Научная статья на тему 'Комплимент в наши дни (на материале из Интернета)'

Комплимент в наши дни (на материале из Интернета) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2252
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛИМЕНТ / РЕЧЕВОЙ ЖАНР / COMPLIMENT / VERBAL GENRE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мудрова Екатерина Владимировна

В статье характеризуются контактоустанавливающая и прагматическая функции комплимента, перечислены признаки комплимента как первичного речевого жанра; на основе комплиментов, извлеченных из Интернета, представлена классификация комплиментов, типичных для современной молодежи, отмечена их специфика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contact-making and pragmatical functions of compliment are characterized, indications of compliment as the initial verbal genre are enumerated; on the base of the compliments, taken from the Internet, the classification of the typical for the modern youth complements is given, their specification is noted.

Текст научной работы на тему «Комплимент в наши дни (на материале из Интернета)»

Филологически ннуки

КОМПЛИМЕНТ В НАШИ ДНИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗ ИНТЕРНЕТА)

Е.В. Мудрова

COMPLIMENT IN OUR DAYS (INTERNET MATERIAL)

Mudrova E.V.

Contact-making and pragmatical functions of compliment are characterized, indications of compliment as the initial verbal genre are enumerated; on the base of the compliments, taken from the Internet, the classification of the typical for the modern youth complements is given, their specification is noted.

В статье характеризуются контактоуста-навливающая и прагматическая функции комплимента, перечислены признаки комплимента как первичного речевого жанра; на основе комплиментов, извлеченных из Интернета, представлена классификация комплиментов, типичных для современной молодежи, отмечена их специфика.

УДК 82.085

Хорошим началом при знакомстве может быть какая-то приятная собеседнику фраза. Дать понять человеку, что вы им интересуетесь, можно с помощью комплимента. Разумеется, если этот комплимент сделан умело, к месту и, самое главное, - искренне. Ведь в любом человеке можно заметить что-то особенное и достойное одобрения. Если ваше высказывание оказалось удачным, то это поможет установить первоначальный контакт и создать позитивный настрой для дальнейшего развития беседы (7).

Хотя люди во все времена умели проявлять свое одобрение, расположение и заинтересованность, наиболее устойчиво традицию комплимента связывают именно с куртуазной рыцарской культурой и творчеством трубадуров средневековья. В более позднее время искусство комплимента высоко ценилось в обществе и было непременным элементом светской беседы. В современном обществе приоритеты сместились от игры и образности в сторону информативности и функциональности. Современная модель речевого поведения является совершенно иной.

Толковые словари комплиментом называют «любезные, приятные слова, лестный отзыв. Комплимент - одобрение нашей внешности, ума, поступка, заботы... Комплимент - это род речевых действий, направленных на подбадривание собеседника, на создание у него хорошего настроения» (5, с. 173).

50/2007

Вестник Ставропольского государственного университета

В речевой ситуации, в которой действует комплимент, чаще всего имеется в виду общение знакомых людей. Именно с друзьями, родными, коллегами, с которыми мы сталкиваемся каждый день, необходимо быть внимательным. По мнению Н.И. Формановской, в большинстве случаев говорящий искренне хочет поднять настроение своего собеседника с помощью комплимента. «В сущности, почти в любом человеке, в любой ситуации можно подметить, выделить что-то хорошее, благоприятное, достойное поощрения» (5, с. 142).

Комплимент относится к первичным речевым жанрам и в качестве жанра включает в себя коммуникативную цель, позицию автора, позицию адресата, событийное содержание, языковое воплощение, эмоциональную окраску и другие компоненты, объединяющие все речевые жанры. Как и другие первичные речевые жанры, комплимент относится к контактной, межличностной коммуникации, поскольку он оказывает непосредственное воздействие на адресата.

Комплимент осуществляется в социальных ситуациях, представляющих контактный тип взаимодействия участников коммуникации, и относится к области кон-тактологии. Этот жанр представляет собой речевой контакт, необходимый для достижения коммуникации, и осуществляет фати-ческую, или контактоустанавливающую, функцию, которая является одной из основных функций комплимента.

Контактоустанавливающая функция - это предназначенность языка и его знаков для установления и поддержания речевого контакта в общении на официальном или неофициальном уровнях.

О.С. Ахманова определяет данную функцию как одну из функций языка, которая, в отличие от коммуникативной функции, проявляется в ситуациях, в которых говорящий не стремится сразу же передать слушающему определенную информацию, а хочет лишь придать естественность совместному пребыванию где-либо, подготовить слушающего к восприятию информации, обратить на себя внимание (1).

Основная функция комплимента заключается в установлении контакта и поддержании добрых отношений. Если такие речевые жанры, как угроза, ссора представляют собой конфликтное взаимодействие участников разговора, своеобразный контакт, направленный на установление негативных отношений и увеличивающий социально-психологическую дистанцию между собеседниками, то комплимент осуществляет контактное взаимодействие, направленное на установление доброжелательного контакта, и ведет к психологическому сближению собеседников. Контактоустанавли-вающая функция комплимента реализуется такими речевыми высказываниями, которые имеют соей целью расположить к себе собеседника, сообщить о добрых чувствах, о благорасположении.

Второй основной функцией комплимента является функция прагматическая, осуществление которой заключается в непосредственном воздействии адресанта высказывания на адресата. Прагматический аспект включает в себя комплекс вопросов, связанных с говорящим субъектом, адресантом, их взаимодействием в коммуникации, с ситуацией общения. В результате осуществления прагматической функции происходит следующее: речевое высказывание оказывает воздействие на адресата и вносит изменение в его эмоциональное состояние, взгляды и оценки, осуществляется эстетический эффект.

Комплимент в значительной мере изменил свой характер и иногда воспринимается, как неправда и преувеличение истинных достоинств. Действительно, жанр комплимента допускает некоторую гиперболу, но совсем не подразумевает обмана и неискренности. Этим комплимент существенно отличается от лести. Основными свойствами хорошего комплимента являются именно искренность и естественность. В противном случае комплимент будет выглядеть наигранным и может вызвать нежелательную реакцию (7).

Согласно Дейлу Карнеги, наряду с улыбкой и называнием человека по имени, комплименты являются самым быстрым

способом расположить к себе нейтрально настроенного собеседника. По ходу создания первого впечатления желательно делать те из них, которые легче всего оставляют отпечаток в памяти человека и звучат наиболее искренне.

Желательно, чтобы комплименты были конкретными; тогда они кажутся более искренними, в них больше внимания и индивидуальности. Общие комплименты могут показаться просто дежурными бездушными фразами. Комплимент - это всегда некоторое усиление. Желательно усиливать комплимент словами «очень», «изумительная», «самая» и под., а также лестными сравнениями. В результате выражается превосходная степень качества, получается комплимент-восхищение, комплимент-экспрессия.

Психологи считают, что чувства наши мы передаем не только словами, но и интонацией, расстановкой акцентов речи, выражением глаз, улыбкой.

Одно и то же слово можно сказать грубо и нежно, приветливо и злобно, с улыбкой и сквозь зубы. Так же дело обстоит и с комплиментами. Слово одновременно воздействует и на сознание, и на чувство человека. Мастерство комплимента сочетает в себе обе формы человеческого мышления, хотя в большей степени комплимент затрагивает эмоциональное состояние человека.

Не менее существенным, чем умение делать комплименты, является способность принимать комплименты и достойно отвечать на них. Некоторые люди не только получают комплименты без благодарности, но и с трудом их выслушивают, стараются всячески опровергнуть их, и если человек от души хотел сделать комплимент, доставить радость своему партнеру, то он попадет в неловкую ситуацию и вряд ли снова захочет в ней оказаться. Поэтому намного приятнее встречать комплименты с признательностью и наслаждаться ими.

Не стоит отвергать комплименты, оправдываться или отвечать на них одним словом. «Спасибо» - будет слишком формальной реакцией на искренний комплимент. Посмотрите собеседнику в глаза, улыбнитесь и поблагодарите его. Можно

выразить свое мнение по поводу комплимента, пошутить.

Комплименты можно и нужно делать кому угодно. Существует мнение, что комплименты нужно делать только женщинам. На самом деле всем нравится слышать о себе что-то приятное, но просто реакция мужчин на это не всегда заметна. Кроме привычных нам комплиментов просто женщине или мужчине, существует еще ряд разновидностей этого жанра: комплименты детям, жене, теще; комплименты начальникам и коллегам; комплименты пожилым людям. У любого человека имеются достоинства, какие-то особенности, производящие хорошее впечатление. Необходимо научиться распознавать их: ведь подлинный комплимент требует заинтересованного, теплого отношения к собеседнику.

Комплименты разных типов преследуют разные цели:

I. Комплименты, содержащие только похвалу:

1) цель - привлечь внимание при первом знакомстве (на основании впечатления от внешнего вида):

- Мне нравится Ваша улыбка.

- Меня восхищает Ваша красота!

- Вы такой энергичный человек!

- У Вас прекрасные густые и пышные волосы!

- Вы исключительно красивая женщина!

- Вам к лицу эта шляпка!

- У Вас прекрасный вкус!

- У Вас замечательные туфельки.

- Этот цвет Вам к лицу!

- Какая у Вас замечательная прическа!

- Вам идет эта элегантная блузка!

- Какое прелестное у Вас колечко!

- У Вас улыбка голливудской звезды!;

2) цель - при встрече между хорошо знакомыми людьми сохранить сложившийся тип отношений:

а) выразить восхищение по поводу внешнего облика собеседника:

- Милая, ты сегодня восхитительно выглядишь... У тебя такое шикарное платье (шляпка, брошка, сережки).

- Солнце мое, ты ослепительна в этом платье (плаще, юбке, блузке)!

50/2007

Вестник Ставропольского государственного университета

- Ты головокружительно пахнешь!

- В этой курточке ты всегда такая уютная, мягкая, теплая, нежная...

- Зайчик, твой прикид сегодня просто отпад!

- Вы сегодня так элегантно одеты, это отражает Вашу сущность.

- Какая у Вас легкая походка.

- Вы всегда одеты по-новому.

- Как Вам это удается, Вы всегда одеты по моде.

- Бог с Вами; у Вас немеркнущая красота на всю жизнь, это красота ума и доброты!

- Что бы ты ни надела, твой самый восхитительный наряд всегда на тебе;

б) цель - между хорошо знакомыми людьми, близкими друзьями выразить восхищение внутренним или деловым качеством собеседника, похвалить ум, проницательность, наблюдательность:

- Я же говорил, что ты у меня мудрая, проницательная, разумница, светлая головка!

- Я тебе уже сегодня говорил, что ты у меня умница?

- Ты всегда права, солнышко! Так и сделаем.

- Как тебе удается во всем разобраться!

- Я ценю вашу честность и открытость.

- Меня восхищает Ваша независимость.

- Вилочка, - забормотала Аська, - ты сумеешь, ты умная, ловкая, тебе все всегда удается, ты в нашем классе самая замечательная была

- Твои финансовые успехи говорят о твоей решительности.

- Я восхищен Вашим профессионализмом!

- Вы прекрасный специалист.

II. Комплименты, содержащие не только похвалу:

1) цель - похвалив, пошутить, соригинальничать:

- Красивая у Вас помада на рубашке.

- Знаете, Вы такая хозяйственная, как мыло.

- Вы так красивы, что к вам страшно подойти!

- Классные духи. А Вам обязательно в них мариноваться?

- Девушка, у Вас очень интересный рисунок на джинсах. У меня точно такой же дома на шторах.

- Девушка, у Вас очень приятные духи. Но, мне кажется, они были бы более приятными, если бы запах не был таким резким.

- Замечательно выглядите, - подтвердил я, - на свадебном фото кажетесь даже старше, чем сейчас!

- Мадам, позвольте вашу ручку . а то моя не пишет.

- Как Вам идет эта паранджа!

- Мне кажется, Вы очень красивы от природы. Зачем портить природную красоту таким количеством косметики?

- У Вас такие пушистые ресницы. Когда Вы моргаете, на меня дует!

- Здравствуйте, Римский носик!

- Наверное, твои родители террористы, потому что ты бомба!

- Ох, как вы выглядите, на миллион баксов ... Хотя и потертыми купюрами.

- Как красиво развеваются на ветру твои рога!;

2) цель - похвалить фривольно, часто в грубой форме, иронично:

- Какой Вы интеллигентный, даже шляпа на башке!

- А глаза - как звезды ... один выше, другой ниже.

- Как у Вас пупок очаровательно завязан!

- Мадам, у Вас такие духи .. Они для атаки или для самозащиты?

- Вам очень идет эта прическа! Совершенно не представляю Вас лысой.

Надо отметить, что данная классификация является условной, поскольку четких границ между рубриками нет. Некоторые из приведенных комплиментов можно отнести как к одной, так и к другой рубрике.

Любой комплимент реализует две основные функции - контактоустанавливаю-щую и прагматическую. В традиционных, классических комплиментах установление контакта и осуществление воздействия на адресата проходит мягко, ненавязчиво, доброжелательно и способствует психологическому сближению собеседников. Комплименты, которые встречаются в речи современной молодежи, выглядят не такими изы-

сканными и галантными, как, например, в XIX веке, хотя и среди них попадаются комплименты традиционного характера.

В современных комплиментах на первый план выходит прагматическая функция, осуществление которой проходит в более резкой, эмоциональной, порой даже грубой форме, что вызывает иногда негативную реакцию со стороны адресата. При этом цель комплимента в данной коммуникативной ситуации остается не всегда достигнутой.

Современные комплименты отражают отношение между молодыми людьми и часто являются очень развязными по содержанию и по форме. Именно в комплиментах современные молодые люди стремятся выразить свои чувства, эмоции, стараясь быть при этом остроумными, смелыми, экстравагантными, что часто приводит к чрезмерным преувеличениям и скрытым насмешкам по отношению к адресатам.

Особенно ярко комплимент как новое явление в речи современной молодежи отражен в системе Интернет, причем надо отметить то обстоятельство, что в разделе комплиментов фактически много не комплиментов, а высказываний, имеющих большее отношение к жанрам флирта или иронии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современные комплименты объединяет общая тенденция, которая выражается в стремлении у молодежи выделиться с помощью комплимента перед своим собеседником, сострить, соригинальничать. Практически каждый современный комплимент содержит в себе, наряду с похвалой, какой-либо элемент иронии или издевки.

Умение делать комплимент - это трудное искусство, в котором надо знать меру. И хотя комплимент обычно связан с преувеличением, оно не должно быть чрезмерным, иначе комплимент превратится в насмешку; чрезмерная учтивость может обернуться навязчивостью, добродушие - льстивостью, остроумие - шутовством, смелость - грубостью, простота -неотесанностью.

Быть точным, тонким и изящным совсем не просто. Нельзя какой-то явный недостаток или очевидный изъян восторженно хвалить, тактичней его просто не заметить.

Преувеличение в комплименте - это представление некоторого качества более значительным, более красивым, более важным, чем это есть на самом деле. Некоторое преувеличение и усиление необходимо для создания художественного образа, но можно перестараться, и комплимент превратится в лесть и даже в насмешку или издевательство

(3).

Отсутствие меры, злоупотребление преувеличением и усилениями в комплиментах наблюдается у современной молодежи, что часто обижает и отталкивает собеседника.

Искусство комплимента состоит в том, чтобы открыто выразить собеседнику свое одобрение, восхищение, доставить ему радость, вызвать его расположение и создать благоприятный настрой для дальнейших отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1966.

2. Крысин Л.Л. Толковый словарь иноязычных слов, 25000. - М., 1998.

3. Тамберг Ю.Г. Как научиться говорить комплименты // http://www.natm.ru/ triz/ articles / tam kp00.htm

4. Пэта Хэскелл. Язык флирта. - М., 2002.

5. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

6. http://www.DEVILIGOR.HI5.RU. «Делай комплименты» независимый форум. Отношения мужчины и женщины. Комплименты.

7. http://www.RBAY.hm.ru. Комплимент - сделай себе хорошо. Дубненский сайт, созданный для общения молодежи «Kbar».

Об авторе

Мудрова Екатерина Владимировна, аспирант ГОУВПО «Таганрогский государственный педагогический институт». Сфера научных интересов - речевые жанры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.