Филологически ннуки
КОМПЛИМЕНТ В НАШИ ДНИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗ ИНТЕРНЕТА)
Е.В. Мудрова
COMPLIMENT IN OUR DAYS (INTERNET MATERIAL)
Mudrova E.V.
Contact-making and pragmatical functions of compliment are characterized, indications of compliment as the initial verbal genre are enumerated; on the base of the compliments, taken from the Internet, the classification of the typical for the modern youth complements is given, their specification is noted.
В статье характеризуются контактоуста-навливающая и прагматическая функции комплимента, перечислены признаки комплимента как первичного речевого жанра; на основе комплиментов, извлеченных из Интернета, представлена классификация комплиментов, типичных для современной молодежи, отмечена их специфика.
УДК 82.085
Хорошим началом при знакомстве может быть какая-то приятная собеседнику фраза. Дать понять человеку, что вы им интересуетесь, можно с помощью комплимента. Разумеется, если этот комплимент сделан умело, к месту и, самое главное, - искренне. Ведь в любом человеке можно заметить что-то особенное и достойное одобрения. Если ваше высказывание оказалось удачным, то это поможет установить первоначальный контакт и создать позитивный настрой для дальнейшего развития беседы (7).
Хотя люди во все времена умели проявлять свое одобрение, расположение и заинтересованность, наиболее устойчиво традицию комплимента связывают именно с куртуазной рыцарской культурой и творчеством трубадуров средневековья. В более позднее время искусство комплимента высоко ценилось в обществе и было непременным элементом светской беседы. В современном обществе приоритеты сместились от игры и образности в сторону информативности и функциональности. Современная модель речевого поведения является совершенно иной.
Толковые словари комплиментом называют «любезные, приятные слова, лестный отзыв. Комплимент - одобрение нашей внешности, ума, поступка, заботы... Комплимент - это род речевых действий, направленных на подбадривание собеседника, на создание у него хорошего настроения» (5, с. 173).
50/2007
Вестник Ставропольского государственного университета
В речевой ситуации, в которой действует комплимент, чаще всего имеется в виду общение знакомых людей. Именно с друзьями, родными, коллегами, с которыми мы сталкиваемся каждый день, необходимо быть внимательным. По мнению Н.И. Формановской, в большинстве случаев говорящий искренне хочет поднять настроение своего собеседника с помощью комплимента. «В сущности, почти в любом человеке, в любой ситуации можно подметить, выделить что-то хорошее, благоприятное, достойное поощрения» (5, с. 142).
Комплимент относится к первичным речевым жанрам и в качестве жанра включает в себя коммуникативную цель, позицию автора, позицию адресата, событийное содержание, языковое воплощение, эмоциональную окраску и другие компоненты, объединяющие все речевые жанры. Как и другие первичные речевые жанры, комплимент относится к контактной, межличностной коммуникации, поскольку он оказывает непосредственное воздействие на адресата.
Комплимент осуществляется в социальных ситуациях, представляющих контактный тип взаимодействия участников коммуникации, и относится к области кон-тактологии. Этот жанр представляет собой речевой контакт, необходимый для достижения коммуникации, и осуществляет фати-ческую, или контактоустанавливающую, функцию, которая является одной из основных функций комплимента.
Контактоустанавливающая функция - это предназначенность языка и его знаков для установления и поддержания речевого контакта в общении на официальном или неофициальном уровнях.
О.С. Ахманова определяет данную функцию как одну из функций языка, которая, в отличие от коммуникативной функции, проявляется в ситуациях, в которых говорящий не стремится сразу же передать слушающему определенную информацию, а хочет лишь придать естественность совместному пребыванию где-либо, подготовить слушающего к восприятию информации, обратить на себя внимание (1).
Основная функция комплимента заключается в установлении контакта и поддержании добрых отношений. Если такие речевые жанры, как угроза, ссора представляют собой конфликтное взаимодействие участников разговора, своеобразный контакт, направленный на установление негативных отношений и увеличивающий социально-психологическую дистанцию между собеседниками, то комплимент осуществляет контактное взаимодействие, направленное на установление доброжелательного контакта, и ведет к психологическому сближению собеседников. Контактоустанавли-вающая функция комплимента реализуется такими речевыми высказываниями, которые имеют соей целью расположить к себе собеседника, сообщить о добрых чувствах, о благорасположении.
Второй основной функцией комплимента является функция прагматическая, осуществление которой заключается в непосредственном воздействии адресанта высказывания на адресата. Прагматический аспект включает в себя комплекс вопросов, связанных с говорящим субъектом, адресантом, их взаимодействием в коммуникации, с ситуацией общения. В результате осуществления прагматической функции происходит следующее: речевое высказывание оказывает воздействие на адресата и вносит изменение в его эмоциональное состояние, взгляды и оценки, осуществляется эстетический эффект.
Комплимент в значительной мере изменил свой характер и иногда воспринимается, как неправда и преувеличение истинных достоинств. Действительно, жанр комплимента допускает некоторую гиперболу, но совсем не подразумевает обмана и неискренности. Этим комплимент существенно отличается от лести. Основными свойствами хорошего комплимента являются именно искренность и естественность. В противном случае комплимент будет выглядеть наигранным и может вызвать нежелательную реакцию (7).
Согласно Дейлу Карнеги, наряду с улыбкой и называнием человека по имени, комплименты являются самым быстрым
способом расположить к себе нейтрально настроенного собеседника. По ходу создания первого впечатления желательно делать те из них, которые легче всего оставляют отпечаток в памяти человека и звучат наиболее искренне.
Желательно, чтобы комплименты были конкретными; тогда они кажутся более искренними, в них больше внимания и индивидуальности. Общие комплименты могут показаться просто дежурными бездушными фразами. Комплимент - это всегда некоторое усиление. Желательно усиливать комплимент словами «очень», «изумительная», «самая» и под., а также лестными сравнениями. В результате выражается превосходная степень качества, получается комплимент-восхищение, комплимент-экспрессия.
Психологи считают, что чувства наши мы передаем не только словами, но и интонацией, расстановкой акцентов речи, выражением глаз, улыбкой.
Одно и то же слово можно сказать грубо и нежно, приветливо и злобно, с улыбкой и сквозь зубы. Так же дело обстоит и с комплиментами. Слово одновременно воздействует и на сознание, и на чувство человека. Мастерство комплимента сочетает в себе обе формы человеческого мышления, хотя в большей степени комплимент затрагивает эмоциональное состояние человека.
Не менее существенным, чем умение делать комплименты, является способность принимать комплименты и достойно отвечать на них. Некоторые люди не только получают комплименты без благодарности, но и с трудом их выслушивают, стараются всячески опровергнуть их, и если человек от души хотел сделать комплимент, доставить радость своему партнеру, то он попадет в неловкую ситуацию и вряд ли снова захочет в ней оказаться. Поэтому намного приятнее встречать комплименты с признательностью и наслаждаться ими.
Не стоит отвергать комплименты, оправдываться или отвечать на них одним словом. «Спасибо» - будет слишком формальной реакцией на искренний комплимент. Посмотрите собеседнику в глаза, улыбнитесь и поблагодарите его. Можно
выразить свое мнение по поводу комплимента, пошутить.
Комплименты можно и нужно делать кому угодно. Существует мнение, что комплименты нужно делать только женщинам. На самом деле всем нравится слышать о себе что-то приятное, но просто реакция мужчин на это не всегда заметна. Кроме привычных нам комплиментов просто женщине или мужчине, существует еще ряд разновидностей этого жанра: комплименты детям, жене, теще; комплименты начальникам и коллегам; комплименты пожилым людям. У любого человека имеются достоинства, какие-то особенности, производящие хорошее впечатление. Необходимо научиться распознавать их: ведь подлинный комплимент требует заинтересованного, теплого отношения к собеседнику.
Комплименты разных типов преследуют разные цели:
I. Комплименты, содержащие только похвалу:
1) цель - привлечь внимание при первом знакомстве (на основании впечатления от внешнего вида):
- Мне нравится Ваша улыбка.
- Меня восхищает Ваша красота!
- Вы такой энергичный человек!
- У Вас прекрасные густые и пышные волосы!
- Вы исключительно красивая женщина!
- Вам к лицу эта шляпка!
- У Вас прекрасный вкус!
- У Вас замечательные туфельки.
- Этот цвет Вам к лицу!
- Какая у Вас замечательная прическа!
- Вам идет эта элегантная блузка!
- Какое прелестное у Вас колечко!
- У Вас улыбка голливудской звезды!;
2) цель - при встрече между хорошо знакомыми людьми сохранить сложившийся тип отношений:
а) выразить восхищение по поводу внешнего облика собеседника:
- Милая, ты сегодня восхитительно выглядишь... У тебя такое шикарное платье (шляпка, брошка, сережки).
- Солнце мое, ты ослепительна в этом платье (плаще, юбке, блузке)!
50/2007
Вестник Ставропольского государственного университета
- Ты головокружительно пахнешь!
- В этой курточке ты всегда такая уютная, мягкая, теплая, нежная...
- Зайчик, твой прикид сегодня просто отпад!
- Вы сегодня так элегантно одеты, это отражает Вашу сущность.
- Какая у Вас легкая походка.
- Вы всегда одеты по-новому.
- Как Вам это удается, Вы всегда одеты по моде.
- Бог с Вами; у Вас немеркнущая красота на всю жизнь, это красота ума и доброты!
- Что бы ты ни надела, твой самый восхитительный наряд всегда на тебе;
б) цель - между хорошо знакомыми людьми, близкими друзьями выразить восхищение внутренним или деловым качеством собеседника, похвалить ум, проницательность, наблюдательность:
- Я же говорил, что ты у меня мудрая, проницательная, разумница, светлая головка!
- Я тебе уже сегодня говорил, что ты у меня умница?
- Ты всегда права, солнышко! Так и сделаем.
- Как тебе удается во всем разобраться!
- Я ценю вашу честность и открытость.
- Меня восхищает Ваша независимость.
- Вилочка, - забормотала Аська, - ты сумеешь, ты умная, ловкая, тебе все всегда удается, ты в нашем классе самая замечательная была
- Твои финансовые успехи говорят о твоей решительности.
- Я восхищен Вашим профессионализмом!
- Вы прекрасный специалист.
II. Комплименты, содержащие не только похвалу:
1) цель - похвалив, пошутить, соригинальничать:
- Красивая у Вас помада на рубашке.
- Знаете, Вы такая хозяйственная, как мыло.
- Вы так красивы, что к вам страшно подойти!
- Классные духи. А Вам обязательно в них мариноваться?
- Девушка, у Вас очень интересный рисунок на джинсах. У меня точно такой же дома на шторах.
- Девушка, у Вас очень приятные духи. Но, мне кажется, они были бы более приятными, если бы запах не был таким резким.
- Замечательно выглядите, - подтвердил я, - на свадебном фото кажетесь даже старше, чем сейчас!
- Мадам, позвольте вашу ручку . а то моя не пишет.
- Как Вам идет эта паранджа!
- Мне кажется, Вы очень красивы от природы. Зачем портить природную красоту таким количеством косметики?
- У Вас такие пушистые ресницы. Когда Вы моргаете, на меня дует!
- Здравствуйте, Римский носик!
- Наверное, твои родители террористы, потому что ты бомба!
- Ох, как вы выглядите, на миллион баксов ... Хотя и потертыми купюрами.
- Как красиво развеваются на ветру твои рога!;
2) цель - похвалить фривольно, часто в грубой форме, иронично:
- Какой Вы интеллигентный, даже шляпа на башке!
- А глаза - как звезды ... один выше, другой ниже.
- Как у Вас пупок очаровательно завязан!
- Мадам, у Вас такие духи .. Они для атаки или для самозащиты?
- Вам очень идет эта прическа! Совершенно не представляю Вас лысой.
Надо отметить, что данная классификация является условной, поскольку четких границ между рубриками нет. Некоторые из приведенных комплиментов можно отнести как к одной, так и к другой рубрике.
Любой комплимент реализует две основные функции - контактоустанавливаю-щую и прагматическую. В традиционных, классических комплиментах установление контакта и осуществление воздействия на адресата проходит мягко, ненавязчиво, доброжелательно и способствует психологическому сближению собеседников. Комплименты, которые встречаются в речи современной молодежи, выглядят не такими изы-
сканными и галантными, как, например, в XIX веке, хотя и среди них попадаются комплименты традиционного характера.
В современных комплиментах на первый план выходит прагматическая функция, осуществление которой проходит в более резкой, эмоциональной, порой даже грубой форме, что вызывает иногда негативную реакцию со стороны адресата. При этом цель комплимента в данной коммуникативной ситуации остается не всегда достигнутой.
Современные комплименты отражают отношение между молодыми людьми и часто являются очень развязными по содержанию и по форме. Именно в комплиментах современные молодые люди стремятся выразить свои чувства, эмоции, стараясь быть при этом остроумными, смелыми, экстравагантными, что часто приводит к чрезмерным преувеличениям и скрытым насмешкам по отношению к адресатам.
Особенно ярко комплимент как новое явление в речи современной молодежи отражен в системе Интернет, причем надо отметить то обстоятельство, что в разделе комплиментов фактически много не комплиментов, а высказываний, имеющих большее отношение к жанрам флирта или иронии.
Современные комплименты объединяет общая тенденция, которая выражается в стремлении у молодежи выделиться с помощью комплимента перед своим собеседником, сострить, соригинальничать. Практически каждый современный комплимент содержит в себе, наряду с похвалой, какой-либо элемент иронии или издевки.
Умение делать комплимент - это трудное искусство, в котором надо знать меру. И хотя комплимент обычно связан с преувеличением, оно не должно быть чрезмерным, иначе комплимент превратится в насмешку; чрезмерная учтивость может обернуться навязчивостью, добродушие - льстивостью, остроумие - шутовством, смелость - грубостью, простота -неотесанностью.
Быть точным, тонким и изящным совсем не просто. Нельзя какой-то явный недостаток или очевидный изъян восторженно хвалить, тактичней его просто не заметить.
Преувеличение в комплименте - это представление некоторого качества более значительным, более красивым, более важным, чем это есть на самом деле. Некоторое преувеличение и усиление необходимо для создания художественного образа, но можно перестараться, и комплимент превратится в лесть и даже в насмешку или издевательство
(3).
Отсутствие меры, злоупотребление преувеличением и усилениями в комплиментах наблюдается у современной молодежи, что часто обижает и отталкивает собеседника.
Искусство комплимента состоит в том, чтобы открыто выразить собеседнику свое одобрение, восхищение, доставить ему радость, вызвать его расположение и создать благоприятный настрой для дальнейших отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1966.
2. Крысин Л.Л. Толковый словарь иноязычных слов, 25000. - М., 1998.
3. Тамберг Ю.Г. Как научиться говорить комплименты // http://www.natm.ru/ triz/ articles / tam kp00.htm
4. Пэта Хэскелл. Язык флирта. - М., 2002.
5. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.
6. http://www.DEVILIGOR.HI5.RU. «Делай комплименты» независимый форум. Отношения мужчины и женщины. Комплименты.
7. http://www.RBAY.hm.ru. Комплимент - сделай себе хорошо. Дубненский сайт, созданный для общения молодежи «Kbar».
Об авторе
Мудрова Екатерина Владимировна, аспирант ГОУВПО «Таганрогский государственный педагогический институт». Сфера научных интересов - речевые жанры.