Научная статья на тему 'Компонентно-элементный состав бизнес-кластеров: системное представление'

Компонентно-элементный состав бизнес-кластеров: системное представление Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРЫ ПРЕДПРИЯТИЙ / КОМПОНЕНТЫ / ЭЛЕМЕНТЫ / КОМПОНЕНТНО-ЭЛЕМЕНТНЫЙ СОСТАВ / COMPONENT-ELEMENTS' CONTENTS / BUSINESS CLUSTERS / COMPONENT / ELEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боуш Галина Дмитриевна

В статье рассматриваются проблемы определения компонентно-элементного состава бизнес-кластеров. Предлагается кластерные компоненты выделять с использованием критерия главной функции кластеров и внутренних процессов, обеспечивающих ее реализацию, а кластерные элементы по принципу обособленности и самостоятельности хозяйствующих субъектов-участников кластерных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPONENT-ELEMENTS' CONTENTS OF BUSINESS CLUSTERS: SYSTEMIC REPRESENTATION

Definition problems of component-elements' contents of business clusters are reviewed in the article. It is proposed to define cluster components with the use of main cluster function and internal processes which supply its realization, to define cluster elements based on principle of isolation and autonomy of participants of cluster systems.

Текст научной работы на тему «Компонентно-элементный состав бизнес-кластеров: системное представление»

УДК 334.7+332.024

Г. Д. Боуш

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского пр. Мира, 55а, Омск, 644077, Россия E-mail: [email protected]

КОМПОНЕНТНО-ЭЛЕМЕНТНЫЙ СОСТАВ БИЗНЕС-КЛАСТЕРОВ: СИСТЕМНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ *

В статье рассматриваются проблемы определения компонентно-элементного состава бизнес-кластеров. Предлагается кластерные компоненты выделять с использованием критерия главной функции кластеров и внутренних процессов, обеспечивающих ее реализацию, а кластерные элементы - по принципу обособленности и самостоятельности хозяйствующих субъектов-участников кластерных систем.

Ключевые слова: кластеры предприятий, компоненты, элементы, компонентно-элементный состав.

Введение в проблему

Современный мир характеризуется активными процессами кластеризации экономики, что обусловливает актуальность теоретических и практических исследований данной предметной области. Существенной проблемой в изучении бизнес-кластеров является отсутствие научно-обоснованного выделения кластерообразующих элементов. Данная задача может быть успешно решена в рамках системного подхода, однако пока он применяется исследователями кластерного феномена в экономике лишь фрагментарно. Хотя многими исследователями бизнес-кластеры квалифицируются как системные объекты и их изучение основывается на отдельных принципах системности, универсального, признанного научным сообществом, компонентно-элементного состава кластеров пока не предложено. Подобное положение дел является препятствием для решения таких исследовательских задач, как изучение и описание структуры, разновидностей, механизма функционирования и принципов эволюции бизнес-кластеров.

Предположительно адекватным отражением природы кластерного феномена в экономической среде может служить компонентно-элементный состав, выделяемый исходя из главной функции бизнес-кластеров как системных объектов, выполняемых ими во внешней среде (системах большего масштаба). Данный подход позволил автору данной статьи получить универсальный компонентно-элементный состав, которым может быть представлен любой бизнес-кластер, как реально существующий, так и проектируемый.

Понятие и сущность бизнес-кластера

В настоящее время для обозначения кластерного феномена экономической природы используются такие термины, как «кластер предприятий», «региональный кластер», «промышленный [индустриальный] кластер» и др. Первый из названных является наиболее широко распространенным, однако, на наш взгляд, более точно кластерный феномен в экономике отражается термином «бизнес-кластер», предложенным М. Малковым [1]. Наша точка зрения основана на восприятии экономических кластеров как частного случая универсальных процессов кластеризации сред, проявляющихся в живой, неживой и социальной природе. В данном контексте кластеры в экономике могут представлять собой только совокупности

* Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки РФ (проект № 2010-1.2.2-301-015-043).

ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2010. Том 10, выпуск 4 © Г. Д. Боуш, 2010

хозяйствующих субъектов, которые при определенных условиях склонны объединяться в кластерные структуры с целью противостоять негативному воздействию внешней среды и извлечь позитивные эффекты из совместной деятельности. При таком подходе дефиниция термина «бизнес-кластер» совпадает с содержанием общей категории «кластер», переводимой с английского языка как «гроздь, группа, скопление».

Под «бизнес-кластером» мы понимаем добровольное неформальное объединение самостоятельных хозяйствующих субъектов на условиях близости территориальной, отраслевой, культурной; взаимодополняемости по продуктам, ресурсам, процессам; взаимосвязанности потоками материальными, нематериальными, информационными [2].

Заметим, что под кластеризацией в науке сегодня понимается не только процесс объединения однородных малых частей в большое целое. Данный термин обозначает также метод упорядочивания исследуемых объектов по определенным заданным параметрам, т. е. абстрактную группировку. Таким образом, требуется четко разделять абстрактный процесс кластеризации, применяемый в различных научных дисциплинах, и объективные кластеризаци-онные процессы, протекающие в природе и обществе, приводящие к возникновению природных и социальных кластеров, изучаемых физикой, химией, биологией, астрономией, социологией и другими науками. В экономике находит отражение второй процесс, однако и кластерный анализ используется для группировки экономических объектов. Результатом естественных процессов кластеризации экономической среды, объединения, интеграции однородных объектов являются бизнес-кластеры, в то время как встречающиеся в литературе понятия «кластеры отраслей», «кластеры регионов», «кластеры стран» отражают сферу применения кластерного анализа. Кластерный феномен в экономике проявляется в мезоско-пической среде, что обусловлено таким универсальным условием кластеризации, как подвижность и свобода, сохранение индивидуальности частиц. Ему отвечают хозяйствующие субъекты, но не отрасли, регионы и страны, которые изменить свое местоположение не в силах. С точки зрения данного подхода кластеры отраслей возможно рассматривать как межотраслевые бизнес-кластеры, которые могут быть как внутрирегиональными или межрегиональными, а региональные кластеры - как внутрирегиональные бизнес-кластеры, которые, в свою очередь, могут быть внутриотраслевыми или межотраслевыми.

Понятие «компонентно-элементного состава» применительно к бизнес-кластерам. Системный подход к исследованию объектов предполагает выделение у них составных частей, которые также могут быть составными, делимыми. При описании высокосложных системных объектов, к каковым относятся бизнес-кластеры, целесообразно осуществлять выделение сложных составных частей, предполагая их дальнейшую декомпозицию, а также простейших, неделимых частей, некий предельный декомпозиционный уровень. В данной работе первая категория частей именуется «компонентами», вторая - «элементами», под «компонентно-элементным составом», в свою очередь, понимается многоуровневая декомпозиция объекта, в данном случае бизнес-кластера. При этом предполагается определение критериев декомпозиции каждого уровня, необходимых и достаточных для получения нового знания о декомпозируемом объекте. В работе осуществляется двухуровневая декомпозиция бизнес-кластеров, выделяются компонентный и элементный состав.

Помимо терминов «кластерный компонент» и «кластерный элемент» в статье используется понятие «участники бизнес-кластера». Оно обозначает отдельных хозяйствующих субъектов, входящих в кластер - предприятия, организации, компании, фирмы, учреждения, - безотносительно принадлежности к какому-либо компоненту.

Выделение компонентного состава бизнес-кластера. Анализ публикаций показал, что авторы, исследующие кластерный феномен в экономике, вслед за М. Портером, выделяют следующих участников кластерных структур: производителей конечного продукта (услуги) (см.: [3-8] и др.); поставщиков общих и специализированных факторов производства, комплектующих изделий, сервисных услуг; фирмы в сопутствующих отраслях [3-12 и др.]; правительственные структуры [12-15]; исследовательские учреждения [5; 7; 11; 12; 15; 16]; университеты [7; 9; 14; 16-18]; потребителей [5; 8; 9; 11; 12; 14; 18]; брокеров [8; 14]. Некоторые из исследователей включают в число кластерных субъектов финансовые учреждения [4; 10; 15; 19] и институты взаимодействия [6; 19]. Иногда выделяется инфраструктура [5; 9-11; 14; 16; 18; 20], а исследовательская сфера расширяется за счет инжиниринговых компаний [8;

14]. Как видно, границы представлений исследователей о возможных и необходимых участниках кластерных структур весьма широки. В целом же структурные элементы кластеров описаны достаточно полно, на данном этапе развития кластерной концепции требуется их систематизация.

Для бизнес-кластеров ближайшей внешней средой является региональная экономическая система. Назначение кластеров в ней, как любой другой хозяйственной системы, заключается в создании материальных и нематериальных благ определенного ассортимента. Данная функция является общей функцией хозяйства, инвариантной социально-экономическим формам его ведения. Бизнес-кластеры своим назначением во внешней экономической среде имеют создание благ - продукции, услуг, информации, знаний и пр., - для удовлетворения имеющихся у общества потребностей, что и является их главной функцией. Для конкретного кластера данная общая функция трансформируется в создание конкретных благ - мебели, керамики, транспортных услуг, фармацевтического оборудования и т. д.

В бизнес-кластерах можно выделить также специфические функции, являющиеся внутренними функциями, воплощенными в процессах. Их носителями являются группы однородных предприятий, компаний и фирм, реализующих сходные процессы. В компонентно-элементном составе кластеров они выступают в роли следующих компонентов:

• производство продукта, на котором специализируется кластер;

• обеспечение производственного процесса сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими, машинами, оборудованием, инструментами;

• обслуживание первых двух компонентов производственными, техническими, сервисными услугами;

• потребление базового продукта отраслевыми и конечными потребителями;

• исследования, научную, конструкторскую и проектную деятельность;

• экспорт базовой продукции, специфических факторов производства, услуг, результатов исследовательской деятельности;

• обучение сотрудников и специалистов предприятий, фирм и компаний кластера.

Как видно, в перечень кластерных компонентов включены субъекты, выделяемые многими исследователями. Однако в нем не нашли место отдельные составные элементы. В частности, встречающиеся в литературе фирмы в сопутствующих отраслях попадают в компоненты «Обеспечение», «Обслуживание» или «Потребление». А такие участники кластерных структур, как финансовые учреждения, брокеры, институты взаимодействия и др. фактически являются частями кластерной инфраструктуры. Они обеспечивают большую связность кластерного объединения и большую эффективность процессов обмена ресурсами между предприятиями, компаниями, организациями и учреждениями, но сами не включены в цепочку создания ценности. Правительство же представляет собой силу, способную повлиять на среду, в которой функционирует кластер, и либо способствовать прогрессивному развитию кластера, повысив качество среды, либо создать препятствия для кластерного развития, принимая решения, ухудшающие качество среды существования кластера. Поэтому правительственные структуры, на наш взгляд, нецелесообразно включать ни в состав кластера, ни в состав его инфраструктуры.

Предлагаемый нами компонентный состав бизнес-кластера базируется на результатах эмпирических исследований кластерного феномена в экономике, в первую очередь, на описанных Майклом Портером кластерах по производству печатных машин в Германии, медицинской контрольно-измерительной аппаратуры в США, керамики в Италии, робототехники в Японии [3. Гл. 5]. Работа М. Портера была выбрана как предлагающая одно из самых подробных описаний истории возникновения и развития четырех кластеров, что позволяет предпринять попытки теоретического осмысления кластерного феномена в экономике с точки зрения разных его аспектов.

Выделение компонентов в кластере предприятий по признаку базовых процессов (функций), как нам представляется, позволяет более полно и точно понять природу данного экономико-организационного феномена. Кластерные компоненты можно охарактеризовать следующим образом.

1. Производство. В кластерах предприятий данный компонент представлен множеством однородных фирм-производителей, выпускающих сходную продукцию или реализующих

сходные процессы производства. Это подразумевает наличие между ними конкуренции, а также взаимосвязей на основе обмена базовыми ресурсами, информацией, знаниями, технологией, квалифицированным персоналом и пр. В силу перечисленного фирмы, конкурирующие между собой по продукту, за факторы производства или за спрос, имеют потенциал объединения в единый экономический организм в том случае, когда внешняя конкурентная среда по силе превосходит внутреннюю. Базовые производственные процессы впоследствии становятся в кластере ядром развития вертикальных и горизонтальных связей. Им может стать производство товаров или оказание услуг (производственные или сервисные кластеры). Зарождение кластеров предприятий, как правило, происходит именно на основе базового процесса определенного вида, так как конкуренция между фирмами за сходные факторы производства побуждает их к поиску конкурентных преимуществ в кооперационных связях друг с другом. М. Портер указывает, что одним из заметных побудительных мотивов при возникновении кластера предприятий является доступность общих фондов факторов [21. С. 303], что, заметим, подразумевает возникновение конкуренции за них между предприятиями. Например, ряд очень сильных финских кластеров возник на базе значительных природных (в том числе лесных) ресурсов, а датский транспортный кластер своим возникновением обязан выгодному [центральному] географическому положению в Европе [3. С. 169], которое также может быть отнесено к природным ресурсам.

2. Обеспечение. Данный компонент реализует в бизнес-кластере обеспечивающий процесс, кооперацию «вниз», состоит из поставщиков, связанных с базовыми производственными процессами в рамках цепочки добавленной стоимости. М. Портер квалифицирует этот процесс как «процесс самоусиления» кластера, в результате чего появляются специализированные поставщики, наращивающие свою конкурентоспособность [3. С. 304]. Это является свидетельством того, что возникновение данного компонента является важным этапом в развитии кластеров предприятий.

3. Обслуживание. Третий компонент бизнес-кластеров состоит из обслуживающих компаний, предоставляющих специализированные товары и услуги предприятиям-членам кластера - производителям и их поставщикам. Сюда относятся производители специального оборудования и инструмента, специальных сервисных, коммерческих, деловых услуг и пр. На этом этапе эволюционирования в кластере развивается кооперация по горизонтали. Фирмы-члены кластера получают дополнительные конкурентные преимущества за счет тесного сотрудничества с фирмами-производителями оборудования и других обеспечивающих производственные процессы факторов и услуг. Представляется естественным, что развитие кластера предприятий стимулирует не только возникновение и развитие поставщиков общих факторов производства, но в дальнейшем также и поставщиков специфических факторов. Этого требует базовое производство, усложняющееся и повышающее свою производительность, эффективность и конкурентоспособность. Например, производство целлюлозы и бумаги в Швеции поддерживается конкурентоспособным производством деревообрабатывающего оборудования, варочных котлов, конвейерных систем, контрольно-измерительных приборов, оборудования для производства целлюлозы и бумаги, а также бумагосушильного оборудования [3. С. 170].

4. Потребление. Данный компонент представлен отраслевыми и конечными потребителями. Кооперация по вертикали получает развитие, кооперационные связи «вниз» дополняются кооперационными связями «верх». М. Портер особо подчеркивает роль необычного, сложного или повышенного местного спроса [3. С. 304]. Новый вид сотрудничества - с конечными и отраслевыми потребителями - приводит к появлению более развитого, дифференцированного, требовательного спроса, что побуждает кластер к прогрессивному развитию. Портер утверждает, что наличие покупателей, достигших мирового уровня, может помочь выйти на внешний рынок всему кластеру: японские поставщики автозапчастей наладили свое производство за границей, так как японские автомобили давно вышли на международные рынки [3. С. 172]. С другой стороны, и сами конкурентоспособные поставщики способствуют развитию в стране потребляющих отраслей.

5. Исследования. Со временем в орбиту кластера вовлекаются специализированные исследовательские организации, обслуживающие его потребности в новшествах, со временем это приводит к возникновению отдельного компонента. Необходимость исследовательских

структур в кластерах обусловливается исчерпанием потенциала неспецифических или слабоспецифических факторов производства, в то время как требования к повышению производительности, эффективности и конкурентоспособности стимулируют поиск новых факторов -специальных знаний и информации, исследований в области материалов и сырья, оборудования и производственных процессов, организации и управления производством, новых продуктов и пр. Организации, создающие эти и другие специфические факторы производства, становятся необходимыми для дальнейшего прогрессивного развития кластерного образования, повышения его устойчивости во внешней среде. Например, прочные позиции Японии в производстве бытовой электроники явились результатом того, что успешно велись разработки ячеек памяти и интегральных схем [3. С. 172]. Кооперационные горизонтальные связи в кластерном организме становятся сложными, разветвленными. Конкурентные преимущества фирм-членов кластера и кластерного образования в целом становятся длительными, устойчивыми.

6. Экспорт. Высокий уровень конкурентоспособности продукции и услуг, производимых кластером, делает возможным выход его на новые рынки, что обусловливает появление в кластере специализированных фирм, обеспечивающих экспорт создаваемой кластером готовой продукции, услуг, промежуточного продукта, технологий, патентов, «ноу-хау» и пр. В кооперации появляются специфические элементы, позволяющие кластеру освоить новые рынки сбыта, что со временем делает экспорт обособленным процессом. Заметим, что кластер может стать экспортером и на более ранних этапах своего развития, однако выделение данного вида деятельности в качестве обусловливающего новый уровень его развития позволяет углублять разделение труда между фирмами-членами кластера и получать дополнительные положительные экстерналии от внутрикластерной специализации.

7. Обучение. Данный компонент бизнес-кластера включает образовательные учреждения, способствующие перманентному совершенствованию трудовых ресурсов кластера, реализующих в дополнение к основным академическим и профессиональным программам программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников и специалистов предприятий-участников кластера. Кластер обретает способность к самообучению, постоянной передаче имеющихся знаний, умений и навыков, их генерированию и распространению. Данный феномен сегодня часто обозначается терминами «экономика знаний», «обучающиеся регионы». Конкурентоспособность кластера становится устойчивой в длительной перспективе.

Следует, очевидно, уточнить основания для выделения перечисленных компонентов бизнес-кластеров. Наша позиция основывается на том, что в кластерах, зародившихся естественным образом в экономической среде, в процессе эволюционирования функции и соответствующие процессы, а также их носители - компоненты возникают в определенной последовательности. Это происходит как обретение определенных качеств, свойств, привносимых в кластерную систему не отдельными предприятием или фирмой (которые свободно входят в кластер и также свободно выходят из него), но возникновением целого системного компонента, который приводит к изменениям в функционировании сложившихся ранее компонентов, механизме объединения (интеграции) компонентов в систему, взаимодействия кластера со средой.

Например, исследовательская сфера как масштабный вид деятельности возникает, как правило, до формирования обширной образовательной сферы. Это вполне объяснимо требованиями к факторам производства и развитию кластерной системы как организационно-экономического объекта: сначала возникает необходимость совершенствования материальных факторов (сырья, оборудования, технологии), и это стимулирует научно-технические разработки и развитие исследовательской сферы. Затем, по мере исчерпания резервов и возможностей, возникает необходимость в развитии сферы обучения и придания ей статуса базовой характеристики, так как она стимулирует совершенствование нематериальных факторов производства, в первую очередь человеческого ресурса, способствуя созданию таких факторов, как знания, информация, иные результаты интеллектуальной деятельности. Все это отражает также и закономерности развития экономических систем - от производства более простых материальных продуктов к более сложным (высокотехнологичным) и далее -к производству услуг (рис. 1).

производство + обеспечение + обслуживание + потребление + исследования + экспорт +

обучение

производство + обеспечение + обслуживание + потребление + исследования +

производство + обеспечение + обслуживание + потребление +

производство + обеспечение + обслуживание +

производство + обеспечение +

производство +

производство

обеспечение

обслуживание

потребление

исследования

экспорт

Формирование и появление дополнительных компонентов в бизнес-кластере

Рис. 1. Расширение компонентного состава бизнес-кластеров в процессе его прогрессивного развития

Последовательное возникновение и формирование выделяемых нами кластерных компонентов хорошо видно в описанной М. Портером эволюции каждого из четырех кластеров [3. Гл. 5].

Выделение элементного состава бизнес-кластера. Итак, производство материальных и нематериальных благ как главная функция кластеров предприятий обусловливает выделение компонентного состава данного системного объекта на основе такого декомпозиционного критерия, как процессы, обеспечивающие реализацию назначения кластера предприятий в экономике.

Однако следующий уровень декомпозиции предполагает применение иного критерия. Компоненты кластерных структур состоят из компаний, фирм, организаций и учреждений, которые реализуют один из основных компонентных процессов. Поэтому элементный уровень в кластерах предприятий целесообразно выделять по признаку хозяйственной обособленности и самостоятельности субъектов (рис. 2).

Рис. 2. Компонентно-элементный состав бизнес-кластера, функционирующего в постиндустриальной экономике

На рис. 2 изображены выделенные нами кластерные компоненты, состоящие из однородных элементов - хозяйствующих субъектов, осуществляющих сходные процессы. Хозяйствующие субъекты присутствуют в схеме в виде предприятий, компаний, организаций, фирм, учреждений, что отражает наиболее распространенные их именования в контексте реализуемых ими процессов. Например, традиционное название хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство - предприятия, компании; исследования - организации (иногда -компании); обучение - учреждения и т. д. Какой-либо специальной когнитивной нагрузки данные термины в контексте статьи не несут.

Важным отличием кластерных объединений является свобода входа-выхода субъектов, что в экономике обеспечивается их хозяйственной самостоятельностью и обособленностью.

Заметим, что при данном подходе такие характеристики, как вид собственности, величина, организационная форма и прочее становятся второстепенными.

Каждый из первичных элементов - предприятие, компания или фирма, - может стать компонентообразующим, т. е. инициировать возникновение и развитие компонента бизнес-кластера, который на этапе зарождения кластерного объединения является неким протокла-стером, зародышем кластера предприятий. В свою очередь любой из компонентов может стать кластерообразующим, способствовать возникновению и развитию конкретного бизнес-кластера.

Длительное эволюционирование бизнес-кластеров, возникших в индустриальную эпоху, характеризовалось постепенным поочередным формированием кластерных компонентов в последовательности, отраженной на рис. 1. В современной высокоразвитой постиндустриальной экономике происходят активные процессы зарождения бизнес-кластеров с компонентов «Исследования» или «Обучение», что отражает глобальные тенденции мирового экономического развития, повышение роли данных видов деятельности для обеспечения динамичного прогрессивного развития экономических систем. Бизнес-кластеры, возникшие как группа взаимосвязанных исследовательских организаций либо включающие их как один из ведущих компонентов, в литературе называют «инновационными» или «исследовательскими». Им посвящены многочисленные научные публикации, что свидетельствует, во-первых, о том, что данный вид бизнес-кластеров уже достаточно распространен в экономической среде, во-вторых, им придается особая роль в социально-экономическом развитии регионов и стран. Такие особенности зарождения бизнес-кластеров в современной экономической среде не отрицают возникновения других компонентов. Однако их формирование и развитие может отличаться от обозначенной нами выше траектории, характерной для развития бизнес-кластеров, возникших в XIX в.

Апробация предложенного компонентно-элементного состава на примере Омского сельскохозяйственного (пищевого) бизнес-кластера. Омский сельскохозяйственный кластер на базе предложенного компонентно-элементного состава может быть представлен следующим образом.

Производство. В Омской области сложилось обширное сельскохозяйственное производство - земледельческое, животноводческое, птицеводческое, - представленное несколькими сотнями предприятий-сельхозпроизводителей (см. таблицу ниже). При этом для животноводческого и птицеводческого секторов земледельческий является одним из поставщиков ресурсов - кормов для скота и птицы. Между секторами и внутри них между отдельными производителями сформированы горизонтальные и частично вертикальные (земледелие ^ животноводство, птицеводство) связи, основанные как на соперничестве (конкуренции) за факторы производства, так и на сотрудничестве (кооперации).

Обеспечение. В кластере присутствуют поставщики семенного материала для земледельческих предприятий и молодняка для животноводческих и птицеводческих ферм, ветеринарных препаратов и пр. (см. таблицу).

Обслуживание. В кластере наличествуют такие обслуживающие предприятия, как производители сельскохозяйственной техники и оборудования, элеваторы и пр. Отметим, что в Омске и области производства сельскохозяйственной техники не существует, вся она приобретается за пределами региона (см. таблицу). Однако широко представлены поставщики сельхозтехники, а также сервис и ремонт.

Потребление представлено в кластере конечными [отраслевыми] потребителями продукции сельскохозяйственного производства: мукомольными и мясоперерабатывающими комбинатами, молочно-перерабатывающими заводами. Ряд предприятий-потребителей обладает высокой конкурентоспособностью на внутрироссийском рынке («Омский Бекон», «Манрос-М», «Любинский молочно-консервный комбинат»), что позволяет квалифицировать их спрос как развитый и требовательный в силу того, что конкурентоспособность перечисленных предприятий в значительной степени определяется качеством перерабатываемого сырья.

Исследования как кластерный компонент состоит из отраслевых исследовательских организаций: СибНИИСхоз осуществляет научную деятельность в области первичного семеноводства; «Запсибпищеагропромпроект» и «Омскагростройпроект» - проектирование объектов сельскохозяйственной сферы; Сибирский филиал ВНИМИ - научно-исследовательские

70 Микроэкономический анализ: методы и результаты

Компонентно-элементный состав Омского сельскохозяйственного кластера

Компоненты Элементы

Производство 1 131 сельскохозяйственная организация; 5 467 фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей; 324 500 личных подсобных хозяйств

Обеспечение Корма для животных: «Лакта», «Лузинский комбикормовый завод», «Омскзернопром» и пр.; Семенной материал: «Планта», «Сибирь», «Омскагрохимсервис», «Омсксортсемовощ», «Сибирский агросоюз» и пр.; Племенной материал: «Луч» (птицерепродуктор), Омский племенной конезавод, «Омское», «Руспол» (животноводческие) и пр.

Обслуживание Производство сельхозтехники: «Омсктрактор» и пр.; Поставка сельхозтехники: база «Агрокомплект», «Кристалл», «Омскагромаш», «Омская областная сельхозтехника», «Сибагро», «Сельхозтехника» (Тев-риз, Исилькуль, Калачинск, Знаменское) и пр.; Поставка запчастей: «Агродеталь», «Агромельзапчасть», «Белавтомазцентр», «Октябрьская сельхозтехника», «Омскагропромкомплект», «Сибагро» и пр.; Ремонт сельскохозяйственной техники: Инструментальный завод ВГУП ПО «Полет», «Диманш», «Дон-сервис», «Дон-универсал», «Омсктранс-маш», «Ремонтно-экспериментальная база», «Сибагро», «Сибзавод» и пр.; Элеваторы, мукомольные заводы; Пищевое оборудование: «Ли-кон» и пр.

Потребление Производство молочной продукции: «Браво», «Манрос-М», ВНИМИ, «Моком», «Молвест», «Омский молочный завод» «Молочный мир», «Омский завод плавленых сыров», Калачинский, Кормиловский мол-комбинат, Саргатский, Таврический молочные заводы и пр.; Производство мороженого: «Инфрост», «Белочка», «Инмарко» (филиал), «Сибхолод»; Производство мясной продукции: «Регионпродукт», «Аг-ро-траст», Калачинский, Ковалевский мясокомбинат, «Колбасные изделия», «Компур», «Омский бекон», мясокомбинат «Омский», «Омский мясной двор», «Оша», «Сибирские колбасы», «Сибирский мясопродукт» и др.; Производство макаронных изделий: «Омская макаронная фабрика»; Производство хлебобулочных изделий: «Сибирский хлеб», «Русский хлеб», «Хлебодар», «Горячий хлеб», «Марс», «Форнакс», «Хлебник» и пр.; Кондитерские фабрики

Исследования СибНИИСХоз СО РАН; Всесоюзный НИИ бруцеллеза и туберкулеза животных; Запсибпищеагропромпроект; Омскагростройпроект; ЦНИИ инновационных проблем и маркетинга в агропромышленном комплексе (филиал); Сибирский НИИ агротехники и мелиорации; Сибирский филиал ВНИМИ

Экспорт -

Обучение Омский государственный агропромышленный университет; Омский агропромышленный техникум; Омский техникум мясной и молочной промышленности

и опытно-конструкторские работы в области молочной и молочно-консервной промышленности.

Экспорт. Для омских предприятий-участников кластера экспорт продукции за границу не носит масштабного характера и осуществляется путем заключения договоров самими предприятиями. Специализированных фирм-экспортеров пока не возникло.

Обучение реализуется в кластере одним из старейших вузов г. Омска - Омским государственным аграрным университетом, по большому перечню специальностей на факультетах агрохимии, почвоведения и экологии; ветеринарном, агрономическом, технологии молочных продуктов, технического сервиса в АПК, землеустроительном, водохозяйственного строительства, зооинженерном; Институте ветеринарной медицины. Помимо этого ОмГАУ осуществляет также и научные исследования по широкому спектру направлений. В подготовке специалистов для сельскохозяйственного производства также принимают участие Омский агропромышленный техникум и Омский техникум мясной и молочной промышленности.

Хорошо развитыми компонентами в данном кластере являются «Производство», «Исследования» и «Обучение».

Очевидным препятствием на пути прогрессивного развития кластера является практически полное отсутствие обслуживающего компонента: в регионе нет производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для переработки сельскохозяйственного сырья. Низкий уровень конкуренции в отдельных компонентах не создает стимулов для динамичного генерирования новаций, а невысокий уровень сотрудничества между компонентами кластера не способствует их распространению.

Прогрессивное развитие Омского сельскохозяйственного кластера может быть реализовано в двух направлениях: 1) по пути формирования обслуживающего компонента; 2) по пути развития исследовательского компонента, увеличения масштаба выполняемых исследований, распространения их на большее число аграрных направлений.

Выводы

В статье раскрыта сущность кластерного феномена в экономике. На основе вывода о том, что кластеры в экономике являются частным случаем универсальных процессов кластеризации сред, уточнены их сущность и термин, наиболее точно эту сущность отражающий. Предлагается для именования кластеров, возникающих в экономической среде, использовать термин «бизнес-кластер».

В работе раскрыто содержание понятия «компонентно-элементный состав» применительно к бизнес-кластерам. Для выделения компонентов (сложных составных частей) в бизнес-кластере предлагается использовать базовые процессы, реализуемые в нем, для выделения элементов (неделимых составных частей) - признак самостоятельности и обособленности хозяйствующих субъектов. Таким образом, компонентный состав бизнес-кластеров представлен группами однородных субъектов хозяйствования, специализирующихся на реализации сходных процессов: производство, обеспечение, обслуживание, потребление, исследования, экспорт, обучение. Элементами бизнес-кластера являются непосредственно хозяйствующие субъекты.

Одним из значимых результатов работы является вывод о том, что логика эволюционирования бизнес-кластеров, находящая отражение в последовательном формировании кластерных компонентов, может быть существенно различной в зависимости от уровня развития экономической среды, в которой бизнес-кластеры зарождаются.

На основе разработанных положений можно предложить органам государственной власти, которые во многих странах, в том числе и в России, предпринимают усилия для активизации кластеризационных процессов в экономической среде, использовать предложенный в статье компонентно-элементный состав бизнес-кластера как метод идентификации и диагностики имеющихся кластерных структур (описано, к примеру, в [22; 23]), а также и для проектирования необходимых кластеров.

Описанный в статье компонентно-элементный состав способствует дальнейшему развитию научного познания бизнес-кластеров по следующим направлениям:

• структура, включая компонентные и общекластерные ресурсы, межкомпонентные связи;

• функционирование, в том числе механизм ресурсного обмена, межкомпонентные взаимодействия и противоречия;

• эволюционирование, включая условия зарождения компонентов, принципы целефор-мирования в кластерных компонентах, их базовые состояния и направления развития.

Все это позволит разработать ряд концептуальных положений, описывающих кластерный феномен в экономике на сущностном, качественном уровне и сделать более надежной теоретическую платформу практики управления кластеризационными процессами в региональных и национальных экономиках.

Список литературы

1. Малков М. В. Создание кластеров малых предприятий как один из способов стимулирования регионального развития // Изв. ИГЭА. 2007. № 2. С. 98-100.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Боуш Г. Д. Кластеры предприятий: терминологическая нечеткость и определение понятия // Вестн. Ом. ун-та. Серия: Международный бизнес. 2009. № 3. С. 4-9.

3. ПортерМ. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.

4. Карасюк Е. Кластеростроители // Секрет фирмы. 2005. № 8. URL: http://www.kommer-sant.ru.

5. Кудинов А. Н., Лурье Е. А., Барсукова Н. Е. Региональные научно-технологические кластеры // Инновации. 2005. № 7. URL: http://www.innov.etu.ru.

6. Пурденко Ю. А., Георгиева Н. Н. Кластерный механизм как метод повышения активности реального сектора экономики (на примере Тюменской области) // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 5. С. 31-36.

7. Тарасов С. Б., Викторов А. Д. Кластеры - как основа эффективного развития экономики региона // Инновации. 2007. № 2. URL: http://www.innov.etu.ru.

8. Филиппов П. Кластеры конкурентоспособности // Эксперт Северо-Запад. 2003. № 43. URL: http://www.expert.ru.

9. Гриневич Ю. А., Шеншин А. С. Инфраструктура рынка как фактор активизации инвестиционной деятельности и развития промышленности в регионе // Вестн. Нижегород. гос. ун-та. 2005. № 1. С. 403-408.

10. Захаров В. Я. Устойчивое экономическое развитие предприятий на основе формирования промышленных кластеров // Инновации. 2006. № 6. URL: http://www.innov.etu.ru.

11. Нечаева О. Д., Любименко А. И., Чигиринова М. В. Новый подход к проблемам развития предприятий текстильной и легкой промышленности в России // Инновации. 2007. № 7. URL: http://www.innov.etu.ru.

12. Яшева Г. А. Кластерная политика в повышении конкурентоспособности национальной экономики: методика формирования // Государственное управление: Электронный вестн. 2007. № 11. URL: http://e-journal.spa.msu.ru.

13. Мосейко В. О., Фесенко В. В. Выявление региональных кластеров: методологические подходы // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 7. С. 58-64.

14. Нелюбова Н. Н. Кластеризация как инструмент повышения конкурентоспособности в инновационной стратегии региона // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 10. С. 51-54.

15. Рыжаков Е. Д. Кластерное развитие агропромышленного комплекса // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 14. С. 11-13.

16. Монастырный Е. А. Инновационный кластер // Инновации. 2006. № 2. URL: http://www.innov.etu.ru.

17. Ананченко Ю. С. Формирование кластерного подхода на региональном уровне // Вестн. Алт. гос. аграр. ун-та. 2008. № 2. С. 68-72.

18. Данилова М. Н. Кластерный подход к повышению эффективности сельскохозяйственного производства Томской области // Изв. ИГЭА. 2007. № 4. С. 45-48.

19. Раевский С. В., Винокурова Ю. В. Кластерная концепция организации структуры экономики регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 5. С. 27-30.

20. Пушкаренко А. Б., Филатов В. И., Ямпольский В. З. Нефтегазовый кластер Томской области // Регион: экономика и социология. 2005. № 4. С. 143-153.

21. Портер М. Конкуренция. М.: ИД «Вильямс», 2005. 608 с.

22. Боуш Г. Д. Типологизация, идентификация и диагностика кластеров предприятий: новый методологический подход // Вопросы экономики. 2010. № 3. С. 121-131.

23. Боуш Г. Д. Идентификация и описание кластеров предприятий с применением категориальной модели «Конечный информационный поток» // Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 8. С.129-134.

Материал поступил в редколлегию 05.10.2010

G. D. Boush

COMPONENT-ELEMENTS' CONTENTS OF BUSINESS CLUSTERS: SYSTEMIC REPRESENTATION

Definition problems of component-elements' contents of business clusters are reviewed in the article. It is proposed to define cluster components with the use of main cluster function and internal processes which supply its realization, to define cluster elements - based on principle of isolation and autonomy of participants of cluster systems. Keywords: business clusters, component, element, component-elements' contents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.