Научная статья на тему 'Комплексный подход к проблеме сохранения стратотипов и типовых разрезов мезозоя горного Крыма'

Комплексный подход к проблеме сохранения стратотипов и типовых разрезов мезозоя горного Крыма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / GEOGRAPHIC CULTURE / ЕКОЛОГіЧНА КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECOLOGICAL CULTURE / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА / GEOGRAPHICAL ENVIRONMENT / МОРАЛЬНЫЙ ИМПЕРАТИВ / MORAL IMPERATIVE / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / INDIVIDUAL CONSCIOUSNESS / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / SOCIAL CONSCIOUSNESS / ГЕОГРАФіЧНА КУЛЬТУРА / МОРАЛЬНИЙ іМПЕРАТИВ / СВіДОМіСТЬ / іНДИВіДУАЛЬНА СВіДОМіСТЬ / СУСПіЛЬНА СВіДОМіСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Маца К. А.

Географічна культура як складова національної культури. Розглянута сутність і соціальні функції географічної культури як однієї зі складових національної культури. Зроблена оцінка стану, визначені можливі напрямки розвитку географічної культури в Україні. Показана близькість і розбіжність географічної і екологічної культур. Показано послідовність етапів формування загальнонаціональної і географічної культур. Доводиться необхідність організації державної географічної служби.Рассмотрена сущность и социальные функции географической культуры как одной из составляющих национальной культуры. Дана оценка состояния, определены возможные направления развития географической культуры в Украине. Показаны схожесть и различие географической и экологической культур. Изложена последовательность этапов формирования общенациональной и географической культур. Обосновывается создание государственной географической службы.Geographic culture as part of the national culture. This article considers the essence and social functions of the geographic culture as one of the constituent part of national culture. The assessment of its state has been given; possible directions of geographic culture development in Ukraine have been defined. The similarity and differences of the geographical and ecological culture are revealed. The sequence of the formation stages of the nation-wide and geographical culture is stated. The creation of state geographical service is substantiated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к проблеме сохранения стратотипов и типовых разрезов мезозоя горного Крыма»

УДК 911.3:008 Маца К. А.

Комплексный подход к проблеме сохранения стратотипов и типовых разрезов мезозоя Горного Крыма

Полтавский университет экономики и торговли, г. e-mail: [email protected]

Полтава

Аннотация. Рассмотрена сущность и социальные функции географической культуры как одной из составляющих национальной культуры. Дана оценка состояния, определены возможные направления развития географической культуры в Украине. Показаны схожесть и различие географической и экологической культур. Изложена последовательность этапов формирования общенациональной и географической культур. Обосновывается создание государственной географической службы.

Ключевые слова: культура, географическая культура, экологическая культура, географическая среда, моральный императив, сознание, индивидуальное сознание, общественное сознание.

Введение

Оценивая состояние человечества и мировой экономики Аурелио Печчеи - первый президент Римского клуба, отмечал: «И если мы хотим сейчас...направить человечество к достойному его будущему, то нам необходимо, прежде всего, подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке». И далее: «Уникальность человека как вида по сравнению со всеми другими живыми существами в том, что он приспосабливается к изменяющейся среде обитания.скорее за счет культурных, чем генетических механизмов» [3; 14; 6]. По мнению Печчеи, именно «культурная эволюция» должна обусловить революцию в самом человеке -«человеческую революцию». То есть А.Печчеи рассматривает культуру как инструмент прогрессивной трансформации человека.

В организационной пирамиде общества базовые позиции занимают материальное производство и производственные отношения, на вершине - находится культура. Культура - самый трудносозидаемый социальный продукт и самый точный показатель уровня развития общества. Культура сама по себе не развивается, она - итог совместного развития всех составляющих общества.

В специальной справочной литературе культура определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении его истории. Культура находит свое выражение в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой, к самому себе [5, 292]. Различают культуру материальную и духовную, которые пребывают в единстве, обуславливая развитие друг друга. Материальная культура находит свое воплощение в совершенствовании средств производства, в создании материальных ценностей.

Духовная культура проявляется в отношениях людей к окружающему миру, между собой и к самим себе. Носителем духовной культуры есть человек (личность). В процессе обучения и воспитания, в результате освоения культурных, производственных и бытовых традиций у человека формулируется определенная система понятий, определенное миропонимание, определенная система ценностей. Все это создает определенный духовный настрой человека - культуру данной личности. Отсюда, культура человека - это его внутреннее состояние, которое проявляется в его отношении к внешнему миру: 1) миру природы; 2) миру людей; 3) миру вещей. Поэтому, перефразируя известную поговорку, можно сказать: «Скажи мне, как ты относишься к окружающему миру, и я скажу, какой уровень твоей культуры и кто ты такой».

Восхождение к культуре в любом ее проявлении - процесс длительный и сложный (рис. 1).

Рис. 1. Алгоритм формирования духовной культуры

Культура имеет определенный ряд функций: 1) обучающую; 2) мировоззренческую; 3) аксиологическую; 4) информационную; 5) воспитательную; 6) нормативную и др. Однако доминантной функцией культуры является функция самоограничения (нормативная). Нормативная функция культуры предполагает наличие в обществе табу. Поэтому духовная культура - это искусство самоограничения. Зарождаться же духовная культура начала тогда и там, где возникли первые табу.

Культура приводит к согласию в человеке природное и социальное, индивидуальное и общественное и тем самым способствует организации и упорядочиванию общества. Культура -главное средство социализации вновь рождающихся поколений. Культура - наиболее значительное достижение человеческого сообщества. Культура имеет чисто человеческое происхождение, присущее только человеческому виду. Поэтому культура - это тонкая и практически единственная «перегородка», отделяющая человека от животного. С разрушением этой перегородки начинается процесс деантропологизации - процесс утраты человеком своего психического и морального статуса, т.е. утраты своей человеческой сущности.

Культура пронизывает и охватывает все стороны человеческой деятельности и имеет множество своих проявлений: 1) культура тела; 2) культура мышления; 3) культура речи; 4) культура чувств; 5) производственная культура; 6) политическая культура; 7) культура межчеловеческих отношений и др. В отдельную составляющую выделяются проявления культуры, обусловленные научными дисциплинами - математическая культура, языковая культура, историческая культура, географическая культура и др.

Результаты и обсуждение

Географическая культура проявляется в знаниях о Земле, поскольку объектом изучения географии является Земля - «дом обетованный» человека и общества, в культуре природопользования и культуре ресурсопотребления. Географическая культура проявляется на 2-х уровнях: 1) личностном; 2) общественном. Личностный уровень географической культуры определяется 1) уровнем усвоенности географических знаний, полученных в школе и в системе высших учебных заведений; 2) характером геопространственного мышления людей; 3) использованием географических знаний в природопреобразовательной деятельности людей.

Общественный уровень географической культуры определяется 1) положением географических дисциплин в системе национального образования; 2) вкладом отечественной географической науки в исследования естественных и гуманитарных проблем; 3) уровнем использования географических знаний и специалистов-географов в общественном производстве и территориальной организации общества.

Географическая культура имеет ряд функций, аналогичных общенациональной культуре. Главная же функция географической культуры - формирование культуры отношений человека (общества) к среде своего обитания - географической среде, культуры отношений не только к живым сообществам, но и к невоодушевленной части географической среды (рельеф, водные системы, атмосфера и т.д.). Понятие «географическая культура» близкое к понятию «экологическая культура» [1]. Однако эти понятия не тождественные. В научной литературе различают 1) экологическую культуру в узком смысле - культуру отношений человека к живым сообществам; 2) экологическую культуру в широком смысле - культуру отношений человека к окружающей середе. В качестве окружающей среды в данном случае принимают биосферу. В географической культуре в качестве среды обитания человека принимается вся земная планетарная система, весь природный комплекс Земли. Отличаются и моральные императивы этих культур. Моральный императив экологической культуры - «Всякое проявление жизни имеет право на существование». Моральный императив географической культуры несколько шире - «Все сущее на Земле имеет право на существование». Таким образом, понятие географической культуры более широкое, чем понятие экологической культуры.

Географическая культура в обществе формируется в процессе изучения географических дисциплин в школе, высших учебных заведениях, в результате научных исследований, в процессе природопреобразующей деятельности людей. Многие науки принимают участие в ее формировании -геология, минералогия, гидрология, геоморфология, метеорология, ботаника, зоология и другие, но при всем этом ведущая роль в формировании географической культуры принадлежит географии. География (физическая, экономическая и социальная) обладает важной в данном контексте особенностью - она интегрирует знания о Земле, о природе, об обществе, которые изучаются многими естественнонаучными, экономическими и общественными дисциплинами. В самом деле, только одна научная дисциплина - общая физическая география, изучает природный комплекс Земли как целостную конструкцию, и только одна научная дисциплина - экономическая и социальная география, изучает производственно-экономический комплекс Земли и социальную инфраструктуру как единую конструкцию. География принимает участие в исследованиях всех геосфер Земли, почти всех видов человеческой деятельности. Ни одна смежная дисциплина не аккумулировала столько научных знаний о природном комплексе Земли и его региональных особенностях, как физическая

география. И ни одна из научных дисциплин не создает такую мозаику типов территорий, народов, хозяйств, как географическое страноведение. Иначе говоря, ни одна научная дисциплина не отображает так полно панораму бытия Земли, как география. Что касается методологических особенностей географии, при сравнении ее с точными науками (математикой, физикой и т.д.), то точные науки, отображая идеально формы мышления о природе, не отражают модельно саму природу, подобно географии или биологии. Иначе говоря, география несет особую модельную культуру мышления, более синтезированную и одновременно более дифференцированную, чем математика, физика и другие точные науки [2, 19]. Поэтому география вносит значительный вклад в формирование мировоззрения людей, в формирование общественного сознания и, как следствие, - в формирование и развитие общей культуры общества.

Было время, когда основными критериями культуры человека было умение читать и писать. По мере развития общества ценностные ориентиры культуры расширялись и усложнялись. В настоящее время, в условиях мирового экологического кризиса и глобализации, общество оказалось перед необходимостью выхода на новый уровень развития культуры, культуры, которая бы включала в себя не только аспекты и ценности, ранее созданные, но и новые аспекты, и новые ценности, ориентирующие человека на сохранение Земного Бытия - неорганического, органического, социального. Только соблюдение законов Земного Бытия (неорганического, органического, социального) позволяет человеку рассчитывать на социальный прогресс и более того - на сохранение своего и Земного Бытия.

Новые аспекты культуры, новый вектор географической культуры должны проявиться в росте 1) культуры природопользования; 2) культуры ресурсопотребления; 3) культуры эксплуатации ландшафтов. В самом деле, природопользование и ресурсопотребление лежат в основе бытия человека (личности), поскольку человек должен дышать, пить воду и потреблять биомассу (первичную или вторичную). Природопользование и ресурсопотребление лежат в основе общественного производства, использующего энергию (тепловую, электрическую), ископаемые ресурсы, воду, строительные материалы. Ландшафты: тундровый, таежный, лесной, степной, пустынный и др., - естественное жилище людей. Поскольку природопользование, ресурсопотребление и эксплуатация ландшафтов лежат в основе общественного бытия, они не могут находиться вне человеческой культуры.

Слабым звеном в теории и практике отечественного природопользования и ресурсопотребления остается низкая культура ландшафтопользования. Вместе с тем, все жизненные ресурсы обществу дают ландшафты - биомассу, воду, кислород. Без преувеличения можно считать ландшафтные комплексы главными и универсальными средствами жизнеобеспечения человека и общества. К тому же, ландшафтные комплексы - универсальные средства производства и не только в сельском хозяйстве. Культура ландшафтопользования в большой мере определяет культуру общественного производства и в целом уровень национальной культуры.

Человек, живущий на Земле, каждый день соприкасается с природными комплексами и их составляющими - поверхностью, рельефом, почвами, водоемами, растительными и животными сообществами. С ними связаны его повседневная индивидуальная и производственная жизнь. Пришло время, когда человек, незнающий, как экологически безопасно эксплуатировать природные комплексы и их составляющие, не может считаться культурным.

Вечный шекспировский вопрос «быть или не быть?». Если человеку «быть» на Земле, то это достигается восхождением мирового сообщества на новый, более высокий уровень культуры, в т.ч. географической, уровень, с которого общество сможет контролировать и регламентировать природопользование и ресурсопотребление на всех уровнях - индивидуальном, национальном, международном, обеспечивая тем самым прогресс и собственную безопасность.

В условиях усиливающейся глобализации мира одной из важных составляющих географической культуры является умение человека свободно ориентироваться в земном пространстве, его способность геопространственно мыслить. Это достигается посредством знания физической, экономической и политической карты мира, что в настоящее время становится не только признаком образованности, но и производственной (профессиональной) необходимостью.

Выводы и рекомендации

При достаточном уровне развития географической науки и географической культуры, о чем свидетельствуют мировые рейтинги, обращает на себя внимание определенный географический нигилизм, характерный для общества постсоветского пространства, в т.ч. для украинского общества. Географический нигилизм прослеживается на всех уровнях: в системе образования, в сфере производства, в общественном сознании. Так, география до сих пор остается академической наукой. В перечне производственных профессий госкомитетов и в штатных расписаниях производственных предприятий (промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, торговых) не значится профессия «географ» (географ-геоморфолог, географ-ландшафтовед и т.д.). при таком положении

дел общество не использует в полной мере научно-производственный потенциал географии и специалистов-географов.

Дальнейшее развитие географической культуры связано с: 1) преодолением географического нигилизма; 2) развитием географии как науки; 3) развитием системы образования; 4) созданием государственной географической службы. При этом осуществление всех четырех вышеупомянутых позиций должно вершиться с учетом мировых тенденций и прежде всего глобализацией, мировым экологическим кризисом и мировым финансово-экономическим кризисом.

Важной задачей современного образования, помимо традиционных задач, становится достаточная экологическая и геоэкологическая подготовка выпускников учебных заведений и воспитания у них навыков экологически безвредного поведения на производстве и в быту. Для решения этой задачи необходимо расширение и углубление естественнонаучной, в т.ч. географической, подготовки выпускников средних и высших учебных заведений.

Государственная географическая служба - важная мера в преодолении географического нигилизма и развития географической культуры. Государственная географическая служба должна не только выполнять чиновничьи функции, но и координировать научные географических изыскания и их внедрение в материальное производство, и сферу производственных и общественных отношений.

С каждым годом Земля в силу роста численности населения, развития общественного производства и социальной инфраструктуры становится все более населенной и освоенной. Географическая культура может помочь человеку жить и выжить в этих условиях - в условиях непрестанно меняющегося, все более тесного и ресурсоистощающегося мира.

Литература

1. Крисаченко В. С. Еколопчна культура / В. С. Крисаченко - К.: Запов^, 1996. - 352 с.

2. Петлш В. Енергетичн залежност в оргашзацп природних територiальних систем / В.Петлн - Львiв, 2013. -396 с.

3. Печчеи А. Человеческие качества / А. Печчеи. - М.: Прогресс, 1980. - 302 с.

4. Пригожин И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И.Пригожин, И.Стенгерс. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.

5. Хаггет П. География: синтез современных знаний / П.Хаггет. - М.: Прогресс, 1969. - 684 с.

6. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

Анота^я. К. О. Маца Географiчна культура як складова нацюнально!' культури. Розглянута сутнсть i соujальнi функц/i географiчноí культури як одтё 3i складових национально)' культури. Зроблена оцнка стану, визначен можливi напрямки розвитку географ/чно)' культури в Укран. Показана близьксть i розб/жнсть географ/чно)' i екологчно)' культур. Показано посл1довнсть етапв формування загальнонацональноi i географiчноí культур. Доводиться необхднсть органiзаuj'í державно)' географiчноí служби. Ключовi слова: культура, географ:чна культура, екологчна культура, моральний iмператив, св1дом1сть, 1ндив1дуальна св1дом1сть, суспльна свiдомiсть.

Abstract. K. A. Matsa Geographic culture as part of the national culture. This article considers the essence and social functions of the geographic culture as one of the constituent part of national culture. The assessment of its state has been given; possible directions of geographic culture development in Ukraine have been defined. The similarity and differences of the geographical and ecological culture are revealed. The sequence of the formation stages of the nation-wide and geographical culture is stated. The creation of state geographical service is substantiated. Keywords: culture, geographic culture, ecological culture, geographical environment, moral imperative, consciousness, individual consciousness, social consciousness.

Поступила в редакцию 29.01.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.