Научная статья на тему 'Компоненты эмпатии врача и их роль в повышении удовлетворенности пациента и эффективности лечения'

Компоненты эмпатии врача и их роль в повышении удовлетворенности пациента и эффективности лечения Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
65
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмпатия / коммуникативные навыки / навыки восприятия перспективы / регулирование эмоций / empathy / communication skills / perspective-taking skills / emotion regulation

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Кешьян Л.В., Козлов П.В., Доброхотова Ю.Э.

Эмпатия врача является важной составляющей лечебно-диагностического процесса, необходимым условием оказания качественной медицинской помощи и коррелирует с большей удовлетворенностью пациентов, комплаентностью и клиническими результатами. Однако в литературе отсутствует единое определение эмпатии, а данные о влиянии ее компонентов на лечебный процесс ограничены. В условиях крупных многопрофильных стационаров понимание роли эмпатии и межличностных взаимодействий врача и пациента, а также развитие компетенций медицинского персонала является важным фактором обеспечения качества и эффективности лечебных мероприятий и общей удовлетворенности пациентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Кешьян Л.В., Козлов П.В., Доброхотова Ю.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Components of Doctor’s Empathy and Their Role in Increasing Patient’s Satisfaction and Treatment Effectiveness

Physician’s empathy is an important component of therapeutic and diagnostic process that is necessary for high-quality medical care and correlates with greater patient satisfaction, compliance, and clinical results. However, there is no single definition of empathy in the literature, and the data on influence of empathy components on the treatment process are limited. Understanding of the role of empathy and interpersonal interactions between doctors and patients is an important condition for providing quality and efficacy of medical care and overall patient satisfaction in large multidisciplinary hospitals.

Текст научной работы на тему «Компоненты эмпатии врача и их роль в повышении удовлетворенности пациента и эффективности лечения»

DOI: 10.24412/2071-5315-2023-12961

Эмпатия врача

Компоненты эмпатии врача и их роль в повышении удовлетворенности пациента и эффективности лечения

Л.В. Кешьян1, 2, П.В. Козлов1, Ю.Э. Доброхотова1

1 Кафедра акушерства и гинекологии Лечебного факультета ФГАОУ ВО "Российский научно-исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова"Минздрава России, Москва 2 ГБУЗ МО "Наро-Фоминский перинатальный центр "

Эмпатия врача является важной составляющей лечебно-диагностического процесса, необходимым условием оказания качественной медицинской помощи и коррелирует с большей удовлетворенностью пациентов, комплаентностью и клиническими результатами. Однако в литературе отсутствует единое определение эмпатии, а данные о влиянии ее компонентов на лечебный процесс ограничены. В условиях крупных многопрофильных стационаров понимание роли эмпатии и межличностных взаимодействий врача и пациента, а также развитие компетенций медицинского персонала является важным фактором обеспечения качества и эффективности лечебных мероприятий и общей удовлетворенности пациентов.

Ключевые слова: эмпатия, коммуникативные навыки, навыки восприятия перспективы, регулирование эмоций.

Важность эмпатии в клинической практике выходит за рамки удовлетворенности пациентов. Проявление эмпатии означает понимание чувств и переживаний пациента, способствует внушению доверия к врачу, что приводит к лучшим результатам лечения [1—3]. Анализ влияния эмпатии на терапевтический результат показал, что врачи с высоким ее уровнем имели значительно более низкий риск осложнений. В ряде исследований доказано, что эмпатия не только снижает тревогу, дистресс пациентов и обеспечивает лучшие клинические результаты, но и способствует уменьшению количества судебных исков [4, 5]. Особое значение психологическая поддержка и проявление эмпатии имеют в системе репродуктивного здоровья и родовспоможения. Известно, что потеря беременности или неблагоприятный перинатальный исход неминуемо вызывают стресс, а в неКонтактная информация: Козлов Павел Васильевич, drkpv@mail.ru

которых случаях депрессивное состояние. В свою очередь, длительный стресс является одним из факторов высокого риска невынашивания и преждевременных родов, замыкая порочный круг.

До настоящего времени нет единого мнения о том, как определить эмпатию врача. Чаще всего она понимается как эмоциональное отношение. Однако восприятие с точки зрения пациента, оценивающего эм-патию врача, преимущественно когнитивное [6, 7]. Действительно, эмпатия врача в первую очередь должна быть когнитивной, т.е. основу сопереживания должны составлять реальная объективная оценка состояния пациента и профессиональный алгоритм помощи. В 1958 г. С^. Аг^ высказал предположение, что отношение сочувствия, определяемое как способность проникаться чувствами другого человека и разделять их, заставляет врача эмоционально реагировать на своего пациента и даже испытывать определенную зависимость, что

Медицина и общество

мешает действовать объективно. С^. Ат^ призывал врачей избегать эмоциональной вовлеченности в чувства пациента, что позволяло оставаться наиболее эффективными [8]. На протяжении всего ХХ века распространенной коннотацией эмпатии являлось "отстраненное беспокойство", так как эмоциональная вовлеченность в жизнь пациента может повлиять на суждения врача и сделать его более склонным к эмоциональному выгоранию. Однако в результате участившихся жалоб на равнодушие врачей к переживаниям пациентов идеал отстраненной заботы начал исчезать, и концепция сопереживания изменилась.

Следует подчеркнуть, что медицинское сообщество нередко идеализирует эмпатию и предполагает, что ее влияние на пациента и процесс лечения всегда положительное. Однако при доминирующем положении врача над пациентом эмпатия может привести к проявлению излишней авторитарности, неспособности смотреть на внешний мир с точки зрения пациента и непониманию пациента [9]. Кроме того, чрезмерное сочувствие или мотивация помочь могут иметь негативные последствия, такие как полипрагмазия, а в некоторых случаях сочувствие неуместно, например во время клинических рассуждений или хирургического вмешательства. У эмпа-тии есть и еще одно негативное свойство: способность людей сопереживать предвзята — мы более эмпатичны по отношению к членам группы, и эмпатия может мотивировать поведение, которое помогает объекту сопереживания, но несправедливо по отношению к другим.

Хотя в области медицины и в других дисциплинах имеются разногласия по поводу того, что представляет собой эмпатия, существует единая точка зрения на то, что эм-патия касается нашего понимания чувств и переживаний других людей и нашего собственного опыта их переживания.

Выделено и изучено 5 взаимосвязанных процессов, ассоциированных с широкой концепцией эмпатии: восприятие перспек-

тивы, аффективная эмпатия, эмпатическая забота, эмоциональная восприимчивость и эмпатический дистресс [10].

Восприятие перспективы состоит в творческом восприятии чьей-либо точки зрения и часто рассматривается как способ получить представление о чужом опыте от первого лица. Человек способен принять чью-то точку зрения, представив, что сам находится в подобной ситуации. Восприятие перспективы часто приводит к эмоциональному сопереживанию и помогает врачу понять, как пациент воспринимает лечебно - диагностические мероприятия. Например, репродуктолог, замораживая и размораживая эмбрионы, рассматривает их как обычное органическое вещество. Однако пациенты могут воспринимать их как своих потенциальных детей, и для них может быть крайне важно, чтобы с этими эмбрионами обращались особым образом. Восприятие перспективы необходимо для постановки диагноза и выбора адаптированного терапевтического пути, однако не гарантирует точности, если точка зрения врача основана на ложной информации. Например, гинеколог может предположить, что пациентка с синдромом поли-кистозных яичников беспокоится о своей фертильности, и проявить сопереживание, в то время как пациентка даже не планирует беременность. Если результат определения перспективы оказывается неточным, это может привести к неправильному алгоритму лечения и пациент может перестать доверять врачу.

Аффективная эмпатия относится к спонтанному ощущению того, что чувствует другой человек, помогая врачу идентифицировать эмоции своего пациента. Например, чувство скорби и страдания по поводу бесплодия и многочисленных неудачных попыток оплодотворения яйцеклетки или неизлечимого онкологического заболевания. Как и восприятие перспективы, аффективная эмпатия может быть неточной, угрожать объективности и иметь негативные последствия. Сильные эмоциональные

Эмпатия врача

переживания врача могут помешать оценке клинической ситуации, необходимой для определения наилучшего варианта лечения. Многократное переживание сильных негативных эмоций может привести к личному дистрессу и в долгосрочной перспективе — к усталости от сострадания.

Эмпатическая забота включает в себя чувство беспокойства за кого-то, кто находится в опасности, грусти за кого-то, кто понес потерю и т.д. По мнению Р^. Batson, предпосылкой к эмпатическому беспокойству является осознание того, что пациент в чем-то нуждается [11]. Мы испытываем эмпатическое беспокойство, когда видим или знаем, что объект нашей заботы находится в ситуации, которую мы считаем неблагоприятной для него. Эмпатическая забота воспринимается как более позитивная, чем сопереживание, и может способствовать хорошим отношениям между врачом и пациентом и улучшать результаты лечения. Однако она также потенциально может оказывать негативное влияние, если включает в себя компонент эмоционального расстройства.

Способность врача испытывать эмпа-тическую заботу зависит от того, нравится ему этот человек или нет, а также от количества пациентов. Следовательно, он не испытывает аффективного сопереживания и эмпатической заботы в равной степени ко всем нуждающимся [12]. Мы склонны проявлять большее эмоциональное сочувствие к людям, с которыми у нас близкие отношения, к тем, кто принадлежит к нашей социальной группе. В то же время эмпатическая забота может мотивировать врача помогать пациентам без учета их материального статуса и назначать лечение, которое является слишком дорогим.

Эмоциональная восприимчивость заключается в том, что врач будет испытывать эмоцию, которую считает своей. Если эта эмоция имеет отрицательную валентность (страх, грусть, огорчение и т.д.), врач может почувствовать себя некомфортно [13, 14].

Эмпатический (или личный) дистресс — это ориентированная на себя и вызывающая отвращение реакция на чужие страдания. Например, врач видит, что пациент сильно волнуется, и из-за этого он начинает чувствовать себя некомфортно [15]. Следовательно, в отличие от эмпатическо-го беспокойства эмпатический дистресс не является просоциальным отношением, а считается нежелательным процессом, которого следует избегать. Аффективная эмпатия, как и восприятие перспективы, также может приводить к эмпатическо-му дистрессу. Когда мы чувствуем чьи-то страдания, то обычно реагируем с заботой об этом человеке, однако можем начать испытывать и огорчение. Например, разделяя горе и страх беременной с пролабировани-ем плодного пузыря в 24 нед беременности, врач может быть подавлен этим чувством. Эмпатический дистресс также мешает врачам испытывать эмпатическую заботу. Частые эпизоды дистресса могут вызывать эмоциональную усталость и повлиять на качество жизни врача, даже привести к эмоциональному выгоранию [16]. Способность управлять сложными эмоциями и не быть подавленными ими снижает вероятность эмпатического дистресса [6].

Таким образом, потенциальные компоненты эмпатии могут оказывать положительное или отрицательное воздействие в зависимости от того, как они реализуются и в какой момент проявляются. Проявление понимания может быть особенно важным во время сбора анамнеза и выяснения симптомов заболевания. Выражение поддержки, т.е. эмпатическая забота, может быть уместным перед проведением болезненного диагностического теста или при завершении собеседования. В других случаях эти процессы могут иметь негативный эффект. Например, эмоциональное сопереживание при выполнении люмбальной пункции может отвлечь врача и повысить вероятность причинения вреда пациенту. Использование различных компонентов эмпатии для обеспечения комплаентно-

-Лечебное дело Ш23|1

Медицина и общество

сти — это сложный процесс, требующий большого опыта [17].

Позитивная роль компонентов эмпатии в клинической практике основана на ряде фактов. Во-первых, восприятие перспективы, эмоциональное сопереживание и, в определенной степени, эмоциональная восприимчивость могут помочь врачу понять своего пациента и дать ему почувствовать заботу, ценность и поддержку. Во-вторых, при общении врача с пациентом, устном или невербальном, большинство из этих компонентов могут способствовать созданию хороших отношений между ними. Это может побудить пациента больше доверять своему врачу, может помочь в создании терапевтического альянса и улучшить результаты лечения. Наконец, эмпатическая забота может способствовать хорошему уходу, мотивируя врачей помогать пациентам. Эти эффекты соответствуют трем ролям, которые были (не явно) возложены на эмпатию, а именно эписте-мической (понимание пациента), реляционной и мотивационной [18—20].

Современная система здравоохранения, подразумевающая дискретность медицинских служб в структуре одного лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) и нередко дефицит времени врача, диктует необходимость разработки и внедрения

системы коллективной эмпатии и заботы о пациенте в условиях специализированного стационара. На наш взгляд, введение термина "коллективная эмпатия" не только допустимо, но и целесообразно применительно к многопрофильным ЛПУ и перинатальным центрам.

Приведенные в обзоре литературы данные предполагают, что не существует компонента эмпатии, который производил бы только положительные эффекты, и идеализация эмпатии подвергает врачей риску, игнорируя ее потенциальные негативные последствия [7].

Потенцирующие эмпатию компетенции, которым необходимо обучать персонал ЛПУ, — это коммуникативные навыки и навыки восприятия перспективы, а также регулирование эмоций [7, 21]. Регулирование эмоций — это способность реагировать на текущие требования эмоционального переживания социально приемлемым и достаточно гибким образом. Соответственно, концепция врачебной эмпатии должна быть более широкой, а развитие компетенций является обязательным условием работы многопрофильных ЛПУ и перинатальных центров.

Со списком литературы вы можете ознакомиться на нашем сайте www.atmosphere-ph.ru

The Components of Doctor's Empathy and Their Role in Increasing Patient's Satisfaction and Treatment Effectiveness L.V. Keshyan, P.V. Kozlov, and Yu.E. Dobrokhotova

Physician's empathy is an important component of therapeutic and diagnostic process that is necessary for high-quality medical care and correlates with greater patient satisfaction, compliance, and clinical results. However, there is no single definition of empathy in the literature, and the data on influence of empathy components on the treatment process are limited. Understanding of the role of empathy and interpersonal interactions between doctors and patients is an important condition for providing quality and efficacy of medical care and overall patient satisfaction in large multidisciplinary hospitals.

Key words: empathy, communication skills, perspective-taking skills, emotion regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.