Научная статья на тему 'Комплексный тренажер для подготовки управляющих стрельбой'

Комплексный тренажер для подготовки управляющих стрельбой Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
196
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный тренажер для подготовки управляющих стрельбой»

На АРМО КСА обеспечивается имитация функционирования КСА во всех режимах работы с выполнением следующих функций:

- автоматизированный запуск программного обеспечения при включении и выключении АРМ;

- отображение заданного района электронной карты;

- обеспечение приема, обработки и отображения воздушных объектов на фоне карты, обнаруженных и сопровождаемых на АРМ обучаемых операторов РЛС;

- обеспечение управления режимами отображения графической и текстовой информации по выбору оператора (формуляры, масштабы, смещение центра, выделение воздушного объекта по вводимому номеру, селекция воздушных объектов по параметрам и абонентам, отображение обстановки в режиме «лупа», вызов статики, квитанций, справок);

- осуществление отбора по различным признакам, выбираемым пользователем, принимаемой и выдаваемой радиолокационной информации;

- прием и отображение команд от вышестоящего командного пункта;

- ввод и выдача на подчиненные и взаимодействующие абоненты команд и распоряжений;

- изменение характеристик воздушных объектов по команде оператора;

- выполнение расчетных задач по подлетному времени к госгранице и радиолокационному полю, расчету границ радиолокационного поля;

- отображение зафиксированного времени пересечения госграницы указанным воздушным объектом;

- смещение центра кадра общей обстановки в указанную координатную точку;

- отображение координат маркера в различных системах координат;

- вызов кадра технического состояния абонентов;

- включение звуковой сигнализации и мерцания цели при пересечении государственной границы.

Анализ перечня и содержания функций, выполняемых в комплексе систем тренажера «Тест», показывает, что они в высокой степени адекватны функциям, реализованным в боевых образцах.

На основании изложенного можно сделать вывод, что тренажеры, построенные на сети персональных компьютеров, обеспечивают реализацию всего цикла подготовки операторов, от теоретической подготовки до отработки основных навыков практической работы на боевой технике. При этом обеспечивается значительная экономия энерго- и моторесурсов реальных образцов вооружения и военной техники.

Литература

1. Раскин Джеф. Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем. СПб-М.: Символ, 2006.

2. Алтунин В.К. Обучающие системы и тренажеры // Программные продукты и системы. 1995. № 3.

3. Трембач В.М. Основные этапы создания интеллектуальных обучающих систем // Программные продукты и системы. 2012. № 3. С. 147-151.

4. Шукшунов В.Е., Янюшкин В.В. Проектирование тре-нажно-моделирующих комплексов нового поколения // Программные продукты и системы. 2012. № 4. С. 192-200.

References

1. Jef Raskin, The Humane Interface: New Directions for Designing Interactive Systems, Addison-Wesley Professional, 2000.

2. Altunin V.K., Programmnye produkty i sistemy [Software and Systems], 1995, no. 3.

3. Trembach V.M., Programmnye produkty i sistemy [Software and Systems], 2012, no. 3, pp. 147-151.

4. Shukshunov V.E., Yanyushkin V.V., Programmnye produkty i sistemy [Software and Systems], 2012, no. 4, pp. 192-200.

УДК 007:681.136

КОМПЛЕКСНЫЙ ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЯЮЩИХ СТРЕЛЬБОЙ

И.Н. Кулиш, к.в.н., мл. научный сотрудник (Санкт-Петербургский филиал НИИ «Центрпрограммсистем», Октябрьская наб., 6б, г. Санкт-Петербург, 193091, Россия, иткгбОфтаИ-ги)

Статья посвящена практическому использованию комплексного тренажера для обучения и подготовки командира береговой ударной группы и командиров дивизионов - управляющих боевым применением ударной группы и стрельбой дивизионов. Рассматриваются назначение, состав комплексного тренажера, методы использования тренажера для практической подготовки управляющих боевым применением и стрельбой. Комплексный тренажер как учебно-тренировочное инновационное техническое средство обучения позволяет достичь уровней практической подготовки - навыка управления ракетной стрельбой дивизионов и умения управлять боевым применением ударной группы, дополнительно обеспечивая выработку умений расчетов в боевой эксплуатации оружия с применением моделей приборов системы управления ракетных комплексов. Предложено определение «метод использования» ком-

плексного тренажера с пояснением вариантов конфигурации тренажера при различных методах его использования. Раскрывается содержание методов использования тренажера. Описывается алгоритм расчета параметров работы комплексного тренажера: числа тренировок для выработки требуемого уровня профессиональной подготовки и времени загруженности тренажера в образовательном процессе.

Ключевые слова: комплексный тренажер, подготовка, управляющий стрельбой дивизиона, ракетный комплекс, навык, метод использования, автоматизированное рабочее место обучающегося, учебная информационная модель.

COMPLEX SIMULATOR FOR FIRING OPERATORS TRAINING Kulish I.N., Ph.D., junior researcher (St. Petersburg Branch of the R&D Institute «Centrprogrammsystem», Quay Oktyabrskaya, 6b, St. Petersburg, 193091, Russia, [email protected])

Abstract. The article presents the questions of practical using of a complex training simulator for a coastal striking force commander and division commanders, who manage striking force tactical employment and firing of divisions. Assignments, structure of the complex simulator, methods of using this simulator for practical training of firing operators are considered. The complex simulator is an educational and training innovative technical training aid that allows reaching handling competence. This includes control skill of missile-firing exercise of the divisions and abilities to operate striking force tactical employment, additionally providing calculation abilities development in weapon fighting operation using device models of mi s-sile systems command system.

The author suggests the definition «method of using» complex simulator with the explanation of configuration options of the simulator at various using methods. The content of simulator using methods is revealed. The algorithm of complex simulator operation parameters calculation is described: numbers of trainings for development of a demanded professional standard and time of simulator loading in educational process.

Keywords: complex simulator, training, managing division firing commander, missile system, skill, method of using, automated working station of a trainee.

Управляющий ракетной стрельбой - командир стреляющего дивизиона, реализующий функцию управления от команды «к бою» до команды о прекращении стрельбы или израсходования назначенного на стрельбу боекомплекта ракет. Командир дивизиона, как правило, управляет стрельбой со своего командного пункта (КП). В особых случаях он может управлять стрельбой с одной из пусковых установок (СПУ). Командир дивизиона как управляющий стрельбой должен иметь навык в управлении: правильно уяснить поставленную задачу, всесторонне и верно оценить обстановку, точно и своевременно произвести необходимые расчеты; выработать правильный замысел, принять обоснованное и однозначное решение; уверенно, четко и кратко поставить задачи подчиненным в форме устного приказа или команды, лично проконтролировать их исполнение. Навык обеспечит безошибочное и своевременное управление ракетной стрельбой дивизионов.

Навык вырабатывается в результате определенного числа повторений, то есть тренировок. В отличие от вооружения и военной техники ракетного дивизиона комплексный тренажер обеспечивает выработку навыка без расхода моторесурса техники, без угрозы для человеческой жизни, без риска материального ущерба, безопасно для окружающей среды, ограниченным числом операторов, скрытно для противника. Тренажер интенсифицирует подготовку за счет оперативных скачков времени, тем самым увеличивая число тренировок и, соответственно, сокращая срок достижения требуемого уровня практической подготовки.

Комплексный тренажер представляет собой техническое средство интеллектуальной [1] практической подготовки управляющего стрельбой и включает в себя средство отображения инфор-

мации коллективного пользования (СОИКП), пост руководства обучением (ПРО) - сервер тренажера с программой вычислительного моделирующего комплекса (ВМК), АРМ обучающихся (АРМО) командиров дивизионов и береговой ударной группы - командных пунктов (КД-КП и КБУГ-КП), АРМО командиров батарей (стартовых, управления), операторов боевых постов ракетных комплексов - начальников расчетов (НР) станции наведения (СН), пусковых установок (АРМО Ксбатр, АРМО Кту-батр, АРМО НР (СН, СПУ) соответственно). Комплексный тренажер состоит из трех автономных тренажеров для подготовки командиров, управляющих боевым применением береговой ударной группы дивизионов (КБУГ), ракетной стрельбой дивизиона с ракетным комплексом-1 (КД РК-1), ракетной стрельбой дивизиона с ракетным комплексом-2 (КД РК-2).

Назначение комплексного тренажера:

- предтренажерная подготовка обучающихся;

- индивидуальная подготовка операторов боевых постов и управляющих ракетной стрельбой дивизионов;

- групповая подготовка боевых расчетов и управляющих ракетной стрельбой дивизионов;

- комплексная подготовка командира береговой ударной группы, боевых расчетов и управляющих ракетной стрельбой дивизионов.

Виды подготовки определяют методы использования тренажера. Методы использования КТ -это организованное преподавателем взаимодействие аппаратных и программных средств тренажера для обеспечения практической подготовки управляющих стрельбой. Аппаратные средства тренажера представлены ПЭВМ, принтерами, СОИКП, объединенными посредством локальной вычислительной сети в единое компьютерное техническое

средство. Программные средства тренажера представлены общим и специальным программным обеспечением, моделирующим обстановку на учебных информационных моделях (УИМ) АРМО.

Методами использования тренажера в соответствии с организованным преподавателем взаимодействием аппаратной и программной частей тренажера для обеспечения практической подготовки управляющих стрельбой дивизионов являются предтренажерный, индивидуальный, групповой, комплексный.

Возможны варианты конфигурации комплексного тренажера в соответствии с применяемыми методами его использования: А - модель 1-го ракетного комплекса (КТ РК-1); Б - модель 2-го ракетного комплекса (КТ РК-2); В - модель БУГ (КТ БУГ); Г - модель боевого поста из состава ракетного комплекса; Д - модель прибора (технического средства); Е - программы командного пункта.

Варианты конфигурации комплексного тренажера для подготовки управляющих ракетной стрельбой дивизионов представлены в таблице.

Назначение предтренажерного метода использования:

- практическое изучение аппаратной части тренажера;

- усвоение задач ПРО;

- изучение руководств операторов АРМО;

- формирование простых умений операторской деятельности на АРМО.

Предтренажерный метод использования позволит для тренажерной подготовки последовательно конфигурировать тренажер в вариантах Е, Д, Г, А и (или) Б.

Назначение индивидуального метода использования:

- индивидуальная подготовка обучающихся-операторов АРМО - командиров и начальников расчетов батарей стартовой и управления РК-1 и РК-2 (применяется при подготовке на этапах управления ракетами);

- индивидуальная подготовка обучающихся-операторов АРМО - командиров БУГ и дивизионов на моделях командных пунктов;

- индивидуальная подготовка обучающегося-оператора комплексного тренажера с использованием АРМ ПРО или при последовательном перемещении оператора по АРМО тренажера;

- совершенствование уровня подготовки операторской деятельности у обучающихся на АРМО во время самостоятельной подготовки.

Назначение группового метода использования - выработка умений операторской деятельности у обучающихся на АРМО в составе боевых расчетов дивизионов и навыков управления ракетной стрельбой у командиров дивизионов.

Конфигурация комплексного тренажера при групповом методе использования может быть представлена вариантами А или (и) Б.

Назначение комплексного метода использования:

- совершенствование умений операторской деятельности у обучающихся на АРМО в составе боевых расчетов дивизионов;

- совершенствование навыков управления ракетной стрельбой у командиров дивизионов;

- выработка умения управлять боевым применением ударной группы дивизионов у КБУГ.

Групповой метод использования комплексного тренажера обеспечит функционирование самостоятельных тренажеров - комплексных тренажеров РК-1, РК-2, то есть проведение раздельной или одновременной подготовки на тренажерах в вариантах конфигурации А или (и) Б.

Вариант конфигурации комплексного тренажера при использовании группового метода показан на рисунке 1.

Пример конфигурирования комплексного тренажера для подготовки КБУГ и управляющих стрельбой дивизионов представлен на рисунке 2.

По результатам практической подготовки при групповом и комплексном методах использования тренажера необходимо рассчитать параметры работы тренажера: число тренировок для выработки умения в управлении боевым применением ударной группы дивизионов командиром БУГ, число

АРМ Вариант конфигурации

А Б В Г Д Е

ПРО + + + + + +

КБУГ- КП + +

КД - КП РК-1 + + Индикатор РЛС +

КД - КП РК-2 + + +

Ктубатр (НР) КТ РК-1 + + И/или И/или

НР КТ РК-1 + + И/или И/или

Ксбатр (НР) РК-1 + +

Ксбатр (НР) РК-2 + +

НР ракетных комплексов + + + И/или И/или

СОИКП

АРМ ПРО

АРМО КД-КП РК-2

АРМО Ксбатр НР СПУ-2

АРМО НР СПУ-1

АРМО НР СПУ-3

АРМО НР СПУ-4

Рис. 2. Структурная схема комплексного тренажера при комплексном методе использования

тренировок для выработки навыка в управлении ракетной стрельбой дивизионов соответствующими командирами и время работы (загруженность) тренажера при этих условиях. Для решения указанной задачи потребуются терминология и математические модели инженерной психологии [2, 3]. Для определения необходимого числа тренировок используется известная аналитическая зависимость для построения кривой обучения:

дп=д(\-дС)п-\ (1)

где дп - вероятность ошибочной деятельности оператора при п-м цикле (тренировке) обучения; д -начальный уровень обученности (0,397 как начальное значение подготовленности обучающегося на тренажере [4]); п - число тренировок; С - параметр обучения (коэффициент, зависящий от специфики деятельности и условий обучения) [3].

Целесообразно принять, что время одной тренировки с использованием тренажера равно 40 минутам астрономического времени. Если определены число тренировок и время подготовки одного обучающегося, то произведение значений числа тренировок, времени подготовки и численности группы обучающихся - это и есть время загруженности тренажера в образовательном процессе:

Тзагр пХ^обучХ ^полг.^ (2)

где Тподг1- - время подготовки /'-го обучающегося; тобуч - число обучающихся; п - число 40-минутных тренировок /-го обучающегося.

В формуле (1) содержится параметр С, формулируемый как параметр обучения [2]. Для его рас-

чета использован метод идентификации понятий, который позволит с составлением алгоритмического описания операторской деятельности обучающихся рассчитать относительный вес значимого признака деятельности обучающихся на комплексном тренажере, по сути являющийся параметром обучения С. Расчет параметра обучения проводится с использованием формулы

С = -

(3)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где - вес значимого признака; - сумма весов всех остальных признаков для данного режима работы комплексного тренажера [4].

Преобразованием выражения (1) к виду

1п Яп

п = 1 + -

Я

1п(1 - дС)

(4)

определяется число тренировок п с использованием комплексного тренажера для достижения заданной вероятности безошибочной деятельности управляющего стрельбой.

По формуле (2) рассчитывается время загруженности комплексного тренажера. Анализ полученных данных позволит разрабатывать учебные планы и программы практической подготовки на комплексном тренажере, определять логическую последовательность практической подготовки и рассчитывать время загруженности тренажера.

В заключение необходимо отметить важную с точки зрения тактики ВМФ характеристику ком-

плексного тренажера - моделирование проведенных (планируемых) дивизионами практических ракетных стрельб на полигонах флота с анализом (прогнозом) действий управляющих ракетной стрельбой и моделирование ракетных стрельб в исследовательских целях.

Литература

1. Алтунин В.К., Стручков А.М. Проектирование компьютерных систем обучения и интеллектуальной тренажерной подготовки специалистов Военно-морского флота. Тверь, НИИ «Центрпрограммсистем», 2004. 204 с.

2. Основы инженерной психологии: Учебник; [под ред. Б.Ф. Ломова]. М.: Высш. школа, 1986. 447 с.

3. Шибанов Г.П. Количественная оценка деятельности человека в системах человек-техника. М.: Машиностроение, 1983. 262 с.

4. Булавчик В.Г. Обучение специалистов ВМФ на тренажерных средствах. Л.: ВВМУРЭ им. А.С. Попова, 1982.

5. Кулиш И.Н. Учебная информационная модель трена-

жера по управлению стрельбой // Программные продукты и системы. 2011. № 1.

References

1. Altunin V.K., Struchkov A.M., Proektirovanie kompyuter-nykh sistem obucheniya i intellektualnoy trenazhernoy podgotovki spetsialistov Voenno-morskogo flota [Development of educational computer systems and intelligent simulator training of Navy experts], Tver, R&D Inst. «Centrprogrammsystem», 2004.

2. Lomov B.F., Osnovy inzhenernoy psikhologii: ucheb. [Foundations of engineering psychology: textbook], Moscow, Vyssh. shkola, 1986, 447 p.

3. Shibanov G.P., Kolichestvennaya otsenka deyatelnosti cheloveka v sistemakh chelovek—tekhnika [Quantitative estimation of human activity in the «human-engineering» systems], Moscow, Mashinostroenie, 1983, 262 p.

4. Bulavchik V.G., Obuchenie spetsialistov VMF na trenazhernykh sredstvakh [Navy experts training on simulators], Leningrad, 1982.

5. Kulish I.N., Programmnye produkty i sistemy [Software and Systems], Tver, 2011, no. 1.

УДК 004.421; 422.8

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СЦЕНАРИЯ ДЕЙСТВИЙ ВОЗДУШНОГО ПРОТИВНИКА ДЛЯ ТРЕНАЖЕРА ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ КОРАБЛЕЙ

А.А. Прохоров, зав. отделом (НИИ «<Центрпрограммсистем»>, просп. 50 лет Октября, 3а, г. Тверь, 170024, Россия, [email protected])

Рассматривается необходимость решения на компьютерном тренажере по подготовке специалистов противовоздушной обороны кораблей ВМФ задачи автоматизации процесса формирования сценария боевых действий воздушного противника. Приводится перечень взаимосвязанных расчетов, необходимых для ее выполнения. Представлен алгоритм действий пользователя (руководителя обучения) при формировании исходной учебной обстановки на занятие до применения инструмента автоматизации формирования сценария действий воздушного противника и во время работы с ним. Приведен перечень параметров, задание которых определяет степень сложности формируемого сценария действий воздушного противника с позиции решения задач по противовоздушной обороне кораблей. Сделаны выводы о сокращении времени при подготовке данных на занятие и о повышении качества подготовки специалистов при применении данного инструментария в тренажере.

Ключевые слова: тренажер, руководитель обучения, подготовка занятия, модель программных средств, алгоритм, автоматизация формирования сценария действий, противовоздушная оборона кораблей, воздушный противник.

DEVELOPMENT OF THE AUTOMATION EQUIPMENT MODEL OF FORMATION OF THE SCENARIO OF AIR OPPONENT ACTIONS FOR THE SHIPS AIR DEFENCE SIMULATOR Prokhorov А.А., head of department (R&D Institute «Centrprogrammsystem», 50 let Oktyabrya Av., 3a, Tver, 170024, Russia, [email protected])

Abstract. The article considers the need of scenario formation process automation of the air opponent combat activity on the computer simulator for ships air defense specialists training. There is a list of interconnected calculations needed for this task solution. The article shows the algorithm of user actions (the head of training) when forming an initial educational situation before using the instrument of scenario formation automation of the air opponent actions and when using it. There is a list of the parameters defining the degree of complexity of the formed scenario of air opponent actions. As a result, there are conclusions about time reduction when training preparing, and improvement the quality of specialists training when using these tools on a simulator.

Keywords: simulator, head of training, training preparation, software model, algorithm, automation of scenario formation, ships Air defense, air opponent.

В условиях усложнения характера боевых действий с воздушным противником требования к повышению качества учебно-тренировочных средств для подготовки специалистов к противо-

воздушной обороне кораблей ВМФ определяют необходимость создания большого количества сложных математических моделей - от средств вооружения до способов и приемов ведения боя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.