Научная статья на тему 'Комплекты визуальных и расчетных лабораторных моделей по основам цифровой электронной обработки информации'

Комплекты визуальных и расчетных лабораторных моделей по основам цифровой электронной обработки информации Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
122
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ КОМПЛЕКС / VIRTUAL LABORATORY COMPLEX / ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ / THE BASICS OF ELECTRONIC DATA PROCESSING / ВИЗУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ / VISUAL MODELS / РАСЧЕТНЫЕ МОДЕЛИ / COMPUTATIONAL MODELS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Новиков Василий Викторович, Генович Владимир Витальевич, Гриншпун Дмитрий Михайлович

Рассмотрены вопросы разработки комплектов компьютерных моделей электронных устройств, входящих в состав виртуального лабораторного комплекса по основам электронной обработки информации. Вводятся понятия визуальных и расчетных моделей в рамках комплекса, комплектов визуальных и расчетных моделей, рассматриваются этапы их разработки и вопросы составления математических описаний моделей – определения применяемых способов аппроксимации и методов составления математических описаний. Анализируются требования к визуальным и расчетным моделям с технической и педагогической сторон, приводится результат разработки комплектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Новиков Василий Викторович, Генович Владимир Витальевич, Гриншпун Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SETS OF THE VISUAL AND COMPUTATIONAL LABORATORY MODELS ON THE BASIS OF DIGITAL ELECTRONIC INFORMATION PROCESSING

The article analyzed the issues of sets development for computer models of electronic devices that are part of a virtual laboratory complex on the basis of electronic data processing. The concepts of visual and computational models are introduced, sets of visual and computational models, the stages of their development and questions of models mathematical descriptions the definition of used approximation methods and methods for mathematical descriptions. Requirements for visual and computational models from the technical and pedagogical sides are analyzed; the result of the sets development is given.

Текст научной работы на тему «Комплекты визуальных и расчетных лабораторных моделей по основам цифровой электронной обработки информации»

Нанесение пасты на ПП производится посредством специального трафаретного принтера. Для работы с заданной ПП принтеру требуется трафарет, созданный для этой ПП. В случае с рассматриваемым примером трафарет был создан по субподряду. Для получения данных о контактных площадках по пункту меню «Fabrication outputs ^ Gerber files» на вкладке «Layers» был выбран слой разработанной ПП «Top Solder». После этого осуществляется сборка ПП на автоматизированном оборудовании (рис. 3).

Для завершения сборки необходимо оплавление паяльной пасты в конвекционной печи, промывка в ультразвуковой ванне и визуальный контроль качества пайки на стереоувеличителе. Эти операции являются типовыми и не привязаны к конкретному оборудованию.

Заключение

В результате проделанной работы был сформулирован подробный алгоритм формирования сборки печатной платы, предназначенный для обучения навыкам печатного монтажа и позволяющий полностью осознать данный технологический процесс. Подобная схема построения технологического процесса в единой информационной среде на примере создания печатной платы в лаборатории поверхностного монтажа является наглядным примером работы в единой информационной среде. Тщательный подбор примеров позволяет ускорить и упростить ввод исходных данных, что очень важно для процесса обучения. Технология микропроцессорных изделий очень быстро меняется, каждый месяц появляется новое оборудование, новые материалы и технологии. Все сведения о технологии, рассказанные студентам, могут измениться, когда студенты получат дипломы и приступят к работе. В связи с этим для решения технологических задач очень важно умение работать с автоматизированным оборудованием и использовать информационную среду.

Литер атура

1. Указания по подготовке данных из САПР в Gerber-формате: официальный сайт компании «Резонит» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rezonit.ru/urgent/howto/, свободный. Яз. рус. (дата обращения - 30.11.2011).

2. Сабунин А.Е. Altium Designer. Новые решения в проектировании электронных устройств. - М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2009. - 432 с.

3. Суходольский В.Ю. Сквозное проектирование функциональных узлов РЭС на печатных платах в САПР Altium Designer 6. Ч. 1, 2: Учебное пособие. - СПб: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2008. - 148 с.

4. Инструкция к станку. Установщик компонентов MECHATRONIKA. - M50/60. - СПб: ЗАО НПФ «Диполь», 2006.

Воробьев Анатолий Сергеевич - Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет

информационных технологий, механики и оптики, студент, [email protected] Федосов Юрий Валерьевич - ЗАО «МНС», аспирант, [email protected]

УДК 621.38, 372.862, 377.5

КОМПЛЕКТЫ ВИЗУАЛЬНЫХ И РАСЧЕТНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ МОДЕЛЕЙ ПО ОСНОВАМ ЦИФРОВОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

В.В. Новиков, В.В. Генович, Д.М. Гриншпун

Рассмотрены вопросы разработки комплектов компьютерных моделей электронных устройств, входящих в состав виртуального лабораторного комплекса по основам электронной обработки информации. Вводятся понятия визуальных и расчетных моделей в рамках комплекса, комплектов визуальных и расчетных моделей, рассматриваются этапы их разработки и вопросы составления математических описаний моделей - определения применяемых способов аппроксимации и методов составления математических описаний. Анализируются требования к визуальным и расчетным моделям с технической и педагогической сторон, приводится результат разработки комплектов. Ключевые слова: виртуальный лабораторный комплекс, основы электронной обработки информации, визуальные модели, расчетные модели.

Введение

Представленный в настоящей работе виртуальный лабораторный комплекс предназначен для математического моделирования и визуального представления физических процессов в электронных узлах формирования цифровых сигналов и их логических преобразований.

Разработка комплекса (далее - Комплекса) ведется с 2008 г. Первые результаты, продемонстрированные на «V Всероссийской межвузовской конференции молодых ученых» в 2008 г. и на конференции «Научный потенциал-ХХ1 век» в 2009 г. [1, 2], содержали разработки по тематическим разделам «Формирование цифровых сигналов»; «Принципиальная реализация логических элементов»; «Синтез комбинационных схем» и состояли из нескольких разработанных лабораторных работ, включавших лабора-

торные установки (компьютерные модели имитируемых устройств) и методические указания по их выполнению. При этом компьютерные модели имитируемых устройств делились на два типа: имитационные и функциональные.

Педагогический эксперимент привел к выводу о целесообразности тематического расширения и разработки единой концепции виртуальных лабораторных комплексов по основам цифровой электронной обработки информации (далее - Концепция). Она была представлена на конференциях «Телематика'2010» и «Современные достижения в науке и образовании» в 2010 г. [3, 4]. В соответствии с Концепцией Комплекс дополнен еще двумя типами моделей: расчетными и визуальными. Под расчетной понимается модель исследуемого объекта, предназначенная для контроля знаний учащихся и проведения лабораторных работ; под визуальной - модель исследуемого объекта, наглядно демонстрирующая принцип его функционирования на уровне физических процессов; под комплектом расчетных моделей (КРМ) и комплектом визуальных моделей (КВМ) - набор расчетных и визуальных моделей по тематическим разделам:

- формирование цифровых сигналов (ФЦС);

- логические элементы (на биполярных транзисторах) (ЛЭ 1);

- логические элементы (на полевых структурах) (ЛЭ 2);

- трехстабильные логические элементы (ТСЭ);

- комбинационная/некомбинационная логика (КЛ/НКЛ);

- магистральные структуры (МС);

- программируемые структуры (ПС).

Результаты первых этапов разработки представлены на конференции «Телематика'2010» [5].

Обоснование разработки

Разработка осуществляется на основе выработанных экспертным методом требований, подробно изложенных в Концепции [3]. Так, визуальные модели (ВМ) должны:

- отображать схемы изучаемых электронных узлов;

- функционировать на основе их математического описания;

- обеспечивать интерактивный режим использования - реакцию на задаваемые пользователем посредством имитаторов приборных органов управления воздействий (установку параметров электронных узлов и входных сигналов) и динамическое отображение результатов моделирующего расчета при помощи элементов индикации, имитирующих физические измерительные приборы;

- наглядно отображать физические процессы, протекающие в электронных устройствах.

Расчетные модели (РМ) также должны отображать схемы изучаемых электронных узлов, функционировать на основе их математического описания и обеспечивать интерактивный режим использования, но в отличие от ВМ, интерактивность достигается вводом и выводом непосредственно числовых значений вместо имитации приборного управления и индикации. Кроме того, должен производиться вывод дополнительных параметров, избыточных с точки зрения получения конечных значений, но необходимых для обоснования математических описаний и путей решения - напряжения и силы токов в каждом узле и цепи устройства.

Кроме того, должна быть учтена специфика целевой аудитории - студенты и учащиеся образовательных уровней среднего профессионального образования (ОУ СПО), начального профессионального образования (НПО), школьники старших классов информационно-технологического профиля. Это определяет предпочтительно линейный (кусочно-линейный) метод аппроксимации нелинейных характеристик полупроводниковых приборов.

Сопоставительный анализ аналогичных решений комплексов лабораторных и демонстрационных работ [6-14] показал, что все представленные программные продукты обладают возможностью интерактивности и индикации измерительных показаний. Однако визуализацию на уровне физических процессов реализуют только отдельные модели пакета «Открытая физика», в которых отсутствуют модели полупроводниковых элементов, и ни один аналог не поддерживает линейную аппроксимацию характеристик полупроводниковых элементов, основываясь на математическом описании системой дифференциальных уравнений, что исключает эффективное применение целевой аудиторией указанного образовательного уровня.

Все вышеизложенное привело к двухэтапной разработке оригинального комплекса:

- математические описания работы электронных устройств;

- создание расчетных и визуальных моделей устройств на основе их математических описаний.

Разработка математического описания

Согласно Концепции, математическое описание всех типов моделей в рамках одного тематического раздела и одного образовательного уровня должны быть одинаковы, что позволяет разрабатывать единые математические модели (ММ). Образовательный уровень целевой аудитории определил следующий способ аппроксимации характеристик полупроводниковых приборов:

1. Вольтамперная характеристика р-п-перехода аппроксимирована ступенчатой функцией: падение напряжения при прямом включении составляет 0,6 В; обратный ток равен нулю.

2. В линейном режиме работы биполярного транзистора коэффициент передачи по току р = — (/к, /б -

ток коллектора и базы) принимается равным константе.

3. В режиме насыщения биполярного транзистора минимальная разность потенциалов между коллектором и эмиттером Пкэ равна 0,4 В.

Приведенные численные значения соответствуют характеристикам маломощных высокочастотных кремниевых полупроводниковых диодов и транзисторов. Составление ММ состоит из следующих этапов:

- определение областей режимов работы имитируемого электронного узла (сочетаний состояний входящих в него полупроводниковых приборов);

- исключение из полученного множества режимов невозможных при задаваемых значениях параметров цепи;

- определение условий работы каждого рабочего режима;

- разработка ММ для рабочих режимов.

Разработка ВМ

Приняты следующие способы визуализации: движение потока «положительно заряженных частиц», направление движения которых совпадает с направлением тока, или потока электронов, направление движения которых обратно направлению тока.

Для разработки графического интерфейса применен программный пакет Adobe Flash, для моделирования и программной визуализации - встроенный язык программирования ActionScript 3.0. Схема функционирования визуальных моделей включает в себя три этапа.

1. Ввод данных с помощью приборных органов управления: параметров имитируемого электронного узла и входных сигналов.

2. Расчет, состоящий из трех шагов:

- расчет всех рабочих режимов модели;

- проверка на непротиворечивость условиям работы режимов;

- вывод результатов расчета непротиворечивого режима.

3. Визуализация - определение путей движения заряженных частиц в электронной схеме и плотности их потока; вывод на монитор.

Разработка РМ

В качестве программной среды используется продукт, не требующий специальных знаний и навыков программирования, но обеспечивающий реализацию математического описания модели на уровне расчета - MS Excel. Схема функционирования РМ, как и ВМ, состоит из тех же этапов, за исключением режима ввода и вывода данных, которых на порядки больше, и поэтому используются упрощенные поля форм.

Каждая модель представляет собой стандартную книгу MS Excel, состоящую из титульного листа и листов ММ режимов. Ячейки листов разделяются на два типа: ячейки с данными и параметрами и ячейки с формулами. Задачи титульного листа:

- обеспечение ввода параметров и входных сигналов модели;

- передача параметров и входных сигналов на листы ММ;

- вывод результатов проверок каждого рабочего режима.

Задачей листов ММ является расчет промежуточных и выходных значений. В соответствии с этим титульный лист включает в себя следующие таблицы:

- параметров схемы;

- входных сигналов;

- вектора проверок режимов.

Листы ММ моделей режимов включают в себя таблицы:

- параметров схемы;

- входных сигналов;

- промежуточных значений;

- входных и выходных значений;

- результатов проверок режимов.

Вектор проверок режимов формируется на основе результатов проверок режима по каждому листу

ММ.

Пример разработки

В качестве примеров представлены интерфейсные окна визуальной (рис. 1) и расчетной (рис. 2) моделей двухкаскадного узла формирования двухтактных сигналов в схемотехнике транзисторно-транзисторной логики (ТТЛ). Назначение этих моделей - демонстрация принципа работы.

Входные данные: сопротивления Я1, Я2, Я3, Я4 и напряжение ивх, напряжение электропитания Е. Выходные данные: напряжения иу1 и иу2.

□ Adobt flash Player 10^

Фвйл Просмотр Управление Справка

E

@ 5В

UBX

0,5В

'кч-в-ЫвД

I

170000

R2:

3500 Оы

щ

U62

| С,93 В |

Режим

®НЗ: J 500 0м

Uy

yi

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

VT1

<

VT2

--Uy2

X

R4: ,®l 5 00 Ом

Рис. 1. Иллюстрация окна ВМ «Двухкаскадный узел формирования двухтактных сигналов

в схемотехнике ТТЛ»

В соответствии с тематическим разделом (формирование цифровых сигналов) наибольший интерес представляют переключательные свойства моделируемого электронного устройства, непосредственно зависящие от переходных режимов полупроводниковых элементов. В связи с этим важно оценить адекватность функционирования разработанных моделей в переходных режимах.

В качестве метода оценки было применено сопоставление представленной выше модели двухкас-кадного узла формирования двухтактных сигналов в схемотехнике ТТЛ (модель А) с аналогичной, построенной в среде наиболее близкого аналога МиШБт 11 (моделью Б). В первом случае использовалась модель транзистора КТ315, во втором случае - зарубежный аналог 2М2712.

На рис. 3 представлена временная диаграмма входного сигнала, на рис. 4 - укрупненные временные диаграммы выходных сигналов.

А в С

1 ГТарг Петры схемы

2 Е 100.0 в

3 6 и

4 я, 200 000 Ом

S Я, 3 $00 Ом

6 500 Ом

7 «. 500 Ом

В

5 п ромежуточиые значения

10 it 0.0002 А 0,197 мд

И i) 0.0121 А 12.069 мД

12 0,1119 А 111,94 мА

13 Ч 0.1142 А 114.178 иА

14 U 0.0099 А 9.S5 МА

15 0.0022 А 2.239 мА

16 ¡и 0.01 А 10.047 мА

17 и„ 60.6 В

IS и„ S7.6W2 0

19 11,, 57.6332 В

21 Входи ые и выходцы значений

22 X 60,0 В

23 У' 44,03 В

24 У. 57.069 В

26 Проверка листа:

27 Б.П. 1

26 VT„ 0

29 кг. 1

SO VT„ 0

31 1

32 п. л. 0

E

R1

I I I

R2

VT1

I

R3

У1

VT2

У2

R4

I

Рис. 2. Фрагмент окна РМ «Двухкаскадный узел формирования двухтактных сигналов

в схемотехнике ТТЛ»

x

0 20 40 60 80 100 120 140 160 180 200 Время, I

Рис. 3. Временная диаграмма входного сигнала

120

100

МиКгат 11; -

Время, t

а

140 160

Линейная аппроксимация

* 11,5

90 100

— МиКгат 11; -

110 120 130

- Линейная аппроксимация

Время, t б

Рис. 4. Временная диаграмма переходных режимов: сигнал Цу2 (а); сигнал Цу1 (б)

Сопоставление временных диаграмм показывает практически полное соответствие результатов модели А и модели Б на линейных участках. В то же время на одном из переходных участков виден разрыв, вызванный неопределенностью режима модели А, что говорит о том, что вектор режима в зоне разрыва не определен, т. е. ни одно из условий существующих рабочих режимов этой модели не выполняется. Вызван этот эффект применением упрощенного способа аппроксимации нелинейной характеристики транзисторов, о чем говорилось выше. В то же время переход на более совершенные способы (описание с помощью системы дифференциальных уравнений) не будет соответствовать образовательному уровню ОУ СПО ввиду сложности такой ММ. В связи с этим принято следующее решение: методика выполнения соответствующей лабораторной работы основывается на представленной модели, а полученный эффект представляется студентам в демонстрационном режиме.

60

80

12,5

12

11

10.5

10

80

Заключение

В настоящее время разработаны следующие визуальные и расчетные модели:

1. Транзисторный каскад с общим эмиттером, соответствующий разделу ФЦС;

2. Двухкаскадный узел формирования двухтактных сигналов в схемотехнике ТТЛ, соответствующий разделу ФЦС;

3. Транзисторный каскад с общей базой, соответствующий разделу ФЦС;

4. Логический элемент «НЕ» (ТТЛ), соответствующий разделу ЛЭ 1;

5. Трехстабильный элемент «НЕ» (ТТЛ), соответствующий разделу ТСЭ.

В ближайшее время планируется проведение полноценного опробования визуальных и расчетных моделей в учебном процессе факультета среднего профессионального образования Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики в рамках дисциплины «Компьютерное моделирование аппаратной обработки данных» с введением в соответствующую рабочую учебную программу. Предполагается дальнейшее расширение комплектов моделей.

Литература

1. Новиков В.В. Виртуальный лабораторный комплекс по основам полупроводниковой цифровой электроники // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. - 2008. - Вып. 52. - С. 129-133.

2. Новиков В.В. Виртуальный лабораторный комплекс по основам полупроводниковой цифровой электроники // Сборник тезисов «Научный потенциал-XXI». - М., 2009. - С. 117.

3. Гриншпун Д.М. Виртуальные лабораторные комплексы по основам цифровой электроники // Труды XVII Всероссийской научно-методической конференции «Телематика'2010». - СПб, 2010. - Т. 2. -С. 340-342.

4. Гриншпун Д.М. Виртуальные лабораторные комплексы по основам цифровой электронной обработки информации как средство повышения качества IT-образования // Сборник трудов IV Международной научной конференции «Современные достижения в науке и образовании». - Будва, 2010. - С. 12.

5. Новиков В.В., Гриншпун Д.М. Интерактивный визуально-демонстрационный виртуальный лабораторный комплекс по основам цифровой электроники // Труды XVII Всероссийской научно-методической конференции «Телематика'2010». - СПб, 2010. - Т. 2. - С. 342.

6. Гамбург К.С. Виртуальные стендовые лабораторные работы как инновационная форма контекстного обучения. Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - 186 с.

7. Лапшина И.В. Виртуальная информационно-образовательная лаборатория в профессиональной подготовке студентов. Дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2002. - 188 с.

8. Медведева О.А. Развитие познавательной деятельности старшеклассников посредством виртуальной информационно-образовательной лаборатории. Дис. ... канд. пед. наук. - Карачаевск, 2006. - 186 с.

9. Ревинская О.Г. Методика проектирования и проведения компьютерных лабораторных работ для изучения теоретических моделей явлений и процессов в курсе физики технического вуза. Дис. . канд. пед. наук. - Томск, 2006. - 229 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Саватеев Д. А. Компьютерное моделирование в изучении физических основ электромагнитных явлений в курсах общей физики и специальных дисциплин технического вуза. Дис. ... канд. пед. наук. -СПб, 2007. - 158 с.

11. Официальный сайт программной среды виртуального моделирования Edison 5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edisonlab.com, свободный, Яз. англ. (дата обращения 08.11.2011).

12. Официальный сайт программной среды виртуального моделирования Yenka Technology [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yenka.com/en/Yenka_Technology/, свободный, Яз. англ. (дата обращения 08.11.2011).

13. Официальный сайт программной среды виртуального моделирования Electronic Workbench Multisim [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ni.com/multisim/, свободный, Яз. англ. (дата обращения 08.11.2011).

14. Официальный сайт разработчиков пакета «Открытая физика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.physicon.ru, свободный. Яз. рус. (дата обращения 08.11.2011).

Новиков Василий Викторович - Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет

информационных технологий, механики и оптики, студент, [email protected]

Генович Владимир Витальевич - Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет

информационных технологий, механики и оптики, студент, [email protected]

Гриншпун Дмитрий Михайлович - Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет

информационных технологий, механики и оптики, декан, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.