Научная статья на тему 'Компоненты формирования здоровьесберегающей среды в высшем учебном заведении'

Компоненты формирования здоровьесберегающей среды в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аникеева Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компоненты формирования здоровьесберегающей среды в высшем учебном заведении»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

КОМПОНЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Физическая культура в высшем учебном заведении — неотъемлемая часть формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она выступает одним из средств формирования всесторонне развитой личности, фактором укрепления здоровья, оптимизации физического и психологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.

В основе учебно-воспитательного процесса высшей школы лежит комплексный, системный характер образования, воспитания и профессиональной подготовки специалистов, где органически сливаются формирование мировоззрения, общественно-политическое, трудовое, нравственное, физическое, эстетическое и другие виды воспитания.

Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, особых личностных качеств. Гуманитаризация образовательного процесса подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоценность. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при котором становятся возможными и необходимыми социальные и индивидуальные процессы саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования, самоуправления и самоопределения.

Проблема сохранения и укрепления здоровья будущих специалистов народного хозяйства актуальна для всей образовательной среды.

За последние годы в России резко обострилась проблема с состоянием здоровья населения: увеличилось количество людей, употребляющих алкоголь, табак, наркотики. Систематически снижается уровень здоровья студенческой молодежи. За время обучения в вузе в несколько раз увеличивается число хронических заболеваний. По данным выборочных медицинских обследований, в среднем у 40% студентов имеются признаки различных хронических заболеваний, в основном нервно-психических, сердечно-сосудистых, органов дыхания, у 25% наблюдается снижение остроты зрения.

В этой связи наиболее актуальным представляется сегодня формирование здоровьесберегающей среды высшего учебного заведения.

В педагогической науке исследованы определенные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении: идеи и принципы здоровьесберагающего образования (А.Г. Ас-молов, М.М. Безруких, И.И. Брехман, Г.К. Зайцев, Н.К. Смирнов, Л.Т. Татарникова и др.); адаптация

Н.Г. АНИКЕЕВА

организма учащихся к учебной и физической нагрузкам (Л.Г. Хрипкова, М.В. Антропова и др.); профилактика наркозависимости у школьников (А.В. Иванов, С.В. Иванова, А. Данилин, В.В. Кол-банов и др.); модели здоровьесберегающих технологий (Г.Е. Гун, Н.К. Смирнов, И.В. Чупаха и др.).

Вместе с тем необходимость создания здоровьесбе-регающей среды вуза выступает объективной реальностью и требует дополнительного исследования в этом направлении.

Структуру здоровьесберегающей среды определяют четыре компонента: мотивационно-ценностный, организационный, деятельностный и оценочный.

На сегодняшний день ведущим является мотиваци-онно-ценностный компонент, выражающийся в развитии готовности и потребности педагогов и учащихся в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ). Необходимость в ЗОЖ очевидна. Однако только понимание этого не приводит к здоровью. Установка на здоровье и ЗОЖ не появляется у студентов сама собой, а формируется в течение всех лет обучения в вузе.

Организационный компонент в системе педагогических условий направлен на содержание службы здорового образа жизни в рамках образовательного учреждения, куда входит вся система медицинского контроля и профилактики возможных профессиональных заболеваний.

Деятельностный компонент ориентирован на реализацию в учебно-воспитательном процессе здоро-вьесберегающих методик и программ; обеспечивает целевой, системный и грамотный подход к реализации учебных программ преподавательского и воспитательного состава.

Контрольно-оценочный компонент реализуется в процессе проведения мониторинга роста спортивных достижений студентов и уровня их здоровья. Анализ результатов мониторинга позволяет разработать индивидуальные планы работы со студентами, которых можно отнести к «группе риска». Подобный подход основан на создании системы, позволяющей принимать правильное решение и проводить мероприятия, связанные с сохранением и укреплением здоровья студентов.

Процесс формирования здоровьесберегающей среды в вузе основан на тесной взаимосвязи практической деятельности всех структурных звеньев учебного заведения. Работа администрации направлена на организацию эффективной деятельности всех участников образовательного процесса; создание максимально комфортных условий для занятий студентов и преподавателей, а также осуществление контроля и регулирование процесса.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Деятельность преподавательского состава главным образом нацелена на овладение методикой формирования здорового образа жизни своих воспитанников через предмет обучения.

Формирование устойчивой здоровьесберегающей среды невозможно без активной деятельности и самих студентов, где вектор их усилий направлен на овладение умениями и навыками здорового образа жизни, способами коррекции своего психолого-физиологического состояния, понимание выполнения того или иного упражнения с точки зрения науки.

Сохранение и укрепление здоровья студентов в системе высшего образования, осуществляемого на основе построения специально организованной здоровьесберегающей среды, обеспечивает решение главной задачи — формирования у студентов устойчивого понимания и значимости ЗОЖ, необходимости занятий физкультурой и спортом без принуждения. И осуществляется все это при выполнении совокупности организационно-педагогических условий, активной мотивации участников образовательного процесса.

Главным условием для формирования здоровьес-берегающей среды в высшем учебном заведении как результат деятельности всего механизма должны стать рост творческих и образовательных достижений студентов и преподавателей, повышение уровня здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.

Физическое воспитание в вузе — спортивная деятельность, направленная на развитие целостной личности, гармонизацию ее духовных и физических сил, активизацию готовности полноценно реализовать свои силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности. Поэтому состав-

ляющие компоненты здоровьесберегающей среды именно в этой области человеческой культуры наиболее тесно переплетаются друг с другом и находятся в теснейшей взаимосвязи. Формирование такой среды в учебном заведении происходит под влиянием разнообразных и постоянно меняющихся факторов — внешних (социальная, педагогическая и информационная среда; системы управления образованием и т.д.) и внутренних (материально-техническая база, кадровый состав, особенности коллектива).

Эффективность системы здоровьесбережения в физическом воспитании должна обеспечиваться единой образовательной концепцией вуза, где в каждом изучаемом предмете должны быть отражены идеи защиты здоровья студента — будущего специалиста. На занятиях по физическому воспитанию важно учить студентов упражнениям, основанным на здоровье-сберегающих методиках, используемых в учебно-воспитательном процессе для проведения физкультминуток, релаксационных пауз и восстановлений. Среди них можно выделить несколько основных упражнений, способствующих нормализации физического и эмоционального состояния: дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики зрительного утомления, упражнения, используемые для профилактики профессиональных заболеваний, психологические игры и упражнения.

Готовность к здоровьесберегающей учебно-воспитательной работе определяется как личностной составляющей, связанной с установкой на собственный здоровый образ жизни, так и профессиональной, которая выражается в осознании проблемы, наличии знаний о формировании здоровья и готовности применить их в своей будущей профессиональной деятельности.

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

С.В. БЕЗОТОСОВ, О.И. КОЛОМОК

Сегодня все более актуальными становятся вопросы обеспечения безопасности образования через создание условий для сохранения жизни обучающихся, воспитанников, реализации их жизненных стратегий и планов. Анализ состояния здоровья обучающейся молодежи свидетельствует о том, что существовавшая ранее система его сохранения подорвана, а основные подходы к созданию новой системы безопасности и здоровьесбережения в учреждениях образования только создаются.

Мы выделяем следующие источники формирования культуры безопасности на основе здоровьесбере-жения.

1. Государственные и общественные интересы,

сформулированные в Конституции РФ и восьми федеральных законах. Важнейшим здесь является требование обеспечить безопасность страны от внутренних и внешних угроз, и оно должно быть, безусловно, выполнено. При этом соответствующие задачи стоят не только перед государственными органами, но и, по словам Президента России, перед каждым гражданином нашей страны.

2. Целевые установки в системе образования с позиции формирования культуры безопасности личности. Понятно, что государство и общество возлагают основные надежды по решению проблемы формирования безопасной личности на учреждения образования. Прежде всего, на систему общего образования и сред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.