УДК 711 DOI: 10.24412/1816-1863-2020-4-119-125 ^
а
КОМПОНЕНТНАЯ ОЦЕНКА Н. В. Яковенко, а. г. н, профессор, |
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
главный научный сотрудник дирекции т
подразделения «Научно-исследовательский
НА УРОВНЕ РЕГИОНА
тз
о
КАПИТАЛА институт инновационных технологии 5
институт инновационных технологии и лесного комплекса» л
ВГЛТУ им. Г. Ф. Морозова, Т
n.v.yakovenko71@gmail.com, °
Воронеж, Россия, х
И. В. Сафонова, преподаватель кафедры л экологии, защиты леса и лесного о
охотоведения, Воронежский и
государственный лесотехнический "§
университет имени Г. Ф. Морозова, °
n.v.yakovenko71@gmail.com, и
Воронеж, Россия
п а>
-
О-
В условиях кардинальной трансформации социально-экономического развития России в усло виях развития цифровизации происходит рост роли регионов в процессе общественного разви тия страны, что включает обязательное удовлетворение материальных и духовных потребностей X человека и расширение возможностей его выбора. Актуальность исследования ч еловеческого ка- :т питала в системе факторов экономического роста одинаково весома как для стран постиндуст- с риальной экономики, так и для стран, вступивших на путь рыночных преобразований. л
Человеческий капитал в современных условиях является одной из главных ценностей общества е и основополагающим фактором социально-экономического развития. В этой связи исследова- н ние вопросов, связанных с формированием и развитием человеческого капитала, его влиянием на экономический рост приобретает особую актуальность. В силу неоднозначности и разбросе
л
i -I
О оз
компонентов для оценки появилось множество различных подходов к его измерению. Основное у отличие заключается в том, на что акцентируется внимание исследователя: на факт обладания этим особым видом нематериального богатства, на процесс его приобретения и затраты, обусловленные этим процессом, или на отдачу, выгоды, результат его функционирования. Цель работы — рассмотреть основные подходы к оценке человеческого капитала в социально-экономической литературе и предложить систему показателей для его оценки на макроуровне (на уровне региона). Предложена компонентная схема показателей для оценки человеческого капитала на уровне региона.
In the context of a radical transformation of the socio-economic development of Russia in the context of the development of digitalization, the role of regions in the process of social development of the country is growing. It includes the obligatory satisfaction of the material and spiritual needs of a person and the expansion of opportunities for his choice. The relevance of the study of human capital in the system of economic growth factors is equally significant both for the countries of the post-industrial economy and for the countries that have embarked on the path of market transformations. Human capital is the main value of modern society, as well as one of the fundamental factors of economic growth. In this regard, the study of issues related to the formation and development of human capital, its impact on economic growth is very important. The arrangement of accents in the definition of human capital leads to different approaches to its measurement. The main difference is whether the emphasis is placed on the very fact of possessing this special type of intangible wealth, on the process of acquiring it and the costs associated with this process, or on the returns, benefits, the result of its functioning. The purpose of this study is to consider the main approaches to assessing human capital in the socio-economic literature and to propose a system of indicators for assessing it at the macro level (at the regional level). A component scheme of indicators for assessing human capital at the regional level is proposed.
Ключевые слова: человеческий капитал, компоненты, регион, оценка, развитие. Keywords: human capital, components, region, assessment, development.
Введение теля человеческого капитала, где возрас-
С развитием рыночной экономики и тающее значение интеллектуального труда
научно-технического прогресса возник но- требовало эффективных вл°жений в чел°-
вый подход к роли человека в обществен- века. В социально-экономической науке
но-производственном процессе как носи- развитие концепции человеческого капи-
119
О
IX
X с
X
X
ф
с
ф
и о
X
X ^
и
ф
и ф
X X
о
о ^
X
о
с с
о
т
I-
и
ф
IX
о
I-
и о а
о ^
120
тала неразрывно связано с эволюцией научных взглядов, развитием теоретических подходов и достижений научных школ, которые в современном измерении определяют особую роль человека в развитии экономики. Научные взгляды многих ученых свидетельствуют, что понятие «человеческий капитал» является более широкой экономической категорией и представляет собой активную, реализованную часть трудового потенциала. Исследования показали, что определенные эволюцией и рассмотренные в разные времена понятия о роли человека в обществе позволили углубить социально-экономическую сущность категории «человеческий капитал».
Человеческий капитал является главной ценностью общества, определяющим фактором устойчивого развития и экономического роста, поскольку конкурентные преимущества во многом достигаются не за счет природных ресурсов, а за счет знаний, информации, инноваций, источником которых выступает человек.
Важная роль в формировании условий для развития человеческого потенциала в контексте внедрения реформы децентрализации принадлежит регионам. В связи с этим актуальность приобретают проблемы исследования количественных, качественных и структурных характеристик потенциала, а также соответствия стратегическим целям развития региональных социально экономических систем. Решение таких проблем предусматривает разработку методических подходов оценки состояния, направлений и эффективности использования человеческого потенциала в контексте региональных приоритетов.
Цель — рассмотреть основные подходы к оценке человеческого капитала в социально-экономической литературе и предложить систему показателей для его оценки на макроуровне (на уровне региона).
Обзор литературы
Методологические основы зарождения и развития концепции человеческого капитала нашли свое отражение в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д., Кибанов А. Я., Капелюш-ников Р. И., Вальрас Л., Джевонс У. С.,
Дублин Л., Кендрик Дж., Кикер Б. Ф., Кларк Б., Маркс К., Менгер К., Петти В., Рикардо Д., Смит А., Туроу Л., Фишер И., Шульц Т. и др.
Результаты и обсуждение
Человеческий капитал — это не просто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту производительности труда и производства. В-третьих, целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. И, в-четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем вложений, которые могут касаться здоровья, образования и других мотиваций, увеличить, накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить. Особенности человеческого капитала (рис. 1).
В современных условиях современные социально-экономические концепции базируются на цивилизационном подходе к периодизации истории человеческого общества. Основным его критерием выступает технологический способ производства, что дает возможность определить три стадии общественного развития: доиндус-триальную, индустриальную и постиндустриальную. В рамках первой стадии базовым способом производства является ручной труд, в пределах второй — труд машин, третьей — интеллектуальный труд, основанный на производстве и использовании информации и знаний.
Основоположник теории человеческого капитала Г. С. Беккер выделяет шесть его видов, основные из которых он обозначает как: «капитал образования (знания); капитал профессиональной подготовки (квалификация, навыки, умения, производственный опыт); владение новой информацией» [7].
Уточнение концепции развития человеческого капитала происходит в условиях цифровизации. В этом ключе происходит
Человеческий капитал является главной ценностью общества, определяющим фактором экономического роста
Формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат
Человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, то есть может быть накопительным
Человеческий капитал может
физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться
Человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности
Человеческий капитал неотделим от его носителя — живой человеческой личности
Независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком
Рис. 1. Человеческий капитал и его особенности
расширение поля исследования его сущности через инвестиции, которые направлены на образование; подготовку и переподготовку кадров, науку (в т. ч. на исследования и разработки); здоровье (расходы на здравоохранение, экологию, физическую культуру) и культуру.
Ученые выделяют в теории изучения человеческого капитала четыре уровня: личный (отдельных лиц), микроуровень (предприятий), мезоуровень (отраслей, регионов), макроуровень (совокупный ч ело-веческий капитал) [4].
Обобщенным подходом к оценке человеческого потенциала (человеческого развития) считается методика, использующаяся ООН для определения индекса человеческого развития. Индекс человеческого развития — это сравнительная оценка уровня жизни, письменности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны.
Доклады по оценке человеческого развития в различных странах мира публикуются ежегодно с 1990 года и считаются наиболее независимыми, аналитическими и эмпирически обоснованными. Основными индикаторам для расчета индекса человеческого развития выступают: 1) ожидаемая продолжительность жизни при рождении; 2) уровень образования населения; 3) величина ВВП на душу населения по паритету покупательной способности.
Каждый из приведенных индикаторов является агрегированным и считается по определенному перечню показателей. Обозначенный индекс является важным для оценки уровня человеческого разви-
тия, однако, слишком обобщенным с точки зрения оценки самого человеческого потенциала.
Большой вклад в разработку системы оценки человеческого потенциала, позволяющего оценить его международную конкурентоспособность, сделали многие ученые [3, 8—10], которые систематизировали показатели оценки человеческого потенциала по таким составляющим: демографические, жизнеспособные, трудовые, образовательные, квалификационные, интеллектуальные, социальные, адаптационные и общественные.
Каждая из приведенных составляющих является агрегированной и содержит четкий перечень компонентов с подробным описанием методических подходов к их расчету и интерпретации.
Важным аспектом исследования человеческого капитала является оценка экономического эффекта от его реализации. Так, одним из показателей эффективности человеческого потенциала, используемого специалистами Всемирного банка, является доля человеческого капитала в структуре национального богатства, где согласно методике абсолютный показатель человеческого капитала исчисляется путем вычитания из объема чистого национального продукта. Полученный показатель определяется как стоимость человеческого ресурса. Недостатком такой методики является чрезвычайная обобщенность полученных показателей, однако как один из элементов исчисления национального богатства она нашла достаточно широкое использование.
тз а ш
о г>
-I
тз
о
-I
а>
О-
Г> -I 03
о
а л
X
ТЗ
О
03
а л
а>
с
а>
О-
Г> ^
X н
а
г> а>
а> т т
у
-I
о
03
121
О
IX
X с
X
X
ф
с
ф
и о
X
X ^
и
ф
и ф
X X
о
о ^
X
о
с с
о
т
I-
и
ф
IX
о
I-
и о а
о ^
Рис. 2. Подходы к измерению человеческого капитала
122
Среди отечественных ученых можно выделить классификацию И. В. Ильинского: «капитал здоровья, культуры и образования» [3]: Ф. Нойманна: «культурно-этнические особенности, квалификационные качества, общее и профессиональное образование» [5]; Е. В. Ванкевича: «образование и профессиональная подготовка, состояние здоровья, движущие потребности, мотивация и ценности» [2]; Ю. Г. Бы-ченко: «биологический человеческий капитал (уровень здоровья населения и культурный человеческий капитал (совокупность моральных качеств, умений, навыков, интеллектуальных способностей)» [1].
Методологические тупики и практически исчерпанные перспективы стоимостных расчетов человеческого капитала и приводят к изменению направлений его изучения: происходит переход от прямого исчисления объемов к определению тенденций в развитии и различных сопоставлений сопоставлений (рис. 2).
Высоко оценивая научные достижения отечественных и зарубежных ученых в области разработки методологии оценки человеческого капитала, считаем, что комплексное исследование человеческого капитала предусматривает четкое разделе -ние показателей, которые характеризуют непосредственно человеческий капитал
территории/региона и его использование (человеческий капитал) и показателей, которые характеризуют региональные условия для его развития и реализации (потенциал среды). Такое распределение позволит определить сильные и слабые стороны (главные индикаторы) управления развитием капитала и возможности и угрозы его функционирования в регионе и сбалансировать данные факторы соответствия с региональными приоритетами (рис. 3).
Демографическая компонента является базовой основой формирования первичного человеческого потенциала. В обобщенном виде характеризует численность, структуру показателей движения населения региона. Исследование демографических характеристик населения является первым этапом анализа человеческого капитала на региональном уровне: 1) собираются количественные и структурные показатели численности населения региона, ведется их анализ в динамике; 2) определяются относительные показатели (демографические коэффициенты, которые позволят провести сравнительный анализ демографического состояния региона в любом разрезе в зависимости от целей дальнейшего исследования).
Медицинская компонента характеризует степень сохранения и воспроизведения
Формирование человеческого капитала
Демографическая компонента
Ожидаемая продолжительность жизни населения
Доля экономически активного населения
Естественный прирост населения
Миграционный прирост населения
Развитие человеческого капитала
Медицинская компонента Образовательная компонента
Коэфф рожда ициент гмости Уровень охвата населения высшим образованием
1
Коэфф смерт ициент ности Уровень охвата населения средним специальным образованием
Коэффициент заболеваемости Средний балл ЕГЭ
Реализация человеческого капитала
Интеллектуальная компонента
Уровень обеспечения научными кадрами
Уровень инновационной продуктивности
1
Трудовая компонента Экономическая компонента
Доля экономически активного населения Производительность общественного труда
1
Уро безраб вень отицы Рентабельность человеческого капитала
Развитие малого бизнеса Розничный товарооборот на 1 человека
Сильные стороны
Слабые стороны
Рис. 3. Система показателей для оценки человеческого капитала региона
демографической компоненты на региональном уровне, ведь наличие качественного медицинского обслуживания способствует сохранению здоровья, работоспособности и творческой активности людей непосредственно влияет на уровень формирования человеческого капитала. Коэффициенты медицинской компоненты (рождаемости, смертности, заболеваемости) характеризуют в первую очередь результативность организации медицинского обслуживания и превентивных мер, а коэффициент доступа к медицинским услугам — уровень обеспечения прав населения на медицинское обслуживание, гарантированное Конституцией РФ.
Образовательная компонента будет отражена в показателях доступности к образованию и уровню его распространенности среди населения региона. Дополнительным показателем качества образования выступает уровень ЕГЭ, так как это один из весомых показателей развития человеческого капитала.
Интеллектуальная (инновационная компонента) человеческого потенциала в современных условиях является осно-
вой формирования конкурентных преимуществ и ценной составляющей человеческого капитала. Формальными индикаторами интеллектуальной компоненты является образовательная структура населения, доля ученых на 100 тыс. населения, расходы на инновационную деятельность в расчете на отдельные показатели численности населения, количество совершенных научно-технических разработок и т. д.
Фаза реализации человеческого потенциала охватывает широкий круг показателей, которые в совокупности характеризуют состояние рынка труда и эффективность использования трудовых ресурсов и человеческого капитала, их влияние на экономическое развитие региона. Формализованные показатели оценки реализации человеческого потенциала региона объединены в две группы: трудовая компонента (состояние и конъюнктура рынка труда: экономически активное населения, уровень безработицы, уровень развития предпринимательства); 2) экономическая компонента направлена на вычисление экономического эффекта от использова-
тз а ш
о г>
-I
тз
о
-I
а>
О-
Г> -I 03
о
л
а л
X
ТЗ
О
03
а л
а>
с
а>
О-
Г> ^
X н
а
г> а>
а> т т
л
у
-I
о
03
123
О
i-^
X
X с
X X
CD С CD U О
X
X ^
и
CD U
CD X X
о
m
О
CP
X
X
о ^
с
о
m
I-
U
CD
IX
О CP
I-
и о а о
CP
ния рабочей силы и ее влияние на экономику региона.
Приведенный набор показателей не является полным и исчерпывающим. Более глубокое исследование человеческого капитала требует экспертной оценки и проведения социологического опроса на предмет развития человеческого капитала в регионе с учетом развития инвестиционного и предпринимательского климата, условий для инновационной деятельности, расслоения населения, наличия социальных лифтов и т. д.
Заключение
Человеческий капитал — наиболее ценный ресурс современного общества, от которого зависит не только уровень социально-экономического развития любого региона разной иерархии, но и развитие всего обзщества. В силу этого объективная оценка его параметров является крайне важной и необходимой именно в
количественном измерении. Переход на новую ступень экономического развития является, прежде всего, результатом усиления инновационной активности и внедрения нововведений в развитие региона.
Компоненты человеческого потенциала позволяют оценить его современное состояние с учетом исторического опыта формирования и тенденций развития. Требуются дальнейшие исследования и систематизация региональных детерминант, которые определяют причины достигнутого уровня человеческого потенциала и инструменты регулирования процессов его формирования, развития и реализации. Необходимо принимать соответствующие управленческие решения по рационализации процесса воспроизводства человеческого капитала.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 19-29-07400 мк.
Библиографический список
1. Быченко Ю. Г. Инновационный механизм устойчивого развития человеческого капитала. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 532 c.
2. Ванкевич Е. В. Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал Беларуси // Вестник Белорусского государственного экономического университета. — 2009. — № 4. —С. 43—49.
3. Ильинский И. В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. — СПб.: Изд-во СПбГУ РФ, 1996. — 189 с.
4. Критский М. М. Человеческий капитал. — Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.
5. Нойманн Ф. Методика экономической оценки человеческого капитала // Тезисы докладов Международной научно-практической конференции: Государственное управление: трансформационные процессы в современном мире. — Ч. 2. — Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. — 98 с.
6. Яковенко Н. В. «Качество жизни населения» как научная категория демографии // Экология урбанизированных территорий. — 2007. — № 1. — С. 41—46.
7. Яковенко Н. В. Социально-экономическая устойчивость депрессивного региона (Ивановская область) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. — 2013. — Т. 18. — № 2. — С. 731—736.
8. Becker G. S. Human Capital: A theoretical and empirical analysis with special reference to education. — Chicago, IL: University of Chicago Press, 1964.
9. Schultz T. Human capital: Policy Issues and Research Opportunities / T. Schultz. — Human Resources. Fiftieth Anniversary Colloquium VI. 1975. — 20 p.
10. Yakovento N. V., Didenko O. V., Safonova I. V. Socio-Ecological Well-Being of the Population (the Regions of the Central Federal District are Example) // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. — 2019. — Vol. 272: 3. — P. 1—8.
COMPONENT ASSESSMENT OF HUMAN CAPITAL AT THE REGIONAL LEVEL
124
N. V. Yakovenko, Dr. Habil. (Geography), chief researcher of the Directorate of the division "Research Institute of innovative technologies and forest complex" of the VGLTU named after G. F. Morozov, n.v.yakovenko71@gmail.com, Voronezh, Russia, I. V. Safonova, lecturer of the Department of ecology, forest protection and forest hunting, Voronezh state forest engineering University named after G. F. Morozov, n.v.yakovenko71@gmail.com, Voronezh. Russia
References
"O
. Bychenko Yu. G. Innovacionnyj mekhanizm ustojchivogo razvitiya chelovecheskogo kapitala [Innovative q
m
mechanism of sustainable development of human capital]. — M.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 532 p. [in Russian].
10. Yakovento N. V., Didenko O. V., Safonova I. V. Socio-Ecological Well-Being of the Population (the Regions of the Central Federal District are Example // IOP Conference Series: Earth and Environmental
2. Vankevich E. V. Ocenka effektivnosti investicij v chelovecheskij kapital Belarusi [Evaluating the effectiveness O of investments in human capital of Belarus] // Vestnik Belorusskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo u universiteta. — 2009. — No. 4. — P. 43—49 [in Russian]. 0
3. Il'inskij I. V. Investicii v budushchee: obrazovanie v innovacionnom vosproizvodstve [Investment in the fu- c ture: education in innovative reproduction]. — SPb: Izd-vo SPbGU EF, 1996. — 89 p. b
4. Kritskij M. M. Chelovecheskij kapital [Human capital]. — Leningrad: Izd-vo Leningr. un-ta, 1991 O [in Russian].
5. Nojmann F. Metodika ekonomicheskoj ocenki chelovecheskogo kapitala [Methodology of economic assess- 0 ment of human capital] // Tezisy dokladov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: Gos- Q udarstvennoe upravlenie: transformacionnye processy v sovremennom mire. — Part 2. —Minsk: Akademi- u ya upravleniya pri Prezidente Respubliki Belarus', 2002. — 98 p. [in Russian]. O
6. Yаkovenko N. V. "Kachestvo zhizni naseleniya" kak nauchnaya kategoriya demografli ["Quality of life of b the population" as a scientific category of demography"] // Ekologiya urbanizirovannyh territorij. — 2007. — No. 1. — P. 41—46 [in Russian].
7. Yakovenko N. V. Social'no-ekonomicheskaya ustojchivost' depressivnogo regiona (Ivanovskaya oblast' [Socio-economic stability of the depressed region (Ivanovo region)] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Estestvennye i tekhnicheskie nauki. — 2013. — 18 (2). — P. 731—736 [in Russian].
8. Becker G. S. Human Capital: A theoretical and empirical analysis with special reference to education. — u Chicago, IL: University of Chicago Press, 1964. O
9. Schultz T. Human capital: Policy Issues and Research. — Human Resources. Fiftieth Anniversary Col- x loquium VI. 1975. — 20 p. C
CD
Q x
X
CD
n CD
OD
Science. — 2019. — Vol. 272: 3. — P. 1—8. x
n
y
o
03
125