Научная статья на тему 'Компоненты компетентности родителей в вопросах готовности ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе'

Компоненты компетентности родителей в вопросах готовности ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
749
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ / KEY WORD: COMPETENCE / READINESS TO STUDY AT SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радзевич В.Д.

В настоящее время актуальность проблемы готовности детей к обучению в школе обуславливается многими факторами. Мы считаем важным рассмотреть данный феномен относительно части сформированности родительской компетентности в вопросах готовности ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently, the urgency of the problem of children's readiness for school is caused by many factors. We consider it important to consider this phenomenon in relation to the formation of parental competence in the readiness of preschool children for school.

Текст научной работы на тему «Компоненты компетентности родителей в вопросах готовности ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе»

промышленности Белгородский университет кооперации, экономики и права. 2015. С. 195-202.

2. Галстян А.Г., Петров А.Н. Нетрадиционные способы подготовки воды для растворения сухих продуктов // Молочная промышленность. 2006. № 10. С. 66-67.

3. Грибова Н.А., Султаева Н.Л. Применение новой пищевой добавки для приготовления кондитерских изделий // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 2 (49). С. 109-115.

4. Кирсанов В.В., Кравченко В.Н. Пастеризационно-охладительная установка для тепловой обработки жидких пищевых продуктов // Патент на полезную модель RUS 87877 13.11.2008

5. Куяров А.В., Воробьев А.А., Несвижский Ю.В. О возможности участия бактериального фактора в коррекции метаболизма гистамина в организме // Вопросы питания. 2000. № 6.

6. Бакеева Р.Ф., Горбунова Т.С., Сафиуллина Л.И., Вахитова О.Е., Гармонов С.Ю., Юсупова Л.М., Сопин В.Ф. Модификация 5,7-дихлор-4,6-динитробензофуроксана для применения в качестве аналитического реагента и компонента биологически активных композиций.ч.1 иммобилизация смешанными мицеллами // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 5. С. 48-54.

Радзевич В.Д.

Научный руководитель: ст.пр. Батура И.Н.

КОМПОНЕНТЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова

Ключевые слова: компетентность, готовность к обучению в школе, структурные компоненты компетентности родителей в вопросах готовности детей дошкольного возраста к поступлению в школу.

Аннотация: В настоящее время актуальность проблемы готовности детей к обучению в школе обуславливается многими факторами. Мы считаем важным рассмотреть данный феномен относительно части сформированности родительской компетентности в вопросах готовности ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе.

Key word: competence, readiness to study at school, structural components of competence of parents in questions of readiness of children of preschool age for entering school.

Abstract: Currently, the urgency of the problem of children's readiness for school is caused by many factors. We consider it important to consider this phenomenon in relation to the formation of parental competence in the readiness of preschool children for school.

В современном мире произошло становление новой парадигмы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основу положена идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а остальные социальные институты обязуются оказать поддержку, необходимую помощь, дополнить воспитательную деятельность семьи. При этом существенно меняется роль обеих сторон взаимодействия, где учреждение образования сопровождает процесс воспитания ребенка, является тьютером между родителями и ребенком.

Исследуя вопросы готовности детей к обучению в школе, мы столкнулись с проблемой неоцененности изучения родителями основных направлений готовности ребенка к обучению в школе, и что включает себя готовность к переходу к школьному обучению.

Многие исследователи из областей педагогического и психологического знания подчёркивают важность осознания родителей будущего первоклассника содержательной стороны готовности, при наличии которой произойдёт безболезненный и успешный переход на новую ступень обучения.

Нам представляется возможным предположить, что наличие компетентности у родителей по вопросам готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе поспособствует более успешному результату, как в обучении, так и в адаптации ребенка к условиям обучения в учреждении образования.

Готовность ребенка к школе определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием, то есть имеет значение весь комплекс факторов. Ведь именно в старшем дошкольном возрасте у ребёнка происходят изменения в эмоциональной сфере, что вызвано усложнением и расширением его социального окружения, изменяется его мотивационная сфера, а эмоциональный мир наполняется большим количеством открытий и впечатлений, таким образом, данный период сензитивен для формирования ключевых для обучения знаний, умений и навыков.

Отдельные авторы предостерегают от раннего школьного обучения и утверждают, что все первоначальное воспитание должно быть не

передача знаний, но усовершенствования того снаряда, которым приобретаются знания [3; 5].

Готовность ребёнка к школе - представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий [2].

Изучая проблему готовности ребенка в школе, на первое место выдвигается сформированность предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу [1].

Прежде чем перейти к определению структурных компонентов компетентности родителей в вопросах готовности ребёнка к обучению в школе раскроем понятие «компетентность».

Компетентность (от лат. competens) - надлежащий, способный) уровень образованности личности, который определяется степенью овладения теоретическими средствами познавательной или практической деятельности.

Компетентность означает обладание совокупностью знаний [5].

Таким образом, компетентность родителей - это сложный индивидуально-психологический комплекс, формирующийся на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, определяющий его готовность к реализации воспитательной функции.

Современные педагоги [4; 6] определяют педагогическую компетентность родителей как способность понять потребности детей и создать возможности удовлетворять их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка.

Кроме того, подчёркивается, что на сегодняшний день существует большое противоречие в понимании родительской компетентности. Родители все больше осознают необходимость самообразования и саморазвития в части воспитания детей, но получают знания бессистемно, не опираясь на общие закономерности компетентного родительского поведения.

Специалисты в области социальной психологии полагают, что единство теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности и есть основная характеристика вышеуказанного явления.

Благодаря полученной информации мы предположили, что компетентность родителей в вопросах готовности дошкольника к поступлению в школу представляет собой совокупность, которая проявляется в учете особенностей ребёнка дошкольного возраста, умениях строить детско-родительские отношения опираясь на индивидуальные возможности ребёнка, в понимании повышения собственной педагогической культуры.

Родительская компетентность в вопросах готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению к школе на наш взгляд может базироваться на следующих ключевых компонентах:

Когнитивный компонент:

• наличие объема знаний из психолого-педагогических областей;

• осведомленность в общих вопросах анатомии, физиологии, медицины;

• знание о конструктивных способах коммуникации с ребенком;

• знания о методах и приёмах воспитания детей; знания о способах поощрения и наказания ребенка;

• ориентация на бесконфликтное общение.

Аффективный компонент:

• эмоционально окрашенное общение в системе родитель-ребенок; эмоциональная поддержка ребенка в любой ситуации;

• создание ситуации успеха для ребенка в процессе семейное воспитание; уважение интересов ребёнка, принятие его точки зрения и представление возможности выбора.

Деятельностный компонент:

• овладение умениями взаимодействия с ребенком в решения воспитательных задач;

• ориентация родителей на диалоговое общение;

• построение бесконфликтного общения с ребенком.

Рефлексивный компонент:

• умение критично оценивать свои педагогические возможности;

• прогнозирование перспектив развития ребенка;

• оценка успехов развития ребенка;

• понимание необходимости постоянного совершенствования педагогических навыков.

Таким образом, проанализировав исследования по вопросам педагогической компетентности родителей, мы можем сделать вывод, что положительная динамика развития родительской компетентности и родительской образовательной деятельности зависит от их осознанности и принятия необходимости достижения эффективности в воспитательной работе над детьми. Структура компетентности

образует ряд компонентов: когнитивный компонент, аффективный компонент, рефлексивный компонент, деятельностный компонент. Важно понимать, что от уровня компетенции родителей зависит успешное и гармоничное развитие ребёнка, гарантирует возможность оперативно и грамотно разрешать воспитательные задачи.

Список литературы

1. Акутина С.П. Семейные духовно-нравственные ценности и их воспитание у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы. - Нижний Новгород, 2009. - 305 с.

2. Бездухов В.П., Носков И.А. О многоуровневом характере педагогической рефлексии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 1-3. С. 552.

3. Елькина О.Ю. Теоретическая модель подготовки будущего учителя к формированию продуктивного опыта младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 7. С. 23-27.

4. Костенко М.А. Активная поддержка родителей в контексте социальной помощи семьям в трудной жизненной ситуации // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 5. С. 134-139.

5. Кохичко А.Н. Этнокультурный компонент патриотического воспитания младших школьников // Начальная школа плюс До и После. 2008. № 10. С. 3-6.

6. Плащевая Е.В. Методика формирования исследовательских умений в проектной деятельности у учащихся основной школы при изучении физики: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Москва, 2009. -24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.