Научная статья на тему 'Комплексы фораминифер верхнего плейстоцена зимнего берега белого моря'

Комплексы фораминифер верхнего плейстоцена зимнего берега белого моря Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексы фораминифер верхнего плейстоцена зимнего берега белого моря»

ЛИТЕРАТУРА

Веклич М. Ф., Сиренко И. А. и др. Опорные геологические разрезы антропогена Украины. Киев: Наукова думка, 1967. Ч. 1.

Веклич М. Ф., Сиренко Н. А. и др. Опорные геологические разрезы антропогена Украины. Киев: Наукова думка, 1972. Ч. III.

Веклич М. Ф. Стратиграфия лёссовой формации Украины и соседних стран. Киев: Наукова думка, 1968.

Палеопедология. Киев: Наукова думка, 1974.

Палеопедология, 1966. Т. 1.4. 1.

Яхимович В. JI., Немкова В. К., Дорофеев П. И., Попова-Львова М. Г. Плиоцен Башкирского Предуралья (кинельская свита).— В кн.: Кайнозой Башкирского Предуралья. М.: Недра, 1965. Т. II. Ч. 2.

Яхимович В. Л., Немкова В. К., Сулейманова Ф. И. и др. Фауна и флора Симбугино (опорный разрез акчагыла и апшерона Башкирии). М.: Наука, 1977.

УДК 56(119) : 562+(470.11) О. П. БРЫНОВ, С. В. МИЯСКИН, А. Ф. СТАНКОВСКИИ

КОМПЛЕКСЫ ФОРАМИНИФЕР ВЕРХНЕГО ПЛЕЙСТОЦЕНА ЗИМНЕГО БЕРЕГА БЕЛОГО МОРЯ

В 1977 г. на Зимнем берегу Белого моря скважинами 209 Топкое и 219 Патракеевка (рис. 1) впервые вскрыты мощные толщи четвертичных отложений, в которых установлены интервалы, насыщенные фора-миниферами. Разрезы скважин имеют следующее строение:

Глубина, я

Скв. 209 Топкое

Торф....................................0,0—0,8

Глина песчаная, темно-серая, с гравием до 10%............0,8—7,0

Глина алевритовая, темно-серая, тонкослоистая, с обломками тонкостворчатых раковин моллюсков......................7,0—15,6

Глина, аналогичная лежащей выше, не алевритовая.....15,6—22,9

Глина алевритовая буровато-коричневая, слоистая, с прослоями песка,

с обломками тонкостворчатых раковин моллюсков............22,9—33,8

Глина алеврито-песчаная, буровато-коричневая, с гравием и галькой . 33,8—40,0 Супесь плотная, с включениями глин и прослоями песка, с гравием и

галькой ..................................40,0—57,3

Песок с включениями глин, гальки и гравия.......57,3—61,2

Глина алеврито-песчаная, темно-серая, с прослоями песка .... 61,2—64,5 Глина алеврито-песчаная, буровато-серая, песчано-слоистая, с гравием

и галькой.................64,5—81,8

Скв. 219 Патракеевка

Торф....................................0,0—0,7

Суглинок темно-серый, коричневый, с гравием и галькой до 10% . 0,7—50,6 Глина алевритистая, темно-серая, пластичная, с единичным гравием, с

обломками тонкостворчатых раковин моллюсков ....... 50,6—59,2

Глина темно-серая, песчаная, с обломками раковин, с редкой галькой

и гравием..................................59,2—69,1

Глина алевритистая, темно-серая, с единичным гравием. В интервале

90,0—91,4 м прослой суглинка коричневого цвета............69,1—94,9

В обеих скважинах под четвертичными отложениями вскрыты до-кембрийские породы. Результаты фораминиферового анализа четвертичных отложений приведены на рис. 2 и 3.

В супесчаных отложениях скв. 209 Топкое на глубине 55,0—81,8 м встречены единичные фораминиферы плохой сохранности. Практически все раковины здесь несут следы аллохтонного захоронения.

Особый интерес представляют фораминиферы, обнаруженные в лежащих выше глинах скв. 209 Топкое на глубине 7,0—36,0 и скв. 219 Патракеевка на глубине 50,8—94,9 м. По характеру распространения фораминифер и литологии вмещающие породы скв. 209 разделяются на три слоя (рис. 2).

I. Интервал глубин 36,0—33,8 м наряду с примесью обломочного материала характеризуется редкой (до 3 видов) встречаемостью единичных раковин фораминифер удовлетворительной сохранности. Среди последних найдены переотложенные из подстилающей толщи Cassandra inflata. По-видимому, отложения этого интервала образовались в самый начальный период развития трансгрессии, в условиях волноприбойной зоны размыва и осадконакопления.

II. Породы на глубинах 33,8—22,9 м содержат сравнительно бедный (до 11 видов) комплекс фораминифер при небольшом количестве экземпляров — до 200 на 100 г сухой породы. Преобладают Protelphidium orbiculare, Elphidium hya-linum, Islandiella helenae; встречены также единичные остракоды. Вероятно, выделенный слой сформировался в условиях раннетрансгрессивной стадии па-леобассейна.

III. Наибольшее количество фораминифер хорошей сохранности встречено на

глубинах 22,9—7,0 м (скв. 209) и 94,9—50,6 м (скв. 219). Всего здесь определено 66 видов, относящихся к 33 родам и 15 семействам. Среди них доминируют: Protelphidium orbiculare, Elphidium hyalinum, E. atlan-ticum, Cribroelphidium granatum, C. go§si goösi, Cribrononion obscurui, Nonionella labradorica, Islandiella helenae, I. islandica, Cassidulina subacuta (рис. 3).

Комплекс представлен в основном мелководными фораминиферами из семейства Elphidiidae. Тем не менее палеобассейн был, вероятно, не настолько мелким, чтобы не могли существовать стеногалинные и сравнительно глубоководные виды из сем. Islandiellidae [Троицкая, 1971]. Общий состав комплекса позволяет предположить образование вмещающих его осадков в нижней части сублиторали, в условиях открытого палеобассейна с нормальной соленостью при положительных температурах воды. Количественный максимум в развитии фораминифер отмечается на глубинах 20,0 м (скв. 209) и 92,0 м (скв. 219), где число раковин превышает 1000 экземпляров на 100 г сухой породы при богатом видовом составе (до 28 видов). Количественному максимуму фораминифер соответствует и наибольшая встречаемость остракод, что соответствует, вероятно, наиболее оптимальным условиям палеобассейна и началу регрессивной стадии осадконакопления. Выше по разрезу содержание фораминифер постепенно и неравномерно снижается до первых сотен и даже десятков раковин в образце (3—8 видов). Таким образом, начиная с указанных глубин наблюдается определенная тенденция к постоянному сокращению видового разнообразия и плотности популяций.

Все выделенные фораминиферы относятся к известковому бентосу, исключение составляет Quinqueloculina agglutinata. Планктонных форм

Рис. 1. Схема расположения изученных скважин

Рис. 2. Распределение фораминифер в разрезе скв. 209 Топкое

/ — от 1 до 10 экз.; 2-от 11 до 50; 3 — от 51 До 100; 4 — от 101 до 400; 5 - более 400; 6-8 - гранулометрический состав: ^ — <0.01 мм, 7—0,01-0,1, в —>0.1 ыы Заказ 5192

Рис. 3. Распределение фораминифер

Условные обозначения см. рис. 2

В

разрезе скв. 219 Патракеевка

нет. Выделенный комплекс фораминифер слагается лузитанскими, бо-реальными, аркто-бореальными, бореально-арктическими и арктическими формами [Гудина, 1966; Гудина, Евзеров, 1973]. Тепловодные формы (лузитанские, бореальные и аркто-бореальные) составляют 40% (26 видов). Более холодноводные (арктические и бореально-арктиче-ские)—30% (20 видов). Фораминиферы с неизвестной зоогеографиче-ской характеристикой составляют 30% (20 видов). В целом весь комплекс слагают преимущественно умеренно холодноводные виды (бореальные и аркто-бореальные).

Литологически интервалы глубин, в которых распространены фораминиферы, характеризуются повышенной карбонатностью и значительным преобладанием глинистой фракции в гранулометрическом составе. Сравнительно полная идентификация выделенных комплексов позволяет проводить корреляцию вмещающих слоев, несмотря на различие их гипсометрического положения (устье скв. 209 расположено на 125 м выше устья скв. 219), которое связано с проявлением неотектоники и находит свое отражение на тектонической карте района.

Ниже делается попытка сопоставить изученные фораминиферы с комплексами фораминифер других регионов. Так, например, ряд общих для выделенных нами комплексов видов имеется, по данным Г. Н. Кра-сильниковой [Абрукина, Красильникова, 1972], среди фораминифер морских межледниковых отложений Кольского полуострова, бассейнов р. Онега, Мезень и отложений Среднего Тимана. Однако полная или сравнительная идентификация изученных комплексов с упомянутыми выше не обнаруживается. По систематическому составу изученные нами фораминиферы можно сопоставить с казанцевским комплексом, выделенным А. Н. Наумовым, В. Я. Слободиным [1972] на п-ве Канин, и с фораминиферами отложений бореальной трансгрессии бассейна р. Северная Двина, по данным О. Ф. Барановской [Плешивцева, Гриб, 1966]. Поскольку результаты количественного анализа массовых видов фораминифер авторами не приведены, сравнительные выводы нельзя сделать более убедительными. По характеру распространения, преобладанию видов и количественному соотношению обнаруженные в глинистых слоях фораминиферы в основном аналогичны казанцевскому комплексу Сибири [Гудина, 1969, 1976] и отличаются лишь массовой встречаемостью раковин сем. Islandiellidae и частично сем. Cassidulinidae. Это объясняется, вероятно, более глубоководными условиями палеобассейна на территории Беломорско-Кулойского плато.

В скв. 219 Патракеевка, в интервале глубин 0,7—50,6 м, встречены немногочисленные (до 15 видов из 140 экземпляров) фораминиферы удовлетворительной и плохой сохранности, вероятно, переотложенные. На это указывает и тот факт, что по составу они почти повторяют комплекс in situ из подстилающих глин, но значительно обеднены количественно. Большинство раковин со следами вторичного захоронения спорадической встречаемости. Здесь же встречены единичные остатки кри-ноидей и остракод палеозойского облика. Пользуясь стратиграфической схемой северного плейстоцена [Гудина, 1976], отложения, вмещающие переотложенный бореальный комплекс, вероятно, следует отнести к калининской (нижневалдайской) морене.

ЛИТЕРАТУРА

Абрукина Р. Е., Красильникова Г. Н. Фораминиферы морских межледниковых отложений Кольско-Карельского региона, их стратиграфическое значение и история развития. Петрозаводск, 1972. (Тр. Ин-та геол. Карел, фил. АН СССР; Вып. 13). Гудина В. И. Фораминиферы и стратиграфия четвертичных отложений северо-запада Сибири. М.: Наука, 1966.

Гудина В. И. Морской плейстоцен сибирских равнин. Фораминиферы Енисейского Севера. М.: Наука, 1969. (Тр. Ин-та геол. и геофиз. СО АН СССР; вып. 63).

Гудина В. И. Фораминиферы, стратиграфия и палеозоогеография морского плейстоцена Севера СССР. Новосибирск: Наука, 1976. (Тр. Ин-та геол. и геофиз. СО АН СССР; Вып. 314).

Гудина В. И., Евзеров В. Я. Стратиграфия и фораминиферы верхнего плейстоцена Кольского полуострова. Новосибирск: Наука, 1973. (Тр. Ин-та геол. и геофиз. СО АН СССР; Вып. 175).

Наумов А. Н., Слободин В. Я• Новые данные по четвертичной геологии южной части полуострова Канин.— В кн.: Новейшая тектоника и палеогеография Северной Арктики в связи с оценкой минеральных ресурсов. Л., 1972.

Плешивцева Э. С., Гриб В. П. К стратиграфии четвертичных отложений нижнего течения реки Северной Двины.— В кн.: Доклады по геоморфологии и палеогеографии северо-запада Европейской части СССР. Л.: Всесоюз. геогр. о-во СССР, 1966, вып. 2.

Троицкая Т. С. Условия обитания и распределение фораминифер в Японском море (семейства Е1рЫ<Шёае, Са881<1иНт<1ае, ЫапсИеШёае).— В кн: Общие вопросы изучения микрофауны Сибири, Дальнего Востока и других районов. М.: Наука, 1971.

УДК 551.3.051.1 : 551.332.24+551.312.3 Г. А. ЮОЗАПАВИЧЮС, А. А. ЮРГАИТИС, Ю. 3. ЗИМКУТЕ

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ КОСОЙ слоистости ФЛЮВИОГЛЯЦИАЛЬНЫХ И АЛЛЮВИАЛЬНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ С ЦЕЛЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ ГЕНЕЗИСА

При определении условий возникновения различных аккумулятивных форм рельефа областей материкового оледенения значительное внимание уделяется строению и текстурным особенностям рельефообразую-щих отложений. В таких работах обычно характеризуются текстуры, присущие отложениям определенного генезиса [Раукас, 1974; Бурлак, 1975; Микалаускас, 1976; и др.]. Несомненно, что в четвертичных отложениях преобладающей является косая слоистость. Более детальный анализ элементов слоистости флювиогляциальных отложений по методикам, предложенным Л. Н. Ботвинкиной [1965], Э. И. Кутыревым [1968] и Л. С. Смирновым [1969], обычно не делается в виду того, что по ним можно выяснить только условия переноса и отложения осадков, силу потоков, но нельзя получить сведения о геоморфологической ситуации их формирования. Определение генезиса форм рельефа — первоочередная задача при геолого-геоморфологическом картировании, поисках месторождений строительных песков и песчано-гравийного материала. Четвертичные отложения формировались потоками, в разной степени изменчивыми как по силе, так и по ориентировке, в связи с чем мы попытались определить этот процесс количественно и выяснить возможность использования результатов изучения косой слоистости для определения геоморфологической обстановки формирования отложений или их генезис.

Для измерения ориентировки и максимального угла наклона косого слойка в рыхлых сыпучих отложениях необходимо выполнять замеры горным компасом каждого слойка в двух вертикальных плоскостях. С этой целью в изучаемом слое обнажения очищаются две вертикальные стенки и по ним замеряются углы падения одного и того же лучше видимого слойка, а также азимуты простирания указанных стенок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.