КОМПОНЕНТЫ ХАРИЗМЫ ЛИДЕРА КАК СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНОГО ФЕНОМЕНА
Евтихов О.В.,
кандидат психологических наук Сибирский государственный аэрокосмический университет г. Красноярск, России
В статье кратко приведены результаты теоретического анализа феномена харизмы, выделены ее сущностные особенности и описаны общие компоненты харизмы, которые могут выступать условиями формирования харизматического имиджа лидера.
Интерес исследователей к феномену харизмы значительно возрос в последнее время. Само слово «харизма» пришло к нам из Древней Греции (греч. Харшца (charisma) - подарок, благодать, дар божий). Первоначально этот термин рассматривался как нечто «данное богом». Со временем слова утрачивают первоначальный смысл, и в дальнейшем харизма стала приписываться прорицателям, мудрецам-исцелителям, толкователям законов, военным предводителям и т.п. [3].
В начале двадцатого века немецкий социолог, социальный философ и историк Макс Вебер дал термину «харизма» второе рождение и к настоящему времени его определение стало классическим: «Харизма - это качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям» [1].
Анализ научной литературы позволяет выделить ряд сущностных особенностей харизмы лидера:
во-первых, харизма - это социальный феномен. Мы можем говорить о харизме человека только при наличии других людей, ее воспринимающих;
во-вторых, харизма - это когнитивный конструкт, который формируемый в сознании людей при соответствии поведения человека имеющемуся в их сознании харизматическому эталону, который у разных общностей может различаться [6];
в третьих, большинство исследователей придерживаются мнения, что харизма во многом основана на мифах о нем и тех «фактах», которые приписаны человеку. При этом харизма лидера тем более сильна, чем она более мифична и мистична;
в-четвертых, харизматическое лидерство - это особый тип лидерства, опирающийся не на закон и конституцию (это было бы легитимное лидерство) и не на традицию (это было бы традиционное лидерство) а исключительно на особый дар лидера - его способного очаровывать и увлекать за собой массы людей [5].
На основе анализа различных описаний харизмы мы выделили ее общие компоненты, которые могут выступать условиями формирования харизматического имиджа лидера:
1) Наличие миссии. Миссия это, один из самых значимых компонентов харизмы лидера. Харизма может появиться у лидера тогда, когда он имеет не просто привлекательную для других цель, а великую цель, великое предназначение - миссию. При этом главное отличительное качество миссии от индивидуальных целей предполагает при ее достижении обладание "не для себя", а "для других". Так Р. Итвел именно по наличию миссии отличает харизматическое лидерство от не харизматического [2].
Также можно отметить, что миссия лидера должна быть представленной, т.е. известной его последователям и быть привлекательной для них. А само наличие последователей является необходимым условием лидерства как социально-психологического феномена.
2) Неординарный, узнаваемый внешний образ. Новизна и неординарность это важные компоненты харизмы. Лидеру, претендующему на харизму, необходимо быть узнаваемым ряду других людей. Основным условием узнаваемости являются: оригинальность; нестандартность; узнаваемость. В этом могут помочь особенные: прическа, борода, усы, манера (стиль) одеваться, а также такие атрибуты как: кепка, трубка, трость и т.п.
Дополнительную мистичность харизматическому образу придают такие качества как «странность» и «необычность». И хотя обозначенные качества сами по себе не харизматичны, но в сочетании с другими компонентами могут усиливать харизму человека. Это происходит потому что, во-первых странный человек притягивает к себе интерес и внимание, а во-вторых, недостаток
информации о нем заполняется выдуманной информацией (человеку приписываются дополнительные качества).
4) Обладание экстраординарными качествами ценными и притягательными для других людей. По определению М. Вебера харизматический лидер притягивает к себе своими сверхспособностями и сверхвозможностями, значимыми для других [4]. Одним из вариантов проявления сверхспособностей для лидера может быть обладание развитой интуицией помогающей "предсказывать" ход событий. Также в этом ряду можно отметить: высокую работоспособность; исключительную память; проницательностью; выраженные творческие способности и т.п.
5) "Борьба" во благо других людей. Харизматическому человеку необходимо использовать свои сверхспособности во благо других. Просто их наличие малопривлекательно, если этот дар бесполезен другим людям. А вот если благодаря этому человек победил общих "врагов", то это серьезная заявка, как на лидерство, так и на харизму. Личность, претендующая на особое влияние, постоянно находится в состоянии борьбы или демонстрирует готовность к ней. При этом борьба может быть: с внешними врагами; ограничивающими устоями общества; с конкурентами (в бизнесе) и т.п.
6) Ритуализация взаимодействия. Харизматическое поведение предполагает ритуализацию взаимодействия. Продолжительное время "побеждать врагов" и совершать разного рода "героические поступки " - для лидера дело очень затратное, а харизма требует действий, заметных последователям. Поэтому часто она закрепляется в ритуалах т.е. повторяющихся действиях и процедурах во многом имеющих символическое значение. Ритуалы мифичны и приучают человека к лояльности, покорности, действию без объяснения смысла этого действия.
Значимость ритуализации взаимодействия в формировании харизматического имиджа отмечал М. Вебер, обозначающий ее термином "рутинизация харизмы" [5].
Многие из представленных выше терминов заключены в кавычки и это оправдано. Как уже было отмечено выше, харизма лидера во многом основана на мифах о нем, и тех "фактах", которые ему приписаны. Любой миф эмоционально заряжен и обычно создается для объяснения необъяснимых явлений и основан на приписывании необъяснимым фактам и событиям сверхъестественных истоков.
В заключении можно сделать предположение, что харизма лидера формируется в восприятии последователей тогда, когда описанные выше компоненты (не обязательно все) проявляются в их сознании в общий, целостный образ. Хотя, конечно же, описанные компоненты во многом умозрительны и нуждаются в эмпирическом подтверждении, что может послужить стимулом для дополнительных исследований.
Литература
1. Вебер М. Харизматическое господство // СоцИс. 1988. №5. - С. 135-148.
2. Итвел Р. Возрождение харизмы? Теория и проблемы операционализации понятий // СоцИс. 2003. № 3. - С. 9-19.
3. Кравченко В.И. Харизма как социокультурный феномен: философско-антропологический анализ. Дис. докт. филос. наук. - СПб, 2005. - С. 143-145.
4. Weber M. Economy and society. Berkeley etc., 1978. - 985 p.
5. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft: Grundriss der verstehende Soziologie. Tubingen: Mohr, 1980. / Kap. III. Die Typender Herrschaft. - S.122-176.
6. Wilner A. Spellbinders. Charismatic Political Leadership. Dresden, 1984. - p.82.