Научная статья на тему 'Компоненты кадрового потенциала персонала гостиничных предприятий'

Компоненты кадрового потенциала персонала гостиничных предприятий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
660
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / PERSONNEL POTENTIAL / HOTEL SERVICE / SOCIAL ACTIVITY / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Скульмовская Л. Г., Кудинова О. С.

Инновационные процессы и процессы модернизации сегодня касаются всех сфер деятельности человека. Под влиянием специфики гостиничного сервиса и инновационных процессов происходит изменение компонентов кадрового потенциала гостиничных предприятий. Авторы попытались выделить основные и специфические компоненты кадрового потенциала гостиничных предприятий для оценки инновационных возможностей и кадровых ресурсов гостиниц Тюменского региона в ходе проведения регионального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The personnel capacity components in hotel enterprises

Nowadays the innovation and modernization processes relate to all spheres of human activity. Under the influence of the specific hotel service and innovation processes there is a personnel potential change in hotel companies. The authors tried to highlight the main and the specific personnel potential components in hotel companies for evaluating the innovation opportunities and personnel resources of the hotels in the Tyumen region in the regional studies.

Текст научной работы на тему «Компоненты кадрового потенциала персонала гостиничных предприятий»

Л. Г. Скульмовская, д-р соц. наук, профессор, кафедра социально-культурного сервиса и туризма, Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск, Россия,

О. С. Кудинова, соискатель, старший преподаватель, кафедра социально-культурного сервиса, туризма и музейного дела, Тобольская государственная социально-педагогическая академия, г. Тобольск, Россия, Tobolskkudinova@rambler.ru

КОМПОНЕНТЫ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕРСОНАЛА ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Роль персонала гостиничного предприятия и в формировании качественной услуги, и в осуществлении инновационного процесса является ключевой. Очевидной становится зависимость инновационного процесса от личностных, профессиональных и других характеристик персонала гостиничного предприятия. Необходимо заметить, что в современных словарях не отражено понятие «кадровый потенциал», а в научной литературе часто встречается отождествление понятий «кадровый потенциал», «человеческий потенциал» и «трудовой потенциал». Это существенно затрудняет возможность измерения кадрового потенциала гостиничных предприятий, но расширяет возможность для продолжения дискуссии в отношении понятийного аппарата. Например, под «человеческим потенциалом» понимается «система физических и духовных сил человека, отдельных социальных групп и общества в целом, реализация которых обеспечивает расширенное воспроизводство общественных структур и повышение качества жизни индивида»1. Данное определение свидетельствует о том, что возможно рассмотрение и (или) измерение человеческого потенциала на разных уровнях: на уровне индивида,

Человеческий потенциал страны больше трудового потенциала

той же страны на величину нетрудоспособного населения.

коллектива или социальной группы, общества в целом.

Под кадровым потенциалом принято понимать совокупную оценку интеллектуальных и профессиональных возможностей кадрового состава организации на основе изучения трудового потенциала работников. Выделяют следующие составляющие трудового потенциала работников: физиологический потенциал, психологический потенциал, личностный (социальный) потенциал, образовательный потенциал, квалификационный потенциал2. Еще один взгляд на соотношение понятий «человеческий потенциал» и «трудовой потенциал» продемонстрирован И. Соболевой, И. Масловой, С. Белозеровой. По мнению этих авторов, возможен разноуровневый подход к рассмотрению данных категорий. Человеческий потенциал страны больше трудового потенциала той же страны на величину нетрудоспособного населения. Носителями трудового потенциала выступают - только лица, составляющие трудоспособное население страны. Характеристиками человеческого потенциала экономики выступают физическое и нравственное здоровье, общекультурная и профессиональная компетентность, творческая, пред-

принимательская и гражданская активность населения, которая реализуется и в сфере производства, и в сфере потребления. Взаимосвязь трудового потенциала и трудовой активности личности -

рассмотрена А. Ю. Пан-ченко3. Компонентами трудового потенциала, по мнению А. Ю. Пан-ченко, выступают общая трудоспособность, профессиональная компетентность, социаль- : но-психологическая готовность индивида к трудовой деятельности. Необходимость изучения трудового потенциала работников представлена в качестве социальной проблемы у Н. И. Шаталовой4. Мы разделяем точку зрения Н. И. Шаталовой о том, что происходит усложнение трудового потенциала, а социальной проблемой в данном случае является необходимость и поиск возможностей развития и саморазвития трудового потенциала.

Инновационные процессы, осуществляемые в гостиничном сервисе, повышение значения качества реализуемых услуг и обслуживания, компьютеризация и информатизация процессов обслуживания повышают требования к работнику сферы гостеприимства в части проявления творческой, инновационной активности и необходимости непрерывного повышения профессионализма.

Контактный способ оказания большей части услуг в гостиничных предприятиях,

Необходимо проявлять активность, чтобы предвосхищать

желания и потребности гостей, иначе заполняемость гостиничных номеров может увеличиться у конкурентов.

участие потребителя в процессе производства некоторых видов услуг указывают на необходимость проявления участия, заботы, неравнодушия со стороны обслуживающего персонала линейного и руководящих уровней. Требования, предъявляемые работодателями к персоналу гостиниц, касаются не только проявления профессиональной культуры и социально-профессиональной компетентности, но и некоторых действий (активности), выходящих за рамки должностных обязанностей. Это обусловлено самой спецификой сферы сервиса. Необходимо проявлять активность, чтобы предвосхищать желания и потребности гостей, иначе заполняемость гостиничных номеров может увеличиться у конкурентов. Причем проявление этой активности будет безрезультатным и даже иметь отрицательный результат, если выполняется по принуждению. Оно должно быть только искренним, что чутко воспринимается клиентами гостиничных предприятий. Таким требованиям отвечают социальная и инновационная активность.

Социально активная личность (группа) характеризуется активной жизненной позицией, которая выражается в идейной принципиальности, последовательном отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. Социальная активность представляет собой сознательные, целенаправленные формы деятельности человека, способные произвести социально значимые преобразования в общественно-политической, трудовой и культурной жизни общества. В социальной психологии рассматривается так называемая внутренняя социальная активность, результатом которой, несмотря на очевидные внешние ее проявления, может являться психологическое развитие (изменение) отдельной личности или социальной группы (групп), происходящее в

процессе осуществления социально значимой деятельности. Как деятельность в сфере туризма, так и деятельность в сфере гостиничного сервиса однозначно можно считать социально значимой. Организованный отдых способствует эффективному восстановлению психофизиологических ресурсов общества, трудоспособности человека. Развитие туризма и строительство новых гостиниц всегда дает прирост новых рабочих мест и обеспечивает занятость местного населения. Необходимость поддерживать высокий уровень услуг и обслуживания так или иначе оказывает влияние на культуру местных жителей.

Ученые отмечают необходимость инновационной, творческой составляющей в качестве компонента кадрового потенциала предприятий любой сферы деятельности. На уровне отдельного работника рассматривает интеллектуально-познавательные способности А. А. Погорадзе, а Т. И. Заславская подчеркивает необходимость ин-новационно-деятельностной составляющей человеческого потенциала страны в целом. По мнению Н. Н. Малаховой и Д. С. Ушакова, на уровень инновационного потенциала личности также влияет процесс ее социализации, а в основе инновационной деятельности лежит творческая активность человека5. Инноваторам присущи определенные личностные черты и поведенческие реакции, позволяющие выделить их из числа других людей и названные авторами «инновационным сознанием»: независимость и нонконформизм, открытость ума, жажда информации, стремление к поиску решения сложных задач, конструктивная активность в сложных и неразрешимых ситуациях, готовность к риску и импровизации, уверенность в своих творческих способностях, адекватное отношение к критике, готовность к работе в областях, пограничных его компетенции, развитое эстетическое чувство, самомотивация.

По мнению Р. Л. Кричевского, «никакие установленные извне цели не вызывают заинтересованности человека в активизации

своих усилий до тех пор, пока они не превратятся в его "внутреннюю" цель и далее в его "внутренний" план действия»6. Можно выделить еще одну составляющую кадрового потенциала — мотивационный потенциал, который связан и оказывает большое влияние на уровни трудовой социальной и инновационной активности персонала. По нашему мнению, при рассмотрении моти-вационного потенциала на уровне организации (гостиничного предприятия) необходимо учитывать его связь со стратегией управления персоналом, принятой на предприятии, уровнем и характеристиками организационной (корпоративной культуры).

Еще одной важной составляющей является потенциал мобильности персонала. На современном этапе развития гостиничной индустрии в регионах России у каждого работника любой гостиницы есть достаточно высокие шансы сделать карьеру, став управляющим гостиницей или рестораном. Нехватка квалифицированных кадров по-прежнему остро ощутима в гостиничной индустрии страны. Поэтому на уровне отрасли можно говорить о наличии всех условий для высокого потенциала мобильности персонала гостиничных предприятий. Но на уровне отдельного работника или отдельной гостиницы данных о потенциале мобильности персонала пока нет.

Итак, мы полагаем, что основными компонентами кадрового потенциала персонала гостиничных предприятий можно считать:

1. Психофизиологический потенциал.

2. Квалификационный потенциал (в том числе профессиональная культура).

3. Потенциал социальной активности.

4. Потенциал инновационной активности.

5. Мотивационный потенциал.

6. Потенциал мобильности (территориальной и профессиональной).

Показатели, с помощью которых возможно измерение отдельных компонентов кадрового потенциала гостиничных предприятий, представлены в табл. 1, разработанной авторами.

Никакие установленные извне цели не вызывают заинтересованности человека в активизации своих усилий до тех пор, пока

они не превратятся в его «внутреннюю» цель и далее -в его «внутренний» план действия.

ДИСКУССИЯ .

журнал научных публикаций %

Перечисленные компоненты кадрового потенциала персонала гостиничных предприятий позволят оценить инновационные возможности и кадровые ресурсы гостиниц Тюменского региона в ходе проведения регионального исследования.

В заключение следует отметить, что модернизационные, инновационные, интеграционные процессы, осуществляемые во всех сферах экономической и социальной жизни нашей страны, выдвигают новые требования к персоналу и изменяют структуру компонентов кадрового потенциала предприятий сферы услуг. Хотя довольно сложно выделить наиболее важ-

Нехватка квалифицированных кадров по-прежнему остро ощутима в гостиничной индустрии страны.

ный из перечисленных компонентов кадрового потенциала гостиничных предприятий, на наш взгляд, сегодня актуальны социальная и инновационная активность, профессиональная культура, моти-вационный потенциал и потенциал мобильности. Эти компоненты кадрового потенциала мы считаем приоритетными именно для сферы гостиничного сервиса, поскольку большинство операционных процессов являются не высокотехнологичными, а трудозатратными в части эмоциональной и коммуникативной составляющих, что требует проявления социальной и инновационной активности персонала.

Таблица 1

Основные компоненты кадрового потенциала персонала гостиничной индустрии

Компоненты кадрового потенциала Потенциал работника Кадровый потенциал гостиницы Кадровый потенциал гостиничной индустрии (города)

Психофизиологический потенциал Работоспособность. Склонность к определенному виду деятельности. Состояние здоровья. Отношение к здоровью. Тип нервной системы. Качество питания. Социальное самочувствие. Экстраверсия или интраверсия. Режим труда и отдыха (организация графика работы). Количество занятых умственным, физическим трудом. Уровень заболеваемости (количество больничных, отгулов по болезни). Мероприятия по поддержанию здоровья, охране труда и технике безопасности. Условия питания в рабочее время. Мероприятия по поддержанию благоприятного психологического климата, социального самочувствия. Интенсивность мероприятий по поддержанию здоровья и здорового образа жизни, охране труда и технике безопасности. Пропаганда здорового образа жизни на уровне города. Мероприятия по улучшению социального самочувствия. Мероприятия по улучшению экологии.

Квалификационный потенциал Объем, глубина общих и специальных знаний. Трудовые навыки и умения. Образовательная структура персонала гостиницы. Возможность обучения и повышения квалификации в рамках предприятия. Профессионально-квалификационная структура кадров гостиничной индустрии.

Компоненты кадрового потенциала Потенциал работника Кадровый потенциал гостиницы Кадровый потенциал гостиничной индустрии (города)

в т. ч. профессиональная культура Уровень образования. Освоение смежных профессий. Опыт, стаж работы. Отношение к труду, профессии. Сложность и результативность труда. Профессиональная направленность (система специфических профессиональных отношений, взглядов, идеалов, убеждений). Социально-профессиональная компетентность. Уровень профессионального мастерства. Профессиональное общение. Профессионально-квалификационная структура персонала гостиницы. Текучесть кадров. Наличие профессиональных стандартов. Уровень культуры управления и менеджмента. Уровень организационной культуры предприятия. Политика (концепция) менеджмента в отношении организационной культуры. Возможности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. Образовательная структура кадров отрасли. Престиж отрасли, престиж профессий.

Потенциал социальной активности Уровень гражданского сознания, активная жизненная позиция. Уровень социальной зрелости. Усвоение групповых и общественных норм. Ценностные ориентации в сфере труда. Потребности в сфере труда. Межличностное взаимодействие. Гостеприимство, как индивидуальная черта характера. Наличие единых групповых норм, в том числе отношения к труду. Развитие взаимопомощи, сотрудничества. Наличие профсоюзных организаций или иных организаций — площадок для открытого выражения нужд, потребностей персонала. Регламентация трудовых отношений (трудовые договоры, коллективные договоры). Уровень конфликтов в гостинице (между персоналом, между клиентами и персоналом). Гостеприимство как часть миссии предприятия. Наличие гостиничных ассоциаций в городе, количество специализированных мероприятий городского уровня (круглые столы, конференции, тренинги). Наличие единой сети бронирования или практики передачи клиентов в случае полной загрузки отелей.

Потенциал инновационной активности Участие в разработке рационализаторских программ. Интенсивность творческой, рационализаторской работы. Количество и тип внедренных инноваций в отрасли.

Компоненты кадрового потенциала Потенциал работника Кадровый потенциал гостиницы Кадровый потенциал гостиничной индустрии (города)

Потенциал инновационной активности Участие в творческих проектах. Количество реализованных идей, внедренных новшеств. Готовность проявлять инициативу. Видение проблем и путей их решения. Принятие (непринятие) нововведений. Готовность к риску. Творческие и предпринимательские способности. Конструктивная активность в сложных ситуациях. Результативность творческой, рационализаторской работы. Политика руководства в отношении инноваций. Наличие инновационных стратегий. Уровень освоения информационных и коммуникационных технологий. Покупка патентов, изобретений. Копирование успешных инноваций конкурентов. Количество и тип внедренных инноваций. Уровень использования информационных и коммуникационных технологий в отрасли.

Мотивационный потенциал Уровень интересов и потребностей. Личная мотивация по группам мотивов: содержательность труда, общественная полезность труда, статусные мотивы, общественное признание, материальные блага, характер и интенсивность труда. Наличие разработанной системы мотивации персонала к творческой и инновационной деятельности. Кадровая политика в отношении мотивации. Наличие системы социальных гарантий. Наличие городской или отраслевой системы социальных гарантий.

Потенциал мобильности Личная мобильность (профессиональная территориальная, межотраслевая). Наличие условий для вну-триорганизационной мобильности — вертикальной и горизонтальной ротации кадров. Наличие условий для территориальной, отраслевой и профессиональной мобильности.

1. Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Глоссарий / Под науч. ред. А. И. Юрьева, 2006.

2. Егоршин А. П. Управление инновационным развитием региона: монография / А. П. Егоршин, М. М. Ахмадеева, С. Г. Филимонова и др. Нижний Новгород: НИМБ, 2008.

3. Панченко А. Ю. Методологические вопросы взаимосвязи элементов трудовой организации // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 1 (10) январь-февраль. С. 14-19.

4. Шаталова Н. И. Познание трудового потенциала работника как социальная проблема // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 10 (18) декабрь. С. 152-157.

5. Малахова Н. Н. Инновации в туризме и сервисе / Н. Н. Малахова, Д. С. Ушаков. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», Феникс, 2010. С. 41.

6. Кричевский Р. Л. Если Вы — руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 2009. С. 312.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.