Научная статья на тему 'Компоненты сервиса пляжных территорий Крыма'

Компоненты сервиса пляжных территорий Крыма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
138
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛЯЖНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ТУРИЗМ / СЕРВИС ПЛЯЖНЫХ УСЛУГ / ДЕСТИНАЦИИ / РЕГИОН / BEACH AREAS / TOURISM / BEACH SERVICES / DESTINATIONS / REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Прохорова Ольга Викторовна

В статье рассмотрена оценка состояния и перспективы развития сервиса пляжных территорий Республики Крым. Показаны важные аспекты качества сервиса пляжных территорий полуострова, которые играют ключевую роль в формировании туристского продукта региона. Предложена организационная структура сервиса пляжных территорий, в которой обобщены ресурсные, инфраструктурные и другие компоненты, а также элементы обустройства пляжных территорий, пригодных для пользования рекреантами. Проанализированы основные проблемы состояния сервиса пляжных территорий, а также факторы воздействия, связанные с развитием и улучшением сервиса пляжных территорий Азово-Черноморского побережья Крыма. Решение существующих проблем должно иметь комплексный подход, что будет являть собой положительную динамику поступлений в бюджет от хозяйственной деятельности субъектов туриндустрии полуострова, а также результативно скажется на состоянии экономики курортного региона в целом. Научно-исследовательская работа прикладная АААА-А19119012390078-9 «Разработка Концепции развития прибрежных дестинаций в Республике Крым до 2030 г.»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SERVICE COMPONENTS OF CRIMEAN BEACH AREAS

The article considers the assessment of the state and development prospects of the beach areas service of the Republic of Crimea. The author shows an important aspects of the service quality of the Crimean beach areas playing a key role in the forming the regional tourist product. The article offers organizational structure of service of beach territories, which include resource, infrastructural and other components, and also elements of arrangement of the beach territories suitable for use by recreants. The authors analyzes the main problems of the state of service of the beach areas, as well as impact factors associated with the developing and improving the service of the beach areas of the Crimean Azov-Black sea coast. The solution of existing problems should be based on the integrated approach. It will lead to positive dynamics of revenues from tourism industry of the peninsula and will have impact on the economy of the resort region as a whole. The study is a part of the research work applied AAAA-A19-119012390078-9 "Elaborating the development concept of coastal destinations in the Republic of Crimea until 2030".

Текст научной работы на тему «Компоненты сервиса пляжных территорий Крыма»

УДК 330.341

DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10510

ПРОХОРОВА Ольга Викторовна

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Институт экономики и управления (Симферополь, Респ. Крым, РФ); кандидат экономических наук; e-mail: ovprokhorova@mail.ru

Компоненты сервиса пляжных территорий Крыма

В статье рассмотрена оценка состояния и перспективы развития сервиса пляжных территорий Республики Крым. Показаны важные аспекты качества сервиса пляжных территорий полуострова, которые играют ключевую роль в формировании туристского продукта региона. Предложена организационная структура сервиса пляжных территорий, в которой обобщены ресурсные, инфраструктурные и другие компоненты, а также элементы обустройства пляжных территорий, пригодных для пользования рекреантами. Проанализированы основные проблемы состояния сервиса пляжных территорий, а также факторы воздействия, связанные с развитием и улучшением сервиса пляжных территорий Азово-Черноморского побережья Крыма. Решение существующих проблем должно иметь комплексный подход, что будет являть собой положительную динамику поступлений в бюджет от хозяйственной деятельности субъектов туриндустрии полуострова, а также результативно скажется на состоянии экономики курортного региона в целом. Научно-исследовательская работа - прикладная АААА-А19-119012390078-9 «Разработка Концепции развития прибрежных де-стинаций в Республике Крым до 2030 г.»

Ключевые слова:

пляжные территории, туризм, сервис пляжных услуг, дестинации, регион

Проблема сервиса пляжных территорий Крыма является довольно актуальной, комплексный подход к ее решению, в условиях современных интеграционных процессов, позволит не просто улучшить состояние пляжных территорий курорта, инфраструктуры, но и будет способствовать совершенствованию качества обслуживания потребителей санаторно-курортных и туристских услуг одного из курортных регионов Российской Федерации.

Слово «service» в переводе с английского языка переводится как «служба», что, согласно мнению Аббисова М.А., означает, многократную реализацию некоторой задачи на протяжении довольно длительного времени [11].

Известно, что достаточно большая часть пляжной территории крымского полуострова

представлена на берегах Черного моря, при этом длина береговой линии Черноморского побережья полуострова Крым ~ 945 км (в том числе Севастополя - 154 км), Азовского ~ 230 км. Общая протяжённость пляжных территорий, Крыма составляет 452 км [13].

Пляжные территории Республики Крым издавна славятся своей уникальностью и ценностью лечебных свойств, что обусловлено специфическими природно-климатическими условиями, а также богатым рекреационным потенциалом курортной территории. При формировании высококачественной санаторно-курортной услуги, одной из основных задач является совершенствование состояния пляжных территорий, развитие современной пляжной инфраструктуры, а также искус-

ственно созданных объектов, предназначенных для лечебно-оздоровительных и рекреационных мероприятий, полное оснащение необходимыми средствами для комфортного и безопасного пребывания рекреантов (потребителей услуги).

Важным базисом ресурсного потенциала пляжных территорий Крыма являются природные лечебные факторы, к которым принято относить климат, лечебные минеральные воды, лечебную грязь и др. В этой связи принято различать климатические, бальнеологические, грязевые курорты. Самыми популярными бальнеологическими курортами, расположенными на курортных территориях Республики Крым, справедливо считают побережье города Евпатории и города Саки, расположенные на западе Крыма. Еще в далекой древности целебные свойства крымских грязевых, соленых озер высоко оценили в своих трудах различные мыслители, ученые того времени, среди которых великий Геродот.

Помимо наличия природных и физических факторов, условий и методов лечебного применения различных рекреационных ресурсов необходимо отметить о необходимости соответствующего сервиса на пляжных территориях, с учетом инфраструктурной инновационной составляющей. Иными словами, пляжный рекреационный ресурс Крыма отличается значительным разнообразием, высокой аттрактивностью, что создает хорошие предпосылки для развития туристско-рекреационной деятельности [13]. Комплексные организационные преобразования услуг сервиса пляжных территорий и активное внедрение инновационных новшеств в систему обслуживания будут содействовать повышению имиджа региональных курортов Крыма. Достаточно высокая необходимость во внедрении и освоении инноваций стоит перед арендаторами и собственниками обустроенных пляжей Крымского полуострова, поскольку комплекс мероприятий по реализации внедрения и освоения инноваций будет способствовать повышению конкурентных пре-

имуществ в туристском секторе бизнеса.

Прибрежные дестинации являются основным элементом туристской системы, обладают туристской аттрактивностью, выступают мотиватором к посещению конкретных территорий, привлекательным является уникальность рекреационных ресурсов прибрежной территории и степень развития инфраструктуры. Следует признать, что основной поток туристов привлекают прибрежные территории береговой линии полуострова непосредственно в высокий сезон.

Ежегодно, перед открытием летнего курортного сезона, перед собственниками или арендаторами пляжей стоит первостепенная задача - оптимально выстроить функциональный подход к организационной структуре пляжных территорий. Методические рекомендации по открытию пляжей на территории Республики Крым размещены в открытом доступе на сайте Министерства курортов и туризма Республики Крым1. Известно, что открытие пляжных территорий, пригодных для пользования рекреантов, происходит в два этапа:

• техническое открытие пляжей предусмотрено до 1 мая текущего года;

• документальное, с оформлением паспорта пляжа до 1 июня текущего года.

Обеспечить гарантии безопасного пребывания рекреантов на береговой зоне в процессе пользования качественными услугами пляжных территорий полуострова - основная задача бизнеса, муниципальных и республиканских органов власти. В этой связи отметим, что организация развлечений подчинена особым режимным требованиям, которые могут быть разработаны и регламентированы соответствующими учреждениями, в целях качественного оздоровления рекреантов. Стоит сказать о том, что пляжные территории - как правило, это зоны комфортного пребывания, функционирование которых осуществляется в

1 Сайт Министерства курортов и туризма Республики Крым. URL: mtur.rk.gov.ru (Дата обращения: 13.11.2019).

соответствии со всеми необходимыми разрешительными документами.

Поскольку рекреационная территория обустроенных пляжей располагает пользователей (потребителей) пляжных услуг к отдыху, в контексте высокого качества сервиса территорий, не лишним будет отметить важный элемент: согласно российскому законодательству, розничная торговля спиртными и спиртосодержащими напитками на вышеуказанной территории запрещена [2]. Данное требование должно выполняться неукоснительно на всех пляжных территориях, обустроенных и пригодных для пользования.

Рассматривая сложную организационную структуру сервиса пляжных территорий, в контексте многокомпонентной составляющей, справедливо будет отметить проблему санитарно-эпидемиологического состояния пляжей, пригодных для пользования. Согласно разработанных Методических рекомендаций по открытию пляжей на территории Республики Крым следует, что первостепенно для открытия пляжных территорий, следует получить санитарно-эпидемиологическое заключение соответствующего уполномоченного государственного органа. Полученные результаты позволят пользователям пляжей быть уверенным в высоком качестве предоставляемых пляжных услуг, а также безопасном для здоровья населения использовании водных объектов, что является приоритетным в отношении сохранения здоровья граждан. Данная информация содержится также в обязательном разрешительном документе - паспорте пляжа, полученном собственником либо арендатором пляжей. Данный документ должен быть заверен представителем органа местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым, а также представителем уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере курортов и туризма1.

Проанализировав открытые данные ФБУЗ «ЦГиЭ в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе» по состоя-

нию на 16.08.2019 г. по Республике Крым сложилась следующая ситуация в отношении показателей контроля качества морской воды, которые обобщены и представлены на рис. 1. Итак, отметим, что согласно состояния проб морской воды акваторий пляжных зон Республики Крым территориальными отделами «ЦГиЭ в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе» были вынесены несколько постановлений о временном ограничении купания во время летнего курортного сезона. Данные ограничения касались акваторий пляжных зон таких городов, как Алушта, Феодосия, Севастополь, Бахчисарайский район.

6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000 0

5557

5428 санитарно-химические

исследовано отвечают не

требованиям соответствуют нормативов требованиям нормативов

Рис. 1 - Показатели контроля качества морской воды пляжных территорий Крыма по состоянию на 16.08.2019 г. (сост. по мат.2)

Стоит сказать о том, что экологически безопасные пляжи ежегодно отмечают «голубым флагом» (экологическим сертификатом). Целью такого направления является обеспечение постоянного развития пляжных территорий, посредствам введения строгих критериев. Применительно к пляжам их насчитывается тридцать два. Все критерии затрагивают важные звенья совокупности условий безопасного пребывания рекреантов на пляжных

2 Роспотбебнадзор. URL: 82.rospotrebnadzor.ru (Дата обращения: 13.11.2019).

территориях, такие как качество воды, экологический менеджмент, безопасность и т.п. Программа «голубой флаг» была основана в 1985 году во Франции, и только спустя два года стала общеевропейской. В 2003 году данная программа приобрела новый статус, и теперь она является международной. В Крыму этим флагом отмечен «Массандровский» пляж города Ялты, расположенном на южном берегу полуострова, который еще в 2016 году вошел в число 4 000 лучших прибрежных зон мира.

Поскольку понятие «сервис» включает в себя целую систему обеспечения, которая позволяет потребителю совершить наилучший выбор оптимально приемлемого варианта услуг или продукции, поэтому, в ходе исследования вопросов сервиса пляжных территорий Крыма, следует учесть такой компонент, как наличие обустроенных мест для досуга рекреантов. Безусловно, это важный компонент пляжного продукта, который повышает его качество. Учитывая опыт курортных регионов зарубежных стран, к примеру, таких как Турция, Болгария, Хорватия отметим, что пляжные дестинации имеют довольно широкий спектр обустроенных территорий, которые предоставляют потребителю широкий выбор специальных территорий для досуга. Как правило, решение данной задачи, прежде всего, в интересах собственника пляжа, либо арендатора пляжной территории, поскольку позволит формировать высококачественный туристский продукт. К сожалению, в Крымском регионе далеко не каждая пляжная территория имеет специализированные зоны, отведенные для организации досуга пользователям пляжей. Данный компонент может включать в себя такие формы устройства, как детские игровые комнаты, а также игровые зоны (с учетом возрастного ценза), анимационные услуги для детей, бассейны, зоны развлечений, физкультурно-оздоровительный и спортивный участки, спортивные аттракционы, специализированные полосы для пляжного волейбола, баскетбола, бадминтона,

кеглей, тенниса и др. Довольно часто пользование предложенными досуговыми ресурсами входит в общую стоимость турпродукта объекта хозяйствования санаторно-курортной и туристской сферы.

В этой связи к наиболее привлекательными пляжными территориями Крымского полуострова, допущенным к работе курортного сезона 2019 года, располагающим дополнительными зонами для организации досуга, можно отнести всего лишь некоторые пляжи, находящиеся в распоряжении санаторно-курортных и туристских объектов высокого уровня. Также, по итогам III ежегодной Акции в сфере курортов и туризма «Признание года», которая проводится по инициативе Комитета по санаторно-курортному комплексу и туризму при поддержке Министерства курортов и туризма Республики Крым, проходивший в мае 2019 года, победителем в номинации «Лучший пляж» был отмечен пляжный комплекс «Палуба», расположенный в Сак-ском районе Крыма1.

В контексте проблемы сервиса пляжных территорий стоит учитывать такую задачу, как качественная организация использования пляжей маломобильными группами или лицами с ограниченными возможностями. Данной задаче уделено достаточно большое внимание со стороны как государственных органов, так и со стороны субъектов предпринимательства. Согласно открытых данных официального сайта Министерства курортов и туризма Республики Крым изучены и обобщены показатели, характеризующие пляжные территории региона, оснащенные ресурсами (частично или в полном объеме) для комфортного пребывания инвалидов и других маломобильных групп населения, что отображено в табл. 1.

Крымский рынок санаторно-курортных, туристских услуг имеет особое место в общей доле экономики региона, поэтому очень важно подходить к решению проблем, связанных с сервисом пляжных территорий береговой линии полуострова. Высокотехноло-

гичный сервис является одним из наиболее наукоемких сегментов рынка услуг в целом [6]. Стоит отметить, что одной из компонент структуры сервиса пляжных территорий является технологичность, а именно, наличие необходимых современных технологий и оснащение технологическими ресурсами вышеуказанные зоны курортных территорий Крыма. Отметим, что количественные показатели ничтожно малы, которые могли быть подтвердить наличие данных ресурсов. Не так много оборудованных и пригодных для пользования пляжей, которые располагают современными средствами ПК для предо-

ставления во временное пользование, а также бесплатной зоной Wi-Fi. Наряду с этим, наблюдается дефицит самих средств (к примеру, ПК, планшет и т.п. гаджеты), которые могут быть предоставлены в краткосрочное пользование рекреантам, как потребителям высококачественного пляжного продукта. Необходимо расширять ресурсы (программы), содержащие самую актуальную информацию о самом регионе, о его курортных зонах, о ближайших мероприятиях и местах их проведения, возможности инфраструктуры и логистики, которые могли бы быть востребованы потребителями услуг.

Таблица 1 - Ресурсное обеспечение пляжных территорий Республики Крым для маломобильных групп населения (сост. авт. по данным 1)

№ п\п

1

10

11 12

Месторасположение пляжной территории

Городской округ Алушта

Бахчисарайский район

Городской округ Евпатория

Город Керчь

Ленинский район

Город Саки

Сакский район

Симферопольский _район_

Городской округ Судак

Городской округ Феодосия

Черноморский район

Городской округ Ялта

Размеры пляжной территории (м)

60

318

5576

339

150

446

625

175

1310

1551

1200

2567

Элементы обустройства пляжной территории

Пандус с перилами, наклонный спуск в местах перехода, теневой навес, поручни в местах для спуска в море, кабины для переодевания, урны

Спуск к морю, дорожки для инвалидных колясок

Место для парковки автотранспорта инвалидов, пандус для въезда на пляж, оборудованные пешеходные дорожки, теневые навесы, туалеты, душевые кабины, кабины для переодевания, перила для спуска в море и другое оборудование для пребывания инвалидов_

Пандусы для спуска к морю, раздевалка, туалет, разворачиваемая деревянная дорожка, зонты с шезлонгами

Пандус для съезда на пляж

Дорожка к морю для людей с ограниченными возможностями, теневой навес, специализированная кабина для переодевания, зона для мытья ног, питьевой фонтанчик, спуск к морю_

Туалет, теневой навес, спуск к морю

Пандус (бетонное покрытие) с поручнями, по песку установлен деревянный настил, шезлонг, зонт_

Кнопка вызова персонала, установка тактильной полосы на площадках перед и после лестницы, контрастная маркировка крайних ступеней лестницы_

Места для парковки автотранспорта инвалидов, туалет для инвалидов, дорожки, пандус для съезда на территорию^_

Пандус

Оборудованные пешеходные дорожки, кабинки для переодевания, душ, место для парковки автотранспорта инвалидов, перила для спуска в море_

4

5

6

9

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Совершенствование организационной структуры сервиса пляжных территорий Крыма возможно исключительно при наличии в регионе необходимых ресурсов, выступающих компонентами структуры, которые представляют собой совокупность природно-климатических, социально-культурных, технологичных, инфраструктурных факторов, способных содействовать удовлетворению духовных, физических, оздоровительных, познавательных и иных потребностей рекреантов (туристов). Высокому качеству сервиса пляжных территорий способствует расширение линейки дополнительных услуг, таких как услуги проката туристского инвентаря и снаряжения для плавания, дайвинга. Наряду с этим, стоит уделить внимание организации питания для пользователей пляжей, что включает в себя специально отведенные зоны для осуществления мелкорозничной торговли продуктами питания высокого качества. Реализация данной услуги достаточно не проста. Требует особого подхода и контроля. Ряд дополнительных услуг справедливо можно расширить реализацией сувенирной продукции, характерной для региона, что позволит сократить время туристу на поиск сувенира или памятного подарка.

К сожалению, чаще всего данная услуга оказывается в условиях стихийной торговли, что не гарантирует высокое качество приобретаемого товара, а также снижает уровень доверия потребителей.

Детально рассматривая многокомпонентную структуру сервиса пляжных территорий нельзя не коснуться важной темы -обеспечение профессиональными кадрами сотрудников сервиса. Данная сфера деятельности подразумевает, что кадровый состав, находящийся в непосредственной связи с потребителями услуг, в процессе взаимодействия, в той или иной степени становятся частью этого же предлагаемого пляжного продукта/пляжной услуги. Такие важные составляющие как профессионализм, опрятный (соответствующий) внешний вид, культура и

манера поведения, контактность, коммуникабельность, мобильность, учтивость и доброжелательность, все перечисленное в комплексе являет собой неотъемлемую часть высококачественного пляжного сервиса. Сложно не согласится с тем, что именно персонал оказывает наибольшее влияние на потребителей услуг. Увеличение числа постоянных клиентов на 5% может способствовать возрастанию прибыли от 25% до 125% [2].

Трудовые ресурсы в структуре сервиса пляжных территорий выступают ключевым звеном, поскольку играют главную роль, находясь в тесном взаимодействии с потребителями. Именно от уровня квалификации, подготовки, коммуникативных способностей зависит степень удовлетворенности рекреан-тов от потребляемых услуг, и, как следствие, повышает уровень сервиса пляжной территории, что способствует повышению конкурентоспособности в данном сегменте рынка услуг. Согласно исследованиям Карповой Е.Г. в сфере сервиса именно персонал является главнейшим ресурсом предприятия. Качественная работа персонала составляет 90% услуги, оказываемой предприятием сервиса [10].

Вопросы безопасности сервиса предоставляемых услуг в рамках пляжных территорий находится в прямо пропорциональной зависимости от уровня подготовки специалистов данной области, а также от степени оснащенности пляжных территорий необходимыми ресурсами. Прежде всего, пляжная территория должна иметь собственные ограждения, которые соответствуют границам пляжной зоны, указанным в паспорте пляжа. Наряду с этим, необходимо наличие штатных единиц, которые осуществляют охрану и контроль территории. Расширяет этот перечень сотрудники, имеющие квалификацию медицинского направления, поскольку условия пребывания требуют наличие данной единицы, высокого уровня компетенции и наличия необходимой специально отведенной зоны, средств, медикаментов и прочее. Также стоит

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уделять внимание безопасности пребывания туристов, находящихся на воде в акватории, закрепленной за определенной пляжной территорией, иметь все необходимые для того средства, а также специалистов, квалификация которых будет гарантировать безопасное пребывание пользователей пляжных территорий не только на береговой линии, но и в воде.

Гарантией высокого сервиса пляжного отдыха также выступает обустроенная, безопасная акватория, территория которой строго определена и зафиксирована в соответствующих документах.

Стоит сказать о существующей проблеме благоустройства пляжей, которая наблюдается вдоль береговой линии Западной части Крымского полуострова. В последние несколько лет после периодических морских штормов береговая линия заполняется большим количеством водорослей и морской травы ("Zostera по^п"). Данный вид морской флоры представляет собой абсолютно чистую морскую траву, имеет лист шириной 3 - 4 мм и длиной от 15 до 60 см, не представляющую опасность для человека, содержащая огромное количество йода и солей кальция. Но, проблема состоит в частых, многотонных выбросах из глубин Черного моря. Собственники пляжных территорий, а также арендаторы пляжей стараются оперативно решать данную проблему, поскольку наличие такого большого количества морской травы затрудняет вход пользователям пляжей в море. Для маломобильных групп граждан, которые выступают основными пользователями пляжной зоны Западной курортной территории полуострова, данная проблема обстоит гораздо серьезнее, так как лишает возможности войти в море. Решить проблему одномоментно невозможно. В этой связи, улучшая качество сервисного обслуживания пляжных территорий Западного Крыма, собственникам и арендаторам пляжных территорий необходимо расширять штат обслуживающего пляжные зоны персонала в период с июля по октябрь. Данная про-

блема требует решения со стороны муниципальных органов, представителей бизнес структур, для согласования и проведения ряда противооползневых работ, которые будут способствовать устранению сложившейся ситуации, тем самым улучшит качество сервиса предоставляемых туристских услуг. Это связано с не контролируемым забором песка с морского дна.

Известно, что количество туристов, посетивших Республику Крым в 2018 и в 2019 годах, превысило показатели турпотока рекреантов в Республику предыдущих периодов1. Для того, чтобы сохранять востребованность и повышать туристскую аттрактивность региона необходимо постоянно совершенствовать качество сервиса пляжных территорий полуострова, которые выступают важным звеном в многокомпонентной структуре регионального турпродукта. Необходимо использовать ресурс обратной связи с туристами, который позволит своевременно устранять возникшие сложности, а также оперативно решать проблемные ситуации, поскольку в летний период - период высокого сезона, нагрузка на курортную инфраструктуру возрастает в разы. Один из таких ресурсов - «Курортный патруль» был разработан и предложен для пользования жителям и гостям региона, Министерством курортов и туризма Республики Крым, совместно с Министерством внутренней политики, информации и связи Республики Крым1.

Рекреанты, как основные пользователи обустроенных пляжных территорий, являются самым важным индикатором состояния сервиса туристских территорий региона. Опрос 297 туристов города Алупки, административно-территориальной единицы, расположенной на южном берегу Крыма, входящего в городской округ Ялта, в период активного пляжного сезона 2019 года о состоянии пляжных территорий, показал, что большая половина респондентов не удовлетворена сервисом пляжных зон. Из общего количества опрошенных туристов всего 8% желали бы

вновь вернуться в Алупку при повторном посещении Республики Крым, как курортного региона.

Следует отметить очень слабо развитую инфраструктуру пляжного отдыха в вышеуказанном южнобережном городе, при этом стоит сказать об уникальных объектах, расположенных в г. Алупке, которые бесспорно обладают особой исторической и культурной ценностью, а также высокой туристской привлекательностью. К таким объектам относят: Дворец графа Михаила Воронцова, объект садово-паркового искусства, созданный ботаником-садоводом Карлом Антоновичем Кеба-хом, музей дважды Героя Советского Союза летчика-испытателя Амет-Хана Султана, вин-

ные погреба, датированные 1820 г., Храм Святого Архистратига Михаила, скала и видовая площадка имени И. Айвазовского и другие.

К сожалению, не смотря на процессы развития и совершенствования туристских территорий Крыма, в настоящее время в регионе все еще имеются малые города, обладающие высоким природно-рекреационным потенциалом, при этом, имеющие общие проблемы - демографического, экономического, экологического, инфраструктурного, социального характера, причиной которых являются ограниченные ресурсы муниципальных образований, замедляющие механизм разработки комплексных программ устойчивого развития.

Ресурсы: Инфраструктура; Дополнительные Человеческие ресурсы: Государство:

природные лечебные, туристско- услуги: сувенирная Квалифицированные Системное

рекреационные, рекреационная, продукция, услуги по специалисты. управление

климатические, транспортная, предоставлению компетентность. социально-

культурно- инновационная. питания в специально приветливость, радушие экономическим

исторические финансовая, отведенных местах обслуживающего развитием территорий

досуговая персонала

Сервис пляжных территорий

Л

V

Элементы обустройства для пользования маломобильными группами граждан

поручни в местах для спуска в море

наклонный спуск в местах перехода

Специализированные кабины для переодевания

пандус для въезда на пляж

оборудованные пешеходные дорожки

Элементы обустройства для пользования рекреантами

Шезлонги, кабины для переодевания, туалеты, душ

Теневые навесы

Обустроенные подъездные пути

Водообеспечение

Камеры хранения

Рекреант как основной потребитель услуг сервиса пляжных территорий

Л

У

Рис. 2 - Организационная структура сервиса пляжных территорий (сост. по мат. [1, 2, 3, 4, 5])

С учетом вышеизложенного, в ходе исследования на рис. 2 была построена и предложена организационная структура сервиса пляжных территорий курортов Крыма, ориентированная на основного потребителя пляжных услуг - рекреанта.

Заключение. Комплексный подход к решению вопросов, связанных с развитием сервиса пляжных территорий Крыма, будет вносить существенный вклад в экономику по-

луострова. В этой связи, посредствам мультипликативного эффекта, стоит отметить значительное увеличение количества вовлеченных субъектов санаторно-курортной и туристской сферы, а также сопутствующих направлений по предоставлению услуг, процессы функционирования которых будут способствовать появлению новых рабочих мест. Оказание качественного сервиса пляжных услуг должно соответствовать всем федеральным, муници-

пальным правовым нормативно-правовым актам. Эффективность подходов к вопросу сервиса пляжных территорий полуострова будет способствовать продвижению курортного региона и увеличению потока рекреан-тов, в том числе и на международном уровне. Анализ состояния пляжных территорий, с помощью опроса фокус-групп потребителей пляжных услуг, определил ряд проблем, для

устранения которых необходимо произвести комплексную оценку, через функциональный, факторный, территориальный, маркетинговый подходы, посредством моделирования и научного обоснования. При этом оценка должна быть дана с учетом индивидуальных особенностей микрорегионов республики. Данное заключение является основанием для дальнейшего исследования.

Список источников:

1. Аббисов М.А. Новая наука о сервисах и сервисы обучения информатике: теория, практика, перспективы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 158. С. 103-110.

2. Ветитнев А. М., Войнова Я. А. Организация санаторно-курортной деятельности. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014 272 с.

3. Волкова Т.А., Пономаренко А.А. Пляжи Краснодарского края как объекты туринтереса: тенденции и перспективы // Управление экономическими системами. 2018. №8(114). С. 21.

4. Дышловой И. Н., Прохорова О. В. Структура компонентов функционирования пляжных территорий на примере Республики Крым // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т.13. №2(84). С. 130-140.

5. Карпова Е.Г., Хачатрян А.А. Проблемы развития профессиональных компетенций персонала в современных сервисных компаниях // Проблемы, опыт и перспективы развития туризма, сервиса и социокультурной деятельности в России и за рубежом: Мат. V Меж-дунар. науч.- практ. интернет-конф. Чита: ЗабГУ, 2018. 315 с.

6. Лепеш Г.В., Матвеенко А. П., Носов Э.С. Обоснование и разработка агрегатов электроре-агентной очистки питьевой воды // Технико-технологические проблемы сервиса. 2010. №1. С. 64-79.

7. Морозов М.А., Морозова Н.С., Карпова Г.А., Хорева Л.В. Экономика туризма. М.: Фед. агентство по туризму, 2014. 320 с.

8. Нестеренко В.Ю. Сущность и структура туристско-рекреационного потенциала территории // Сервис в России и за рубежом. 2019. №2(84). С. 8-15.

9. Пегушина А.А. Пляжные территории в Крыму: проблемы и перспективы // Сервис в России и за рубежом. 2019. №2(84). С. 141-151.

10.Прохорова О.В. Основные проблемы развития санаторно-курортного и туристского сектора экономики Республики Крым // Новая наука: проблемы и перспективы: Мат. Меж-дунар. науч.-практ. конф., Ч. 2. Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. С. 104-106.

11.Прыгунова И.Л. Пляжи Крыма и Севастополя: от рекреационных территорий/систем до кластеров //Пути решения проблемы сохранения и восстановления пляжей Крымского полуострова: Мат. науч.-практ. конф. Севастополь, 2015. С. 140-141.

12.Токарева А.И., Ермолаева Е.В. Крым до и после перехода в состав Российской Федерации // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т.5. №12. С. 1514.

13.Туристско-рекреационный ресурсный потенциал Республики Крым и г. Севастополь / Под ред. И.М. Яковенко. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2005. 408 с.

14.Ячменева В.М., Фокина Н.А. Факторный анализ показателей развития туризма в дести-нациях Республики Крым// Сервис в России и за рубежом. 2016. Т.10. №3(64). С. 159-170.

Olga V. PROKHOROVA V. I. Vernadsky Crimean Federal University,

Institute of Economics and Management (Simferopol, Crimea);

PhD in Economics; e-mail: ovprokhorova@mail.ru

SERVICE COMPONENTS OF CRIMEAN BEACH AREAS

The article considers the assessment of the state and development prospects of the beach areas service of the Republic of Crimea. The author shows an important aspects of the service quality of the Crimean beach areas playing a key role in the forming the regional tourist product. The article offers organizational structure of service of beach territories, which include resource, infrastruc-tural and other components, and also elements of arrangement of the beach territories suitable for use by recreants. The authors analyzes the main problems of the state of service of the beach areas, as well as impact factors associated with the developing and improving the service of the beach areas of the Crimean Azov-Black sea coast. The solution of existing problems should be based on the integrated approach. It will lead to positive dynamics of revenues from tourism industry of the peninsula and will have impact on the economy of the resort region as a whole.

The study is a part of the research work - applied AAAA-A19-119012390078-9 "Elaborating the development concept of coastal destinations in the Republic of Crimea until 2030".

References

1. Abbasov, M. A. (2013). Novaja nauka o servisah i servisy obuchenija informatike: teorija, praktika, perspektivy [New science about services and services of teaching Informatics: theory, practice, prospects]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Herzen [Izvestiya of A. I. Herzen Russian State Pedagogical University], 158, 103-110. (In Russ.).

2. Vetitnev, A. M., Vojnova, Ya. A. (2014). Organizacija sanatorno-kurortnoj dejatel'nosti [Organization of sanatorium-resort activities]. Moscow: Federal Agency for tourism. (In Russ.).

3. Volkova, T. A., & Ponomarenko, A. A. (2018). Pljazhi Krasnodarskogo kraja kak ob'ekty turinteresa: tendencii i perspektivy [The beaches of Krasnodar Krai as the objects of tourist's interest: The trends and prospects]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami [Management of economic systems], 8 (114), 21. (In Russ.).

4. Dyshlovoy, I. N., & Prokhorova, O. V (2019). Struktura komponentov funkcionirovanija pljazhnyh territorij na primere Respubliki Krym [Structure of components of functioning of beach territories through the example of the Republic of Crimea]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and abroad], 13 (2), 13, 130-140. (In Russ.).

5. Karpova E. G.,& Khachatryan A. A. (2018). Problemy razvitija professional'nyh kompetencij personala v sovremennyh servisnyh kompanijah [Problems of development of personnel professional competences in modern service companies]. Problemy, opyt i perspektivy razvitija turizma, servisa i sociokul'turnoj dejatel'nosti v Rossii i za rubezhom [Problems, experience and prospects of development of tourism, service and socio-cultural activities in Russia and abroad]: materials of the V international science and pract. Internet conferences. Chita: ZabSU. (In Russ.).

6. Lepesh, G. V., Matvienko, A. P., & Nosov, E. S. (2010). Obosnovanie i razrabotka agregatov el-ektroreagentnoj ochistki pit'evoj vody [Justification and development of electro-reagent drink-

Keywords:

beach areas, tourism, beach services, destinations, region

ing water treatment units]. Tehniko-tehnologicheskie problemy servisa [Technical and technological problems of service], 1, 64-79. (In Russ.).

7. Morozov, M. A., Morozova, N. S., Karpova, G. A., & Khoreva, L. V. (2014). Ekonomika turizma [Economics of Tourism]. Moscow: Federal Agency for Tourism. (In Russ.).

8. Nesterenko, Y. V. (2019). Sushhnost' i struktura turistsko-rekreacionnogo potenciala territorii [The essence and structure of tourist-recreational potential of the territory]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and abroad], 13(2), 8-15. (In Russ.).

9. Pegushina, A. A. (2019). Pljazhnye territorii v Krymu: problemy i perspektivy [Beach area in Crimea: The problems and prospects]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and abroad], 2 (13), 141-151. (In Russ.).

10.Prokhorova, O. V. (2016). Osnovnye problemy razvitija sanatorno-kurortnogo i turistskogo sektora jekonomiki Respubliki Krym [Basic problems of development of sanatorium-resort and tourist sector of economy of the Republic of Crimea]. Novaja nauka: problemy i perspektivy [New science: problems and prospects]: materials of the International scientific and practical conference. Sterlitamak: RITS AMI, 104-106. (In Russ.).

11.Prygunova, A. I. (2015). Pljazhi Kryma i Sevastopolja: ot rekreacionnyh territorij/sistem do klas-terov [Beaches of the Crimea and Sevastopol from recreational areas/systems to clusters]. Puti reshenija problemy sohranenija i vosstanovlenija pljazhej Krymskogo poluostrova [Ways to solve the problem of preservation and restoration of beaches of the Crimean Peninsula]: Proceedings of the scientific and pract. conf. Sevastopol, 140-141. (In Russ.).

12.Tokareva, A. I., &Ermolaeva, E. V. (2015). Krym do i posle perehoda v sostav Rossijskoj Feder-acii [Crimea before and after the transition to the Russian Federation]. Bjulleten' medicinskih internet-konferencij [Bulletin of medical Internet conferences], 12, 5, 1514. (In Russ.).

13.Yakovenko, I. M. (ed.). (2005). Turistsko-rekreacionnyj resursnyj potencial Respubliki Krym i g. Sevastopol' [Tourist and recreational resource potential of the Republic of Crimea and Sevastopol]. Simferopol: IT "ARIAL". (In Russ.).

14.Yachmeneva, V. M. (2016). Faktornyj analiz pokazatelej razvitija turizma v destinacijah Respubliki Krym [Factor analysis of indicators of tourism development in destinations of the Republic of Crimea]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and abroad], 10(3), 159-170. (In Russ.).

Прохорова О.В. Компоненты сервиса пляжных территорий Крыма // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 5. С. 99-109. 001: 10.24411/1995-042Х-2019-10510.

Prokhorova, O. V. (2019). Service components of Crimea n beach areas. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(5), 99-109. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10510. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.