Научная статья на тему 'Комплексный подход к формированию и развитию когнитивной экологической компетенции жителей мегаполиса'

Комплексный подход к формированию и развитию когнитивной экологической компетенции жителей мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОКУЛЬТУРА / ECOCULTURE / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ / COGNITIVE MODEL / КОГНИТИВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COGNITIVE ECOLOGICAL COMPETENCE / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ / METHODS OF FORMING OF COGNITIVE ECOLOGICAL COMPETENCIES / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / INDIVIDUAL TRAJECTORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Итс Татьяна Александровна, Сурина Алла Валентиновна

Рассмотрен новый (комплексный) подход к формированию и развитию когнитивной экологической компетенции различных возрастных категорий жителей мегаполиса. Сформулированы принципы, предложены модель и алгоритм, а также методика формирования индивидуального маршрута развития когнитивных экологических компетенций. Модель реализована с использованием имитационного моделирования в среде Arena.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A COMPREHENSIVE APPROACH TO THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF COGNITIVE ECOLOGICAL COMPETENCE OF THE INHABITANTS OF A MEGACITY

The paper examines a new (comprehensive) approach to the formation and development of cognitive ecological competence of various age categories of inhabitants of a megacity. Principles have been formulated, a model and an algorithm, and also a technique of formation of an individual route of development of cognitive environmental competencies. The model is implemented using the simulation in the environment Arena.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к формированию и развитию когнитивной экологической компетенции жителей мегаполиса»

\

УДК 681.3.06

Т.А. И тс, А.В. Сурина

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ КОГНИТИВНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЖИТЕЛЕЙ МЕГАПОЛИСА

T.A. Its, A.V. Surina

A COMPREHENSIVE APPROACH TO THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF COGNITIVE ECOLOGICAL COMPETENCE OF THE INHABITANTS OF A MEGACITY

Рассмотрен новый (комплексный) подход к формированию и развитию когнитивной экологической компетенции различных возрастных категорий жителей мегаполиса. Сформулированы принципы, предложены модель и алгоритм, а также методика формирования индивидуального маршрута развития когнитивных экологических компетенций. Модель реализована с использованием имитационного моделирования в среде Arena.

ЭКО-КУЛЬТУРА, КОМПЕТЕНЦИИ, КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ, КОГНИТИВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ, МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ.

The paper examines a new (comprehensive) approach to the formation and development of cognitive ecological competence of various age categories of inhabitants of a megacity. Principles have been formulated, a model and an algorithm, and also a technique of formation of an individual route of development of cognitive environmental competencies. The model is implemented using the simulation in the environment Arena.

ECO-CULTURE, COMPETENCE, COGNITIVE MODEL, COGNITIVE ECOLOGICAL COMPETENCE, METHODS OF FORMING OF COGNITIVE ECOLOGICAL COMPETENCIES, INDIVIDUAL TRAJECTORY.

В последнее время усилился интерес к экологической компетентности, что обусловлено рядом обстоятельств теоретического и практического характера. В первую очередь это связано с пониманием того, что решение глобальной экологической проблемы, существующей в современном мире, невозможно без качественного изменения экологической культуры (экокультуры) в целом и экологической компетентности в частности [1].

Понятие «экологическая компетентность» принимает универсальный, междисциплинарный, интегральный и социокультурный характер. Взаимосвязь основных компонентов экологической компетентности позволяет устанавливать экологические отношения в системе общество-природа-человек, т.е. формировать эко-культуру. Формирование эко-культуры невозможно без

наличия определенной когнитивной экологической компетенции [2, 3].

Под когнитивной экологической компетентностью будем понимать такое качество личности, которое обеспечивает ее готовность к самообразованию, личностному и профессиональному росту в области экологии.

Структура когнитивной экологической компетентности включает элементы, представленные в табл. 1.

Методика формирования индивидуального варианта развития когнитивных экологических компетенций подразумевает проведение превентивных мероприятий со школьниками и студентами младших курсов методами раннего выявления проблем поведения и проведение дальнейшей работы с молодыми людьми для их адаптации и социализации в условиях формирования техносреды [4].

На первом этапе происходит декомпозиция и оценка каждой компоненты когнитивной экологической компетенции. Первоначальное тестирование проводится стандартизированными, адаптированными методиками выявления динамики и оценки уровня сформирован-ности когнитивной компетенции. Критериями и показателями оценки здесь выступают идей-

ная и предметная направленность, динамичность, сформированность невербального и вербального интеллекта, креативность, способность к освоению новых видов деятельности, способность к саморазвитию и самообразованию, выражение рефлексивности. Первоначально вес каждой компоненты определяется как внутренними факторами - индивидуальными психологическими и возрастными особенностями, так и внешними - социальными, организационными, методологическими, информационными, географическими.

На следующих этапах на основании проведенной оценки разрабатывается индивидуальная траектория развития когнитивной экологической компетенции с использованием адекватных технологий и инструментов [5].

На сегодняшний день существует достаточно большое количество методик и технологий развития когнитивных компетенций, которые успешно применяются в образовательном процессе. Однако их использование в сфере экологии ограничено.

Основой предлагаемого подхода является модульный принцип, причем модули тесно связаны с

компонентами когнитивной компетентности (табл. 1). Для развития когнитивных экологических компетенций предлагается использовать такие методы как аукцион решений, синтез проектов и организационных форм, лекция, консультация, тестирование, когнитивный тренинг, обучающие, проблемно-поисковые практикумы и семинары, дидактические игры, круглые столы [6, 7].

Анализ различных подходов к созданию моделей компетенций показал необходимость алгоритмизации и программной реализации оценки уровня сформированности когнитивной экологической компетенции.

Алгоритм формирования экологических компетенций (включая когнитивную составляющую) на примере жителей Санкт-Петербурга представлен на рис. 1.

Реализация модели когнитивных экологических компетенций различных возрастных категорий жителей Санкт-Петербурга осуществлялась средствами имитационного моделирования, для выполнения поставленной задачи использовался дискретно-событийный подход (Arena) [8 - 10].

В зависимости от комбинации свойств объекты были разделены на группы, указанные в таб. 2.

В процессе имитации типы сущностей могут изменяться (модуль Assign). Из модуля Create сущности «возрастная группа» с различной вероятностью распределялись (модуль Decide) на 7 групп, в которых с помощью модулей Assign им присваивались новые типы и атрибуты (табл. 3).

Т а б л и ц а 1

Структура когнитивной экологической компетентности

Компонент компетентности Показатели компонента

Мотивационный Умение ставить цель (микроцель) собственной деятельности и принимать ее; умение выбирать индивидуальную образовательную траекторию; сформированность потребности в самообразовании

Информационный Умение моделировать информацию, обобщать и выделять ключевую информацию в рамках предметной области

Операциональный Умение программировать свою деятельность: строить план, предвидеть ее результаты, осознавать и обосновывать выполняемые действия, переносить знания в новую ситуацию

Оценочный Умение осуществлять рефлексию собственной деятельности

Нет Есть

Рис. 1. Алгоритм формирования экологических компетенций

Рис. 2. Результат работы имитационной модели формирования экологических компетенция жителей Санкт-Петербурга

Т а б л и ц а 2

Свойства характеризующие объект исследования

Группа Комбинация свойств

Возрастная группа Образование

Уровень Завершено

1 К1 Среднее Незаконченное

2 К2 Среднее профессиональное Незаконченное

3 К2 Среднее профессиональное Законченное

4 К2 Высшее Незаконченное

5 К2 Высшее Законченное

6 КЗ Среднее профессиональное Законченное

7 КЗ Высшее Законченное

Т а б л и ц а 3

Атрибуты сущностей

Тип сущности Блок assign Примечание

Young K1 До 15 лет

Adult K2 От 15 до 25 лет

Aged K3 От 25 до 40 лет

Entity Сущности, подающиеся в систему для последующего распределения по возрастным категориям (блок Create)

Имя атрибута Значение Примечание

High school 1 Законченное среднее образование

- 0 Незаконченное среднее образование

Higher education 1 Законченное высшее образование

- 0 Незаконченное высшее образование

По результатам моделирования было выявлено, что при принятом подходе к оценке уровня экологической компетенции, на сегодняшний день существует необходимость в формировании экологической и когнитивной экологической компетенции для всех групп населения Санкт-Петербурга. Результаты моделирования представлены на рис. 2.

Эффективность варианта формирования когнитивной компетенции обеспечивается за счет единства составляющих блоков методики: организационно-целевого (цель, специфика обучения), содержательно-технологического (принципы, формы, методы, средства, содержание подготовки и педагогические условия реализации) и оценочно-результа-

тивного (этапы, уровни сформированности когнитивной компетенции и конечный результат).

Предложенная методика формирования индивидуального варианта развития когнитивных экологических компетенций подразумевает проведение превентивных мероприятий по предотвращению проблем в области эко-культуры, возникающих на различных уровнях становления личности.

Методика прошла апробацию при проведении занятий со студентами старших курсов, а также со слушателями программ дополнительного образования, реализуемых в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Итс Т.А. Экологические аспекты инновационной деятельности // Труды. СПбГТУ. -2008. -№ 505. -C. 83-87.

2. Богомолов В.А., Сурина А.В. Использование гравитационной модели для оценки уровня распространения знаний // Научно-технические ведомости СПбГПУ: Информатика. Телекоммуникации. Управление. -2011. -№ 2 (120). -C. 195-199.

3. Богомолов В.А., Сурина А.В. Общие подходы к формированию инновационного кластера как модели развития экономических систем // Научно-технические ведомости СПбГПУ. -2009. -№ 5(87). -C. 73-76.

4. Редько С.Г. Имитационное моделирование в управлении инновациями: учебное пособие - Спб.: Изд-во Политехн. ун-та. 2010. - 108 с.

5. Итс Т.А., Туккель И.Л. Модели дифференцированного управления экологическими рисками инновационных процессов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. -2011. -№3 (121).

-C. 123 - 126.

6. Итс Т.А. Экология: учебное пособие - Спб.: Изд-во Политехн. ун-та. 2013. - 132 с.

7. Технологии и механизмы организации инновационной деятельности. Обзор и проблемно-ориентированные решения / сост.: В.И. Аблязов, В.А. Богомолов, А.В. Сурина, И.Л. Туккель: под общ. ред. проф. И.Л. Туккеля. - Спб.: Изд-во Поли-техн. ун-та. 2009. - 215 с.

8. Деттер Г.Ф., Туккель И.Л., Сурина А.В. О концепции развития инфраструктуры инноваций в регионе // Научно-технические ведомости СПбГПУ. -2011. -№ 3 (121). -С. 55-61.

9. Туккель И.Л, Голубев С.А., Сурина А.В., Цветкова Н.А. Методы и инструменты управления инновационным развитием промышленных предприятий. СПб.: БХВ-Петербург. 2013. - 208 с.

10. Туккель И.Л., Сурина А.В., Культин Н.Б. Управление инновационными проектами: учебник - СПб.: БХВ -Петербург, 2011. - 416 с.

REFERENCES

1. Its T.A. Ekologicheskiye aspekty innovatsionnoy deyatelnosti // Trudy. SPbGTU. -2008. -№505.-C. 83-87.

2. Bogomolov V.A., Surina A.V. Ispolzovanie gravitacionnoj modeli dlja ocenki urovnja rasprostranenija znanij // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU: Informatika. Telekommunikacii. Upravlenie. -2011. -№ 2 (120). -C. 195-199.

3. Bogomolov V.A., Surina A.V. Obshhie podhody k formirovaniju innovacionnogo klastera kak

modeli razvitija jekonomicheskih sistem // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. -2009. -№ 5(87). -C. 73-76.

4. Redko S.G., Imitatsionnoye modeliro-vaniye v upravlenii innovatsiyami: uchebnoye posobiye - Spb.: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2010. - 108 s.

5. Its T.A., Tukkel I.L.. Modeli differencirovannogo upravlenija jekologicheskimi riskami innovacionnyh processov // Nauchno-

tehnicheskie vedomosti SPbGPU. -2011. -№3 (121).

6. Its T.A. Ekologiya: uchebnoye posobiye - Spb.: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2013. - 132 s.

7. Tekhnologii i mekhanizmy organizatsii innovatsionnoy deyatelnosti. Obzor i problemno-oriyentirovannyye resheniya / sost.: V.I. Ablyazov, V.A. Bogomolov, A.V. Surina, I.L. Tukkel: pod obshch. red. prof. I.L. Tukkelya. - Spb.: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2009. - 215 s.

8. Detter G.F., Surina A.V., Tukkel I.L. O

koncepcii razvitija infrastruktury innovacij v regione // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. -2011. -№ 3 (121). -S. 55-61.

9. Tukkel, I.L, Golubev S.A., Surina A.V., Tsvetkova N.A. Metody i instrumenty upravleniya innovatsionnym razvitiyem promyshlennykh predpriyatiy. SPb.: BKhV-Peterburg. - 2013. - 208 s.

10. Tukkel I.L. Surina A.V. Kultin N.B. Upravleniye innovatsionnymi proyektami: uchebnik -SPb.: BKhV-Peterburg, 2011. - 416 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ/AUTHORS

ИТС Татьяна Александровна - доцент кафедры управления проектами, кандидат технических наук; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; 195251, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: its7654321@yandex.ru ITS Tatiana A. - St. Petersburg State Polytechnical University; 195251, Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia; e-mail: its7654321@yandex. ru

Сурина Алла Валентиновна - доцент кафедры управления проектами, кандидат технических наук, доцент; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; 195251, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: avs@acea.neva.ru SURINA Alla V. - St. Petersburg State Polytechnical University; 195251, Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia; e-mail: avs@acea.neva.ru

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013

138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.