Научная статья на тему 'Комплексный подход к формированию системы управления устойчивого развития при переходе к постиндустриальному обществу'

Комплексный подход к формированию системы управления устойчивого развития при переходе к постиндустриальному обществу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ПЕРЕХОД К ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ / MANAGEMENT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / POSTINDUSTRIAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Платко А. Ю., Дворцова О. В., Наянов Е. А.

Формирование системы управления является ключевым звеном в достижении высоких экономических результатов для любого хозяйствующего субъекта, поэтому важное и принципиальное значение имеет выделение основных ее управляемых элементов. В статье исследованы основные компоненты системы управления устойчивого развития национальной экономики, которые должны быть сбалансированы при переходе к постиндустриальному обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An integrated approach to building of sustainable development management under transition to a postindustrial society

Building of management system is a key element in achieving high economic results for any business entity, and therefore it is very important to select its basic controlled elements. The paper presents the analysis of basic components of management system for sustainable development of the national economy. This components must be balanced with the transition to a postindustrial society.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к формированию системы управления устойчивого развития при переходе к постиндустриальному обществу»

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки.

4. Основные промышленные показатели России // http://www.gks.ru.

5. Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru.

Комплексный подход к формированию системы управления устойчивого развития при переходе к постиндустриальному обществу

к.э.н. доц. Платко А.Ю., Дворцова О.В., Наянов Е.А.

МГТУ «МАМИ»

8 (495) 223-05-23 доб. 1316, kafedra-ekonomika@yandex.ru

Аннотация. Формирование системы управления является ключевым звеном в достижении высоких экономических результатов для любого хозяйствующего субъекта, поэтому важное и принципиальное значение имеет выделение основных ее управляемых элементов. В статье исследованы основные компоненты системы управления устойчивого развития национальной экономики, которые должны быть сбалансированы при переходе к постиндустриальному обществу.

Ключевые слова: система управления, устойчивое развитие, компоненты системы устойчивого развития, переход к постиндустриальному обществу.

Ориентируясь на показатели бюджетной стратегии РФ в области финансирования национальной экономики, социальной сферы и экологии, можно установить тенденции, которые способны оказать значительное влияние на поведение предприятий и промышленных объединений.

В рамках действия Антикризисной политики Правительства РФ на 2010 год [1] представлена модернизационная составляющая, которая направлена на смягчение последствий воздействия кризисных явлений и предотвращение безвозвратных потерь промышленного и технологического потенциала. Но вместе с тем, анализируя данные бюджетного финансирования национальной экономики (таблица 1) [2], которые ориентированы преимущественно на выделение субсидий предприятиям в области промышленности и сельского хозяйства, нельзя не обратить внимания на то, что в долгосрочной перспективе планируется равномерное сокращение государственной поддержки индустриального сектора экономики.

Таблица 1

Показатели планируемого бюджетного финансирования отечественной экономики до

2023 года_

Национальная экономика 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Расширенный бюджет 4.5 4,3 4,1 4,1 4,0 4,1 4,0 3,9 3,7 3,6 3,6 3,4 3,3 3,2

Консолидированный бюджет 4.5 4,3 4,1 4,1 4,0 4,1 4,0 3,9 3,7 3,6 3,6 3,4 3,3 3,2

Федеральный бюджет 2,1 2,1 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3 2,1 2,1 2,1 2,1 2,1 2,1

По прогнозам, самые большие расходы в этих сферах связаны с переходным характером экономики и слабым институциональным развитием рынка, а также серьезным недофинансированием инфраструктуры. И по мере развития институтов рынка основная нагрузка по поддержке промышленности должна лечь на частный бизнес, а основным объемом раздела останется строительство транспортной инфраструктуры, которая не может быть переложена на частный сектор.

Таким образом, основные надежды по возрождению отечественного производства возлагаются на частные инвестиции и развитие аутсорсинговых программ. А проблема техниче-

ского и технологического перевооружения промышленных отраслей в целом и машиностроения в частности, практически без государственной поддержки, ложится на плечи самих производителей, становясь чрезвычайно тяжелой и в ряде случаев непреодолимой.

Кроме того, не следует забывать, что устойчивость промышленных отраслей, динамизм их развития приводят к цепи положительных взаимообусловливающих факторов в социальной сфере, например:

1) увеличивается занятость населения;

2) сокращается число людей, доходы которых ниже прожиточного минимума;

3) повышается качество жизни;

4) повышается сплоченность различных социальных групп и слоев;

5) успешно преодолеваются деструктивные конфликтные ситуации, способствующие общей стабилизации социальной сферы.

Вместе с тем плановые показатели государственного бюджета в области социальной политики, в отличие от промышленного раздела, возрастают (таблица 2) [2], что свидетельствует о попечительских функциях государства. Большую часть данного вида расходов должны составить расходы на пенсионное обеспечение, то есть расходы расширенного бюджета, включающие трансферты из федерального бюджета и Фонда Национального Благосостояния.

Подобная ситуация, безусловно, может иметь позитивную направленность для развития предпринимательства, прикладной науки и других сфер малого бизнеса, так как в соответствии с демографическими тенденциями расходы по данному направлению будут постоянно расти и снимать напряжение с финансирования других расходов при неизменном налоговом бремени.

Таблица 2

Показатели планируемого бюджетного финансирования социальной сферы до 2023 г.

Социальная политика 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Расширенный бюджет 9,5 9,7 9,8 9,3 9,5 9,7 9,8 9,8 9,9 10,0 9,8 9,9 10,1 10,1

Консолидированный бюджет 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,1 2,1 2,1

Федеральный бюджет 0,6 0,6 0,5 0,6 0,6 0,6 0,4 0,4 0,4 0,4 0,5 0,5 0,5 0,5

Следующий фактор, который оказывает важное влияние как на промышленные отрасли, так и на всю ноосферу, - это экологическая безопасность. Комплекс вопросов, связанных с экологией, можно считать первостепенным, так как наряду с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности человека происходит деградация природных компонентов и нарушается комфортное состояние среды обитания всех биологических видов.

Особое внимание экологизации производства уделяют страны Восточной Европы. Лидерами в этой области можно считать такие промышленно развитые страны, как Швеция, Норвегия, Финляндия, Германия, Великобритания и др. страны. Особенно показателен опыт Германии, так, например, была полностью реализована «специальная программа защиты климата, предусматривавшая сокращение к 2005 г. выбросов СО2 на 25% по сравнению с 1990 г. Уже к 2000 г. были достигнуты значительные положительные результаты: выбросы (источниками их на 36% служит сжигание нефти и нефтепродуктов, на 21 - бурого угля, на 20 - каменного угля и на 23% - природного газа) были уменьшены на 15%. Очистке подвергались почти все сточные воды. Утилизировалось 90% сельскохозяйственных отходов, 98% корпусов выбрасываемых автомобилей». Можно констатировать, что подобные успехи были

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. достигнуты в ходе реализации двух направлений. Во-первых, это законодательное направление, которое конституционно закрепляет за каждым гражданином право на «здоровую естественную основу жизни», и, в соответствии с этим правом, стимулируется проведение различного рода экологических законопроектов и усиливается налоговое законодательство в части сбора налогов на потребление электроэнергии и использование нефтепродуктов. Во-вторых, технологическое направление, которое объединяет более 1 млн. человек, занятых в «экоиндустрии» и координирующих свои усилия по производству очистного оборудования, экологически чистых технологий, а также по подготовке лучших экспертов в области окружающей среды, превращая эту сферу деятельности не только в неотъемлемую часть жизнеобеспечения, но и в прибыльный бизнес.

Осознавая значимость и необходимость проведения мероприятий по экологической реставрации, с учетом роста техногенного общества и масштабов наносимого ущерба, политика государства по вопросу финансирования охранно-экологических мероприятий формируется с учетом мировых тенденций.

Британский экономист, экс-глава Всемирного банка сэр Н. Стерн, считает, что совокупные мировые затраты на экологию должны быть не менее 1% от мирового ВВП и составлять приблизительно 350 млрд. долларов в год [6]. Соблюдение данной пропорции характеризуют показатели перспективного государственного бюджета (таблица 3) [2]. Расходы по данному направлению предполагаются неизменными в процентах от ВВП.

Таблица 3

Показатели планируемого бюджетного финансирования в рамках экологической _безопасности до 2023 года_

Охрана окружающей среды 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Расширенный бюджет 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

Консолидированный бюджет 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

Федеральный бюджет 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Но вместе с тем на отечественных машиностроительных предприятиях наблюдается ситуация, отличная от европейских тенденций. Несовершенство экологической составляющей в рамках производственной деятельности промышленных предприятий определяет объективную необходимость повышенного контроля выполнения международных экологических норм и стандартов, особенно ISO 14000. Например, уже в 1992 году, в период, когда многие промышленные предприятия перестали существовать, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух г.Москвы составили 1 183 977 т, или 131,55 кг загрязнителей на одного жителя в год, или 1,176 кг на 1м2 территории города [7]. Загрязнители становятся составной частью окружающей среды в городах и приводят к пролонгированной деградации экосистем.

К настоящему моменту данные Федеральной службы государственной статистики [3] наглядно показывают низкую заинтересованность предприятий в усилении эффективности мероприятий по охране окружающей среды, достаточно проанализировать данные за последние несколько лет (таблица 4).

Экологическая ситуация за последние 15 лет не претерпела качественных улучшений, средний показатель загрязнения забранных вод составляет 73,4 %, загрязнения атмосферы -24,5%, загрязнения отходами производства и потребления - 53,5%. В данном случае эти показатели отражают не восполненные потери природного богатства - воды, воздуха и земли. При этом ввод в действие мощностей по охране окружающей среды явно не соответствует

объему природных ресурсов, требующих очистки (таблица 5) [4].

Таблица 4

Основные показатели, характеризующие воздействие хозяйственной деятельности на

Показатель 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Забор воды из природных водных объектов для использования, млрд. м3 86,6 75,9 74,6 72,7 72,2 69,2 69,3 70,1 69,6 69,5

Сброс загрязненных сточных вод, млрд. м3 59,9 55,6 54,7 54,7 52,3 51,3 50,9 51,4 51,4 52,1

Загрязнено забранных вод в % 69,2 73,3 73,3 75,8 72,4 74,1 73,4 73,3 73,8 75,0

Выбросы загрязняющих атмосферу веществ млн. т 21,3 18,8 19,1 19,5 19,8 20,5 20,4 20,6 20,6 20,1

Уловлено и обезврежено загрязняющих атмосферу веществ, млн. т 16,6 14,6 14,5 14,5 14,7 15,0 15,1 15,4 15,4 15,1

Загрязнение атмосферы веществами, отходящими от стационарных источников, в % 23,2 22,1 23,8 22,5 25,6 26,7 25,8 25,2 25,2 25,0

Отходы производства и потребления, млн. т. 83,3 127,5 139,2 2038 2614 2644 3036 3519 3899 3877

Использование и обезвре-живание отходов про-из-водства и потребления, млн.т 40,5 46,0 50,8 1216 1342 1141 1266 1396 2257 1961

Загрязнение отходами производства и потребления,в % 51,4 63,9 63,5 40,3 48,7 56,8 58,3 60,3 42,1 49,4

Сопоставление данных таблиц 4 и 5 показывает, что вводимых мощностей катастрофически не хватает для восполнения наносимого ущерба. И более того, при возрастании объемов выбросов наблюдается снижение пропускной способности очистительных сооружений, в частности при водозаборе.

Таблица 5

Введенные в действие мощности по охране водных ресурсов и атмосферного воздуха от

загрязнения

Показатель 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Станции для очистки

3 сточных вод, млрд. м 0,51 0,07 0,11 0,15 0,18 0,18 0,47 0,18 0,55 0,07

воды в год

Системы оборотного водоснабжения млрд. м3 в 0,80 0,04 1,28 0,40 0,40 0,29 0,40 0,73 0,62 0,37

год

Установки для улавливания и обезвреживания вредных веществ из от- 65700 27156 31536 39420 38544 18396 36792 44676 35916 69204

ходящих газов млн. м3

газа в год

Следовательно, экологическим проблемам уделяется явно недостаточное внимание и, по оценке ряда специалистов, например, члена-корреспондента РАН А. Яблокова и специалиста комитета Госдумы по экологии И. Никулина [6], основные усилия следует сконцентрировать не столько на экономическом росте, сколько на прекращении варварского отношения к природе и реализации Концепции устойчивого развития.

В связи с этим следует усилить ответственность недропользователей за право использования и добычи полезных ископаемых на территории страны, особенно - иностранных. Данная мера необходима для предотвращения заключения совместных договоров на кабальных условиях, обусловленных несостоятельностью отечественного машиностроения в обра-

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. батывающих отраслях. Причем целесообразно предусмотреть практику судебного прекращения действия подобных договоров или их текущей корректировки, несмотря на крайнюю редкость подобного рода прецедентов. В этих условиях необходимо, чтобы органы государственной власти страны и Совет безопасности (как важнейший консультативный орган в сфере своей компетенции) обратили внимание на процесс агрессивного поглощения российского рынка сервисных услуг (в том числе сферы недропользования) основными иностранными компаниями - мировыми монополистами (например, Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes) [5].

Поэтому, воспринимая процесс поддержки и развития отечественной промышленности как основу для обеспечения не только экологической, но и общей безопасности и усиления устойчивости национальной экономики, целесообразно сконцентрироваться на посильных путях регулирования расширенного воспроизводственного процесса и формировании системно-инновационной интеграционной модели развития, включающей в качестве основных взаимосвязанных компонентов промышленный, социальный и экологический аспекты.

Выводы

Таким образом, формирование системы устойчивого экономического развития должно проходить по трем направлениям и сводиться к следующим мероприятиям:

1. В промышленности к:

а) расширению богатства образовательного, научного и творческого потенциала, способного создать явные конкурентные преимущества отечественных промышленных отраслей;

б) развитию промышленной инфраструктуры и устранению причин ограничения экономического роста;

в) переходу к высокотехнологичному промышленному производству;

г) усилению мотивации частного бизнеса, к снижению рисков инвестирования и развитию системы государственных гарантий безопасности промышленного производства на территории Российской Федерации;

д) структурным реформам в области энергетики, транспорта, транспортной инфраструктуры.

2. В социальной сфере к:

а) сокращению дифференциации доходов населения, сокращению масштабов бедности;

б) расширению компетенций и полномочий региональных органов управления, созданию системы контроля исполнения, переданных функций;

в) усилению инвестирования в человеческий капитал, повышению уровня жизни.

3. В сфере экологической безопасности к:

а) рационализации и бережному использованию природных ресурсов;

б) сокращению зарубежной экспансии в обрабатывающих отраслях и усилению экологического контроля на всей территории страны;

в) оптимизации экономического роста отраслей промышленности с учетом экологического равновесия и устойчивого развития.

Литература

1. www.premier.gov.ru Основные направления антикризисных действий правительства РФ на 2010 год

2. www.minfin.ru Проект бюджетной стратегии РФ на период до 2023 года.

3. www.rg.ru Основные показатели социально-экономического положения субъектов РФ в 2009 году. По материалам Российской газеты. Рубрика Экономика.

4. www.gks.ru Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

5. www.perspektivy.info Болдырев Ю.Ю. Природные ресурсы - основной источник инвестиций в модернизацию машиностроения и обеспечение обороноспособности страны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. http://rus.tvnet.lv/novosti/za rubjezhom/70366-

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки.

uhudshjemje_ekologп_mozhjet_razшshit_mirovuiu_ekonomiku "Новые известия". Интервью с Николасом Стерном.

7. http://www.art-con.ru/node/1001 Князева В.П. «Экология. Основы реставрации», Москва 2005.

Формирование и оценка транспарентности (рейтинг инвестиционной

надежности)

д.э.н. проф. Рожнова О.В., Игумнов В.М., Счастливов А.С.

МГТУ «МАМИ»

+ 7(495)2230523 доб. 1452, rognova@mail.ru, vmigumnov@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования и адекватной оценки прозрачности экономических субъектов. В качестве одного из инструментов для решения этих проблем предлагается использовать метод построения ско-ринговых моделей. В статье показано, что построение скоринговых моделей может существенно влиять на формирование адекватного рейтинга инвестиционной надежности. Также проведен анализ основных трудностей применения скоринго-вых моделей в России и выделены основные уровни формирования транспарентности в экономической среде.

Ключевые слова: транспарентность, прозрачность, скоринговые модели, ско-ринг, МСФО, инвестиционная надежность, рейтинг.

Во втором десятилетии ХХ! века задача повышения транспарентности субъектов экономики остается для России весьма актуальной. С одной стороны, транспарентность создает условия для принятия наиболее эффективных решений инвесторами, способствует стабильности фондовых рынков, в определенной мере является средством предотвращения кризисных ситуаций. С другой стороны, по мнению ряда специалистов, транспарентность повышает рыночную стоимость предприятия и представляет собой «важный нематериальный актив, позволяющий наиболее успешным компаниям получать добавленную стоимость». Транспарентность уменьшает энтропию экономической среды, увеличивает предсказуемость хозяйственной деятельности.

Среди факторов, вызвавших актуальность и особую значимость транспарентности на данном этапе развития экономики, следует выделить:

• практически завершенную глобализацию экономики и демократизацию большинства стран, играющих наиболее важную роль в мировых экономических процессах;

• накопленный опыт в прогнозировании кризисов, их преодолении и анализе причин их возникновения;

• появление современных средств связи и информационных технологий, с их высокими разрешающими способностями максимально быстрого и вседоступного распространения информации;

• расширение сферы конкурентной борьбы (конкурентная борьба ведется за доверие инвесторов, кредиторов, клиентов, партнеров, пользователей информации субъекта экономики);

Полагаем, что транспарентность в экономическом пространстве создается на нескольких уровнях:

• Правилами (стандартами) отчетности (финансовой, статистической, налоговой и т.п.), к таким стандартам, прежде всего, относятся Международные стандарты финансовой отчетности, Международные стандарты аудита, Международные стандарты оценки (МСО), разрабатываемые Международным комитетом по стандартам оценки (уровень «Правила раскрытия информации»)._

262 Известия МГТУ «МАМИ» № 1(11), 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.