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности» [5, с. 4]. Вовлеченность предполагает активность личности в профессиональном процессе.
Жизнеспособность человека связана с наличием у него такого индивидуально-типологического, функционального качества личности, как активность [4, с. 114]. То есть, для специалистов данной выборки в целом характерна активность, вовлеченность и, следовательно, жизнеспособность.
По шкале «Контроль»: в подгруппе с низкими значениями показателя средняя составляет 24,54+3,81 с высокими значениями показателя 33,31+3,48. Психологи и психотерапевты склонны считать, что самостоятельно могут выбирать вид своей деятельности. По нашим данным, специалисты уверены в себе и в окружающих, они ощущают доверие к миру, могут с интересом выполнять свою работу, но они не склонны предполагать, что могут активно влиять на результат своего труда, что может способствовать эмоциональному выгоранию. Таким образом, следует говорить о некоторой неуверенности психологов и психотерапевтов в том, что они могут активно изменять свою жизнь, направление профессиональной деятельности. По данным Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой, испытуемые с высокими показателями жизнестойкости чаще сами выбирают, чем заниматься (компонент контроля), чувствуют, что получают важный опыт во всем, что с ними происходит (компонент вовлеченности) [5].
С нашей точки зрения, для специалистов характерна надёжность и предсказуемость их жизнедеятельности (данные по шкале «Принятие риска» у специалистов в подгруппе с низкими значениями показателя средняя составляет 15,96+1,43, с высокими - 21,44+1,87).
Данные, полученные нами, подтверждаются результатами другого исследования, в котором у экзистенциальных психологов с высшим или незаконченным высшим психологическим (подавляющее большинство), педагогическим, философским образованием наблюдаются наиболее выраженные показатели по шкалам «Вовлеченность» и «Контроль»[6].
В целом, по результатам настоящего исследования показатель «Общая жизнестойкость» составляет 57,5%.
Как сказано выше, жизнестойкость является составляющей «жизнеспособности» человека [12] и оказывает влияние на процессы адаптации [4] в том числе и адаптации в профессии.
Для того, чтобы исследовать жизнеспособность профессионалов, следует рассмотреть взаимосвязь компонентов жизнеспособности между собой, а также их взаимосвязь с социально-демографическими характеристиками, такими как возраст и стаж специалистов.
Получены следующие данные: показатели «Локус контроля» и «Вовлеченность» коррелируют на статистически значимом уровне (г = 0,18; р < 0,05), что можно объяснить склонностью специалистов с интересом выполнять работу и полагаться на себя в решении профессиональных задач, а также быть ответственными, получая удовлетворение от собственной деятельности. Корреляция показателей шкал «Семейные и социальные связи» и «Вовлеченность» (г = 0,19; р < 0,05) указывает на крепкие социальные связи, которые положительно влияют на работоспособность. Уверенность и способность полагаться на окружающих, ожидание поддержки от семьи и коллег способствуют поддержанию внимания, любопытства к профессиональной деятельности. Важно отметить, что возможно, вера в себя, мораль и нравственность респондентов помогают им лучше адаптироваться к окружающим невзгодам, а так же сохранять способность справляться с трудностями, используя проблемно-ориентированные стратегии - по корреляциям между показателями шкал «Духовность» и «Совладание и адаптация» (г = 0,25; р < 0,05).
Нами было установлено, что у профессионалов отмечается стремление к успеху в условиях преобладания морально-нравственных норм, духовных и интеллектуальных ресурсов. Для психологов и психотерапевтов характерна способность к мобилизации ресурсов в трудных жизненных ситуациях, шкалы «Духовность» и «Самоэффективность» также коррелируют на статистически значимом уровне (г = 0,31; р < 0,05).
По нашим данным выявлена взаимосвязь между шкалами «Локус контроля» и «Самоэффектиность» (г = 0,78; р < 0,05), шкалам «Локус контроля» и «Совладание и адаптация» (г = 0,68; р < 0,05). С нашей точки зрения, психологи и психотерапевты способны находить причины неудач в своей деятельности и брать на себя ответственность, что в итоге сопровождается успешностью в жизнедеятельности. Возможно, рефлексивные способности специалистов помогают разрешить профессиональные трудности. Появление внутреннего локуса контроля по отношению к своим проблемам называют предпосылкой психотерапевтической работы [13], поскольку психотерапевты и психологи проходят личную терапию, то такая взаимосвязь вполне возможна.
По-видимому, чем выше у специалистов самоэффективность, тем больше их социальные связи (данные по показателям «Самоэффективность» и «Социальные и семейные взаимосвязи» (г = 0,35; р < 0,05), хотя в ситуациях стресса профессионалы склонны просить о помощи и полагаться на коллег и друзей (шкала «Социальные и семейные взаимосвязи» - в подгруппе с низкими значениями показателя средняя составляет 59,43+5,34, с высокими - 72,17+3,98).
Особое внимание в исследовании уделено изучению взаимосвязи между показателями, характеризующими компоненты жизнеспособности, жизнестойкости, и стажем профессиональной деятельности, возрастом в группе психологов, психотерапевтов.
Рассматривая связь социально-демографических характеристик групп, разделённых на подгруппы по возрасту, стажу работы с показателями компонентов жизнеспособности, стоит отметить: в группе специалистов, имеющих средний возраст 30,87 ± 3,2 лет и стаж 14,75 ± 3,61 лет, выявлена обратная корреляционная связь между этими демографическими характеристиками и рядом шкал. В частности, показатель шкалы «Контроль»
отрицательно коррелирует с показателем возраста специалиста, а показатель «Принятие риска» со стажем работы (г = -0,73 и г = -0,96; р < 0,05 соответственно). По-видимому, профессионалы склонны к изменениям в жизни, активному выбору других видов деятельности на протяжении всей жизни. Их способность идти на риск не возрастает в зависимости от стажа: показатели шкалы «Принятие риска» и стажа коррелируют отрицательно ( г = -0,96; р < 0,05).
В группе опытных специалистов (возраст: 52,18±3,6 лет; стаж: 24,45±4,18 лет) выявлена достоверная обратная связь между показателями стажа работы и «Духовность» (г = -0,68; р < 0,05 ), что указывает на возможное отсутствие мудрости. С нашей точки зрения, группа специалистов указанного возраста в обследуемой выборке является группой риска, поскольку именно к специалистам этого возраста возникает наибольшее доверие в силу их возраста. Вместе с тем, данные нашего исследования показывают на возможное снижение значимости нравственных и духовных качеств у самых опытных психологов и психотерапевтов, и жизнеспособность их как профессионалов не связана с духовностью. По всей видимости, наиболее ресурсной и, соответственно, востребованной является компонента жизнеспособности, отражающая духовность.
В группе самых молодых специалистов (возраст: 30,75±2,32 лет; стаж: 4,13±2,68 лет), выбравших данную профессию, выявлено, что для них характерна ориентация на высшие человеческие ценности, в которых мы видим их мотивацию развиваться и потенциал для осмысленной своей деятельности с позиции духовности, морали и нравственных ориентиров. По нашим данным показатель «Духовность» коррелирует положительно с показателем возраста (г = 0,52; р < 0,05).
Таким образом, в выборке у обследуемых психологов и психотерапевтов характер компонентный состав, переменных, характеризующих жизнеспособности изменяется в зависимости от стажа и возраста респондентов, что подтверждает тот факт, что жизнеспособность может изменяться со временем и в разных условиях [12].
По нашим данным, между показателями компонентов жизнеспособности, жизнестойкости и полом обследуемых было выявлено отсутствие достоверных связей. Можно говорить о том, что в данной выборке не существует гендерных различий в связи с компонентами жизнеспособности профессионалов. Рассматривая взаимосвязь показателей по шкалам, оценивающим компоненты жизнеспособности и возрастом в целом по выборке (без разделения на возрастные группы), отмечаем, что существует тенденция между возрастом специалистов и их заинтересованностью в работе, вовлеченностью (г =0,33; р < 0,05), возрастом и самоэффективностью (г = 0,33; р < 0,05).
Нами было выявлено, что специалисты в сфере оказания психологической помощи характеризуются настойчивостью и целеустремленностью, которые с возрастом имеют тенденцию к увеличению - показатель возраста положительно коррелирует с показателем шкалы «Настойчивость» (г = 0,27; р < 0,05). Наши результаты подтверждаются данными других исследований, где отмечено, что психотерапевты характеризуются настойчивостью в достижении цели [10]. Все эти данные указывает на то, что для психологов и психотерапевтов характерно наличие такого компонента жизнеспособности, как настойчивость.
Важно отметить, что существует корреляционная связь между показателями по шкале «Совладание и адаптация» и возрастом (г = 0,28; р < 0,05), что свидетельствует об увеличении адаптационных ресурсов с возрастом в группе психологов и психотерапевтов.
По этим данным можно говорить о том, что жизнеспособность - это активный процесс преодоления и разрешения субъектом разных форм противоречий [4]. Не секрет, что специалисты с возрастом адаптируются в
профессии, что и увеличивает продуктивность их труда. Тема влияния профессии на жизнеспособность специалистов психологов пока остаётся недостаточно изученной, но уже очевидно, что профессиональные смыслы, ценности, установки, цели расширяют их способность к адаптации и жизнестойкости [5].
Сопоставим далее компонент «Настойчивость» и стаж работы респондентов. Полученная положительная корреляция (г = 0,268; р < 0,05) между ними, по-видимому, свидетельствует о целеустремленность специалистов в сфере оказания психологической помощи и обусловлена желанием реализоваться в профессии, оказывать квалифицированную помощь клиентам. Специалисты с продолжительным трудовым стажем склонны к разработке новых целей, планов, если их первоначальные варианты не оказались успешными, так же может наблюдаться тенденция к дисциплинированности, последовательности в работе, что является предиктором жизнеспособности.
В ходе исследований было установлено, что значимых корреляционных связей показателей, оценивающих другие компоненты жизнеспособности, и стажем работы у психологов и психотерапевтов не выявлено.
Заключение. Несомненно, жизнеспособность в профессии психолога и психотерапевта является интересным и многогранным объектом исследования в психологии труда. Ответ на вопрос: «Что позволяет профессионалам сохранить жизнеспособность в различных условия труда, в условиях дефицита времени, потока стрес-согенной информации и ограниченных материальных ресурсах?» в дальнейших исследованиях способствует рассмотрению профессиональной деятельности специалистов в сфере оказания психологической помощи с точки зрения мотивации к деятельности, способности к самореализации, адаптации и успешности в профессии. Кроме того, профессионалы часто имеют нерефлексивные установки. В силу различных факторов: условия оплаты труда, уровень образования, недоступность повышения квалификации и т.п., качество профессиональной деятельности у психологов и психотерапевтов снижается, что побуждает к изучению жизнеспособности специалистов.
По-прежнему, актуальным остаются междисциплинарные и комплексные исследования в психологии труда. Именно изучение личности и деятельности специалиста может дать ценную информацию об объекте исследования для смежных наук. В связи с этим, междисциплинарная интеграция психологии труда с другими науками в контексте исследований жизнедеятельности психологов и психотерапевтов является важным аспектом в развитии не только новых идей и теории, но и в реализации практических задач.
В нашем исследовании нами была отмечена специфика жизнеспособности профессионалов, которая заключается во взаимовлиянии компонентов жизнеспособности и возраста, стажа работы специалистов. Также к особенностям структуры жизнеспособности психологов и психотерапевтов следует отнести следующие основные её компоненты: семейные и социальные взаимосвязи, локус контроля, самоэффективность, совлада-ние и адаптация, а также жизнестойкость.
Профессия психолога и психотерапевта опосредованно влияет на улучшение жизнедеятельности человека, поскольку важным компонентом жизнеспособности специалистов, осуществляющих психологическую помощь, является умение доверять другим, просить их о помощи, о чём свидетельствуют высокие значения по показателям шкалы «Социальные и семейные взаимосвязи», адаптироваться к профессиональной деятельности (по шкале «Совладание и адаптация») и стремиться к успеху (по шкале «Самоэффективность»).
Таким образом, данные нашего исследования позволяют обратить внимание на несомненную актуальность исследований данного направления и показывают мно-428
гогранность феномена жизнеспособности психологов и психотерапевтов. Разгадка этого феномена может приблизить нас к возможности произвольно формировать жизнеспособность при оказании психотерапевтической помощи [4].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л.А. Александрова // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. Вып. 2 . Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - С. 82-90.
2. Кондратенко О.А. Психологическая структура профессиональной жизнеспособности личности / О.А. Кондратенко // Актуальные вопросы современной науки. - 2010. - № 16. - С. 143-151.
3. Косарева А.Б. Специалист-психолог: важнейшие сферы профессиональной деятельности, личностные качества, особенности их оценки / А.Б. Косарева // Вестник Российского Университета Дружбы Народов. - 2007. -№ 2. - С. 62-68.
4. Лактионова А.И. Структурно-уровневая организация жизнеспособности человека: метасистемный подход / А.И. Лактионова // Личность профессионала в современном мире / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - С. 109-126.
5. Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости: методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения / Д.А Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл, 2006.
6. Леонтьев Д.А. Печать экзистенциализма: эмпирические корреляты экзистенциального мировоззрения / Д.А. Леонтьев, Е.И. Осин // Экзистенциальная традиция в философии, психологии, психотерапии. -2007. -№ 1 (10). - С.121-130.
7. Махнач А.В. Представления о профессии у будущих семейных психотерапевтов и психоаналитиков как основание для их профессионального отбора / А.В. Махнач // Семейная психология и семейная психотерапия. - 2009. - № 3. - С. 39-50.
8. Махнач А.В. Жизнеспособность как междисциплинарное понятие / А.В. Махнач // Психологический журнал. - 2012. - Т. 33. - № 6. - С. 84-98.
9. Махнач А.В. Жизнеспособность человека: измерение и операционализация термина / А.В. Махнач // Психологические исследования проблем современного российского общества / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - С. 54-83.
10. Махнач А.В. Психологический анализ деятельности и личности психотерапевта / А.В. Махнач, Н.Л. Горобец // Социальная психология труда: Теория и практика. Т. 1 / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - С. 255-278.
11. Махнач А.В. Жизнеспособность подростка: понятие и концепция / А.В. Махнач, А.И. Лактионова // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - С. 290-312.
12. Махнач А.В. Жизнеспособность, как фактор адекватного профессионального самоопределения и социализации / А.В. Махнач, А.И. Лактионова // Социальная психология труда: Теория и практика. Т. 1 / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - С. 459-477.
13. Огинская М.М. Мифы психотерапии и их функции [Электронный ресурс] / М.М. Огинская, М.В. Розин // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/_ogins01.htm
14. Рыльская Е.А. Психология жизнеспособности человека: дис. ... д-ра психол. наук. / Е.А.Рыльская. -Ярославль, 2014.
15. Третьяков П.И. Профессиональная жизнеспособность и компетенции педагогов-руководителей как
показатели качества образования / П.И. Третьяков // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 3. - С. 221-227.
16. American Psychological Association. The Road to Resilience. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.apa.org/helpcenter/road-resilience.aspx
17. Finlay-Jones A.L., Rees C.S., Kane R.T. Self-Compassion, emotion regulation and stress among Australian psychologists: Testing an Emotion Regulation Model of Self-Compassion using structural equation modeling. [Электронный ресурс] / A.L. Finlay-Jones, C.S. Rees, R.T. Kane Self-Compassion, emotion regulation and stress among Australian psychologists: Testing an Emotion Regulation Model of Self-Compassion using structural equation modeling // PLoSOne. - 2015. - 10(7). - Режим доступа: http:// www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4514830
18. Merriam-Webster Dictionary and Thesaurus. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www. merriam-webster.com/dictionary/resilience
19. O'Brien J.L., Empathic accuracy and compassion fatigue among therapist trainees / J.L. O'Brien, A.F. Haaga // Professional Psychology: Research and Practice. - 2015. -V. 46. - № 6. - P. 414-420.
20. Psychological resilience. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/ Psychological_resilience
21. Taylor J.M. The assessment of lifelong learning in psychologists / J.M. Taylor, J. Neimeyer // Professional Psychology: Research and Practice. -2015. -V. 46. -№ 6. -P. 385-390.